Григорий VII (ок. 1021-1085)- папа римский с 1073 г., в миру Гильдебранд из Соаны. Известен своей борьбой за инвеституру (право назначения епископов) с императором Генрихом IV, который унизился перед ним в Каноссе в 1077 г., но в конечном счете заставил его бежать из Рима. Комплекс мер, предпринятых им по ужесточению церковной дисциплины, получил название " грегорианской реформы " . Канонизирован в 1606 г. Готфрид Бульонский действительно происходил от Каролингов. Епископом Льежа и Вердена в 1092-1117 гг. был Одберт. Балдуин... король Иерусалимский. — Балдуин, или Бодуэн (ум. 1118), младший брат Готфрида Бульонского, после смерти последнего в 1100 г. стал первым королем Иерусалимского королевства под именем Балдуина I. До этого был графом Эдессы (1098-1100). Все время проводил в постоянных походах, подчинив себе береговую полосу со значительными городами и обеспечив сообщение с Западом. Гуго, граф Вермандуа (Гуго Великий, 1057-1102) — сын французского короля Генриха I и Анны Ярославны Русской, брат короля Филиппа I, один из вождей первого крестового похода. Первым принес ленную присягу Алексею I Комнину. Отличился в битве при Дорилее (1098 г.), но не пошел к Иерусалиму и вернулся во Францию. Вновь отправился в поход в 1101 г., потерпел поражение в Каппадокии и получил здесь смертельную рану. Герцог Нормандии Роберт — Роберт II Коротконогий (после 1060-1134), старший сын Вильгельма Завоевателя, короля Англии. В 1096 г. отправился в крестовый поход, прославился при взятии Антиохии и Иерусалима. Отказавшись от трона в Иерусалиме, вернулся в Европу. С 1105 г. вплоть до самой смерти, ослепленный своим братом Генрихом I, королем Англии, содержался в тюрьме замка Кардифф. Вильгельм Завоеватель (1023 -1087) — побочный сын герцога Нормандии Роберта I Дьявола. В 1033 г., когда Роберт отправился в паломничество в Палестину, был признан его наследником и отстоял свои права после смерти отца (1035 г.) с помощью французского короля Генриха I, своего опекуна. В 1066 г. высадился в Англии и в битве при Гастингсе победил последнего англосаксонского короля Гарольда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Турецкий отряд должен был сдаться крестоносцам. Здесь возникли пререкания между Бодуэном и Танкредом из-за права на владение Тарсом. Честь победы была на стороне Танкреда, между тем Бодуэн присвоил себе и победу и право на город. Рассвирепевший Танкред вырезал весь турецкий гарнизон и выгнал Бодуэна. Этот факт свидетельствует о том, что в это время у норманнского вождя уже созревала идея основания независимого владения. Со своей стороны Бодуэн, потерпев неудачу под Тарсом, отправился искать счастья в другом месте. Одержав несколько побед над сельджуками и приобретя расположение армян, Бодуэн вошел в непосредственные отношения с князем Эдессы Торосом и так расположил его в свою пользу, что вскоре был усыновлен им и объявлен наследником княжества. Не довольствуясь этим, Бодуэн убил Тороса и занял его престол. Таким образом с 1098 г. в Эдессе устраивается первое княжение, во главе которого стоит западный герцог. Это княжение имеет важное значение в том отношении, что оно составляло оплот для всех христианских народностей и защищало христиан Малой Азии от ударов турецких волн, которые шли из середины Азии [ 1 ]. К октябрю 1097 г. крестоносцы подступили к Антиохии, где провели целый год (с октября 1097 г. по ноябрь 1098 г.). С одной стороны осада города, с другой внутренние раздоры остановили дальнейшее движение. Этот год составляет целую эпоху в истории крестовых походов. Дело в том, что Антиохия, самой природой поставленная в весьма благоприятные условия для защиты от внешнего врага, была укреплена еще и искусством. Город окружали высокие и толстые стены, по которым можно было свободно ехать экипажем в четыре лошади; стены защищались 450 башнями, снабженными гарнизонами. Укрепления Антиохии представляли таким образом страшную силу, преодолеть которую, при недостатке осадных орудий, при отсутствии дисциплины и неимении главнокомандующего, не представлялось никакой возможности. Но и оставить позади себя такой важный стратегический пункт, каким была Антиохия, которая служила оплотом всего мусульманского мира, крестоносцы не могли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Или грамота из Старой Руссы 40, найденная в 2004 г. Это то же время, но в письме еще используется формула, которая была в XII веке, с упоминанием жены перед мужем, который потом «пропадает» из письма: «Поклон от Оксиньи и Онании к Родивону и сестре моей [Оксиньиной] Татьяне. Поезжайте в город [т. е. в Новгород — из Старой Руссы, где найдена грамота] к этому воскресенью: мне выдавать дочь, а сестре моей распоряжаться на свадьбе. А я господину своему Родивону и своей сестре низко бью челом».   Грамота 1098: ситуация, которую надо расхлебывать Грамота 1098 тоже целая. Это тоже XIV век. Фото: http://mitrius.ru поклонъ тереньте к оньтону и к мосию оужь к вамъ шлю третью грамоту а вы ко мни не пришлете накладьного се ребра ни рыбъ ныни не пришлете к недили накладъного серебра ни рыбъ слать ми по васъ би риць а на ме се не жальте Это уже не ласковое семейное письмо, все содержание которого сводится к «Дай Бог вам радость», а более характерное для Новгорода письмо о сложной ситуации, которую надо расхлебывать. Перед нами угроза злостным должникам, которые не присылают «накладного серебра», несмотря на уже третью грамоту, которую им отправляют. Значение «не присылаете» выражено совершенным видом: не пришлете; это стандартно употребляемый в таких случаях «презенс напрасного ожидания», реликтово сохранившийся и в современном языке (надо лампочку повесить, денег всё не соберём). В грамоте отразился поздний новгородский фонетический переход ятя в и: этимологический ять записан именно этой буквой (эффект → и ср. мни, ныни, недили). Что такое «накладное серебро»? Оклад на икону? Нет, это более приземленная вещь. Все мы знаем, что такое «остаться внакладе» — остаться в убытке, потратиться. Наклад – это убыток, лихва, то, что «наложено» сверху, процент. В древности ударение было накладьное: обратим внимание, что Терентий пишет это слово дважды по-разному, то с ерем, то с ером. Серебро, конечно, не металл, а одно из обозначений денег (с семантической точки зрения ср. фр. argent). Интересна форма рыбъ: сейчас мы бы сказали «рыбы», но в древнерусском языке слово это всегда было исчисляемым. Ныни значит «но уж теперь…». Если к воскресенью (недили) Онтон и Моисей не пришлют Терентию процентов и рыбы, тот грозит им биричем – официальным лицом (в более ранних грамотах это лицо называется «отрок» — конечно, в смысле не «младенец», а «младший офицер»).

http://pravmir.ru/novyie-otkryitiya-akad...

417 Хетум II князь. Княжил в 1110–1143 гг. Сын Ошина I, дед Нерсеса Ламбронаци. Оставил Ламброн своему старшему сыну Ошину II. 419 Имеется в виду первый крестовый поход, провозглашенный папой Урбаном II в 1095 г. В 1097 г. войска крестоносцев, соединившись в Константинополе, переправились в Малую Азию. На захваченных территориях крестоносцы создали ряд графств и княжеств – Эдесское графство (1098), Антиохийское княжество (1098) и др. В 1099 году был взят Иерусалим и создано Иерусалимское королевство, в вассальной зависимости от которого находились все остальные княжества. 422 У князя Хетума II было два сына – Ошин и Смбат и несколько дочерей, из которых известна лишь одна, вышедшая замуж за Васила, сына Апирата. Во время войны Византии с Торосом II в битве за Мсис погиб Смбат, сражавшийся в войсках византийцев против Тороса II, а Ошин был взят в плен. Он смог освободиться, лишь выплатив огромный выкуп и оставив в залог своего малолетнего сына Хетума (см.: Смбат Спарапет. История. М., 1856, с. 95–96). 424 Григорис, Нерсес Шнорали, Васил, Зоравар были сыновьями Апирата и внуками Григора Магистроса. 427 Рубениды отстаивали свою независимость в борьбе с Византией. В 1138 г. в войне с Византийской империей Левон I со своими двумя братьями, Торосом и Рубеном, попал в плен. В 1145 г. Торосу удалось бежать. Он поднял восстание в Киликии и восстановил армянское княжество. Однако и после этого Торосу и его братьям не раз приходилось отражать натиск византийских войск, вступавших часто в борьбу с Рубенидами в союзе с турками-сельджуками и опиравшихся в этой борьбе на Хетумидов, соперников Рубенидов. Здесь автор имеет в виду поход императора Мануила в 1159 г., завершившийся мирным договором, по которому Анарзаба и Маместия возвращались Византийской империи, а другие области Киликии должны были признать власть Византии. Император Мануил в свою очередь отказался от мысли завоевать эти земли. 428 Зоравар – внук Григора Магистроса, младший брат Васила, Григориса и Нерсеса. Он же Шаан, как об этом свидетельствуют памятные записи: имя его дочери – Шаандухт, что дословно означает «дочь Шаана».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Однако с самого начала все пошло не слишком хорошо. Боэмунд был полон решимости превратить Антиохию, захватом которой он фактически руководил, в норманнское княжество 180 . Норманнам способствовало то обстоятельство, что Алексий Комнин, находясь в Малой Азии, не смог быстро завладеть городом или помочь его захвату. Не теряя времени, Боэмунд почти сразу же объявил себя независимым правителем Антиохии. Он игнорировал все последующие протесты императора и отрицал все намеки на то, что своими действиями нарушает клятву, принесенную в Константинополе. Если говорить в целом, то обещания, которые дали императору предводители латинян меньше года назад, утратили свое значение; вместо исполнения торжественно принятых клятв и договорных обязательств на первое место вскоре вышли алчность и оппортунизм. Это касалось не только Боэмунда. Возможно, он следовал по пути, проложенному ранее столь же ненасытным участником кампании Балдуином Бульонским. Графство Эдесса, которое основал для себя этот военачальник посреди долины Евфрата, за несколько месяцев до взятия Антиохии все же заключило договор с императором Алексием. Предполагалось, что данная область наряду с Анатолией и Антиохией будет возвращена Византийскому государству. Однако если в сознании ряда крестоносцев необходимость непреложного соблюдения клятв и обязательств постепенно утрачивала значимость, идея укрепления единства и процветания христианства в целом также отходила на второй план. Во всяком случае, антивизантийские настроения Запада уже начинали переплетаться с неприязнью к православию. Без постоянной поддержки Адемара Пийского, как мы отмечали, исполнение церковных задач крестового похода, поставленных папой Урбаном, было обречено на провал. Именно это произошло спустя месяцы после внезапной кончины Адемара (1 августа 1098 года). Смерть папского легата дала крестоносцам прекрасную возможность (для некоторых она была долгожданной) отвергнуть либо пренебречь провизантийской политикой, которую навязал им папа. Но крайней мере, после 1098 года латинян уже никто не подталкивал и не принуждал следовать принципу сотрудничества и компромисса с Восточной церковью и империей, который ранее отстаивал Адемар. В итоге были нарушены гармоничные отношения с Византией, которые до тех пор поддерживали латиняне. Новой альтернативой крестовым походам, несмотря на крайне спорный канонический характер, стал церковный колониализм. Это значит, что наиболее предпочтительным выбором стало изгнание православных епископов со своих кафедр и утверждение вместо них латинской иерархии во всех областях (даже там, где население было в основном православным). По существу, ту же стратегию повел в своем новом княжестве Боэмунд после смерти Адемара.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Скачать epub pdf 53. Владимир II Всеволодович, прозванием Мономах, великий князь киевский сын Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от брака с греческой царевной, «мономахиней», достоверно неизвестной по имени (см. 30). Родился в Киеве в 1053 г.; 13-летним ребенком уже ходил из Переяслава (Полтавского), удела его отца, к Ростову в 1066 г.; из Смоленска посылался отцом к Владимиру-Волынскому и Бресту в 1068 г.; опять ходил к Владимиру в 1069 г.; получил в удел от дяди своего Святослава II Ярославича, великого князя киевского, Смоленск в 1073 г.; по приказанию того же дяди ходил с сыном его Олегом (см. 154) через Чехию (Богемию) за Глогау (в нынешней Селезни) против немецкого императора Генриха IV в 1075 г.; по приказанию другого дяди, Изяслава I Ярославича, великого князя киевского, дважды ходил на Полоцк в 1077 г.; вместе с отцом и дядей осаждал Чернигов и был в бою на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г.; по вокняжении отца в Киеве посажен на столе черниговском, опустошил владения полоцкие, бился на р. Десне с половцами в 1079 г.; смирил торков в 1080 г.; ходил на вятичей в 1082 г.; преследовал Ростиславичей, князей-изгоев (безместных), отогнал за Хороль половцев, взял «изъездом» (внезапно) Всеславов Полоцк, не оставя там «ни челядина, ни скотины», в 1083 г.; отнял у Ростиславичей Владимир-Волынский и возвратил его Ярополку Изяславичу летом 1084 г.; по удалении того же Ярополка, друга Мономахова, в Польшу, захватил его город Луцк с семьей и имуществом беглеца в 1085 г.; но успел примирить Ярополка со своим отцом в 1086 г. и послал сына своего, Мстислава, на стол новгородский, покинутый Святополком II Изяславичем, в 1088 г.; уступив по смерти отца стол киевский этому же Святополку как старейшему князю, бился с половцами на р. Студне под Киевом, тут потерял единственного брата своего Ростислава, князя переяславского, и, осажденный Олегом в Чернигове, без кровопролития удалился в Переяслав в 1093 г.; отсюда вместе с великим князем Святополком II ходил громить «вежи» (станы) половецкие и на Святославичей, князей черниговских, к Смоленску в 1095 г.; снова утвердился в Чернигове, отнятом у Олега, в 1096 г.; за вероломное ослепление Василька, князя теребовльского (см. 50), после любечского съезда князей в 1097 г. начальствовал осадою Киева, но, упрошенный мачехой своей, не отнял его у Святополка в 1098 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Закрыть Прощание с победой 02.06.2005 1098 Время на чтение 11 минут Некий философ сказал, что, смеясь, человечество расстается со своим прошлым. Юмористы для непритязательной аудитории, которыми полнится наше телевидение, научили нас со смехом расставаться со своим будущим. Однако в помощь им выдвигается следующая когорта учителей, которые попросят нас расстаться с другой важной вещью - с победой наших дедов в Великой Отечественной войне. " ЖЕЛАНЬЕ БЫТЬ ИСПАНЦЕМ " По традиции, чем ближе ко дню Победы, тем чаще вбрасываются в медийный оборот вещицы, имеющие мало общего с поздравлениями. Казалось бы, уж по случаю такого юбилея можно было бы и помолчать для приличия, но нет. Чего только не пишут, не говорят о войне и Победе, надеясь попасть в медиа-резонанс вокруг круглой даты. В который раз вспоминают об изнасилованных немках, о потопленном " Вильгельме Густлове " , на котором, якобы, были исключительно гражданские, о " цене победы " , о том, что советские генералы были тупые и кучу народу положили зря... наконец, о главном и сокровенном, о том, что Советский Союз якобы помогал Германии воевать с Францией, Англией и Польшей, а потом сам собирался на нее напасть... Впрочем, кое-кому удаются сочинения и на более свежие темы. Вот, например, страны Балтии, независимые от СССР уже целых пятнадцать лет, ровнехонько к юбилею ожесточенно требуют нас признать себя оккупантами. А как только праздник закончился и вообще " стало все можно " , даже назвали сумму - где-то 50-100 миллиардов долларов Россия, " как правопреемница СССР " , должна Латвии за " последствия советской оккупации " . Что интересно, с Германии за оккупацию в 1941-1944 годах не требуют ни копейки. А ведь советская послевоенная " оккупация " Прибалтики была прямым следствием немецкой. Финляндию, например, немцы не оккупировали и по требованию финнов вывели с их территории свою армию. Поэтому Советский Союз просто заключил с Финляндией мирный договор осенью 1944 года, когда Финляндия решила выйти из войны. Почему независимые Эстония и Латвия, ныне чествующие своих " легионеров " СС, в 1944-м не поступили точно так же - загадка. Наверное, от избытка независимости. Почему мы вообще обсуждаем эти претензии, а не вызываем скорую психиатрическую? Поколение победителей, наши деды, слушая эти заявления Латвии и Эстонии, просто пожимают плечами и крутят пальцем у виска.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть Своя рубашка ближе к телу Как главные союзники Украины ввели эмбарго на украинское зерно и другие сельхозтовары 24.04.2023 1098 Время на чтение 4 минуты Фото: mobillegends.net Парадоксально, что главные русофобы восточной Европы, идущие единым фронтом против Москвы и в поддержку Киева, оказали «незалежной» медвежью услугу. Блокирование украинских сельхозтоваров идёт в разрез с воинственными заявлениями польских, болгарских, словацких и иных восточноевропейских политиков. Они неустанно напоминают, что Россия – это главный враг человечества, поэтому Украину надо всячески поддерживать, а тут … у Киева не хотят покупать зерно. От заградительных пошлин на украинское зерно страдают не только производители, но и водители фур, которые не могут бросить груз без соответствующих бумаг. «Работникам руля» на европейских таможнях навстречу идти никто не хочет. Исключение составляют лишь грузовики, которые следуют транзитом. Однако и они сейчас вынуждены торчать на таможне больше положенного. Бдительные евротаможенники, боятся, как бы случайно не проскочила нетранзитная украинская фура. На таможнях Болгарии, Румынии, Польши, Венгрии и Словакии грузовики выстроились в многокилометровые очереди. Кое-где эти пробки из фур составляют более 35 км. Как сообщает украинский сайт «Страна.иа» , ссылаясь на данные грузоперевозчиков, «украинскую аграрную продукцию не растаможивают в Болгарии уже более трех недель и причин никто не объясняет». Впрочем, причина давно известна – в марте от премьер-министров Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Словакии председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен было отправлено письмо. В нём говорилось о том, что тарифы на украинский импорт временно приостановлены. Посему, украинским сельхозпроизводителям и перевозчикам, приходится удовлетворяться лозунгами Зеленского в стиле Остапа Бендера: «заграница нам поможет». По данным американского еженедельника «Newsweek»: «В течение 2022 года валовой внутренний продукт (ВВП) Украины упал на 30 процентов». Особенно удивительно видеть такую позицию от Польши, которая помогать экономически «незалежной» особо не рвётся. «Своя рубашка ближе к телу», свои аграрии нужнее, чем украинские. Такой прагматичный подход к экономическим проблемам Украины продемонстрировал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, который в своём твитте предложил вначале позаботиться о Польше, а потом уже об Украине. «Давайте поддержим Украину, но сделаем это разумно и, прежде всего, поставим интересы страны и польских фермеров на первое место!», – цитирует его слова издание «Newsweek».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/24/sv...

St. Ephraim the Bishop of Pereyaslavl, Kiev Caves, Far Caves Commemorated on January 28 Photo: Days.Pravoslavie.Ru Saint Ephraim of the Caves, Bishop of Pereyaslavl, before his tonsure into monasticism, was treasurer and steward of household affairs at the court of the Kiev Great Prince Izyaslav (Demetrius) Yaroslavich (1054-1068). Weighed down by this noisy and bustling life and wishing to become a monk, he was accepted by Saint Anthony of the Kiev Caves and was tonsured by Saint Nikon (March 23). The enraged prince demanded that Ephraim return, threatening to lock him up in prison and to destroy the Monastery of the Caves. Saint Anthony and the brethren left the monastery and decided to go to another place. Izyaslav, however, feared the wrath of God. He took his wife’s advice and withdrew his forces from the monastery in disgrace. Saint Ephraim wished to go on pilgrimage to the holy places abroad. With the blessing of Saint Anthony, he journeyed to Constantinople and settled there in one of the monasteries. While in Constantinople, Saint Ephraim made a copy of the Studite monastic Rule, and took it to Kiev at the request of Saint Theodosius. As soon as he received the Rule, Saint Theodosius implemented it in his monastery. After the year 1072 Ephraim was made bishop in Pereyaslavl, with the title of Metropolitan. He adorned Pereyaslavl with many beautiful churches and public buildings, and he built stone walls around the city in the Greek manner. He built free hospices for the poor and travelers, and constructed several public bath-houses. In the year 1091, Saint Ephraim participated in the opening and solemn transfer of the relics of Saint Theodosius. A Life of Saint Ephraim existed in former times, but it has not survived. We find an account of him both in the Life of Saint Theodosius, and in the Russian Chronicles. A tale and encomium for Saint Nicholas the Wonderworker is ascribed to Saint Ephraim. Saint Ephraim died in the year 1098. He was buried in the Antoniev (Far) Caves of the Kiev Caves monastery. His memory is also celebrated on September 28 and on the second Sunday of Great Lent. The Orthodox Church in America 7 февраля 2017 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100841.html

Промысл же касается того, что не находится в нашей власти, как например, – того, чтобы быть богатым или бедным, здоровым или нездоровым 1095 , – в отношении чего ум нисколько не может помочь 1096 , а тем менее – природа, как думает Аристотель. Ведь и дела природы известны. А какое отношение имеет к уму или к природе то, что иногда убийца несет заслуженное наказание, а иногда – избегает?.. Может быть, кто-нибудь скажет, что то, что подлежит уму и природе, зависит (вместе и) от Провидения, а остальное – от рока. Но если подлежащее уму и природе 1097 зависит от Провидения, а последующее – от фатума, то уничтожается то, что – в нашей власти (свободная воля). Однако, дело обстоит не так. На самом деле все, относящееся к нашему разуму как теоретическому, так и практическому, находится в нашей власти, как показано. Не все, управляемое Провидением, относится к природе, хотя и все, что относится к природе, управляется 1098 Провидением; многое, ведь, из того, что происходит по Провидению, не есть дело природы, как (это) показано на примере убийцы, – потому что природа есть часть Провидения, а не само Провидение. Таким образом, указанные философы 1099 промышление об единичных вещах приписывают природе и уму. Но утверждающие это 1103 представляются мне неведущими как многих других положений, имеющих отношение к Промыслу, так – в особенности – бессмертия души. Именно: считая ее (душу) смертной, они ограничивают все человеческое пределами этой жизни. Затем, они имеют превратные суждения о благах. Действительно, они думают, что те, кто окружены богатством, хвастают (своими) достоинствами и гордятся другими материальными благами, счастливы и блаженны; между теми, блага души, несравненно превосходящие телесные и внешние блага, ставят ни во что. Ведь, блага, относящиеся к тому, что превосходнее, гораздо выше (сами по себе). Итак, добродетели настолько превосходят богатство, здоровье и прочие блага, насколько душа (превосходит) тело. Вот почему добродетели и одни, и в соединении с другими (благами) делают человека блаженным: в соединении с другими – сплошь ( κατ πλτος), а одни и сами по себе – ограничительно ( κατ πριγραφν).

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010