1008 Миссийный архиеп. Бруно Кверфуртский в Киеве и у печенегов, создание миссийной Печенежской епархии Киевской митрополии (?) 1016 (или 1036) Древнейшая редакция Русской Правды 1015 Мученическая смерть свв. мчч. Бориса и Глеба от руки брата Святополка 1018 Падение Западно-Болгарского царства под ударами Византии, упразднение Болгарской патриархии и создание византийской архиепископии в Охриде 1019–1054 Киевский кн. Ярослав Владимирович Мудрый до 1036 г. Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове 1026 Раздел Руси между Ярославом киевским и его братом Мстиславом черниговским и тмутараканским (1024–1036) ок. 1036 г. Создание Юрьевской епархии 1043 Неудачный поход русских войск на Константинополь 1037 (1017 ?) Заложение каменного кафедрального собора св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве 1046 Мир с Византией и брак Всеволода Ярославича с дочерью имп. Константина IX Мономаха 1045–1050 Сооружение каменного кафедрального собора св. Софии в Новгороде 1049–1050, 1050–1051, 1055–1057 Киевский кн. Юрий Владимирович Долгорукий 1051 Поставление Илариона в Киевского митрополита Собором русских архиереев 1054–1068 Киевский кн. Изяслав Ярославич и совместное правление на Руси Изяслава с братьями Святославом черниговским и Всеволодом переяславским (так наз. триумвират Ярославичей) 1054 Отторжение Римской Церкви от Восточных патриархатов при патриархе Константинопольском Михаиле Керуларии 1050-е гг. Начало Киево-Печерского монастыря при прп. Антонии Печерском 1068 Поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, вокняжение здесь Всеслава полоцкого и бегство Изяслава в Польшу 1060-е гг. Учреждение в Чернигове и Переяславле титулярных митрополий, закончивших существование в Чернигове со смертью митр. Неофита, а в Переяславле – со смертью митр. Ефрема 1069–1073 Вторичное княжение Изяслава в Киеве 1071 Сокрушительное поражение Византийской империи от турок-сельджуков при Манцикерте 1069 Бегство прп. Антония Печерского от гнева кн. Изяслава Ярославича в Чернигов и вскоре основание Елецкого монастыря на Болдиных горах

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

не фиксируется - Владычный двор. 2017. С. 236, 240). Софийский собор был освящен в 1050 г., в 1052-м в нем был погребен строитель собора блгв. кн. Владимир Ярославич. Согласно гипотезе А. Е. Мусина, в урочище Десятина к югу от новгородского Детинца (на месте буд. Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ) при новых князе и епископе создается городская таможня, где налог, согласно нормам церковного Устава Ярослава Владимировича, собирался в т. ч. каждую 10-ю неделю в пользу епископии ( Мусин А. Е. Загадки Дома Святой Софии: Церковь Великого Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 50-53). В 1055/56 г. новому митр. Ефрему поступил донос на свт. Луку от холопа последнего Дудики, епископ был вызван в Киев на церковный суд во главе с митрополитом и лишен кафедры, но через 3 года Новгородский епископ был оправдан и после кончины погребен в Софийском соборе (см.: Мильков В. В. Новгородский свт. Лука: Характер деятельности и идейные аспекты творчества//Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого. Вел. Новг., 2010. С. 209-211; Печников. 2015. С. 233-237; Гиппиус А. А. Клевета на еп. Луку: Эпиграфические свидетельства летописного эпизода?//ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 806-817). Своеобразный дуумвират епископа и князя в Новгороде, проявившийся в деятельности св. блгв. кн. Владимира Ярославича и свт. Луки, продолжал существовать и во 2-й пол. XI в. (почти полностью совпадают княжения и епископства соответственно Мстислава Изяславича и Стефана (1059/60-1068), а также Глеба Святославича и Феодора (1068/69 - 1077-1078)). Еп. Стефан, вероятно, был вынужден бежать вместе с юным кн. Мстиславом в Киев в 1066/67 г., когда полоцкий кн. Всеслав Брячиславич предпринял поход на Новгород. Город был захвачен войсками Всеслава, а затем сожжен, собор Св. Софии был разграблен; о епископе в связи с этим ничего не сообщается. Вскоре Стефан, согласно новгородскому перечню епископов, был убит (удавлен) в Киеве своими холопами. Вполне вероятно, что это произошло во время киевского восстания 1068 г., поднятого против отца кн.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Примечание. При нём был Ефрем учитель, который обучал Новгородцев Христианскому закону 5 лет. Селлий полагает его в числе Новгородских Епископов, однако же, сомнительным. 2 . ЛУКА, коего летописцы иные прозывают Вежетой, а иные Желдатой или Жидятой, Святой, хиротонисан, по сказанию одних, в 1030 году, а других – в 1036 и 1036 годах. В 1055 году, по ложному на него доносу слуги его Дутика, осуждён Митрополитом Ефремом и содержим был в Киеве 3 года, а по освобождению, едучи из Киева, 15 Октября 1059 года преставился на Копысе. Погребён в Новгороде за Софийской церковью. Через 500 лет, в 1558 году, мощи его перенесены в Софийский каменной собор и положены в Мартириевской паперти. 3 . СТЕФАН хиротонисан в 1060 году, по другим – в 1061 году. По 8-летнему правлению Епископией в 1068 году, а по другим – в 1069 году, удавлен в Киеве от холопов своих и погребён там же. 4 . ФЕОДОР хиротонисан в 1069 году, а по другим, сомнительно, однако же, – в 1071 и 1076 годах. Скончался в 1078 году от уядения пса. 5 . ГЕРМАН, Святой, хиротонисан в 1078 году. Преставился в 1095 году, а по другим – в 1096 году в Киеве. Погребён там же. Лука сомнительный. Примечание. Московской Каталог свидетельствует, якобы он хиротонисан Иоанном Митрополитом, и в 1083 году был на освящении церкви соборной Киево-Печерской и Михаила Златоверха, но в летописи по Никонову списку называется он Белгородским. 6 . НИКИТА, Святой, хиротонисан в 1096 году, а по другим – в 1097 году, из пострижеников Киевских пещер. В 1107 году, Января 31, преставился и погребён в Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. 7 . ИОАНН, прозванием Папин, хиротонисан в 1108 году, по другим – в 1110 году. В 1130 году оставив Епархию, отошёл на безмолвие в монастырь. 8 . НИФОНТ, Святой, хиротонисан в 1130 году, из пострижеников Киевского Печерского монастыря. В 1140 году находился с Новгородцами под стражей за несогласие их принять Ольговичей на княжение. В 1147 году удержан был в Киеве вместо заточения, откуда отпущен Князем Юрием Даниловичем на Епархию свою. В 1156 году опять был в Киеве для сретения Митрополита Константина и там, по 13-дневной болезни, в 1156 году, а по другим – в 1157 году, Апреля 18, преставился. Погребён в пещере Феодосиевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

до 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 —1233. 1236–? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г.—1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., ( 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.). Никита II поставлен в 1113/1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., ( 1189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) —1198. Владимиро-Волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., ( 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 — 1122. Симеон рукоположен в 1123 г. — 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? — до 1229. Василий, Никифор , Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-Суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Сщмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156/1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. — 1030/1031. Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 — ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 — 15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. — ок. 1068 г. Феодор 1069/10701077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. — ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. — 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 — в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 —21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 — 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн). рукоположен 28.03.1165 — 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий). избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187? прибыл в Новгород 31.05.1187 — 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 — 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 — 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович)

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

В Изборнике 1073 г. содержится, как установлено, более 380 статей, принадлежащих 25 авторам (см.: Жуковская Л. П. Древние книги и писатели в Изборнике Святослава 1073 г. (в научном аппарате к факсимильному изданию)). Основной же его объем (л. 27–223) занимают «Анастасиеви отъвти» – так называемые «Вопросы и ответы» Анастасия Синаита (VII – начало VIII в.), представляющие собой свод выписок из Священного писания и отцов и учителей церкви ( Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Максима Исповедника и множества других). Им предшествуют и за ними следуют выдержки из сочинений Кирилла Александрийского , Иустина Философа , Михаила Синкелла, Иринея Лионского , Августина и ряда других выдающихся христианских писателей. Здесь мы видим старейшие в русской письменности отрывки из «Лествицы» Иоанна Синайского, статью «Об образах» (трактат о поэтике) Георгия Хировоска, древнейший русский список ложных книг, «Лтописець въкратъц отъ Авъгуста даже и до Константина и Зоя, цесарь грьчьскыихъ», и многое другое. Круг освещаемых Изборником 1073 г. областей знания поразительно широк: наряду с догматическим богословием и вопросами христианской нравственности тут и антропология, и философия, и математика, и филология, и естествознание, и история... Как в Болгарии X в., так и в Киевской Руси XI–XШ вв., а затем – особенно! – в Руси Московской XV–XVII вв. Изборник 1073 г. служил, можно сказать уверенно, энциклопедией, освещавшей самые главные вопросы христианской культуры. Первой в нашей выборке из Изборника 1073 г. воспроизводится статья «Немесия епискупа Емесьскаго отъ того, еже “О естьств человчьст”», находящаяся на л. 132 об. –134 об. Изборника. Это извлечение из книги «О природе человека» Немесия, епископа г. Эмесса (ныне город Хомс) в Сирии, жившего в IV–V вв. Твердо верующий и ясно мыслящий христианин, Немесий Эмесский был человеком ученым, широко образованным и хорошо владеющим пером. Главная особенность его книги – соединение богатых античных научных знаний о человеке и его природе с христианским о нем представлением. Хорошо знакомый с учениями Платона, Аристотеля, Гиппократа, Галена, стоиков, неоплатоников, Немесий ясно их излагает и трезво оценивает с церковной христианской точки зрения. Таким образом, с помощью античной науки и философии, опираясь на Библию и на своих христианских предшественников, прежде всего на автора трактата «Об устроении человека» Григория Нисского , Немесий Эмесский разрабатывает важную часть христианской культуры – христианскую антропологию. В VIII в. его книгу использовал при создании «Точного изложения православной веры» Иоанн Дамаскин , а в XI в. при написании «Диоптры» – Филипп Монотроп. Книга Немесия была переведена на армянский язык и дважды (в XI и XII вв.) на латынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь, устроенный около Антониевой пещеры в Чернигове, существовал еще при преподобном Несторе, и был известен под именем монастыря Пресвятой Богородицы на Болдиных горах. Долго ли старец Антоний пробыл в Болдинской пещере, мы на это не имеем прямых указаний в древних памятниках; а позднейшему составителю житии Антониева, напечатанного в начале печатного Печерского патерика, свидетельствующего что Изяслав будто бы вскоре раскаялся и умолил Антония возвратиться в Надднепровскую пещеру, едва ли можем верить на слово; ибо это с одной стороны не согласовалось с характером князя Изяслава, а с другой стороны Нестор не упоминает об Антонии даже в 1072 году, при описании перенесения мощей святых Бориса и Глеба, тогда как перечисляет всех киевских игуменов, присутствовавших при этом перенесении. Всего вероятнее должно допустить, что преподобный Антоний возвратился в свою Надднепровскую пещеру под Киевом вслед за тем, как вызвавший его в Чернигов князь Святослав в 1073 году выгнал Изяслава из Киева и сам сделался Великим князем; следовательно преподобный Антоний прожил в Болдинской пещере около четырех лет. По возвращении в свою Надднепровскую пещеру преподобный Антоний в том же 1073 году дал благословение построить новую великую церковь в Печерском монастыре, задуманную игуменом Феодосием. И это благословение было последним земным делом святого старца; давши это благословение он спокойно мог прекратить все свои земные отношения к Печерскому монастырю, который, с построением этой церкви, окончательно был устроен. И действительно, мы более не имеем никаких известий о дальнейшей жизни преподобного Антония, и не знаем ни подлинного года его кончины, ни места погребения. С 1073 года преподобный Антоний окончательно скрывается из виду; только в двух позднейших летописях вскользь упоминается, что преподобный скончался в 1073 году; но едва ли можно согласиться с указанием позднейших летописцев; ибо таковое указание явно противоречит свидетельству Антониева современника, преподобного Нестора, который говорит, что Антоний, назначив в игумены Варлаама, сам удалился в новую пещеру, в которой и скончался, прожив безвыходно сорок лет; а в 1073 году было только семнадцать лет пребывания Антония в новой пещере, да и от первого поселения его, по пришествии с Афонской горы, в 1073 году прошло не более двадцати двух лет; следовательно, держась свидетельства Нестора, мы должны отодвинуть кончину Антония, если не на двадцать три, то по крайней мере на семнадцать лет; отвергать же свидетельство Нестора мы не имеем права, ибо он был не только современником преподобного Антония, но и постоянным иноком Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 гг. вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе к-рой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората И. Я. проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польск. союзника киевского князя, Святослав ок. 1070 г. сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а И. Я. с целью заручиться поддержкой восточносаксон. знати женил ок. 1071/72 г. сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/70 г., а не к 1060 г., как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта ок. 1069 г., а в Переяславле - в 1073 г. или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между И. Я. и его братьями. Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание И. Я. из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 г., в результате которого киевским столом овладел Святослав. И. Я. снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 г., а весной следующего года заключил союз со Святославом. В нач. 1075 г. И. Я. оказался при дворе герм. кор. Генриха IV, к-рый, будучи занят подавлением саксон. восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 г. И. Я. отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения К-польскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил И. Я. письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение И.

http://pravenc.ru/text/293926.html

1067 Кирилл Александрийский, ученик Феофила, сократил его цикл и исправил в нем ошибки. 1068 Дионисий Малый (Dionysius Exiguus) в 525 г. составил пасхальные таблицы на 532 года (28 циклов) по улучшенной системе Виктория. Он также ввел летосчисление от Рождества Христова, приверженцем которого был Беда. Прозвище «Малый» произошло от его смирения, а не от малого роста. 1069 Т. е. на то же число лет, что охватывают таблицы Дионисия. 1070 Иов. 1:20. 1071 Быт. 41:14. 1072 Мф. 16:18-19. 1073 Деян. 8:20-21. 1074 Гал. 5:24-»распяли плоть со страстями и похотями». 1075 Иак. 1:12. 1076 Симон Маг (в русской традиции Волхв) известен как лжепророк, желавший купить благодать за деньги (отсюда название греха симонии, т. е. продажи церковных должностей). О нем писали Евсевий и Юстин Философ; в сочинении Арнобия (III в.) говорится о том, что Симон благодаря демонам поднялся в воздух, но был низвергнут молитвой св. Петра. О его тонзуре у этих авторов ничего не сообщается. С начала антагонизма между римской и кельтской церковью было принято считать полукруглую тонзуру кельтских монахов наследием Симона Мага. Возможно, это связано с тем, что кельтская тонзура произошла из сакральной прически друидов, которые, как и Симон, были чародеями и прорицателями. 1077 Откр. 17:14. 1078 В оригинале optimatum (знатных). В реальном пиктском обществе эти «знатные» были вождями кланов и мормерами (наместниками) областей. Следует отметить, что год спустя король Нейтон изгнал из своих владений всех ирландских монахов, не признававших римскую Пасху и тонзуру. 1079 Кенред (Coenred) был представителем боковой ветви королевского дома; он правил в Нортумбрии в 716-718 гг. 1080 Рим. 10:2. 1081 Имеется в виду тонзура святого Петра. 1082 Дунхад или Доннхад был аббатом Ионы в 713-719 гг. 1083 В том году католическая Пасха отмечалась 24 апреля, в то время как кельтская Пасха не могла отмечаться позже 21 апреля. 1084 Ин. 8:56-»и увидел и возрадовался». 1085 Осрик был сыном короля Альдфрита и правил в Нортумбрии в 718-729 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

29-го августа 2 часа утра, переехав пролив, пошли в греческую церковь Иоанна Предтечи, где слушали литургию и служили молебна, и к мощам прикладывались преподобной Фекле. 1065 Церковь каменная, украшена лампадами сребренными. На местных образах, кроме лиц, покрыто сребром; посреде церкве висят три паникадила кристалных. Вышли из церкви, пошли к патриарху Иерусалимскому в дом, где у коего были на благословении. Потом подносили всем водки виноградной и кофию по чашки. После сего повел нас отец Димитрий, которой за переводчика у патриарха находится. Привел в сад нас патриарший подли дома его, находящи на горе, откудова видать весь город и прочия места. В коем ростут кипарисныя дерева и масличные, миндалные, лимонные и прочие, и разных цветов насеенно. Потом угощали нас обедным столом в бесетке. Подносили вотки и белым вином почивали, безпрестано поднося. Кушанье было: бобы турецкие, каша сорочинской пшены, 1066 маслины, белой хлеб, виноград свежой. После стола пошли ко владыки, поблагодаря его за угощение и получа два писма рекомедательныя на восми человек в Яфу и во Ерусалим митрополиту Мисаилу. 1067 Потом пошли через рынок на плошать, называемой Иподром, 1068 где видели египетскую пирамиду 1069 чрезвычайную величины с гиографами 1070 , из сероватаго мрамора, из одного камня обделаннаго, с высеченными выпукло с четырех сторон царскими и другими лицами. На педестале находится латынская и еллионогреческая надписи, свидетельствуют, что воздвигнут великим Феодосием. На углах основания медные толстые четвероугольные столбики, на коих и поставлена та ужасная (вышиною семь сажень печатных) пирамида, а шириною сажень печатная, 1071 со всех четырех сторон равно. Неподалеку стоит медный столб, свитой из трех змей, на головах возвышался в древния времена кумир Аполлонов, которому византийские еллены приносили божественную честь и жертвы. 1072 И еще столб, сделанный из болших обделанных камней. Он обит был некогда медью, коей теперь нет. 1073 Чрез одну улицу находится и мечеть Софийская, 1074 она находится близ дворцовых ворот. О Софийском храме пишет Дорофей, митрополит Монемвасийский, 1075 что в лето от воплощения Христова 531-е, в царствование греческаго царя Устиниана, 1076 на учрежденное некогда им конское ристание, т. е. иподром, 1077 б когда стеклось отвсюду великое множество народа, тогда в продолжение обыкновенно бывает между собою сражение. Более 35 000 лишились жизни, забавляющихся таковыми играми разнаго рода людей. По окончании ж сего самопроизвольнаго кровопролития Устиниан царь, возжелев убиенных и сокрушайся о их преждевременной смерти, помышлял, чем бы возмог умилостивить своего Создателя, раздраженнаго убивством. Пришло ему на мысль соорудить храм, могущей своим великолепием удивить вселенную. 1078

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако достижение подобного идеала возможно лишь в Теле Богочеловека – в Его Церкви. Разобщенность личностей, раздробленность человеческой природы могут быть преодолены благодаря Божественной икономии Сына и Духа, осуществляемой в Церкви. Во-первых, «только Апостольская Православная Церковь сохранила» и может сохранять «животворную и незаменимую Личность Богочеловека Христа» 1063 . Во-вторых, встреча и «сопребывание» 1064 личности человека с Христом «совершается Духом Святым» 1065 , Который, пребывая в Церкви и в ее членах, становится «собирателем» нашей личности 1066 , «соединяет нас и Бога меж-личностно» 1067 . Вот почему свт. Николай (Велимирович) констатирует, что «личность единственно возможна в Церкви» 1068 , т. е. верное направление своей динамики, подлинную соборность и кафоличность, приснодвижная личность человека обретает лишь в лоне Церкви, которая есть «Богочеловеческое тело и Богочеловеческое общение Триипостасного Бога с личностными разумными существами», «общение обожения» 1069 , «общение личностей» Божественных и тварных 1070 . Характеристика Церкви как тела «не должна быть понята в смысле естественного безличностного тела или “общественного организма”» 1071 . Человеческие личности не только не стираются и не нивелируются в Церкви, но углубляют свою уникальность, «расцветают в соборности» 1072 , становятся «настоящими» 1073 . «Соединяясь с Богочеловеком, человек не утрачивает своей личности, ибо богочеловеческое равновесие обусловлено Самой Личностью Богочеловека Христа» 1074 . Церковь является «единым множеством тварных ипостасей» 1075 . Она есть то духовное пространство, в котором реализуется ипостасно-природный перихоресис Бога и человека, «Богочеловеческий перихоресис» – взаимопроникновение 1076 и динамика общения. Христос, благодаря воплощению, «Ипостасью Своей содержит в органическом единстве человеческую природу и имеет нас, людей, в вечной Ипостаси Своей» 1077 . Важно подчеркнуть, что характер содержания Ипостасью Христа людей-христиан природно-ипостасный. Личности не сливаются при этом, а общая человеческая природа служит средством их единения. Посредством таинств, особенно св. Евхаристии, Богочеловек одновременно становится содержанием и нашего «я». «Воплощение от Святой Девы представляется фактом, из которого проистекает и разрастается непрестанное воплощение Сына Божия в душах верных и святых» 1078 . Нетварная энергия «постепенно проникает содержание», т. е. природу, человеческой личности, и «становится ее природой – естественно и пренасыщенно 1079 » 1080 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010