В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю Неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский (†992; память 30 сентября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана (†ок. 1053; память 21 октября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России (†1326; память 21 декабря); Алексий, митрополит Московский (Киевский) (†1378; память 12 февраля); Иона, митрополит Московский (†1461; память 31 марта); Филипп, митрополит Московский (Ц569; память 9 января); Фотий, митрополит Московский (1431; память 2 июля); Киприан, митрополит Московский (†1406; память 16 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ (†1098; память 28 января), Николай (в древней России с именем Николай известно было три святителя: 1-й Николай, Грек, митрополит Киевский (1098–1101; 2-й Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке – см. П. Строев «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб., 1877, стлб. 1047 – далее. П. Строев «Списки иерархов...» и 3-й Николай, епископ Тмутараканский (Карамзин, История..., 11 прим. 201). Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский (†1109; память 31 января); Исайя, епископ Ростовский (†1090; память 15 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский (†1060; память 15 октября), или Белгородский епископ (†1088: см. П. Строев «Списки иерархов...», стлб. 1047); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов (†1123; память 6 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни. Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей 1164; память 23 мая); Стефан, епископ Волынский (†1094; память 27 апреля); Герман, епископ Новгородский (1078–1096; память 10 февраля); Нифонт, епископ Новгородский (†1156; память 8 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ефрем, преподобный Печерский, епископ Переяславский († 1098, память 28 января/10 февраля и 28 сентября/11 октября) До своего пострижения в монашество был казначеем и управлял хозяйством при дворе великого князя Изяслава (Дмитрия) Ярославича. В 1056 году Ефрем принял монашеский постриг от игумена преподобного Никона в Киево-Печерском монастыре, по благословению преподобного Антония Печерского († 1073, память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября). Разгневанный князь Изяслав потребовал, чтобы Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился странствовать по святым местам. Посетив Святую Гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители. После 1072 года Ефрем был поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита в связи с тем, что в Переяславе существовала особая, отдельная от Киева, титулярная митрополия, учрежденная в 60-е гг. XI в., что было следствием своеобразного политического устройства Руси при наследниках Ярослава Мудрого. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне (1077–1089). В своей епархии святитель Ефрем возвел много благолепных храмов из камня. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Святитель Ефрем прославился как благотворитель и благоукраситель Переяслава, укрепив его каменными стенами, устроив бесплатные больницы для бедных, а также общественные бани (по другим сведениям – крещальни, или баптистерии при храмах). В 1091 году преосвященный Ефрем участвовал в открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского . В книге П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» преосвященный Ефрем упоминается митрополитом Киевским в 1088–1091годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Блаженная кончина святителя последовала в 1098 году. Честные мощи его были положены в созданной им церкви, а впоследствии перенесены и погребены в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря. Известно, что в древности существовало не дошедшее до нас Житие святителя. Сведения о нем находятся в Житии преподобного Феодосия и в летописях. Труды: Житие святителя Николая Мирликийского/Памятники древней письменности. – СПб., 1878–1925. – Вып. 34. Слово похвальное на перенесение мощей Николая Мирликийского/Памятники древней письменности. – СПб., 1878–1925. – Вып. 72. Литература: Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, т. 1. – С. 511–512. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 2-е изд. – Чернигов, 1865, 2 т., ч. 1. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858, январь. – С. 493. Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимы е для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 177. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 1-е изд. – СПб., 1895. – С. 123–126. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. – М., 1888. – С. 273. Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкви/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г., (приложение к журналу «Русский паломник»). – 1908, январь. – С. 177. Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843, т. 2. – С. 65, прим. 160. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1047. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

б) Г. Директора Императорского Лицея в память Цесаревича Николая, от 3 декабря 1913 года за 4307: „Препровождая при сем седьмой (VII-й) выпуск Ученых Записок вверенного мне Лицея, покорнейше прошу прислать в обмен Ваши издания“. в) Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи, от 5 марта за 99: „Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи, препровождая при сем свое издание „Иконы Московского Придворного собора Спаса на Бору“, И. Покрышкина, имеет честь обратиться в Императорскую Московскую духовную академию с предложением, не найдет ли она возможным вступить с Комитетом во взаимный обмен изданиями“. Определили: Поручить редакции академического журнала высылать с 1914 года „Богословский Вестник“ во все три вышепоименованные учреждения, возбудившие вопрос об обмене изданиями. —101— XV. Отношения: а) Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, от 19 февраля за 339, с возвращением принадлежащих фундаментальной академической библиотеке книг под 27267, 4199, 38/112 и 13856. б) Совета Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, от 6 марта за 449, с уведомлением о получении возвращенных Советом Московской Академии: 1) книги – Το σου Θεοδρου το Στουδτου Μεγλη Κατχησις, 2) журнала – Jewisch Quarterly Review за 1890 г. 2, 3, 4 и 9, и рукописи – „Записка о чествовании Св. Анны Кашинской“. в) Совета той же Академии, от 13 марта за 479, с уведомлением о получении возвращенных Советом Московской Духовной Академии рукописей под 1451, 1157 и 21/1098 (были присланы при отношении Совета Императорской С.-Петербургской Духовной Академии от 28 января за 183). г) Императорского Московского и Румянцовского Музея, от 7 февраля за 209, с уведомлением о получении возвращенных Советом книг: 1) „Журнал Министерства Народного Просвещения“ за 1835 г. 9:2) „Ученые записки Казанского Университета“ за 1864 г. вып. 2 и 3) „Восход“ за 1904 г., 4 тома. д) Императорской Публичной Библиотеки, от 22 февраля за 731, с уведомлением о получении книг, возвращенных Советом Академии при отношении от 7 февраля за 66; и от 22 марта за 1020 – с уведомлением о получении возвращенных Советом – рукописи под 32 и книги Епископа Антонина „Книга Притчей Соломона“, т. III.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский , до своего пострижения в монашество был казначеем и заведовал хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054-1068). Тяготясь шумной и суетливой жизнью и пожелав принять монашество, он получил благословение святого Антония Печерского и был пострижен игуменом Никоном. Разгневанный князь потребовал, чтобы Ефрем вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич убоялся гнева Божия, внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря. Святой инок Ефрем был вынужден удалиться. Он уехал в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Будучи в Константинополе, святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в своем монастыре. После 1072 года Ефрем был поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита. Он украсил Переяслав многими прекрасными церквами и гражданскими зданиями, по греческому образцу возвел вокруг города каменные стены. Он устроил бесплатные больницы для бедных и странников, построил несколько общественных бань. В 1091 году преподобный Ефрем принимал участие в открытии и торжественном перенесении мощей преподобного Феодосия. Известно, что в древности существовало не дошедшее до нас житие святителя. Сведения о нем мы находим в житии преподобного Феодосия и в русских летописях. Святителю Ефрему приписывается сказание и похвальное слово Николаю Чудотворцу. Скончался святой в 1098 году. Преподобный Ефрем был погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря. Память его совершается также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Иконописный подлинник Москва. 1950-80. Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. " Митрополичьи палаты " . Троице-Сергиева Лавра. Русь. 1660-е. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Угличский музей. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909939.htm...

26) Полотск считался важнее Новгорода, хотя неизвестно, в силу-ли большого развития своей торговли сравнительно с последним, или вследствие того, что его жители более нуждались в княжеском управлении и потому более ценили его преимущества. 27) В летописи под 6604 годом а) в нелю вечера следует читать: « в неделю тець вечера», то есть, вечером, во время вечерни, в неделю свв. отцов 1-го собора=25-го мая 1096 года; б) не описка; в) рассказ о событиях составлен по разным источникам, из которых один – летопись Печерского монастыря; г) другой принадлежит перу переяславца, который оставил, вероятно, и известие о закладке Богородичной церкви в Смоленске и смерти Всеслава Полотского. 28) Ростов назначен был Юрию, ещё младенцу, вероятно, по просьбе ростовцев, Всеволодом. В Ростове Юрий и воспитывался под надзором своей матери, второй жены Мономаха, у которой здесь же в Ростове и родились Роман, вероятно, 11–18-го ноября 1098 года, и Андрей 11-го августа 1102 года. 29) Смоленский кафедральный собор во имя Божией Материи Одигитрии основан 7-го марта, а торжественпо заложен 2-го мая 1100 г.; то и другое произошло в среду. 30) Всеслав Брячиславич Полотский умер в субботу 14-го апреля 1100 года. 31) Юрий в 1134–1135 году построил целый ряд крепостей (городов) по берегам Волги для защиты со стороны Новгорода. 6 городков, взятые здесь в 1149 году новгородцами, построены были, вероятно, в этом году и были: Скнятинь, Устье Кашинское, Городище (Городецъ), Прилуки, Ченцы (Святославле поле?) и Углече Поле. Отдавая в 1135 году Ростов и Суздаль Ярополку, Юрий оставил за собою эту полосу. 32)  Ждан, Ждьн гора, где произошла битва между новгородцами и ростовцами 26-го января 1135 года, есть небольшое плоскогорье, на котором лежат село Жданово и деревня Жидинина в Мышкинском уезде Ярославской губернии. 33) Городец, упоминаемый в 1237 году, есть нынешняя деревня Городище на Волге в Калязинском уезде, Тверской губернии. 34) Говоря, что первый поход совершён им был « скоз втич», Мономах указывает этим на опасность его. Опасностью этого пути объясняется и направление, избранное св. Глебом. Память об этой опасности уцелела и в сказаниях наших былин о Соловье разбойнике и о других препятствиях «дорожки прямоезжей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Ефрем Печерский, Переяславский, прп. еп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Ефрем Печерский, Переяславский, прп. еп. - житие Эта страничка относится к разделу   Ефрем Печерский, Переяславский, прп. еп. Преподобный Ефрем Печерский, Переяславский (память 28 января и 28 сентября по старому стилю) Происходил из благородного, знатного рода и управлял хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава Ярославича. Тяготясь шумной и суетливой жизнью, в 1056 г. по благословению преподобного Антония Печерского (U 1073 г.) был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре, за что диавол воздвиг на монастырь гонения. Преподобный Ефрем усердно подражал добродетелям своего наставника – преподобного Антония. По его благословению он отправился поклониться святым местам Греции. В Константинополе святой списал Студийский устав, который был введен в Киево-Печерской обители. В 1072 г. преподобный Ефрем был рукоположен в епископа Переяславского. Он построил в городе первые каменные храмы. В 1091 г. святой участвовал в открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия (U 1074 г.). Блаженная кончина преподобного Ефрема последовала в 1098 г., тело было погребено в Ближних (Антониевых) пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Ефрем Печерский, Переяславский, прп. еп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2344

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефрем Печерский, Переяславский, прп. еп. Описания иконы Ефрем Печерский, Переяславский, прп. еп. - житие Преподобный Ефрем Печерский, Переяславский (память 28 января и 28 сентября по старому стилю) Происходил из благородного, знатного рода и управлял хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава Ярославича. Тяготясь шумной и суетливой жизнью, в 1056 г. по благословению преподобного Антония Печерского (U 1073 г.) был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре, за что диавол воздвиг на монастырь гонения. Преподобный Ефрем усердно подражал добродетелям своего наставника – преподобного Антония. По его благословению он отправился поклониться святым местам Греции. В Константинополе святой списал Студийский устав, который был введен в Киево-Печерской обители. В 1072 г. преподобный Ефрем был рукоположен в епископа Переяславского. Он построил в городе первые каменные храмы. В 1091 г. святой участвовал в открытии и перенесении мощей преподобного Феодосия (U 1074 г.). Блаженная кончина преподобного Ефрема последовала в 1098 г., тело было погребено в Ближних (Антониевых) пеще[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1950-80.] Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. " Митрополичьи палаты " . Троице-Сергиева Лавра. Файл 6112.jpg:   Размер: 1009x1200, 1.21 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (170) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6114.jpg:   Размер: 875x939, 0.82 MPix, 119 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (142) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1813

Впоследствии Эдесса на некоторое время вновь обрела независимость, но с III по VI вв. по Р.Х. подпала под власть Римской Империи. В эту эпоху город Эдесса был значительным центром Христианства. Широкую известность здесь приобрела эдесская богословская школа, основанная в IV в. св. Ефремом Сирином . В конце V в. в городе распространилось учение монофизитов (получивших здесь наименование яковитов). В начале VII в. Эдесса захвачена персами, но по миру 629 г. возвращена Византии. В первой половине VII в. завоёвана арабами, отвоёвана в 1031 г. византийцами. В 1083–1086/87, 1095–1098 гг. Эдесса в составе государств, основанных армянскими феодалами. В это время город в основном был заселён сирийцами, армянами и греками; также значительный центр арабской и армянской культуры (в XII в. здесь жил известный армянский историк Матэос Урхаеци). В 1098 г. Эдесса, захваченная крестоносцами, стала центром эдесского графства. В 1144 г. подпала под власть правителя Мосула и Халеба Имад-ад-Дина Зенги, в 1182 г. Салах-ад-Дина. Затем переходила от одних властителей к другим, в 1637 г. завоёвана Османской Империей, переименована в Урфу. Ныне же Эдесса в пределах Турции. 4 Св. Абгар V Аршакуни, или бар Ману Уккама, царь Эдессы, столицы Осроэнского царства, правил с 4 г. до Р.Х. до 7 г. по Р.Х., и во второй раз с 13 по 50 гг. по Р.Х. Личность этого легендарного монарха окутана весьма многими тайнами, а порой и мистикой. До сих пор историкам всего мира не удалось до конца выяснить, кто же был этот царь Абгар? Одно можно сказать определённо, что царь Абгар происходил из династии Аршакидов и был в близких родственных связях с царским домом Армении. Однако, несмотря на это, (при переложении предания о св. Абгаре с сирийского языка на армянский язык) древняя армянская историография делает св. Абгара царём Великой Армении, празднование его памяти уже в древности было внесено в календарь Армянской Церкви. Память св. царя Абгара V Аршакуни Вселенская Православная Церковь празднует декабря 31 (января 13) (о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Студит , прп. † 826 г. (Болланд.). Происходил из Константинополя от знатных родителей. Наиболее полное и точное (по А. Доброклонскому , Феодор исповедник и игумен Студийский, 1913 г. стр. 215) житие святого, написанное студийским монахом Михаилом во 2 половине IX в. (Лопарев. Греческие жития, 161). Издано у Migne, P.G., 99 стр. 233−328. Другие жития, произведшие характер, но с некоторыми самостоятельными подробностями, у Migne, ibid., 113−232, и в книге Доброклонского, приложение Память 11 ноября. Феодор Трапезунтский, муч. Знатный и богатый военачальник, замученный агарянами в Феодосиуполе в 1098 г. (Ср. Anna Comnena II, 121 ed. Reifferscheid). Содержание его жития сообщил Пападопуло-Керамевс в «Виз. Временнике». 1906 г. стр. 135−136. Память 2 октября. Феодор, игумен Хорский, прп., † 595 г. (Болланд.). Происходил из Константинополя и был дядя императрицы Феодоры. Житие, написанное в IX в. (см. Ф. Шмит в Изв. Константинополь. Инстит. 1906 г. стр. 9−10), по сбивчивым легендам о некоем Феодоре, игумене Хорского монастыря, и Феодоре военачальнике, постригшемся в монахи (ibid., 18−21). Издано Х.М. Лопаревым («Записи Классич. Отдел. Импер. Археол. Общества» 1903 г., «De theodoro monacho hehumenoque Chorensi», стр. 1−26). Память 5 января. Феодор Эдесский , прп., род. 793 г. † 860 г. (Лопарев, Греческие жития 431−432). Сын богатого эдесского горожанина, подвизался в Палестине. Известен легендой об обращении им в христианство вавилонского царя Мавии. Житие, написанное Василием, епископом Эмесским, племянником святого (стр. 1, 3:7), издано И. Помяловским («Зап. СПб. Унив. И. Факультета», 1892 г. стр. 1−220). Память 9 июля. Феодосий Великий, прп., знаменитый палестинский подвижник. Происходил из Каппадокии, † в 529 г. (Болланд.). Житие, написанное современником святого, риторически образованным Феодором еп. Петрейским (Ehrhard у Krumbacher, 186). Издано Usener’oм (Der heilige Theodosios., 1890, стр. 3−101). Составленное по нему краткое житие Кирилла Скифопольского , ibid, стр. 105−113. Память 11 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010