Отсечение своей воли особенно необходимо монашествующим. Поэтому схиархимандрит Илиодор так много заботился об искоренении своеволия и самолюбия в своих духовных чадах. Он писал, что всякий монах, если хочет быть истинным монахом, должен отсекать свою волю и иметь смиренномудрие. «Это для всякого так необходимо, что не имея у себя того и другого, никто не может сказать о себе – я монах» 1045 . Новоначальной, поступившей в обитель, о. Илиодор объяснял: «Теперь предстоит тебе новый подвиг – учиться так жить, чтобы взявши на рамена свои спасительный крест монашеского терпения, нести оный мужественно и следовать за Христом… Подвиг же, о котором сказано выше, заключается в отсечении своей воли и покорении оной другому. Последнее для нас столь же важно, как и первое, ибо отвергая свою волю, мы с тем вместе отвергаем и пагубные советы врага, а покоряя оную другому, мы покоряемся Самому Богу» 1046 . Старец учит: «Отсечение своей воли есть первая обязанность находящихся в заведовании у старцев» 1047 . Он убеждает, что «новоначальный ничем так не совершенствуется в духовной жизни, как покорностью и отсечением своей воли» 1048 . Монахине, спрашивавшей «Что есть своя воля?», о. Илиодор отвечал: «Исполнение временных желаний, не соответствующих воле Божией, и увлечение сердца к тем предметам, в коих грешит душа» 1049 , и добавлял: «Живя по своей воле, не успеешь ни в чем» 1050 . Желающих направлять свою волю по внушению собственных мыслей о. Илиодор предостерегал от опасности: «Чадо! будь осторожна в своей жизни и не доверяй своему рассуждению, оно бесполезно» 1051 . В другом письме он писал: «Не составляешь ли своего мудрования. Этого ты берегись, иначе потеряешь навсегда и время, и подвиги, и надежду, и награду за труды» 1052 . По учению старцев всякий подвиг должен совершаться с рассуждением, соразмерно со своими как духовными, так и телесными силами, и с благословением отца духовного. Но кто живет по своему разуму и произволу, такой человек, хотя бы нес большие подвиги, однако не может преуспеть в духовной жизни, потому что все сделанное по своей воле не всегда бывает угодно Богу по причине тщеславия и превозношения 1053 . Отец Илиодор неоднократно писал об этом своим чадам, предостерегал их, казалось бы, и добрые дела начинать без благословения. «Из письма твоего видно, что у тебя есть великое желание размышлять о смерти, об участи грешных и о страшном суде Божием. По-видимому, желание у тебя и благое, но дело опасное, если ты будешь углубляться мыслию в эти страшные явления по самочинию. Поэтому и советую тебе не вдаваться ни в какие размышления без благословения старицы, чтоб… не отчаяться. Равно и о способе молитвы ты должна спрашивать и учиться у нее же, ибо и молитва поставляется в грех, если она не будет соответствовать духу смиренномудрия» 1054 . Умудренный старческим опытом, о. Илиодор объяснял, что правильный образ мыслей рождается при искреннем смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Единственный вопрос биоэтики, который не обсудили подробно - вмешательство в геном человека. Тем не менее, часть этой проблематики косвенно включается в позицию профессора Энгельгардта о клонировании и стимулировании воспроизводства. Конечно, вмешательство в гены подробно разбирается в его многочисленных работах. «Пемптусия», 20 Апр. - Июль 2006, с. 120-147, http://www.bioethics.org.gr/03_frame.html Здесь переводится как «светский» английский термин secular, который означает нерелигиозного и не церковного человека или объект. См. A.S. Hornby, E. V. Gatenby, H. Wakefield, The Edvanced Learner " s Dictionary of Current English, second edition, Oxford University Press 1963, с. 897. Для лучшей передачи на греческом языке термины «светский» и «обмирщеный» чередуются. См. Ι. Χρυσοστμου, Εις το Κατ Ματθαον, PG 58, 548 и Εις την Α Προς Κορινθους PG 61, 52. См. Ι. Χρυσοστμου, Ομιλα Κ εις την Προς Εφεσους, PG 62, 135. См. Мк. 10. 6. Православная этика зачастую ведет себя и как антиэтика. Для более подробного ознакомления с этой точкой зрения см. Γ. Μαντζαρδη, Παγκοσμιοποηση και Παγκοσμιτητα, Θεσσαλονκη 2001, c.123 и далее. Tom Beauchamp и James Childress, Principles of Biomedical ethics, New York, Oxford University Press 1979. См. Быт. 5. 22-24 См. Быт. 6. 9 См. Гал. 4.3 См. Ефес. 5.22 Μ. Βασιλεου, ροι κατ πλτος, ερτησις 55, PG 31, 1044 CD и 1048 BC SOPHIA=Society of Orthodox Philosophers in America. Речь идет о настоятеле Ватопедского монастыря архимандрите Ефреме. Μ. Βασιλεου, ροι κατ πλτος, ερτησις 55, PG 31, 1045 BC. Μ. Βασιλεου, ροι κατ πλτος, ερτησις 55, PG 31, 1052 BC. Γρηγορου Παλαμ, Υπρ των ιερς ησυχαζντων 2,2,30 εκδ. Π. Χρστου, τομ. 1 Θες/νικη 1962 с. 535-536. См. Γρηγορου Παλαμ, Ομιλα 53, εκδ. Οικονμου, Αθνησι 1861, с. 174, «νου δε ργανον ουδν εστν» Здесь идет речь о генной несовместимости, которая и является основной проблемой при трансплантациях. Брайан Кристофер Патридж - зять Энгельгардта (муж его дочери Христины) и директор Центра Культуры, Этики и Окружающей Среды в Гомере (Аляска).

http://pravoslavie.ru/37536.html

При характеристике нравственно-психологического состояния аскета в конечном периоде его подвижничества, в моменте проявления в его жизни осязательных благодатных плодов его подвига, наиболее часто и обычно встречаются термины: «суббота суббот” и «жатва жатвы“. 1044 Этими терминами «аскетические писатели старались охарактеризовать внутреннее состояние подвижников, свободное не от мысли только о делах житейских, а главное и от движения страстей и работы зла. 1045 Названные термины «характеризуют дух подвижника в конце аскезиса лишь с отрицательной стороны: они говорят только, что в душе аскета тогда не бывает страстей, но что именно представляет из себя душа, этого они не решают; последнее исчерпывается истолкованием видения пророка Иезекииля, которое таким образом, касается положительной стороны нравственного состояния духа подвижнического“. 1046 Общий смысл этого толкования сводится к мысли, что «духовная природа аскета бывает тогда не только чуждой страстей, но еще, по своей чистоте, становится подобной свету солнца. 1047 Такова общая характеристика того «нравственного состояния, которое является следствием подвижничества”. 1048 Но в аскетической литературе даются и более частные черты и более конкретные определения 1049 характеристики подвижнического совершенства. «По отношению к чувству определяющим началом является любовь к Богу”, 1050 отличающаяся особенной интенсивностью, характером горячей ,,пламенности”, 1051 так как объект любви созерцается непосредственно, 1052 а не при помощи каких бы то ни было понятий поскольку эти последние и всякое вообще “посредствующее начало между духом человека и Духом Божественным” 1053 устраняются совершенно. Особенность состояния ,,теоретико-познавательной способности духа человеческого” «святоотеческая аскетика видит» “в отсутствии множественности” и даже «двойственности” мышления, или, говоря положительно, видит ее в том, что тогда предметом нашего ума и притом непосредственным будет единственно и неизменно одно только Божество”. 1054 «Что касается, наконец, воли, то в состоянии святости она определяется предикатом истинной свободы”. 1055

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1030. Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей». 1031. Букв. «воспринять полноту этих вещей». 1032. Термин «песни» (tešbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 1033. Вар. «с молитвенной целью». 1034. Букв. «намерением». 1035. Букв. «склоняется». 1036. Букв. «лишь отдельные " . 1037. Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)». 1038. Или «удерживается от нас». 1039. Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу». 1040. Или «в нас». 1041. Сир. " alma d–qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания. 1042. Букв. «и плавает он, и радуется». 1043. Вар. «из писаний Духа». 1044. Букв. «на тему домостроительства». 1045. Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 1046. Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, к Богу». 1047. Сир. " amtana w–qutta " a. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность). 1048. Букв. «вытаскивает». 1049. Букв. «крестит». 1050. Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)». 1051. Букв. «от чтения своей меры». 1052. Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе. 1053. Букв. «этим целям», или «этим темам», т. е. книгам, написанным на эти темы. 1054. Вар. «с божественным намерением». 1055. Букв. «Средняя вершина уменьшает их». 1056. Букв. «Третья вершина уменьшает». 1057. Букв. «сопутствуют». 1058. Букв. «от простоты своей внешней продвигаются они внутрь». 1059. Букв. «вершине». 1060. Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов». 1061. В псалмопении и молитве. 1062. Ср. авва Исаия. Слово 24,1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение…» 1063. Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена». 1064. Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница». 1065. Букв. «на их пути, который в безмолвии» 1066. Текст настоящей главы переведен нами свободно. Дословный перевод затруднителен.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей Руси рано вошли в научный оборот, но их данные о русско-ордынских отношениях сравнительно мало использовались в исторических исследованиях, даже специально посвященных проблемам монголо-татарского ига на Руси и борьбы с ним. Задача настоящей работы – очертить основные вопросы русско-ордынских отношений, получившие отражение в духовных и договорных грамотах и заслуживающие специального изучения с привлечением всех других видов источников. 1 . Выплата дани-выхода, ее размеры, способ раскладки 1043 , порядок сбора 1044 . Следует отметить, что обычно упускается из виду, что 1480 и даже 1502 годы не положили конец платежам (в меньших, может быть, размерах, чем выход в Золотую Орду) со стороны Русского государства Крымскому, Казанскому и Астраханскому ханствам и на содержание служилых татарских царевичей и их слуг. Это были реальные и не такие уж незначительные платежи, а не просто позднейшие подарки-поминки. Их выплата фиксируется в духовной грамоте Ивана III (1504) и договорах его сыновей Василия и Юрия (1504 и 1531) 1045 . В духовных и договорных грамотах отражены разные коллизии среди русских князей по поводу дани: уплата одними выхода, в долг за других, предоставление льгот 1046 . Многократно (начиная с духовной Дмитрия Донского и его последнего договора с Владимиром Серпуховским) высказаны в грамотах надежды на то, что русские князья перестанут платить дань Орде и все собираемые средства тогда останутся у них. При этом в одних случаях речь идет о том, что «переменит Бог Орду» 1047 , а в других (начиная с Василия II, а постоянно – с Ивана III) – что великий князь, через которого шла дань, ее «не даст» 1048 . 2 . Другие повинности в пользу Орды – ям 1049 , обслуживание и содержание татарских послов 1050 . 3 . Штат обслуживания ордынских интересов на Руси – «численные люди» 1051 , «ордынцы» 1052 , «делюи» 1053 . 4 . Опасения (реальные) по поводу возможного захвата русских земель татарами 1054 . 5 . Обязательства оповещать друг друга о замыслах противников, в том числе ордынцев, против одного из договаривающихся князей, когда эти замыслы становятся известны другому («А добра ти нам хотети во всемь, в Орде и на Руси. А что ти слышев о нашем добре или о лисе от крестьянина или от поганина, то ти нам поведати в правду, без примышленья, по целованию, без хитрости») 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Познание и само-познание личности еще раз оказывается не столько прерогативой чистого «“разума”, сколько прерогативой свободы личности, поэтому всегда остается живым и динамичным» 1045 . Повторяя мысль Ф. М. Достоевского, преп. Иустин пишет, что «личное самосовершенствование не только начало всему, но и продолжение всего и исход» 1046 . Жития святых призваны наглядно показать, «как совершенная человеческая личность, совершенный человек строятся и образуются» 1047 , как динамика личности меняет свой вектор от слепого и разрушительного для личности эгоцентризма на созидательный для нее «теоцентризм» 1048 . Жизнь в целом убедительно показывает, что человек действует в своей личной и общечеловеческой истории «как творческое существо, одаренное исключительным динамизмом» 1049 . С точки зрения верующего наблюдателя, можно говорить об исторической «эпопее кристаллизации личного и национального характера» 1050 христианских народов, о «постоянном созидании личности, нового человека» 1051 с помощью Христовой веры. Именно «религия становится средством… расширения, углубления, обесконечивания человеческой личности» 1052 . Динамизм человеческой личности направлен к созиданию т. н. «всечеловеческой личности» 1053 , подобной Личности Христа в своей всеобъемлющей любви. Однако свобода человеческой личности открывает возможность и отрицательной ее динамики. Так, в результате грехопадения «личность обесценена и разорена», человек стал вещью 1054 . Грех ведет к личностной «дезинтеграции», к «обезличиванию личности» человека 1055 . Свою свободу и власть личность в состоянии греха уступает сатане, который «восседает, как царь, на троне человеческой личности – на уме, и обладает всем человеком, всеми его познавательными способностями, всеми понятиями и знаниями» 1056 . Вместо креативной и подлинно свободной синергии личностей Бога и человека возникает разрушительная синергия «комбинированного человеческого духа с греховным духом сатаны» 1057 . В подобной динамике состоит «экзистенциальная угроза обезличивания и бессмысленности всего человеческого» 1058 бытия. 2.5.10. Общение, кафоличность и перихоретичность личности Кроме того, сербская богословская мысль XX в. определяет человеческую личность как призванную к соборности 1059 , т. е. имеющую онтологическую потребность в общении с себе подобными. Человек как личность «существует в отношениях» 1060 и, по образу Троичной гармонии Ипостасей, интуитивно стремится к «симфонии личностей» 1061 . Личность человека органически связана с обществом, а общество – с каждой отдельной личностью. Сообщность людей, как «собор реальных личностей» 1062 , может стать образом внутри-троичного бытия в динамике Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Ist der sogenannte Nilus-Bericht eine brauchbare religions-geschichte Quelle?//Anthropos. 1955. 50. 81–148. 1045 . Henninger J. Zum Verbot des Knochenzerbrechens bei den Semiten//Studi in onore di G. Levi della Vida. Roma 1956. 1. 448–458. 1046 . Kaster G. Nilus Sinaita (der Ältere)//LCI 8. 65–66. 1047 . Mayerson P. Observations on the «Nilus» Narrationes. Evidence for an unknown Christian sect//J. of the American Research Center in Egypt (Boston). 1975. 12. 51–74. 1048 . Theodorou F. Nilus’ Narrations: micro-level teaching, a new criterion of stylistic differentiation//Byz 1993. 63. 224–236. «Дневник» Эгерии CPL 2325; RFIV, 283–284 Автор – исп. монахиня, язык пам. – диалектная латынь; пам. известен по единств. ркп XI в., открытой в 1884 г. «Дневник» – один из наиб. ранних (кон. IV в.) дошедших пам. паломнической лит-ры, с ценными сведениями о егип. и палестинском монашестве (а также литургич. и эортологич. практике др. Церкви). 1049 . Egeria. Itinerarium/Ed. Maraval P. P. 1982. (SC 296). 1050 . Рус. пер.: 1) Безобразова П. В.: Правосл. Палестинский сборник СПб. 1901. 54. XXX, 63. 2) Марковой-Помазанской Н. С., по старому изд. SC 21 (ed. Petre Н. P. 1948) и по изд.: Franceschini Е., Weber R. Itinerarium Egeriae. Turnhout 1953. (Corpus Christianorum. Series latina): Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М. 1994. 131–221 (предисл. 133–160). [Ср. 1051 . Devos P. Egeriana IV//АВ 1994. 112. 241–254. 1052 . Férotin М., Leclercq Н. Etheria//DACL 1922. 5:1. 552–584. 1053 . Lambert A. Egeria//Revue Mabillon. 1936, 1937, 1938. 26, 27, 28. 71–94, 1–24, 49–69. Апфий Авва Апфий (так по-славянски, что отвечает греческому, по-коптски Афу; кон. IV-haч. V в.) – великий отшельник и впоследствии епископ Оксиринха. Согласно его Житию, исправил погрешительные мнения святителя Феофила, когда последний, выступая против ереси антропоморфитов, принял нек-рые мнения оригенистов. Житие представляет собой ориг.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Благодаря покаянию в психологическом плане человек приносит Богу в качестве жертвы свои свободу и волю. Бог принимает эту жертву и в качестве воздаяния дает человеку благодать, чтобы тот преодолел узкие рамки своего естественного существования и вошел в поток Его вечности 1042 . Данное онтологическое применение предоставляет человеку апокалиптическое созерцание, которое восхищает его дух во все более глубокой молитве и выводит его за пределы узкой темницы мира – на свободу бесконечности Божией 1043 . Состояние этого созерцания убедительными и простыми словами описывается святым Силуаном в конце его писаний. Согласно этим словам, человеческая душа пленяется любовью Божией 1044 . На психологическом уровне слово Божие возжигает дар покаяния. Благодаря любви это слово остается единственным законом существования человека. После этого наступает «время», когда лицезрение святости смиренного Бога (Христа) возжигает природу человека, превращая ее во всецелое желание любви 1045 . В этот момент происходит переход от психологического уровня жизни на онтологический. Для созерцания святости Божией, одного покаяния никогда не бывает достаточно. Несовершенным также остается познание истины, содержащейся в заповедях Христовых. Поэтому и возрождение человека в непоколебимом Царствии как переход в истинную онтологию происходит посредством великой скорби покаяния. Эта скорбь покаяния превращает дух человека во всецелую молитву. Молитва же в свою очередь является необходимой предпосылкой для возрождения человека и возведения всей его жизни в онтологические категории. Тогда человек переживает всего Адама как единого человека-человечество и его логика преображается, чтобы воспринять бытие в богословских категориях 1046 . 2. Онтологическое возрождение Слово Божие и заповеди Христовы занимают центральное место в учении старца Софрония. Он верит, что слово Христово, благодаря своему божественному происхождению, есть явление божественной Вечности на земле 1047 . Также он утверждает, что слово Христово является нетварным божественным Светом и направлено в человеческое «глубокое сердце», которое является местом и центром ипостасного начала 1048 . Также он свидетельствует, что, чтобы глубокое сердце открылось слову Христову и человек получил благодать покаяния, он должен иметь всецелую веру в божество Христа 1049 . Тогда он принимает глаголы Божии не как мертвые писания, но как действенные «дух и жизнь» 1050 , как откровение 1051 , которое отражается в сердце человека отзвуком таинственной вечности 1052 . Живое слово Божие падает в глубины сердца, как семя любви, и рождает в душе покаяние, предоставляя человеку возможность преодолеть границы обыденного религиозного сознания 1053 . Тогда человек на опыте убеждается, что учение Христово превосходит уровень этики. Что оно является боготворящим 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Том 10 (s. а.) (=ЕРЕ 76). 635. μνλες КА-МВ» [Гомилии 21–42]. См. 6 .1002–1003. Том 11 (1986) (=ЕРЕ 79). 624. μνλες ΜΓ– ΞΓ [Гомилии 43–63]. См. 6 .1003. Исследования Энцикл. статьи 1040 . Christou Р. Γρηγρνος Παλαμ ς//ThEE 1964. 4. 775–794. 1041 . Dalmais L.-H. Palamas (St Grégoire)//Catholicisme. 1983. 45. 455–460. 1042 . Hunter H. D. Palamas, Gregory//New Catholic Encyclopedia. 1967. 10. 872–874. 1043 . loannidis Ν. Γρηγρνος Παλαμ ς//PBL 1985. 3. 210–211. 1044 . Janin R. Gregorios Palamas//LTK 1960. 4. 1214. [Нов. изд.: 1995]. 1045 . Jugie M. Palamas//DThC 1932. 11. 1735–1776. 1046 . Meyendorff J. Palamas (Grégoire)//DS 1984. 12(1). 81–107. 1047 . Palamas (Gregoire); Palamite (controverse)//DThC 1967. 2. 3409–3411. 1048 . Palamas, Palamismus//Lex. d. Mittelalt. 1993. 6(8). 1049 . Podskalsky G. Gregorios Palamas//TRE 1985. 14(1:2). 200–206. См. также 11 .242. Библиографические обзоры 1050 . Halkin F. Ouvrages récents sur Grégoire Palamas//Byz 1959–1960. 29–30. 501–502. 1051 . Gouillard J. Autour du palamisme. Notes sur quelques ouvrages récents//EO 1938. 37. 424–464. См. также Stiernon Bulletin 6 .3). Общие работы 1052 . Amahacuje еп. Живи и истинити Бог Светог Гpuropuja Паламе //Фuлocoфuja и meoлoruja. 1994. 1053 . Василий (Кривошеин) , монах. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы //Seminarium Kondakovianum. (Recueil d’études. Archéologie. Histoire de l’art. Études Byzantines). Prag 1936. 8. 99–154. ВРЗПЭ 1987. 115. 109–174; Он же. Богословские труды 1952–1983 1 .052). 114–208. Краткое излож. (пер. с франц.): ЖМП 1986. 3. 67–70. пер.: Krivocheine В. The ascetic and theological teaching of Gregory Palamas//Eastern Churches Quarterly. 1938. 3:1–4. 26–33, 71–84, 138–156, 193–214. Vasilii, Archbp. of Brussels and Belgium. The ascetic and theological teaching of Gregory Palamas. L. 67. Athenagoras, bp.//GOTR 1956 (Christmas). 2:2. 89–92. пер.: Wassilij, Mönch. Die asketische und theologische Lehre des hl. Gregorius Palamas (1296–1359). Übers. Landvogt P. H. Würzburg 1939. 91. (Das östliche Christentum. 8). Schultze//Schol 1941. 16:3. 388. пер.: ВРЗПЭ 1987. 115. 45–108. [Пионерская работа, обозначившая поворот иссл-ний исихазма и учения Паламы в адекватное и углубленное русло].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Поставление Луки, по наиболее достоверным данным, должно быть отнесено к 1036 году. 12 С этого времени в течение девятнадцати лет Лука мирно правит новгородской паствой. Летописи ничего не сообщают о его деятельности, но, судя по ненамеренным заметкам о событиях и явлениях того времени, можно видеть, что он был пастырем деятельным и учительным. До епископства Луки новгородцы довольствовались двумя небольшими храмами – храмом св. Софии, деревянным, о тринадцати верхах, построенным еще первым новгородским епископом Иоакимом в 989 г. и храмом св. Иоакима и Анны, каменным, построенным в том же году тем же епископом. Но теперь сознается надобность в больших храмах. И вот, Лука, вместе с князем Владимиром Ярославичем, строят (1045–1052) великолепный храм св. Софии, сохранившийся с небольшими изменениями и до настоящего времени. Судя по многочисленности храмов и монастырей в Новгороде в конце 11-го века, можно думать, что некоторые из них построены были раньше, в половине 11-го века, еще епископом Лукой 13 . Строились храмы, – несомненно слышалась и проповедь . Потребность в храмах говорит об увеличении числа молящихся, но это увеличение немыслимо без проповеди. Обстоятельства же того времени вынуждали к проповеди самой энергичной. Язычество, только что (не более 40 лет) сверженное, было еще живо в памяти и привычках народа. Спустя долгое время после смерти Луки в 1074–1078 г. христианское понимание (даже горожан –) новгородцев было настолько незначительно, что его могло поколебать и даже окончательно заслонить одно появление волхва-кудесника, одно заявление его о преимуществах старых верований. Языческие суеверия находили себе приют в массе простого народа отдаленного от городов, сильны были и в городах. Так безызвестны оставались для всех слоев русского народа Христианские истины, усвоенные без особенной подготовки, они представлялись чем-то неясным, нетвердым и, разумеется, мало проходили в действительную жизнь. Религиозность смешивалась с обрядностью. В самой обрядовой стороне не было твердо принятых правил, как это бывает всегда, когда нет ни нажитых традиций, ни должной осмыслености внутреннего значения обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010