Со смертью Олава Тихого единство гос-ва оказалось под угрозой: страну разделили между собой сын Магнуса II кор. Хакон II (1093-1094), находившийся под влиянием своего родственника и опекуна, ярла Торира из Стейга, и сын покойного Олава Тихого кор. Магнус III Голоногий (1093-1103). Усобица прекратилась после внезапной смерти Хакона II и казни Торира из Стейга, пытавшегося использовать для борьбы за власть самозванца. Магнус Голоногий вел активную внешнюю политику, желая расширить свои владения. Он предпринял несколько походов на швед. земли (1094-1095, 1097). Союз Дании и Швеции остановил норвеж. короля, заставив его заключить 3-сторонний договор на р. Гёта-Эльв о соблюдении прежних границ (1100). Воспользовавшись усобицами на Британских островах, Магнус III предпринял попытку подчинить себе Англию, попутно наведя порядок в островных владениях, зависимые правители к-рых лишь номинально признавали власть норвеж. государя. Норвеж. флот разорил также побережья Ирландии и Шотландии. Последовавший за этим захват о-ва Мэн (1098) сделал остров базой для дальнейших операций норвежцев. В 1098 г. морская победа норвежцев близ о-ва Англси над вассалами Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) надолго остановила покорение Уэльса нормандцами. Далее Магнус, воспользовавшись конфликтом между Англией и Шотландией, подчинил себе Шетландские острова и сев.-вост. побережье Шотландии (Кинтайр). В 1102-1103 гг. Магнус Голоногий совершил 2-ю масштабную экспедицию в Ирландию: ему удалось взять Дублин, покорить королевства Миде и Ольстер, но попав в засаду, устроенную ирландцами, он погиб. Власть над Н. перешла к 3 его сыновьям - Сигурду, Эйстейну и Олаву. Сигурд Крестоносец (1103-1130), вернувшись с запада, вскоре по призыву папы Римского отправился в паломничество в Иерусалим (1108-1111; отсюда его прозвище), оставив страну и юных братьев на попечение магнатов. Эйстейну I (1103-1123) удалось включить в состав Н. удаленную обл. Емтланд, расширив норвеж. владения на восток Скандинавского п-ова. При нем в стране появилось неск. крупных мон-рей (Нидархольм близ Нидароса, Гимсёй близ Шиена, Мункелив в Бергене), строились церкви и епископские резиденции, росли города. Первые монашеские общины в адм. отношении были подчинены епископам своих диоцезов. (Всего до Реформации в Н. в разное время действовал 31 монастырь августинцев, бенедиктинцев, биргитинцев, антонитов, доминиканцев, иоаннитов, премонстрантов, францисканцев и цистерцианцев.)

http://pravenc.ru/text/2577957.html

113 Понт. Ком. по истолк. закон, текстов, 25. 07. 1931: A. A. S. 23 (1931), р. 388: «Следует ли относить к физическому отсутствию приходского настоятеля и Ординария также тот случай, когда приходской настоятель или Ординарий, даже присутствуя физически в данном месте, всё же в силу серьёзных затруднений не может ассистировать при бракосочетании, испрашивая и принимая согласие брачующихся?». Ответ: «Утвердительно». 114 Свящ. Конгр. богослуж., 24. 04. 1935: «Следует ли..., учитывая ответ, данный 25. 07. 1931 Понтификальной Комиссией по аутентичному истолкованию канонов Кодекса относительно кан. 1098, относить к этому канону тот случай, когда приходской настоятель или Ординарий не может ассистировать при совершении религиозного бракосочетания, поскольку гражданское законодательство запрещает, причём под страхом наказания, совершать бракосочетание в Церкви, если ему не предшествовало так называемое гражданское бракосочетание, а гражданская власть категорически отказывает в нём, напр., из-за отсутствия документов, требуемых гражданским законодательством?» Ответ: «Утвердительно». 115 Понт. Ком. по истолк. закон, текстов (10. 11. 1925): A. A. S. 17 (1925), р. 582: «Достаточно ли для действительного и правомерного заключения брака в присутствии одних лишь свидетелей, согласно кан. 1098 (ныне 1116), факта отсутствия приходского настоятеля, или же требуется также моральная уверенность, на основе общеизвестного факта или расследования, в том, что в течение месяца невозможно будет заручиться присутствием приходского настоятеля или обратиться к нему без серьёзных затруднений?» Ответ: «Отрицательно – на первую часть вопроса; утвердительно – на вторую». 117 Иоанн Павел II, Апост. призыв. Familiaris consortio, 22.11. 1981: A.A.S. 74 (1982), рр. 162–163: «Пусть этот простой и благородный происходит по нормам полномочных властей Церкви, которые вправе также – согласно чётким и определённым обстоятельствам места и времени и в соответствии с нормами, изданными Апостольским Престолом – если это будет полезно, вводить в литургическое совершение те элементы любой человеческой культуры, которые способны лучше выразить высокое человеческое и религиозное значение брачного союза – лишь бы в них не было ничего, что плохо согласуется с верой и христианскими нравами».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

50. Письма Дамасского клира и почетных христиан к Константинопольскому Синоду и бывшему вселенскому патриарху Григорию VI, извещающие их о смерти антиох. патриарха Мефодия († 1850 г.) с присовокуплением прошений о назначении им нового архипастыря достойнейшего, – с арабского языка переведены по-русски членом вверенной мне духовной миссии нашей в Иерусалиме Петром Соловьевым. Вот пятьдесят источников исторического ведения! Этими источниками я пользовался при составлении своего списка антиохийских патриархов, но позволил себе то, чего другие не делали: из ряда сих патриархов исключил всех тех, которые были неправославны, противопоставив их однако кафолическим патриархам, как антипатриархов. После такого исключения оказалось непрерывавшееся в Сирии преемство друг-другоприимательной благодати архиерейства православно-кафолического, и, кроме сего, устранилось величайшее затруднение в размещении современных патриархов седьмого века (с 640 года по 707), из которых одни жили в Константинополе и почти все были еретики монофелиты, а других, православных, надлежало мне поместить и указать в Антиохии. В моем Списке, который теперь напечатан, верно обозначены семь кругов времени существования антиохийского патриархата: Первый круг от 41 года по P. X. до 312-го, в который гонимая и страждущая церковь сирийская умиротворилась; Второй круг от 312 лета Господня до 637, в который сирийские христиане, свободные, понесли иго Арабо-магометанское; Третий круг от 637 года до 969-го, в который они освобождены были от сего ига мечем греческих царей; Четвертый круг от 969 года до 1098-го, в который начали господствовать в Сирии крестоносцы латинской веры, мало утесняя православных; Пятый круг от 1098 года до 1267-го, в который Латины удалились из Сирии, а туземные христиане сделались злополучными рабами Египетских султанов; Шестой круг от 1267 года до 1517-го, в который суждено было им попасть в рабство Турков Стамбульских; Седьмой от 1517-го года до наших дней, в кои, по неисповедимым судьбам Господним, еще продолжается это рабство их.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), постник. Источники Краткое Житие Е. («Слово о блаженем Евстратии Постнице») входит в состав Киево-Печерского патерика (в Кассиановской 2-й ред.- Слово 16) в числе 9, составленных в 1222-1226 гг. Владимирским еп. св. Симоном , бывш. насельником Киево-Печерского мон-ря. По мнению А. А. Шахматова ( Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. Ч. 313. Март. Отд. 2. С. 108-109), одним из источников при написании Жития Е. послужило утраченное Житие прп. Антония Печерского 2-й пол. XI в. Ю. А. Артамонов полагает, что основным источником для Жития Е. помимо устной традиции стал монастырский синодик, о котором писал свт. Симон («поминание ваше»). М. Д. Присёлков считал, что первоначальное Житие Е. было составлено в Крыму на греческом языке ( Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 242-243. (ЗИФФ; 116)). Г. Г. Литаврин предполагает существование письменного источника Жития Е., составленного во 2-й пол. XII в. на основе древнерус. и греч. текстов о мученичестве Е. По мнению Л. А. Ольшевской, киевский вариант рассказа о гибели святого мог возникнуть или в 1097-1098 гг., до примирения Киево-Печерского мон-ря с кн. Святополком Изяславичем , опиравшимся на финансовую поддержку ростовщиков евреев, или вскоре после евр. погромов в Киеве в 1113 г. Биография С именем Евстратий в Киево-Печерском мон-ре принял монашество киевлянин, раздавший большую часть своего имущества бедным. Согласно Арсениевской редакции Киево-Печерского патерика (1406), Е. пришел к прп. Антонию († 1073), который, видимо, поручил совершить над ним монашеский постриг прп. Никону (из Жития прп. Феодосия Печерского известно, что прп. Антоний сам не совершал постриги, но поручал делать это прп. Никону). По словам агиографа, в монастыре Е. был «постник и послушник ко всем». Возможно, Е. стал монахом в юном возрасте («бе бо постник от млад ноготь»).

http://pravenc.ru/text/187511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан; лат. Grossolanus, Grosulanus; греч. Χρυσολνος] (не позже 1068, Ломбардия, Италия - авг. 1117, Рим), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами. П. Г. родом из Ломбардии. Высказывавшееся ранее мнение о его происхождении из Калабрии основано только на том, что он знал греч. язык. Его имя, Петр, известно лишь из греч. источников, в то время как в латинских он упоминается лишь как Гроссолан или Гросулан. П. Г. возглавлял общину регулярных каноников ц. св. Марии, святых Петра и Павла и св. Николая в Феррании. Весной 1098 г. по предложению легатов Миланского архиеп. Ансельма П. Г. был избран епископом Савоны и назначен викарием Ансельма. Разные данные позволяют полагать, что его епископское рукоположение состоялось лишь в нач. 1100 г. После отправления архиеп. Ансельма в крестовый поход в сент. 1100 г. П. Г. стал фактическим правителем Миланской архиепископии. Когда в 1102 г. в город пришло известие о кончине Ансельма, на его место был избран П. Г. В Милане существовала оппозиция кандидатуре П. Г., и по предложению свящ. Липранда в Рим была отправлена делегация с призывом отложить подтверждение избрания П. Г., она не имела успеха, и отправленный папой кард. Бернард вручил П. Г. паллий в знак его признания архиепископом. Согласно хронисту Ландульфу Младшему, если до своего назначения архиепископом П. Г. ходил в лохмотьях, то после этого стал наслаждаться яствами и дорогой одеждой (MGH. SS. Vol. 20. P. 23-24). Вскоре свящ. Липранд обвинил П. Г. в симонии. Когда П. Г. на провинциальном Соборе весной 1103 г. отлучил от Церкви своих противников, папа Пасхалий II отменил это решение. 25 марта 1103 г. Липранд прошел без вреда через ордалию (испытание огнем), после чего П. Г. отправился в Рим, где был с почетом принят папой. На Римском Соборе в марте 1105 г. П. Г. был признан невиновным в принуждении к ордалии, но после его возвращения в Милан городские власти не дали ему распоряжаться архиепископскими замками и дворцом.

http://pravenc.ru/text/2580380.html

в) Продуктивно-действующая мораль в христианской церкви (1047–1098). (Здесь еще подразделение: α) (1064), β) (1087) – ). II. «Выразительная» мораль или богослужение в тесном и широком смысле слова (1098–1102). 1) Внутренняя сфера или церковь (1102–1132). 2) Внешняя или всеобще-общежительная сфера (1132–1222). Оглавление (1223–1234). —188— В основе этого плана лежит, очевидно, тенденция автора излагать учение Шлейермахера в том порядке, в каком оно последовательно развивается в его главнейших сочинениях: диалектике, речах о религии, догматике и нравоучении, причем по порядку этих сочинений следуют и отделы исследования г. Розанова . Каждый отдел завершается критическими замечаниями автора и догматическим изложением соответствующих пунктов учения православной церкви (см. стр. 193–219; 266–320; 409–462; 581–672; 841–983; 1142–1222). – Такой порядок исследования имеет, конечно, свои достоинства; но, вместе с тем, и далек от совершенства, так как нередко раздробляет внимание читателя и не дает ему того целостного представления о предмете, какое было бы ему желательно. Об одном и том же предмете автор вынужден говорить несколько раз и в разных местах своего исследования, как напр.: учение Шлейермахера о Боге он излагает читателю то по «диалектике» (стр. 44–53), то по «речам о религии» (160 и д. 168 и д.), то по догматике (322–332). Читатель, без сомнения, был бы гораздо более доволен, если бы автор все сказанное Шлейермахером о Боге в разных его сочинениях систематизировал и привел к единству. Некоторые неудобства принятого автором плана бросаются в глаза при первом же взгляде на те заглавия, какие он дает отделам своего исследования, ибо едва ли можно назвать удачным такое распределение материала, когда читателю предлагается сперва: «Религиозно-философское мировоззрение Шлейермахера», затем: «Более подробное раскрытие принципов мировоззрения Шлейермахера», затем: «Дальнейшее и более точное раскрытие позднейшей формы религиозного учения Шлейермахера», или когда автор сам же находит себя вынужденным соединять две рубрики в одну (стр. 463), или уничтожать рубрику, которую сам только что наметил (стр. 711).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

40 В связи с первым крестовым походом надобно рассматривать один из весьма малоизвестных исторических фактов, относящихся к рассматриваемому нами вопросу, именно собор в Баре (1098 г.), совпадавшей с 1-м крестовым походом (1096). Было ли это местное итальянское движение, или же в соборе участвовали в константинопольские греки, решить трудно. Акты этого собора потеряны (Nobilissimi concilii bujus perierunt acta, пишет Бароний) все имеющиеся у нас известия об этом соборе состоят из нескольких отрывков и при этом известия эти относятся не прямо к собору, а к лицу Анзельма, участвовавшего в соборных заседаниях. Все они собраны у Барония Annal. Eccl. ad fln. an. 1097 et ad init. an 1098. Тоже самое и у Ляббея. Приходятся таким образом прибегать к предположениям и догадкам. По всей вероятности первая мысль об этом соборе явилась одновременно с мыслью о крестовом походе, подобно последней, ближайшим образом одолжена следующим обстоятельствам. Греческая империя в конце XI века должна была выдержать нисколько тяжелых войн с норманнами, турками и особенно печенегами. Во время последней войны император Алексей Комнин решился наконец обратиться с просьбою о помощи на западе. В 1095 г. его послы явились к папе Урбану II. Папа Урбан еще прежде тронут был рассказами о бедствиях восточных христиан. Прибытие византийских послов окончательно обратило все его мысли на то, как бы освободить Восток от тягостного ига мусульман. Урбан с жаром ухватился за представившиеся с прибытием послов Алексия случай и собрал собор в Пиаченце; на этом собора взоры всех были устремлены на посланников Алексея; здесь читали письмо византийского императора и слушала рассказы его послов о бедствиях империи от мусульман, Рассказ послов Алексия сильно подействовали на всех. Без сомнения тогда же, вместе с мыслью о соединении всех христиан под знаменем Креста, зародилась у папы мысль о религиозном воссоединении всех христиан Восточных и Западных. На это предположение между прочим наводят слова Барония, что Урбан II, после того как возбудил во Франции крестовый поход в Палестину, сильно озаботился по возвращении в Рим мыслью о соединении Греков с Латинянами, чтобы не оставалась более Греки схизматиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

4.2. Параллелизм как смена точек зрения 4.3. Параллелизм как стереоскопия 4.3.1. Давид и его женщины: мастерство скупого портрета 4.3.2. Пастух и оруженосец: два Давида 4.4. Параллелизм как интертекстуальность 4.4.1. Что такое интертекстуальность? 4.4.2. Царь, патриарх и его жена: агада внутри Писания 4.4.3. Два пророка: развитие идеи 4.4.4. Эсфирь: повествование на фоне условностей 4.4.5. Руфь-моавитянка: эмансипация богословия от родового мифа 4.4.6. Ветхий Завет в Новом 4.5. Параллелизм и библейское богословие 5. Методология: в поисках классификации 5.1. Параллелизм звуков и слов 5.1.1. Звуковой параллелизм 5.1.2. Морфологический параллелизм 5.1.3. Ритмико-строфический параллелизм 5.1.4. Лексический параллелизм 5.1.4.1. Пары слов 5.1.4.2. Одно слово в двух значениях 5.1.4.3. Ключевые слова 5.1.4.4. Формулы 5.1.4.5. Рефрен 5.1.4.6. Слова одного семантического поля 5.2. Параллелизм образов: попытка классификации 5.2.1. В поисках адекватного подхода 5.2.1.1. Примеры существующих моделей 5.2.1.2. Необходимость многостороннего анализа 5.2.2. Новая модель классификации 5.2.2.1. Основные критерии Логические отношения между двумя элементами текста Основные функции параллелизма 5.2.2.2. Дополнительные критерии Критерии валентности: 5.2.2.3. Включать ли в классификацию формальные параметры? 5.2.2.4. Условные обозначения 5.2.2.5. Примеры 6. Анализ текстов 6.1. Псалом 7 6.2. Первая речь Иова ( Иов. 3 ) 6.3. История Иосифа ( Бытие 37 – 48 ) 6.4. Загадочный «жених крови по обрезанию» ( Исх. 2:24–26 ) 6.5. Параллелизм в книге пророка Ионы 6.6. Книга Притчей: образец многоуровневого параллелизма 6.6.1. Разнообразие как параллелизм? 6.6.2. Параллелизм и образный ряд 6.6.3. Параллелизм как принцип сочетания изречений 6.6.4. Параллелизм «на расстоянии”: сходные стихи в разных главах 6.6.5. Параллелизм как принцип сочетания тем 6.6.6. Параллелизм как принцип композиции всей книги 7. Библейский параллелизм и античная риторика 7.1. Сравнение 7.1.1. Параллелизм, исоколон, антитеза 7.1.2. Ценности и ориентиры

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Если один из кандидатов получит абсолютное большинство голосов, он считается избранным. Если же ни один из кандидатов не получит больше половины голосов, проводится повторное голосование, при котором подаются записки с именами трех предлагаемых лиц. Получивший большинство голосов считается избранным в кандидаты. Туры голосования повторяются, пока три кандидата не получат большинства голосов. Потом жребием из них будет избран Патриарх. 30 октября (12 ноября) 1917 года было проведено голосование. Архиепископ Харьковский Антоний получил 101 голос, архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) - 27, митрополит Московский Тихон - 22, архиепископ Новгородский Арсений - 14, митрополит Киевский Владимир, архиепископ Кишиневский Анастасий и протопресвитер Г.И.Шавельский - по 13 голосов, архиепископ Владимирский Сергий (Страгородский) - 5, архиепископ Казанский Иаков, архимандрит Иларион (Троицкий) и бывший обер-прокурор Синода А.Д.Самарин - по 3 голоса. Еще несколько лиц было предложено в Патриархи одним или двумя соборянами. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония, архиепископа Новгородского Арсения и митрополита Московского Тихона, - как говорили о нем в народе, - «самого умного, самого строгого и самого доброго из иерархов Русской Церкви...» Архиепископ Антоний, блестяще образованный и талантливый церковный писатель, был видным церковным деятелем двух последних десятилетий синодальной эпохи. Давний поборник Патриаршества, он был поддержан многими на Соборе как бесстрашный и опытный церковный вождь. Другой кандидат, архиепископ Арсений, умный и властный иерарх, обладавший многолетним церковно-административным и государственным опытом (в прошлом член Государственного Совета), по свидетельству митрополита Евлогия, «возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы «чаша сия миновала его». А святитель Тихон во всем полагался на волю Божию. Не стремясь к Патриаршеству, он готов был принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его.

http://sedmitza.ru/lib/text/439989/

Таким образом в конце канонического трехмесячного срока состоялся, по предложению министра просвещения и церковных дел, избирательный собор в Белграде. Собор этот, по закону, состоит из всех наличных епископов, из которых старейшему по хиротонии принадлежит место председателя, из всех архимандритов и окружных протоиереев, со включением ректора семинарии. Из светских лиц в выборе принимают участие с правом голоса: председатели совета министров, государственного совета, кассационного суда и главного контроля, председатель и вице-председатель народной скупщины, министр народного просвещения и церковных дел и ректор великой школы (преобразованной в 1905 г. в университет). Все избиратели должны быть православные. Выборы производятся тайною подачею голосов. Получивший большинство двух третей голосов считается избранных, и его избрание немедленно утверждается королем. В настоящий раз получили приглашения на собор 50 полноправных избирателей, явилось же их всего 45 (три архимандрита и два протоиерея по болезни отсутствовали). Выборы назначены были на 14 августа 1905 г. в —178— митрополичьей резиденции. Но в этот день голоса разделились: двое из кандидатов, епископ шабачский Димитрий и епископ жичский Савва получили по 18 голосов, епископ ништский Никанор 12 голосов и епископ тимочский Мелетий 2 голоса (5 членов подали пустые записки, без обозначения кандидата на митрополию). Избрание оказалось неправомерным, и назначены были новые выборы на 18-е августа. При этих выборах 27 голосов пало на епископа шабачского Димитрия, и таким образом Сербия получила нового митрополита. 19 августа избрание нового митрополита было утверждено королевским указом, а 20-го августа новоизбранный митрополит был введен, по установленной церемонии, в права и привилегии своего высокого звания и положения. При церемонии „инсталлации или „интронизации“ новый митрополит произнес пространную речь, в которой обозначил приблизительно направление своей будущей деятельности 2624 . Митрополит Димитрий Павлович родился в г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010