И Всеславъ Смолнескъ ожьже, и азъ всдъ с черниговци о двою коню, и не застахом... въ Смолиньск. Тм же путем по Всеслав пожегъ землю и повоевавъ до Лукамля и до Логожьска, 1078 та на Дрьютьскъ воюя, та Чернигову. А на ту зиму повоеваша половци Стародубъ весь, и азъ шедъ с черниговци и с половци, на Десн изьимахом князи Асадука и Саука, 1079 и дружину ихъ избиша. И на заутре за Новымъ Городом 1080 разгнахомъ силны вои Белкатгина, 1081 а семечи и полонъ весь отяхом. 1082 А въ Вятичи ходихом по дв зим на Ходоту 1083 и на сына его, и ко Корьдну, 1084 ходихъ 1-ю зиму. И пакы по Изяславичихъ 1085 за Микулинъ, 1086 и не постигохом ихъ. И на ту весну къ Ярополку совкуплятъся на Броды. 1087 Том же лт гонихом по половьцихъ за Хоролъ, 1088 иже Горошинъ 1089 взяша. И на ту осень идохом с черниговци и с половци, с читевичи, к Мньску: изъхахом городъ, и не оставихом у него ни челядина, ни скотины. На ту зиму идохом къ Ярополку совокуплятися на Броды, и любовь велику створихом. И на весну посади мя отець в Переяславли передъ братьею, и ходихом за Супой. 1090 И дучи к Прилуку 1091 городу, и сртоша ны внезапу половечьскы князи, 8 тысячь, и хотхом с ними ради битися, но оружье бяхомъ услали напередъ на повозхъ, и внидохом в городъ; толко семцю яша одиного живого, 1092 ти смердъ нколико, а наши онхъ боле избиша и изьимаша, и не смша ни коня пояти в руц, и бжаша на Сулу тое ночи. И заутра, на Госпожинъ день, идохом к Бл Вежи, 1093 и Богь ны поможе и святая Богородица: избихом 900 половець, и два князя яхом, Багубарсова брата, Асиня и Сакзя, а два мужа толко утекоста. И потомь на Святославль 1094 гонихом по половцих, и потомь на Торческый городъ, и потомь на Гюргевъ 1095 по половцих. И пакы на той же сторон у Красна половци побдихом; и потомь с Ростиславом 1096 же у Варина 1097 веж взяхом. И потом ходивъ Володимерю, 1098 паки Ярополка посадих, и Ярополкъ умре. 1099 И пакы по отни смерти 1100 и при Святополц, на Стугн бившеся съ половци до вечера, бихом – у Халпа, 1101 и потом миръ створихом с Тугорканомъ и со инми князи половечьскими; и у Глбовы чади 1102 пояхом дружину свою всю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О. I., 4 гл. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира. 1065 О. I., 2 гл. Четверг вечера, 4 стихира на Господи воззвах; О. II., 8 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 7 п.; 7 гл. Пяток утра, Богород. Седальна по 2 стихословии. 1066 Триодь Постная, Пяток Страсти. Седм., Повечер.. Канон Симеона Логоф., 2 тр. 1 п. 1067 Там же, 4 тр. 3 п. 1068 Там же, 4 тр. 1 п. 1069 Там же, 2 тр. 3 п. 1070 Там же, 3 тр. 3 п. 1071 О. I., Среда утра, 4 стиховная стихира на " и ныне " . 1072 Триодь Постная, Пяток Страсти. Седм., Повечерие, Канон Симеона Логоф., 2 тр. 4 п. 1073 Там же, 3 тр. 4 п. 1074 Там же, 1 тр. 5 п. 1075 О. I., 2 гл. Четверг вечера, 6 стихира на Господи воззвах. 1076 Триодь Постная, Страстн. Седм. Пяток, Повечерие, Канон, 3 тр. 5 п. 1077 Там же, 4 тр. 5 п. 1078 Там же, 1 тр. 6 п. 1079 Там же, 2 тр. 6 п. 1080 Там же, 3 тр. 6 п. 1081 Там же, 4 тр. 6 п. 1082 Там же, 2 тр. 7 п. 1083 Там же, 1 тр. 8 п. 1084 Там же, 3 тр. 7 п. 1085 Там же, 3 тр. 7 п. 1086 О. II., 5 гл. Вторник вечера, 5 и 7 стихиры на Господи воззвах; 8 гл. Вторник вечера, 7 стихира на Господи воззвах, на " и ныне " . 1087 Триодь Постная, Пяток Страстн. Седм., Повечерие, Канон, 3 тр. 8 п. 1088 Там же, 4 тр. 8 п. 1089 Там же, 1 тр. 9 п. 1090 Там же, 2 тр. 9 п. 1091 Там же, 2 тр. 7 п. 1092 Ев. Мф. 28, 1-10. 1093 Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра. Канон, 4 припев на 9 п. 1094 Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра. Синаксарь по 6 п. Канона. 1095 Триодь Цветная, 3 Нед. по Пасхе утра, Канон Б.М., 2 тр. 4 п. 1096 Триодь Цветная, Среда 6 Нед. по Пасхе, Велик. вечерня, 7 стихира на Литии " и ныне " . 1097 Чин Похвалы, 1 статья, 8 и 9 стихи. Акафист Успению Б.М., 1 и 4 Икос. 1098 Похвалы, статья 2, стих 86. 1099 Служба Успен., Мал. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 2 тр. 3 п. 1100 Служба Успен., Акафист, 5 конд.; Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах, на " и ныне " ; Велик, вечерня, 4 стихира на Господи воззвах на " и ныне " 1 стихира на Литии; Служба утра, 1 Канон, 1 тр. 5 п. 1101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Ряд произведений первой группы начинается с 7 сентября – предпразднества Рождества Богородицы и кончается 31 августа – праздником положения честного пояса Пресв. Богородицы. Сентябрь. 7. словес на прадни анд слов. 8. Слово анд гоже нач начло убо намъ прадьникомъ. 9. Слово прадник 1075 . —800— 14. Слово андр... на прадни муже нач крта тържьство прокажни 1076 . 23. ачти ста прту… слов написаныхъ на прадник рожь 1077 . Октябрь. 2. Стго сщномка кюприана и устины... слов бословьц муже начло малу кюприан 1078 . Ноябрь. 8. Слов дъв лтустьци дино убо о доброчинии 1079 . другое же серафимомъ муже начло едъва нкъгда 1080 . 11. Памть прпбнаго отца наше еодорл студиискаго. автъ прпного отца игумена 1081 . Посълани прпного отц наше паукрата нгумена студииска 1082 . 16. Памть... святаго мика варлама… похвала латоусть 1083 . —801— 18. Памть стою мику платона и романа... латустьц похвала о стемь роман 1084 . 21. Словеса георгн 1085 . 22. словесъ прадьника 1086 . Декабрь. 7. Памт къ мори утонъша брати наше въ днь прпбьнаго оц къ слубу посъланых и по бедьн бжи суда утопъшемъ... Оглашен ста оц и умьртвии речены брати иложено 1087 . 20. Слово латоустьц филогони 1088 . —802— 24. Слово бослвьц чьто мучаще 1089 . Стго афанаси слов на написани 1090 . Слов прпного оц нашего исповдьника еодора въ наверн хва рожтв 1091 . 25. Слово бослвьц хъ ражть 1092 . тълковани ма у слов латустьц исусу рожьшю 1093 . 26. Слово стго васили гоже начло хво рожьство 1094 . 27. Памт стго пьрвомка стефана… похвала нусьскаго стому стефану 1095 . 29. Памт стхъ младнь… слов нуськаго муже нач въструбите ре 1096 . 31. Проважть прадьник… слов латоустьц му нач иже дрвле патриарси 1097 . Январь. 1–2. Памть въ стхъ оц наше васиан архиеппа кесари каподокиискы… слов бослвьц нагробьно же хотше убо 1098 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ср. Быт. 3:16. 1048 См. его стихотворение " " На лукавого во время болезни " " (рус. пер. " На болезнь " " ): PG 37, 1385–1393=2.124–127. 1049 PG 37, 1378=2.117. Снова отголосок платоновского учения о теле как могиле и темнице. 1050 PG 37, 1357–1358=2.68. 1051 Сл. 4, 124, 14–18; SC 309, 292=1.122. 1052 О христологии Григория см., в частности, Norris. Doctrine; Wesche. Union. 1053 Ин. 1:1. 1054 Сл. 29, 17, 1–18; 212–214=1.424–425. 1055 Сл. 38, 15, 10–11; SC 358, 138=1.530. 1056 Сл. 29, 18, 21–29; 216=1.426. 1057 Притч. 8:22. В русском Синодальном переводе: " Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони " " . 1058 Притч. 8:25. 1059 Сл. 30, 2, 1–27; SC 250, 226–230=1.429–430. 1060 Сл. 30, 2, 27–30; 230=1.430. 1061 Ис. 53:11; Ис. 49:6. 1062 Лк. 1:78. 1063 Лк. 1:35. 1064 Ср. Фил. 2:7–10. 1065 Сл. 30, 3, 3–16; 230=1.430. Ср. Деян. 2:36. 1066 Об обожении см. подробнее в следующей главе нашей работы. 1067 1 Кор. 15:25. 1068 Деян. 3:21. 1069 Евр. 1:13. 1070 Анти–арианская формула " " егоже царствию не будет конца " " (ouk estai telos) вошла в Никео–Цареградский Символ веры. 1071 Пс. 93:3. 1072 Ср. Пс. 81:1. 1073 Ср. Гал. 3:13. 1074 Ср. 2 Кор. 5:21. 1075 Ин. 1:29. 1076 Сл. 30, 4, 8–5, 14; 232–234=1.431. 1077 Мф. 27:46; Пс. 21:1. 1078 Сл. 30, 5, 21–29; 234=1.431–432. 1079 Евр. 5:7–8. 1080 Сл. 30, 6, 7–12; 236=1.432. 1081 Сл. 30, 6, 12–30; 236–238=1.433. Ср. Евр. 2:18. 1082 Ин. 14:23. 1083 Ср. Ин. 5:18–21. 1084 Сл. 30, 7; 240, 1–17=1.433. 1085 Ин. 20:17. 1086 Сл. 30, 8, 1–15; 240–242=1.433–434. 1087 Лк. 18:19. 1088 Сл. 30, 13, 18–21; 254=1.437. 1089 Мр. 13:32. 1090 Сл. 30, 15, 1–20; 156–158=1.438–439. 1091 Ин. 5:19. 1092 Ин. 5:19. 1093 Сл. 30, 11, 1–33; 244–248=1.435–436. 1094 Ин. 6:38. 1095 Ср. Мф. 26:39. 1096 Сл. 30, 12, 3–20; 248–250=1.436. 1097 См. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры 3, 18. 1098 См. Meyendorff. Christ, 136–137; 146–149. 1099 Ср. Евр. 7:25. 1100 Ср. 2 Кор. 5:16. 1101 Ср. 1 Ин. 2:1. 1102 Сл. 30, 14, 8–20; 256=1.438. 1103 Систематическим рассмотрением имен Христа занимался до Григория Ориген. Ср. Daniйlou. Origen, 256–260. 1104

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Тропарь святителю. 1062 Ср.: Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1268D. 1063 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 34, 1 — PG61, 285D. 1064 1 Кор. 12:8, 9. 1065 1 Кор. 12:11. 1066 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 4, 1 — PG61, 245CD. 1067 Григорий Богослов. Слово 29, 16 — Barbel 156/PG 36, 96А. 1068 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 4, 1 — PG 94,1104А. 1069 1 Кор. 1:4–7. 1070 1 Кор. 12:25–26. 1071 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 29, 2 — PG 61, 243. 1072 1 Кор. 12: 8–9. 1073 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 29, 3 — PG 61, 244. 1074 1 Кор 12:11. 1075 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 29, 3 — PG 61, 244. 1076 1 Кор 12: 27. 1077 1 Кор 12:12–14. 1078 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 30, 2 — PG 61, 251. 1079 См.: Он же, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 31,1 — PG 61, 257. 1080 1 Кор. 12:21–23. 1081 1 Кор. 12:24. 1082 Мф. 18:12. 1083 Лк. 15:5. 1084 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 31, 2 — PG 61, 259. 1085 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 31, 3 — PG 61, 261. 1086 Там же, 32,1 — PG 61, 263. 1087 1 Кор. 12:14. 1088 1 Кор. 6:17. 1089 1 Кор. 12:24–26. 1090 1 Кор. 12:24. 1091 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам, 31, 3 — PG 61, 258. 1092 Там же — PG 61, 260. 1093 1 Кор. 12:1. 1094 1 Кор. 1:4. 1095 1 Кор. 1:7. 1096 1 Кор. 2:12. 1097 1 Кор. 2:14. 1098 1 Кор. 2:15. 1099 1 Кор. 2:13. 1100 1 Кор. 14:1. 1101 1 Кор. 14:12. 1102 1 Кор. 14:12. 1103 Притч. 26:4. 1104 Буквально: «рождающимся». 1105 Тит 3:5. 1106 1106 Мф. 1: 20. 1107 См.: Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 716В. 1108 от Духа R 1 1109 Мф. 1:20. 1110 Пс. 77:16; Ис. 48: 21. 1111 1 Кор. 10:4. 1112 См.: Иоанн Златоуст. Беседа 23 на 1 Кор 2 — PG 61, 191. 1113 1 Кор. 12:10–28. 1114 1 Кор. 12:8, 28. 1115 1 Кор. 12:10. 1116 1 Кор. 12:9. 1117 1 Кор. 13: 2; Ср.: Мф. 17: 20. 1118 1 Кор. 12:10. 1119 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 7, 1 — PG 3, 865С. См.: также: 1, 1 — 585В. 1120

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1071.  И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери (Втор. 7. 22). 1072. Слово 26. 1073.  Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника (Еккл. 10. 1). 1074.  Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие, и за то умирает, — то он умирает за беззаконие свое, которое сделал (Иез. 18. 26). 1075.  Малая закваска заквашивает все тесто (Гал. 5. 9). Слово 26. 1076.  …«злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18. 32–35). Слово 25. 1077. Слово 26. 1078. Слово 26. 1079. Слово 26. 1080. Слово 26. 1081.  И один из них, законник, искушая его, спросил (Мф. 22. 35). Слово 26. 1082. Слово 26. 1083. Слово 26. 1084. Слово 26. 1085. Слово 26. 1086. Слово 26. 1087. Слово 26. 1088. Слово 26. 1089. Слово 26. 1090. Слово 26. 1091. Слово 26. 1092. Слово 26. 1093. Слово 26. 1094. Слово 26. 1095. Слово 26. 1096. Слово 26. 1097.  Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой (Притч. 31. 27, 22, 14). 1098. Слово 26. 1099. Слово 26. 1100.  …объяви Аарону… на котором есть порок, не приносите [Господу], ибо это не приобретет вам благоволения (Ср.: Лев. 22. 18, 20). 1101. Слово 26. 1102.  Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44. 11, 12). 1103.  Кто эта, восходящая… между девицами (Песн. 3. 6; 2. 2). Слово 26. 1104. Слово 26. 1105.  …Херувима и пламенный меч обращающийся (Ср.: Быт. 3. 24). 1106. Лк. 24. 45. 1107. Слово 26. 1108. Рим. 12. 5; Еф. 5. 30.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1056 Однако, в отличие от Эвальда и Иоста, Гретц смотрит на ессеев не как на отделившихся от фарисеев, а как на непосредственных пре­емников асидеев. 1074 Именно его первоначальной теории, изложенной в сочинении: Die jüdische Apokalyptik (Jena. 1857). s. 253–278. 1084 Зимние грубые плащи ессеев, замечает Гильгенфельд, вполне напоминают собой волосяные плащи древних пророков. 1090 Так понимает Гильгенфельд слова Филона: “εθ μν τς ββλους ναγιγνσκει λαβν, τερος δ τις τν μπειροττων σα μ γνριμα παρελθν ναδιδσκει“... (Qu. omn. prob. lib. 877, С), переводя слово “παρελθν“ через гла­гол „übergehen» (Гильгенфельд. Op. cit. s. 273). Однако подобное объ­яснение не согласуется ни с грамматическим строем речи, ни с контек­стом речи, ни даже с самою сущностью дела, так как странно было бы то толкование, в котором пропускалось бы непонятное, т. е. то, что более все­го нуждалось в объяснении; с другой стороны, для подобного объяснения не требовалось бы „одного из самых сведущих». Сам Гильгенфельд впослед­ствии отказался от этого объяснения. См. Zeitschrift für wissenschaftl. Theolo­gie. 1868, s. 352. 1091 Эздра взывает к Богу, между прочим, в таких выражениях; „Владыко Господи!.... Ты дал Адаму тело смертное... и вдохнул в него дух жизни... и ввел его в рай, который насадила десница Твоя, прежде нежели земля произрастила плоды. Ты повелел ему хранить заповедь Твою, но он нарушил ее, и Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколе­ния в племена, народы и отрасли их, которым нет числа”. ( 3Ездр. 3:5–7 ). 1093 Подобное мнение о связи ессеев с древним пророчеством принято также и в нашей богословской литературе, будучи обстоятельно развито проф. Богородским в одной из статей, помещенных в Прав. Соб. 1873 г. III. 1099 Кейм. Gesch. Jesu von Nazara. Bd. I, s. 305. Липсиус. Schenkel’s Bibel-Lexicon. Bd. II. s. 190. Ляйтфут. Epistl. to the Coloss. p. 116. Целлер. Die Philos, der Griechen. Bd. III, Abth. II, s. 315. 1100 Что касается Филона, то у него самого чисто иудейские мессианские ожидания совершенно стушевывались и отходили на задний план перед его философскими умозрениями, так что „в многочисленных сочинениях этого писателя находится только один или два, и то слабых и сомнительных на­мека на личного Мессию». Ляйтфут. Epistles to the Colossians. p. 411. По­этому он мог и не говорить о мессианских ожиданиях ессеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

193. Pag. 1095 и 1096. 194. Pag. 1083 и 1084. 195. Pag. 1085. 196. Pag. 1089. 197.  Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17. 21). 198.  Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33. 19). 199.  Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас (2 Кор. 13. 5). 200.  Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4). 201. Pag. 1093 и 1094. 202. Pag. 1085 и 1086. 203. Четьи-Минеи. Житие преподобного Арсения Великого, 8 мая. 204. Достопамятные сказания, главы 4, 18 и 20. 205. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 206. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 207. Алфавитный патерик. 208. Алфавитный патерик. 209. Алфавитный патерик. 300. Алфавитный патерик. 301. Алфавитный патерик. 302. Алфавитный патерик. 303. Алфавитный патерик. 304. Алфавитный патерик. Пролог, апреля в 3 день. — Дмитрий Александрович Шепелев, которого тело покоится в церкви преподобного Сергия в Сергиевской пустыни близ С.-Петербурга, передавал о себе настоятелю этой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее: он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, — он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее с ним изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны. 305.  …Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 306. Patrolog. pag. 751. 307. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 308. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 309. Исаак Сирский. Слово 55. Достопамятные сказания. 310. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 311. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 312. Patroloqiae pag. 1030. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

952 ...князь Ростислав Всеволодичь... идый противу ратнымъ половцемь съ братомъ своимъ Владимеромъ. – Во время нашествия половцев в 1093 году (воспользовавшихся смертью Всеволода Ярославича) в союзе против них выступили Святополк Изяславич, занявший киевский стол, Владимир Мономах , княживший в это время в Чернигове, и младший брат Владимира Ростислав Всеволодович, княживший в Переяславле. 954 ...Ростиславъ же утопе съ всими своими вои по словеси святаго Григориа. – Решающая битва в войне русских с половцами 1093 года произошла у города Треполя (недалеко на юг от Киева), на реке Стугне. Потерпев поражение, русские, отступая, должны были переправляться через Стугну. Во время переправы погибло много русских воинов. О гибели Ростислава Всеволодовича (1070–1093), утонувшего на глазах у старшего брата, Владимира Мономаха , поэтически-сочувственно рассказано в Слове ο полку Игореве. Автор летописной статьи 1093 года в Повести временных лет разделяет печаль с матерью князя и всеми людьми, оплакивающими Ростислава «юности его ради». Β «слове» Поликарпа гибель Ростислава в водах Стугны – «божественное наказание» за мученическую смерть печерского монаха Григория. 956 ...стужаша ему, глаголюще: «Мсти мене от суперника моего». – Имеется в виду евангельская притча «о судье неправедном», который решил защитить вдову, чтобы она не приходила больше докучать ему своими просьбами (см. Лк. 18, 1–8 ). 962 ...и обладанъ бысть оттоле родъ человчь страстию... и боримы есмы всегда. – Имеется в виду библейский рассказ ο сотворении человека и грехопадении Адама. 964 ...сий бо боли Иосифа... – По библейскому преданию, Иосиф – любимый сын патриарха Иакова от его жены Рахили. Был продан братьями купцам, направлявшимся с торговым караваном в Египет. Здесь он стал рабом начальника стражи фараона Потифара, жена которого сначала пыталась соблазнить Иосифа, а затем оклеветала его перед мужем. Иосиф был заточен в темницу, но за проявленную мудрость в истолковании снов освобожден и приближен κ фараону. Ему удалось спасти население Египта от голода и помочь хлебом своим родным в земле Ханаанской, которые позднее переселились на плодородные земли Египта. Перед смертью завещал похоронить его в земле предков, что выполнил Моисей во время исхода евреев из Египта. За красоту, телесную и духовную, Иосиф прозван «Прекрасным». См. Быт. 30; 37–50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

170 На основании этого свидетельства (в сопоставлении с предшествующим сообщением, что жития первоподвижников Печерского монастыря описаны Нестором в Повести временных лет под 1074 г., и началом игуменства Акиндина – 1224 г.) ряд исследователей Патерика датирует сочинения Поликарпа 1234–1239 гг. 173 Данный эпизод «слова» о Григории напоминает одно из чудес Египетского патерика об иноке Феоне, связавшем пришедших его грабить разбойников молитвой, в результате чего они до самого утра не могли двинуться с места. 175 Речь идет о событиях 1093 г., когда после кончины великого князя Всеволода Ярославича половцы напали на Русь. Против них выступили киевский князь Святополк Изяславич, черниговский князь Владимир Мономах и его младший брат, переяславский князь Ростислав Всеволодич. 178 Решающая битва в войне русских с половцами 1093 г. произошла у Треполя, города, расположенного недалеко от Киева, на р. Стугне. Потерпев поражение, русские, отступая, должны были переправляться через Стугну, которая, по словам летописца, «наводнилася велми тогда». Во время переправы погибло много русских воинов. О гибели Ростислава Всеволодича (1070–1093), утонувшего на глазах у старшего брата Владимира Мономаха , поэтически-сочувственно рассказано в Слове о полку Игореве. Автор летописной статьи 1093 г. в Повести временных лет разделяет печаль с матерью князя и всеми людьми, оплакивающими Ростислава «юности его ради». В «слове» Поликарпа гибель Ростислава в водах Стугны – «божественное наказание» за мученическую смерть печерского монаха Григория. См. Шкляревский И. Как утонул Ростислав//Исследования «Слова о полку Игореве». Л., 1986. С. 266–269. 190 По библейскому преданию, Иосиф – любимый сын патриарха Иакова от его жены Рахили. Был продан братьями купцам, направлявшимся с торговым караваном в Египет. Здесь он стал рабом начальника стражи фараона Потифара, жена которого сначала пыталась соблазнить Иосифа, а затем оклеветала его перед мужем. Иосиф был заточен в темницу, но за проявленную мудрость в истолковании снов освобожден и приближен к фараону. Ему удалось спасти население Египта от голода и помочь хлебом своим родным в земле Ханаанской, которые позднее переселились на плодородные земли Египта. Перед смертью Иосиф завещал похоронить его в земле предков, что выполнил Моисей во время исхода евреев из Египта. За красоту, телесную и духовную, Иосиф прозван «Прекрасным». См. Быт. 30:37–50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010