1072 ? Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072 Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь , построенную кн. Изяславом Ярославичем 1073–1077 Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073 Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг. Создание Ростовской епископии 1073–1076 Киевский кн. Святослав Ярославич 1077–1078 Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг. Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского 1078–1093 Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг. Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089 Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Uoahha II 1093–1113 Киевский кн. Святополк Изяславич 1096–1117 Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093 /1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода) 1096 Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г. Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая) 1097 Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106 /1107 г. Паломничество игумена Даниила в Святую землю 1113–1125 Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1117–1136 Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115 Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем 1125–1132 Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет 1132–1139 Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128 /1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Кн. Владимир Всеволодович. Гравюра. XIX в. (РГБИ) Мономах (1053/54 - 19.05.1125, Киев), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), один из наиболее выдающихся гос. деятелей средневек. Руси, писатель. Сын киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (1078-1093) и родственницы (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха (1042-1055). Был женат трижды: ок. 1073 г.- на Гиде, дочери последнего англо-саксон. кор. Харальда, от этого брака у В. В. были сыновья св. Мстислав (Феодор) Великий, Изяслав, Ярополк и Вячеслав; ок. 1099 г.- на неизвестной, матери сыновей Юрия (Георгия) Долгорукого, Андрея и Романа; в последний раз - после 1107 г. Погребен в киевском Софийском соборе рядом с отцом (ныне погребения утрачены). Известны многочисленные свинцовые печати В. В. с изображением свт. Василия Великого , в честь к-рого князь был крещен, и с греч. или рус. молитвенной надписью: ΣΘΡΑΓ[ΙΣ] ΒΑΣΙΛΙΟ[Υ] ΤΟΥ ΠΑΝΕΥΓΕΝΕΣΤΑΤ[Ο]Υ ΑΡΧΟΝΤΟΣ ΡΟΣΙΑΣ ΤΟΥ ΜΟΝΟΜΑΧΟΥ[ΟΥ] («печать Василия, благороднейшего архонта Росии, Мономаха») и «ГИ ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ВАСИЛЬЕВИ КНАЗОУ РОУСЬСКОГО [Так!- А. Н.]» или подобное. Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона Надпись на печати кн. Владимира Всеволодовича. XI в. (НГОМЗ). Лицевая сторона При жизни Всеволода политическая деятельность В. В., начавшаяся, по княжескому обычаю тех времен, рано - c 13 лет, в сер.- 2-й пол. 60-х гг. XI в., осуществлялась в рамках политики его отца, в качестве наместника к-рого он занимал последовательно различные княжеские столы: в Ростове, Владимире-Волынском, Турове (60-70-е гг. XI в.), Смоленске (1076/77-1078), Чернигове (1078-1094, с 1093 как самостоятельный князь). Очевидно именно зависимостью от политической линии Всеволода объясняются отдельные действия В. В. этого периода (напр., поход против волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича в 1085), к-рые плохо согласуются с его политическими воззрениями, насколько они вырисовываются в период самостоятельного правления князя, и о к-рых сам В. В. предпочитал умалчивать в подробном каталоге своих военных походов в составе «Поучения к детям». В это время В. В. приходилось исполнять и поручения киевских князей: так, по приказу киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича он участвовал вместе с сыном последнего Олегом (Михаилом) Святославичем в походе в Чехию осенью 1075 г., чуть ранее - в 1074 г. заключал мирный договор с польск. кн. Болеславом II.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ [ВООПИИК], добровольная самоуправляемая общественная орг-ция, занимающаяся проблемами изучения и сохранения исторических памятников ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/123030_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России по периодам ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл.

http://pravenc.ru/rubrics/123046_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093)

http://pravenc.ru/rubrics/134128.html

После смерти отца (13 апр. 1093) В. В., несмотря на свое явное политическое и военное превосходство, отказался занять киевский стол, уступив его двоюродному брату - во всех отношениях менее значительному туровскому кн. Святополку (Михаилу) Изяславичу (киевский князь в 1093-1113). Именно тогда легитимизм впервые отчетливо проявился как одна из характерных черт политического кредо В. В.: Святополк был генеалогически старейшим (его отец киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич (1054-1078, с перерывами) был старшим братом Всеволода), что и обусловило его преимущественное право на Киев согласно древнерус. династическим понятиям. Ситуация повторилась и в 1094 г., после тяжелых поражений, понесенных в кон. мая-июле 1093 г. Святополком и В. В. от половцев, когда явившийся под стенами Чернигова с половецким войском др. двоюродный брат В. В.- Олег Святославич, сын черниговского, а затем киевского кн. Святослава Ярославича, вынужденный покинуть Русь после смерти отца,- потребовал вернуть себе отцовский Чернигов. Прочно державшийся здесь после 16-летнего княжения В. В. тем не менее уступил город старшему родственнику, на стороне к-рого было вотчинное право. Князь ушел в свою вотчину Переяславль (Русский) - «съжаливъси хрьстьянскых душь, и сел горящих, и манастырь»,- как впосл. писал сам В. В. в «Поучении». Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона После непродолжительного, но чрезвычайно кровопролитного конфликта В. В. и Святополка с Олегом в 1096-1097 гг., вызванного отказом последнего от совместных действий против половцев и от заключения общерус. междукняжеского договора, в окт. 1097 г. в днепровском г. Любече состоялся княжеский съезд, идейным вдохновителем к-рого, несомненно, был В. В. Согласно Любечскому договору, земельные владения всех членов княжеского рода (Ярославичей) были признаны их наследственной собственностью (они были получены в 1054 по завещанию вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, а также в результате раздач волостей, предпринятых покойным киевским кн. Всеволодом Ярославичем). Т. о., за В. В. закреплялись владения Всеволода после 1054 г., т. е. Переяславль (Русский) и Ростов, а сверх того Смоленск и Новгород, где сидел старший сын В. В. Мстислав. Результатом этого съезда, похоже, стало также исключение Святославичей (князей Олега и Давида) из числа наследников Киевской земли, что было естественно, поскольку княжение их отца Святослава Ярославича, изгнавшего из Киева своего старшего брата Изяслава, признавалось узурпацией,- еще одно свидетельство легитимизма любечских соглашений и их инициатора В. В. Кроме того, все эти меры по внутриполитической стабилизации Руси были направлены на организацию отпора половецким набегам («имемся в едино сердце и блюдем Рускые земли» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 256).

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

В. И. нельзя отождествлять с кн. Владимиром Брянским, к-рый, по данным Архангелогородского летописца (списки XVII-XVIII вв.), в 1365 г. принимал участие с вел. кн. Олегом Иоанновичем в разгроме под Шишовским лесом на Воине рати ордынского кн. Тагая (ПСРЛ. Л., 1982. Т. 18. С. 73), т. к. более древние летописцы отмечают, что союзником правителя Рязани в этой битве был пронский кн. Владимир Димитриевич (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 436; Т. 15. Вып. 1. Стб. 80; Т. 18. СПб., 1913. С. 104 и др.). Ист.: Милорадович Г. А. Любеч, Черниговской губ. Городницкого у., родина прп. Антония Печерского//ЧОИДР. 1871. Кн. 2: Мат-лы отеч. С. 33-37; Зотов Р. М. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 25-28; Козляков В. Н. Дашковский сб. XVII в.//Рязанская вивлиофика: Ист. альманах. Рязань, 2000. Вып. 1. С. 9-20. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 101-104; Квашнин-Самарин Н. [Д. ] По поводу Любецкого синодика//ЧОИДР. 1873. Кн. 4. С. 213-226; Клепатский П. Г. Очерки по истории Киевской земли. Од., 1912. Т. 1: Литовский период. С. 34-41; Русина О. В. Cibepьcka земля у ckлaдi Великого khязibcmba Литовського. К., 1998. С. 108-111; она же. Украïна niд татарами i Литвою//Украïна kpiзь biku. К., 1998. Т. 6. С. 30-36; З[айцев] А. К. Помянник черниговских князей//Письменные памятники истории Др. Руси: Аннот. кат.-справ./Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 107-109. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича

http://pravenc.ru/text/159130.html

Во всех сказаниях сообщается об исцелениях от мощей Н., к-рые начались сразу же после прибытия святыни в Бари; наиболее подробно чудеса описаны в сочинении Никифора, кратко - в сказании архидиак. Иоанна и в Киевской легенде. В сказаниях упоминается 100-125 чудес, к-рые произошли в неделю, последовавшую за перенесением, и о паломниках, к-рые приходили в Бари из разных мест, преимущественно из Юж. Италии (см.: Oldfield. 2014. P. 231-232, 248-249). Согласно беневентской редакции сказания Никифора, на 6-й день епископы Апулии собрались в Бари, чтобы поклониться святыне. Уже 8 июля 1087 г. под рук. аббата Илии началось строительство базилики во имя Н. В Киевской легенде сообщается, что «многа же даяния приношаху к святому, злото и сребро и ризы многоценныи»; благодаря щедрым пожертвованиям «създаша... церковь преславну и велику и красну сущю». Изучение сказаний Исцеление от мощей свт. Николая Чудотворца в Бари. Миниатюра из Лицевого Жития свт. Николая Чудотворца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Больш. 15. Л. 165 об.) Исцеление от мощей свт. Николая Чудотворца в Бари. Миниатюра из Лицевого Жития свт. Николая Чудотворца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Больш. 15. Л. 165 об.) Обстоятельства перенесения мощей Н. стали предметом полемики между исследователями, к-рые по-разному интерпретировали сведения, изложенные в сказаниях. Твердо установленной можно считать дату перенесения мощей Н.- 1087 г., к-рая указана во всех лат. сказаниях и хрониках. Согласно Киевской легенде, перенесение мощей Н. состоялось во время правления визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) и при К-польском патриархе Николае III Грамматике (1084-1111), в княжение Всеволода (Андрея) Ярославича в Киеве (1078-1093) и Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха в Чернигове (1078-1094), т. е. между 1084 и 1093 гг. По свидетельству Никифора, мощи Н. были вывезены из Мир вечером 11 апр. (в сказании Иоанна - 20 апр.) и доставлены в Бари утром 9 мая, в воскресенье (согласно Киевской легенде, это произошло вечером). Попытка Дж. Праги доказать, что перенесение мощей Н. состоялось в 1071 г. ( Praga. 1931-1937), была убедительно опровергнута Нитти ди Вито ( Nitti di Vito. 1937; Idem. 1942. P. 147-221).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

327 Обсуждая возможность передачи Ладоги скандинавкой – женой русского князя – своему родичу (о чем речь идет ниже в саге), исследователи, как правило, не останавливались специально на вопросе о возможности владения ею землей на Руси. Ссылаясь на вывод Н. Л. Пушкаревой (1989. С. 104–139), что женщина на Руси получила право владеть и распоряжаться недвижимостью, в том числе и землей, приблизительно с конца XII в., Г. В. Глазырина (1994. С. 240–244) заключила, что рассказ саги о свадебном даре конунга Ярицлейва «вряд ли является достоверным, поскольку противоречит данным об имущественно-правовом состоянии общества Скандинавии и Руси в начале XI в.». Это мнение, однако, исследователями принято не было (Кирпичников, Сарабьянов 1996. С. 94–95; Казанский 2002а). Внимания заслуживает источник, до недавнего времени (Джаксон 2002; Казанский 2002б) не привлекавшийся в данной связи исследователями, а, именно, скальдическая строфа, принадлежащая конунгу Олаву Харальдссону (см. III.4), в которой содержится указание на то, что на Руси Ингигерд владела землей. 328 Ингигерд иногда ошибочно отождествляют с Анной (согласно поздней новгородской традиции, так звалась жена Ярослава и мать Владимира). Общепризнанно, однако, что Ингигерд получила на Руси имя Ирина. Это последнее имя мы встречаем в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (1040-е гг.). Известие о смерти жены князя Ярослава содержится в ПВЛ под 6558 (1050) г. (ПСРЛ. Т. I. Стб. 155; Т. II. Стб. 143). Подробнее см.: Джаксон 1994в. С. 156–161. 330 Вальдамар и Виссивальд, сыновья Ярицлейва, могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого – Владимиром (1020–1052 гг., князь новгородский 1036–1052 гг.) и Всеволодом (1030–1093 гг., великий князь киевский в 1077, 1078–1093 гг.). 332 Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI в. не фиксируется никакими другими источниками, кроме «Саги об Олаве Святом» Снорри Стурлусона (во всех ее вариантах) и «Пряди об Эймунде». Тем не менее, большинство исследователей признает достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Подробнее, см. Джаксон 1994в. С. 159–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СВЯТОПОЛК II ИЗЯСЛАВИЧ (1050–1113) – князь Полоцкий в 1069–1071 гг., Новгородский в 1078–1088 гг., Туровский в 1088–1093 гг., великий князь Киевский с 1093 г. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ , ПРЕП. (в миру Прохор Исидорович Мошнин; 19 (30) июля 1759 (по др. данным 1754) – 2 (14) января 1833) – православный подвижник, иеромонах Саровской пустыни. Родился в купеческой семье. В 17 лет решил уйти в монастырь и по совету старца стал послушником Саровского монастыря. Через 8 лет принял иноческий постриг с именем Серафим, затем рукоположен в иеродиакона. Будучи иеродиаконом, принимал деятельное участие в устроении Дивеевской обители, основанной подвижницей монахиней Александрой (Мельгуновой). 2 (13) сентября 1793 г. в Тамбове рукоположен во иеромонаха. Когда С. исполнилось 35 лет, он оставил обитель и поселился в деревянной келье в густом лесу в пяти верстах от Саровского монастыря. В 1804–1807 гг. совершал подвиг столпничества. В мае 1810 г. возвратился в монастырь и ушел в затвор, постоянно пребывая в молитве и Богомыслии. В 1825 г. оставил затвор и начал принимать всех приходивших к нему, подавая страждущим духовную помощь и утешение. В православной литературе особо обращается внимание на его гармонические взаимоотношения с дикими животными, основанием чему была любовь ко всему творению. Всероссийское почитание преп. Серафима в значительной мере усилилось после публикации «Беседы Преподобного Серафима о Цели Христианской жизни», которую включил в свой рассказ о посещении им Дивеевского монастыря в 1831 г. сибирский помещик Н.А. Мотовилов. В 1903 г. определением Св. Синода Серафим Саровский был причислен к лику святых. Торжественное открытие святых мощей состоялось при большом стечении народа 19 (31) июля 1903 г. Мощи святого после революции 1917 г. были утеряны либо утаены, вторично обретены в Санкт-Петербурге в 1991. Память 2(15) января. Судя по календарям других Церквей, почитание преп. Серафима встречается не только в Православной церкви. СЕРВЕТ МИГЕЛЬ (Servet) (1509 или 1511–1553) – испанский мыслитель, врач.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010