Елеосвящение может быть совершаемо во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, когда бы ни потребовало того состояние больного. 1045 Вещество таинства Веществом таинства служит освящённое оливковое масло, к которому, из подражания милосердному Самарянину (см. Лк.10:34 ), подливается несколько красного вина. 1046 Елей должен быть чистый, без всякой примеси (Прав. Исповед., отв. на вопр. 118). При совершении таинства елеосвящения употребляются также сухие зёрна пшеницы 1047 и семь стручцов 1048 , которые водружаются в сосуд, наполненный указанными зёрнами 1049 («Последов. св. елеа»). Совершая елеосвящение, священник, хотя бы и был один, должен выполнить всё чинопоследование, положенное в Требнике для семи священников. Таинство считается совершённым, если священник, по освящения елея, успеет, хотя однажды, прочитать над болящим совершительную молитву («Отче Святый, Врачу душ и телес») и совершить помазание на указанных в Требнике членах тела 1050 (см. Треб. митр. П.Могилы). Так как св. елей в таинстве был носителем Божественной благодати, а прочие предметы, чрез своё служебное значение при нём, сделались причастными к освящению, особенно стручцы , то считается приличным светильники отдавать в церковь для возжения во время богослужения у престола и жертвенника; пшеничные зёрна, равно и стручцы с бумагой, носящей следы св. елея, следует сжигать в церкви в жаровне, где приготовляется фимиам к каждению; точно так же и остатки св. елея должно предавать огню в церковной жаровне 1051 (О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 252–254, 256 стр.). В большинстве случаев священники приглашаются для совершения таинства елеосвящения только в крайней опасности больного и на самое таинство смотрят как бы на последнее напутствие умирающего 1052 (см. Рук. д.с.п. 1888, 26); при этом некоторые считают необходимым, при совершении таинства, давать обеты в роде отречения от супружеских сношений (см. ниже, 1286 стр. печатного оригинала); наконец, при сожжении стручцов, если это совершается при совершении самого таинства на столе или в чашке, в которую они воткнуты, в направлении дыма видят указание на исход болезни елеопомазуемого; пастырская совесть строителя таинств обязывает выяснять истинное значение таинства елеосвящения и искоренять суеверные взгляды на него. Вот почему, между прочим, и следует стручцы вместе с зёрнами сожигать в церкви, не говоря уже о вреде для больного дыма от сожжения стручцов (Рук д.с.п. 1861, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

См.: Св. Иустин Философ. О воскресении. Гл. 5, 6//Творения. М., 1995. С. 473–475. 1033 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых. Гл. 6//PG. 50, 249; На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2//PG. 62, 436. 1034 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 160. 1035 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 12. М., 1991. С. 300. 1036 Св. Иустин Философ. О Воскресении. Гл. 9//Творения. М., 1995. С. 482. 1037 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 158–159. 1038 Татиан. Речь против эллинов. Гл. 6//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 375. 1039 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 2–3. М., 1991. С. 294–295; См. и Правила святых Апостолов, 5 : 7, 2//ΒΕΠΕΣ. 2, 79 (12–15). 1040 Свт. Афанасии Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 114//ΒΕΠΕΣ. 35, 134–135. 1041 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2–3//PG. 62, 436–440. 1042 Свт. Мефодий Олимпский. О воскресении. Ст. 40//ΒΕΠΕΣ. 18, 137 (32–37). 1043 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Сергиев Посад, 1994. С. 4–12. 1044 Свт. Иоанн Златоуст. Отрывок беседы на блаж. Иова//PG. 64, 620D. 1045 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 467. 1046 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2//PG. 61, 356–357. 1047 Там же, беседа 42, 2//PG. 61, 364–365. 1048 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 3//PG. 61, 470. 1049 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 473. 1050 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 18. М., 1991. С. 305. 1051 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85. 1052 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 877 А. 1053 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 359. 1054 Свт. Григорий Нисский. О тех, кого оплакивают…//PG. 46, 532. 1055 Г. Μαντζαριδου. Παλαμικ. Θεσσαλ., 1973. Σ. 260. 1056 Свт. Иоанн Златоуст. О наслаждении будущими (благами). Гл. 6//PG. 51, 352–353. 1057 Π. H. Трембелас, комментируя слова Деяний: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян. 1, 4), — приводит мнение Феофилакта Болгарского, который замечает: «После Воскресения (Господь) уже не по необходимости ел и пил, но только чтобы уверить всех в истинной природе тела, которое и добровольно пострадало, и воскресло, как подобает Богу… А то, каким образом (все это произошло), — не нам сказать. Но все это произошло некоторым необычным образом: не потому, что природа нуждалась в пище, но по снисхождению (Его) к доказательству Воскресения» (Π. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα ες τας Πρξεις των Αποστλων. " Αθναι, 1955. Σ. 51–52). 1058

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

В Великом Новгороде реставраторы покрыли золотом главный купол Софийского кафедрального собора 29 декабря 2006 г. 19:44 Как сообщили в пятницу РИА «Новости» в Новгородском епархиальном управлении, золочение главного купола древнейшего в России православного храма выполнено безупречно. «Реставраторы, безусловно, понимали значимость объекта, на котором они работали», — сказали в епархиальном управлении. «Для того, чтобы можно было оценить работу реставраторов, должно было пройти 45 суток с того момента, как они приклеили на купол самый последний золотой лист, и вот сейчас, когда этот срок прошел, уже можно говорить, что золочение купола выполнено безупречно», — добавили в управлении. Пока главный купол Софийского кафедрального собора укрыт от глаз строительными лесами. Они будут стоять, пока на нем не установят новый крест, уточнили в Новгородском епархиальном управлении. «Нет смысла убирать леса, чтобы потом, при установке креста, возводить новые», — сказали в управлении. Новый крест для купола уже изготовлен, он находится на золочении в Санкт-Петербурге. Леса на четырех малых куполах собора сохранятся как минимум до весны будущего года, когда специалисты планируют провести реставрацию малых барабанов. Согласно летописным источникам, каменный Софийский собор был заложен в Новгородском кремле в 1045 году князем Владимиром Ярославовичем, сыном великого князя Ярослава Первого, и епископом новгородским Лукой Жидятой. Строительство одной из основных святынь Великого Новгорода и России продолжалось около семи лет. Храм был освящен 14 сентября 1052 года. В годы Советской власти Софийский собор входил в структуру Новгородского государственного музея-заповедника (НГМЗ). В 1991 году с помощью Святейшего Патриарха Алексия собор был возвращен Новгородской епархии . 16 августа 1991 года Патриарх лично освятил древнейший в России православный храм. Согласно информации из НГМЗ, золотое покрытие на куполе Софийского кафедрального собора необходимо обновлять как минимум раз в 30 лет. В ХХ веке купол кафедрального собора золотился трижды: до революции, после Великой Отечественной войны и в начале восьмидесятых годов. Очередные реставрационные работы на куполах Софийского собора начались осенью 2005 года. Необходимость проведения восстановительных работ в первую очередь была связана с аварийным состоянием золотого покрытия на главном барабане собора. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/177455.htm...

1032 Пафлагония — область в Малой Азии на южном берегу Черного моря 1033 Самос — остров у побережья Малой Азии неподалеку от Эфеса. 1034 Жители Илиона — города вблизи древней Трои. 1035 Т.е. Дориду. 1036 Аквилея — город на северном побережье Адриатического моря. 1037 В «Иудейской войне» (I, 23, 3) Иосиф говорит о том, что Ирод привез к Октавиану Августу только одного Александра, обвинив своего сына в попытке отравить его. 1038 Это бывшая так называемая Стратонова башня. (Перев.) 1039 Речь идет о Ливии, третьей жене Октавиана Августа. По его завещанию она была принята в патрицианский род Юлиев и получила имя Юлии. 1040 Как уже говорилось выше, маяк на острове Фарос (у Александрии) достигал в высоту 110 метров. 1041 Храм Аполлона (Пифия), победившего змея Пифона. 1042 олимпия, где находилось святилище Зевса и где проводились олимпийские игры, с 572 г. до н.э. принадлежала Элиде, и с того времени именно элидцы обладали правом организации олимпийских игр. 1043 Октавиан Август был великим понтификом с марта 12 г. до н.э. Власть народного трибуна он получил в 30 г. до н.э. пожизненно, чем нарушил закон, по которому народным трибуном мог быть только человек из плебейского рода. 1044 Анкира — город в Галатии. 1045 Здесь в тексте пропуск. (Перев.) 1046 У Ирода было десять жен; правда, Мариамма из рода Хасмонеев уже была им казнена. 1047 Т.е. закон кровной мести. 1048 Сентий Сатурнин являлся наместником провинции Сирии в 9—6 гг. до н.э. Волумний был направлен императором в качестве проконсула и ведал в провинции главным образом сбором налогов. 1049 Тут в тексте пропуск, восстановленный нами по смыслу. (Перев.) 1050 Кос — один из островов Додеканеса вблизи побережья Малой Азии (неподалеку от Галикарнаса), о нем уже упоминалось выше. 1051 Слово «друг» по отношению к Ироду и Октавиану Августу не следует понимать буквально. «Друзьями» императора и Рима титуловались зависимые от Рима цари. 1052 Здесь, как, впрочем, и везде, Иосиф именует Набатейское царство Аравией. 1053 Сентий Сатурнин был консулом в 19 г. до н.э.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

В отношении к городскому полицейскому, а частью и государственному, управлению Новгород разделялся на части, которые назывались концами и которых сначала было пять, а потом прибавилось ещё несколько. (Из первоначальных пяти концов три находились на Софийской стороне: Людин или Гончарский – часть города от Юрьева монастыря, Неревский – часть города с противоположной стороны и Загородский, т. е. находившийся за городом Софийским,– в середине; два на Торговой стороне: Славенский – верхняя большая половина стороны по Плотницкий, ныне – Федоровский, ручей 652 , и Плотницкий,– меньшая половина стороны за этим ручьём. Литература о Новгороде: Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода, Москва, 1808 (митрополита Евгения), Исторические исследования о древностях Новгорода, Н. Муравьева, СПб. 1828г., О местоположении древнего Новгорода, историческое исследование Ивана Красова, Новгород, 1851. Собственно о церковном Новгороде: Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, архимандрита (ныне епископа) Макария, в двух частях, Москва, 1860, Святыни и древности Великого Новгорода графа М. Толстого, Москва, 1862 (к книге приложены: план Новгорода, карта его окрестностей, план и фасад Софийского собора). Церкви с самом Новгороде и его окрестности или на его загородьи: 1 . Св. София, кафедральный архиерейский собор, 1045–1052. См. о нём выше, До сноски 188. 2 . Церковь Благовещения на Городище, заложенная князем Мстиславом Владимировичем в 1103г. Городище составляло подгородное княжеское село или княжескую слободу, подобно Киевскому Берестову, в которой князья имели свой дворец. Находилось вверх от Новгорода по правому берегу Волхова. Судя по тому, что с течением времени в нём построено было до шести церквей (архимандрита Макария, I, 486), представляло собой селение весьма значительное. В виде малого села существует до настоящего времени и отстоит от Новгорода, по нынешнему пространству последнего и своему, в 2 вёрстах. Мстиславова церковь стояла до 1342г., а в этом году по причине ветхости порушена и на её место заложена новая, которая и остаётся до настоящего времени, составляя приходскую церковь нынешнего села (и единственную сохранившуюся из всех других).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

М. Снегирёв во введении к Памятникам Московской древности говорит: «(в церквах и каменных зданиях Москвы) потолки и своды между железными связями слагаемы были из глиняных кувшинов или горшков; этот способ кладки, употребляемый и ныне во всех важных постройках (?), давно известен был в России; остатки такого свода найдены в развалинах Десятинной Киевской церкви, в Киево-Софийском и Рязанском соборах»... стр. XXXIV. Если бы это было так, то подобным образом купола и своды, прежде всего, должны были бы класться в Новгородских церквах, где требовалась их возможная лёгкость по свойству стен. Однако они кладены были в них из кирпича, Макарий, ibid. стр. 25. В кирпичных сводах и куполах Новгородских церквей действительно вставлено множество этих горшков или точнее небольших горшочков – так называемых голосников, и весьма возможно, что это не только для голоса или резонанса, но и для лёгкости сводов и куполов 163 . Было ли то же в Киеве и во Владимире, остаётся нам неизвестным. Наши монументальные церкви до-монгольского периода суть таковые только весьма относительно и не идут в сравнение с монументальными церквами Запада. Зато они и кладены были не многие десятки лет и не по целым столетиям, как последние, а обыкновенно весьма скоро: Десятинная церковь Владимирова не только была складена, но и совсем отстроена в шесть лет (991–996), церковь Печерского монастыря была складена в три лета (1073–1075), Владимирский Успенский собор был складен и до некоторой степени отстроен (см. ниже) также в три лета (1158–1160); Новгородской Софийский собор, представляющий собой церковь не монументальную, но близкую к ним, был совсем отстроен в восемь лет (1045–1052) 164 . Не все наши каменные церкви до-монгольского периода непременно были кладены греческими мастерами. Необходимо думать, что малые между ними были кладены мастерами русскими, ибо предполагать, чтобы для стройки и этих церквей были выписываемы мастера греческие, было бы совсем невероятно. Но как клали каменные церкви наши русские мастера, когда они не имели никакого понятия об архитектуре, когда они могли быть только каменщиками, а не архитекторами? Необходимо думать, что так же, как и в позднейшее, известное нам в этом отношении, время, а именно – с образца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Порой цитаты из отцов, считавшиеся православными наиболее полезными, касались не образов Христа и святых 1040 , а изображений римских императоров 1041 . Так, например, Афанасий, почитавшийся ими как «муж многоопытный», писал, что «изображение императора есть его точное подобие… И посему поклоняющийся изображению поклоняется и императору, ибо оно есть его образ и обличье» 1042 . Подтверждением такому истолкованию служили и другие сочинения, приписываемые Афанасию. Еще более важным было свидетельство «божественного Василия» Кесарийского 1043 , сказавшего, что «изображение императора тоже именуется «императором», и все же их не два» 1044 . В другом месте Василий обращается к понятию «императорского образа», говоря о Святом Духе 1045 . Более того, один его отрывок часто цитирует Иоанн Дамаскин , пространно рассуждая об «образе», соотносимом со Христом, Богородицей и святыми 1046 . Толкуя понятие «образа», сам Василий пишет так: «Почитание, возносимое образу, переходит и на первообраз» 1047 . Считалось, что именно это и происходит, когда христиане поклоняются какому-то образу. Возражая, иконоборцы утверждали, что это сказано «применительно к богословию», ко внутренней жизни Божества, и не относится к образам, использующимся в церквах 1048 . Строго говоря, они были правы, потому что в данном случае «образ» означал Самого Христа, а не рукотворный портрет, – однако вырванный из контекста и использованный как доказательство (как нередко и поступали с такими отрывками обе стороны), данный текст воспринимался как сильная поддержка православных. Что касается несториан, то они, говоря о соотношении императора и его изображения, хотели обосновать проводимое ими различие между ипостасью и лицом 1049 . Почтение, оказываемое образу императора, а также тот факт, что в поисках защиты можно было «прибегнуть к его изваяниям» 1050 (подкрепленный соответствующей цитатой из Златоуста), еще более убеждали в своей правоте 1051 . Ведь если такое было возможно по отношению к смертному христианскому императору, то тем более уместно воздать такое почтение образу вечного Царя. Примечательно, однако, что у тех же трех отцов – Афанасия, Василия и Златоуста – а также у других иконоборцы находили отрывки в пользу их позиции 1052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поклонившись великой и древней святыне в Софийском соборе, я привезен был в Митрополичий дом, где и водворился на все время пребывания моего в Новгороде. Такого обширного архиерейского помещения, как здесь, я нигде в других епархиях, не исключая и столиц, не видел. В 9 часов я пошел опять в собор к литургии, которую совершал довольно поспешно какой-то заштатный басистый священник; соборяне пели изрядно. Настоящий Новгородский Софийский собор, заложенный благоверным князем Владимиром Ярославичем в 1045 г, освящен был 14 сентября 1052 г. Вместе с построением собора он украшен был иконописью и мозаикой. Иконопись произведена была вызванными из Царьграда иконными писцами. В куполе собора было изображение Спасителя, благословляющего десницей. Об этом изображении сохранилось в Летописи 358 следующее сказание. На другой день после написания Спасителя благословляющая десница Его оказалась сжатой. По приказанию епископа Луки, до трех раз исправляли икону; но каждый раз Спаситель чудесно являлся на ней со сжатой десницей. Наконец в 4-й день от образа Спасителя был голос к иконописцам: «писари, писари, о писари! не пишите Мя благословляющей рукой, напишите Мя со сжатой рукой: Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новгород держу; а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание». В продолжение слишком 800-летнего существования собор Новгородский не раз подвергался переменам от разорений, пожаров и разного рода возобновлений 359 . После литургии я зашел к Преосвященному Анастасию, помещающемуся близ собора в небольшом здании, принадлежащем архиерейскому дому. Преосвященный знаком мне с давнего времени. При моем управлении Полоцкой епархией, он был законоучителем в Полоцкой военной гимназии. С приятностью воспоминали мы с ним о Полоцкой старине. Между тем, доложили о приезде начальника губернии А. Н. Мосолова. Явился предо мной довольно молодой, болезненный человек; оказался родственником одному. знакомому мне по Харькову, помещику Мосолову. А. Н. до назначения на настоящую должность был посланником в Риме и участвовал в заключении последнего конкордата с папой.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 13.04.1093, Вышгород), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093), 5-й сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от (2-го?) брака с блгв. кнг. Ириной (Ингигерд) († 1051), дочерью швед. кор. Олава Шётконунга. Печать кн. Всеволода Ярославича. 1054–1078 гг. Прорись (Нац. музей, Варшава) Печать кн. Всеволода Ярославича. 1054–1078 гг. Прорись (Нац. музей, Варшава) Князь был крещен во имя св. ап. Андрея Первозванного . Об этом свидетельствуют довольно многочисленные (14 экз. при 11 парах матриц) сохранившиеся свинцовые печати В. Я. с греч. надписью в большинстве экземпляров: + Κ[ΥΡΙ]Ε ΒΟΗΘΕΙ ΤΩ ΣΩ ΔΟΥΛΩ ΑΝΔΡΕΑ ΤΩ ΣΒΛΑΔΩ (Господи, помози рабу Своему Андрею Свладу) - на одной стороне и изображением ап. Андрея на другой. (Крещение В. Я. с именем Андрей подтверждает граффито из киевского Софийского собора о погребении некоего кн. Андрея «в великии четверг… месяца апреля в 14» - дата совпадает с летописной датой захоронения В. Я.) Князь был женат по крайней мере дважды: в 1045/52 г. на родственнице (дочери?) визант. имп. Константина IX Мономаха кнг. Марии (?), несколько ранее 1070 г. на кнг. Анне (?) († 1111). От 1-го брака имел сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и дочь прп. Анну (Янку), от 2-го брака - сына Ростислава (Михаила) († 26 мая 1093) и дочь Евпраксию († 9/10 июля 1109 в монашестве), а также (неизвестно, от какого брака) дочь Екатерину (Ирину?) († 11 или 24 июля 1108). Согласно ПВЛ, В. Я. был любимым сыном Ярослава Мудрого, к-рый «его имеяше присно у собе». Возможно, поэтому источники ничего не сообщают о столе В. Я. при жизни отца в отличие от его старших братьев - блгв. князей Владимира († 1052) , Изяслава (Димитрия) и Святослава (Николая) Ярославичей . Победа кн. Всеволода Ярославича над кочевниками-торками. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 94)

http://pravenc.ru/text/155466.html

Как ипостасная уникальность и свобода Лиц Троицы явлена нам в постоянно изливаемой из Божественных Личностей творческой силе, 1045 находящей свое отражение, в первую очередь, во всякий раз новой и уникальной личности каждого нового человека, 1046 так «Божественное творчество» продолжается в истории, но уже в соучастии, соработничестве со свободной личностью человека. 1047 «Путем динамического синер­гизма» человек «должен стремиться к своей конечной цели и полноте Бытия, становясь, таким образом, сотворцом Бога по отноше­нию к себе и окружающему миру». 1048 Это «межличностная» созидательная деятельность людей и Бога, «син-энергизм», творческая «кооперация живых и свободных личностей», 1049 уникальность которых создает богатое пространство для совместного творчества, из которого «созидается христианская личность» 1050 во всей ее неповторимости. «Соработничество Божией благодати и богоподобной свободы человека… происходит по законам Богочеловеческой Личности Христа, действующим в Богочеловеческом, Христовом Теле – в Церкви», 1051 как оптимальном месте реализации синергии. Динамизм Динамичность личности человека покоится вновь на ее Богообразности и «объясняется трансцендентной ее причинностью». 1052 Личное дело или домостроительство Сына, простирающееся к нам, предназначено для придания динамике нашей личности верного направления, чтобы обезображенный грехом «и в то же время богообразный человек» имел возможность «возрастать в меру полного возраста Христова… Вот богочеловеческое развитие (эволюция) человека». 1053 Согласно преп. Иустину, для человечества нет возможности подлинного прогресса вне и без Личности Богочеловека Христа. 1054 Во Христе, в Его Церкви «на все времена показан путь построения христианской личности». 1055 Причем правильная динамика личности направлена на ее собственное совершенствование. Именно личность есть «то, что должно расти» 1056 в нас, границы ее должны «все более и более расширяться». 1057 Вместе с личностью растет и ее природа, ее «существо», 1058 ее знание. Познание и само-познание личности еще раз оказывается не столько прерогативой чистого ««разума», сколько прерогативой свободы личности, поэтому всегда остается живым и динамичным». 1059 Повторяя мысль Ф. М. Достоевского, преп. Иустин пишет, что «личное самосо­вершенствование не только начало всему, но и продолжение всего и исход». 1060

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010