81 Иоанн Куркуас (Гурген; IωννηςΚουρκοας византийский полководец середины X в., представитель малоазийского армянского аристократического (военно-землевладельческого) рода Куркуасов. Доместик схол с 923 г. Успешно действовал против арабов, в 934 г. взял Мелитину, в 943 г. Дару и Низибис, в 944 г. принудил к капитуляции Эдессу. Успехи Иоанна Куркуаса подготовили византийское наступление на Сирию при императоре Никифоре Фоке. Сочинение в 8 книгах о подвигах армянина Иоанна Куркуаса, написанное неким Мануилом, до нас не дошло (см.: Васильев А.А. Византия и Арабы. С.П.б. 1902, сс. 229–267; Encyclopadia Britannica. 1911). 82 Благоверный Феодор (1050–1098 гг.), византийский полководец эпохи Комнинов. Представитель армянского аристократического рода Гаврасов, был дукой фемы Халдия, вёл успешные войны против турок-сельджуков. В 1098 г. был взят турками в плен и казнен за отказ отречься от Христа. Греческая Православная Церковь причислила благоверного Феодора Гавраса к лику святых, и память его празднует октября 2 (15) (см.: Анна Комнина «Алексиада», Москва, 1965, кн. 8 (Я. Н. Любарский); Р.М. Бартикян. О византийской аристократической семье Гаврас// .3 (1987) Ч.1; 1987. 4. Ч. 2; 1988. 1. Ч.3). 83 Св. Стефан I, патриарх Константинопольский (886–893 гг.), был младшим сыном императора Василия I. Св. Стефан был посвящен в патриархи епископом Феофаном 17 декабря 886 г., а перед этим, по свидетельству его современника, Льва Грамматика, он был синкеллом, т.е. ближайшим советником, у св. патриарха Фотия (см.: C. W. Previte-Orton The Shorter Cambridge Medieval History, Volume 1, the Later Roman Empire to the Twelfth Century, 1 (Cambridge: Cambridge University Press, 1978), pg. 256, genealogy table 8, the Macedonian Dynasty and Related Families; J. M. Hussey, editor, The Cambridge Medieval History, Volume IV The Byzantine Empire, Part 1 Byzantium and Its Neighbours (Bentley House, 200 Euston Road, London: The Syndics of the Cambridge University Press, 1966), pg. 792. Hereinafter cited as Cambridge Medieval History, Vol 4, Part 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пахомия, св. Фалассия и других источников. Но он пишет, что списки студийского устава не согласовались между собою, а равно и списки иерусалимского устава. Время жизни его определяется так: по предисловию к Пандектам позднейшего неизвестного писателя Никон составил их в правление императора Константина Дуки (1059–1067); во время его жизни турки взяли Антиохию, а это было в 1085 году; он дожил до появления крестоносцев в Азии, а сии взяли Антиохию в 1098 г. Никон упоминает о современных ему патриархах Феодосии и Иоанне, а Иоанн IV после Феодосия еще имевший своим предшественником Никифора, по списку патриархов антиохийских преосвящ. Порфирия, был патриархом в 1092 – 1098 году. Никоном написана еще книга о монастырских распрях и о неповинующихся соборным церквам и местным епископам и о прочем. Эта книга известна только в рукописи арабской в Ватиканской библиотеке. Из предисловия самого Никона к этой книге видно, что она написана им в 6596 (1088) году. Итак, Никон процветал во второй половине XI века и скончался, может быть, в начале XII вена. Сочинения Никона на славянском языке были напечатаны в 1645 году в Остроге, но это издание неполное, затем были изданы в Почаеве в 1795 г. В первом издании Полного Месяцеслова Востока говорится об них в I томе (стр. 121), а гораздо полнее в Описании литургических рукописей А. Дмитриевского (Т. I. и стр. 795 и след.). Тоскани в своем исследовании об уставах говорит, что он имел под руками 7 экземпляров Студийского устава, употреблявшегося в монастырях италийских и сицилийских. Но проф. Дмитриевский нашел на западе не семь, а девять экземпляров. Но это не студийские чистые уставы, а сводные. Устав монастыря св. Николая Касульского или Казулянского ( τν Κασολων), находившегося на самой восточной оконечности полуострова Калабрии, основанного греческими выходцами в 1099 году при помощи Боэмунда, принца Тарентского и Антиохийского, относится к XII-XIII веку и списан с устава 1174 года. Из заглавия его видно, что он составлен «по преданию святых и богоносных отцов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– Чудо 4-е о исцелении царицы Корсунской, л. 783 об. Тоже житие иже во святых отца нашего Стефана Архиеп. Сурожского исповедника, нового чудотворца, л. 786–793. Нач. «Сей убо Преподобный отец наш Стефан бяше от старны Каппадокии великой, от родители христиану.» В 16-й день. Слово пред Рожд. Христовым в неделю св. праотец. Память повелено нам творити святыми и богоносными отцы, всех иже от века Богу угодивших праведных отец от Адама даже и до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, такожде и пророк и пророчиц, л. 794 – 801 об. Нач. «Восхвалим убо мужи славны и отцы наши в бытии. Многу славу созда Господь величия Своего.» В 17-й день. Григория монаха и пресвитера похвальное слово св. трем отроком и Пророку Даниилу, и яко искушения и напасти находят святым, и о причащении, л. 802–833 об. Нач. «От пророк овы убо проповедаша вочеловечение Слова.» Кирилла Архиеп. Александрийского слово на скончание Святых триех отрок и Даниила Пророка, л. 834 – 841 об. Нач. «Сице жестоце стречеми на днии 40 путешествуюше приведени быша в Вавилон близ Геона реки.» В 19-й день. Св. муч. Вонифатия и житие св. Аглаиды госпожи его, л. 842–851 об. Нач. «Бог человеколюбивый требуяй человеческого спасения рекши пророком своим, яко не хощу смерти грешнику.» Житие Преп. Григория Епископа бывшего во Омирите града Тафара и чудеса его. Списано Епископом града Неогранского, л. 852 – 1107 об. Нач. «Весь некая есть не от славных в пределех Аварских и Асийских нарицаема Лоплиани.» Григория Омиритского прение с Ерваном, ученым Иудеянином, л. 874–1106 об. Молитва св. Григория, л. 1093–1098 об. Чудо великое и дивное п страшное св. Григория, л. 1098 об. В 20-й день. Св. муч. Игнатия Богоносца Епископа мученого в Риме, л. 1108 – 1122. Нач. «Во оно время приемшу область Римскую Трайяну, Игнатий еже ученик святого Апостола и Евангелиста Иоанна.» Слово И. Златоуста о божественных тайнах и о причащающихся и о терпении напастей, и на Иудеи глаголющее: понеже поит Бог жену и роди сына и о блаженнем Филогонии. л. 1122–1141. Нач. «Обыкоша иже к царю земному грядущии егда близ будут еже к входу двора царского.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Писания и богослужения 7. 2 Проповеди и размышления на Господские праздники 7. 21 Рождество Христово, включая Недели пред Рождеством (святых отец и праотец), Навечерие и Неделю по Рождестве. 7. 22 Обрезание Господне и Новый год. 7. 23 Богоявление (Крещение) Господне, включая Неделю пред Богоявлением и после 7. 24 Вход Господень в Иерусалим… 7. 25 Вознесение Господне 7. 26 Пятидесятница 7. 27 День Святого Духа. 7. 28 Преображение Господне 7. 29 Воздвижение Креста Господня 3 Проповеди и размышления на Богородичные праздники] 7. 31 Рождество Пресвятой Богородицы 7. 32 Введение во храм Пресвятой Богородицы 7. 33 Сретение Господне. 7. 34 Благовещение Пресвятой Богородицы. 7. 35 Успение Пресвятой Богородицы 7. 36 Покров Пресвятой Богородицы. 7. 37 Проповеди и размышления в честь Божией Матери 7. 38 Проповеди и размышления в честь икон Божией Матери 4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице)]. 5 Проповеди и размышления в честь святых] 51 Проповеди и размышления в честь Небесных Сил бесплотных] 6 Проповеди и размышления Постной Триоди] 7. 61 Приготовительные недели к Великому Посту. 7. 611 Неделя о мытаре и фарисее 7. 612 Неделя о блудном сыне 7. 613 Неделя мясопустная 7. 614 Неделя сыропустная (Прощенное воскресение) 7. 62 Недели Святой Четыредесятницы. 7. 621 Первая седмица Великого Поста. 7. 622 Вторая седмица Великого Поста. 7. 623 Третья седмица Великого Поста. 7. 624 Четвертая седмица Великого Поста 7. 625 Пятая седмица Великого Поста 7. 626 Шестая седмица Великого Поста 7. 627 Проповеди и размышления за Пассией 7. 628 Проповеди и размышления Страстной седмицы 7. 629 Проповеди о покаянии и причащении 7. 7 Проповеди и размышления Цветной Триоди 7. 71 Светлое Христово Воскресение 7. 72 Светлая седмица 7. 73 Неделя вторая по Пасхе (о Фоме) 7. 74 Неделя третья по Пасхе (о святых женах Мироносицах) 7. 75 Неделя четвертая по Пасхе (о расслабленном) 7. 751 Преполовение Пятидесятницы. 7. 76 Неделя пятая по Пасхе (о самаряныне). 7. 77 Неделя шестая по Пасхе (о слепом)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ансельм, архиеп. Кентерберийский. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) [лат. Anselmus] (1033, г. Аоста, Сев. Италия - 21.04. 1109, Кентербери, Англия; пам. в католич. Церкви - 21 апр.), католич. св., архиеп. Кентерберийский, богослов, считается «отцом» зап. схоластики. Из семьи землевладельца. В 1056 г., после смерти матери, А. покинул родительский дом и отправился в Бургундию и Францию. В 1059 г. поступил в школу при мон-ре Бек в Нормандии, где стал учеником Ланфранка . В 1060 г. А. принял монашество, а в 1063 г. был избран приором мон-ря Бек. Здесь он написал свои первые труды. После смерти аббата в 1078 г. А. был избран на его место. В период своего аббатства он неск. раз посещал Англию, где встречался с Ланфранком, ставшим к тому времени архиепископом Кентерберийским. В 1093 г. англ. кор. Вильгельм II предложил А. занять место умершего к тому времени Ланфранка. В дек. того же года А. был посвящен в архиепископа Кентерберийского. Вскоре между А. и королем вспыхнул конфликт из-за земель и населения архиеп-ства, к-рый был осложнен вопросом о признании папой Урбана II и о праве архиепископа созывать Соборы. В 1098 г. А. отправился в Рим за советом к папе. В окт. 1098 г. А. присутствовал на Соборе в Бари, где рассматривались догматические расхождения между Зап. и Вост. Церквами по вопросу об исхождении Св. Духа. В апр. 1099 г. он был на Латеранском Соборе, где узнал о папских декреталиях против права инвеституры . В авг. 1100 г. умер Вильгельм II. Вернувшись в Англию, А. отказался принести присягу новому кор. Генриху I и признать епископов, к-рым тот выдал инвеституры. А. потребовал от короля соблюдения папских декреталий. Так начался еще один конфликт А. со светской властью. В 1103 г. он опять отправился в Рим, чтобы добиться у папы ослабления строгости декреталий в интересах кор. Генриха I. Когда эта попытка окончилась неудачей, А. смирился со своим положением изгнанника. После того как в 1106 г. папа и Генрих I пришли к компромиссу, А. вернулся в Англию. Последние 2 года жизни он посвятил церковным делам. Созвал Собор по вопросу о целибате духовенства и вступил в борьбу за первенство с Йорком. Канонизирован в 1720 г.

http://pravenc.ru/text/115688.html

28. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих: Антония, основателя Лавры (1073), Прохора чудотворца (1107), Иоанна постника (XII), Иулиании девы, княжны Ольшанския (ок. 1550), преподобномучеников Василия и Феодора (1098), Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182), Варлаама, игумена Печерскаго (1065), Дамиана пресвитера, целебника (1071), Никодима просфорника (XII), Лаврентия затворника, епископа Туровскаго (XII), Афанасия затворника (ок. 1176), Еразма (XII), Луки, иконома Печерскаго (XIII), Агапита, врача безмезднаго (ок. 1095), Феофила и Иоанна (XII), Нектария (XII), Григория иконописца (XII), священномученика Кукши (XII), Алексия (XIII), Саввы (XIII), Сергия Послушливаго (XIII), Меркурия, епископа Смоленскаго (1239), Пимена Многоболезненнаго (1110). Нестора летописца (ок. 1114), преподобномученика Евстратия (1097), Елладия затворника (ок. XII–XIII), Иеремии прозорливаго (XI), преподобномученика Моисея Угрина (1031 –1043), Иоанна Многострадальнаго (1160), Марка гробокопателя (XII), Николы Святоши, князя Черниговскаго (1143), мученика Григория чудотворца (1093), Онисима затворника (XII–XIII), Матфея прозорливаго (XI), Исаии чудотворца (1115), Авраамия трудолюбиваго (XII–XIII), Нифонта, епископа Новгородскаго (1156), Сильвестра (XII), Пимена постника (XII), Онуфрия молчаливаго (XII), Анатолия затворника (XII), Алипия иконописца (1114), Сисоя затворника (XII–XIII), Феофила затворника (XII–XIII), Арефы затворника (ок. 1195), Спиридона просфорника (XII), Онисифора исповедника (1148), Симона, епископа Суздальскаго (XII), Никона, игумена Печерскаго (1088), Феофана постника (XII), Макария (XII), преподобномученика Анастасия диакона (XII), дванадесяти мастеров зодчих, Авраамия затворника (XII–XIII), Исаакия затворника (ок. 1190), мученика Иоанна младенца, Илии Муромца (ок. 1188), Никона Сухаго (XII), Тита иеромонаха (1190), Ефрема, епископа Переяславскаго (ок. 1098). Преподобнаго Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобнаго Харитона Сянжемскаго (1509). Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго (1541).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1097 году расстановка сил в Восточном Средиземноморье кардинально изменилась с появлением там европейских крестоносцев, пришедших освобождать Св. землю от ига мусульман. Переправившись в Азию, крестоносцы пробились сквозь владения сельджукского Иконийского султаната и подошли к Антиохии. Пока основная часть крестоносного войска осаждала город, один из предводителей похода, Балдуин Фландрский, весной 1098 г. поставил под контроль Эдессу, где основал христианское государство. Значительная часть местных христиан, прежде всего киликийские и приевфратские армяне, охотно поддержала крестоносцев. Православные и сиро-яковиты вели себя, скорее, пассивно. Тем не менее с появлением западных рыцарей под стенами Антиохии, правитель города Яги-Сиян (вассал халебских Сельджукидов) счел нужным принять репрессивные меры против местных христиан: патриарх Иоанн Оксит был заключен в тюрьму, иноверцы подверглись гонениям, собор св. Петра обращен в конюшню. По свидетельству летописцев, во время осады Антиохии турки на глазах крестоносцев вывешивали патриарха в клетке на городской стене в поношение христианской веры. 2 июня 1098 г., после семимесячной осады, крестоносцы захватили Антиохию. Мусульманский гарнизон был перебит, город разграблен. В следующем году армия европейских рыцарей двинулась в Палестину. При приближении крестоносцев в июне 1099 г. мусульманские жители Рамлы бежали, разрушив предварительно огромную церковь св. Георгия, стоявшую среди развалин соседней Лидды. Жители христианского Вифлеема вышли навстречу «франкской» армии крестным ходом, приветствуя своих освободителей. Мусульманский правитель Иерусалима (который на короткое время успели вернуть себе Фатимиды) приказал христианам покинуть город ради экономии продовольствия на случай осады. Иерусалим был взят крестоносцами 14 июля 1099 г.; в ходе штурма все оставшееся в городе население – мусульманское и еврейское – было перебито. На отвоеванных у мусульман землях возникли христианские государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, княжество Антиохия, графство Эдесса. 143

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аннотация: В статье содержится публикация уточнённого греческого текста небольшого анонимного византийского комментария на Божественную литургию, составленного в XI b. или даже ранее. Этот текст никогда никем не анализировался, поэтому настоящая публикация фактически вводит его в научный оборот. Публикация комментария сопровождается его переводом на русский язык и обсуждением вопросов времени и места возникновения памятника и особенностей его содержания. Литургические реалии, описанные в комментарии, позволяют уверенно включить его в средне-византийский контекст. Большой интерес представляет проведённая в комментарии параллель между пространством христианского храма и человеческим телом – применительно к языческой архитектуре эта параллель была известна ещё Витрувию, но среди христианских литургических толкований такая параллель ранее была хорошо известна лишь в латинской традиции (в частности, она присутствует в популярнейшем «Rationale Divmomm officiomm» Гийома Дюрана). Ключевые слова: литургика, литургические толкования, литургия. Евхаристия, облачения, церковная архитектура, средне-византийский. В монографии Рене Борнера 1966 г., которая доныне остаётся наиболее современной из обобщающих работ о византийских комментариях на Божественную литургию 1 , упоминается один небольшой текст, сохранившийся в рукописях Vatican, gr. 504, 1105 г. (fol. 3), и 1098 (fol. 184 v  – 185 v ), XIV b. Р. Борнер включил этот текст в число «неизданных» комментариев 2 , но ошибся: он был опубликован ещё в 1897 г. А. Пападопуло-Керамевсом по кодексу Hieros. Staur. 83 3 , не учтённому у Р. Борнера. Кодекс Hieros. Staur. 83 представляет собой конволют из двух частей, середины XIV b. и конца XIII b.; рассматриваемый комментарий на литургию находится здесь во второй части кодекса (fol. 146 v  – 147). Помимо этой рукописи и тех двух, что указаны у Борнера, нам удалось обнаружить ещё два списка XVI b., содержащих комментарий: ÖNB theol. Gr. 325 (fol. 118 v  – 119 v ) и ГИМ. Сип. гр. 292 (fol. 163–164). Во всех перечисленных рукописях комментарий образует устойчивый конвой к сочинению псевдо- Иоанна Дамаскина «О пречистом Теле, которого причащаемся» (=CPG В Vatican, gr. 1098, Hieros. Staur. 83, ÖNB theol. Gr. 325 и ГИМ. Син. гр. 292 это сочинение предшествует комментарию; лишь в Vatican, gr. 504 сочинение псевдо-Дамаскина (fol. 10м) помещено после комментария и отделено от него несколькими листами. Возможно, и комментарий, и сочинение псевдо-Дамаскина были созданы в одно время в одних и тех же кругах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

70) «к взаимному удовольствию» сторон, причем мир этот, хотя в общем и продолжался во все время царствования Романа Аргиропуло, но неоднократно нарушался при преемниках его, пока, наконец, не утвердился окончательно во второй половине царствования императора Константина Мономаха (1042–1054 г.) путем сближения двух дворов при помощи взаимных посещений и брачных союзов (Histoire de la Georgie, p. 1, p. 314–315, 329–330. Ср. Журнал Министерства народного просвещения. Декабрь 1843 г., стр. 204; Е. Такайшвили, стр. 182. Баратов, стр. 56–66). 23 Доверившись хронологическому указанию г. П. К. Жузе (Православный собеседник. 1905 г., ч. 1, стр. 118, ), мы высказали (Автокефалия церкви грузинской, стр. 58) ту мысль, что посольство в Грузию Василия Грамматикоса могло иметь место и во дни патриарха кир-Феодора II (970–975), – но ныне каемся в доверии к почтенному переводчику сочинения патр. Макария. Вся вина наша в том, что мы не обратили должного внимания (а нужно было) на следующие слова Никона Черногорца: «в последних же временех при Константине царе Мономасе (1042–1054) и блаженнем патриарси антиохийстем кир-Феодоре» (1034–1042).., из каковых слов видно, что эксарха Василия послали именно при Феодоре III, в первый год царствования императора Константина Мономаха и в последний сего святителя, «соборному иверийскому сущу кир-Иоанну» (1042–1063). 24 В житии (стр. 312) патриарх назван Феодосием, но мы считаем то опиской переписчика, или же ошибкой самого автора и потому патриархом-собеседником св. Георгия признаем Петра III. Основаниями для нас в таком убеждении служат: во 1-х, известие автора жития, что патриарх Феодосий был преемником патриарха Иоанна. Действительно, преемником патриарха Uoahha IV (1092–1098) был патриарх Феодосий IV, занявший престол после 1098 года, но с ним не мог беседовать св. Георгий, скончавшийся 29 июня 1066 г. (по мнению же г. Ф. Д. Жордания, Хроники и другие материалы по истории Грузии., ч. 1, стр. 209 – в 1065 году); не может быть патриархом жития и Феодосий III (1057–1076) как потому, что он был преемником не Иоанна, а Петра, как главным образом и в виду того обстоятельства, что время его святительства совпадает с последними годами жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН V (IV) ОКСИТ Иоанн Оксит [греч. Ιωννης Οξετης] († после 1112), патриарх Антиохийский (1088/89 - окт. 1100). Род. в К-поле. До избрания на Патриарший престол был монахом, вероятно в мон-ре Оксия на одном из Принцевых о-вов в Мраморном м. Предшественники И. О. на Антиохийской кафедре с 70-х гг. XI в. жили в К-поле. В дек. 1084 г. Антиохию захватили турки-сельджуки, кафедральный собор ап. Петра был обращен в мечеть, однако местное христ. население не подвергалось серьезным преследованиям. Тюрк. эмир Яги-Сиян, ставший ок. 1087 г. правителем Антиохии, разрешил патриарху вернуться в город. Большинство исследователей считают, что поставление И. О. в патриархи состоялось в К-поле между 1088 и 1089 гг., а на Восток он отправился после 1091 г. Этому, однако, противоречит тот факт, что 1088-1089 гг. датируется полемический трактат маронитского митр. Тумы аль-Кафртаби, написанный в ответ на сочинение И. О. о двух волях во Христе. Впрочем, В. Грюмель предполагал, что дата написания трактата митр. Тумы неверно указана переписчиком, и это сочинение может относиться к 90-м гг. XI в. ( Grumel. 1933. P. 293-294). В сент. 1089 г. И. О. принимал участие в К-польском Соборе, где в присутствии визант. имп. Алексея I Комнина рассматривался вопрос об условиях воссоединения православных Церквей с Римско-католической Церковью (RegImp, N 153i; RegPatr, N 950). И. О. оставался в К-поле по крайней мере до весны 1091 г. В это время он написал 2 трактата, адресованные Алексею Комнину, где критиковал императора за проведенную в 80-х гг. конфискацию церковных имуществ, возлагал на него ответственность за внутри- и внешнеполитические проблемы Византии. И. О. осуждал также визант. аристократию и чиновничество, обвинял их в угнетении неимущих слоев населения ( Gautier. 1970). Ок. 1092 г. И. О. переехал в Антиохию, возможно из-за разногласий с офиц. властями в К-поле. С приближением к Сирии армии участников 1-го крестового похода осенью 1097 г. эмир Яги-Сиян арестовал И. О., часть видных представителей христ. общины выслал из Антиохии, жители окрестных селений также подверглись репрессиям. Когда крестоносцы появились в Сев. Сирии, армяне из городков, примыкавших к Антиохии, восстали и убили размещенных в тюркских гарнизонах солдат. Во время осады Антиохии крестоносцами (окт. 1097 - июнь 1098) И. О. оставался в заключении. По свидетельствам лат. хронистов, мусульмане поместили И. О. в клетку и выставляли ее на городской стене. 3 июня 1098 г. Антиохия была захвачена крестоносцами, мусульм. население было перебито (см. ст. Антиохийское княжество ).

http://pravenc.ru/text/469626.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010