Семени для Благословенного Потомка, Спасителя мира. В древней всемирной истории, или в Ветхом Завете еврейский народ является, – по свидетельству Св. Писания, – народом- «первенцем», хранителем истины и носителем в чреслах своих Св. Семени, народом-священником и царственным священством, взятым Богом в чрезвычайный удел Себе, однако в самом призвании еврейского народа, свидетельствовавшем, без сомнения, о высоком нравственном его достоинстве, указывалась Богом и цель его служения миру – благословение всех народов земли в Семени Авраама ( Быт.22:18 ), ибо от иудеев должно изойти спасение миру ( Ин.4:22 ), говорит Сам Иисус Христос, Спаситель мира. Следовательно, не мир существовал для иудея, а иудей для мира: «Не для одних иудеев, – говорит Афанасий Великий , – дан был закон, не для одних иудеев посылаемы были пророки; но, хотя посылались они к иудеям и терпели они от иудеев, однако ж для всей вселенной служили священным училищем к познанию Бога и к устроению духовной жизни» (Догм. Бог. пр. Макар. 1131). Поэтому миродержавная десница Божия в судьбах и в истории всего языческого мира явлена не менее, как и в истории еврейского народа. «Возвеселись, неплодная, нерождающая, – говорит Господь о всем языческом мире, о дщери Своей язычествующей, – воскликни и возгласи, немучившаяся родами. Не бойся, ибо не будешь посрамлена; не смущайся, ибо не будешь в поругании». «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель Твой – Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» ( Ис.54:1, 5–7 ). По свидетельству Св. Писания Бог во всем мире являл и являет Себя верховным державством: Он есть мироправящий Царь «всей земли» ( Пс.46:3–8, 94:3 ); Он царствует над народами ( Пс.46:9 ); обладает ими ( Пс. 21:29 ); «могуществом Своим владычествует Он вечно: очи Его зрят на народы, – да не возносятся мятежники» ( Пс.65:7 ); «судит народами праведно и управляет на земле племенами» ( Пс.66:5 ); Он «поставляет царей» ( Дан.2:21 ), каждому народу дает вождя ( Сир.17:14 ), дает народоправителю «державу и силу» ( Прем.6:4 ), «венчает его славою и честию» ( Пс.8:6 ), и вообще, следовательно, через царей земных, через вождей народа и через народоправителей управляет царствами, племенами и народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Ср. Втор.12:17–18; 16:11, 16–17 ; Лев. 27:30–33 ; Чис. 18:20–24 ). Таким образом, по смыслу израильского законодательства, поясняет Иосиф Флавий, всякий «оставляющий без помощи человека, нуждающегося в ней, совершает преступление, не оказывая помощи, хотя и имея возможность оказать такую» 1131 . Эти постоянные и строгие напоминания закона о помощи нуждающимся должны были воспитывать в народе дух милосердия, и это качество выступает как главное в образе израильского праведника. Он «всякий день милует и взаймы дает» ( Пс. 36:26; 111:5 ). Иов, в котором воплощен образ ветхозаветного праведника, был «отцом для нищих» ( Иов. 29:16 ). Товит завещает своему сыну: «Из имения твоего подай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу» ( Тов. 4:7–8 ). Напротив, немилосердие составляет отличительную черту нечестивого. «Сердце нечестивых жестоко» ( Притч. 12:10 ). Так как Сам Бог милосерд, то у Него отечески-доброе, любвеобильное сердце, исполненное сострадания. Потому-то «чтущий Бога благотворит нуждающемуся» ( Притч. 14:31 ). Потому же милосердному обещается благословение Божие: «Благотворящий ближнему дает взаймы Богу, и Он воздает ему за благодеяние его» ( Притч. 19:17 ), воздает даже в том случае, когда получивший благодеяния не ответил должной благодарностью ( Сир. 12, 2 ). Напротив, не помогающий бедному не может не страшиться гнева Божия. «Берегись, чтобы глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе великий грех» ( Втор. 15:9 ). Вот где заключается та глубочайшая причина, почему в жизни еврейского народа проявил себя дух милосердия, которого напрасно мы стали бы искать у язычников. Поэтому и на бедных в Израиле смотрели совершенно иначе, чем в язычестве. Здесь нет и следа языческого презрения к ним. «Вот пост, который Я избрал, – говорит Господь устами пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Зиму с 1130 на 1131 г. севастократор Исаак провел у Трапезундского дуки Гавра, а затем перебрался к правителю Армянской Киликии Левону I (1129–1140), причем его сын Иоанн женился на дочери Левона, а затем вновь отправился в Иконию. Повсюду Исаак разжигал ненависть к Византии, а попутно тайно сносился со своей партией в Константинополе, в которую входили многие знатные сановники. По счастью, из его затеи ничего не вышло, и власть Uoahha II Комнина в Римской империи по-прежнему оставалась крепкой 411 . В эти годы Сельджукская империя переживала времена раздора, особенно кровавого в Месопотамии, Ираке и Иране. Султан Махмуд (1118–1131) умер в 1131 г. и оставил свои владения в Ираке и Южном Иране сыну Дауду. Однако султан Саджар Хорасанский (1118–1159), последний из Великих сельджуков, распорядился передать их брату покойного Тугрилу Казвинскому, правителю Северного Ирана. После этого целый ряд лиц предъявили свои претензии на наследство: Масуд Фарсский, правитель Южного Ирана, и Сельджукшах Азербайджанский. Оставшись без поддержки, Дауд благоразумно покинул Багдад, за который немедленно схватились Тугрил и Масуд. С помощью Саджара столица Ирака была присоединена к владениям Тугрила, впрочем, ненадолго – в скором времени Сельджукшах с помощью халифа Абу Мансура аль Мустаршида (1118–1135) выгнал Тугрила из Багдада. Масуд обратился за помощью к курдам, но при Тикрите потерпел жестокое поражение от войск халифа. Это событие встревожило Саджара, опасавшегося растущей мощи халифа. А потому по его приказу курды в 1132 г. вновь напали на Багдад вместе с бедуинами Дюбаса, но вновь победа досталась Абу Мансуру аль Мустаршиду, который, желая развить успех, в 1133 г. привел свою армию к Мосулу. Увы, на этот раз военное счастье изменило ему, и через 3 месяца он был вынужден отступить. А в 1135 г. в сражении при Даймарге армия халифа потерпела страшное поражение от его соперников за Ирак, Абу Мансур аль Мустаршид был отправлен в изгнание в Азербайджан, где его убили два наемных убийцы из секты ассасинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обстоятельства «понтианской схизмы» серьезно повлияли на дальнейшую деятельность П. Д. Свою задачу он видел в восстановлении и поддержании единства внутри как обширной Клюнийской конгрегации , так и всей католич. Церкви. В марте 1132 г. впервые был созван генеральный капитул 200 приоров и 1212 монахов из клюнийских мон-рей, на котором П. Д. предложил меры по усилению монашеской аскезы (введение более строгого поста, сокращение времени на отдых и беседы). Это мероприятие могло стать ответом на собрание аббатов бенедиктинских монастырей Реймсской церковной провинции, состоявшееся осенью 1131 г. и направленное против авторитета Клюни ( Vanderputten S. The First «General Chapter» of Benedictine Abbots (1131) Reconsidered//JEcclH. 2015. Vol. 66. P. 715-734; idem. The Statutes of the Earliest General Chapters of Benedictine Abbots (1131 - early 1140s)//J. of Medieval Monastic Studies. Turnhout, 2016. Vol. 5. P. 61-91). Впосл. клюнийские капитулы собирались в 1140, 1144 и 1150 гг. В 1146/47 г. П. Д. издал общие для всей Клюнийской конгрегации статуты из 76 пунктов (часть из них, очевидно, была издана еще в 1132). Они регламентировали литургический распорядок, вопросы, связанные с одеждой и питанием монахов, правила раздачи милостыни, предписывали строгое соблюдение обета молчания, обязательный физический труд для монахов. Вместе с тем, несмотря на введенную П. Д. практику визитаций, клюнийские аббаты не могли полностью контролировать дочерние мон-ри. К сер. XII в. рост конгрегации замедлился, тем не менее при П. Д. появились клюнийские мон-ри в Англии, Ирландии, Норвегии, Португалии. Считается, что к моменту кончины П. Д. в Клюни жили ок. 300-400 монахов, конгрегация насчитывала ок. 2000 мон-рей (подробнее см. ст. Клюнийская конгрегация ). Несмотря на слабое здоровье (страдал от малярии и хронического бронхита), П. Д. много путешествовал: посещал Рим и бывал в клюнийских мон-рях в Италии (10 раз, между 1125 и 1154), Англии (1130 и 1155-1156), на герм. землях (1147) и в Испании (1142). Из 34 лет на посту аббата он в общей сложности ок. 8 провел вне мон-ря Клюни. Мн. поездки П. Д. были связаны с участием в церковной и светской политике. На Соборах в Этампе (1130) и Пизе (1135) он оказал поддержку папе Римскому Иннокентию II (1130-1143) против антипапы Анаклета II (1130-1138; несмотря на то, что тот был монахом-клюнийцем). В 1139 г. участвовал в Латеранском II Соборе . Важными целями поездки П. Д. в Испанию были поиск переводчиков и сбор материалов для работы над полемическими трактатами против ислама. В 1155-1156 гг. он, по-видимому, помог бежать из Англии своему давнему другу Генриху Блуаскому, еп. Уинчестера (1129-1171), монаху-клюнийцу, попавшему в немилость к англ. кор. Генриху II (1154-1189).

http://pravenc.ru/text/2580390.html

Кроме того, объединения гос-в по религиозному признаку по сути существовали лишь номинально. Их отношения осложнялись большим числом противоречий и прямых военных столкновений, т. к. каждое из небольших государств в регионе боролось как с мусульманами, так и с христианами за укрепление своего положения. Крепость крестоносцев (впосл. т. н. цитадель Салах-ад-Дина) близ соврг г. Аль-Хаффа (Сирия). Сер. X–XII вв. Крепость крестоносцев (впосл. т. н. цитадель Салах-ад-Дина) близ соврг г. Аль-Хаффа (Сирия). Сер. X–XII вв. Для того чтобы обеспечить беспрепятственный доступ паломников, а также приток товаров из Европы, правители Иерусалимского королевства стремились завоевать палестинское побережье. Кор. Балдуин I организовал несколько экспедиций против Египта и Сельджукского султаната, в ходе к-рых существенно расширил границы гос-ва, захватив порты Акра (Акко), Триполи, Бейрут и Сидон (ныне Сайда, Ливан). К 1115 г. территория Иерусалимского королевства включала всю территорию Палестины; кор. Балдуину I удалось поставить под контроль Вади-эль-Араба вплоть до зал. Акаба. При кор. Балдуине II (1118-1131) королевство достигло наибольших размеров, однако уже при кор. Фульке Анжуйском (1131-1143) мусульманские государства стали опережать крестоносцев в том, что касалось политической и военной консолидации. В 40-х гг. XII в. лидером мусульманских сил в регионе стало атабекство Мосула, которым управлял Имад ад-Дин Зенги (1127-1147). В дек. 1144 г., после нескольких лет упорного натиска на Эдесское графство, Зенги захватил Эдессу. Гр. Эдессы Жослен II (1131-1150) сохранил лишь небольшую часть своих владений к западу от Евфрата и не имел надежд своими силами отстоять все графство. Осенью 1146 г. ему удалось ненадолго вернуть себе Эдессу, однако из-за военного превосходства мусульман ему пришлось вновь отступить. С падением Эдесского графства общее положение крестоносцев на Востоке ухудшилось; создалась прямая угроза падения Антиохийского княжества. Изменить ситуацию не могли ни правитель Антиохийского княжества Раймунд из Пуатье, ни правивший Иерусалимским королевством совместно со своей матерью Мелисендой Балдуин III (1143-1162, с 1153 единолично).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

По схожим причинам такая же система управления была введена у премонстрантов , к-рые относились к регулярным каноникам , а не к монахам в строгом смысле слова. Основатель этой конгрегации - католич. св. Норберт , в 1126 г. оставил руководство ею и занял архиепископскую кафедру Магдебурга. Его преемнику, аббату Гуго, пришлось принимать меры к тому, чтобы сберечь орден от распада. По этой причине генеральный капитул у премонстрантов стал своего рода инструментом в руках обладавшего единоличной властью генерального аббата. С 1177 г. в источниках упоминается помогающий в управлении и полностью подчиненный ему совет (definatorium). Генеральный аббат имел право на универсальную визитацию наряду с избираемыми генеральным капитулом разъездными визитаторами (circatores). В XIII в. епископские визитации премонстрантских обителей были запрещены орденскими статутами и папскими буллами. Хотя в лит-ре встречается утверждение, что нек-рые бенедиктинские конгрегации также проводили генеральные капитулы уже в 30-х гг. XII в. (в частности, в 1131 под влиянием деятельности Вильгельма из Сен-Тьерри имело место собрание аббатов Реймсского архиеп-ства, а в 1132 в Суасоне было проведено подобное совещание, на к-ром аббаты приняли решение о вступлении в молитвенное содружество с премонстрантами), их следует считать не капитулами, а конвентами, основной задачей к-рых было противостоять влиянию Клюни в отдельных регионах (см.: Vanderputten S. The First «General Chapter» of Benedictine Abbots (1131) Reconsidered//JEcclH. 2015. Vol. 66. N 4. P. 715-734). У картузианцев 1-й генеральный капитул состоялся в 1140/41 г. и регулярно стал проводиться с 1155 г. Поскольку у них не было системы филиации, обители были связаны между собой лишь общими consuetudines, введенными 5-м приором главной обители ордена Гвиго I († 1136). Вся полнота власти в ордене принадлежала 8 дефиниторам (definatores), избираемым на генеральном капитуле, хотя во время голосования приор Картузии (Ла-Гранд-Шартрёз) обладал правом «двойного голоса» (vox duplex).

http://pravenc.ru/text/2581489.html

§ 3. Недопустимо, чтобы до или после канонического венчания согласно § 1 имела место другая религиозная церемония заключения того же самого брака для подтверждения или обновления брачного согласия; не должно быть также религиозного обряда венчания, при котором ассистент-католик и служитель-некатолик, каждый исполняя свой обряд, совместно испрашивают согласия сторон. 1128 Местные Ординарии и другие душепастыри обязаны позаботиться о том, чтобы у супруга-католика и у детей, рождённых в смешанном браке, не было недостатка в духовном вспомоществовании для исполнения их обязательств и должны помогать супругам оберегать единство супружеской и семейной жизни. 1129 Предписания канн. 1127 и 1128 1128 следует относить также к бракам, которым мешает препятствие различия культов, о чём говорится в кан. 1086, § 1. Глава VII. О тайном бракосочетании (Caput VII. De matrimonio celebrando) 1130 По веской и безотлагательной причине местный Ординарий может разрешить, чтобы брак был заключён тайно. 1131 Разрешение на тайное бракосочетание предполагает: – что исследования, долженствующие предшествовать бракосочетанию, следует производить тайно; – что тайна о состоявшемся бракосочетании будет сохраняться местным Ординарием, ассистировавшим, свидетелями и супругами. 1132 Обязательство хранить тайну, о которой в кан. 1131, 2 е, снимается с местного Ординария, если сохранение этой тайны будет грозить громким скандалом или тяжким правонарушением в отношении святости брака, причём об этом следует известить обе стороны перед бракосочетанием. 1133 Сведения о тайном бракосочетании должны заноситься только в особый регистр, хранимый в секретном архиве курии. Глава VIII. О последствиях брака (Caput VIII. De matrimonii effectibus) 1134 Из действительного брака между супругами возникают постоянные и исключительные по своей природе узы; в христианском же браке супруги тем более укрепляются и словно бы освящаются особым таинством для обязанностей и достоинства своего статуса. 1135 Каждый из супругов имеет равные права и обязанности в том, что касается общности супружеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Оба эти ордена заслуживали бы величайшей похвалы, если бы с течением времени они не развратились своими успехами и богатствами и не стали бичом для государства, которому поначалу их храбрость была опорой. 1131 г. Между тем государство ожидали новые перемены. В разгар своих успехов и побед король вдруг почувствовал близость смерти. В последний свой час он приказал перенести себя к Гробнице Иисуса Христа и тут же скончался на руках дочери своей Мелисанды и ее мужа Фулька Анжуйского (1131). Балдуин Бургский отличался храбростью, но злая судьба не допустила его принять значительное участие в славных событиях, ознаменовавших его царствование. Восемнадцать лет он был графом Эдесским, двенадцать – королем Иерусалимским; два раза находился в плену и семь лет просидел в оковах. Считали, что он был более набожен, чем подобало князю и воину; «руки его и колени одеревенели от благочестивых упражнений», – замечает летописец. Особое внимание он уделял внутреннему устройству государства; он дал хартию армянам, сирийцам, грекам и даже сарацинам, которая дозволяла им привозить в город без пошлины вино, пшеницу и зерно; при нем же был созван Собор для изыскания мер против испорченности нравов, не давший, впрочем, заметных результатов. Балдуин II не имел ни слабостей, ни достоинств своего предшественника. Но он унес с собой искренние сожаления христиан, видевших в нем последнего из соратников Готфрида. Фульк Анжуйский беспрепятственно занял престол, поскольку Балдуин заранее готовил его к этому, женив на своей дочери и сделав соправителем. В начале царствования он был занят восстановлением порядка в княжестве Антиохийском. Сын Боэмунда, прибывший из Италии, погиб во время одной стычки в Киликии; его вдова Алиса, сестра Мелисанды, пытаясь захватить власть, подняла смуту, которую королю с трудом удалось ликвидировать, выдав дочь Боэмунда за Раймунда де Пуатье, брата герцога Аквитанского, поставив Раймунда во главе княжества и выделив мятежной Алисе в качестве компенсации Лаодикею. Но этим дело не кончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Друг основателя ордена тамплиеров Гуго де Пейна (1070–1136), он незадолго до описываемых событий оставил родину, отрекся от титула и вступил в орден рыцарей-храмовников. В общем, это была весьма колоритная и авторитетная фигура. И хотя заговорщики не смогли достигнуть своей цели, неожиданно выяснилось, что у Фулько есть и могущественные враги. Первым из них стала княгиня Алиса Антиохийская, пожелавшая получить официальный титул правителя этого княжества. Ее естественными союзниками стали граф Понс Триполийский (1112–1137) и князь Жослен II Эдесский (1131–1159), сын Жослена I (1118–1131) и его жены Беатрис, дочери Армянского царя Констандина I (1095–1100), правителя Киликийской Армении. Причина их враждебного отношения к Иерусалимскому королю заключалась в том, что граф Эдессы получил свои земли не по праву ленной присяги Иерусалимскому королю, а как наследник отца, что шло вразрез с представлениями того времени. Разумеется, Жослен II мечтал создать собственную независимую династию с передачей власти по наследству, а не по желанию Иерусалимского короля, их сеньора. В свою очередь у Понса были собственные виды на Антиохию – он хотел расширить владения Триполийского княжества. Но Фульк быстро развеял их планы. В данном соперникам сражении он разбил армию графа Триполи, захватив того в плен, а затем привел правителя Эдессы к чуть запоздалой присяге 416 . А вслед за тем король Иерусалима неожиданно предложил руку Констанции графу Раймонду де Пуатье (1115–1149), сведя на нет предыдущие переговоры Алисы с Константинополем. Поскольку супруг ровно в три раза был старше своей жены, ни у кого не возникло сомнений относительно того, что брак носит политический характер и цель его предельно ясна. Фулько стремился усилить французскую линию на Востоке 417 . Нечего и говорить, что согласие честолюбивого графа Раймунда де Пуатье оскорбило Римского императора, поскольку откровенно игнорировало его права как сюзерена Антиохии. По крайней мере, сам василевс полагал, что связанные с ним ленной присягой правители латинских государств на Востоке не вправе решать столь значимые вопросы без его участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрофан ожидал хиротонии два года и отправился в Киев в сопровождении новгородских и княжеских бояр Всеволода Юрьевича , где был хиротонисан 3 июля 1201 г. Возможно, что эта задержка также была вызвана смертью митрополита Никифора II до 1199 г. и ожиданием прихода нового митрополита (Дионисия?) , который и рукоположил новгородского иерарха. Важны для определения времени существования и значения архиепископского титула и внелетописные известия. Прежде всего это печати новгородских владык. Из печатей, имеющих их имена, известны два экземпляра печати Нифонта (1131 — 1156 гг.), которая, однако, не имеет титула, но содержит только его имя и название города; печати Аркадия (1156—1163 гг.), одна из которых 56а) имеет часть букв имени, но титул на ней сохранился очень плохо , а другая, относимая к этому иерарху по косвенным указаниям 56), также не имеет титула, замененного словом «священнослужитель» (?????) . С именем Ильи (1165— 1186 гг.) связаны две печати, причем в одной 57) он назван епископом, а в другой 58) — впервые появляется архиепископский титул. Это различие в титулах подтверждает летописное свидетельство о том, что новый титул он получил не с момента рукоположения, а позднее. Сохранившиеся печати Мартирия (1193—1199 гг.) и Митрофана (с рукоположения 1201 —1223 гг. с перерывом, когда на кафедре был Антоний) имеют титул епископа, а печать Антония (1210—1219 гг. и затем 1225—1232 гг.) — титул архиепископа . Все печати начиная с Ильи снабжены надписями на русском, а не греческом языках. Таким образом, свидетельства печатей подтверждают мнение Янина, что непрерывного ряда иерархов, носивших титул архиепископа, во второй половине XII—nepboй четверти XIII в. не было, но им были отмечены только некоторые новгородские епископы. Существенны для нашей темы свидетельства и других письменных источников. Таков антиминс с упоминанием «Нифонта архиепискупа новгородьскаго» наряду с епископом ростовским Нестором и князем Юрием Долгоруким 1148 г. Архиепископом называет Нифонта и математик Кирик в автобиографической приписке 1136 г. к «Учению, им же ведати человеку числа всех лет» (правда, этот памятник сохранился в поздних списках, отражающих позднейшую летописную традицию исконного архиепископского титула у новгородских архиереев). Вместе с тем в заглавии другого сочинения Кирика — его «Вопрошания» к Нифонту — последний в опубликованных списках называется епископом . Также епископом называет этого деятеля в послании к нему, относящемся примерно к 1049—1050 гг., константинопольский патриарх Николай IV Музалон . Таким образом, несомненно, что высокий титул архиепископа носил уже Нифонт (1131 —1156), причем он так именовался не постоянно, а по крайней мере в 1148 г., перед своим арестом Изяславом и митрополитом Климентом.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010