Владетели Восточной Имеретии Аргветские князья Давид и Константин мужественно встретили передовые отряды Мурвана и одержали было над ним победу. Но Мурван двинул на них все свои силы. После битвы отважные князья были взяты в плен, подвергнуты жестоким пыткам и сброшены со скалы в реку Рион (память 2 октября).    К X столетию в ряде мест Грузии, но не среди самих грузин, был насажден ислам. По утверждению священника Никандра Покровского, ссылающегося на сообщение арабского писателя Масуди, в 931 году осетины разрушили свои христианские храмы и приняли магометанство.    В XI веке в Грузию вторглись несметные полчища турок-сельджуков, уничтожавших на своем пути храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин.    Положение Иверской Церкви изменилось лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089 —1125), умного, просвещенного и богобоязненного правителя. Давид IV приводил в порядок церковную жизнь, строил храмы, обители. В 1103 году он созвал Собор, на котором было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан. При нем «долго безмолвствовавшие горы и долины Грузии огласились вновь торжественным звоном церковных колоколов и вместо рыданий раздались песни веселых поселян».    В личной жизни, по свидетельству грузинских летописей, царь Давид отличался высоким христианским благочестием. Его любимым занятием было чтение книг духовного содержания. Со Святым Евангелием он никогда не расставался. Грузины с благоговением похоронили своего благочестивого царя в созданной им Гелатской обители.    Зенитом славы Грузии был век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184 —1213). Она смогла не только сохранить то, что было при ее предшественниках, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского моря. Легендарные сказания Грузии приписывают Тамаре почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. При ней в стране появилось большое число людей просвещенных, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

κατστρωμα, τ Decke: σηρικ PselChron V 16,9. Binde, Verband: Hippiatr II 261,1.– (LS, Tgl, RBLG, Stam). καταστρωμς, Ausbreiten, Abdeckung: τν λθων EustIl 1376,17. καταστρννυμι eintragen, registrieren: DöBeitr 116,14. MichAttDiat 1076 etc. EngPatm 48,184 etc. (a.1088). ADoch 2,16.37 (a.1089). Zepos I 336 (a.1094).350. AIv 51,83 (a.1103). -νω Balsam II 1032A.– (LS, L, Tgl, RBLG, AndrArch), Duc, DöKar 193. κατστρωσις, Aitsbreilen: ScholTheocr 216,18; 264,3. Achmet 173,6. κλνης ProdRhod 4,108.– LS, L, OrlTraul, Stam. κατστρωτον, τ eingetragenes (registriertes) Grundstück: τ -οτον (sic) το γου λα ADoch 10,32 (ante 1307).– KumN -ς; s. κατστρωτος. καταστυγω furchterregend machen: κατεστυγημνην BrowCorp 14,16.– LS, Tgl. καταστυγνζω beklagen: τς τεκνογονας στρησιν PetrArg 120,80. trist machen, verdunkeln, verhüllen: τν κεφαλν KrumbGeorg 104, 4. τ κλλη 13. sich beklagen über: το βασιλως Anna III 225,23. (pass.) betrübt werden: GrNyssOp V 389,13; IX 116,23. κατεστυγνιασμνην (sic male) JoanMnem 119.– LS, L, TLG, PhilWoch 54 (1934) 924. καταστωμυλομαι plappern, schwatzen: Staab 599,14.– Vgl. -μλλομαι LS. καταστωμυλεομαι mit Gezwitscher erfüllen: τς ταπεινοκαλβης ManasUned 9,3.– Vgl. στωμ. LS. χατασυγχπτω synkopieren: CramPar IV 109,7 (pass.). κατασυγκπτω sich tief beugen: OR 510. κατασυγχρησις, Miller: cod. Coisl. 278, 184v (Germ.II). κατασυλω rauben: θησαυρν EustMak 69, 13. ThMet 558 (pass.).– L. κατασυλλογζομαι einen falschen Schluß ziehen: ScholPlat Theaet. 164c. durch Gegenargumente beeinflussen: μς πρς τ δοκον ατ NChonThes 188C. rational erklären, schlußfolgern: PhotBib 426al9. ThMet 82 etc.– LS, L, Tgl, TLG, Blaise I. κατασυμβανω hinzukommen: SajdLex 171, 21.– LS. κατασυνγω hinschaffen, zusammenbringen: κουβαλσει· κατασυνξει FontMin II 131,К 21. -αχθντος λαο MirDem 185.30. κατασυνχω niederhalten: HalkIned 274,12. κατασυνθης eingeübt, gewohnt: -η καννα τς σκσεως ThStudEp 483,12 (συνθη Sinn.). κατασυντρβω ganz zerschlagen, aufreiben, vernichten: PselPoem 54,1285. BlemCarm 106, Kr, KumN, Stam.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В VIII веке вся страна подверглась страшному опустошению со стороны арабов во главе с Мурваном. Владетели Восточной Имеретии Аргветские князья Давид и Константин мужественно встретили передовые отряды Мурвана и одержали было над ним победу. Но Мурван двинул на них все свои силы. После битвы отважные князья были взяты в плен, подвергнуты жестоким пыткам и сброшены со скалы в реку Рион (память 2 октября). К X столетию в ряде мест Грузии, но не среди самих грузин, был насажден ислам. По утверждению священника Никандра Покровского, ссылающегося на сообщение арабского писателя Масуди, в 931 году осетины разрушили свои христианские храмы и приняли В XI веке в Грузию вторглись несметные полчища турок-сельджуков, уничтожавших на своем пути храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин. Положение Иверской Церкви изменилось лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089 —1125), умного, просвещенного и богобоязненного правителя. Давид IV приводил в порядок церковную жизнь, строил храмы, обители. В 1103 году он созвал Собор, на котором было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан. При нем «долго безмолвствовавшие горы и долины Грузии огласились вновь торжественным звоном церковных колоколов и вместо рыданий раздались песни веселых В личной жизни, по свидетельству грузинских летописей, царь Давид отличался высоким христианским благочестием. Его любимым занятием было чтение книг духовного содержания. Со Святым Евангелием он никогда не расставался. Грузины с благоговением похоронили своего благочестивого царя в созданной им Гелатской Зенитом славы Грузии был век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184 —1213). Она смогла не только сохранить то, что было при ее предшественниках, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского моря. Легендарные сказания Грузии приписывают Тамаре почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. При ней в стране появилось большое число людей просвещенных, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного Однако с кончиной Тамары все изменилось — она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей родины.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

(Ann. Saxo 1844. Р. 721) 21. В лето Г[осподне] 1089-е. (...) [Император Генрих женится на дочери «короля Руси», вдове маркграфа Генриха 1066 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 726) 21. В лето Г[осподне] 1097-е. (...) [Крестоносцы достигают «Русского моря» 1067 .] (Ann. Saxo 1844. Р 730) 23. В лето Г[осподне] 1103-е. (...) [Смерть от руки заговорщиков Куно, сына Оттона Нортхаймского 1068 .] У этого графа Куно была жена по имени Кунигунда, дочь маркграфа Оттона из Орламюнде. Поначалу она вышла замуж за короля Руси (Ruzia). По его смерти вернувшись на родину, она вышла за этого Куно. Ее дочь, которая у нее была от короля Руси (Ruzi), взял в жены некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер и родил от нее графа Сиццо (Sizo) 1069 . После этого (возвращения Кунигунды на родину. – Сост.) она родила от Куно четырех дочерей, одну из которых взял в жены граф Генрих из Зютфена (Heinricus de Suitfene) 1070 , другую – граф Вильгельм из Люксембурга (Willehelmus de Licelenburch) 1071 , третью, которая звалась Адела (Adela) – граф Дитрих из Катленбурга (Thiedericus de Katelenburch) 1072 . А после его смерти на ней женился граф Хельперих из Плёцкау (Helpricus de Ploceke) 1073 , и она родила ему маркграфа Конрада (Conradus) и графа Бернхарда (Bemhardus) 1074 . Четвертая, названная, как и мать, Кунигундой, вышла за Випрехта-младшего (Wipertus) 1075 ; после его смерти ее взял в жены баварский маркграф Дипольд (Thieppoldus) 1076 . Старший же Випрехт стал третьим мужем их матери (Кунигунды. – Сост.) 1077 . (Ann. Saxo 1844. Р. 737) 24. В лето Г[осподне] 1106-е. (...) Саксонское (Saxonia) герцогство после смерти герцога Магнуса (Magnus) 1078 наследовал Лотарь (Lotharius), или Людер (Liuderus), граф зуплинбургский (Suplingeburch) 1079 , происходящий от родичей святого Бруно (Bruno), который прозывался Бонифацием (Bonifacius) 1080 . [Краткая справка о Бруно-Бонифации, завершающаяся известием о его гибели на пограничье Пруссии, Руси и Литвы 1081 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 745) 25. В лето Г[осподне] 1135-е. (...) [На Пятидесятницу, которую император Лотарь 1082 провел в Магдебурге, где принял послов польского князя Болеслава 1083 , венгров, данов 1084 и славян 1085 .Праздник Успения Приснодевы Марии император провел в Мерзебурге, где принял князей Польши и Чехии, а также послов греческого императора, которые просили помощи против Роджера Сицилийского 1086 . В этот день польский князь Болеслав стал вассалом императора 1087 и сопровождал его в церковь в качестве оруженосца.] (...) Надобно знать, что короли и королевства чрезвычайно почитали этого императора Лотаря, так что, как уже сказано, к нему постоянно приходили посольства и присылались дары от народов и королей венгров (Ungarii) и руси (Rutheni) 1088 , данов (Dani) и французов (Franci) и прочих. Ведь при нем империя благоденствовала в мире, царило изобилие, процветали монастыри, правила справедливость, несправедливость утихла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно традиции, Е. был казнен у г. Нора (близ совр. сел. Пула) и погребен на городском кладбище. Впосл. над могилой святого возвели храм (существующая романская церковь освящена в 1102). В 1089 г. правитель Кальяри Константин I (Салузий II; † между 1090 и 1103) подарил церковь мон-рю св. Виктора в Марселе. В 1-й пол. XII в. в связи с участившимися нападениями арабов мощи Е. были перенесены в Пизу и по благословению Римского папы Каллиста II помещены в алтаре кафедрального собора. В 1600 г. по просьбе вице-короля Сардинии и архиепископа Кальяри частица мощей святого была возвращена на остров, однако дальнейшая судьба святыни неизвестна. В XVI в. в Кальяри было образовано братство Знамени и св. мученика Ефисия (Arciconfraternita del Gonfalone e di Sant " Efisio Martire), устав к-рого утвердил Римский папа Павел III в 1539 г. (в 1816 объединено с рим. братством Богородицы Искупления). Целью основания братства было прославление Е. и выкуп пленных, захваченных пиратами. Папской буллой было даровано отпущение грехов всем верующим, посещающим церковь Е. в Кальяри в день памяти святого. Братство выполняло нек-рые особые поручения Римских понтификов. В наст. время оно занимается благотворительностью и организацией торжеств в честь Е. В Кальяри почиталась подземная пещера, к-рая, по преданию, была темницей, где томился Е. В 1726 г. над пещерой был построен ораторий братства, ныне на этом месте находится церковь во имя святого (1780-1782). В 1886 г. в Кальяри была привезена частица мощей Е., к-рая хранится в резном реликварии над главным алтарем храма. Е. почитается как покровитель г. Кальяри и о-ва Сардиния. Ежегодно 1 мая в Кальяри проходят массовые торжества в честь святого (Sagra di Sant " Efisio), установленные после избавления города от эпидемии бубонной чумы в 1656 г. Участники процессии, одетые в национальные костюмы, несут статую и реликварий Е. в сел. Пула. Процессии со статуей Е. в Кальяри совершаются также на Страстной седмице и в Ангельский понедельник (8-й день по Пасхе; в память внезапного прекращения бомбардировки города франц. республиканскими войсками в 1793).

http://pravenc.ru/text/182067.html

Стратиотик, допуская Комнина к соучастию в управлении, предоставляя ему право раздавать низшие чины и замещать некоторые должности, тут же счел нужным оговориться, что это не составляет принадлежности кесарского достоинства. 1087 2) Севаст. В наш период только два лица имели этот чин: Алексей Комнин, получивший его от Вотаниата после победы над Вриеннием, 1088 и брат его, Исаак Комнин, награжденный чином севаста после того, как он подарил Вотаниату дорогие сирийские ткани. 1089 3) Новеллисим. И этот чин имели только два лица: дядя Михаила Калафата, Константин, 1090 и Алексей Комнин, носивший чин новеллисима до производства его в севасты. 1091 4) Куропалат. Этим словом прежде обозначалась важная придворная должность, 1092 но с течением времени должность превратилась в чин и в XI в. нет ясных указаний, чтобы слово понималось иначе. 1093 По сомнительному свидетельству армянского историка, 1094 этот чин предлагаем был Стратиотиком Комнину. В него произведены были: Исааком Комнином брат его, Иоанн Комнин, и главнейший сподвижник Катакалон Кекавмен, 1095 Диогеном – Мануил Комнин. 1096 При Михаиле Парапинаке носил чин куропа-лата Никифор Вотаниат, 1097 а Никифор Вриенний, будучи провозглашен императором, почтил им брата своего, Иоанна Вриенния. 1098 Чин куропала-та давался также иностранным владетельным особам, как-то: грузинским царям – Давиду, 1099 Баграту, 1100 Георгию, 1101 князю грузинскому Липариту 1102 и армянскому – Филарету Вахраму. 1103 Этим чином византийское правительство хотело прельстить и Урселя, в надежде побудить его прекратить войну. 1104 С титулом куропалата соединены были некоторые внешние отличия, в том числе окраска колесниц в зеленый цвет. 1105 То обстоятельство, что титул давался братьям византийских царей и иностранным коронованным лицам, свидетельствует об его значении. На нашем языке он будет соответствовать титулу высочества, с тем лишь различием, что наш один титул у византийцев XI в. имел четыре степени (кесарь, севаст, но-веллисим и куропалат) и последняя, низшая степень была куропалата. 5) Протопроедр. Чин этот носили: Константин Лихуд при Исааке Комнине, 1106 Мануил Комнин до возведения Диогеном в куропалаты, 1107 Андроник и Константин, сыновья кесаря Иоанна Дуки, 1108 Василакий 1109 и Иосиф Тарханиот при Парапинаке, 1110 племянник патриарха Керуллария Константин. 1111 Дан был также чин дожу Венеции Доминику Сильвио. 1112 Замечательно, что в трех местах Скилица, пользующийся Атталиотом, ставил титул «проедра» 1113 там, где у Атталиота поставлен «протопроедр». Это показывает, что в умах историков, близких к рассматриваемому времени, чины протопроедра и проедра не всегда различались, вероятно, потому, что они были новы по происхождению. О первом можем предполагать, что введен при Исааке Комнине, время же установления второго известно в точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

1088 Как грек, Максим также духовно объяснял известное изображение месяца под крестом на храмах (Сочин., III, 81), но встречается указание, что месяц под крестом служил символом Дианы Византийской, какой был на зданиях в Константинополе, и оттуда принят в России (Труды Москов. Общ. ист. V, 263 и Рус. Арх. 1902, 11, с. 314) 1089 Об армянском вероучении см. М.Троицкий, Излож. вероуч. армян. церкви, Спб. 1873; Ал.Аннинский, Ист. армян. церкви до XIX в. Кишинев, 1900, 1–306-V (реценз. Ж. М. Н. Пр. 1903, 1, сс. 195–204), удост. почет. отзыва от св. Синода. В полемических нападках армяне нередко называются то евтихианами, то несторианами, то даже арианами (Р. Мысль, 1896, 11, с. 114). Соч. Малахии Орманиана: «Армянская церковь , ее история, учение, внутр. строй, литургия, литература и проч.» перев. с франц. М. 1913, – неважно и тенденциозно 1094 Опис. рукоп. Рум. муз., с. 303 (рус. происхождения). Греческие сказки об армян. вере, перешедшие в рус. письменность, сообщ. архим. Леонидом (Чт. в Общ. ист. 1879, I, 1–4) 1096 Никон. лет., II, 47–50. Речь идет о ж. Илариона Меглин., патр. Евфимия, которое касается собственно павликиан и богомилов (Попов, Обз. хрон., II, 34–36; Жмакин, М. Даниил, 332) 1098 В XIV в. (ж. еп. Иакова ростов.) в Ростове появился еретик армяновер Маркиан, вызвавший публичное прение и осуждение 1103 Ам.Лебедев, Вероисповед. полож. армян в России до времени Екатерины II (Чтен. в Общ. ист., 1909, кн. IV, 1–26 и отд. с прилож.) 1105 Вероуч., богослов. и пр. Коптов, Спб. 1859. Книга была одобрена св. Синодом (Книга бытия, VII, 324). Точно так же известный своей ученостью греч. богослов Григорий, еп. хиосский, в соч. «О единении армян с восточн. правосл. церковью» (« Περ ενσεως τν Αρμενον μετ τς νατολιχς ρθοδοζον χχλησας», Константинополь 1871, решительно сближает армянское вероучение с православным 1106 Автобиогр. записки Саввы, архиеп. твер; VI, 141–142, 152–153, 317. Правда, многие иностр. писатели также признают армян евтихианами-монофизитами (как К.Крюгер, Н. F. В. Lynch, Armenia, L. 1901, I, 313, Encycl. Brit., II, 548). В совершаемом в последнее время анафемитствовании об армянах не упоминается. Мнения же отдельных католикосов и поместных соборов не считаются общеобязательными. В богослужебных песнопениях V-VIII веков монофизитства не видно. Муркос, Путешеств. патр. Макария, Павла Алеппск. III, 133, примеч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Ефрмь Переаславьский, Стефанъ Владимерьский, Маринъ Юрьевьский, Иоанъ Черниговьский, Антоней Порьский. – Ефрем Переяславский – приближенный киевского князя Изяслава Ярославича, его домоправитель. Β 1060/61 году постригся в Киево-Печерском монастыре и вызвал этим поступком гнев князя. По благословению Антония Печерского в начале 60-х годов Ефрем отправился в Константинополь, где жил в одном из монастырей. Здесь он списал и, видимо, перевел Устав Студийского монастыря, который послал Феодосию Печерскому в Киев. На Русь вернулся, скорее всего, в начале 80-х годов и был рукоположен в митрополиты Переяславля (между 1073 и 1077 годами). При князе Всеволоде Ярославиче Переяславская митрополия была упразднена: в 1091 году Ефрем упоминается как епископ. По свидетельству В. Н. Татищева, в 1095 году Ефрем ездил в Константинополь; в 1096 году участвовал в поставлении новгородского епископа Никиты и в этом же году скончался. Владимиро-суздальский епископ Симон, один из авторов Патерика, называл Ефрема в числе самых знаменитых постриженников Киево-Печерского монастыря. При митрополите Петре Могиле Ефрем был причислен κ местночтимым киевским святым, было создано Житие Ефрема, которое с XVII века входит в состав печатных редакций Патерика. Марин Юрьевский, другой участник перенесения мощей Феодосия Печерского , был поставлен в епископы в 1091 году киевским митрополитом Иоанном III. Β 1093 году встречал в Киеве вступавшего на великокняжеский престол Святополка Изяславича. Β 1095 году этот князь построил около Киева город Святополч (Витичев) и переселил туда юрьевского епископа вместе с другими юрьевцами. Антоний «Порьский» возглавлял юрьевскую епископскую кафедру в 1089 году, в 1090 году был перемещен в Белгородскую епархию. Носил титул Поросского, так как в его ведении находилась территория по реке Рось и ее притокам южнее Киева. Ο Стефане Владимирском см. коммент. (сноска 27). Об Иоанне Черниговском см. коммент. (сноска 33). 827 ...Фектистъ-игуменъ...– Феоктист был игуменом Киево-Печерского монастыря после Иоанна, по одним источникам с 1103 года, по другим с 1108 по 1112/1113 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XI веке в Грузию вторглись несметные полчища турок–сельджуков, уничтожавших на своем пути храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин. Положение Иверской Церкви изменилось лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089—1125), умного, просвещенного и богобоязненного правителя. Давид IV приводил в порядок церковную жизнь, строил храмы, обители. В 1103 году он созвал Собор, на котором было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан. При нем «долго безмолвствовавшие горы и долины Грузии огласились вновь торжественным звоном церковных колоколов и вместо рыданий раздались песни веселых поселян»  . В личной жизни, по свидетельству грузинских летописей, царь Давид отличался высоким христианским благочестием. Его любимым занятием было чтение книг духовного содержания. Со Святым Евангелием он никогда не расставался. Грузины с благоговением похоронили своего благочестивого царя в созданной им Гелатской обители  . Зенитом славы Грузии был век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184—1213). Она смогла не только сохранить то, что было при ее предшественниках, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского моря. Легендарные сказания Грузии приписывают Тамаре почти все замечательные памятники прошлого своего народа, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. При ней в стране появилось большое число людей просвещенных, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного содержания  . Однако с кончиной Тамары все изменилось — она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей родины. Грозой для Грузии стали монголо–татары, особенно после того как они приняли мусульманство. В 1387 году в Карталинию вступил Тамерлан, принеся с собой разрушение и опустошение. «Ужасное зрелище представляла тогда Грузия, — пишет священник Н. Покровский. — Города и села — в развалинах; трупы грудами валялись на улицах: смрад и вонь от их гниения заражали воздух и отгоняли людей от прежних их жилищ, и только хищные звери и кровожадные птицы пировали за такой трапезой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ЧКОНДИДЕЛИ [груз. ], свт. (пам. груз. 12 сент.), еп. Чкондидский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (XII в.). В исторических источниках его имя как монаха и мцигнобартухуцеси (главного везира, премьер-министра) груз. блгв. царя Давида IV Строителя (1089-1125) впервые встречается в документах Руис-Урбнисского Собора ГПЦ (Акты Руис-Урбнисского церковного Собора//КЦ. Т. 4. С. 126, на груз. яз.). Остается неизвестным, кто назначил Г. Ч. на эту должность - Георгий II (1072-1089) или его сын блгв. царь Давид IV. Мн. исследователи склоняются в пользу второго, поскольку Г. Ч. как воспитатель царевича был наиболее близок Давиду. Как еп. Чкондидский он впервые упомянут анонимным историком Давида IV, описывавшим освобождение Самшвилдской крепости от турок-сельджуков в 1110 г.: «И собрались перед Георгием Чкондидели и мцигнобартухуцеси... и взяли Самшвилде» (Жизнь царя царей Давида//КЦ. 1955. Т. 1. С. 331, на груз. яз.), что дало И. А. Джавахишвили основание полагать, что на кафедру Г. Ч. взошел между 1103 и 1110 гг. Р. В. Метревели отодвигает эту дату до 1103-1104 гг. ( . . , 1978. С. 21). Фактически Г. Ч. занял 2-е место в церковной иерархии после Католикоса-Патриарха Грузии и в государственной - после царя. Это дало царю Давиду возможность оказывать через Г. Ч. влияние на церковную жизнь, и одновременно Г. Ч. как представитель Церкви во многом определял гос. политику. Г. Ч. был ближайшим советником блгв. царя Давида IV. При его участии в Грузии была проведена церковная реформа, потребовавшая больших усилий и жестких мер. Г. Ч. руководил военными операциями при изгнании турок-сельджуков из Грузии: часть войска во главе с царем Давидом уходила от столкновения с противником, а др. отряд, под командованием Г. Ч., неожиданно нападал и одерживал победу. Так им были освобождены Самшвилде (1110), когда царь был в Имерети, и Рустави (1115), когда царь был в Мухрани, и т. д.

http://pravenc.ru/text/164451.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010