Ср. Быт. 3:16. 1048 См. его стихотворение " " На лукавого во время болезни " " (рус. пер. " На болезнь " " ): PG 37, 1385–1393=2.124–127. 1049 PG 37, 1378=2.117. Снова отголосок платоновского учения о теле как могиле и темнице. 1050 PG 37, 1357–1358=2.68. 1051 Сл. 4, 124, 14–18; SC 309, 292=1.122. 1052 О христологии Григория см., в частности, Norris. Doctrine; Wesche. Union. 1053 Ин. 1:1. 1054 Сл. 29, 17, 1–18; 212–214=1.424–425. 1055 Сл. 38, 15, 10–11; SC 358, 138=1.530. 1056 Сл. 29, 18, 21–29; 216=1.426. 1057 Притч. 8:22. В русском Синодальном переводе: " Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони " " . 1058 Притч. 8:25. 1059 Сл. 30, 2, 1–27; SC 250, 226–230=1.429–430. 1060 Сл. 30, 2, 27–30; 230=1.430. 1061 Ис. 53:11; Ис. 49:6. 1062 Лк. 1:78. 1063 Лк. 1:35. 1064 Ср. Фил. 2:7–10. 1065 Сл. 30, 3, 3–16; 230=1.430. Ср. Деян. 2:36. 1066 Об обожении см. подробнее в следующей главе нашей работы. 1067 1 Кор. 15:25. 1068 Деян. 3:21. 1069 Евр. 1:13. 1070 Анти–арианская формула " " егоже царствию не будет конца " " (ouk estai telos) вошла в Никео–Цареградский Символ веры. 1071 Пс. 93:3. 1072 Ср. Пс. 81:1. 1073 Ср. Гал. 3:13. 1074 Ср. 2 Кор. 5:21. 1075 Ин. 1:29. 1076 Сл. 30, 4, 8–5, 14; 232–234=1.431. 1077 Мф. 27:46; Пс. 21:1. 1078 Сл. 30, 5, 21–29; 234=1.431–432. 1079 Евр. 5:7–8. 1080 Сл. 30, 6, 7–12; 236=1.432. 1081 Сл. 30, 6, 12–30; 236–238=1.433. Ср. Евр. 2:18. 1082 Ин. 14:23. 1083 Ср. Ин. 5:18–21. 1084 Сл. 30, 7; 240, 1–17=1.433. 1085 Ин. 20:17. 1086 Сл. 30, 8, 1–15; 240–242=1.433–434. 1087 Лк. 18:19. 1088 Сл. 30, 13, 18–21; 254=1.437. 1089 Мр. 13:32. 1090 Сл. 30, 15, 1–20; 156–158=1.438–439. 1091 Ин. 5:19. 1092 Ин. 5:19. 1093 Сл. 30, 11, 1–33; 244–248=1.435–436. 1094 Ин. 6:38. 1095 Ср. Мф. 26:39. 1096 Сл. 30, 12, 3–20; 248–250=1.436. 1097 См. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры 3, 18. 1098 См. Meyendorff. Christ, 136–137; 146–149. 1099 Ср. Евр. 7:25. 1100 Ср. 2 Кор. 5:16. 1101 Ср. 1 Ин. 2:1. 1102 Сл. 30, 14, 8–20; 256=1.438. 1103 Систематическим рассмотрением имен Христа занимался до Григория Ориген. Ср. Daniйlou. Origen, 256–260. 1104

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Из Изборника 1073 года Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Изборник 1073 г. – одна из древнейших русских рукописных книг наряду с Остромировым Евангелием и Изборником 1076 г. Этот Изборник был обнаружен К. Калайдовичем и П. Строевым в 1817 г. в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре; в настоящее время хранится в Государственном Историческом музее в Москве, в Синодальном собр., под 1043/31 д. Рукопись иллюминирована изображением русской княжеской семьи (в начале) и рисунками знаков зодиака (л. 250 об.–260). Ее фототипическое воспроизведение см.: Изборник Святослава 1073 г. М.: Книга, 1983. Кн. 1. Изборник Святослава 1073 г.: Факсимильное издание. Кн. 2. Научный аппарат факсимильного издания. Изборник 1073 г. – это сделанный на Руси список с болгарского оригинала, представляющего собой перевод с греческого, выполненный, по всей вероятности, для болгарского царя Симеона (919–927) («великы в царех Симеон» упоминается в происходящей из Кирилло-Белозерского монастыря рукописи 1445 г., по содержанию идентичной Изборнику 1073 г.). Как гласит приписка писца на л. 263 об. Изборника 1073 г., «Въ лто 6581 (1073) написа Иоаннъ диакъ Изборникь сь великуму кн(я)зю С(вя)тославу». Дьяком Иоанном написана, однако же, лишь небольшая часть (начало и конец) рукописи, а имя Святослава – оно читается также в начале книги – оба раза написано, как установлено, по стертому. Возможно, Изборник был написан по заказу старшего брата Святослава, князя Изяслава Ярославича, и переадресован после его изгнания Святославом из Киева в 1073 г. Существует несколько южнославянских списков XIII–XIV вв. и большое число (более двадцати) русских XV–XIX вв. рукописей, так или иначе восходящих к болгарскому оригиналу и его русской копии 1073 г. (см.: Творогов О. В. Изборник 1073 г.//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI – первая половина XIV в. Л., 1987. С. 194–196). Сохранился также ряд греческих рукописных сборников, по составу близких к тому, который был переведен в Болгарии при царе Симеоне. Древнейшие из них относятся к концу IX – первой половине X в. и указывают на Константинополь как на место своего создания: «прото-Изборник» переписывался в крупнейших столичных скрипториях, Патриаршем и Имперском, где, по всей вероятности, и был в IX в. составлен (см.: Каврус Η. Φ. Греческие списки протографа «Изборника Святослава 1073 г.» конца IX – первой половины X века (палеографический анализ)//Византийский временник. М., 1990. Т. 51. С. 103–105; Бибиков М. В. 1) Сравнительный анализ состава «Изборника Святослава 1073 г.» и его византийских аналогов//Там же. С. 92–102; 2) Рукописная традиция греческих списков прототипа Изборника Святослава 1073 г.//Там же. Т. 53. С. 106–123).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1071, весна – смерть Мануила Комнина (брата Алексея I) 1071, 19 августа – поражение Романа Диогена при Манцикерте 1072–1073 – восстание болгар против Византии 1073 – поход Исаака Комнина против сельджуков 1073, конец-1074, начало- мятеж Руселя ок. 1074 – рождение Константина Дуки (жениха Анны) 1075, 2 августа – смерть Иоанна Ксифилина 1074–1078 – пребывание Исаака Комнина на посту дуки Антиохии 1075 – начало спора об инвеституре 1076, февраль – посольство Генриха IV к Григорию VII 1077, январь – покаяние Генриха IV в Каноссе 1077 – женитьба Алексея Комнина на Ирине Дукене 1077, конец – восстание Никифора Вотаниата 1077–1078, начало – восстание Никифора Вриенния Старшего 1078, апрель – провозглашение Никифора Вотаниата императором 1078 – расторжение брачного контракта Константина Дуки и Елены 1078, лето – мятеж Василаки 1079 – начало восстания Никифора Мелиссина 1080, 29 июня – встреча Роберта Гвискара и Григория VII в Кепрано 1080, лето – появление Лжемихаила 1080, 1 октября – битва на р. Эльстер 1081, начало – прибытие Роберта в Бриндизи 1081, ок. февраля – назначение Георгия Мономахата дукой Диррахия 1081, 15 февраля – начало мятежа Комниных 1081, 1 апреля – захват Константинополя отрядами Комниных 1081, апрель – возвращение из Константинополя посла Рауля 1081, до 8 мая – венчание на царство Алексея и Ирины 1081, до 8 мая – распределение титулов Алексеем 1081, апрель-май – мирный договор Алексея с сельджуками 1081, после 8 мая – отречение патриарха Косьмы 1081, после 8 мая – провозглашение Константина Дуки соправителем Алексея 1081, май-начало июня- переправа Роберта 1081, 17 июня – начало осады Диррахия Робертом 1081, июнь (?) – обращение Алексея за помощью к венецианцам 1081, август – передача гражданской власти Анне Далассине 1081, август – выступление Алексея против Роберта из Константинополя 1081, ок. августа – послания Алексея западным князьям 1081, осень (?) – разгром норманнского флота венецианцами 1081, 15 октября – войско Алексея подходит к Диррахию 1081, 18 октября – битва Алексея и Роберта у Диррахия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

62 Стр. 102. …о блаженмь Антонии… – Антоний – монах, поселившийся в окрестностях Киева, в пещере. Позднее на этом месте возник Киево-Печерский монастырь. 63 …великому Никону… – Никон – монах, живший в пещере с Антонием. Полагают, что это постригшийся под именем Никона бывший киевский митрополит Иларион. 67 Стр. 112. …великууму Никону стьдящю и длающю книги… – Никону принадлежит так называемый «Киевский летописный свод», над которым он работал в монастыре в 1068–1073 гг. (см. стр. 700–701). Возможио, этот факт и нашел отражение в Житии. 68 …къ христолюбъцю князю Изяславу… – Изяслав Ярославич, киевский князь с 1054 по 1073 г. (с перерывом в 1068–1069 гг., когда княжил Всеслав), покровительствовал монастырю. 69 Стр. 118. …гривьну злата… – Гривна – см. прим. на стр. 705. Здесь речь идет, возможно, о золотом слитке достоинством в одну золотую гривну. 70 Стр. 124–126. …посл же положи душю свою за брата своего… – Изяслав Ярославич погиб в 1078 г. в битве при Нежатиной Ниве, выступив на помощь своему брату Всеволоду (см. прим. на стр. 711). 71 Стр. 128. …дъвма брань сътворити на единого старишааго… – В 1073 г. братья Изяслава, Святослав и Всеволод, изгнали его из Киева. Киевским князем стал до своей смерти в 1076 г. Святослав. 73 …и яко отьця си и брата старишаго прогънавъша. – Видимо, намек на завещание Ярослава Мудрого, который, согласно летописи, сказал: «Се же поручаю в собе место стол старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу – Киев, сего послушайте, яко же послушаете мене, да той вы будеть в мене место». 74 Стр. 132. …другыя же оръганъныя гласи поющемъ, и инмъ замаръныя писки гласящемъ… – Органы – металлические ударные инструменты; замры (?) – видимо, название духового инструмента. 75 Стр. 134. …иде же б манастыръ съставилъ… – В 1062 г., спасаясь от гнева Изяслава, недовольного пострижением в монахи своего боярина Варлаама, Никон бежал из Киева в Тмуторокань и основал там монастырь. В 1073 г. в знак протеста против изгнания Изяслава Никон снова отправляется в Тмуторокань.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

1069 б –1070 а Буквальный перевод 1070 аб 277 2 CD претык. и испр. 1-е 278 2 AB Буквальный перевод 1072 б –1073 а Заимствовано с незначительным сокращением 1073 б –1074 а 279 1 BCD Буквальный перевод 1074 а –1075 а 279 1 DE 2 A 1075 аб 279 2 BC 279 2 DE 280 1 AB Заимствовано с распространением и переделками 1077 б –1078 а Буквальный перевод 1079 а –1080 а 278 1 E 2 A 1080 аб 1080 б –1081 а 280 1 C 2 A 1081 аб 1081 б –1082 а Буквальный перевод Таким образом, трактат «Камня веры» о наказании еретиков представляет собою весьма близкое и большею частию буквальное воспроизведение Disputationes Беллярмина. Некоторая самостоятельность обнаружена автором только в полемическом отделе трактата: именно – возражения 3-е (стр. 1073 а ) и 4-е (1073 аб ) первой главы, 6–9 (1076 аб ) и 13–16 (1078 а –1079 б ) второй и ответы на них не имеют для себя параллельных мест в творении Беллярмина. Что же касается до влияния католического на воззрения Яворского, то оно ясно выразилось в усвоении им основной мысли трактата – о законности смертной казни еретиков. Но как ни настойчиво проводится она в Disputationes и в «Камне веры», тем не менее остается мало доказанною и недостаточно обоснованною в том и другом произведении. Так, доказательства из св. Писания, приводимые Беллярмином и Яворским в ее пользу, нельзя признать твердыми и бесспорными. В частности – цитаты из Ветхого Завета говорят о наказании идолопоклонников и ложных пророков, притом по непосредственному повелению Божию, что не может быть приложимо к еретикам церкви христианской. Новозаветные свидетельства приводятся троякого рода: один ( Мф.18:17 ; Ин.2:15 ; Рим.13:4 ; 2Тим.2:16–17 ; 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 ), если и могут быть относимы к еретикам, то доказывают меньше того, что хочет доказать «Камень веры», т. е. утверждают, что еретиков должно удалять из общества верующих, или предавать каким-либо исправительным наказаниям, но не содержат мысли, что еретиков следует казнить смертию; другие ( Деян.5:1–10; 13:8–11 ) говорят о чрезвычайных действиях св. Апостолов, совершавшихся по вдохновению от Духа Св., и не могут быть рассматриваемы, как правила и законы, по которым бы церковь могла определять свои отношения к еретикам; третьи, ( Мф.7:15 ; Деян.20:29 ; Ин.10:1 ) только отчасти и только при поверхностном, чисто формальном, их понимании, могут благоприятствовать мысли «Камня веры», так как аналогия между разбойниками и волками с одной стороны, и еретиками с другой – едва ли может быть проведена в отношении к наказанию еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

ч. Н. В. После смерти имп. Константина X Дуки в 1067 г. при к-польском дворе обсуждался вопрос о браке между Н. В. и императрицей-вдовой Евдокией Макремволитиссой. Однако Евдокия отдала предпочтение Роману IV Диогену , к-рый 1 янв. 1068 г. и стал ее супругом и императором. В период правления Романа Диогена (1068-1071) Н. В. вынужден был покинуть военную службу и жил в своих имениях в М. Азии. С началом политического кризиса, начавшегося в связи с разгромом византийцев при Манцикерте тюрками-сельджуками и пленением Романа Диогена, Н. В. вернулся ко двору, и имп. Михаил VII Дука назначил его стратигом фемы Анатолик. Переломить катастрофическую для византийцев ситуацию в М. Азии Н. В. не мог. Он руководил неск. оборонительными кампаниями, к-рые из-за недостатка сил византийцев между 1072 и 1077 гг. привели к потере ими значительных областей М. Азии. В окт. 1077 г. Н. В. поднял мятеж против имп. Михаила VII, заключил союз с сельджуками и с войском стал продвигаться из М. Азии к К-полю. Одновременно с Н. В. мятеж на Балканах начал дука Никифор Вриенний. Союз между Н. В. и Вриеннием заключен не был. В нач. 1078 г. Н. В. занял Никею и подошел к Халкидону. 24 марта он был провозглашен императором. 31 марта в К-поле произошел дворцовый переворот. Правящая фамилия Дука, противостоявшая Вриенниям, предпочла заключить соглашение с Н. В. и пригласить его на престол. Под давлением семьи имп. Михаил VII Дука отрекся в пользу своего брата Константина и принял постриг. 3 апр. 1078 г. Н. В. въехал в К-поль и вступил в переговоры с Дуками. Было решено, что Н. В. займет престол с условием сохранения за Константином Дукой, сыном Михаила VII, прав соправителя и наследника. 2 июля состоялась коронация Н. В. в соборе Св. Софии. Византийский имп. Никифор III Вотаниат с придворными и аллегорическими фигурами. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. 1078–1081 гг. (Paris. Coislin. 79. Fol. 2r) Византийский имп. Никифор III Вотаниат с придворными и аллегорическими фигурами. Миниатюра из Гомилий свт.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) Ламперт (ранее 1028 – после 1081), один из наиболее выдающихся историографов средневековья, обучался в школе при кафедральном соборе в Бамберге, с 1058 г. – в Херсфельдском монастыре, тогда же совершил паломничество в Иерусалим, в 1081 г. стал аббатом в Хасунгене. Перу Ламперта принадлежат «Житие св. Лула» (который был основателем Херсфельдской обители), фрагментарно сохранившаяся история монастыря, но главным его трудом были «Анналы», которые писались в течение примерно двух лет, в 1077–1078/9 гг. Сочинение охватывает время от сотворения мира до марта 1077 г., когда заканчиваются формальной концовкой, в которой выражена надежда, что описание событий, открывшихся коронацией 15 марта этого года антикороля Рудольфа Райнфельденского, продолжит кто-либо другой. Историограф проявил себя в качестве яркого стилиста, ориентирующегося на классические образцы, прежде всего – Тита Ливия. Кризисные события правления Генриха IV (саксонское восстание, борьба за инвеституру и т. п.) делают эпоху его отца и предшественника, Генриха III, идеальной в глазах историка. Нескрываемый драматический субъективизм Ламперта никогда не переходит грань, отделяющую пристрастность от фальсификации; акцент на тенденциозности «Анналов», свойственный историографии XIX в., не оправдал себя и должен быть расценен как гиперкритическое преувеличение. «Анналы» Ламперта содержат целый ряд важных известий о Руси, в понимании которых принципиальную роль играет источниковедческая критика, что и отражено в соответствующих примечаниях. Издания: Lamp. 1894. Р. 3–304; Lamp. 1957. Переводы: На немецкий язык: Lamp. 1883; Lamp. 1957 (a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 163–165 (только «русские» фрагменты). Литература: Holder-Egger 1894. S. 141–213, 371–430, 508–574; Manitius 3. S. 322–329; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 456–471; 3. S. Struve 1969–1970. S. 1–123, 32–142; Eggert 1977. S. 89–120; более полную библиографию см.: RFHMAe 7. Р. 111–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 2 об.) [Изборник кн. Святослава, Изборник царя Симеона], слав. четий сборник, важнейший источник по истории слав. переводной лит-ры, богословской и общественной мысли Болгарии эпохи Первого царства, межслав. средневек. культурных связей, древнеболг. и древнерус. лит. языка, древнейшей истории кириллического письма, памятник древнерус. изобразительного и орнаментального искусства. Название «И.» может применяться как к древнерус. кодексу 1073 г. (ГИМ. Син. 1043 (31-д)), так и к позднейшим спискам сборника аналогичного содержания (часть которых, напр. все сербские и отдельные русские, восходит не к ркп. 1073 г., а к ее болг. оригиналу) и к совокупности рукописной традиции памятника. Первое название И. получил по имени заказчика и владельца списка 1073 г. киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича , второе название (более принятое зарубежными, прежде всего болг., исследователями) - по имени заказчика и владельца оригинала болг. царя Симеона (813-927). Имя царя Симеона, отражающее древнейшую историю сборника и замененное в списке 1073 г. именем кн. Святослава, читается в составе Похвалы болг. царю в списке И. сер.- 3-й четв. XV в. РНБ. Кир.-Бел. 1/1082 (долгое время ошибочно датировавшегося в лит-ре 1446), к-рый был обнаружен С. П. Шевырёвым в 1847 г., во время поездки в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Существование болг. оригинала И., составленного и написанного для царя Симеона, подтверждается и независимой от русской сербской рукописной традицией сборника нач. XIV-XVI в. ( Mih il G. Langue et culture roumaines dans l " espace sud-est européen=Румын. яз. и культура в Юго-Вост. Европе. Bucur., 2001. С. 270-290; Симеонов сб. 1991. Т. 1. С. 39-43, 70-71. 2, 3, 14). Отсутствие в серб. списках И. Похвалы царю Симеону объясняется, возможно, тем, что они (в отличие от древнерусских) восходят к неофициальному (либо дефектному) экземпляру сборника. Мнение Л. П. Жуковской , что под «царем Симеоном» в Похвале в кирилло-белозерском списке следует понимать вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого, является несостоятельным ( Жуковская Л. П. Изборник 1073 г.: Судьба книги, состояние и задачи изучения//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 8-10).

http://pravenc.ru/text/293834.html

1072 ? Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072 Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь , построенную кн. Изяславом Ярославичем 1073–1077 Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073 Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг. Создание Ростовской епископии 1073–1076 Киевский кн. Святослав Ярославич 1077–1078 Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг. Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского 1078–1093 Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг. Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089 Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Uoahha II 1093–1113 Киевский кн. Святополк Изяславич 1096–1117 Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093 /1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода) 1096 Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г. Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая) 1097 Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106 /1107 г. Паломничество игумена Даниила в Святую землю 1113–1125 Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1117–1136 Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115 Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем 1125–1132 Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет 1132–1139 Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128 /1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Успешный поход Исаака I против печенегов. 1059.11 Тяжелая болезнь Исаака I. Исаак I ушел в Студийский монастырь, где и умер 31 мая 1060 или 1061 года 1059.11 Императором стал  Константин X Дука . Торки опустошили Македонию и дошли до Константинополя, где были разбиты. Уцелевшие торки вернулись на Русь. Восстание в  Болгарии и в Северной Греции. Примирение руководителя восстания Никулицы Дельфина с императором Константином. 1067.05.23 Смерть Константина X Дуки. Власть перешла к его сыновьям Михаилу, Константину и Андронику, но фактически была у их матери Евдокии. 1067.12.31 Венчании Евдокии с Романом IV Диогеном, который был до этого в ссылке из-за заговора против Константина X. 1068.01.01 Коронация Романа IV Диогена. 1068–1069. Походы Романа IV против турок. Падение Маницкерта и окончательное завоевание сельджуками Армении. Поход Романа IV на турок. Поражение византийцев при  Маницкерте . 1071.08 Заговор против Романа в Константинополе. Императором провозглашен сын Константина X  Михаил VII Дука Парапинак . Гражданская война в Византии.  В Италии пала крепость Бари — последнее владение Византии . Восстание в Болгарии, поддержанное Сербией. Поражение восставших. 1072.08.04 Смерть бывшего императора Византии Романа IV Диогена. Восстание франка Руселя. Подавление мятежа будущим императором Алексеем Комнином. 1077.10 Восстание полководца Никифора Вотаниата. Никифор Вотаниат становится главнокомандующим восточных войск империи. 1078.03.25 Заговор в Константинополе против Михаила VII. Отречение Михаила от престола и постриг в монахи. В Сердике волнение богомилов. 1078–1079 Восстания в Византии Никифора Вриенния, Никифора Василиаки, Никифора Мелиссина. Подавлением восстаний руководил Алексей Комнин. 1081.02 Восстание против Никифора организовано Алексеем и Исааком Комнинами. Императором провозгласили Алексея. 1081.04.01 Алексей Комнин  вступил в столицу. Отречение и постриг в монахи Никифора III Вотаниата.  Норманны захватили Авлон и осадили Драч. Византия заключила мир с турецким султанатом, чтобы отбить нашествие норманнов.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010