1095 Cp. проф. Городенского. «Нравственное сознание человечества». Сергиева Лавра, 1903, стр. 204: «сознавать известное поведение как разумное, и как нравственно-обязательное – это одно и то же». Ср. также стр. 190: «моральное сознание представляет собою по своей сущности практическую сторону разумного самосознания... Подобно тому, как в области теоретической разум создает мир объективного знания, так он же в области практической является высшим фактором в созидании мира морального, среди которого живет человеческая личность». 1096 По словам Немезия, τς λογικς φυ’σεως τ κεφαλαιο’ν στι φευ’γειν μν κα ποστρε’φεσθαι τ κακ, μετιε’ναι δ κα καλα (col. 513). 1097 Т. е. эмоций, сопровождающихся общим специфическим чувством их внутреннего превосходства по существу пред другими сродными явлениями душевной жизни. 1098 «Неоднократно было доказываемо, что чувства эстетические, интеллектуальные и моральные тожественны в своем последнем основании, и различаются лишь постольку, поскольку лежащий в их основе общий принцип должен принимать различные формы по различию объектов, понимаемых под именем добра, истины и красоты» (Проф. Городенский, цит. соч., стр. 114). Роднит же эти идеи лежащая в их общей основе идея бесконечного совершенства, которая «сказывается» в человеческом «сознании в трех главных положениях или формулах, сообразно троякому определению или трем сторонам эмпирического существование человека» и т. д. Именно «здесь пред нами месторождение идей и идеальных начал, определяющих жизнь человека, как именно человека». (Проф. А. И. Введенский. Религиозное создание язычества, стр. 100 примеч.). «Анализ показывает, что эти идеи, и в своих специальных психологических основах и в своей общей сущности, в своем существенном триединстве, религиозной природы» (ibid., стр. 36). 1100 ) Cp. Е. Ф. Толкование первых восьми гл. Посл. Римл. ( Рим.8:2 ), стр. 451: «стихни духа суть страх Божий, совесть и жажда Бога, обнаруживающиеся недовольством ничем тварным». Ср. также ibid. (VII, 14), стр. 421: «дух – все те проявлениеявнутренйей нашей жизни, которые устремляют человека от земного к небесному, от временного к вечному, от тварного к божественному. Он есть та сила, которую вдунул Бог в лицо человека при сотворении его, и в которой собственно лежит образ и подобие Божие. Как такая, она устремляет человека к Богу и довольна бывает только тогда, когда человек в Боге живет и в живом с Ним состоит союзе». Ср. ibid. (VII, 22), стр. 437–438. Толк. Посл. Ефес. ( Еф.1:18 ), стр. 95. Токов. 1 Солун. ( 1Сол.5:23 ), стр. 383. Толков. Галат. ( Гал.5:16 ), стр. 361 и др. ibid. (XII, 11), стр. 232. Cp. И. Кассиан. Collat. 1,с. VIII, col. 490В: hic nohis principalis debet esse conatus, haec immobilis destinatio cordis jugiter affectanda, ut divinis, rebus ac Deo mens semper inhaereat.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Вторым по времени распространения и по численности районом старообрядческого заселения был русский север – Олонецкая, Архангельская и Вологодская губернии, где, начиная с 1670-х гг., представители радикального, беспоповского раскола развили сильную пропаганду. Здесь же в начале XVIII века находился важный центр раскольничьего образования, пропаганды и координации сил – Выговское общежитие, организованное Андреем Денисовым. Правительственные статистические сведения об этом районе особенно противоречивы. Некоторые сведения показывали, что в 1850–1860 гг. на весь Север было всего лишь 15 000–16 000 раскольников 1098 . С другой стороны, в тех же самых книгах говорится, что раскол целиком охватил многие из этих районов. Дело заключалось в том, что это были районы распространения беспоповщины, не имевшей ни священников, ни постоянных, внешне напоминающих православные церкви, храмов, и поэтому там сторонники старой веры обращали на себя гораздо меньше внимания администрации, чем в более южных поповских областях. Кроме того, отсутствие священников в ряде деревень не позволяло произвести сколько-нибудь правильный подсчет старообрядчества. Тот же Н. Варадинов, приводящий в своей книге упомянутые выше цифры, указывает, что в Вологодской губернии из 650 000 жителей 202 000, то есть почти треть, не бывает на исповеди, что обычно случалось только с раскольниками, так как исповедь была обязательна для всех православных и число исповедующихся контролировалось правительством 1099 . Далее, тот же Варадинов отмечает, что население побережья Белого моря и Олонецких озер почти целиком принадлежит к расколу и что раскольничьи скиты, часовни и поселения разбросаны по всему краю 1100 . Даже нерусское население Севера – зыряне Архангельской и Вологодской губерний и карелы Олонецкой – в значительной степени придерживалось раскола, что уже указывало на его силу 1101 . Епископ Олонецкий Аркадий в 1858 г. писал, что православных в олонецком крае почти нет и что церкви пустуют 1102 , а более аккуратные правительственные статистики полагали, что в Олонецкой губернии " официальных» и полуофициальных раскольников не менее 18 197, а вовсе не 3850 человек 1103 , как это отмечали епархиальные власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Число погибших пленных дано у Георгия Монаха, а именно: 12 тысяч человек, т. е. по условиям того времени – целая армия. 1097 Не подвергая сомнению эпизода о гибели пленных вследствие нежелания Маврикия выкупить их по самой низкой цене и не придавая значения сохраненной у Георгия Монаха точной цифре, нельзя не признать, что дунайская армия имела весьма основательные мотивы питать враждебные чувства к Маврикию. 1098 Мир с аварами был возобновлен, но, по словам Феофилакта, Маврикий пожелал его нарушить. 1099 На следующую весну Коменциол, за которым было сохранено командование, явился в сборный пункт, назначенный для армии. Ему удалось примириться с солдатами. 1100 Пройдя с армией на Дунай, он соединился с Приском. По приказанию императора Приск объявил армии на сходке о расторжении мира с аварами. Вожди вступили в Виминакий, чтобы оттуда организовать переправу на вражескую территорию. Охрану места переправы хан поручил своим четырем сыновьям. Преодолев оказанное сопротивление, войска высадились на левом берегу Дуная, заняли сильные позиции и укрепили лагерь. Коменциол захворал и остался в Виминакии. Получив известие, что варвары собираются напасть на римский лагерь с большими силами, Приск поспешил к армии. Все суда он отослал на правый берег Дуная, чтобы отрезать возможность бегства для своих солдат. Варвары сделали нападение на лагерь, но римские войска дали отпор, и битва закончилась для них очень счастливо: римляне потеряли только 300 человек, а варваров легло на поле битвы 4 тысячи. На третий день варвары собрались еще в большей массе и пошли на приступ. Победа осталась за римлянами, и варваров легло 9 тысяч человек. На следующий день повторился приступ, и варвары уже не делились на отряды, а напирали всей массой. Приску удалось не только отразить их, но и загнать в болота. В числе погибших в этой битве были сыновья хана. Общая цифра потерь варваров доходила до 15 тысяч человек. Успешные действия имперских войск за Дунаем возымели свое действие на славянские племена, и анты, более отдаленные от аваров восточные славянские племена, вступили в союз с империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Следовательно, говоря вообще процент малообразованных пастырей во II в., вероятно, брал перевес над процентом образованных, а в III в. процент тех и других пастырей, можно думать, оставался в равновесии. А. Лебедев Писаревский Η. Н. Религиозное состояние протестантского Запада//Богословский вестник 1902. Т. 2. 6. С. 271–292 (2-я пагин.). (Окончание.) —271— Если таково отношение протестантского запада к понятию о грехе, то само собой ясно, что и воззрения протестантов на будущую жизнь и бессмертие души человека не могли избежать современного, почти общего настроения, что эти воззрения суть фикция, прелестная фантазия в церковном вероучении протестантства. Еще Гебгардт 1098 указал, что, при посещении больных, он не нашел ни малейшего указания на чаяние иной жизни, не нашел даже капли христианского сознания и понимания о бессмертии в смысле церковного протестантского учения. И это указание Гебгардта вполне подтверждает вся современная жизнь протестантства: в ней мы не найдем и следа того христианского упования, с каким Апостол желал бы «разрешиться и быть со Христом» 1099 , не найдем следа и о страхе предстать пред судом Божиим: и это христианское упование, и этот страх давно и у всех протестантов совершенно исчезли. Слова Апостола: «Людям положено однажды умереть, а потом суд» 1100 никого уже не устрашают: страшатся более предсмертных, физических страданий, а не суда Божия. Поэтому внезапная смерть, без всякого внимания на христианскую готовность к смерти и раскаяния во грехах, у всех считается прекрасной и завидной смертью. В настоящее время, если бы кто стал проповедовать публично пред высшими и низшими классами истину бессмертия, будет или просто осмеян, или же сочтен за —272— глупца или ненормального субъекта. Ответы, полученные пастором Раде, совершенно ясно свидетельствуют об этом. «Быстрая смерть – самая лучшая смерть; в жизнь после смерти – верят лишь очень и очень немногие, вернее, почти никто». «Человек – земля и возвращается в землю, из которой постоянно развиваются новые живые существа».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже в предшествующую эпоху у балтов появились крупные поселения, своего рода протогорода. Лучший из знатоков археологии и истории балтов М. Гимбутас утверждает даже, что «в землях древних пруссов огромные торговые города появились не позже 600 г.» 1096 . Но это преувеличение, граничащее с патриотической мегаломанией. На чем, собственно, основано это утверждение? На замечании англосаксонского путешественника Вульфстана, писавшего о том, что он увидел во время своего пребывания в Пруссии «множество городов, каждый из которых имел своих правителей» 1097 . Но Вульфстан посетил эту страну в 880–890-е гг., иными словами, на триста лет позже того времени, которым Гимбутас датирует начало существования городов в Пруссии, так что свидетельство англосаксонского путешественника имеет лишь самое косвенное отношение к вопросу о существовании городов в Пруссии в 6 в. Другой писатель, на свидетельство которого также ссылается М. Гимбутас, автор «Жития святого Ансгара», архиепископ Бременский Римберт, был современником Вульфстана. Он писал, что во время нападения шведов на куршей, в 885 г., у них было пять государств, и в каждом из них свой правитель, и что город Саэборг располагал гарнизоном в семь тысяч воинов, а в Апулии оборону держали пятнадцать тысяч человек. Сама М. Гимбутас по поводу этих фантастических выкладок замечает, что эти числа преувеличены 1098 , к тому же они относятся к другой эпохе и не могут поэтому служить аргументом в доказательстве существования городов у балтов в 6 столетии. Что же касается археологических данных, то они сводятся к тому, что при проведении раскопок в районе, где, по словам Вульфстана, находился прусский город Трусо, были «обнаружены многочисленные находки в нескольких поселениях и погребениях, датируемых периодом от 7 до 12 в.» 1099 . Этого, разумеется, мало для доказательства городского характера поселения, тем более что в этой местности их было несколько. Конечно, можно по-разному подходить к границе, отделяющей город от сельского поселения. И в наше время тут применяются разные критерии: в Нидерландах город не должен иметь менее двадцати тысяч жителей, а в Дании городом считается населенное место, в котором проживает более одной тысячи человек, при классификации населенных мест учитываются и другие критерии: наличие укреплений, преимущественная занятость жителей в промышленности или ремесле, административный статус, так что применительно к древним поселениям во многих случаях вопрос об определении их типа может считаться дискуссионным. И все же относительно крупных поселений пруссов или куршей 6 в. было бы уместным остановиться на определении их в качестве своего рода протогородов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И еще более божественно то, что Он как Благой среди атлетов священно боролся вместе с ними за их свободу и победу над силой смерти и тления. И приходит усовершаемый к соревнующимся как к божественным, радуясь, и пребывает в законоположениях Премудрого, и согласно им неотступно борется, уверенно имея надежду на прекрасные награды, становясь под покровительство Благого Господина и руководителя атлетических соревнований; взойдя 1097 же божественными следами Первого 1098 из атлетов и по причине благости победив богоподражательными ведущими к обожению подвигами 1099 противоположные ему действия 1100 и образы существования, он, говоря таинственно, со–умирает в крещении со Христом для греха. 15 . И хорошо меня пойми; сколь пригодны используемые священным символы! Поскольку наша смерть не означает 1101 ведь небытия сущности, как некоторые считают, но – разъединение соединенного, отводящее душу в невидимость 1102 как становящуюся при лишении тела невидимой, – тело ведь, будучи скрываемо в земле, или вследствии некоторых других изменений, свойственных телесовидным 1103 , из присущего человеку образа исчезает, – соответствующим образом полное покрытие водой воспринимается как образ смерти и безвидного погребения. Священно крещаемого символическое учение таинственно посвящает в то, что тремя погружениями в воду подражают богоначальной 1104 с триденнонощным захоронением смерти жизнедавца Иисуса, – насколько возможно людям подражать Богу, в Котором, согласно тайному и сокровенному преданию Речений, «князь мира не нашел своего ничего " (см. Ин.14:30 ). 16 . Затем на совершаемого надевают световидные одежды. Ибо мужественным и боговидным бесстрастием по отношению к противному и крепким присоединением к Единому и неупорядоченное упорядочивается 1105 , и не имеющее вида видотворится, осветляемое по всему световидной жизнью. Усовершающее же помазание усовершенного миром делает его благоуханным, ибо священное усовершение богорождения единит усовершаемое с богоначальным Духом. Познавать же, что такое умопостигаемо сообщающее благоухание и совершеннодействующее посещение, поскольку оно невыразимо, я оставляю 1106 тем, кто удостоен священного и боготворящего общения в уме с божественным Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Неумолимым, неженственным, мужественным, непоколебимым, не склонным ни к какому снижению. Знай, что так говорят о крепких, как мужчины, и подобных мужчинам женщинах. 1095 В синтаксисе этого места – инверсия, так что здесь – большая вставка. Слова следует соединить так: «…благодаря которым он оказывается под судией соревнований, Христом, и приходит, посвящаемый, к соревнующимся как к божественным, радуясь» и так далее. 1098 Первым из атлетов он называет Господа как только по собственной благости поборовшего власть смерти. 1100 Действиями он называет грехи и страстные пожелания и движения, а существованиями – энергетические естества демонов. Дурные дела созерцаются ведь не в собственном бытии. 1102 Некоторые люди сказали, что эта невидимость есть ад, то есть невидимо и неявно происходящее удаление души в места невидимые для воспринимающих чувствами. 1103 Часто ведь тело преобразуется не только в червей, но и в другие живые существа. Обрати внимание, что такое превращение он называет изменением, и что смерть не означает небытие нашей сущности, и что душа,, вышедшая из тела, делается невидимой и не витает около тела, как некоторые люди сказали, и что погружение в воду прекрасно воспринимается как подобие смерти. 1105 Поскольку тьма – это оскверненная жизнь, согласно апостолу (ср. Рим.13:12–13 ), она существует как нечто в высшей степени неупорядоченное и является безвидной, не имеющей вида какой–то божественной мысли. Она ведь есть тень и преграда добродетели. Естественно, что приходящий креститься украшается просвещением и получает образ света, становясь чадом Света и семенем Божьим, каковым, по божественному Иоанну (см. 1Ин.3:9 ), является принявший свет. Не имеющим же вида среди сущего он назвал имеющее дурной вид, а не вообще не имеющее вида, – как и мы называем плохое по форме бесформенным. 1106 Я полагаю, что великий Дионисий умолкает как несведущий именно из смиренномудрия. Ибо в послании к евангелисту Иоанну он сделал явным, что сподобился духа провидения. Однако, мне кажется важным отметить, что удостоенные божественного Духа повсюду сущие люди, соединившиеся с Ним, по апостолу (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Эрман (Ermann, знаменитый современный египтолог), И. Гольдцигер и т.п., а те, которых тревожит мысль об имущественном и социальном неравенстве, об отношении религии к государству и т.д., отыщут для себя статьи об евангельском социализме (Schneemeleher’a, 759 слл.), французской революции (Herz’a 990 слл.), женском труде (1021 слл.), женском вопросе (1024 слл.), общественном призрении (1098 слл.. 1103 слл.), об идеи мира и о мирной конференции в Гааге (Friedensbewegungen 1062. слл; срв. Н.Н. Кравченко, О первой гаагской конференции мира в связи с вопросом о мире вообще, Журн. Мин. Юст. май 1907, стр. 72–97), о товариществах (артельном начале) в хозяйственной жизни настоящего времени (Genossenschaften im Wirtscliaftsleben der Gegenwart), о деньгах и кредите (Geld и Kredit 1228 слл.), о франк-масонах (1044 слл.), торговле и промышленности (1836 слл., 1391 слл.), ремесленниках (1844 слл.) и мн. др. Таков состав, общий характер и научное значение разбираемого коллективного труда. Не буду останавливаться здесь на том, что центр тяжести всецело падает на Германию, на учение и институты протестантизма: в издании общеобразовательного характера, предназначающемся для немецкой публики, это вполне естественно и даже, может быть, до известной степени, оправдываемо. Если по отношению к первому тому Энциклопедии я высказал в свое время упрек в игнорировании русской богословской науки (См. «Богосл. Вестн.», 1909, стр. 679), то теперь я должен с полным удовлетворением засвидетельствовать, что, благодаря приглашению в число сотрудников проф. Юрьевского университета К. Грасса, во II-oм и последующих томах Словаря отводится уже известное место и русским церковным деятелям и ученым: так, отдельные заметки посвящены архиеп. Димитрию (в мире Муретов), архиеп. Димитрию (в мире Д.И. Самбикин, 75), еп. Дионисию (Хитров, 80), проф. А.А. Дмитриевскому (95), проф. А.П. —403— Доброклонскому (ib.), проф. Н.А. Фаворову (841 сл.), архиеп. Феогносту (Е.П. Лебедев, 856 сл.), еп. Феофану (в мире Г.В. Говоров, 857), еп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. В. Васютин Церковная музыка на нем. землях в средние века развивалась в русле общих тенденций, характерных для Римско-католической Церкви этого времени. Началом ее истории принято считать появление на рубеже VIII и IX вв. на территории империи франков т. н. григорианского хорала - адаптированной версии «староримского пения» (одноголосных песнопений, принятых в это время в церквах Рима; см. ст. Григорианское пение ). В распространении григорианских песнопений, а также в последующем развитии новых жанров и форм средневек. церковной музыки ведущую роль играли нем. мон-ри. Так, велика была роль монахов бенедиктинского аббатства Санкт-Галлен (на территории совр. Швейцарии) в развитии практики тропирования (т. е. вставки в григорианские песнопения новых мелодических оборотов и фрагментов текста - тропов ); санкт-галленский мон. Ноткер Заика , автор многочисленных секвенций , собранных в «Книге гимнов» (лат. Liber hymnorum, 884), считается основоположником этого популярнейшего в средние века жанра. Нем. происхождение имеют нек-рые значительные образцы литургической драмы, в частности моралите Хильдегарды Бингенской (1098-1179) «Чин добродетелей» (Ordo virtutum; включает в себя 82 простых напева). Хильдегарда прославилась также экспрессивными церковными песнопениями; 77 из них объединены в рукописное собрание «Стройное созвучие небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum), где они расположены согласно церковному календарю. Л. Зенфль. Гравюра. XV в. Л. Зенфль. Гравюра. XV в. После разделения в Х в. империи франков на зап. и вост. части на территории буд. Г. не возникло крупных культурных центров, сопоставимых с Парижем. Этим во многом объясняется консерватизм муз. практики в средневек. нем. церквах. Полифоническое пение было представлено в основном простейшими его формами, бытовавшими в устной традиции. Среди немногих поздних памятников, где зафиксирована эта практика в письменном виде, наиболее известна рукопись 314 из б-ки бенедиктинского мон-ря Энгельберг, составлявшаяся группой монахов в течение 2-й пол. XIV в. В ней содержится, в частности, неск. ранних образцов богослужебных песнопений на нем. языке.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Поэтому переводом LXX можно было бы воспользоваться, только как указанием на присутствие в подлиннике формы 1-го лица; сам же глагол , хотя и соответствующий филологически глаголу λαμβνειν, употребленному у LXX, все-таки трудно было бы признать подлинным, в виду его значения. Здесь заслуживает большего внимания догадка Греца, – что LXX в рассматриваемом месте ошиблись в чтении, прочитали форму от вместо действительно бывшей в тексте от . 1095 Пример подобного смешения у LXX мы находим в передаче Иер.23:39 , где еврейское («и забуду вас») они перевели λαμβνω... μς ( ») 1096 . Поводом к такому смешению, помимо некоторого сходства в начертании некоторых форм обоих глаголов, могло служить и то, что на ряду с начертанием встречается в Библии и другое начертание того же глагола, иногда заменяющее первое (ср. 1Цар.22:2 ; Ис.24:2 ; Неем.5:7 ; Иер.23:39 ), – ; последнее же безусловно легко смешать с , особенно в эпоху еще не-пунктированного письма; и LXX действительно их смешивают, да, по-видимому, и в самом еврейском тексте они иногда смешивались: в 3Цар.8:31 и 2Пар.6:22 по Бэру и Гинсбургу читается , 1097 а LXX несомненно читали , потому что перевели глаголом λαμβνειν; и в еврейских текстах нередко дается чтение . Но получим ли мы удовлетворительный перевод, если примем за первоначальное чтение в Мал.2:3 или (с подразумевающимся подлежащим ‏‎)? Ясно, что глагол этот может быть здесь употреблен лишь в значении «забывать», 1098 и перевести надо будет: «и Я забуду вас…». Такой перевод давал бы смысл вполне подходящий, если бы в рассматриваемом предложении не стояло еще дополнение (букв. «к нему»), которое лишает смысла всю фразу: что может значить забвение кого-л. «к навозу»?... Можно, конечно, попытаться устранить это затруднение, усвоив предлогу какое-либо иное значение, – напр., «в»; но хотя некоторые параллельные примеры такого значения и можно было бы отыскать в Библии, все же такой перевод отнюдь не подкупал бы своей естественностью, и смысл не был бы из особенно удачных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010