352–388; также статьи Г. Олесницкого: из Талмудической мифологии. Труды Киевск. Акад 1870, апрель и август. 36 В Издании перевода LXX, по александрийскому списку, этот стих читается так: δντες δ ο γγελοι το Θεο τς θυγατρας τν νθρπων, τι καλα εσυν, λαβον αυτος γυνακας π πασν, ν ξελξαντο. См. Московское издание 1821 г. 40 Dictionnaire des Apocryphes tom. II. pag. 1131. Этот рассказ есть и в Талмуде (Tractat. Sanhedrin). 42 Philonis Judaei opera. Edit. Mangey 1742. tom. I–II. Смотри особенно его Libri Sacrarum allegoriarum, tom. I. pag. 43–138. 43 Libri Sacrarum allegoriarum Op. tom. I, p. 43–52, 54. De plantatione Noe Op. tom. I. p. 34–35. 48 Под Законом, согласно с разделением священных книг у евреев, в Зогаре разумеется Пятикнижие Моисеево. 51 Frank. La Kabbale... pag. 234–255. Так объясняли слова: одежды кожаные и еретики валентиниане. Смотр. св. Иринея против ересей кн. I. глав. V. 52 Μ. Nicolas: Les doctrines religieuses des Juifs pendant les deux siècles antérieurs a l’ère chrétienne. Paris. I860, pag. 75. 53 При изложении этих сказаний, кроме указанных выше сочинений о Талмуде, мы руководствовалась следующими сочинениями: Bartoloccii: Bibliotheca magna Rabbinica tom. I, II et III. Romae 1675–1683. Buxtorfii: Lexicon chaldaicum, talmudicum et rabbinicum. Basiteae. 1639; Herbelot: Bibliothèque Orientale 1776. Edw. Pocockii Porta Mosis, sive dissertationes aliquot a R. Mose Maimonide suis in varias mischnaioth, sive textus talmudici partes commentariis praemissae. Oxoniae 1655 Ioh. Chr. Wagenselii: Sota hoc est liber mischnicus de uxore adulterii suspecta cum libri en Jacob excerptis Gemarae versione latina... 1674. Collin de Plancy; Bibliothèque des legendes. Legendes de l’ancien Testament. Paris. 1861. 54 Исследов. о Талмуде Диминского. Труд. Киев. Ак. 1868 г. т. 1. Из Талмуд. мифологии Олесницкого. Труд. Киев. Ак. 1870. 55 От иудеев эти сказания перешли к арабам магометанам и получили у них особый характер, сообразно с основными тенденциями магометанства и особенностями народного быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

На языке св. Амвросия Бог – Высочайшая Природа (summa natura), полнота добродетелей (plenitudo virtutum) 1130 , Существо совершенное (perfectus) 1131 . В понятие о Нём должно вносить всё самое лучшее и возвышенное, что только доступно человеческой мысли: Он – совершенная красота и Ему приличествует всё превосходнейшее в отношении красоты (quidquid praestantius ad decorem) 1132 ; Он благ во всех отношениях (Deus universitate bonus), тогда как человек может быть благим только отчасти (homo ex parte) 1133 . При этом благость характеризует собой не только промыслительную деятельность Бога в мире, но принадлежит Ему субстанциально, является, как научило нас этому Откровение, существенным признаком Божественной природы: Бог не может не быть благим, так как Божественная природа (natura Dei) есть полнота благости (plenitudo bonitatis) 1134 . В этих своих свойствах Бог является для человека не только Всемогущей, господствующей над ним Силой, но и Высочайшим, вожделенным для него Благом – Summum Bonum: «От Него мы получаем всё, но сами Ему ничего не можем доставить, потому что Он ни в чём не нуждается... Ибо в чём может нуждаться Тот, Кто Сам изобилует и щедро одаряет нас всем, предоставляет в нашу пользу все без какого-либо недостатка?» 1135 В частности, Бог, как Summum Bonum [Высочайшее Благо], есть для нас Источник духовной жизни, зажигая в нас любовь и желание (caritas et desiderium); приближение к Нему и соединение с Ним доставляет наслаждение 1136 . Эта черта в представлении о Боге имеет весьма большое значение в миропонимании Амвросия, но у ранних западных писателей она почти совсем незаметна. Сама же по себе она не представляет ничего оригинального для его времени, так как не менее его раскрывалась уже самими древними представителями александрийского богословия. Божество Филона обладает всесовершенной природой (τελειοττη τοτου φσις); будучи источником красоты ( το καλο πηγ), оно не нуждается ни в чём для собственного совершенства, но из бесконечности своего совершенства дарует частицы всему существующему 1137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вопрос прихожанина. Что говорит священное писание о мздоимстве. Ответ Священника. Священное писание о мздоимстве говорит так: не буди рука твоя простерта на взятие, а на отдаяние согбена ( Сир.4:35 ). Губит себе мздоимец, ненавидяй же даров спасется ( Притч.15:27 ). Дары ослепляют очи видящим, и погубляют словеса праведна ( Исх.23:6 ). Ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руце отрасаяй от даров – сей вселится в высокой пещере камене крепкого, хлеб ему дастся, и вода его верна ( Исх.35:15–16 ). 1130. Для удобнейшего избегания грехов против девятой заповеди, что должно наблюдать? Вопрос прихожанина. Для удобнейшего избегания грехов против девятой заповеди, что должно наблюдать? Ответ Священника. Должно обуздывать язык. Хотяй живот любить, и видеть дни благи, да удержит язык свой от зла, и уста свои, еже не глаголать льсти ( 1Петр.3:10 ). Аще кто верен быть в вас, и не обуздает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера ( Иак.1:26 ). 1131. Почему запрещаются не только худые дела, но и худые желания и помышления? Вопрос прихожанина. Почему запрещаются не только худые дела, но и худые желания и помышления? Ответ Священника. Во-первых, потому, что когда есть в душе худые желания и помышления, то она уже нечиста пред Богом, и его недостойна, как говорит Соломон, мерзость Господеви помысл неправедный ( Притч.15:26 ). И потому нужно очищать себя и от сих внутренних нечистот, как учит Апостол: очистим себе от всякие скверны плоти и духа, творящие святыню во страхе Божии ( 1Кор.7:1 ). Во-вторых, потому, что для предупреждения греховных дел нужно подавлять греховные желания и помышления, от которых, как от семян, родятся дела греховные, любодеяния, как сказано: от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, статьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф.15:19 ). Каждый искушается, от своей похоти влеком и прельщаем: та же похоть заченши рождает грех, грех же содеян рождает смерть ( Иак.1:14–15 ). 1132. Часто мне находят помыслы блудные; есть ли что в священном писании против любодеяния?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Краснохолмский-Антониев, I, 16. Красноярский-Введ., Енис. г., II, 703. Кременский-Вознесен.-Донской, I, 124. Крестиморовская или Крестомаровск.– Воздвиж., Нижег. г., II, 890. Крестиморовский, Арх. г., II, 1041. Крестный-Кийостров., Арх. г., II, 891. Крестовоздвиж.-Бизюков, Смол. г., I, 27. Крестовоздвиж.-Бежецкий, II, 892. Крестовоздвиж.-Белевский, I, 263. Крестовоздвиж.-Верхочепецкий, Вятск. г., I, 111. Крестовоздвиж.-Дубенский, Волын. г., I, 266. Крестовоздвиж.-Кизлярский, II, 894. Крестовоздвиж.-Костромский, I, 12. Крестовоздвиж.-Костромский, I, 260. Крестовоздвиж.-Луховский, II, 895. Крестовоздвиж.-Московский, I, 268. Крестовоздвиж.-Нижегородский, I, 396. Крестовоздвиж.-Полтавский, II, 896. Крестовоздвиж.-Ржевский, II, 893. Крестовоздвиж.-Саратовский, I, 262. Крестовоздвиж.-Слободской, I, 265. Кресторогская-Тихонова, Волог. г., II, 1220. Кресторосская-Тихонова, Волог. г., II, 1120. Кривецкий, Арх. г., II, 897. Кривоезерск.-Троиц., Костр. г., II, 898. Кронский-Троиц., Вилен. г., II, 899. Крохинский-Устьшехонский, II, 1332. Крупицкий-Никол.-Батуринский, Черн., г., II, 900. Крутецкий-Николаев., Новг. г., II, 901. Крыпецкий-Иоанно-Богосл., Псков. г., II, 837. Ксенофонтов-Троиц.-Робейский, Новг. г., II, 902. Кузнецкий-Рождеств., II, 1119. Кукарский-Покров., Вят. г., II, 1069. Кукарский-Успен., Вят. г., II, 1288. Кукоцкий-Покров., Влад. г., II, 1070. Кукоцкий-Спасов, Влад. г., II, 1156. на Кулижках-Ивановский-Московский, I, 208. Кулюбацкий, Пск. г., II, 1319. Курмышский-Рожд.-Богор., II, 1131. Курмышский-Троиц., II, 1250. Курский-Знам.-Богород., I, 201. Курский-Троиц., II, 1243. на Курцове-Успен.-Холмогор., I, 546. Куряжский- Старохарьковский -Преобр., I, 270. Кутеенский-Богоявл.-Оршанский, I, 271. Кутеенский-Успен.-Оршанский, I, 272. на Куште-Александров-Успен., Волог. г., II, 605. Л Лавра-Большая- Александровский – Суздальский, II, 604. Лаврентиев-Возн., Калуж. г., I, 274. Ладинский-Покров., Полт. г., II, 1071. Лазарев-Новгородский, II, 903. Лальский-Архангельский, I, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1125 Not necessarily the New-Age: Critical Essays. – N-Y., 1988, p. 348. 1126 Наваждение: Мировая проблема. – М., 1993, с. 69. 1127 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 213. 1128 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 37. 1129 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 39. 1130 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 13. 1131 Лазарев С. Н. Кармические задачи. Пути их решения. – М., 1995, с. 32-33. По мнению С. Н. Лазарева, привораживание хоть и разрушительно, но все равно является использованием «божественных возможностей» (Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1. с. 84). 1132 Лазарев С. Н. Кармические задачи. с. 87. Сей «целитель», кстати, вполне верен заветам Блаватской. Она это называла «овомантией», «оккультным искусством, которое 3000 лет назад требовало величайшего знания и самых сокровенных и сложнейших математических вычислений» (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, с. 449). 1133 Лазарев С. Н. Кармические задачи. с. 88. 1134 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 10. 1135 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 33. 1136 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 171. 1137 см. – Лазарев С. Н. Диагностика кармы. кн. 2 сс. 106-107. 1138 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 25. 1139 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 9. 1140 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, сс. 130, 6, 92, 142. 1141 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 45. 1142 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 152. 1143 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. – Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 45. 1144 см. авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. сс. 46-47. 1145 Древний Патерик. – М., 1899, с. 278. 1146 Древний Патерик. с. 292. 1147 Древний Патерик. с. 292. 1148 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. с. 123. 1149 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. с. 44. 1150 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 73. 1151 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 40 1152 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 14. Уточнение «нашей» – с. 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Еще перед приездом Виктора он приступил к выполнению своей программы, успел каким-то образом сблизиться с приезжавшим в Варшаву по поручению Виктора дятловицким игуменом и выманил у него копию письма Виктора из Слуцка. 1127 Приезд Виктора побудил Левинского приступить к выполнению этой программы еще усерднее. Он следил за Виктором шаг за шагом и в тоже время старался опутать его сетями своего лукавства, знакомился с ним, сближался. Извещая обо всем этом Смогоржевского, Левинский оставил потомству драгоценный материал для изучения многих событий того времени с совершенно новой стороны и, между прочим, материал для оценки русского и польского человека того времени, православного и униата. Времени для наблюдения у Левинского было много. Хребтович еще до приезда Виктора уехал в свое минское имение и взял с собою привилегию, по ошибке как он говорил потом униатам, 1128 но в действительности, как сейчас увидим, с целью не дать униатам изменить ее и самому уклониться от ответственности. «В ожидании подканцлера, Виктор занимается, – писал Левинский Смогоржевскому, – посещением своих греков и старых друзей. Ни у кого из знатных, кроме (русского) посла, он не был, потому, как он сам говорит, что, не имея в руках привилегий, он тем самым лишен права представляться лицам высшего круга. После возвращения подканцлера начнется работа касательно исправления привилегий, а, чтобы ее не дали Виктору, пока он не подпишет известной вам присяги, я прилагаю и буду прилагать самое усердное старание, буду подсовывать имеющиеся у меня копии ваших соображений и молить Господа, чтобы ниспослал помощь мне и вдохновение тем, которые главным образом будут направлять это дело». 1129 Незлобивый Виктор, как бы нарочно, представлял Левинскому более и более успокоительных данных и этим подрывал в основе его суетливость. 8 августа (29 июля) Левинский писал Смогоржевскому: «Садковский до сих пор даром сидит здесь и занимается лишь посещением своих греков-виноторговцев; вчера даже был у одного маркитанта, богатого купца». 1130 15 (4) августа Левинский передавал Смогоржевскому еще более успокоительные известия. «В прошедший четверг (31 июля), в день заговин Виктор был у меня с посольским капелланом на обеде, ел и пил хорошо, пил сполна за ваше здоровье». 1131

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Прот. Д. Станилоэ, по оценке исследователей его творчества, «одновременно открыт» к изучению «современных идей» и в то же время способен отыскивать в них «концепции, кристаллизующие интуиции отцов» 1130 . «Богословие диалога», «богословский персонализм», «динамика общения с Богом и обожения» и многие другие темы, привлекающие внимание современных богословов и философов, можно сказать, были глубоко «поставлены» и развиты в рамках размышлений о. Д. Станилоэ. Будучи серьезным, глубоким богословом, о. Думитру осознанно и «решительно отказался от схоластического метода трактовки догматов как абстрактных формул, которые, как он сам замечает, представляют исключительно теоретический интерес, в значительной степени преувеличенный и не имеющий никакой связи с глубинами духовной жизни человека» 1131 . Так, о главном догмате христианства о. Д. Станилоэ говорит, что «Троичный догмат находится за пределами категориального образа мышления» и «упрощающей логики» 1132 . Не случайно поэтому в своем многотомном курсе догматического богословия он пользуется по большей части «простым обыденным языком» 1133 . «Наши слова и мысли суть ограниченные отверстия к бесконечному», – пишет о. Д. Станилоэ, однако при правильной постановке «они способны стимулировать в нас духовную жизнь» 1134 . Церковные Соборы, ставившие целью разрешить догматические споры, заведомо отказались, по мысли о. Думитру, «от рационалистического соблазна обесценить значение тайны спасения и таким образом сделать само спасение иллюзорным, превратив Бога в сущность (οσα), подчиненную рациональным законам, предвидя исчезновение человека в этой сущности» 1135 . «Только личность способна избежать рационализма и остаться неисчерпаемой тайной и в то же время быть близкой с окружающими, так же, как и Бог является нам близким, но в то же время и неисчерпаемой тайной» 1136 . Прот. Д. Станилоэ подчеркивает, «что все существование отмечено не только рациональностью, но и тайной, поскольку Бог, Творец всего – это Личность, а личность является неистощимым откровением и неистощимой тайной» 1137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

13.01.1900 26.11.1903 ОРЕНБУРГСКАЯ 26.11.1903 13.08.1910 НИЖЕГОРОДСКАЯ 13.08.1910 15(28)03.1918 Иоаким Пухальский ГАЙСИНСКАЯ, обн. 03(16)10.1925 ВИННИЦКАЯ, обн. 03(16)10.1925 АРТЕМОВСКАЯ, обн. СТАЛИНСКАЯ, обн. 01(14)12.1937 Иоаким Савелов НОВГОРОДСКАЯ 22.12.1672 26.07.1674 ВСЕРОССИЙСКАЯ 26.07.1674 17.03.1690 Иоаким Феодорович Струков ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 04.06.1727 08.06.1730 ВОРОНЕЖСКАЯ 08.06.1730 26.09.1742 АРТЕМОВСКАЯ, обн. БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (XIII в.) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Иоанн I ВЛАДИМИРСКАЯ Св. Иоанн II ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), паки ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), 3-й раз ГЛАЗОВСКАЯ 02(15)11.1928 02.1929 ЗАДОНСКАЯ 09(22)01.1922 ЗАДОНСКАЯ, обн. КРУТИЦКАЯ ЛУЦКАЯ (1398) ЛЬВОВСКАЯ (XII в.) Иоанн II ЛЬВОВСКАЯ (1414–1415) МОРШАНСКАЯ, обн. 16(29)10.1922 МУКАЧЕВСКАЯ (1491–1498) в/у? НОВГОРОДСКАЯ ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ (Иоанн ТУРОВСКАЯ САЛМАССКАЯ САТКИНСКАЯ (1928?) Иоанн I СМОЛЕНСКАЯ (XII в.) Иоанн II СМОЛЕНСКАЯ ТЕРСКАЯ, обн. Иоанн I ХОЛМСКАЯ (1072) Иоанн II ХОЛМСКАЯ Иоанн III ХОЛМСКАЯ Иоанн I ЧЕРНИГОВСКАЯ 23.11.1111 Иоанн II ЧЕРНИГОВСКАЯ 09.1335 (1345) Иоанн I ЯРОСЛАВСКАЯ 09.05.1131 01.10.1146 Св. Иоанн II ЯРОСЛАВСКАЯ 23.01.1190 1213 (1214) ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 1213(1214) (Св.?) Иоанн III ЯРОСЛАВСКАЯ 12.04.1356 Иоанн IV ЯРОСЛАВСКАЯ 17.01.1520 12.05.1525 Иоанн Авалиани ГОРИЙСКАЯ 13.04.1852 06.04.1858 Иоанн Алексеев I ЧЕБОКСАРСКАЯ 25.03.1899 05.04.1902 ПЕРМСКАЯ 05.04.1902 01.01.1905 ТАЛЛИННСКАЯ 12(25)12.1955 01(14)08.1961 в/у РИЖСКАЯ 12(25)05.1958 01(14)08.1961 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ 01(14)08.1961 12(25)02.1965 Иоанн Альбинский ПОДОЛЬСКАЯ, обн. 29.05(11.06)1922 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. Иоанн Баба ЛУЦКАЯ в/у ЛЬВОВСКАЯ в/у? ЛЬВОВСКАЯ (1394–1397) ЛЬВОВСКАЯ Иоанн Бирецкий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 1467(1462) Иоанн Бодбели, кн. Макаев СИГНАХСКАЯ 30.06.1811 14.07.1811 АЛАВЕРДСКАЯ 14.07.1811 30.08.1814 СИГНАХСКАЯ, паки 30.08.1814 28.12.1818/ 14 .09.1837 Иоанн Боднарчук в/у ЖИТОМИРСКАЯ 23.09(06.10)1977

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интерьер ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. После 1077 г. Интерьер ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. После 1077 г. Истоки этой архитектуры и вариации ее развития прослеживаются по др. пизанским постройкам и храмам соседних городов Тосканы: базилике Сан-Пьетро-Апостоло в Сан-Пьеро-а-Градо близ Пизы (2-я четв. XI в., ок. 1100, ок. 1190), базилике Сан-Паоло-а-Рипа-д " Арно в Пизе (ок. 1131 - ок. 1148, фасад - 80-е гг. XII в.), соседнему баптистерию Сант-Агата (2-я четв. XII в.) и собору Сан-Мартино в Лукке (кон. XII в.- 1320). Характерными для пизанской школы были арки с чередованием клиньев разных оттенков. На фасадах в аркатуру вписывались не только высокие арочные окна, но и круглые окулюсы, устроенные в круглых или в диагонально ориентированных квадратных рамах. Аркатура часто присутствует и на боковых стенах выступающего центрального нефа. На зап. фасаде верхние ряды выдвинутых от стены аркад ограничивают пространства галерей, а во многих постройках без галерей аркады, расположенные близко к стенам, визуально их имитируют. Памятникам Тосканы и итал. романики в целом свойственны присутствие профилированного цоколя вдоль внешнего периметра стен, орнаментированных карнизов, акцентированных порталов и оконных обрамлений, щедрое применение инкрустации, резьбы и рельефов. Наиболее характерный образец флорентийской романики - ц. Сан-Миниато-аль-Монте (крипта - между 1038 и 1057, храм - после 1077, фасад - ок. 1130 - до 1176), посвященная св. Мине, согласно традиции - арм. царю. Это 3-нефная базилика, деревянные стропильные перекрытия которой поддерживаются продольными стенами и 2 рядами легких мраморных аркад. Через каждые 3 пролета поставлен крестообразный столб, сформированный из мраморных полуколонн и несущий поперечно направленные арки. Под значительно приподнятой алтарной частью расположена обширная крипта. Единственный, обращенный к зрителю западный фасад украшен мраморной аркадой и облицован инкрустированными и резными панелями. Основной ярус здания занимает 5-пролетная аркатура. Стройные колонны и профилированные архивольты выложены из темно-зеленого, а базы и капители - из белого мрамора. Контрастное сочетание этих 2 цветов украшает все остальные части фасада, а под щипцом среднего нефа помещена мозаика. Др. примерами развития флорентийского геометрического полихромного декора служат западные фасады ц. Сант-Андреа в Эмполи (ок. 1140) и церкви в мон-ре Сан-Бартоломео близ Фьезоле (Бадия-Фьезолана, ок. 1150,- упрощенный по сравнению с фасадом Сан-Миниато с более узкими колоннами аркатуры), а также баптистерий Сан-Джованни во Флоренции (ок. 1113 - ок. 1128). Внешние стороны октагона баптистерия в нижнем ярусе членятся парой колонн, а в верхнем украшены 3-пролетными аркатурами. Окна в полях этой аркатуры обрамлены ордерными композициями, античными по характеру.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Подобное наблюдается и в Евергетидском Типиконе, только в четверг пятой седмицы и среду преполовения исполняются три кафизмы . Мессинский Типикон (1131 г.) предполагал две кафизмы каждый понедельник в течение Великой четыредесятницы, но в этот день также должна была исполняться кафизма на первом часе. В среду преполовения и в четверг пятой седмицы поста также предписывалось две кафизмы . Аналогичные предписания мы видим в Николо-Казулянском Типиконе (XIII в.) . В отличие от приведенных выше примеров, Студийско-Алексиевский Устав (1034 г.) и некоторые его редакции в первый день Великого поста предлагают три кафизмы . Сокращение кафизм до двух указанный устав предписывает по пятницам Великой четыредесятницы. Однако он указывает также и исполнение кафизмы на первом часе по пятницам, что не предусматривается нынешней традицией. Аналогичное сокращение кафизм на утрени встречается в среду преполовения Четыредесятницы. Интересно, что согласно рассматриваемому уставу кафизмы вообще отменяются на утрени четверга 5-ой седмицы Великого поста , однако подобное опущение стихословия псалтири в указанный день мы находим и в синайской редакции Иерусалимского Устава (Sin. gr. 1094, ΧΙΙ в.) . Орбельская триодь (ΧΙΙΙ в.), зависящая от студийской традиции, позволяет сокращать количество кафизм в среду преполовения и четверг пятой седмицы до одной . Общие закономерности с великопостным периодом чтения кафизм имеет зимний период чтения Псалтири, в течение которого также исполняется исключительно 18-ая кафизма на вечерни и три кафизмы на утрени. Приведем таблицу распределения кафизм в указанный период в сравнении с летним периодом .   Таблица 2 Распределение чтения кафизм в зимний и летний периоды в современной традиции Дни Летний период Зимний период Утреня Вечерня Утреня Вечерня Воскресенье 2, 3 (+17 каф.) -------- 2, 3 (+134, 135 пс.) ------- Понедельник Вторник 10, 11, 12 Четверг 13, 14, 15 Пятница Суббота   Из приведенной таблицы мы видим, что на утрени в течение зимнего периода стало исполняться три кафизмы ввиду того, что к двум кафизмам, постоянно исполняющимся на указанном богослужении, присоединилась кафизма, которая должна исполняться на вечерни.

http://bogoslov.ru/article/4453203

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010