Мины. О том, как и когда возник этот монастырь, нет точных сведений. Возможно, что такого монастыря и вовсе не было в Киеве, а просто там жил черноризец-болгарин из византийского или болгарского монастыря св. Мины, ушедший вместе с Никоном из Киева . Никон оставил город, чтобы избежать княжеского гнева, и направился на юго-восток. Он пришел на берег Азовского моря и остановился в городе Тмутаракани, где правил князь Глеб Ростиславич, внук князя Ярослава (до 1064 г.). В Тмутаракани, которая у византийцев известна была под именем Таматарха, Никон между 1061 и 1067 гг. основал монастырь в честь Божией Матери и оставался в нем до 1068 г., до своего возвращения в Киев, в Печерский монастырь, где с 1077/78 по 1088 г. он подвизался уже как настоятель . Димитриевский монастырь основан был в Киеве в 1061/62 г. князем Изяславом. Для управления им Изяслав пригласил настоятеля Печерского монастыря. Соперник Изяслава в борьбе за Киев, князь Всеволод, в свою очередь тоже основал монастырь — Михайловский Выдубицкий и в 1070 г. велел построить в нем каменную церковь. Через два года в Киеве возникли еще две обители. Спасский Берестовский монастырь, вероятно, был основан Германом, ставшим впоследствии Новгородским владыкой (1078–1096),— в источниках этот монастырь часто называют «Германичем». Другой, Кловский Влахернский монастырь, называвшийся также «Стефаничем», был основан Стефаном, настоятелем Печерского монастыря (1074–1077/78) и епископом Владимира-Волынского (1090–1094), просуществовал он до разрушения Киева татарами . Таким образом, эти десятилетия были временем бурного монастырского строительства. С XI до середины XIII в. возникло и много других обителей. Голубинский насчитывает в одном Киеве до 17 монастырей . В XI в. строятся монастыри и вне Киева. Мы уже упоминали монастырь в Тмутаракани. Монастыри появляются также в Переяславле (1072–1074), в Чернигове (1074), в Суздале (1096) . Особенно много обителей строилось в Новгороде, где в XII–XIII вв. тоже насчитывалось до 17 монастырей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436435/

Согласно учению Священного Писания и главным образом евангелиста Иоанна, Бог есть Свет и Его познание есть общение в Свете 1065 . Этот Свет, видение которого дается человеку как дар Божий, и самого человека делает «светом в Господе» 1066 . Полнота этого состояния является наследием будущего века, ради которого евангелист Иоанн призывает чад Божиих к очищению от всякого греха 1067 . Необходимым основанием для просвещения человека стало воплощение Иисуса Христа 1068 . Он является Светом Жизни, потому что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» 1069 . Этот великий Свет проявился во времени и вошел в жизнь и историю мира 1070 . Он дал людям возможность стать чадами Божиими, возрожденными благодаря «избытку» жизни «от полноты Его» 1071 . Слово Божие определяет, что для всякого стремления к Богу необходима вера 1072 . И в случае созерцания нетварного Света, то есть общения с Богом в Его бытии, как утверждает Старец, вера человека является первой и необходимой предпосылкой. К этой теме он возвращается непрестанно, чтобы объяснить и подчеркнуть, что без веры во Христа ни грех не открывается, ни человек не наследует дар усыновления, но его жизнь поглощается тьмой небытия. Благодаря же вере устанавливается личностная связь между Христом Богом и человеком, благодаря чему грех воспринимается как отречение от этой связи. Без этой веры, как говорит Господь, «мы умираем во грехах наших» 1073 . Вера, о которой идет речь, является тем самоотверженным доверием Христу Богу, которое заключает в себе спасительную силу 1074 . Оно дает человеку крылья для перелета через бездну греха к Свету Богоявления с победой над смертью 1075 . Также Старец подчеркивает, что вера, которая возводит человеческий дух в сферу божественного Света, является той верой, которую ожидает от нас Сам Христос. То есть она состоит в том, что Сам Христос есть Истина нетленного Бытия 1076 . Только при таком условии человек открывает божественное происхождение и абсолютный характер творящего слова Христова. Он познает, что исполняя его, он становится соработником Божиим, преобразуя все в дивный рай Божий 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Сами соборы, на которых присутствовало и низшее духовенство, смотрят иногда на себя, как на собрание именно архиереев, и называют себя иногда соборами именно архиерейскими 1065 . Далее, под соборными определениями, признавались необходимыми лишь подписи архиереев 1066 . И акты некоторых соборов, на которых присутствовало и низшее духовенство, подписаны одними архиереями 1067 . Низшее духовенство на соборах не принимало деятельного участия. Члены низшего духовенства в большинстве случаев были лишь зрителями происходившего на соборах «соборными молчальниками», по выражение профессора Каптерева 1068 . Исключение составляли только некоторые лица, приглашённые на собор как бы в качестве учёных экспертов. Они принимали в делах соборов деятельное участие. Такое участие принимали, например, на соборе 1660 года Епифаний Славинецкий и архимандрит полоцкого богоявленского монастыря Игнатий 1069 . Естественно думать, что низшему духовенству принадлежало на соборах лишь совещательное значение. Затем оно исполняло на соборах разные поручения, например, вело соборные записи 1070 . И если он иногда подписывалась под соборными определениями, то частью для показания своего присутствия на соборах, частью для показания своего правоверия, а некоторые, наиболее уважаемые члены из низшего духовенства, – и для того, чтобы придать больший нравственный авторитет соборным постановлениям. Кроме духовенства – высшего и низшего, на наших соборах присутствовали ещё представители светской власти. На соборах нередко присутствовал сам царь вместе со своим синклитом: боярами, окольничими и думными людьми. Так царь и его синклит мы видим на соборах, например, 1654 1071 , 1660 1072 , 1666 1073 годов 1074 . В других случаях он посылал вместо себя своих представителей – бояр и дьяков 1075 . О значении на соборах представителей светской власти мы скажем в следующей главе. Здесь же заметим только, что бояре и дьяки на соборах не подавали мнений 1076 и никогда не подписывались под соборными определениями 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

1059 Keil. Lehrbuch. d. histor.-kritisch. Einleitung in d. kanon. u. apocr. Schriften d. A. Т., s. 361. 1068 Учение Гат о верховном бое – Агура-Мазда резко различается от вполне сформированного дуализма позднейших частей Авесты (Ясны, Вендидаты, Бундегеш). Особенное внимание на это различие впервые обратил Коссович в своем переводе и издании Гат (Saratustricae .Gatae. Cossowicz. Petropoli 1867–71). 1069 Dunker. Geschichte d. Arier. 1869, s. 161–162. Grat. Geschiche d, Teufelsglaubens (1893), s l1–12 и др. 1070 Если, думают (Ewald, Renan u дpyrue) видеть указание на позднейшее происхождение книги и её учения о сатане в упоминании о халдеях (kasdini) Иов. 1:17 , которые будто, бы, сделались политически известны только при Набополосаре – во второй половине VII века до Рождества Христова, то забывают, что о халдеях задолго до этого знает кн. Бытия (Бые. 10:10; 11:22, 31; 22:22), и они гораздо ранее указываемого времени могли делат и делали хищнические набеги на Идумею и Палестину ( Быт. 14 . См. Иеромонаха (ныне Архимандрита) Платона, Древний Восток при свете Божественного Откровения (Киев 1898 г.), стр. 195–269). Что же касается предполагаемой здесь возможности халдейского влияния на представления книги Иова о сатане то эта возможность, совершенно исключаемая уже указанным существенным отличием последнего представления от маздеистического, отнюдь не допускается и теми обстоятельствами, при которых упоминает о халдеях книга Иова: враждебный хищнический набег, конечно, не особенно благоприятная почва для каких либо заимствований в области религиозных воззрений. Delitzsch. Bibl. Comment, üb. lob. s. 42 – cnf. Bergier, Dicttionnaire de Theologie dogmatique, ap. Migne Encyclopadie theologique. tom XXXIV. p. 134. 1073 Lange. Bibelwerk. Th. X. В. Job. Elnleitung. §§ 4 и 6. Th. XII D. Sprüche Sal. Einleit., § 6 Delitsch., Bibl. Comm. üb. lob. §§ 6 и 10. Keil. Einleit. in. d. kanonisch. a. apocr. Schriften d. A. Т., s. 856–870 и др. 1077 Ср. напр. Langin, Biblischen Vorstell. v.Teuf. u. ihrerelig. Werth. s. 26, cnf. Kohut, üb. Judische Angelologie u. Dämonologie s. 67–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

С сицевым молительным прошением, с таковою челобитною послаша к царю соборнаго старца Александра Еще же умолиша Никанора архимандрита, духовника царева, с Варфоломеем, архимандритом соловецким, ехати к воеже утолити гнев царьский, воспаленный 1064 на обитель, и упросити жителем ея в древлецерковных уставех стояти, иже и обещася всеревностно о благочестии трудитися. Приехавшима же архимандритома к Москве и к самодержцу представшима, егда и соловецких инок прошение государю подадеся, иже прочет, ниже прия его, ниже ослабити восхоте отцем по древлецерковным уставом жити. Архимандрит Никанор, аще и много царя увещеваше о извращении 1065 древняго благочестия, паче же о Соловецтей обители, обаче 1066 ничтоже успеваше, но гнев царев наипаче распалашеся. Тогда и вселенским патриархом к Москве прибывшим, и собору архиереов собрану, царь представи Никанора патриархом 1067 и собору и многими ласканьми, и увещаньми, и страхом понуди покоритися воли И клобук греческий рогатый на главу ему По сем царь и патриарх посласта 1068 в Соловецкий монастырь три архимандриты, Варфоломея, Иосифа и Никанора (по прошению его), воеже увещавати соловецкия отцы к покорению патриарха и приятию новопечатных книг. Варфоломея убо – монастырь отдати архимандриту новопоставленному преждебывшему строителю 1069 соловецкому, иже на Москве. Никанор же испросився увещати отцы соловецкия, вещию же самою 1070 – к покаянию обратится за преступление 1071 . И егда архимандрита приехаша в киновию, отцы соловецтии сретоша я честно, яко подобает. И вину 1072 уведавше, чесого ради приехаша, си есть увещания к приятию новопечатных книг, всесоборне оным отказавше, умрети желательно извествующе, неже 1073 изменити отеческих преданий, отслаша я бездельны 1074 Никанор же, елико к преступлению яко человек, ослабев, низведеся, толико теплейте на покаяние навратився 1075 , притече. Толикое смиренное прощение 1076 отцем киновии принес, паки с любовию Сим тако бывшым, и архимандритома к пославшим возвратившимися, и Никонору в киновии оставшу, прииде от царя указ в киновию, Никанора зовущь к Москве. Но соловецтии отцы, якоже он не восхоте ехати, тако и сии посланному его не Сами же между собою всесоборне советоваше, послаша к Москве соборнаго старца, предпомянутаго Герасима Фирсова, мужа яко Святых Писаний, тако и внешнем наказании зело искусна суща. Послаша мужа таковаго молити и увещавати самодержца, да ослабить стяжанию преподобных отец во предании 1077 их неизменне жити и скончатися. Его же власти духовнии до самодержца не допустиша, но на пути, яко известнии глаголют, яко Филиппа, и прежде царя земнаго к небесному отслаша за егоже Церьковь толикий и таковый подвиг даже до смерти показа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Мудрый и мужественный Диодор, подобно прозрачной и великой реке, доставлял своему стаду питие и потоплял богохульство противников” 1067 не только в разнообразных подвигах практического противоборства, о чём мы говорили в предыдущем отделе, но и путём многочисленных литературных писаний. Диодор был выдающимся церковным писателем. Существуют свидетельства, которые указывают чрезвычайную плодовитость и всесторонность его литературной деятельности. Иначе и не могло быть. Получивши блестящее философское образование в Афинах, пройдя школу христианских знаний в Антиохии под руководством таких видных подвижников веры и благочестия, как Силуан Тарсский, Евсевий Эмесский, Флавиан, епископ Антиохийский, будучи, далее, близок к таким вождям церковной ортодоксии, как св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст , Диодор Тарсский имел все данные для того, чтобы, по своей литературной деятельности, стоять высоко среди других современных ему церковных писателей. Он был замечательным экзегетом, оригинальным богословом, догматистом, несокрушимым апологетом и полемистом, учёным историком и поэтом. Пространный каталог его сочинений выписывает Свида в своём Лексиконе из церковной истории Феодора Чтеца 1068 . Кроме Свиды, о сочинениях Диодора дают сведения Ассемани в своей Billiotheca Orientalis со слов сирийского митрополита Ебед Иезу 1069 , Фотий в своей Библиотеке 1070 , Леонтий Византийский 1071 , блаж. Феодорит 1072 , блаж. Иероним 1073 , св. Василий Великий 1074 , несторианские писатели: Бархадбешаба (VI-VII b.) 1075 и анонимный автор Histoire Nestorienne IX века 1076 . Но из всей массы научно-литературных трудов Диодора до нас дошли лишь очень немногие краткие фрагменты. Автор латинской биографии учителя Диодора, Евсевия Эмесского, встречаясь с таким же печальным фактом потери многочисленных сочинений последнего, говорит, что две причины существуют в объяснение этого: первая injuria temporis, которая безжалостно сгладила столь блестящие произведения ума человеческого, другая culpa humana, которая способствовала тому, что или по зависти, или по страху, или по ложному предлогу охранения благочестия, многие сочинения, нередко превосходнейшие, пренебрегались и затем скрывались или пропадали 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

1065 Кассиан . Об устан. кинов. II, 7. 1066 См. выше, стр. 208 и др. 1067 Не совсем ясное выражение об этой последней «молитве» имеет, вероятно, такой смысл: если трапеза в известный день не общая, о отдельная для каждого «чина», разряда монахов, для каждого дома монастырского, то пред нею поется один псалом с молитвою; если же общая, для нескольких чинов (домов), то псалмов с молитвою поется столько, сколько этих «чинов " участвует в трапезе. Т.о. трапеза предварялось службой, по составу не отличной от других служб; ср. у нас чин о панагии; см. объясн. II гл. Типик. конец. 1068 См. ниже «Богослужение в египетских киновиях по Кассиану». 1069 См. выше, стр. 222. 1070 См. выше стр. 208. 1071 Если предание во всех частностях может возбуждать и возбуждало доже у русских исследователей ( Еп. Палладий Пр. Пахомий В., 56. и д., Троицкий Об ист. для ист. егип. мон., 62 и д.) сомнение, то «Жития» Пахомия настойчиво свидетельствуют, что он вообще оставил письменный устав, напр. арабское «Житие»: «Пахомий дал им законы и заповеди, из которые одни были записаны, а другие сообщены его устами; он заповедал братиям, что если кто-либо нарушит одно назначенное правило, то он получает наказание определенное за непослушание». Amélineau в Annales du Mus. Guimet. p. 502. 1072 Migne Patrol. s. 1. t. 23, col. 62. 1073 Еп. Палладий Пр. Пахомий, 31. 1074 Помещены у Migne’ я s. 1. t. 50, в конце творений пр. Кассиана. 1075 Помещены в Bollandi J. Acta Sanctorum Maji, t. 3, в конце жития пр. Пахомия и Феодора Освященного; с этой редакцией правил совпадает эфиопская у Dillmann’a Chrestomatia aethiopica, Leipz. 1855. t. 57—69. 1076 Пользуемся систематическим обозрением их у Феофана еп . Древние иноческие уставы пр. Пахомия В., св. Василия В., пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта. М. 1892 стр. 90—154. 1077 О нем говорит авва Орсисий в своем «Учении об устроении монахов»: «и вы, вторствующие в монастырях, являйте себя первыми по добродетели» (§ 14, Migne , Patrol. s. gr. t. 40). В позднейших монастырях этой должности отвечал καθγομενος или екклисиарх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Антоновский игумен Маркелл Безбородый написал при нем канон «вельми чуден» святителю Никите, с которым затем направился в Москву к Митрополиту Макарию 1068 . Несомненно, архиепископ Пимен знал еще одного макарьевского книжника, богослова-полемиста – отенского инока Зиновия, автора похвальных слов Новгородским святителям Никите, Ионе, службы архиепископу Ионе 1069 . После ремонта храма в Отенской обители в нее прибыл Новгородский архиепископ Пимен. При совершении молебна гробница с мощами святителя Новгородского Ионы была поставлена на прежнем месте. «Егда же архиепископ на целование священных мощей откры раку блженнаго Ионы, по- чюща предстоящий раце иже о архиепископе благия воня исходяща от мощей святителя Ионы» 1070 . В 1559 году новгородский клирик, софийский архидиакон Геннадий в составе московского посольства путешествовал на Восток. Он скончался в Царьграде, не дойдя до Иерусалима 1071 . Известны распоряжения архиепископа Пимена литургического характера, сохранившиеся в позднем списке «Окозрительного устава» архиепископа Геннадия Новгородского : «В лето 7075-е (1568) прилучилось Сретение в Неделю сыропустную, такожде владыка Пимин пети не велел «На рецы вавилонстей», ни на 9 песни припелов» 1072 . «В лето 7074-е (1556) прилучилось Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в Неделю сырную: пели по обычаю с полиелеосом, а «На рецы вавилонстей» владыка Пимин не велел пети» 1073 . Архиепископ Пимен принимал участие в печаловании за опальных. В апреле 1562 года он поставил свою подпись вместе с другими иерархами во главе с Митрополитом Макарием, ходатайствуя за попавшего в опалу князя И. Д. Бельского 1074 . Три года спустя, при Митрополите Афанасии, он участвует в ходатайстве за боярина И. П. Яковлева 1075 . Однако, участвуя в печаловании, архиепископ Пимен не обязательно должен был для этого ездить в Москву. Как показывает владычняя отписка царю, документ о ходатайстве за И. П. Яковлева для подписи архиепископом был привезен ему в Великий Новгород 1076 . Апрелем 1566 года датируется запись М. И. Воротынского с обещанием верно служить царю. Подписи епархиальных архиереев на ней начинаются именем архиепископа Пимена 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1068. Дорофея , епископа Феодосийского, из архимандритов Благовещенского Нежинского монастыря, 1787 г. мая 2-го, 13 лл., 13-й лист чистый, в папке, обтянутой шелковою материею. 1069. Досифея , епископа «Богоспасаемых городов Белагорода и Обояни», из архимандритов Саввино-Сторожевского монастыря, 1731 г. 6 августа, в четвертку, 12 лл., без переплета. 1070. Епифания , епископа «Богоспасаемых городов Белаграда и Обояни», из архимандритов Благовещенского Нежинского монастыря, 1722 г. 2 апреля, в четвертку, 16 лл., без переплета. Заглавие киноварью тоже, что в 1075. 1071. Иллариона , епископа «Богоспасаемых городов Астрахани и Ставрополя», из архимандритов Астраханского Спасского монастыря, 1731 г. апреля 5, в четвертку, 16 лл., 16 лист чистый, без переплета. 1072. Иллариона , архиепископа «Богоспасаемых городов Казани и Свияжска», из архимандритов Донского монастыря, 1732 г. 16 апреля, в четвертку, 16 лл., 16 лист чистый, без переплета. 1073. Иллариона , епископа Сарского и Подонского, из архимандритов Ставропигиальнаго Воскресенского монастыря что на Истри, 1748 г. мая 22-го, 15 лл., 15-й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1074. Иллариона , епископа Переяславского и Бориспольского, из архимандритов Троицкаго Калязина монастыря, 1776 г. июля 17-го, 19 лл., 18 и 19 листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1075. Иннокентия (Колчицкаго) , епископа Переславского, из иеромонахов Троицкаго Александро-Невского монастыря, 1721 г. 27 марта, в четвертку, 14 лл., 13 и 14 листы чистые, без переплета. Заглавие: «Чин древний Восточныя Православныя Христианские Церкве како Боголюбезнейшим митрополитом, архиепископом и епископом подобает во время егда возводим кто на кийждо престол творити народно символа известно». 1076. Иннокентия , епископа «Богоспасаемых городов Иркутска и Нерчинска», из иеромонахов Заиконоспасского монастыря, Славяно-Греко-Латинских школ префекта, 1732 г. 1-го октября, в четвертку, 13 лл., без переплета. 1077. Иннокентия , епископа Кексгольмскаго и Ладожского, из наместников Свято-Троицкия Сергиевы лавры, 1763 т. февраля 23-го, 8 лл., в цветной бумажной обложке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Истоки этой концепции уходят в глубь времен. После падения Константинополя Москва занимает место «третьего Рима», становится центром православия 1067 . Мессианские прозрения Ф. М Достоевского являются более психологическими 1068 . Наконец, В. Соловьев опирается на исторические наблюдения, чтобы прийти к выводу, что его великий народ еще не сказал своего слова во всеобщей истории и что следует ожидать решения Провидения, чтобы открыть призвание России на благо вселенской Церкви 1069 . 2. Единство в теле Христа Церковь Писание, говоря о Церкви, обозначает ее как тайну, прежде сокрытую в Боге, но сегодня раскрытую и отчасти осуществленную ( Еф 1: 9 ; Рим 16: 25 ). Тайна народа, грешного пока, но уже обладающего зачатком спасения, поскольку он является продолжением Тела Христова. Святоотеческое учение о Церкви широко использует выражения, заимствованные из Священного Писания . К ним прибавляется целая типология выражений, опирающаяся на неисчерпаемые ресурсы языка символов 1070 . Церковь , как в учении отцов, так и в литургии, разворачивает духовную антропологию – антропологию образа Божия, πλρωμα обожествленного человека 1071 . Община христиан, освященных крещением, миропомазанием, видится отцам как община, совершающая литургическое служение, духовно окормляющая в вере, любви, молитве, свидетельствовании веры 1072 . Чтобы понять, что верующие Восточной Церкви понимают под церковностью, и постичь, как они живут, следует обратиться к примеру сирийской или русской Церкви. Духовность сирийцев отличается своим радением о «невесте Христовой» – матери, дающей жизнь своим верным, – четко выраженным осознанием необходимости церковного единства 1073 . Русский народ 1074 выразил то чувство, которое всякий христианин должен питать к Церкви, словом «церковность», труднопереводимым на другие языки. Чувство Церкви, желание и воля жить с ней и в ней 1075 . Выражением этого отношения служит знаменитая максима А. Хомякова: «В ад каждый идет сам по себе, на небо невозможно пройти, не будучи в единстве со всеми остальными 1076 . «Человек не находит в Церкви ничего чуждого его духу. Он обретает здесь самого себя, но теперь уже не в немощи своей духовной отъединенности, а в силе духовного внутреннего единства со своими братьями и со своим Спасителем» 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010