30//PL. 1. Col. 1222, 660 (рус. пер.: Избр. соч. М., 1994. С. 104, 292); Hilarius Pictaviensis//CSEL. T. 65. Col. 16; Concilium Caesaraugustense. Can. 4//PL. 85. Col. 66; Maximus Taurinensis. De adventu Domini//PL. 57; Gregorius Turonensis. Historia Francorum//PL. 71. Col. 566 (рус. пер.: Григ. Тур. Ист. франков. С. 314); Caesarius Arelatensis. Sermo 189: De Adventu Domini//PL. 39. Col. 1973-1977; Gregorius Magnus. XL Homiliarum in Evangelia libri duo. Liber 1. Homilia 1//PL. 76. Col. 1077 (рус. пер.: Григорий Двоеслов, свт. Избр. творения. М., 1999. С. 9); Liber sacramentorum... sancti Gregorii Magni//PL. 78. Col. 190-192; Sacramentarium Hadrianum Gregorianum ex authentico// Lodi. Enchiridion. P. 727; Variationes formularum Tempus Adventus ex Gelasianum in Gregorianum//Ibid. P. 771-775; Ritus Ambrosianus//Ibid. P. 917, 928-929, 950, 951-953; Ex ritu Lugdunensi//Ibid. P. 1698-1699; Ritus Toletanus//Ibid. P. 1162, 1173, 1184, 1187; Missale mixtum secundum Regulam Beati Isidori. Pars 1//PL. 85. Col. 109-143 etc.; E Benedictionali Warmundi: Benedictio VII de Adventu// Lodi. Enchiridion. P. 1015; Ritus Celticus: Tropi//Ibid. P. 1089, 1103-1104. Лит.: Cabrol F. Avent//DACL. T. 1. Col. 3223-3230; Jungmann J. A. Advent und Voradvent//Gewordene Liturgie. [S. l.], 1941. S. 232-294; Croce W. Die Adventsliturgie im Licht ihrer geschichtlichen Entwicklung//ZKTh. 1954. Bd. 76. S. 257-269, 440-472; Fortescue, O " Connell. The ceremonies of the Roman rite. P. 257; Botte B., M é lia E. Noël, Épiphanie, Retour de Christ. P., 1967. (Lex orandi; 40); Righetti M. Storia liturgica. Mil., 19693. Vol. 2: L " anno liturgico. P. 48-64; Bieritz K.-H. Das Kirchenjahr: Feste, Gedenk- und Feiertage in Geschichte und Gegenwart. B., 1986. S. 179-188; Schlierf W. F. Adventus Domini: Geschichte u. Theologie des Advents in Liturgie u. Brauchtum der westlichen Kirche. Mönchengladbach, 1989; Bergamini A. Cristo, festa della Chiesa: Storia, teologia, spiritualità, pastorale dell " anno liturgico. Cap. XII: Il tempo di Avvento. Mil., 19914. P. 224-245, 625-626 [библиогр.]; Heinz A., Brükner A. Advent//LTK3. Bd. 1. Sp. 171-173. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63488.html

См.: L. Ryden. Das Leben des Heiligen Narren Symeon von Leontios von Neapolis. Uppsala. 1963 (греческий текст Жития стр. 121—170) 1070 Eth 6.104—106. 1071 См.: Часть III. Диалектика единения с Богом. Прим. 44—46. 1072 Eth 6.202—212. 1073 Eth 6.360—368. 1074 Eth 6.454—469. 1075 Eth 6.469—474. 1076 Cat 4.349—350. 1077 Cat 20.205. 1078 Ер 4.387—384. 1079 Ер 4.402—412. 1080 Hymn 9.19—43. 1081 Hymn 46.29—36. См.: Часть V. Божественный Эрос. Прим. 9 1082 Hymn 15.205—214. 1083 Hymn 15.215—219. 1084 См.: прим. 19 к настоящей главе. 1085 Пр. Симеон не упоминает о нем, ограничиваясь указанием на мученика Хрисанфа как на пример бесстрастия. 1086 Cat 1.78—98. 1087 Hymn 39.1—14. 1088 Hymn 39.15—19. 1089 Hymn 39.30—38. 1090 Hymn 29.315—348. 1091 Hymn 30.373—378. 1092 Hymn 20.29—31. 1093 Hymn 42.74—78. 1094 Hymn 46.29—36. 1095 Hymn 46.44—45. 1096 Hymn 13.63—84. 1097 Hymn 16.23—33. 1098 Hymn 16.34—39. 1099 Eth 6.110—129. 1100 Eth 1.9.74—80. 1101 Eth 8.144—154. 1102 Сар 3.12. 1103 Сар 3.47. 1104 Cat 20.206—209 1105 Hymn 27.49—56. 1106 Как, например, католиков «доброго старого времени», каким был покойный о. Жюжи. Но уже в 1603 году Понтанус в своем латинском переводе части Гимнов опустил некоторые места 115-ого Гимна, шокированный некоторыми выражениями (silentiam praetermitendam latinisque auribus non satis dignam censuimus P. G. 120. 531 D). 1107 Hymn 15.141—148. 1108 Hymn 15.149—159. 1109 Hymn 15.160—177. 1110 Hymn 15.220—231. 1111 Hymn 15.235—239. 1112 О св. Григории Нисском см. третью главу, «Экстатическая любовь», книги J. Danieloü «Platonisme et Theologie mystique». Paris. 1944. Стр. 274—326. У пр. Иоанна Лествичника «любовь» находится на высшей ступени «Лествицы». 1113 См. об этом в начале предыдущей главы. 1114 Cat 1.53—60. 1115 Cat 1.60—64. 1116 Cat 1.67—69. 1117 Cat 1.73. 1118 Cat 1.78—98. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 1. 1119 Cat 1.99—104. 1120 Cat 1.104—109. 1121 Cat 1.148—132. 1122 Cat 1.121—130. 1123 Cat 1.130—134. 1124 Cat 1.137—139. 1125 Cat 1.143—145. 1126 Euch 2.269—272.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Примерно с 40-х гг. XI в. можно говорить о новом этапе движения за «Б. м.», к-рый характеризуется возраставшим контролем со стороны светских князей, уменьшением роли народного элемента в движении и более ясными институциональными формами. К этому времени «Б. м.» был известен в Сев. Италии, распространение его в норманнской Сицилии зафиксировали Соборы 1089 и 1093 гг. В Леоно-Кастильском королевстве движение за «Б. м.» фиксируется с 20-х гг. XII в., в Германии оно было воспринято в 1081-1085 гг. имперским епископатом, однако уже вскоре на смену «Б. м.» пришли «земельный» и «имперский мир» (Landsfrieden, Reichsfrieden - Майнц, 1103). Движение за «Б. м.» сохраняло локальное значение до XIII в. «Б. м.» повлиял на развитие городского права. В Ле-Мане (1070), Сен-Кантене (1081), Нуайоне (1108), Лане (1110) возникают городские коммуны как скрепленные клятвой военные союзы, созданные для защиты мира. Движение за «Б. м.» по-своему способствовало оформлению сословий (ordines) средневек. общества: лиц духовного звания и мирян, рыцарей и крестьян. Ношение оружия и военная деятельность приобрели значение главных признаков принадлежности к сословию господ. «Б. м.» оказало влияние на христианизацию складывавшейся рыцарской этики. С превращением «Б. м.» в соглашение с Богом через всеобщее покаяние «Божие перемирие» (treuga Dei) возникло как род рыцарской аскезы: кающийся рыцарь, оставив на время оружие, соединялся с «бедными». Война, т. о., рассматривалась им как одно из греховных удовольствий, от к-рого следует воздерживаться в пост и по церковным праздникам. В канонах Собора в Нарбоне (1054) пролитие христ. крови приравнивается к пролитию крови Иисуса Христа. Поставленная на службу Господу и католич. Церкви, военная активность рыцарей постепенно выходила за рамки христ. мира. Как Собор «Б. м.» можно рассматривать Клермонский Собор (1095), провозгласивший первый крестовый поход на сарацин в Св. землю. Лит.: Hoffmann H. Gottesfriede und Treuga Dei. Stuttg., 1964; Duby G. Les laïcs et la paix de Dieu//I laici nella «societas christiana» dei secoli XI e XII. Mil., 1968. P. 448-469; Cowdrey H. E. I. The Peace and the Truce of God in the 11th Cent.//Past and Present. Oxf., 1970. Vol. 46. P. 42-67; Bonnassie P. La Catalogne du milieu du X à la fin du XI siècle: Croissance et mutations d " une société. Toulouse, 1975. P. 652-662; Bisson T. N. The Organized Peace in Southern France and Catalonia (c. 1140-1223)//AHR. 1977. Vol. 82. P. 290-311; Goetz H. -W. Kirchenschutz, Rechtswahrung und Reform: Zu den Zielen und zum Wesen der frühen Gottesfriedenbewegung in Frankreich//Francia. 1983. Bd. 11. S. 193-239; Head T. , Landes R. The Peace of God, Social Violance and Religious Response in France around the Year 1000. Ithaca; L., 1992; Barth é lemy D. L " An Mil et la Paix de Dieu: La France crétienne et féodale, 980-1060. P., 1999.

http://pravenc.ru/text/149655.html

21:2—6. 1077 Ср.: Исх. 16:5. 1078 Отметим, что, согласно 66-му Апостольскому правилу, постящиеся (речь идет о соблюдающих строгий пост) в субботу или в воскресенье клирики лишаются сана, а миряне подвергаются отлучению. Ср.: 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора. Единственное исключение из этого правила — строгий пост в Великую субботу. 1079 Конъектура Кройманна. В рукописи употреблено прошедшее время глагола. 1080 Ср.: Tert. Adv. Marc., IV, 11, 6. 1081 Ср.: Лк. 6:7. 1082 Кройманн предлагает такую реконструкцию: «что другой Христом нигде не был проповедован». 1083 Конъектура Кроймана. В рукописи: «Он». 1084 См.: Исх. 20:10. 1085 См.: Исх. 12:16. 1086 Ср.: Лк. 6:5. 1087 Ср.: Ис. Нов. 6:3—4. 1088 Ср.: Ис. 1:14. 1089 Ср.: Ис. 29:13. 1090 Ср.: Ис. 58:13; 56:2. 1091 См.: Мф. 5:17. 1092 По мнению Кройманна, здесь пропуск: «соскоблив это речение». 1093 Ср.: Быт. 2:3. 1094 В Библии не говорится, что воскрешение ребенка произошло в субботу. Напротив, там сказано, что день, в который его мать отправилась к пророку к горе Кармил, не был субботним (4 Цар. 4:23, 25). 1095 Ср.: 4 Цар. 4:32—37. 1096 Ср.: Ис. 35:3. 1097 Ср.: Лк. 6:12. 1098 См.: Ис. 40:9. 1099 См: Мк. 1:22; Мф. 7:29; ср.: Лк. 4:32. 1100 См.: Ис. 52:6. 1101 См.: Наум 1:15; ср.: Ис. 52:7. 1102 См.: Пс. 22 21:3. 1103 См.: Пс. 3:5. 1104 Ср.: Лк. 6:13—16. 1105 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Почему же он избрал двенадцать апостолов, а не какое-нибудь другое количество, чтобы и на этом основании я не мог истолковать его как моего Христа, предсказанного не только словами пророков, но и знаками деяний?» 1106 Ср.: Числ. 33:9. 1107 Ср.: Исх. 28:17—21. 1108 В Библии не сказано, что камни были положены в Ковчег Завета. Ср.: Ис. Нов. 4:4—9. 1109 См.: Ис. 43:19. 1110 Ср.: Быт. 17:5. 1111 Ср.: Быт. 17:15. 1112 Т. е. Осии, ср.: Числ. 13:17. 1113 Ср.: Ис. 8:14. 1114 Ср.: Лк. 6:17—19. 1115 См.: Пс. 87 86:4—5. 1116 См.: Ис. 49:12. 1117 См.: Ис. 49:18. 1118 См.: Ис. 49:21. 1119 «Извращенность», очевидно, в том, что Христос неотделим от традиции пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

1088. Гал. 1:7–9. 1089. Антоний (Храповицкий), архиепископ. Письмо в редакцию. — Русский инок 15, 1912. С. 60–62. 1090. Письмо автора книги»На горах Кавказа»схимонаха Илариона на Афон к духовнику — иеросхимонаху о. N. — Русский инок 15, 1912. С. 62. 1091. Там же. С. 63. 1092. Хрисанф, инок. О статье Святогорца»О почитании имени Божия». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 18. Впервые напечатано в журнале»Русский 17, 1912. 1093. Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 123. 1094. Цит. по: Там же. С. 121. 1095. Цит. по: Там же. С. 127. 1096. Антоний (Булатович), иеросхгшонах. К обличению имяборцев. Разбор статьи»Письмо с Кавказа», помещенной в 19–м»Русского инока». Цит. по: Начала 1–4, 1998. С. 161. 1097. См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 21–22. 1098. Там же. С. 17–18. 1099. Там же. С. 25. 1100. Там же. С. 26. 1101. Там же. С. 28. 1102. Выходцев Ε " . I часть истории афонской смуты. С. 54–55. 1103. Там же. С. 66–68. 1104. См.: Определение Святейшего Синода 2670 от 14 марта 1916 года по вопросу о праве афонских иноков совершать священнослужение. Цит. по: Забытые страницы русского имяславия. С. 270 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 112–123об.). 1105. Выходцев Ε " . I часть истории афонской смуты. С. 71. 1106. Цит. по: Русский инок 20, 1912. С. 78–79. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 35. Греческий текст послания см. в: Πατριαρχικν γρμμα Οικουμενικο Πατριρχου Ιωακεμ Γ " -ου προς γομενον Μονς Παντελεμονος απ 12.09.1912. — Εκκλησιαστικ Αλθεια. Ν. 33, 1913. Σελ. 144–145. 1107. Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 76–83. 1108. Антоний (Булатович), иеросхимонах. По поводу именуемой грамоты патриарха Иоакима (Письмо к издателю). — Московские ведомости, 9.03.1913 57). С. I. 1109. См.: Троицкий С. В. Афонская смута. — Начала 1–4, 1995. С. 137. Ср.: Па–хамий, ипок. История Афонской смуты. С. 24. 1110. Схимонах Мартиниан (Белоконь) — одно из главных действующих лиц в стане имяславцев.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

сторонники обожествления аль-Хакима подверглись гонениям со стороны властей. Они подняли ряд крестьянских восстаний в Сирии, которые были подавлены, и в итоге нашли убежище среди горцев Юж. Ливана, принявших их вероучение. К сер. XI в. приверженцы новой доктрины оформились в строго обособленную общину друзов. В 70-х гг. XI в. власть Фатимидов во внутренних районах Сирии пала под натиском турок-сельджуков. В Суре и Триполи возникли самостоятельные гос-ва во главе с шиитскими кади. Правитель Сура Ибн Аби Акиль продержался до 1089 г., когда Фатимиды вернули под свой контроль побережье от Газы до Бейрута. Клан Бану Аммар удерживал Триполи и прилегающие города до прихода крестоносцев. Руины укреплений Сайды. 1-я треть XIII в. Участники 1-го крестового похода двигались на Палестину, оставляя в стороне ливан. города; только Арку (близ Триполи) с февр. по май 1099 г. осаждали войска Раймунда Тулузского. После взятия Св. града (июль 1099) главными задачами Иерусалимского королевства стали создание коридора к морю и овладение максимально протяженным участком побережья. Это позволило бы обеспечить прочные связи с Европой и постоянный приток паломников, колонистов и военных контингентов. Борьба за прибрежные крепости, остававшиеся под контролем Фатимидов, долгие годы шла с переменным успехом. При поддержке флотов итал. городов кор. Балдуин I в 1110 г. овладел Бейрутом и Сайдой. В 1102 г. в Сев. Ливане Раймунд Тулузский во главе небольшой армии провансальских рыцарей начал борьбу за создание собственного гос-ва. Он овладел Тортозой, Джубайлем и неск. лет осаждал Триполи. В кон. 1103 г. Раймунд основал свою резиденцию, замок Мон-Пелерен (Сен-Жиль), в неск. километрах к востоку от Триполи. Это позволило ему блокировать город с суши. Бану Аммар владели большим флотом, к-рый снабжал Триполи припасами, однако по мере того как генуэзские корабли усиливали блокаду с моря, в городе начался голод. Триполи не спасла даже добровольная сдача его Фатимидам (1108). Егип. флот не успел оказать должной помощи осажденным, и в июле 1109 г. город капитулировал. В Сев. Ливане было образовано графство Триполи, управлявшееся провансальскими наследниками Раймунда в союзе с генуэзцами и состоявшее в вассальной зависимости от Иерусалимского королевства. Совместными усилиями иерусалимских баронов, графа Триполи и венецианского флота был взят Сур (июль 1124), который полгода обороняло объединенное войско Фатимидов и атабека Дамаска ( Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1968. Vol. 2. P. 57-70; Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002. С. 43, 54-56).

http://pravenc.ru/text/2463663.html

дел мира 1066 дагеротипической 1067 теми людьми 1068 они одни 1069 какого-нибудь сурьезного 1070 В подлиннике: внутренную 1071 ему 1072 Но я с вами заговорился 1073 пришлось мне 1074 Далее начато: Не откладывая 1075 добрый купец 1076 В подлиннике: Еврема < описка?> 1077 о всяком 1078 что-нибудь еще 1079 В подлиннике: Егорьевна 1080 подумал при этом случае 1081 думаю то 1082 и что 1083 с которым он зн 1084 видеть 1085 под спудом 1086 словам 1087 воспитавшимся 1088 сочинения лите 1089 разумея в ее высоком смысле 1090 рассмотреть, что такое нынешнее время 1091 хладнокровно рассмотреть и взвесить 1092 слышу теперь 1093 знают опытно такие дела, которые хотят постигнуть 1094 последнее время 1095 прекрасных 1096 несколько грубых 1097 светские 1098 было 1099 достигнуло бы 1100 и если бы мне сказали, что всё это было сон 1101 или (как выражаются) не изглубили 1102 В подлиннике: в возможности 1103 изъявляли желание 1104 всю зиму 1105 не будем выводить 1106 ва 1107 глядеть на пустые мелочи, принимать их к сердцу 1108 В подлиннике: некои 1109 что 1110 Далее начато было: Зачем 1111 поступать 1112 душе моей 1113 покаместь 1114 всякий, кто сколько-нибудь 1115 желал бы снятья 1116 данной 1117 и потому несмотря ди 1118 Далее начато: Что в нем именно и действительно есть правда 1119 довольства 1120 Если выступите действовать в эту минуту, то , которым вы захотите передать или истолковать что-нибудь, прежде всего ув 1121 момент 1122 от всех, как действующих в Европе, так и наблюдающих 1123 мне 1124 в Англию 1125 о том и другом 1126 верхушке 1127 время смут и недоразумений 1128 внимания 1129 обещает писателя 1130 От Погодина 1131 ты прибавь кое-что в их пользу и 1132 стоит войти 1133 Пожалуста, придумай 1134 пробыл со мной 1135 осталось тоже 1136 В подлиннике: середины 1137 только теми, в которых преобладательно заключился 1138 всякого 1139 мужи 1140 которые обрисовали весьма верно двумя изреченьями насчет 1141 [вероятно] обоих, разумеется 1142 всего 1143 пощупать 1145 чудовищные 1146 но на исключительно пристальное, близкое созерцание его умными 1147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1087 . В других случаях св. Амвросий прямо утверждает, что причиной падения первого человека, независимо от искушения со вне, со стороны диавола, была именно плоть, хотения плоти, которая свергает господство духа и сама становится на его место. 1088 Этот взгляд св. Амвросий проводит иногда столь решительно, что плоть у него (как и в Писании) является синонимом грешника, а душа – праведника. 1089 Нельзя при этом не отметить того, что св. отец отрицательно относиться не только к хотениям тела и его вожделениям, но, подобно Филону, и к самой телесности и вообще материальности. Совершенная душа, по его словам, отрицается материи, уклоняется и отвергается всего неумеренного, неустойчивого и злобного, не видит и не приближается к тленности земной скверны, она divina intendit, terrenam autem materiem fugit. 1090 Однако, весьма часто тот и другой взгляд на происхождение греха у св. Амвросия сливаются вместе, и он виновниками падения считает одинаково как душу, так и тело, а вернее, неразумную душу, которая, с одной стороны, имеет своей составной частью тело, а с другой, – сама является частью души. «Тело (само по себе) невинно, но оно по большей части является пособником греха». 1091 «Аффекты, а не плоть, источник греха, плоть ведь только служительница воли». 1092 C другой стороны, душа по природе прекрасна (aniia secundum sui naturam optima esm) u moльko из-за своей неразумной части она прилепляется плоти, склоняется к удовольствиям тела и становится причастной порче. 1093 Таким образом, причиной падения первого человека была его неразумная душа или чувственность 1094 : если бы человек не был прельщён чувством, он никогда бы не лишился «бессмертия добродетели» (virtutis immortalitas). 1095 Но подстрекает человека к преступлению не само чувство, а то, что не даёт возможности чувствам оставаться спокойными – страсть 1096 и, ближе всего, алчность (avaritia 1097 ), матерью которой является роскошь (чрезмерность) (luxuria 1098 ) или невоздержность (intemperantia), которая, собственно, и зажигает страсть. 1099 В Еве эта intemperantia или concupiscentia (вожделение) 1100 была направлена на пищу 1101  и связывалась непосредственно с тем телесным услаждением, 1102 с тем delectatio (наслаждение), которое, собственно, и есть начало всякого греха 1103  и которое непосредственно за собой ведёт самоудовлетворение (gratulatio 1104 ). Отсюда св. Амвросий, вслед за Филоном, и говорит, что началом греха является delectatio (змей), 1105 которое воздействует на sensus (жену), а последнее передаёт mens (мужу) ту страсть, которая в нём зародилась. «Итак, – продолжает св. отец, – delectatio есть первое начало греха, и потому не удивляйся, что по божественному суду сначала наказывается змей, потом – жена, наконец – муж». 1106

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

40) Ихо цю-и (9 ст. по P. X.): «плачущая лютня дитяти» 41) Бэй-линь (9 ст. по P. X.): послание императору о «жизненном эликсире». 42) Император Ву-цзун (царств. 841–846 г. по P. X.): «прокламация против буддизма». Сунская династия (960–1200 г. по P. X.). 43) Сы-ма-гуан (1009–1089 г. по P. X.), второй знаменитый историк Китая, компилировавший общую историю с династии Чоу до конца Танской династии; заметка «о цензах нравов». 44) У-ян сю (1017–1072 г. по P. X.), историк, поэт, сановник, конфуцианец: «излишняя императорская щедрость», «увеселительные места и дома», «освобождение на волю темничных узников», «обилие во всем и недостаток», «старая беседка для приятного отдыха», «осенняя жалобная песенка», «пред могилой». 45) Су дун-пхо (1036–1101 по P. X.), гениальный писатель, особенно любимый китайскою публикою за его глубокий ум и доведение стиля языка до высшего совершенства: «древо во время дождя», «опустелый замок», «беседка для удовольствий», «крик журавлей», «небрежность», «старая четвереугольная шляпа пустынника», «избранные наставления при красной стене, лето», «красная стена: осень», «хитрая крыса», «князь учености». 46) Ван-ань-ши (1021–1086 г. по P. X.), ученый, поэт, сановник, реформатор и защитник общей воинской повинности для всех классов народа: «о необходимости исследования ложных учений», «лживая оценка». 47) Чоу тунь-и (1017–1073 г. по P. X.), «язык цветов». 48) Хуан тхин-цянь (1045–1105 г. по P. X.), «общее место». 49) Ио-фэй (1103–1141 г. по P. X.), «хорошие кони». 50) Чжу-си (1130–1200 г. по P. X.), самый многотомный и образованнейший китайский писатель, им введена интерпретация конфуцианских книг, как основание и знамя политической и социальной жизни. Его мнение «о портретах китайских художников – их неудовлетворительности». 51) Вэнь тянь-сян (1236–1282 г. по P. X.), сановник и патриот, современник Кублай-хапа, написавший небольшое рассуждение, глубокое по мыслям – о мировой душе или космическом дыхании, приводящим все к жизни, гармонии и порядку, «divinae particulam aurae».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Эта социальная идеализация, допущенная автором XI в., вполне понятна. Но главное, тут же говорится, что " сии неодолимые мученики были родом грузины из пределов Абхазии (сазгвартаган Апхазетисата), из местности Аргвети " [Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Т. 4. С. 156] . С образованием объединенного Грузинского государства в IX-XI вв., у истоков которого стояло Абхазское царство [См. Меликишвили Г. А. Политическое объединение феодальной Грузии и некоторые вопросы развития феодальных отношений в Грузии. Тбилиси. 1973 ( на груз, и рус. яз.)] , Аргвети стала одним из мощных в пределах Грузии партикулярных владений. Здесь свил гнездо знаменитый в истории не одной только Грузии местный феодальный род Липаритов (получившего в Грузии пеоративное прозвище Багваши [В основе одиозного прозвища Липаритов - Багваши лежит грузинское слово " багва " - " растрепывать " , " разорять " (ср. Орбелиани С.-С. Соч. Т. IV. Ч. 4. Тбилиси, 1965. С. 101 (на груз. яз.))] ), до ликвидации которого центральными властями, как свидетельствуют источники, страна не знала внутреннего покоя. Царям объединенной Грузии пришлось приложить немало усилий, чтобы разгромить Липаритов, имевших довольно широкие международные контакты и затем рассеявшихся по монастырям и имперским канцеляриям Византии [Каждан А. П. Византия и Липариты//Византинологические этюды. Тбилиси. 1978. С. 91-92] . Последний раз Аргвети упоминается в сочинении историка Давида IV Строителя (1089-1125) в связи с нашествием на Грузию сельджуков при его отце Георгии II [Картлис цховреба (История Грузии). Т. 1. Тбилиси. 1955. С. 319 (на древнегруз. яз.)] . С воцарением Давида Строителя Аргвети как партикулярное владение было полностью ликвидировано и в 1103 г. приписано Гелатскому монастырю (близ Кутаиси). Самосознание грузинского агиографа сложно, но исторически вполне определенно. Он грузин и поэтому - христианин. Говоря о своих героях, автор подчеркивает, что аргветские вельможи Давид и Константин были грузинами и сложили свои головы за веру и родину (в частности, Аргвети).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010