По инициативе Феоктиста и при поддержке князя Святополка Изяславича имя Феодосия было внесено в Синодик и стало поминаться в службе по всем епархиям, что послужило началом церковного почитания святого. Β 1108 году при игумене Феоктисте было завершено строительство монастырской трапезной. Β 1113 году он был рукоположен митрополитом Никифором I в епископы Черниговские. Умер Феоктист в 1123 году. 828 ...нача понужати... князя Святоплъка... – Святополк II Изяславич, сын Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, князь полоцкий (1069–1071), новгородский (1078–1088), туровский (1088–1093), великий киевский князь (1093–1113). 834 ...вдастъ и гривну, юже ношаше сий... – Гривной называлась не только денежная единица, но и украшение, надевавшееся на шею, знак отличия. 835 Егда бо приидохом на Изяслава Мстиславича с половци... – Имеется в виду поход на Киев Юрия Долгорукого в 1149 году. Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха , занимал киевский великокняжеский стол с 1146 по 1149 год и с 1151 по 1154 год. 836 ...правнуци его любовь имють къ Святому Дмитрею... – Предполагают, что под «святым Дмитрием» подразумевается церковь Святого Дмитрия, построенная в Суздале епископом Ефремом, постриженником Киево-Печерского монастыря. Дмитровская церковь и монастырь, возникшие в конце XI века, стали крупным культурным центром, где велось летописание. Историки называют Дмитровский монастырь в Суздале «северной Киево-Печерской лаврой». Из этого монастыря вышел ряд ростовских епископов. 838 ...видхомъ свт вры апостоломъ нашим... княземь Владимером... – Князь Владимир I Святославич, внук княгини Ольги, за введение христианства на Руси как государственной религии (988) был причислен русской православной церковью κ лику святых и наречен «равноапостольным». 847 ...яко Моисий съ горы Синайскыа, душею сиаа паче лица Моисиееа... – Β библейских рассказах сообщается, что когда Моисей после беседы с Богом на Синайской горе сошел вниз, лицо его было озарено сиянием (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1181 Epistula ad Maximum 26. 1088. 32–33: ατο το Λγου σμα λαμβνοντες, θεοποιομεθα. В этом же Послании упоминается жертва Христа, воспоминаемая и таинственно осуществляемая в каждой Литургии: «Само Слово принесло за нас собственное Свое тело» (ατς Λγος τ διον σμα προσνεγκεν πρ μν), см.: Ibid. 26. 1088. 47–48. 1183 Марша Байде Мариам, диакон. Идеал христианской жизни по учению св. Антония Великого в связи с учением св. Афанасия об обожении. Курсовое сочинение. Л.: Ленинградская Духовная академия, 1975; Brakke D. Athanasius and Asceticism. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1995. 1191 Вознесение Христа на небеса видится именно в человеческой плоти (ες τν ορανν ν φρει σρκα), см.: Ibid. 48. 3. 3. 1194 Clemens Alexandrinus. Stromata 5. 6. 39. 2–3: κατ σρκα… οκονομαν; S. Athanasius Alexandrinus. De decretis Nicaenae synodi. 25. 3. 2; In illud: Omnia mihi tradita sunt 25. 209. 38; Idem. Oratio II contra Arianos 75. 1. 3; Idem. Expositiones in Psalmos 27. 245. 14; 27. 373. 1; 27. 377. 10; Idem. Tomus ad Antiochenos 7. 1. 1. 1198 Здесь мы поправили перевод, заменив выражение «начатком новой твари» на – «началом новой твари» (Творения. Т. 2. С. 354). «Начатком» Святитель называет саму плоть Христа (см. ниже). 1200 Expositiones in Psalmos 27. 584. 9–10: πασαν δ τν νθρπου φσιν ες φθαρσαν νακαινζουσα. 1201 Против ариан 2. 70//Творения. Т. 2. С. 353–354: «Для того совершилось таковое соединение, чтобы по естеству, Сущему от Божества, сочетать с Собою по естеству человека, и чтобы чрез это твердыми соделаться спасению и обожению человека». 1204 Всего в своих сочинениях свт. Афанасий употребляет производные от «животворящий» и «животворить» около 85 раз в т. 25–27 Патрологии Миня и 75 раз – в т. 28, куда, правда, вошли и сомнительные по авторству сочинения. В качестве примеров можно привести также тексты, где свт. Афанасий говорил о том, что «Божие Слово восприяло на Себя тело и употребило человеческое орудие, чтобы и тело оживотворить (ζωοποισ)», см.: De incarnatione verbi//PG 25. 176 С; Epistola I Ad Serapionem//PG 26. 584 С: «твари в Духе оживотворяются Словом» (παρ το Λγου ζωοποιεται), со ссылкой на Рим. 8, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Гюлейская епископия Кафедра: Гьюла (Венгрия). Правящий архиерей: епископ Силуан (Мэнуйлэ) Адрес: Parcul Groza nr. 2, 5700 Gyula, Ungaria Тел/факс: +36-66-361281 Румынская Православная Митрополия в Германии, Центральной и Северной Европе Кафедра: Нюрнберг (Германия). Правящий архиерей: митрополит Серафим (Жоантэ) Адрес: FьrmhersmraЯe 166-168, D-90429 Nьrnberg, Germany Тел.: +49(0)911-3236910 Факс: +49(0)911-3236912 Сайт: http://www.mitropolia-ro.de/ E-Mail: serafim@mitropolia-ro.de Румынская Православная Епископия Северной Европы Кафедра: Стокгольм (Швеция) Правящий архиерей: епископ Макарий (Драгой) Румынская Православная Митрополия в Западной и Южной Европе Кафедра: Лимур (Франция). Юрисдикция этой епархии распространяется на приходы Румынского Патриархата в таких странах как Франция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Ирландия. Правящий архиерей: архиепископ Иосиф (Поп) Адрес: 1 bd du Gйnйral Leclerc, 91470 Limours, France Тел.: 01-64-91-5924 Факс: 01-64-91-2683 Сайт: http://www.mitropolia-paris.ro/ Е-мейл: cabinet@mitropolia.eu Румынская Православная Епископия Испании и Португалии Правящий архиерей: епископ Тимофей (Лоран) Румынская Православная Епископия Италии Правящий архиерей: епископ Силуан (Шпан). Адрес: Via Ardeatina n° 1741, 00134 Roma – Italia Тел/факс: (0039) 067-197-343 Сайт: http://www.episcopia-italiei.it/ E-mail: cabinet.episcopia.italiei@mitropolia.eu Румынская Православная Архиепископия в Америке и Канаде Кафедра: Чикаго (США). В 1974 году епархии дарована автономия, согласно патриаршему определению юрисдикция этой епархии распространяется на румынские приходы в США, Канаде, странах Южной Америки и Тихого Океана. Правящий архиерей: архиепископ Николай (Кондря) Адрес: 5410 N.Newland Ave Chicago, IL. 60656-2026 Тел.: 773-774-1677 Факс: 773-774-1805 Сайт: http://www.romarch.org/ Е-мейл: romarch67@aol.com Румынская Православная Епископия Австралии и Новой Зеландии Кафедра: Мельбурн (Австралия). Юрисдикция распространяется на румынские приходы Австралии и Новой Зеландии. Правящий архиерей: епископ Михаил (Филимон) Адрес: 61-63 Queensberry Street, Carlton 3053, Melbourne, Victoria, AU, P.O. Box 122; Тел.: 0061-3-9402-1088 Факс: 0061-3-9402-1088 Сайт: http://www.roeanz.com.au/ Email: office@roeanz.com.au

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Итак, можно вернуться к старому мнению, что Иоанн, митрополит Руси, в миру Христос Продром, был дядей поэта Феодора Продрома, тем более что в этом нас убеждает также и вполне достоверный заголовок (дошедший в рукописях с XIII в.) славянского перевода (пусть и не совсем удачного) Правила церковного Иоанна митрополита руськаго нареченного пророком Христа (Никольский Н.К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений, X XI вв. СПб., 1906. С.216). Иоанн II занимал киевскую кафедру с 1076/1077 г., здесь же он и скончался осенью (зимой?) 1089 г. Кажется, первой известной его акцией была хиротония ростовского епископа Исайи, назначенного киевским князем Изяславом после 15 июля 1077 г. Иоанн основал две новые епархии: во Владимире-Волынском около 1085 г. и в Турове в 1088 г. 1297 . Последнее известие о нем – сообщение об освящении им собора Успения Богоматери Киево-Печерского монастыря 14 августа 1089 г. Перу Uoahha II принадлежит, по крайней мере, основная часть Канонических ответов (ок. 1083/1084 г.) и Послание антипапе Клименту III (1084/1088 г.), тогда как его авторство в отношении Службы сев. Борису и Глебу подвергается сомнению, хотя многое говорит за то, что она составлена “мужем, хытрым книгам и ученью” (Повесть временных лет под 1089 г.). Попытка приписать Иоанну II также перевод Синтагмы (Кормчей) XIV титулов (Р. Пихоя) несостоятельна. Атрибуция сохранившихся митрополичьих печатей с именем Иоанна требует дальнейших изысканий. Литература: Poppe A. Prodromos Jan//SSS. 1970. Т.4. S. 356–357; дополнения см.: RM. 1975. Т.2. Р.236; 1977. Т.З. Р.233; Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в ΧΙ–ΧΠΙ вв. Μ., 1978 (по указателю); Franclin S. Who was the Uncle of Theodore Prodromus?//ByzSlav 1984. T.45. P. 40–45; Podskalsky G. Metropolit Ioann II. von Kiev (1076/77–1089) als Ökumeniker//OKSt. 1988. Bd.37. S. 179–184; Творогов O.B. Иоанн//СлККДР. Вып.1. С. 206–208; Hörandner W. Theodoros Prodromos: Historische Gedichte. Wien, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недоставало только новой, специально к этим торжествам написанной службы и религиозно-литературного сочинения, которое бы соответствовало запросам нового киевского князя. Таким сочинением стало " Сказание о Борисе и Глебе " , созданное после торжеств 2 мая 1115 г. Эти торжества, по всей вероятности, были призваны затмить своей пышностью предыдущие. Во всяком случае, Владимир Мономах стремился к этому. А задача новосоставленного жития святых, уже соответствующего церковному канону, вытеснить и на службе 24 июля " Чтение о Борисе и Глебе " , что в значительной степени ему удалось. Сам же праздник, с новой службой и новым житием, со временем становится тоже общерусским. §5. Подведем итоги всему сказанному. Со всей достоверностью можно заключить, что до появления в начале XII в. жития свв. Бориса и Глеба, названного " Сказанием о Борисе и Глебе " , существовала самостоятельная историческая повесть, ныне условно называемая " Сказание о гибели Бориса и Глеба " , содержащая рассказ о братоубийстве и заканчивающаяся описанием перенесения мощей Бориса и Глеба 20 мая в новую церковь в Вышгороде. Написана она в княжение Святослава Ярославича в Киеве между мартом 1073 г. и декабрем 1076 г. и выражала его интересы в насаждении Глебоборисовского черниговского культа святых. Повесть не могла быть написана позднее, поскольку не соответствовала взглядам (прежде всего – проглебовским) ни одного последующего Киевского князя, и просвятославовы интересы так четко не отражены ни в одном другом литературном произведении последующего времени. Для церковного почитания первых русских святых Бориса и Глеба, официально признанных и Константинополем, митрополитом Иоанном II между 1086 и 1088 гг. была составлена расширенная служба им на 24 июля – день гибели Бориса, ставшим главным в церковной службе днем памяти святых. А первая, простая, была написана еще митрополитом Иоанном I до 1035–36 гг. Устанавливается Борисоглебский (киевский) культ святых. В это время, т.е. между 1086 и 1088 гг. монахом Печерского Киевского монастыря и было создано первое полное житие святых – " Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба " , в котором так же проповедывался Борисоглебский культ. В его утверждении был заинтересован и княживший в то время в Киеве Всеволод Ярославич, покровителем которого выступал святой Борис. С этого времени 24 июля – день святых мучеников Бориса и Глеба – стал отмечаться как новый и первый по значимости праздник в Русской земле и отнесен к великим годовым (что свидетельствуют службы).

http://pravoslavie.ru/5199.html

У блаженного Матфея был обычай уходить из церкви по окончании богослужения последним. Однажды, по выходе из церкви, по окончании заутрени, он сел под колокольней с целью отдохнуть и немного заснуть, потому что келлия его далеко была от церкви. И он увидел, что большая толпа идет в монастырский двор из ворот и, внимательно всмотревшись, заметил, что один бес горделиво едет на свинье, а остальное множество входящих окружают его. И сказал старец входящим: «Куда идете вы?» Сидящий на свинье бес ответил: «За Михаилом Тоболковичем». Старец, осенив себя крестным знамением, ушел в свою келлию; уже светало на дворе, и блаженный сказал своему ученику: «Поди, узнай, в келлии ли Михаил?» Тот пошел узнать, и ему сказали: «Сегодня после утрени он вышел за монастырскую ограду». Старец открыл свое видение игумену и старшей братии. Игумен, призвав названного и расспросив о его поведении, словом назидания вразумил его и отпустил. Блаженный Матфей наставлял братию оставаться в келлиях и пребывать в молитве и богомыслии. При блаженном Матфее мирно почил преподобный отец Феодосий, после коего игуменом был Стефан, а затем Никон, при котором Матфею было такое видение: стоя в церкви во время утрени, Матфей поднял очи, чтобы увидеть игумена, но к своему ужасу на месте игумена вместо Никона увидел осла. Когда блаженный старец сообщил свое видение игумену Никону, тот понял это видение, как наказание за неаккуратное посещение церковных служб, и с тех пор не только леность, но и какое бы то ни было монастырское дело или нужды не могли отвлечь блаженного Никона от посещения церкви. Многих и других видений сподобился этот старец и, открывая их братии, служил им на пользу и вразумление. По известию Поликарпа, прп. Матфей прозорливый при игумене Никоне (1074–1088) молился вместе с другими об исцелении обольщенного Никиты. Достигнув глубокой старости, он почил о Господе в добром исповедании в 1088 году, честные мощи его лежат нетленно в Антониевой пещере со святыми отцами, а сам он молится за нас, предстоя пред Престолом Владыки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

According to Penrose, it is governed by the time-symmetrical laws of physics. The universe W, where S=1088, which we associate with the presence of a particular kind of irreversibility, appears only because of the very special type of “creation” that is formulated geometrically as the condition WC=0. In the rest of this section, we discuss this idea from a philosophical and theologi­cal perspective following the lines of methodology we used while discussing Hawking’s model of creation out of nothing in chapter 5. The philosophical and the­ological treatment of Penrose’s approach to the source of irreversibility of time will, however, be closer to the genuine philosophy of Penrose himself, for he, in comparison with Hawking’s positivistic views, is explicitly Platonist with regard to mathematical physics. According to Penrose, the physical world “emerges out of the (‘timeless’) world of mathematics.” 408 He considers the Platonic world of absolutes as the world of mathematical truth, existing prior to and independently with respect to the physical world. He illustrates his position using a diagram similar to the one shown in figure 6.1, which will be important for our interpretation of his model of special initial conditions. Figure 6.1 First let us realize that Penrose introduced the world W as a concept of the visible universe we live in that contains a specific arrow of time and indicates the pattern of design associated with the entropy S. The task of the theory is to explain the origin of the universe W as having special initial conditions. Since what we observe in the uni­verse W is by assumption contained in the initial state of this universe, it is impossible to provide its further explanation in terms of the state of affairs within the universe itself. In other words, we cannot explain the specificity of W in terms of its various elements. It is because of this intrinsic contingency of the universe W and the number S=1088 that the metaphysical understanding jumps from the manifold of the universe in its varied content and unlimited extent to the assumption that the universe is built with some determinate purpose; that is, it is designed.

http://azbyka.ru/otechnik/world/light-fr...

Гвидо род. в 1-й пол. 60-х гг. XII в., вероятно в фамильном замке графов Бургундских Кенже на р. Лу. Принадлежал к одному из самых могущественных семейств в Европе: отец - Гильом I Великий, гр. Бургундии (1057-1087), был союзником папы Римского Григория VII (1073-1085); мать - Стефания де Лонгви. Один из братьев Гвидо, Гуго, стал архиепископом Безансона. Семья была связана родственными узами почти со всеми могущественными светскими правителями Европы - с англ. кор. Генрихом I (1100-1135), имп. Генрихом V (1111-1125), франц. кор. Людовиком VI Толстым (1108-1137), кор. Галисии, Кастилии и Леона Альфонсо VII (Гвидо был также его учителем), гр. Робертом II Фландрским (1093-1111). Гвидо получил образование при соборе св. Иоанна в Безансоне. Избрание Гвидо Вьеннским архиепископом (1088) завершило 5-летний период вакации кафедры. Причина столь длительного отсутствия архиепископа во Вьенне неизвестна. Вероятнее всего, были разногласия среди каноников относительно кандидата (М. Маурер, Б. Шиллинг). Известно, что епископское рукоположение Гвидо состоялось намного позже его возведения на кафедру. Папа Римский Урбан II (1088-1099), посетив Вьенну вскоре после избрания Гвидо, попросил молодого архиепископа сопровождать его в путешествии в Рим. Поскольку 1-й известный документ, подписанный Гвидо в архиепископстве, датирован 30 мая 1090 г., пребывание Вьеннского архиепископа при папском дворе могло длиться более года. О пастырской деятельности Гвидо во Вьенне известно мало. Как и его семья, Гвидо поддерживал движение за реформы Церкви и представлявших его на Римском престоле пап. Архиепископ способствовал монашеской реформе и распространению цистерцианского ордена, реформе каноникатов. При нем была проведена реформа мон-ря Сент-Андреле-Ба во Вьенне, основан цистерцианский мон-рь Бонво, впосл. находившийся под папским покровительством. Известно о проведенном архиепископом провинциальном Соборе (19 нояб. 1108). Архиеп. Гвидо показал себя искусным политиком и администратором: при нем были отвоеваны замки Сесюэль, Мальваль, Монтарно, которые после избрания Гвидо папой Римским были переданы Вьеннскому архиеп-ству «в вечное пользование».

http://pravenc.ru/text/1320101.html

(Ок. 1053-1055, Бледа или Галеата, Романья - 21.01. 1118, Рим; до избрания папой - Райнерий (Раньери)), папа Римский (с 13 авг. 1099). Сведений о происхождении и молодых годах Райнерия почти нет. Известны лишь имена его родителей (Кресценций и Альфатия) и 4 братьев ( Servatius. 1979. S. 9-10). В раннем возрасте Райнерий принес монашеские обеты, возможно, в бенедиктинском аббатстве св. Илария (Сант-Эллеро) близ Галеаты. Церковный историк Ордерик Виталий называет Райнерия монахом мон-ря «Vallis Brutiorum» (вероятно, Валломброза, но идентификация остается спорной - The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis/Ed. M. Chibnall. Oxf., 1979. Vol. 5. P. 194). Согласно написанному кард. Пандульфом (по др. версии - его анонимным продолжателем) папскому жизнеописанию в Liber Pontificalis , в возрасте 20 лет Райнерий приехал по делам своего мон-ря в Рим, где снискал расположение папы Григория VII (1073-1085) (LP. T. 2. P. 296). Он стал аббатом мон-ря св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура), принадлежавшего к Клюнийской конгрегации ( Sigeberti Gemblacensis Chronica//MGH. SS. Scr. T. 6. P. 368-369), после 1078 г. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Климента. В 1089 г. папа Урбан II (1088-1099) назначил Райнерия легатом в Кастильско-Леонском королевстве для разрешения конфликта вокруг епископской кафедры Сантьяго-де-Компостела. Созванный Райнерием Собор в Леоне (март 1090) восстановил на кафедре еп. Диего Пелаэса (1070-1088), к-рый был смещен по решению кор. Альфонсо VI (1065-1109), но обратился с апелляцией в Рим. Альфонсо VI отказался признать решение Собора и вскоре добился от папы Урбана II подтверждения смещения с кафедры еп. Диего. На обратном пути Райнерий совершил крещение (или, более вероятно, конфирмацию) Понтия, сына графа Мельгея (в Лангедоке), буд. аббата Клюни (1109-1122). С 1091 г. Райнерий входил в ближайшее окружение папы Урбана II, сопровождал его в поездках по Италии и Франции, в т. ч. на Клермонский Собор (1095). После смерти Урбана II его сторонники, собравшиеся в базилике св. Климента, избрали папой Райнерия (13 авг. 1099), к-рый принял имя Пасхалий, очевидно в честь папы Пасхалия I (817-824), получившего от имп. Людовика Благочестивого привилегию (Pactum Hludovicianum) о праве свободного избрания папы Римского без вмешательства светской власти. Тем самым П. декларировал намерение продолжить политику предшественников, в т. ч. борьбу за инвеституру против имп. Генриха IV (1084-1106) и его ставленника - антипапы Климента III (1080-1100). Сразу после избрания П. был облачен в пурпурную мантию - знак имп. достоинства, затем состоялась церемония интронизации перед Латеранским дворцом, где папа получил знаки власти над Патримонием св. Петра (см. Папская область ): 7 ключей, 7 печатей и скипетр. На следующий день (14 авг.) он был коронован в базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 296-297). Коронация П. стала одним из первых примеров подобной церемонии в отношении папы Римского (подробнее см. в ст. Николай II , папа Римский).

http://pravenc.ru/text/2579159.html

Исходя из вышеизложенного, я не могу согласиться с мнением С.А.Бугославского и его последователей, что Нестор писал «Житие Феодосия Печерского», а, стало быть, и «Чтение о Борисе и Глебе» только после 1108 г., и поддерживаю точку зрения академика А.А.Шахматова – оба сочинения были написаны Нестором до 1088 г., с небольшим уточнением. Вспомним, что в статье «Повести временных лет» под 1086 г. Борис и Глеб не названы еще святыми. А в 1093 г. день памяти их 24 июля отмечается как новый общерусский праздник. Следовательно, и служба на 24 июля, доработанная (расширенная) митрополитом Иоанном II, и житие святых – «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора, как необходимое дополнение к ней, завершены, надо полагать, между 1086 и 1088 гг. То есть, в эти два года, видимо, и сложился полный церковный канон службы святым Борису и Глебу, и они стали официально признанными первыми русскими святыми. Скорее всего, составление полного служебного канона приурочивалось к новым торжествам по случаю завершения Всеволодом Ярославичем строительства начатой еще Святославом Ярославичем большой каменной церкви в честь святых. Судя по тому, что Борис был покровителем Всеволода, торжества намечались на день памяти Бориса, т.е. на 24 июля. Но, как повествует «Сказание о чудесах», в ночь после завершения строительства церковь рухнула, и Всеволод не предпринимал больше попыток восстановить ее. Новые торжества по перенесению мощей страстотерпцев Бориса и Глеба не состоялись. Тем не менее, усилиями киевского князя Всеволода Ярославича, митрополита Иоанна II и Печерского монастыря день памяти Бориса и Глеба 24 июля стал великим годовым церковным праздником, а святые Борис и Глеб почитаемыми не только во всей Русской земле, но и за ее пределами. Уже в 1095 г. в церкви Созавского монастыря был построен придел в честь святых Бориса и Глеба и освящен в нем престол на перенесенных из Руси частичках их мощей; в конце XI в. или начале XII в. в Софии Константинопольской находилась икона Бориса и Глеба, а в Испигасе в XII в. уже была церковь во имя святых .

http://pravoslavie.ru/56102.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010