Мы знаем, что антиминсы приготовляются, когда епископ сам совершает освящение храма, именно из постланной и развернутой на престоле ткани, которая режется на куски, надписывается и раздается священникам. И без антиминсов служить нельзя... Полагать антиминсы нужно не на всех престолах, но лишь на тех, о которых неизвестно, освящены они или нет, ибо антиминсы занимают место освященных святых престолов, и там, где известно, что престол освящен, нет нужды в антиминсе. Начиная с XIII века, однако, антиминс стали полагать также и на освященный престол. Этот обычай сохраняется ныне во всех Поместных Православных Церквах, несмотря на то что чин освящения антиминса, печатаемый в архиерейском Чиновнике, носит название «Последование како освящати антиминсы архиерею, на нихже священнодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей». Согласно практике Русской Православной Церкви, в антиминс вшивается частица мощей святого или мученика, что напоминает о древней традиции совершать литургии на гробницах мучеников. Практика зашивания мощей в антиминс неизвестна Греческой Церкви, где считается достаточным наличие частицы мощей святого в престоле храма. В древнерусские антиминсы также не зашивались мощи святых. Нет никаких следов присутствия мощей в русском антиминсе 1149 года, описанном И.И. Срезневским . Отсутствие мощей в древнерусских и греческих антиминсах обусловлено тем, что антиминс воспринимался прежде всего как грамота, дающая право совершать богослужение в том или ином храме. Смысловым центром антиминса была подпись епископа, а не мощи святого; частица же мощей находилась под престолом. Однако в настоящее время в Русской Церкви частица мощей мученика или святого зашивается во все антиминсы. Форма упомянутого антиминса 1149 года почти квадратная (36 см в длину, 35 в ширину), в середине изображен восьмиконечный крест, по краям содержится надпись: «Жертвенник святаго мученика Георгия. Священнодействован от Нифонта архиепискупа Новгородскаго повелением епискупа Ростовскаго Несте(ра), при благочестивем князе Георгии, сыну Мономахову, месяца сентября в 1, лета 6657, индикта в 12». В настоящее время более распространены прямоугольные антиминсы размером приблизительно 40x60 см с изображением погребения Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во времена правления атабагов Иване II (1391-1444), Кваркваре (1451-1498) и Мзечабука (1500-1515) самцхийские архиереи старались вывести Церковь Самцхе-Саатабаго из юрисдикции Мцхетского Католикосата. Церковному сепаратизму во многом способствовали Иерусалимские и Антиохийские Патриархи, в результате мусульм. притеснений вынужденные с целью сбора податей путешествовать по христ. странам Востока, в т. ч. по Грузии. Со времени атабага Мзечабука сохранилась двуязычная арабско-груз. грамота (Кекел. Ad. 503) Антиохийского Патриарха Дорофея, в к-рой мацкверели разрешалось самому рукополагать епископов (ПГП. Т. 3. С. 240-241). Мацкверели стал именоваться главой архиереев ( ), как назван, напр., еп. Серапион в надписи 1577 г. на колокольне мон-ря Зарзма ( . С. 125). Благодаря энергичным действиям Мцхетских Католикосов, особенно Давида III (Гобелисдзе), сепаратистские попытки архиереев Самцхе-Саатабаго закончились провалом ( . С. 32-33). В целях пресечения церковного партикуляризма с XV в. появились т. н. грамоты верности ( ), где архиереи и наиболее сановные иереи разных епархий клялись Мцхетскому Католикосу в верности (см., напр., грамоты архиереев Кумурдо, Манглис-Тифлиси, Тбети, Алаверди, Никози, Рустави, Руиси и др., а также настоятелей мон-рей Вардзиа и Джвари, анчийского архимандрита и др.- ПГП. Т. 3. 24-27, 31, 38, 41-44, 49, 57, 60, 61, 68, 74, 129, 138, 174, 202, 203, 238, 245, 260). Сохранились 3 грамоты мацкверели: еп. Николая (1346-1360) Католикосу Иоанну (Католикос с таким именем в этот период неизвестен, поэтому дата грамоты и время пребывания на кафедре еп. Николая определяются годами царствования Давида IX ) (Там же. 24. С. 181-182, 1149), еп. Герасима Католикосу Михаилу VI (Там же. 25. С. 182-184, 1149) и еп. Серапиона Католикосу Феодору III (Там же. 24, 25, 27. С. 185-186, 1150). Во время пребывания турок-сельджуков в Юж. Грузии (с кон. XVI в.) А. е. сильно пострадала от разрушений, кафедральный собор превратился в руины. В кон. XVII в. епархия была упразднена. По описанию царевича Вахушти, «[в Ацкури] сидел митрополит... но в настоящее время [церковь] пустует, а в крепости стоят янычары» (КЦ. Т. 4. С. 662).

http://pravenc.ru/text/77234.html

Месяца сентября в 1-й день в лето 6657 (т.е. 1149)». Архимандрит (ныне Епископ) Макарий полагает, что эта надпись выражает ту мысль, что князь Суздальский Георгий Владимирович Долгорукий, чрез своего владыку (Ростовского) Нестора, повелел Архиепископу Нифонту освятить придел в храме, построенном от брата его Мстислава, за 56 лет пред сим. Придел сей, если он действительно был при Николо-Дворищском соборе, мог быть устроен в честь своего ангела самим Мстиславом (Георгием) или же устроен вновь, в 1149 году, властолюбивым Юрием (Георгием) Долгоруковым (Археолог. опис. церк. древн. в Новгор., Архим. Макария. 1860. Москва, ч. 1, стр. 254). Г. Срезневский не соглашается с этим мнением. Он объясняет надпись так: «Говорить, что антиминс освящен для Новгородской церкви, можно по предположению, основываясь на том, что жертвенник освящен владыкою Новгородским и что найден в Новгороде. Но достаточно ли этих доводов, чтобы предположение принять за положительное данное? Допустив его, как действительность, надобно допустить и вообще, что владыка Новгородский освящал жертвенники в Новгороде «повелением» Ростовского владыки,следовательно признавал свою зависимость. Не из чего однако не видно, чтобы такая зависимость, когда бы то ни было, действительно была. Владыки Новгородские были в некоторой зависимости от Митрополитов всея Руси, и затем ни от каких других владык. Они святили церкви в своей епархии ни по чьему нибудь повелению, а сами по себе. Если же владыка Новгородский не мог быть обязан освящать жертвенников в Новгороде повелением владыки Ростовского или другого князя, то и этот жертвенник св. Георгия освящен Нифонтом не в Новгороде, а где нибудь в другом месте, вне епархии Новгородской, где он, хотя и оставаясь владыкою, не был владыкою самовластным, где самовластным владыкою был Нестор. Таким был Нестор в епархии Ростовской. Свидетельство летописи подтверждает это предположение. Нифон действительно освящал церкви в Суздале, и именно в то время, когда был освящён жертвенник святого Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Минимален (профильные обводки окон, слепые аркатуры в интерьере) и декор храма бенедиктинского монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья (пров. Уэска; после 1071-1094), усыпальницы королей соседнего Арагона. Это однонефная 3-апсидная постройка, возведенная над врубленной в скалу криптой. Более разнообразный декор получила ц. Сан-Педро в Сиресе (пров. Уэска; 1082 - нач. XII в.), чей крестообразный план с невысокой квадратной башней над средокрестием отражает традиции леонской архитектуры. Двухэтажная капелла замка в Лоарре (пров. Уэска; 1096) с куполом на низком 8-гранном барабане близка к храмам соседней Каталонии по композиции, но ее декор (сложная профилировка портала и оконных проемов, вертикальные полуколонны и др.) свидетельствует об укоренении романских приемов на территории Арагона. Формы собора Сан-Педро в Хаке (1077-1082, 1104-1130) сочетают приемы разных школ франц. романского стиля. В плане же это 3-нефная базилика с 3 полуциркульными апсидами и трансептом, четко выраженным в пространстве, но не выступающим за линию боковых нефов. Интерьер базилики Сан-Исидоро в Леоне. 1063–1149 гг. Подобный план лег в основу значительного числа романских храмов в И. В частности, он использован в ц. Сан-Мартин во Фромисте (пров. Паленсия; кон. XI в.). Храм имеет высокий 8-гранный барабан и 2 круглые башни по сторонам западного фасада. Несмотря на сильные реставрационные поновления (1895-1904, архит. Мануэль Анибаль Альварес-и-Аморосо), храм и сейчас отличается почти классической уравновешенностью объемов и декора. Тот же план использован в важнейшей в Леоне романской базилике Сан-Исидоро (до 1063-1149); здесь рукава трансепта слегка выступают за линию боковых стен и апсид. Центральный неф перекрыт на всю длину цилиндрическим сводом, пространство средокрестия отделено от рукавов трансепта многолопастными арками, имеющими очевидное мусульм. происхождение. С запада, со смещением к северу от оси базилики, расположен 2-этажный Королевский пантеон, построенный несколько раньше остальных частей храма.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

3) См. на 1152 стр. 1 прим. 4) Хотя некоторые священники, при приобщении больного частицею запасных Даров, и приливают к оной воду (см. Ц.В. 1897, 28; сн. у Забелина, 180 стр.), но, согласно указанию Требника, в этом случае должно быть прилито именно вино. 5) См. на 1152 стр. 2 прим. 6) См. 1149 стр. печатного оригинала. 7) Сн. на 1149 стр. 3 прим. 8) После молитвы: «Господи Боже наш», следует непременно прочитать из чина исповеди разрешительную молитву («Господь и Бог наш Иисус Христос»), если только больной не был исповедан и разрешён заранее: иначе и священник, обязанный произнесть суд свой о грехах исповедующегося, останется в ложном положении, и совесть кающегося будет в неопределённом состоянии, поскольку он не будет знать, прощены или не прощены грехи его (Киш. Е.В. 1871, 20; Ц.В. 1896, 40). – См. ещё на 1152 стр. 3 прим. 9) Перед причащением больного священник, обыкновенно, читает молитвы: Верую, Господи, и исповедую… и проч. (см. на 795 стр. 4 прим.), которые больной повторяет за священником. «Причащает же запасными Дарами с лжицы дважды и трижды, дабы возмогли потребити» (Деян. Москов. 1667 г. Соб. – см. Пособие, 697 стр.). – Если положение больного слишком опасно, то, по прочтении разрешительной молитвы, должно произнести: «Со страхом Божиим и верою приступите», и немедленно преподавать больному св. Тайны (Рук. д.с.п. 1886, 46). Дополнительные примечания 1) Если приходится приобщать несколько больных в одной избе, то лучше сразу приготовить для них св. Дары по числу больных, чем делать это для каждого порознь, причем сначала следует приобщать более слабых. Впрочем, если иерей найдёт более удобным, то для каждого больного может растворять частицу тела Христова отдельно (Псков. Е.В. 1895, 3). 2) Третья молитва в чине причащения больного: «Господь Бог премилостивый», должна пониматься как совокупность не «благожеланий», а «благословений», выражаемых, притом, священником, как лицом, обладающим властью иерархической; а потому, по мнению некоторых, она обязательно должна произноситься с обращением к больному (а не к иконе, как это делается некоторыми) и с преподанием ему благословения (см. Тайн. испов., проф. А.И. Алмазова , 2 т., 101 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

2976 «Въ лто 6638 поставиша архепископа Нифонта, мужа свята и зло боящяся бога; и приде Новугороду мсяця генъвря в 1 день, на святого Василья, на обедьню». («Поставили архиепископа Нифонта, мужа святой жизни и боящегося Бога; и прибыл в Новгород 1 января, в день святого Василия, к литургии» (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156). «...Нифонт Новгородский не только возражал на Киевском Соборе 1147 г. против поставления Климента Смолятича в преемники митрополиту Михаилу, ссылаясь на его «рукописание», но и после поставления Климента не хотел признавать его митрополитом и поминать его имя при богослужении в Новгородской епархии. Узнав об этом, Изяслав Мстиславович вытребовал Нифонта в 1149 г. в Киев и заключил в Печерский монастырь, в котором он оставался и в 1150 году до вступления в Киев Суздальского князя Юрия Долгорукого...» ( Лебединцев П. Г. Михаил, митрополит Киевский XII в. (1131–1147)//Киевская старина. 1892. 12. С. 10, прим. 1). «В лто 1149. Иде архиепископъ новгородчкыи Нифонтъ в Русь, позвань есть Изяславомъ и Климомъ митрополитомъ: ставилъ бо его бяше Изяславъ съ епископы Рускыя области, не славъши къ Цесарюграду; ... нь посади в Печерьскомъ манастыр, дóндеже Юрьи прииде». (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 28) (Пошел архиепископ Новгородский Нифонт на Русь (В Киев), позванный Изяславом и митрополитом Климентом, которого поставил Изяслав с епископами Русской области (Южной Руси), не посылая в Царьград (без благословения Патриарха); ... но заключили в Печерском монастыре, вплоть до прихода Юрия [Долгорукого. – Сост.]). По Новгородской Первой лет. скончался епископ Св. Нифонт 21.04.1156 в Киеве, куда ездил для встречи митрополита Константина (ПСРЛ. Т. 3. С. 473). Память – 08.04. 2977 Епископ Ростовский, т. к. Нифонт Новгородский в то время находился в заключении, в Киевском Печерском монастыре (Полиевкт, архим. Сведения о российской православной иерархии. Полтава, 1868. С. 44). 2978 «Избран и возведен на сени 1156 года, ибо у новгородцев было обыкновение, по избрании кого-либо во владыки, торжественно вводить. еще до посвящения, на житье в епископский дом» (Словарь исторический... С. 33). «В лто 1158. Того же лта поиде Аркадии къ Кыеву ставится епископомъ, и поставленъ бысть от митрополита Костянтина, и прииде в Новьгород. мсяца семтября въ 13 день, на канунъ святого Въздвижениа». (В год 1158 пошел Аркадий в Киев для поставления в епископы и был поставлен митрополитом Константином, и прибыл в Новгород 13 сентября, перед святым Воздвижением.) (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 217). Вторая дата – дата преставления (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 219,473; Никоновская лет. Т. 9. Стб. 231–232). Память – 18.09 и 04.10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пока шли эти сражения, армии крестоносцев начали свое печальное возвращение в Европу. Как уже говорилось выше, отношения между Мануилом I и Конрадом III, пройдя замысловатую синусоиду, значительно улучшились. И помимо обычных клятв два монарха решили скрепить политический союз семейными узами: сестра Мануила I Феодора была выдана замуж за сводного брата Конрада III. Все ради того, чтобы союзники договорились весной 1149 г. совместно напасть на Сицилию 516 . Впрочем, идиллию не следует переоценивать: далеко не все современники монархов разделяли их восторженность. Родственники византийской невесты откровенно высказывали соболезнования ее матери, отдавшей дочь за «дикого зверя Запада». Придворные Германского короля также не испытывали большой радости от того, что их толкают к союзу с «вероломными» византийцами 517 . Пока германцы собирали силы для новой кампании, император направился к острову Корфу. Его задача заключалась не столько в доведении до логического окончания осады, сколько в примирении византийцев с венецианцами – почувствовав свою значимость, союзники настолько обнаглели, что начали топить византийские торговые суда. В один из дней они захватили императорский флагман, переодели раба эфиопа в царские одежды и потешались над василевсом. Мануил I, конечно, не забыл этого оскорбления и спустя десятилетия припомнит эту выходку наглым венецианцам. Но сейчас они еще были ему нужны, и царь скрыл свой гнев 518 . Это было вынужденно, если учесть, что, пока византийцы осаждали Корфу, Георгий Антиохийский напал на Константинополь. Город ему взять, конечно, не удалось. Но он разграбил окрестности столицы и даже пустил несколько стрел в императорский сад, расположенный в предместье 519 . Однако на островах, которые еще недавно считались их владениями, не осталось ни одного норманнского воина и ни одного сицилийского корабля. Казалось, что последующий ход событий уже предопределен. И тут Рожеру I Сицилийскому повезло еще раз. В конце июля 1149 г. на юге Пелопоннеса, у мыса Малеи, византийская эскадра под командованием флотоводца Хурупа встретилась с норманнскими кораблями, на которых переправлялись Французский король и его рыцари. Битва выдалась трудная, но при помощи венецианцев византийцы одолели норманнов. После битвы император Мануил Комнин благородно приказал освободить всех пленных французов без какого-либо выкупа, что, кажется, осталось незамеченным на Западе. И, как указывалось выше, Французский король Людовик VII решил задержаться на острове, чем на время обезопасил норманна от острых атакующих действий византийцев 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Междоусобная борьба Юрия и Изяслава заняла всю сер. XII в. Юрий опирался на союз с чрезвычайно окрепшим Галицким княжеством Владимирка Володаревича; на стороне Изяслава были симпатии киевлян и военная поддержка венг. кор. Гезы II, женатого на сестре Изяслава. Среди черниговских Святославичей произошел раскол: Святослав Ольгович был верен Юрию, а Владимир и Изяслав Давидовичи соединились с Изяславом. Борьба шла с переменным успехом, и Киев неск. раз переходил из рук в руки: Изяслав занимал его трижды - в 1146-1149, 1150 и 1151-1154 гг., также трижды и Юрий - в 1149-1150, 1150-1151, 1155-1157 гг., причем зимой 1154/55 г., после смерти Изяслава, здесь пытались безуспешно закрепиться брат последнего смоленский кн. Ростислав Мстиславич, затем черниговский кн. Изяслав Давидович. Общерус. масштаб потрясений усугублялся тем, что ими оказалась захвачена и Церковь. Еще в 1147 г. под давлением кн. Изяслава Мстиславича на митрополию без санкции К-польского патриарха частью рус. архиереев (преимущественно из Юж. Руси) был возведен Климент Смолятич. Это была попытка со стороны князя сломать обычный порядок поставления Киевских митрополитов в К-поле и получить в лице митрополита орудие исполнения своих политических планов. Однако Климента не признал не только Ростовский еп. Нестор (что было бы понятно), но также и епископы Новгородский св. Нифонт и Смоленский св. Мануил . Раскол длился до 1156 г., когда на Русь из К-поля по просьбе Юрия Долгорукого прибыл новый митр. Константин I . Он не просто отменил все хиротонии Климента, но и подверг его, равно как и (посмертно) его покровителя Изяслава, церковному проклятию, что лишний раз подчеркивало крайнюю ожесточенность конфликта. Он завершился только по смерти Юрия Долгорукого в 1157 г., когда после недолгих княжений Изяслава Давидовича (1157-1158) и Мстислава (1158-1159), старшего сына Изяслава Мстиславича, в Киеве закрепился св. кн. Ростислав Мстиславич (1159-1167, с кратким перерывом), по просьбе к-рого в Киев прибыл новый митрополит - Феодор . Однако вернуть прежнее значение киевскому княжению Ростислав уже не мог. Старое и новое в отношении к Киеву со стороны князей и формирование политического преобладания Владимиро-Суздальского княжества (посл. треть XII - нач. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/180439.html

1071. Появление волхва в Киеве 1072. Перенесение мощей Бориса и Глеба в новую церковь , построенную Изяславом 1073. † Преподобный Антоний Печерский Святослав Ярославич 1073–1075 Всеволод Ярославич, 1075–76 (шесть месяцев) Изяслав Ярославич в третий раз, 1076–1078 8. Иоанн 2,  прибывший не позднее 1077г. (епископы Исаия Ростовский н Герман Новгородский), † 1089 Между 1074г. и 1078г. Появление волхва в Новгороде Всеволод Ярославич во второй раз, 1078–1093 9. Иоанн 3, 1089–1090 (И. 1090–91) Посольство от анти-папы Климента III. 1091. Возвращение от папы посла митрополичьего. – Перенесение мощей преподобного Феодосия из пещеры в великую монастырскую церковь . – Появление волхва в Ростове. Установление праздника в память перенесения мощей Николая Чудотворца в Бар град 9 Мая Святополк Изяславич, 1093–1114 (И. † 1113) 10. Николай, упоминается 1097–1101г. В 1096г. поставлен епископ Новгородский 11. Никифор 1, 1103–1121 (И. 1104– так же) Владимир Всеволодович Мономах, 1114–1125 (И. 1113–1126) 12. Никита, 1122–1126 (И. так же –1127) 1123. Еретик Дмитр Мстислав Владимирович, Великий, 1125–1132 (И. 1126–1133) 13. Михаил, 1131–1145 (первый год И., второй Лаврентьевская). В 1129г. поставлен епископ Новгородский Ярополк Владимирович брат предыдущего, 1132–1138 (И. 1133–1139) 1137. Учреждение епархии Смоленской Вячеслав Владимирович брат предыдущего, 1138 (И. 1139. Две недели) Всеволод Олегович, внук Святослава Ярославина, 1138–1146 (И. 1140 – так же) Игорь Олегович, брат предыдущего, 1146 (И. так же. Две недели) Изяслав Мстиславич 1146–1149 (И. так же) 14. Клим или Климент, 1147–1154 (удалявшиеся с кафедры вместе с Изяславом Мстиславичем; † после 1164г. И. 1147. Поставление Клима в России и раскол с Греческой церковью Юрий Владимирович Долгорукий, 1149–1150 (И. так же) Изяслав Мстиславич во второй раз, 1150 (И. так же. Не долго) Юрий Владимирович Долгорукий во второй раз, 1150 (И. так же. Не долго) Изяслав Мстиславич в третий раз, с дядей Вячеславом Владимировичем, который выше 1150–1154 (И. так же)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1148 О соборе у Льва Алляция, De consens. 664, 555–558. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, V, S. 609. – Δημητρακοπουλος , ρϑοδοξος λλας, ν Λειψ, 1872, 30: упоминает о Диалоге Анхиала, на основании Müller " а, Catalog. manuscrits Grecs de la bibliotheque de l’Escurial, Paris, 1848, p. 503 (список диалога хранится в Эскуриале). – Соч. Этериана прот. греков: Этериана: s. I. CCII, 231. 1149 См. рассказ анонимного писателя у Алляция (De consensu, р. 694, 695) о том, как 13 монахов после трехлетнего заключения в тюрьме, за отказ принять латинскую веру, были замучены: одни были привязаны к конским хвостам, а другие вместе с игуменом Иоанном сожжены на костре. 1150 В реферате нунциев времясчисление флорентийское, начинающее новый год с Благовещения, поэтому январь 1233 года, обозначенный у нунциев, соответствует январю 1234 года нашего счисления. 1153 Сведения об этом соборе сохранились в отчете или записи нунциев напеч. у Манси, XXIII, 279–319 и Гардуина, VII и в сочинениях патриарха Германа: 1) πντησις πρς τν μολογαν το ππα Γριγοριου κα πρς τος π’κενου σταλντας φρεμενουρους περ τς εκπρεσεως το γου Πνεματος (Издано в Венеции в 1796 г. вместе с хроникой Францы); 2) Два послания на остр. Кипр (Colelerii, Monumenta eccl. Graecae II 462–482); 3) Λγος περ τς εκπορεσεως το γου Πνεματος; 4) Περ ζμων πρς Θεδορον (τινα) Στουδτην (Рукоп. Парижск. библ. 1295); 5) Περ το καϑορτηρου πυρς; 6) Περ το βαπτσματος (упом. Алляцием, De consens. p. 712); 7) μολογα τς ’ντως ληϑος πστεως к монахам монастыря Иоанна Предтечи τε οκ πειϑοντο τος δγμασι τν Λατνων. (В рукописи Московск. Синодальной библ. 208), и 8) Послание к латинскому Константинопольскому патриарху (Рукоп. библ. св. Марка в Венеции, 575). См. Димитракопула (ρϑοδ. λλας), стр. 39–47. – Migne, Patr. CXL, 593–602 (по Fabric. XI, 162–171). – Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi, 1873, II, 5. 1155 О Лионской унии: статья в l’Union Chretienne 1861. – Иеромон. Владимира (Никольского) Лионская уния. Правосл. Обозрение, 1867, XXIII, XXIV. – Hefele, Conciliengesch. VI, 1867, стр. 103–147. – Raynaldi, Annales ecclesiast.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010