3.3.10. В случае кончины Предстоятеля ЭПЦ МП до созыва Собора временное управление Церковью переходит викарному Архиерею, а в отсутствии такового — непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. 3.3.11. Кафедральным храмом правящего Предстоятель ЭПЦ МП ЭПЦ МП является собор Александра Невского в г. Таллине. 3.4. Собор 3.4.1. Высшим органом, при содействии которого Предстоятель ЭПЦ МП управляет Церковью, является Собор ЭПЦ МП. 3.4.2. Собор осуществляет высшую законодательную, административную и контролирующую власть в ЭПЦ МП. 3.4.3. К компетенции Собора относится: 3.4.4. Членами Собора является все духовенство ЭПЦ МП (исключая заштатных и запрещенных в служении священников), а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого Прихода. На Соборе председательствует Предстоятель ЭПЦ МП. 3.4.5. Сессии Собора созывает Предстоятель ЭПЦ МП. В случае невозможности для Предстоятеля ЭПЦ МП управлять ЭПЦ МП Собор созывается Синодом ЭПЦ МП. Соборы очередные созываются 1 раз в год, внеочередные — по мере необходимости. Письменные сообщения о времени и месте проведения очередного Собора рассылаются по приходам не позднее чем за 2 недели, о внеочередном — не позднее чем за 1 неделю. 3.4.6. Собор правомочен принимать решения, если на нем представлено 2/3 членов Собора ЭПЦ МП, указанных в п. 3.4.4. настоящего Устава. Постановления Собора принимаются простым большинством голосов. При разделении голосов поровну, голос председателя дает перевес. Процедура голосования определяется Собором. Сессии Собора протоколируются. Протокол сессии Собора подписывают Предстоятель ЭПЦ МП и протоколирующие. 3.4.7. Решения Собора ЭПЦ МП вступают в силу по утверждении Патриархом Московским и всея Руси. 3.5. Синод 3.5.1. В период между сессиями Собора Предстоятель ЭПЦ МП управляет ЭПЦ МП при содействии Синода ЭПЦ МП — правления ЭПЦ МП, состоящего из Предстоятеля ЭПЦ МП, викарного Архиерея (если есть), а также четырех клириков и двух мирян, избираемых Собором на 3 года. Выбывающие члены Синода заменяются кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов (клирики вместо клириков, миряне вместо мирян).

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

7. В первом заседании Собора оглашается соборное опре­деление о порядке избрания Патриарха и указываются кандидаты для замещения патриаршего престола. 8. Кандидатами на патриарший престол могут быть каждый состоящий в иноческом чине Архиерей и лица священного сана, удовлетворяющие каноническим требованиям, причем избранное в Патриархи лицо в священном сане, не состоящее в иночестве, обязывается прежде поставления в Патриархи принять иноческое пострижение. 9. Каждый член Собора, при указании кандидатов на патриарший престол, пишет на особом листе одно имя и в закрытом конверте представляет Председателю Собора. Примечание . Члены Собора, прибывшие на заседание после подачи листов, не имеют права возражать на состоявшиеся без их участия действия Собора. 10. Председатель Собора, с помощью присутствующих членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета, вслух оглашает называемые в поданных листах имена и составляет список указанных голосованием кандидатов с подсчетом поданных за каждого голосов. 11. Во втором заседании Председатель предлагает Собору об исключении из списка имен тех кандидатов, которые пись­менно или устно заявили о своем отказе от избрания. 12. По составлении засим и объявлении списка никто не имеет права отказаться быть подвергнутым дальнейшему голосованию. 13. Из объявленного списка Собор закрытым голосованием избирает трех кандидатов в Патриархи, путем подачи листов с обозначением на каждом трех имен. 14. Избранными признаются три, получившие каждый не менее половины всех голосов и наибольшее количество оных, сравни­тельно с другими, подвергавшимися голосованию. 15. Если при первом голосовании никто не будет избран или избранных окажется менее трех, то происходить новое голосование – в порядке ст. 13, причем избирательные листы подаются с обозначением трех, двух или одного имени, соответственно числу подлежащих избранию кандидатов. 16. Старшинство кандидатов, получивших равное количество голосов, определяется жребием. Если же при посредстве жребия оказывается необходимым разрешить вопрос о включении или невключении избираемого в число трех кандидатов на патриаршество, то получившие одинаковое количество голосов подвергаются не жребию, а повторному голосованию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Другая причина противостояния – в разном понимании церковной миссии. Если сторонники святителя Иоанна видели православие открытым для всех, готовым в некоторых случаях поступиться обрядом и календарем, то представители противоположной партии были склонны видеть в РПЦЗ структуру, главной задачей которой являлось хранение русских традиций, что в определенной степени означало ее закрытость. Таким образом, ситуация в Зарубежной Церкви втот момент действительно была близкой к кризису. Выше уже упоминался прогноз архимандрита Мстислава (Волонсевича) о неизбежной гибели Русской Зарубежной Церкви после ухода митрополита Анастасия и архиепископа Виталия (Максименко) . Теперь РПЦЗ действительно подошла к этому рубежу. Архиепископ Виталий умер в 1960 г. Митрополиту Анастасию в 1964 г. исполнился 91 год, и он фактически отошел от дел управления. Русская Зарубежная Церковь не была из-за этого на краю гибели, но опасность разделения была вполне реальна. Решение первоиерарха об уходе на покой было во многом связано с его стремлением проконтролировать избрание своего преемника, с помощью своего авторитета не допустить потрясений, конфликтов и возможного разделения. По имеющимся сведениям, сам митрополит Анастасий видел своим преемником архиепископа Никона. 1048 7 февраля 1964 г. митрополит объявил о своем желании уйти на покой ввиду преклонного возраста и состояния здоровья. 12 февраля Архиерейский Синод по докладу архиепископа Иоанна принял решение о созыве Собора для избрания первоиерарха 17 мая в Неделю Жен-Мироносиц. 1049 Собор оказался в сложной ситуации. Согласно наказу, все выглядело просто. Для избрания кандидат на пост первоиерарха должен был набрать как минимум две трети голосов. В случае если ни один из кандидатов не набирал нужного количества, члены Собора должны были начать второе голосование за одного из трех кандидатов, набравших большее число голосов. Если и теперь ни один из кандидатов не получал большинства, назначалось третье голосование. В нем должны были принять участие уже два иерарха. В случае равного количества голосов первоиерарх избирался жребием. 1050 Как и предполагал митрополит Анастасий, избрание нового председателя Архиерейского Синода фактически привело к конфликту. Голоса, поданные за архиепископа Иоанна и за архиепископа Никона, разделились почти поровну. Совсем немного голосов было подано и за архиепископа Аверкия (Таушева) . Однако последний не пользовался такой популярностью, чтобы претендовать на главенство в Зарубежной Церкви. Основная борьба развернулась между сторонниками архиепископов Никона и Иоанна. Ни одна из партий уступать не желала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7469. Оп. 1. No 39, Л. 118. (Маршан Петр – член Собора Православной РЦ в 1917– 1918 гг.) 25–27 февраля. На состоявшемся Соборе латвийского духовенства единогласно принято постановление пригласить архиепископа Иоанна возглавить Латвийскую православную церковь . Соответствующее прошение было послано и святейшему патриарху Московскому и всея России Тихону, который лишь в июле 1921 года «в виду неотступных просьб Латвийской церкви» отпустил архиепископа Иоанна к себе на родину в Латвию . ЛГИА Ф. 7469. Оп. 1. No 39. Л. 112–125. 28 февраля. Газета «Сегодня» (No 48, с. 2) публикует статью «Поместный православный собор». «На заседании 26 февраля приверженцы Московской ориентации, со священником Тихомировым во главе, не пожелали признать Собор таковым, считая его лишь совещанием без права окончательного решения; Собор, по их мнению, может быть созван лишь с разрешения епископа, какового нет. Однако собрание 56 против 25 голосов признало Собор правомочным вынести окончательные решения по всем вопросам и предложениям. Все остальное время было занято бесплодными дебатами по поводу реферата Дависа и предложения относительно самостоятельности православной церкви Латвии, в которых очевидный перевес принадлежал русским священникам Московской ориентации – Платеру, Македонскому и Тихомирову, указавшим, что отделение церкви от Москвы внесет в церковь ересь. В заключении при голосовании предложение Дависа 52 против 32 голосов было отвергнуто, а 86 против 7 голосов принято предложение священника Платера: православная церковь Латвии самостоятельна и самоуправляющаяся, а в епархиальном отношении она поддерживает идейную связь со своей матерью Российской православной церковью (58 против 15 голосов) и таким образом, в каноническом отношении православная церковь Латвии подчиняется постановлениям Вселенского собора православной церкви. После такого результата председатель организационного комитета Собора и товарищ руководителя Собора И. Давис сложил свои полномочия и оставил Собор...». Газета «Сегодня» (No 50, 1920 года 2 марта, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

—90— имущество отдается тем, у кого сумма баллов на сочинениях больше: в случае же равенства преимущество отдается за сочинения позднейших курсов предпочтительно пред предшествующими». – 8) Из окончивших в минувшем 1910–1911 учебном году курс воспитанников Академии – а) лучшие семестровые сочинения за первые три курса представили: иеромонах Пантелеимон (Успенский) (5, 5, 5; 5–, 5–, 5; 5, 5–, 5–), Сперанский Алексей (5, 5, 5; 5, 5, 5; 5, 4½, 4½), Протасов Николай (5, 5, 5+; 5–, 5–, 5–; 5–, 4½, 5–), священник Виноградов Николаи (4+, 5, 5; 5–, 5, 4½; 5, 4½, 4+), священник Смирнов Иоанн (4½, 5, 5–; 4½, 5–, 4+; 5, 4½, 5–) и Смирнов Иван (5–, 5–, 4½; 4+, 5, 4+; 4, 5–, 5), а б) высшие отметки на проповедях имеют: Смирнов Иван (5, 5, 5:5), иеромонах Пантелеимон (5, 5, 5:5) и Сперанский Алексей (5, 4½, 5, 5+). 9) По § 109 лит. б п. 10 устава духовных академий «присуждение студентам премий за сочинения и других наград» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: Премию митрополита Литовского Иосифа в 165 рублей присудить кандидату Академии (выпуска 1911 года) иеромонаху Пантелеимону (Успенскому) за его кандидатское сочинение на тему: «Антропология преподобного Симеона Нового Богослова »; премию протоиерея А.И. Невоструева в 157 руб. – кандидату Алексею Сперанскому за сочинение на тему: «Законодательство императора Юстиниана по церковному управлению пред судом источников канонического права»; премию «имени XXIX курса» в 60 рублей – кандидату Николаю Протасову за сочинение на тему: «Св. Апостол Павел на суде у Феста и Агриппы (Деяний XXV–XXVI главы)»; премию протоиерея А.М. Иванцова-Платонова в 80 рублей – кандидату священнику Иоанну Смирнову за сочинение на тему: «Синайский Патерик в славяно-русском переводе»; премию Архиепископа Димитрия (Самбикина) в 76 руб. – кандидату священнику Иакову Горохову за сочинение на тему: «Книжные и литературные труды митрополита Киприана»; премию профессора И.Н. Корсунского в 55 рублей – кандидату священнику Николаю Виноградову за сочинение на тему: «Книга пророка Аггея. Исагогико-экзеге-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устройство высшего управления православных поместных церквей Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых многочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквами своих народов, их духовной колыбелью. Сербская Православная Церковь. Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белг-радско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под представительством старейшего члена Собора - Митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора - митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://sedmitza.ru/lib/text/432422/

Глава Сербской Православной Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа серб. архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией (Устав СПЦ. Белград, 1957. II 1. Чл. 42). Патриархом становится 1 из 3 кандидатов, предложенных Св. Архиерейским Собором (Чл. 43). Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Св. Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший престол заседает под председательством старейшего члена Собора - митрополита или епископа, причем на заседании должны присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев (Чл. 43). Избирательный Собор составляют все правящие и викарные епископы, декан Православного богословского фак-та (Белград) и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белград, Скопье, Цетине, Загреб, Сараево, Печ и Сремски-Карловци, настоятели важнейших мон-рей, в т. ч. Жичи , Студеницы , Дечан и др., члены Патриаршего адм. комитета, зам. председателей Епархиальных советов (Чл. 45). Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за 1 из 2 кандидатов, получивших больше голосов (Чл. 47). При равенстве голосов в 1-м туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием. Патриарх как верховный глава Сербской Православной Церкви обладает теми правами, к-рые усваиваются ему церковными канонами (Чл. 55). Он представляет Сербскую Церковь перед др. автокефальными Церквами и перед гос. властью, лично или через своих представителей возглавляет хиротонии епископов, освящает св. миро, награждает архиереев титулами и отличиями, управляет зарубежными общинами и миссиями там, где нет серб. епархий. Высшим иерархическим органом, обладающим законодательной властью в вопросах веры, богослужения, церковной дисциплины, а также верховной судебной властью, является Св.

http://pravenc.ru/text/161103.html

Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 5. Деяния Собора с 1-го по 36-е/отв. ред. свящ. Алексий Колчерин, А.И. Мраморнов. М: Изд-во Новоспасского монастыря, 2015. С. 474. И далее: Патриарх – «вершина, которая объединила бы и личность, и соборное начало и тем создала бы и красоту, и полноту церковной жизни» (Там же); «Раз соборность будет восстановлена и Соборы будут, то очевидно, что они будут определять границы его (патриарха – В.Я .) власти» (Там же. С. 509); «Патриаршество есть цель соборности и в то же время ее орган, а соборность есть основа патриаршества» (Там же. С. 616). Там же. С. 614. См. мнения прот. П. Лахостского и П.П. Кудрявцева, выступлениями которых завершились прения: Там же. С. 690–692. Там же. С. 523. Ср.: «Восстановляя патриарха, мы даем ему конституцию, которой не знали прежние патриархи» (Там же. С. 553). Ср. аналогию с конституционной монархией: Там же. С. 488. См. про связь политической и церковной конституционности в это время: Valliere, P. (2014) Conciliarism: A History Of Decision-Making In The Church , p. 11. Cambridge: Cambridge University Press. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов… С. 444. Там же. С. 450. Там же. С. 694. Я привожу слово «харизматическим» по исправленному в протоколе от руки слову «облагодатствованным»; об это см.: Там же. С. 485. Ср. противопоставление «харизматического служения» и «господства»: Там же. С. 534. Там же. С. 523, 564, 727, 731. Особенно см. критику идеи «папизма» прот. А.П. Рождественского, который утверждал: «Как бы установление патриаршества не заставило некоторые слабые души пойти дальше по наклонной плоскости в бездну папизма» (Там же. С. 664). См. мнения апологетов патриаршества, которые предлагают иное понимание этой проблемы: Там же. С. 535, 579, 612, 617–622, 627, 691. Там же. С. 828. Абсолютное большинство голосов на первом и втором этапах избрания кандидатов набрал именно он. На первом этапе избрания 257 записок с именами 101 голос получил архиеп. Антоний, 27 и 23 голоса получили архиеп. Кирилл Тамбовский и митр. Тихон Московский соответственно (Там же. С. 757). На втором из 309 записок – 159 голосов было за вл. Антония, 148 голосов было за Арсения (Стадницкого), 125 голосов было за Тихона (Там же. С. 759).

http://bogoslov.ru/article/6177565

В августе 2000 г. состоялся Архиерейский Собор, на котором был принят новый Устав Русской Православной Церкви. 5 декабря 2008 г. отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. На состоявшемся в тот же день заседании Священного Синода тайным голосованием был избран патриаршим местоблюстителем митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 25 января 2009 г. состоялся Архиерейский Собор, тайным голосованием избравший кандидатами в патриархи трех архиереев, получивших наибольшее количество голосов: митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (97 голосов), митрополита Калужского и Боровского Климента (32 голоса), митрополита Минского и Слуцкого Филарета (16 голосов). 27–28 января заседал Поместный Собор. Перед голосованием митрополит Минский Филарет снял свою кандидатуру. 27 января тайным голосованием Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Кирилл, получивший большинство голосов – 508 из 702-х. 1 февраля в храме Христа Спасителя состоялась интронизация новоизбранного Святейшего Патриарха. 31. Высшее управление в русской православной церкви по ныне действующему уставу 2000 г. 31.1.Поместный Собор В Уставе Русской Православной Церкви, принятом Архиерейским Собором 2000 г., 2-я глава посвящена Поместному Собору. Устав признает за Поместным Собором высшую власть в области вероучения и канонического устроения Русской Церкви. При этом, в отличие от положения прежнего Устава, сроки созыва Поместного Собора не регламентируются самим Уставом – принимать соответствующее решение предоставляется Архиерейскому Собору. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси или местоблюстителем и Священным Синодом. Как это было и прежде, Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, избираемых в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Ответственность за подготовку Поместного Собора Устав возлагает на Архиерейский Собор, который вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора. В случае, если Поместный Собор созывается патриархом или местоблюстителем и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору. Членами Собора являются епархиальные и викарные архиереи Русской Церкви по своему положению. Процедура избрания на Собор представителей от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором, а в исключительных случаях Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

28 октября Собор постановил: «В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом. Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору». Была определена и процедура избрания. Члены Собора должны были подавать записки с именем кандидата. Если таковой набирал более половины голосов, то выборы считались состоявшимися. Если ни один из кандидатов не набирал должного количества, проводилось второе голосование. Теперь должны были подаваться записки с именами трех кандидатов. Получивший большинство голосов считался избранным в кандидаты. После того как три человека наберут должное количество баллов, пред полагалось выбрать одного из них жребием. Многие полагали, что патриархом станет архиепископ Антоний (Храповицкий) . Яркий публицист, он с дореволюционных времен пользовался в народе популярностью за свою последовательную православную позицию. На страницах печати иерарх высказывался по многим вопросам государственной и церковной жизни, например, по поводу реформ, единоверия, отношений с инославием. Архипастырь был известен и как монархист, как сторонник возвращения Константинополя православным царям. Задолго до Собора архиепископ популяризировал восстановление патриаршества, способствовал приглашению в Россию Патриарха Антиохийского Григория IV в 1913 г. Однако были у архиепископа Антония и недоброжелатели. Некоторые противники патриаршества признавались, что не хотели его восстановления из опасения, что патриархом станет консерватор и монархист. Однако тревога этой части Собора была напрасна – возглавить Российскую Церковь архиепископу Антонию не было суждено. Первое голосование было назначено на 30 октября. Наибольшее число голосов (101) получил архиепископ Антоний. Остальные голоса распределились следующим образом. Архиепископ Кирилл (Смирнов) получил 27 голосов, митрополит Тихон (Беллавин) – 23, митрополит Платон (Рождественский) – 22, архиепископ Арсений (Стадницкий) – 14, митрополит Владимир (Богоявленский) , архиепископ Анастасий (Грибановский) , протопресвитер Георгий Шавельский – по 13, архиепископ Сергий (Страгородский) – 5, архиепископ Иаков (Пятницкий), архимандрит Иларион (Троицкий) , А.Д.Самарин – по 3 голоса. Некоторые претенденты на патриаршество были предложены одним или двумя членами Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010