И следующий 25-й стих рисует благоденствие страны, помилованной Богом. 25 . И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни. Последнее выражение довольно темно, но Епископ Петр, по сравнению с Ис. 2указывает, что башни повергнутые как бурею, судом Божиим, суть символы царей и царств, униженных и уничтоженных Господом. Мы присовокупим, что изображение страны, благословляемой Богом, переходит в пророчество о царствии Божием. Мы напоминаем Ис. 12:3 : „в радости народ будет почерпать воду из источников спасения“, и Иоил. 3 „из дома Господня выйдет источник и будет напоить долину Ситтим“ 1082 и Ис. 40:4 : „всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизится“. 26 . И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы. „Эта эмблема изображает обильное излияние духовного света“, говорит Епископ Петр (ч. I, стр. 351). Этот свет исцеляет те язвы и Израиля и всего человечества, которые делали из Иудеев как бы гнойный струп, как указывал пр. Исаия ( Ис. 1:6 ). С 27-го по 33 стих пророчество произносится о гибели Ассура и о радости верных Господу сердец. Надо памятовать, что (как мы говорили и во вступлении и в главах X и XIV) Ассур не только известный народ, или символ исторической его силы, – но Ассур в пророчестве Исаии есть еще (как и Вавилон) типическое имя сатаны, представителя злобной силы, борющейся против правды и грядущего царствия Божия. 27 . Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, 28 . и дыхание Его, как разлившийся поток, который подымается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению. Выше мы видели, что гнев Господень угрожал Израилю за непослушание, потому что суд начинается с дома Божия, как говорит Апостол Петр ( 1Пет. 4:17 ), но потом обращается на все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И хотя они хотели установить свои законы, Божьи заповеди не были отброшены. Они не помнили, что Господь говорил: «Без Меня не можете делать ничего» 1082 , «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» 1083 , «Никто не имеет что-нибудь, если бы не было дано ему свыше " 1084 . И апостол: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» 1085 , «Всякий дар совершенный нисходит свыше» 1086 , и пророк: " Господь дает благодать и славу» 1087 . И тогда человек истинно имеет свободное суждение, когда он будет искуплен прощением Христа, и при этом прощении он захочет следовать влиянию совершенства. Из-за стремления к этому Цезарий дал истинное и очевидное из апостольского предания уложение 1088 . А блаженной памяти Бонифаций, в то время папа Римской церкви, в той борьбе, когда рвение Цезария было попрано упорствующими, апостольской властью поддержал его сторону 1089 . И главы церквей постепенно приняли то, что в результате их неожиданного упорства дьявол хотел уничтожить. 61 . И когда этот канон был определен, высочайший епископ проповедовал поджидавшим отцам, говоря: «Если ты любишь слова Божьи, то удерживай в сердце, что я произнес (дал). Высшее совершенство десяти заповедей подобает божественной любви. Как любовь Христа привязала себя в тебе, пусть сам же ты воздашь, когда всеобще щедрость будет разделена с человеком. Поверь, что не только души родителей, друзей и клиентов должны быть питаемы от той речи. Призываю в свидетели тебя перед Господом и его святыми ангелами, что ты ответственен за спасение твоих клиентов 1090 , каких бы ни было слабых, если не так же, как и родителям, будешь им давать, когда вернешься к тому, что я предписывал. И ты познаешь, что раб был дан тебе в настоящее время земным творением и не передан тебе навсегда». И еще раз к тем, к которым взывал, обратился: «Зачем мы говорили, братья? Зачем обсуждали, сыновья? Я спрашиваю вас, как до сих пор наши проповеди были в согласии? Если вы уважаете сказанное нами, то сохраните это, если сохраните, то, без сомнения, сердцами дойдете до этого».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иез. 40 :44. И ввел меня во двор внутреннейший: и вот две комнаты 1080 во внутреннейшем дворе, одна против задней стороны ворот, обращенных на север, обращенная лицем 1081 на юг, а другая против задней стороны ворот, находящихся на юге и обращенных (лицем) к северу 1082 . Иез. 40 :45. И сказал мне: эта комната, обращенная на юг,-для священников, которые бодрствуют на страже храма. Иез. 40 :46. А комната, обращенная к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: они сыновья Садока, которые (одни) из (сынов) Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему. Иез. 40 :47. И измерил двор: сто локтей в длину, и в ширину сто локтей, по четырем сторонам его 1083 , и жертвенник пред храмом 1084 . Иез. 40 :48. И ввел меня в притвор храма и измерил столб 1085 притвора: пять локтей ширины в одну сторону и пять локтей в другую, а ширина дверей четырнадцать локтей; и бока 1086 у дверей притвора: три локтя в одну сторону и три локтя в другую. Иез. 40 :49. А длина притвора-двадцать локтей, а ширина-двенадцать локтей, и десятью ступенями поднимались к нему, и столбы были у притвора 1087 один по одну сторону, другой по другую. Глава 41 Иез. 41 :1. И ввел меня в храм и измерил столбы 1088 :-шесть локтей ширина в одну сторону и шесть локтей ширина столбов в другую сторону. Иез. 41 :2. И ширина ворот десять локтей и бока 1089 ворот-пять локтей в одну сторону и пять в другую. И измерил длину его 1090 -сорок локтей, а в ширину-двадцать локтей. Иез. 41 :3. И вошел во внутреннее помещение 1091 и измерил столбы 1092 дверей: два локтя, и двери шести локтей, а бока у дверей-семи локтей в одну сторону и семи в другую. Иез. 41 :4. И измерил длину (от) дверей 1093 -сорок локтей, а ширина-двадцать локтей, пред лицем 1094 храма, и сказал мне: это-святое святых. Иез. 41 :5. И измерил стену храма: шесть локтей ширины 1095 , в боковых (комнатах) 1096 -четыре локтя, кругом 1097 . Иез. 41 :6. А комнат, комната подле комнаты, было шестьдесят шесть 1098 и кругом было разстояние 1099 между стеною храма и комнатами, так что для входящих был просвет (заметен) и оне совершенно не прикасались к стене храма.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 47 :7. Но как он успокоится? ибо Господь дал ему повеление возстать на Аскалон, и на приморских и на остальных 1073 жителей. Глава 48 1074 Иер. 48 :1. О Моаве 1075 так сказал Господь Вседержитель. Бог. Израилев: горе Нававу, ибо погиб, взят Кариафаим, посрамлен Масигаф 1076 и побежден. Иер. 48 :2. Нет более цельбы у Моава, веселия в Есевоне, замыслили на него зло: „идите и истребим их 1077 из народовъ“, посему умолкнешь, (ибо) 1078 меч пойдет за тобою. Иер. 48 :3. Голос вопля (слышен) от Оронаима: опустошение и раззорение большое. Иер. 48 :4. Сокрушен Моав, возвестите вопль детей 1079 его. Иер. 48 :5. Ибо Алаоф наполнен плачем, поднимется с плачем по пути к Оронаиму, враги слышали 1080 вопль о раззорении. Иер. 48 :6. Бегите и спасайте души ваши 1081 , и будьте подобны дикому ослу 1082 в пустыни. Иер. 48 :7. Так как ты надеялся на укрепления твои и сокровища твои 1083 , то и ты будешь взят, и пойдет Хамос в плен и священники его вместе с князьями его 1084 . Иер. 48 :8. И придет опустошитель на всякий город, и не избавится ни один город, и погибнут долины, и опустеют поля 1085 , как сказал Господь. Иер. 48 :9. Дайте знак Моаву, ибо он будет сильно поражен 1086 , и все города его будут пусты 1087 и без жителей. Иер. 48 :10. Проклят (человек) 1088 , совершающий небрежно Господне дело, и проклят удерживающий меч свой 1089 от крови! Иер. 48 :11. Моав был спокоен с юности своей и надеялся на славу свою, не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не уходил, посему сохранился вкус его в нем, и запах его не изменялся. Иер. 48 :12. Посему вот наступают дни, говорит Господь, и пошлю на него переселителей, и переселят 1090 его, и сосуды его опустошат, и рога его сломают. Иер. 48 :13. И посрамлен будет Моав из-за Хамоса, как посрамлен дом Израилев из-за Вефиля, на который надеялся. Иер. 48 :14. Как вы говорите: „мы сильны и люди крепкие на войне?“ Иер. 48 :15. Погиб Моав: город его и отборные юноши его пошли под меч, говорит Царь, Господь Вседержитель — имя Ему. Иер. 48 :16. Скоро придет день 1091 Моаву, и бедствие его быстро наступает 1092 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, горизонты, при коих можем и должны мы разумно жить, нам открыты: мы знаем прошлое – нас и мира, – когда «Той рече – и быша, Той повеле и создашася» 1081 , и эта светлая уверенность, что мир, этот, как произведение Разумной, всегда и во всем только Доброй Силы, не может быть неисцельно дурным и безнадежно-гибнущим, служить первым фундаментом, незыблемо твердою почвою для ясной и спокойной жизни нашей и теперь, как и для обоснованно-убежденного воззрения на вселенную, именно как на космос, стройное и согласованное целое, Божиею силою содержимое и упорядочиваемое, Божиею силою к лучшему направляемое. Но так как теперь Бог не новотворит, а промышляет, – мир же живет и развивается по силам и законам, в том творении в него вложенным, то по духу христианства, для объяснения и понимания его данного склада и строя, человек призывается к изучению этих законов и сил, как строк и глав другой Библии – природы. Человек, с его богоподобием, его свободою, разумом, многогранною психическою жизнью – это особый мир в мире, новая богатая сфера реальностей и созиданий. Каждый из нас – самозаконен, каждый волен идти направо и налево: «Бог от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь, благоугодную верность. Он предложил тебе огнь и воду, на что хочешь прострешь руку твою» 1082 . Но поступая свободно, сам определяя себя на добро или на зло, на нравственное улучшение или ухудшение, человек всегда должен помнить, что его ждет отчет, что «там» – в будущей жизни он пожнет то же самое, что сеял он в настоящей. Каждому приготовляется, созидается в том высшем, блаженном мире нетленная хижина 1083 , и уже навек: но дом этот строится нашими же руками, – всеми делами и переживаниями этой земной нашей жизни. Так, ожидает нас лучшее будущее, готовится «… новая земля и новое небо, в них же правда живет» 1084 . Будет все «новое», где уже ничего скверного и злого, ничего проклятого не будет 1085 . «Отрет Бог всякую слезу от очей (людских), и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» 1086 . Всякая дисгармония разрешится, всякое страдание покроется, радость и вера сменят наши сумерки и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

К строгому старцу приходили многие из Пскова для своего назидания. Посещавшим его мирянам он свободно предлагал врачевства против немощей того времени. Он учил их соблюдать чистоту, напоминая о суде апостольском против осквернителей тела. Вельможам и судьям говорил, чтобы не кормились на счет бедных и соблюдали правду. Богатых увещевал, «чтобы не высоко о себе думали и уповали не на богатство не надежное, но на Бога живого, дарующего нам все обильно для наслаждения», чтобы они «благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17:18). Часто напоминал он богатым и бедным уклоняться от ссор и вражды, вредных и для земного счастия, – сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. И тогда, когда в обитель Саввы собралось довольно братий и довольно средств, в келье Саввы не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которой ложился для отдыха. Той же нищете обучал он и братию. В обители введено им строгое общежитие, так что собственности ни у кого не было никакой. Кто любит мир сей, в том нет любви Отчей, говорил он словами откровения Божия. Он завещал инокам своим возделывать землю своими руками, что сохранялось и сохраняется до ныне в его обители. В другое время говорил он братьям: «к чему называем мы древних подвижников отцами своими, когда не живем их жизнью, как следует детям». Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всею твердостью покоряли плоть свою духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, говорил он еще, не звуками только и одеждою – будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовию друг к другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы. Преп. Савва своею жизнью и наставлениями воспитал в обители своей строгое подвижничество. 1082 Мирная кончина его последовала 28 августа 1495 г. Крыпецкий отшельник был высок ростом, с брадою седою как снег; круглою, густою и не очень долгою. В таком виде явился он в 1547 г. иноку Исаии, когда по случаю построения храма искали и не находили мощей его. – Сидя на гробе своем сказал он: «я грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известными мощам моим». Мощи найдены и собор установил праздновать память пр. Саввы. 1083

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разве смертный человек не воздаст славу Сыну, Которого Сам Отец прославил с высоты небес не единожды, но дважды и трижды. Послушай, что рек Он с небес, когда нисходил Дух Святой и когда Сын был крещен рукою Иоанна: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение» 1078 . Конечно, если у тебя уши были заложены 1079 так, что ты этого не слышал, то поверь апостолам, что они услышали на горе, когда Иисус, преобразившись, во славе беседовал с Моисеем и Илией. Отец из сияющего облака сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» 1080 . На это еретик ответил: «В этих свидетельствах Отец ничего не говорит о славе Сына и лишь являет самого Сына». Я ему в ответ: «Если ты и эти слова понимаешь так, то я тебе представлю другое свидетельство, в котором Отец прославил Сына. Когда же Господь пришел на страдания и говорил: «Отче, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» 1081 , что Ему ответил с неба Отец? Не сказал ли: «И прославил и еще прославлю» 1082 . Таким образом, Отец прославляет Его собственным гласом, а ты пытаешься отнять у Него славу? Хотя и есть у тебя такое намерение, сил, однако, у тебя недостанет. И в самом деле, ты, обвинитель апостола Павла, послушай его самого, ибо Христос говорит его устами: «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» 1083 . Если Он ныне разделяет вместе с Отцом славу и если Он ныне живет вместе с Отцом в самой славе, как же ты Его бесчестишь, словно бесславного? И почему среди людей не следует воздавать славу Тому, Кто в равной славе с Отцом царствует на небесах? Итак, мы исповедуем, что Христос, Сын Божий, есть истинный Бог. И посему как Божество едино, так и слава будет одна». После этого наступило молчание и спор был прекращен. Оппила же отправился к королю Хильперику и, отдав ему подарки, которые прислал король из Испании, вернулся в Испанию. 43. Также и в Галисии произошли тогда события, о которых мы прежде всего и расскажем. Итак, когда Герменегильд, как мы сказали выше, находился в ссоре с отцом 1088 и отсиживался с женой в каком-то испанском городе 1089 , полагаясь на помощь императора и Мирона, короля Галисии 1090 , он узнал, что отец подступает к нему с войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Следует добавить, что – а) учение об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть необходимое следствие учения об Их единстве и совершенной нераздельности по естеству и всем Божеским свойствам, и – б) сам порядок и мера участия каждого из Них в этом деле вполне соответствуют Их личному порядку и отношению между собой. § 58. Способ творения. Касательно способа творения Богом вселенной Православная Церковь выражается иногда, что Он сотворил все мыслью (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 18), иногда – хотением (там же отв. на вопр. 14), иногда – словом или повелением (там же отв. на вопр. 22). И в этом она последует Слову Божию, которое сви­детельствует, что Бог создал мир – 1) Разумом и премудростью: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом ( Притч. 3:19 ; срав. Псал. 135:5 ; Иер. 10:12 ), т.е. создал сообразно с теми высочайше-премудрыми умопредставлениями (идеями) своими, в которых Он от века созерцал все свои будущие создания: ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ; срав. Дан. 13:42 ; Сирах. 23:29; 39:26 ). от века я помазана, говорит так­же сама Премудрость Божия от начала, прежде бытия земли... Когда Он уготовлял небеса, я была там..., когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,... когда полагал основания земли, тогда я была при Нем ( Притч. 8:23,27,29 ). Действительность этих вечных Божиих умопредставлений, в которых мир существовал еще прежде, нежели получил подлинное (реальное) бытие, единодушно признавали Отцы и учители Церкви, 1081 и называли их первообразами ( πρωττυπα) всех вещей, предначертаниями ( παραδεγματα), предопределениями ( προορισμο) и т.п. 1082 “Бог видел все, прежде чем стало существовать, пишет, например, святой Иоанн Дамаскин , от вечности представляя в уме своем; и каждая вещь получает бытие свое в определен­ное время, вследствие вечной Его, с хотением соединенной, мысли, которая есть предопределение, образ и предначертание”. 1083 И в другом месте: “понятия Божии каждой из тех вещей, которые от Него имеют принять бытие свое, суть их образы, чертежи, или, как называет святый Дионисий, предопределения. Ибо в совете Его предначертаны образы всем вещам, которым предопределено быть и которые непременно будут”. 1084

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Словосочетание «исполнение закона» встречается у апостола Павла 1082 , однако в данном случае, очевидно, мы имеем аллюзию на слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). В языке Иисуса Христа терминологическая пара «закон и пророки» указывает на значительную часть Священного Писания, которое нам известно под именем Ветхого Завета. Термин «закон» указывает прежде всего на «повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым» ( Втор.4:44 ). В широком смысле «закон» – это вся совокупность культовых установлений, нравственных предписаний и гражданских законов, содержащихся в Пятикнижии Моисеевом 1083 . Под «пророками» понимаются Книги Иисуса Навина и Судей, 1–4 Книги Царств, а также все книги пророков, за исключением Даниила. Только эти книги читались на богослужебных собраниях в синагоге (прочие библейские книги не читались, а псалмы пелись в качестве молитв) 1084 . В раннехристианской Церкви словосочетание «закон и пророки» употреблялось для обозначения Ветхого Завета в целом. Ветхий Завет читался через призму новозаветного откровения: в нем видели прежде всего непрерывную цепь пророчеств о Христе. А во Христе видели «исполнение» закона и пророков, то есть ту цель, ради которой был написан весь Ветхий Завет. Спасение через Христа было главной темой пророческих писаний, утверждает апостол Пётр: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10–11 ). Евхаристия включала в себя воспоминание обо всей ветхозаветной истории, увенчанием которой стало пришествие в мир Спасителя. И под конец Литургии Церковь устами священника обращается к Тому, Кто является «исполнением закона и пророков», Кто исполнил весь замысел Бога Отца о спасении рода человеческого, прося, чтобы Сам Христос наполнил сердца причастников радостью и весельем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так стонала душа праотца. Так стонут и наши души, которым никогда не дается видеть Божье благо­словение исполненным. А ведь старались! Стонала душа, но великий Запинатель шел. Шел еще раз вступить в борьбу. В борьбу за благословение Исава, в ярости своей готового убить его. Иаков шел с домом своим, дабы приобрести благоволение в очах Исава, брата своего 1082 . И всего-то речь шла об Исаве, необузданном в жажде крови, брате Иакова. Нет, не «всего-то»! За Исавом был ангел его. За ангелом Исава был Сам Бог. Борьба предстояла не простая. Еще во чреве матери запинал Иаков брата своего, а возмужав – боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог! 1083 И встал Иаков в ту ночь, и взяв двух жен своих, Лию и Рахиль, и двух рабынь своих, Валлу и Зелфу, и одиннадцать сынов своих (последний Ве­ниамин еще не родился), перешел через Иавок вброд. И, взяв их, перевел через поток, и перевел, что у него было. Иавок ( – Ябок) означает «текущий», «бегущий» – приток Иордана с восточной стороны в сорока километрах от Мертвого моря, являющийся северной границей земли Аммона. Арабы называют Нахр-эд-Зерка (Синяя река). Иаков готовится к страшной встрече. Исав с четырьмястами воинов уже рядом. Завтра – встреча. Что она ему принесет?... Дерзновенный праотец на­деется не только остаться живым, не только сохранить людей и имущество, но и чтобы Исав, сменив гнев на милость, утвердил благословение, вырван­ное некогда у него младшим братом. Разве это возможно?... Все может вера. Душа надменная не успокоится, а праведный своею ве­рою жив будет! 1084 . И остался Иаков один. Мидраш говорит, что «Яаков со всей своей семьей перешел реку Ябок, а затем вернулся» 1085 . Вот там он и остался один. Самую страш­ную борьбу каждый в своей жизни должен совершить один. Каждый должен пережить сказанное у Исаии-пророка: Я топтал точило один …………………………. Я смотрел, и не было помощника; и дивился, что не было поддерживающего. 1086 И остался Иаков один. Один в непроглядной тьме южной ночи. Теодицея. Боже, как Ты сможешь оправдаться в жизни моей? Как оправ­дать Тебя пред Исавом, у которого вырвал я и первородство и благослове­ние Твое? Есть ли оправдание мне? Только тогда, Боже, Ты оправдаешься во мне, если Исав, брат мой, явит благоволение свое мне. А там, недалеко, бряцают мечи его мужей-воинов. Рассеется ночная тьма, что принесет мне заря нового дня?...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010