JoAntII Joannes Antiochenus, in: Excerpta de insidiis, ed. С. de Boor. Berlin 1905, 58–150. [s.VI] JoAntIII Joannes Antiochenus, in: J.A.Cramer, Anecdota gr, Paris. II. Oxford 1839, 383–401. [s.VI] JoAntiochOr Joannis Antiocheni Oratio. PG 32, 1117–1149. [ca 1100] JoApokBees N.A.Bees, Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos, des Metropoliten von Naupaktos. BNJ 21 (1971–1974) Anhang. [s.XIII] JoApokEp S.Pétridès, Jean Apokaukos, lettres et autres documents inédits. IRAIK 14 (1909) 69–100 (=1–32). [s.XIII] JoApokEpigr A. Papadopulos–Kerameus, πιγρμματα ωννου ποχακου, θην 15 (1903) 463–478. [s.XIII] JoApokNik A.Papadopulos–Kerameus, ωννης πκαυκος κα Νικτας Χωνιτης, in: Τεσσαρακονταετηρς τς καθηγεσας Κ.Σ.Κντου. Athen 1909, 373–382. [s.XIII] JoApokSynod A.Papadopulos–Kerameus, Συνοδικ γρμματα ωννου το ποκακου. Βυζαντς I (1909) 3–30 (Index S.7). [s.XIII] IobMon М.Ретта, Inni inediti di Iob monaco. BollGroll N.S. 19 (1965) 81–139. [s.XIII] JobTheod Job Monachus, Vita Theodorae reginao. PG 127, 904–908. [s.XIII] JoCacs Iohannis Caesariensis Opera, ed. M.Richard – M.Aubineau. Turnhout 1977 (Index 146–167). [s.VI] JoCam Ioannis Caminiatae de expugnatione Thessalonicae, rec. G.Böhlig. Berlin 1973 (Index 72–95). [s.X] JoChort H.Hunger, Johannes Chortasmenos. Wien 1969. [s.XV] JoChortSyn H.Hunger, Aus den letzten Lebensjahren des Johannes Chortasmenos. Das Synaxarion im Cod. Christ Church gr. 56 und der Metropolit Ignatios von Selybria. JÖB 45 (1995) 159–218. [s.XV] JoChrysIs Jean Chrysostome, Commentaire sur Isaïe, ed. J.Dumortier. Paris 1983. [s.V] JoChrysPG Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopolitani opera omnia. PG 47–64. [s.V] JoClim S.Joannis Climaci Scala Paradisi. PG 88, 631–1164. [s.VII] JoClimSchol S.Joannis Climaci Scala Paradisi. Scholia. PG 88, 631–1164. JoDam В.Коттег, Die Schriften des Johannes von Damaskus I–V. Berlin 1969–1988 (Indices). [ca 700] JoDamCan Johannes Damascenus, Canones, ed. A. Nauck. Bull. de l " Ac. imp. des sciences de St.Pétersbourg, N.S. 4,1 (1893) 105–129. [ca 700]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Так, в 1051 г. был поставлен киевским митрополитом Иларион (1051–1055), автор «Слова о Законе и благодати», а в 1147 г., по указанию киевского князя Изяслава, – Климент Смолятич (1147–1155), что привело к внутрицерковному конфликту: поставление вызвало протест епископов, среди противников оказались новгородский архиепископ Нифонт и Мануил Смоленский. Судьба Климента оказалась тесно связанной с политической ситуацией вокруг Изяслава: он вынужден был покинуть Киев вместе с князем в 1149 г. Дважды Изяслав изгонял из Киева Юрия Долгорукого, и вместе с ним возвращался Климент. После смерти Изяслава митрополит Константин (1155–1159) проклял Климента, однако сыновья Изяслава сделали попытку вернуть Климента на престол. Еще одна попытка была предпринята Андреем Боголюбским. Он изгнал в 1156 г. Нестора, епископа Ростовского, за то, что тот «не велел мясо есть в Господские праздники, если придутся на среду или пятницу». Княжеский кандидат Федор (Феодорец) не был поставлен патриархом (о Федоре летописец говорит как о мучителе, немилостиво казнившем священников и горожан; возможно, это было связано с применением византийского уголовного права – Эклоги). После прибытия митрополита Константина на Русь Федора постигла жестокая расправа. 8. Разделение церквей Раскол в христианском мире не прошел незамеченным на Руси. Русские митрополиты-греки создали ряд антилатинских сочинений: митрополиту Георгию (1082–1075) приписывают «Стязание с латиною», Льву, митрополиту Переяславскому, принадлежит Послание к римлянам в форме диалога, где в числе латинских отступлений называются не только Filioque и опресноки, но также субботний пост и безбрачие священников. Митрополит Иоанн II (до 1077/8–1089) написал ок. 1088 г. полемическое послание папе Клименту III (1080–1100); митрополиту Никифору (1104–1121) принадлежит полемическое послание (во многом сходное с посланием Георгия). Однако, несмотря на усердие митрополитов, отношение к латинянам на Руси было благожелательным, браки в княжеской среде с латинянами продолжались, несмотря на запреты, a митрополит Иоанн в «Правилах» возмущается тем, что в Новгороде православные ходят к латинским попам, что он расценивает как «двоеверие».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1142 Среди латинян, попавших в плен под Рамлой, источники называют коннетабля Генриха IV Конрада, виконта Одо Арпина и др. (Setton..., Α history..., р. 365). 1143 Dölger, Regesten..., 1216 (Дэльгер датирует 1102 г.). См. прим. 1214. 1144 Ни один западный источник не содержит каких бы то ни было сведений о пленении Готфрида. Готфрид умер в 1100 г., за два года до битвы под Рамлой, которую имеет в виду Анна (см. выше, прим. 1141). 1145 Новая ошибка Анны: Балдуин еще в 1098 г. был усыновлен правителем Эдессы Торосом, а затем получил власть в городе (Math. Ed., р. 14 sq.). Хронология и детали этих событий по-разному освещаются историками (Laurent, Des Grecs aux croises, p. 417 sq.). 1146 Т. е. Латтакию в Сирии. 1147 Мараклея – город да сирийском побережье к югу от Гавала (Honigmann, Die Ostgrenze..., S. 100, Anm. 9). 1148 Валан – город на сирийском побережье между Гавалом и Мараклеей (Honigmann, Die Ostgrenze..., S. 100, Anm. 9). 1149 Dölger, Regesten..., 1211. 1150 Вопрос о Латтакии и о времени, когда Сен-Жилль мог передать ее императору, весьма сложен. По данным Альберта Аахенского (Alb. Aq., VI, 55), Сен-Жилль вернул Латтакию императору в середине января 1099 г. Такая датировка вполне соответствует и хронологии Анны, ибо, во-первых, писательница в одном ряду с Латтакией упоминает о передаче Алексею Мараклеи, которая была взята крестоносцами в феврале 1099 г. (Gesta,X, 34), а во-вторых, по словам Анны, Сен-Жилль после передачи Латтакии двинулся на юг через Тортосу к Триполи (писательница, конечно, имеет в виду поход Сен-Жилля во главе крестоносного войска к Иерусалиму в январе-июне 1099 г.). Столь замечательное совпадение данных источников было замечено еще Ф. Шаландоном (Chalandon, Essai..., рр. 208– 212), но решительно отвергалось Ч. Дэвидом (David, Robert Curthose, рр. 230–244), во-первых, потому, что сведения Альберта подчас носят легендарный характер; во-вторых, потому что они противоречат данным Раймунда Ажильского и других западных хронистов. Однако, как это прекрасно сознает сам Ч. Дэвид, свидетельства наших источников о Латтакии этого периода вообще очень противоречивы, и поэтому мы не вправе пренебрегать совпадением данных двух источников, создававшихся совершенно независимо друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Друг основателя ордена тамплиеров Гуго де Пейна (1070–1136), он незадолго до описываемых событий оставил родину, отрекся от титула и вступил в орден рыцарей-храмовников. В общем, это была весьма колоритная и авторитетная фигура. И хотя заговорщики не смогли достигнуть своей цели, неожиданно выяснилось, что у Фулько есть и могущественные враги. Первым из них стала княгиня Алиса Антиохийская, пожелавшая получить официальный титул правителя этого княжества. Ее естественными союзниками стали граф Понс Триполийский (1112–1137) и князь Жослен II Эдесский (1131–1159), сын Жослена I (1118–1131) и его жены Беатрис, дочери Армянского царя Констандина I (1095–1100), правителя Киликийской Армении. Причина их враждебного отношения к Иерусалимскому королю заключалась в том, что граф Эдессы получил свои земли не по праву ленной присяги Иерусалимскому королю, а как наследник отца, что шло вразрез с представлениями того времени. Разумеется, Жослен II мечтал создать собственную независимую династию с передачей власти по наследству, а не по желанию Иерусалимского короля, их сеньора. В свою очередь у Понса были собственные виды на Антиохию – он хотел расширить владения Триполийского княжества. Но Фульк быстро развеял их планы. В данном соперникам сражении он разбил армию графа Триполи, захватив того в плен, а затем привел правителя Эдессы к чуть запоздалой присяге 416 . А вслед за тем король Иерусалима неожиданно предложил руку Констанции графу Раймонду де Пуатье (1115–1149), сведя на нет предыдущие переговоры Алисы с Константинополем. Поскольку супруг ровно в три раза был старше своей жены, ни у кого не возникло сомнений относительно того, что брак носит политический характер и цель его предельно ясна. Фулько стремился усилить французскую линию на Востоке 417 . Нечего и говорить, что согласие честолюбивого графа Раймунда де Пуатье оскорбило Римского императора, поскольку откровенно игнорировало его права как сюзерена Антиохии. По крайней мере, сам василевс полагал, что связанные с ним ленной присягой правители латинских государств на Востоке не вправе решать столь значимые вопросы без его участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

захватили Лиссабон. Многие из этих крестоносцев навсегда остались в Испании, и только очень незначительная часть направилась в Святую Землю, где принимала участие в неудачном походе против Дамаска. Раймунд Антиохийский (1099-1149) — Раймунд де Пуатье, князь Антиохии с 1136 г., дядя Алиеноры Аквитанской. Нуреддин (Нур ад-Дин) — Нур ад-Дин Махмуд, " светоч веры " (1118-1174), сын мосульского атабека Имад ад-Дина Зенги I (см. прим. 61 к гл. II), которому наследовал в 1146 г. Владел Алеппо и Эдессой. Успешно вел борьбу с крестоносцами, разгромив короля Иерусалимского Амальрика (Амори) I. Генрих Лев — герцог Баварии и Саксонии из рода Вельфов (1129-1195), сын Генриха Х Гордого, наследовал своему дяде Вельфу VII в 1142 г. Расширил на восток свои владения за счет славян, присоединил Мекленбург и Померанию, став одним из самых сильных феодалов Германии. За отказ предоставить военную помощь императору Фридриху I Барбароссе против ломбардцев был по решению рейхстага изгнан из своих владений и в 1181 г. бежал к английскому королю Генриху II, на дочери которого Матильде был женат. Вернулся в Германию в 1188 г., но, отказавшись отправиться в третий крестовый поход под началом императора, был вновь изгнан. Вернувшись через несколько месяцев, попытался отвоевать свои владения силой. Его сын Оттон, герцог Люнебург-Брауншвейгский, сумел добиться императорской короны в 1198 г., но не смог закрепить ее за Вельфами. Альбрехт Медведь — маркграф Бранденбургский (ок. 1100-1170), сын Оттона Богатого, графа Балленштедтского и Аршелебенского, которому наследовал в 1123 г. Безуспешно боролся с Генрихом Львом за обладание Саксонией, добился успеха в войне с вендами (см. прим. 21), населявшими Бранденбургскую марку. В 1157 г. завершил покорение вендов, способствуя заселению своих новых владений немцами и голландцами. Венды (полабские славяне) — племена бодричей и лютичей, жившие с 40-х гг. XI в. на побережье Балтийского моря между устьями Лабы и Одры. Карл I Великий (ок. 742-814) — король франков с 768 г., император с 800 г., сын Пипина Короткого и Берты Большеногой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Изменения в структуре католич. Церкви в И. повлекли за собой передел границ еп-ств и привели к спорам о юрисдикции между кафедрами. Так, в состав церковной пров. Брага (восстановлена в 1091) вошли еп-ства сев.-зап. И.- Асторга, Визеу, Коимбра, Луго, Мондоньедо, Оренсе, Порту и Туй. Однако в результате усилий епископов Сантьяго-де-Компостела провинция была разделена. По просьбе еп. Далмация кафедра Сантьяго-де-Компостела была непосредственно подчинена Папскому престолу (1095), в 1104 г. еп. Диего Хельмирес (1100-1149) получил право ношения паллия. Благодаря тому что находившаяся в Сантьяго-де-Компостела гробница ап. Иакова широко почиталась и в город стекалось множество паломников из Европы, еп. Диего Хельмирес, сосредоточив в своих руках огромные богатства, активно участвовал в междоусобицах, искусно лавируя между соперничавшими испан. правителями, знатными кланами и горожанами. В 1120 г. по его ходатайству папа Каллист II даровал кафедре Сантьяго-де-Компостела архиепископский статус (формально там была восстановлена древняя митрополия Мериды (рим. Эмерита Августа), находившаяся под властью мусульман) с 2 суффраганами (Коимбра и Саламанка). Тогда же архиеп. Диего Хельмирес был назначен папским легатом в провинциях Браги и Сантьяго-де-Компостела. Архиепископ пытался подчинить еп-ства Галисии (Луго, Мондоньедо, Оренсе, Туй), способствуя назначению на кафедры своих сторонников. Эти действия, а также притязания архиеп. Диего Хельмиреса на диоцезы Авилы и Саморы привели к конфликту между ним и архиепископами Толедо и Браги. В дальнейшем расширение церковной пров. Сантьяго-де-Компостела проходило за счет основания новых еп-ств на юге - Эворы (1165), Силвиша (1189), Гуарды (1197), Лиссабона (1148, с 1343 архиеп-ство) и др. После создания церковной пров. Лиссабона (1392) в нее вошли диоцезы, расположенные на территории Португалии. В составе пров. Сантьяго-де-Компостела, кроме 4 галисийских еп-ств, остались диоцезы Асторги, Авилы, Бадахоса, Сьюдада-Родриго, Кории, Пласенсии, Саламанки и Саморы.

http://pravenc.ru/text/674995.html

После кончины Н. и кард. Гумберта во главе рим. сторонников реформ встал Хильдебранд, к-рый организовал избрание на Папский престол еп. Ансельма Луккского (папа Александр II) в соответствии с декретом 1059 г. В то же время представители рим. аристократии обратились за поддержкой к герм. двору, и имп. прелаты, действовавшие от имени Генриха IV, избрали антипапу Гонория II . Соч.: Jaff é . RPR. T. 1. N 4392-4468; PL. 143. Col. 1299-1362. Ист.: Guillermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi//MGH. SS. T. 9. P. 239-298; Wido episcopus Ferrariensis. De schismate Hildebrandi//MGH. Lib. T. 1. Р. 529-567; Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum//Ibid. P. 568-620; Deusdedit presbyteri cardinalis Libellus contra invasores et symoniacos et reliquos schismaticos//Ibid. T. 2. P. 292-365; LP. T. 2. P. 279-280, 334-336, 357-358; Annales Altahenses. Pars altera//MGH. SS. T. 20. P. 791-824; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/Ed. O. Holder-Egger. Hannoverae; Lipsiae, 1894. (MGH. Scr. Rer. Germ.; Annales Casinenses//MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1385-1429; Le carte della canonica della cattedrale di Firenze (723-1149)/Ed. R. Piattoli. R., 1938; Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); Die Briefe des Petrus Damiani/Hrsg. K. Reindel. Münch., 1983-1993. 4 Bde. (MGH. Briefe; 4); Benzo von Alba. Sieben Bücher an Kaiser Heinrich IV./Hrsg. H. Seyffert. Hannover, 1996. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 65); Die Chroniken Bertholds von Reichenau und Bernolds von Konstanz, 1054-1100/Hrsg. I. S. Robinson. Hannover, 2003. (MGH. Scr. Rer. Germ. N. S.; 14); MGH. Conc. T. 8. Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 4. Pt. 2. P. 1133-1216; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1913. Vol. 6. Pars 1; 1935. Vol. 8; 1962. Vol. 9; Schwartz G. Die Besetzung der Bistümer Reichsitaliens unter den sächsischen und salischen Kaisern. Lpz.; B., 1913; Fliche A. La Réforme grégorienne. Louvain; P., 1924. T. 1. P. 309-340; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Middle Ages. L., 19252. Vol.

http://pravenc.ru/text/2566080.html

Упрощенную композицию кафоликона мон-ря Неа-Мони напоминает небольшая ц. Преображения Господня в Хортиатисе близ Фессалоники (вероятно, XII в.). Стены в промежутках между внутренними пилястрами, включая тимпан под подкупольной аркой, прорезаны крупными проемами, но наос перекрыт глухим купольным сводом. Снаружи кубовидный объем завершен низким восьмигранником, покрытым шатром. Еще более оригинально пространство ц. вмч. Димитрия в Айосе на о-ве Эвбея (рубеж XII и XIII вв.). В основе композиции - упрощенный вариант крестово-октагонального типа, при к-ром углы купольного квадрата заменены нишами, а прямоугольные в основе короткие поперечные рукава в нижней зоне содержат по 3 округлые ниши и в верхней заменены плоскими экседрами. Церковь Св. Софии в Монемвасии. Ок. 1150 г. Церковь Св. Софии в Монемвасии. Ок. 1150 г. Вариация подобных купольных композиций строгих форм с чередованием прямоугольных рукавов с угловыми нишами послужила в XII в. основой нового типа нартексов, не имевших, однако, широкого распространения (мон-ри Живоносного Источника в Пили (Дервеносалеси) (с 12-оконным барабаном) и Порта Панагия близ Трикалы). В XII в. почти повсеместно строятся 4-колонные крестово-купольные церкви, но вариант с глубокой алтарной зоной, примыкающей к 4-колонному залу, в к-ром угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами, встречается крайне редко: ц. Успения Богородицы в Хоникасе в Арголиде (XII в.). Редко подобная структура сочетается и с глухими угловыми куполами, как в кафоликоне мон-ря Осиос Мелетиос, ц. Пантанассы в Панданасе (Ерумане) близ Монемвасии (провинциальное воспроизведение с квадратными колоннами). Более распространенными были композиции с цилиндрическими сводами над угловыми компартиментами, как правило слитыми только с малыми поперечными арками, отходящими от центральных колонн. С развитой алтарной зоной эта композиция представлена в церкви мон-ря Агия-Мони в с. Ария близ Нафплио (1149), но в большинстве построек главная апсида непосредственно примыкает к вост. рукаву зала, а боковые - к его вост. угловым зонам (кафоликон мон-ря Кесариани на Имитосе в пригороде Афин (XII в.), церкви Преображения Господня в афинском квартале Плака (ок. 1100), св. Георгия в Ките на п-ове Мани, Епископи на о-ве Тира (Санторин)).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Попытка поправить дело в 1149 г., когда новгородский епископ Нифонт был вызван в Киев и силой удерживался там (НПЛ. С. 26, 211–212; ПСРЛ 2. Стб. 307–309), закончилась безрезультатно: в августе 1149 г. столицу Руси захватил Юрий, митрополит Климент удалился вместе со своим покровителем на Волынь, а Нифонт вернулся в Новгород. Несомненно, давление на Нифонта продолжалось и после того, как с начала 1151 г. Киев снова перешел в руки Изяслава. Положение новгородского владыки было сложным: он епископил в городе, который, как говорилось, твердо держал сторону Изяслава, даже во время первого киевского княжения Юрия в 1149–1151 гг. Митрополит Климент не оставлял Нифонта в покое, «мучащюся с ним и научающю на ны Изяслава и своя поборники» (так в ретроспективном сообщении 1156 г.: ПСРЛ 2. Стб. 484), которых, очевидно, хватало в Новгороде. В правовом отношении то был тупик, но не в идеологическом. Одной из важных составляющих идеологического оформления и обоснования церковной новизны, какую представляло собой поставление митрополита Климента Смолятича, стала опора на авторитет свт. Климента Римского , благословившего Русь, и прежде всего Киев, явлением своих святых мощей. В активизации общерусского почитания свт. Климента новый митрополит – русин видел одну из своих первоочередных задач. Это как раз и могло послужить областью частичного компромисса с митрополией в глазах традиционалистов – Нифонта Новгородского и Мануила Смоленского. Собственно, даже не компромисса, а внешней, показной уступки: ведь при отсутствии реального канонического значения во включении мощей свт. Климента в процедуру поставления митрополита речь, в сущности, шла о видимостях и их влиянии на умы и души современников. Признание Климента митрополитом было для Нифонта и Мануила неприемлемо, но они, разумеется, не могли иметь ничего против церковного почитания свт. Климента Римского . Злоупотребление мощами свт. Климента, которое, с их точки зрения, произошло в Киеве, никак не могло препятствовать такому почитанию, которому следовало только придать корректную форму, выбив тем самым из рук Климента Смолятича и Изяслава Мстиславича их главное оружие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

9 Локоть – мера длины, соответствующая расстоянию от локтя до конца вытянутого среднего пальца, что составляло приблизительно 14 вершков, то есть 45–47 см. 10 В данном случае «гривна» – единица денежного счета, равная определенному весу драгоценного металла. 11 Трапеза – жертвенник, престол, то есть расположенное в алтарной части храма сооружение в виде стола, на котором приготовляется «бескровная жертва» – хлеб и вино, для совершения евхаристии (причащения). 15 Здесь речь идет о владимиро-суздальском князе Юрии Долгоруком (90-е гг. XI в. – 1157), сыне Владимира Мономаха . Еще при жизни отца он получил в удел Ростово-Суздальскую землю. Когда умер киевский князь Всеволод Ольгович (1146), великокняжеский престол занял его брат Игорь Ольгович, однако в результате междоусобной войны Ольговичей на киевском столе сменили Мономаховичи. Сначала власть в Киеве перешла к Изяславу Мстиславичу, внуку Владимира Мономаха , а в 1149 г. – к Юрию Владимировичу, который с 30-х годов XII в. боролся за Переяславль-Южный и Киев. В 1151 г. Юрий Долгорукий был смещен Изяславом Мстиславичем, но спустя три года сумел вернуться на киевский престол, где правил до своей смерти (1157). 19 Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха , занимал киевский великокняжеский стол .с 1146 по 1149 г. и с 1151 по 1154 г. В данном случае имеется в виду поход на Киев Юрия Долгорукого в 1149 г. (см. также коммент, к л. 4 об., к словам «седе Георгий Володимеричь в Кыеве»). 20 Предполагают, что под «Святым Дмитрием» подразумевается церковь Святого Дмитрия, построенная в Суздале епископом Ефремом, постриженником Киево-Печерского монастыря. Дмитровская церковь и монастырь, возникшие в конце XI в., стали крупным культурным центром, где велось летописание. Историки называют Дмитровский монастырь в Суздале «северной Киево-Печерской лаврой». Из этого монастыря вышел ряд ростовских епископов. 21 Влахерна – район Константинополя, расположенный около гавани, где находилась церковь Богородицы, сооруженная в правление императора Льва Великого (457–474). В этом храме хранилась риза Богоматери, принесенная в 474 г. из Палестины, и чудотворная икона Богородицы Влахернской, связанная, по преданию, с видением покрова Божьей матери святому Андрею Юродивому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010