Абдул- Гамид I. Гавриил IV Прокопий Неофит VII Селим III (1790). Герасим III Григорий V (Пелопонесский) Неофит VII (во 2 раз) Каллиник V Григорий V (во 2 раз) Мустафа IV (1807). Каллиник V (во 2 раз) Махмут II. Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в 3 раз) Евгений I Освобождение Эллинов 25 марта. Анфим III Хрисанф Агафангел Константий I Константий II Григорий VI Абдул-Меджид-Хан (1839). Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул-Азис-Хан (1861). II. Иерархия Русской Церкви. Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль, в 1035 г. возвращена в Киев, в 1299 г. перенесена во Владимир на Клязьму, и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV в., вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 г.). Прежний титул «Киевских и всея России» перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вилене. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 г. восстановлена в Киеве: в 1686 г. была присоединена к Московскому патриаршеству. Кафедра в Киеве. Митрополиты Киевские и всея России Михаил I Св. (грек) 988–991. Леон (лев) I (грек) 991–1007. Иоанн I (грек) 1008–1035. Феопемпт (грек) 1035–1049. Кирилл I 1050. Иларион (перв. из русск.) 1051–1054. Ефрем I 1055. Георгий I (грек) 1067–1077. Иоанн II св. (грек) 1077–1089. Иоанн III (грек) 1088–1091. Ефрем II (грек) 1092–1097. Николай (грек) 1097–1102. Никифор I (грек) 1103–1121. Никита (грек) 1122–1126. Михаил II (грек) 1127–1145. Климент Смолятич (русск.) 1147–1154 † 1170 Константин I (грек) 1155–1159. Феодор (грек) 1161–1163. Иоанн IV (грек) 1164–1166. Константин II (грек) 1167–1177.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРОХОР ПЕЧЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Прохор Печерский Прохор Печерский, Лебедник (+ 1107 ), монах , преподобный Память 10 февраля , в Преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер , Всех преподобных отцов Киево-Печерских и Смоленских святых Родом был из Смоленска и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089-1103). Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище " лебедника " . При этом никто и никогда не видел его печальным. При жизни святого на Русской земле наступил голод. Прохор стал еще усерднее собирать лебеду и готовить из нее свой " хлеб " . Некоторые последовали его примеру, но не могли есть эту пищу из-за горечи. Прохор же раздавал свой хлеб из лебеды нуждающимся, и вкус его был лучше пшеничного. При этом заметили особенность - хлеб был вкусным лишь тогда, когда его брали с благословения преподобного. Стало это известно игумену и братии, и слух о Прохоре разнесся повсюду. Через некоторое время не стало в Киеве соли, отчего народ сильно страдал. Тогда преподобный, собрав золу из всех келлий, начал раздавать ее нуждающимся, и по его молитвам зола становилась чистой солью. По проискам продавцов соли, которые рассчитывали на наживу, князь Святополк Изяславич отобрал у Прохора его " запасы " . Когда их принесли на княжеский двор, все убедились, что это - обыкновенная зола. Но через три дня, когда Святополк приказал ее выбросить, а преподобный благословил людей брать из кучи, зола снова оказалась солью. Чудо переродило жестокосердного князя: он стал усердным молитвенником, помирился с игуменом Печерского монастыря и весьма почитал преподобного Прохора. Когда же приблизился час кончины святого, князь поспешил к нему, оставив дружину, хотя шла война, - получил его благословение и собственноручно отнес тело святого в пещеру. Возвратившись, Святополк легко одержал победу над половцами, обратившимися в бегство и бросившими свой обоз. Скончался преподобный в 1107 году, и был погребен в Ближних пещерах . Тропарь, глас 4 Преподобне и чудотворче, отче Прохоре,/препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела,/напи­тай и нас пищею духовною,/моля Хрис­та Бога/о душах наших. Использованные материалы Редакция текста от: 23.02.2014 19:18:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9006.html

в нач. июня 1099 г. Христиане были выдворены из И. во избежание их сговора с «франками» и для экономии припасов во время осады. Ок. 40 дней крестоносцы осаждали город, и 15 июля И. был взят штурмом, за чем последовало истребление всех находившихся в городе. Цифры погибших (60-70 тыс.) выглядят огромными, однако следует учитывать, что И. был переполнен беженцами из округи (FEI. Vol. 4. P. 1100; Hiyari. 1990. P. 137-140; Ришар. 2002. С. 44). И. стал столицей Иерусалимского королевства крестоносцев, к-рое за неск. десятилетий распространило свою власть на всю Палестину, частично на земли к югу и востоку от Мёртвого м. В И. находились резиденция короля, лат. патриарха, руководство духовно-рыцарских орденов. В период владычества «франков» топография города неск. изменилась. Крестоносцы предприняли восстановление множества иерусалимских храмов. К ротонде Св. Гроба с вост. стороны были пристроены колокольня и ц. Воскресения. Церкви св. Марии Латинской и св. Марии Великой а также госпиталь стали принадлежать новообразованному ордену госпитальеров; церкви и гостиница были значительно расширены. Возводились новые церкви, мон-ри и странноприимные дома для паломников. Мечети были обращены в церкви: так, Купол скалы получил название Templum Domini (храм Господень), шафиитское медресе (религ. школа) снова стало ц. св. Анны. Мечеть Аль-Акса (при крестоносцах Templum Salomonis, храм Соломона) сначала стала дворцом иерусалимского короля, а потом, после постройки нового дворца около башни Давида, была передана ордену тамплиеров. Внутреннее пространство мечети было разделено на жилые помещения, с востока к ней пристроили готическую алтарную апсиду (FEI. Vol. 4. P. 1100; Hiyari. 1990. P. 141). И. XII в. описан в сочинениях ряда паломников и географов, из которых наибольшую ценность представляют свидетельства саксонца Зевульфа (1102-1103), рус. игум. Даниила (1106-1107), араб. географа аль-Идриси (1154) ( Медников. 1897-1903. Т. 2(2). С. 925-930, 956-961, 1078-1079, 1089-1097). Взятие И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

3. Несомненно, двумя самыми одаренными и важными представителями грузинских Багратидов для истории страны были царь Давид II (1089-1125) и царица Тамара (1184-1212). Оба они канонизированы Грузинской Православной Церковью. Давид II был прозван своими современниками Возобновителем , или Восстановителем . Его политика реформ и территориального расширения страны, вкупе с блестящими военными победами над мусульманами, заставили многих западных политиков идентифицировать Давида II с мифическим Пресвитером Иоанном. Его правление является настоящим эпическим периодом средневековой грузинской истории. Давид создал базу для многонациональной закавказской империи, которой будут править его потомки. В 1122 г. он занял Тифлис (который в течение нескольких веков был исламским городом) и перенес туда столицу Грузии. Но его величайшим триумфом стала решающая и славная победа, одержанная над сельджуками в битве при Дидгори 12 августа 1121 г. До сего дня грузины отмечают эту победу как религиозный праздник. Давид II оставил своим потомкам реформированную Церковь. Он уделял много внимания процветанию монашества, светскому и религиозному образованию и улучшению состояния всей Церкви. Он также заботился о христианском единстве и многократно пытался убедить армян принять Халкидон, отказаться от своих заблуждений и вернуться к Православию. Его энергичные усилия по укреплению церковной дисциплины, устранению злоупотреблений и реорганизации Церкви достигли кульминации в самом знаменитом соборе за всю историю Грузии - соборе Руиси-Урбниси (1103) . Собор был созван царем, который и председательствовал на нем. Каноны, принятые собором, не только рисуют картину состояния Грузинской Церкви в начале XII в., но и иллюстрируют решимость, с которой Давид относился к задаче церковного возрождения. Неудивительно, что современники прозвали его Возобновителем. Несколько канонов собора были посвящены проблеме симонии. Было постановлено, что за получение денег в обмен на таинства виновные, вне зависимости от сана, будут отлучены от Церкви. Много времени обсуждалась проблема нарушений существующего церковного законодательства. Была, например, подтверждена важность соблюдения канонического возраста для рукоположений: 35 лет - для епископа, 30 - для священника и 25 - для диакона; подтвержден запрет на возведение кандидата сразу в несколько последовательных церковных степеней в течение одного дня.

http://sedmitza.ru/lib/text/434838/

Митрополиты Киевские и всея Руси. Кафедра в Киеве Феопемпт управлял с 1035 (1038); Кирилл I упоминается в 1050; † неизвест. Иларион (Русин) поставлен с 1051 по 1054; упоминается в 1055; † неизвест. Георгий управлял с 1062 (1067); †1079 (1077) Иоанн II рукоположен с 1077 (1080); †31.08.1089 Иоанн III возведен и управлял с 1089; Ефрем прп., еп. (митр.) Переяславский с 1092 по 1097 возможно, выполнял функции первосвятителя; Николай управлял с 1097 по 1102; вернулся в Грецию; †1104 Никифор I назначен с 18.12.1104 (06.12.1103); †январь 1211 Никита управлял с 15.10.1122; 9.05 (9.03).1126 Михаил II рукоположен с 1129 (1127) по 1145; уехал в Грецию; †1145 Онуфрий епископ Черниговский управлял митрополией с 1145 по 1147; Климент (Смолятич) рукоположен с 27.06.1147 по 20.03.1155; удален; †после 1164 Константин I блж., рукоположен с 1155 до 1159; оставил митрополию †5.06.1159 Феодор управлял с августа 1161; †22.08.1163 Иоанн IV возведен с 1164; †12.05.1166 (1174) Константин II поставлен с 1167; Никифор II управлял с 1182; Гавриил упоминается в 1198–1210; † неизвест. Дионисий упоминается в 1205; † неизвест. Матфей упоминается в 1209; †22.08.1220 Кирилл II рукоположен с 6.01.1224; назначен с 1237; †1240 (возможно, убит) Кирилл III рукоположен в 1246–1247 (избран в 1242 (1243)); †7.12.1281 рукоположен с 1283; †6.12.1305 поставлен с 1308; †21.12.1326 Феогност свт., рукоположен в 1328; †11.03.1353 Феодорит рукоположен в 1352 по 1354 низложен; † неизвест. Алексий (Бяконт-Плещеев) свт., бывший еп. Владимирский с 1354; †12.02.1378 Афанасий епископ Владимиро-Волынский временно управлял Московской митрополией в 1354; †1363 (1362) в Костроме Герасим епископ Коломенский временно управлял Московской митрополией с 1378 до 1380 еп. Коломенский; †15.08.1388 Михаил (Митяй) нареченный митрополит, митрополией не управлял не рукоположен с 1378; Киприан свт., рукоположен 2.12.1375 (1376) (принят пребывал в Киеве с 1380 по 1382); до смерти митр. Алексия изгнан из Москвы и пребывал в Киеве до 1390 рукоположен в 1380 управлял с 1382 по 1384 низложен; †11.09.1389 Дионисий свт., бывший архиеп. Суздальский, поставлен с 1384; †15.10.1385 (в заточении) повторно с июля 1388 по 1389; уехал в Грецию †11.09.1389 Киприан свт., (повторно) с 6.03.1390; †16.09.1406 Фотий свт., рукоположен со 2.09.1408; †2.07.1431 Исидор рукоположен с 1437 по 1441; взят под стражу, но бежал †14.03.1463 (1472) Иона (Одноушев) свт., бывший еп. Рязанский, поставлен Собором русских епископов (управлял с 1441) с 15.12.1448; †31.03.1461 49 После 1299 года именовался митрополитом Киевским и Владимирским (кафедра перенесена во Владимир). 50 Митрополит Киевский и всея Руси, а с 1325 года «Московский, Киевский и всея Руси» (кафедра перенесена в Москву). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Агафангел (Саввин), митр. Одесский и Измаильский 932, 1050, 1089, 2091 Агеева Е. А. 749, 1198 Агеева К. В. 422 Агния (Стародубцева А. В.), 1020 Адам, ветх. праотец 223, 1419 Адриан (Ангелов), келарь 1360 Адриан Кентерберийский, (Сур., свт.) 1253 Азовкин С. см. Паисий (Азовкин), иером. Айдан Линдисфарнский, (Сур., свт.) 1253 Аксаков К. С. 2469, 2916, 3194 Аксючиц В. В. 1570, 1575, 2854 Алабин Л. Н. 1616 Албаний Уэльский, (Сур., мч.) 1253 Алдошина Н. Е. 2551 Александр I, импер. 2914 Александр II, импер. 743 Александр (Могилев), архиеп. Костромской и Галичский 1055, 2041 Александр Свирский , игум., прп. 1242, 1273 Александр (Тимофеев), архиеп. Саратовский и Вольский 902 Александр (Федоров), игум. 1656 Александр Хотовицкий, протопр., сщмч. 1247 Александров Б. М. 192 Алексеев А. А. 31, 45, 64, 74, 183, 240 Алексеев А. И. 737 Алексеева А. С. 3134 Алексеева Л. 2399 Алексей Михайлович, царь 732 Алексий, митр. всея Руси, свт. 695, 1274 Алексий, человек Божий, прп. 1262, 3041 Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси 546 , 549, 592, 597, 893, 907, 962–967, 2300–2307 Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси 585, 587 , 598,770, 927, 933, 949, 968, 969–972, 1037, 1047, 1051–1053, 1056, 1093–1096, 1100, 1103, 1104, 1108, 1110, 1111, 1118, 1203, 1542, 1576, 1577, 1657, 2070, 2287, 2572, 2642, 2679, 2680, 2709, 2783, 2807, 3135 Алексий Бортсурманский (Гнеушев), иерей, св. прав. 1254 Алексий (Виноградов) , иером. 103 Алексий Зосимовский (Соловьев) , иеросхим., прп. 1254, 2293 Алексий (Кутепов), архиеп. Тульский и Белевский 1296 Алексий (Макринов), иером. 98 Алексий Медведков, (КНП, св. прав.) 1183 Алексий Мечев , прот., прав. 1254, 1303 Алексий (Поликарпов), архим. 2135 Альфред Великий, король, (Сур., св.) 1253 Амвросий (Ключарев) , архиеп. Харьковский и Ахтырский 789, 790, 3122 Амвросий Медиоланский , еп., свт. 399, 400, 2577 Амвросий Оптинский (Гренков) , иеросхим., прп. 1246, 1304, 2570 Аммон Нитрийский, Египетский, прп. 282, 283, 401 Амфилохий Иконийский , еп., свт. 402

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один из постриженников Киево-Печерских, епископ Ефрем пожертвовал Печерскому монастырю (прежде 1096 г.) двор в Суздале с церковию святого Димитрия и с селами . Вместе с тем обитель получала и другого рода пожертвования. Минский князь Глеб Всеславич, зять Ярополка Волынского, принес ей 600 гривен серебра и 50 гривен золота, а по смерти этого князя (1119) супруга его Анастасия Ярополковна дала еще 100 гривен серебра и 50 гривен золота . Суздальский тысяцкий князь Георгий, сын Шимона Варяга, в 1130 г. прислал в обитель 500 гривен серебра и 50 золота на покование раки преподобного Феодосия, а потом пожертвовал обители и ту гривну, которую носил на себе и в которой заключалось 100 гривен золота . Достигнув внешнего благосостояния и процветания, Киево-Печерская обитель не переставала и после преподобного Феодосия отличаться внутренним благоустройством и святостию своих иноков. Исчислив знаменитейших черноризцев Феодосиева времени, из которых некоторые (Исаакий) скончались уже при игумене Иоанне (1089–1103) , и сказав, что они «сияют и по смерти, яко светила, и молят Бога за зде сущую братию, и за мирскую братью, и за приносящия в монастырь», преподобный летописец присовокупил: «В нем же и доныне добродетельное житье живуть, обще вси вкупе, в пеньи, и в молитвах, и послушаньи, на славу Богу всемогущему и Феодосьевыми молитвами соблюдаеми» . Это относилось к концу XI и самому началу XII в. В первой четверти того же XII в., во дни преподобного Лаврентия затворника, когда число иноков в Печерском монастыре простиралось до 180, было между ними тридцать, которые имели силу одним словом изгонять бесов . О некоторых из тогдашних подвижников печерских мы уже упоминали в другом месте, как-то: о преподобном Никите затворнике, бывшем впоследствии (1096–1108) епископом Новгородским, о преподобном Евстратии постнике, который, будучи взят в плен половцами (в 1096 г.) и продан иудеям, вкусил от них смерть за веру Христову и своими чудесами обратил к ней своих мучителей, о преподобном Никоне Сухом, который был взят в плен тогда же и своим чудесным избавлением от плена обратил к вере своего бывшего хозяина-половчанина с его семейством, о преподобном Кукше и ученике его Иоанне, крестивших вятичей и запечатлевших свою проповедь мученическою смертию. Не менее славны были и другие печерские иноки того времени. Например: Преподобный Григорий чудотворец. Он постригся еще во дни преподобного Феодосия, но жил долго и по смерти его. Отличался нестяжательностию, смирением, послушанием, непрестанною молитвою и даром чудотворений. Изгонял бесов из людей одним приближением своим, троекратно своими чудесами обратил к покаянию татей, покушавшихся обокрасть его. Предсказал князю Ростиславу Всеволодовичу, что он утонет в реке, и за это предсказание, которое действительно потом исполнилось в 1093 г., утоплен был сам в Днепре отроками князя, но через три дня найден мертвым в своей келье .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

1078 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. Изд. 5-е. Сергиев Посад. 1907. С. 154—159. 1079 Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово, читанное в Московских церквах перед молебствием об охранении от губительной болезни. С. 205—207. 1080 Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II и в начале III века. Изд. 2-е. СПб., 1849. Ч. 1. Апология, § 41. Ч. 1. С. 86—97. 1081 Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1861. С. 239. 1082 Там же. С. 240. 1083 Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения. Ч. II. С. 232. 1084 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Книга о смертности. С. 239—249, 232—233. 1085 Свт. Василий Великий. Творения. T. VII. М., 1854. С. 252—253. 1086 Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. Т. II. Беседа на текст Матф. 24:6. С. 278. 1087 Достопамятные сказания. М., 1845. С. 119; Древний Патерик. Предисловие. Гл. 18, § 10. С. 5. 1088 Свт. Тихон Задонский. Творения T. V. Келейные письма. П. 67. 1089 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. Гл. 30. С. 136—141. 1090 Преп. Антоний Великий. Наставления. § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45. 1091 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 56 на Деян. 1092 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 312, 354. 1093 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 35. 1094 Иеросхм. Макарий Оптинский//Указ соч. С. 399—400. 1095 Там же. С. 703. 1096 Архиеп. Филарет Черниговский. Слова и речи. Слово в день апп. Петра и Павла. С. 427. 1097 Преп. авва Дорофей. Поучение 13. 1098 Еп. Петр. Наставление и утешение в скорби. С. 14. 1099 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 43 на Деян. 1100 Там же. С. 158. Ср.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. T. V. С. 39—40. 1101 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6. Гл. 9. 1102 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 42 на Деян. С. 374. 1103 Буго, еп. Лявальский. Смысл страданий. М., 1911. С. 41. 1104 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X. Беседа 26 на 2Кор. С. 694—695; свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, § 420. С. 274—275.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

После отпадения Римской кафедры (1054), наши митрополиты в своих посланиях резко осудили латинян-отступников, а митрополит Георгий (1067-1077) в 1073 г. составил трактат, где перечислил не менее 70-ти еретических отступлений от правой веры. Митрополит же Иоанн II (1077-1089) вообще запретил всякие сношения с Римом, ибо тот отошёл от вселенского православия. Преп. Феодосий Печерский, один из основателей русского монашества, утверждал: «Множеством ересей своих они всю землю обесчестили... Нет жизни вечной живущим в вере латинской...». Митрополит Никифор I (1103-1121) в Послании к Владимиру Мономаху, среди прочего, особенно осуждал Рим за прибавление «филиокве», он же составил подобные наставления и другим князьям, словно прозревая предстоящие испытания от латинян для Руси . Постепенно латинские миссионеры осваивали Прибалтику, подбираясь к русским землям. Здесь нашим предкам пришлось столкнуться с меченосцами и тевтонцами. В 1234 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович разгромил ливонских рыцарей и обложил Дерпт (Юрьев) данью, с условием выплачивать оную даже и его преемникам. В 1237 г. папа объединил меченосцев с тевтонами, а также выпустил буллу, объявив новый крестовый поход для обращения в латинство северных областей. И в том же году случилось разорение Батыем Рязани. Одновременно Рим (см. выше) завязал дипломатические отношения с Ордой, невзирая на сожженные и разрушенные татарами христианские церкви и пролитую христианскую кровь... В 1240-ом 15/28 июля, в день памяти вел. кн. Владимира, Александр Ярославич наголову разбил шведских захватчиков, получив после этой битвы прозвание Невский а в 1242 г. одержал победу над крестоносцами в Ледовом побоище. Однако в 1248 г. папа Иннокентий IV отправил к нему посольство с предложением перейти в латинскую веру вместе со всем народом. Но благоверный князь отвечал римлянам , что от них учения не принимает. Памятной на века осталась поистине христианская отповедь св. Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде!» Русская Церковь при Иване Грозном причислила его к лику святых...

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/02/...

356 Басилиос, или Барсех (Василий), – католикос города Ани ( 1081–1102), который стал преемником Григора Вкайасера (Мартирофила) и правил католикосатом в 1103/4–1113 гг. Начиная с XI в., в период окончательного политического разложения Армении, духовная власть также распадается – в различных местах появляются одновременно несколько армянских патриархов. Так, Григор II сидел в Египте, Теодор – в Хони (близ Мараша), Барсех – в Ани и Погос – в Мараше. 357 Шугр – видимо, часть Черной горы. М. Орманян и Г. Зарбаналян отождествляют Шугрский и Кармирванский монастыри. Однако, как показывает М. Абегян, это два разных монастыря, Кармир-ванк находился близ Кесуна (см.: М. Абегян. История древнеармянской литературы, кн. II. Ереван, 1946, с. 76, примеч. 3; на арм. яз.). 361 В конце XI в. Эдессой владел армянский князь Торос. Значительная часть ее населения состояла из армян-переселенцев. Торос, радушно принявший крестоносцев, был убит ими, и Эдесса стала отдельным графством, принадлежавшим крестоносцам. Автор описывает события 1144 г., когда Эдесса была взята и разграблена Алеппским эмиром Занги, владевшим почти всей Месопотамией и Сирией. Эти события легли в основу поэмы Нерсеса Шнорали «Плач на взятие Эдессы», написанной в 1145–1146 гг. 362 Тлук – находился недалеко от Иерополя (хеттского Каркемыша); см. Г. Микаелян. История армянского Киликийского царства. Ереван, 1952, с. 62. 363 Местоположение Цовка в одно время ошибочно отмечали в Таврских горах, в области Цопк, у озера южнее Харберда, подробное местоположение Цовка исследовано и определено Кюлесеряном. Г. Алншан уточняет, говоря, что замок Цовк, видимо, находился между Марашем и Айнтапом (Г. Алишан. Нерсес Благодатный и его окружение, с. 96). 364 В конце XI и начале XII вв., в годы царствования Давида Строителя (1089–1125), образовалось единое Грузинское государство, ставшее значительной силой на Ближнем Востоке. Объединенные грузино-армянские войска очистили от сельджуков большую часть армянских земель, на которых образовалось армянское княжество Захаридов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010