Клюнийские реформистские идеи продолжали развивать схоластик Ансельм Кентерберийский (1033-1109) и впавший в мистику Бернар Клервоский (1091-1153). Бернар был настоятелем цистерцианского аббатства в Клерво. Аббатство начало борьбу с проявлениями рационализма, в первую очередь с Пьером Абеляром (1079-1142). Представители идей церковного реформистского движения провозглашали примат церкви над государством, проводили в жизнь примат теологии над светскими науками. Примирению со светской властью способствовало и то, что в соответствии с каноническим правом были разработаны условия разделения церковных должностей и принадлежавших королю церковных благ. Церковники называли полученные от короля блага регалиями. Папа из-за отсутствия должного политического опыта полагал, что епископы в интересах церковной инвеституры способны отказаться от своих регалий. Лучше знавший своих епископов Генрих V в тайном договоре, заключенном в феврале 1111 года в Сутри, естественно, пошел на сделку и в обмен на регалии отказался от права на инвеституру. Договоренность должна была быть скреплена отставкой антипапы и торжественной коронацией императора. Однако коронации императора не произошло. Когда в церкви папа огласил предварительное соглашение о возвращении регалий, среди епископов вспыхнуло такое возмущение, что папа вынужден был отступить. Разумеется, тогда и король не пожелал отказаться от инвеституры. Чтобы навязать духовенству свою волю, Генрих прибегнул к насилию. Он велел схватить папу и весь его двор. Двухмесячное заключение сломило сопротивление папы, и он в соответствии с соглашением, подписанным в Понте Маммоло 11 апреля 1111 года, отказался от инвеституры. Полный отказ от григорианских устремлений натолкнулся на сопротивление григорианской партии. Существовала также сильная оппозиция во Франции и Бургундии: на соборе во Вьенне папу Пасхалия заклеймили еретиком из-за его отступления. Под давлением со всех сторон папа не мог поступить иначе как взять обратно привилегию, предоставленную им в 1116 году императору.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Аббат Хериманн сообщал, что О. вступил в город через год после избрания, когда скончался имп. Генрих IV (7 авг. 1106) ( Herimannus. Liber. 2010. Р. 137-138); согласно хронисту Ламберту из Ватерло, епископ смог попасть в Камбре только в 1107 г. ( Lamberti Waterlos. Annales Cameracenses, a. 1107//MGH. SS. T. 16. P. 511). Первая из сохранившихся грамот О. как епископа Камбре издана в Турне в 1105 г. (Chartes. 1898. Р. 11-12. N 9). Время между избранием на кафедру и вступлением в Камбре О. провел в аббатстве Аншен и, возможно, в соседнем замке Энши (Gesta pontificum Cameranensium. 1880. P. 86. Not. 1-2; Р. 88-89. Not. 2). Как епископ Камбре О. присутствовал на Соборе в Труа (1107). Одной из ключевых проблем в период пребывания О. на кафедре Камбре оставался вопрос о еп-стве Аррас, восстановленном в 1093 г. папой Римским Урбаном II (1088-1099) (булла «Liqnet sanctorum canonum» от 23 марта 1094). Для нового еп-ства была выделена часть территории из диоцеза Камбре. Император и его сторонники оспаривали законность данного преобразования, т. к. с нач. XI в. еп-ство Камбре имело статус независимого гос-ва в составе Свящ. Римской империи. После договора в Понте-Маммоло (11 апр. 1111), по к-рому признавалось право светского правителя на инвеституру кольцом и посохом, имп. Генрих V (1111-1125) совершил инвеституру О. как епископа Камбре. Спустя год папа Римский Пасхалий II (1099-1118), расторгнув договор с императором, объявил о низложении О. Епископ узнал об этом, уже будучи тяжело больным; он удалился в аббатство Аншен, где и скончался. Нек-рые историки видели причину низложения О. именно в факте инвеституры, проведенной Генрихом V (см., напр.: De Moreau E. Histoire de l " Église en Belgique. Brux., 1945. Vol. 2. P. 102), однако большинство исследователей полагают, что в конце жизни О. перешел на сторону императора и поддержал требование вернуть Аррас под власть епископа Камбре ( Hoeres. 1882. S. 31; K é ry L. Die Errichtung des Bistums Arras, 1093/1094. Sigmaringen, 1994. S. 413-415).

http://pravenc.ru/text/2578211.html

916, § 1 ККВЦ. Все священники, получившие полномочия от Ординария латинского обряда, могут действительным образом ассистировать при бракосочетаниях верующих восточного обряда, подчиняющихся этому Ординарию. Как правило, делегированы бывают те приходские настоятели или священники, которых диоцезальный Епископ назначил для того, чтобы они заботились о нуждах этих верующих согласно кан. 383, § 2. Без делегирования местным Ординарием или приходским настоятелем они не могут действительным образом ассистировать при бракосочетаниях тех лиц, ни одно из которых не принадлежит к латинской Церкви. ЬЬ. На тех территориях, где существует Иерархия для верующих одной из восточных Церквей но нет прихода для их обряда, эти верующие, на территории или в пределах юрисдикции местного Ординария восточного обряда, не подчиняются местному латинскому Ординарию – за исключением тех случаев, когда он обладает также юрисдикцией Ординария восточного обряда (iurisdictio cumulativo). Как правило, юрисдикция Ординарнее одной из восточных Церквей на территории латинской Церкви является исключительной (iurisdictio exclusiva), и поэтому подданные Ординария восточного обряда, когда они заключают брак друг с другом или с не католиками, не могут обращаться к латинскому настоятелю прихода. Священники латинского обряда, включая местных Ординарнее и приходских настоятелей, не могут действительным образом ассистировать при таких бракосочетаниях, не будучи делегированы Ординарием восточного обряда, поскольку те верующие восточного обряда, для которых создана их собственная Иерархия, не являются их подданными. 2.2. Ассистирование при бракосочетании по делегированному полномочию 1111 §1. Loci Ordinarius et parochus, quamdiu valide officio funguntur, possunt facultatem intra fines sui territorii matrimoniis assistendi, etiam generalem, sacerdotibus et diaconis delegare. 1111 § 1. Местный Ординарий и приходский настоятель, пока они действительным образом исполняют свою должность, в пределах своей территории могут делегировать полномочие ассистирования при венчании, в том числе и генеральное, священникам и диаконам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

318, 2-я пол. XI в.; см.: Rusconi A. Per un " edizione di Montecassino 318//Musica e liturgia. 2012. P. 45-50). XII в. Считается, что с кончиной аббата Одеризия I (1105) завершилась эпоха расцвета М.-К. На фоне ухудшившихся отношений с Папским престолом, усиления норманнского влияния и заметного сокращения числа дарений усугубились кризисные явления в жизни монашеской общины, на которые указывал Петр Дамиани. Попытка аббата Оттона (1105-1107) укрепить дисциплину вызвала сопротивление монахов, заявивших, что настоятель нарушает традиции аббата Одеризия I. Оттон изгнал недовольных, к-рые подали жалобу папе Римскому Пасхалию II (Chronica monasterii Casinensis. IV 26, 29). По рекомендации понтифика аббатом был избран Бруно Астийский , еп. Сеньи, к-рый незадолго до того удалился в М.-К. Однако в 1111 г. Пасхалий II велел монахам сместить Бруно: формально - за совмещение епископской кафедры и должности аббата, в действительности - за критику договора понтифика с имп. Генрихом V о допустимости светской инвеституры (Ibid. 42; ActaSS. Iul. T. 4. P. 483; см.: Cowdrey. 1983. P. 219-221). После отречения еп. Бруно монахи единогласно избрали аббата Герарда (1111-1123), происходившего из рода графов Марсики; он поддерживал хорошие отношения с Папским престолом: в 1115 и 1117 гг. мон-рь посетил папа Пасхалий II, в 1120 г.- папа Каллист II. Негативное отношение церковных иерархов к привилегиям крупных мон-рей проявилось на Латеранском I Соборе (1123), когда папа Римский Каллист II вопреки возражениям епископов подтвердил иммунитет М.-К. (Italia Pontificia. 1935. P. 170; Chronica monasterii Casinensis. IV 78). Его преемник папа Римский Гонорий II ужесточил контроль над аббатствами, подчиненными непосредственно Папскому престолу ( Robinson I. S. The Papacy 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990. P. 229-231; ср.: Loud G. A. The Papacy and the Rulers of Southern Italy, 1058-1198//The Society of Norman Italy/Ed. G. A. Loud, A. Metcalfe. Leiden etc., 2002. P. 164-165). Аббат Одеризий II (1123-1126) вступил в конфликт с понтификом из-за спорных земельных владений; папа назвал настоятеля М.-К.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

В заглавии Повести временных лет, какое сохранилось в списках Троицком и в древнейшем датированном списке Лаврентьевском (1377 г.; Лавр. 3 , стр. 463 и прил. стр. 1), мы и находим довольно точное обозначение исторической задачи этого утраченного ныне труда. Это заглавие гласит: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла руская земля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуду руская земля стала есть» (Лавр. 3 ,1; прил. I, стр. 1). Хотя, в сохранившихся рукописях 49 такое надписание относится не только ко вводным статьям, но и ко всему летописному своду, доведенному до 6618/1111 г. (Лавр. 3 , 274), но при сопоставлении заглавия Повести с ее составом, нельзя не прийти к выводу, что оно не соответствует известной нам Сильвестровской ее редакции, а более тесно связано с содержанием вводных статей, от источника которых оно, очевидно, и было позаимствовано. В заглавии обозначены три вопроса, решение которых должно было бы простираться на содержание свода в его целом. Между тем, уже во вводных статьях даны ответы на два первых вопроса заглавия. Из этих статей мы узнаем, »откуду есть пошла руская земля«, так как находим здесь известия о том, что она некогда входила в пределы жребия, доставшегося после потопа Афету, и была затем заселена его потомками славянами, обитавшими сначала на берегах Дуная, а затем переселившимися на русскую равнину. Точно также, во вводных статьях содержится ответ и на второй вопрос заглавия: »кто в Киеве, нача первое княжити?«. На русской земле первое княжение началось среди полян-в лице Кия и его братьи, основателей Киева. Таким образом, во вводных статьях отсутствует ответ только на один третий вопрос: »откуду руская земля стала есть?«. По своей форме этот вопрос близок к первому (»откуду есть пошла руская земля?«), как бы повторяя его, а по своему смыслу, очевидно, должен был относиться к событиям, связанным с образованием государственного строя на русской земле. Но совпадает ли с этим вопросом содержание дальнейшей части летописного свода, следующей за вводными статьями и состоящей из погодных записей с 6360/852 года по 6618/1111-ый? Из известий, содержащихся здесь, можно до известной степени извлечь косвенный ответ 50 на вопрос заглавия, но, вместе с тем, мы встречаем здесь уже не «Повесть» в точном смысле, а летопись, или анналы (точнее свод), к которым применимо название «Повести» или «Повестей» только с большою натяжкою и содержание которых шире заглавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Избраша же от священных муж от царьского племени Филарета Никитича преосвященнаго митрополита Ростовского и Ярославского и с ним иных архимаритов и игуменов, от синглит (же боярина князя Василиа Василиеви)ча Голицына и (инех, и от воинства не мало, и сих неволне) послаша к (Жигимонту королю просити его, да даст им на Российское царство, во благочестивую веру, сына своего Владислава… (См. далее в Книге). 1 Рассказ об этом – о составлении утверженной грамоты дословно один и тот же – в грамотах 1613 и 1598 гг. (об избрании Бориса Годунова). 3 Разночтения отмечены ниже в примечаниях к тексту грамоты, а дальнейшие оригинальные известия проекта грамоты 161З г. полностью напечатаны ниже, по окончании всего текста. См. Приложение. 4 Отсюда именно сделаны дословные заимствования в «Книгу избрания на царство Михаила Федоровича», составленную в 1672 г. в Посольском приказе при боярине А. С. Матвееве и изданную Московским Главным Архивом Министерства Иностр. Дел в 1856 г.; разночтения её отмечены ниже в соответствующих местах. 5 В Архивском деле, содержащем проект грамоты, вслед за ним находится следующая запись: «по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу прикладывати руки к утверженной грамоте: сперва митрополитом, архиепискупом, и епискупом да архимаритом Чюдовскому да Троетцкому; потом бояром, окольничим, думным дворяном и дияком; после думных людеи – архимаритом, и игуменом честных обителеи пятма или шестма; после их чашником, стольником, стряпчим, дворяном большим; после их достальным архимаритом и игуменом и протопопом и всему освященному собору; после их дияком ис приказов, и жильцом, и дворовым людем, и дворяном из городов, и выборным всяким людем, которые на Москве для государского обиранья». 6 Биографические сведения о князе Д. М. Пожарском сочинены А. Ф. Малиновским. М. 1817 г., стр. 13 примеч. Сборник Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, вып. 6-й и отдельно: «Из записной книжки Н. Н. Бантыш-Каменского». 7 См. Акты Археографич. Экспедиции т. II, 7, стр. 16 и след. Слова «яко агня незлобивое заклася» по зависти Бориса Годунова см. в грамоте Вас. Шуйского от 6 июня 1606 г. в Пермь, А. А. Э., т. II, стр. 110. См. также у С. Ф. Платонова Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в., Спб. 1888 г., стр. 319–320. 11 Грамота представляет из себя длинную (почти в 6 аршин) полосу бумаги, свернутую в трубку. Первый лист её при ширине 119/16 верш. имеет в длину 1412/16 вершка; 2-й лист при той же ширине 87/16 вершков; 3-ий–83/16 вершк.; 4-й–при ширине 119/16 вершк. в верхнем конце и 1111/16 в. в нижнем имеет в длину 1410/16 верш.; 5-ый при ширине 1111/16 и 1113/16 вершков в длину имеет 145/16 в.; 6-й при ширине 1113/16 и 1114/16 в. в длину 1412/16 верш.; 7-й при ширине 1113/16 и 1114/16 в. в длину 147/16 в.; последний 8-й при ширине 1114/16 и 12 в. в длину только 45/16 вершков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

2. Владимир Мономах встречается перед началом похода со Святополком на Долобске: " Рече Святополкъ: " се азъ брате готовъ есмь с тобою ... " И въста Володимеръ и Святополкъ и целовастася и поидоста на Половце " (Стлб.265). И Игорь Святославич встречается со своим братом Всеволодом. " И рече ему буй туръ Всеволодъ: " ...Седлай, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови... " (С.11-12). 3. Владимир Мономах идет в поход 1111 г.с сыновьями и племянниками: " и поидоша возложивше надежю на Бога и на Пречистую Матерь Его, и на святыя ангелы Его и поидоша въ 2-ю неделю поста, а въ пятокъ быша на Суле..., а в неделю поидоша в нюже хрестъ целують...И възложиша всю свою надежю на хрестъ со многими слезами. И оттуде приидоша многи реки... и поидоша к Донови въ вторникъ. и оболичишася во броне и полки изрядиша и поидоша... и князь Володимеръ пристави полкы своя едучи предъ полкомъ пети тропари и коньдакы хреста честнаго и канунъ Святой Богородици... " (Стлб.266). И Игорь Святославич идет в поход 1185 г. с сыном и племянником: " Мужаимеся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ! " (С.21). Владимир как благоверный князь возлагает надежду на помощь Божию, Игорь рассчитывает только на свои силы. Различаются цели похода, различаются и подходы в их осуществлении. 4. В обоих походах первая битва приходится на пятницу. Поход 1111 г.: " В пятницю завътра месяца марта въ 24 день собрашася Половци изрядиша Половци полки своя и поидоша к боеви. Князи же наши възложише надежю свою на Бога и рекоша: " оубо смерть намъ зде. да станемъ крепко. " И целовашася другъ друга. възведше очи свои на небо. призываху Бога Вышняго. и бывшю же соступу и брани крепце. Богъ Вышний возре на иноплеменникы со гневомъ. падаху предъ хрестьяны. и тако побежени быша иноплеменьници. и падоша мнози врази наши супостати предъ Рускыми князи и вои... И поможе Богъ Рускымъ княземъ. и въздаша хвалу Богу въ тъ день " (Стлб.266-267). Поход 1185 г.: " И рече Игорь къ дружине своей: " Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти... " А половци неготовами дорогами побегоша къ Дону великому... Игорь къ Дону вои ведетъ! .. Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славы. Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушась стрелами по полю, помчаша девкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты... " (С.10, 12, 13). Где тут вспомнить о Боге и воздать хвалу Ему за победу, если душа богатством ослеплена!

http://pravoslavie.ru/28725.html

545 Эта систематическая замена угадывается, уже начиная с общей нормы канона 144 § 2, согласно которой предписания права, относящиеся к власти управления, применимы также к условиям, требующимся для совершения таинств. См. кан. 995 CCEO, где в этой области законодатель пришел к тем же решениям. 547 См. каноны 1111_1114. Это противоречие станет еще острее, если вспомнить о том, что в силу канона 1112 § 1 передача может совершаться и верующим-мирянам. 552 Тот факт, что в Церкви власть управления глубоко отличается от исполнительной власти в государстве, явствует в том числе из того, что в Церкви эта власть может иметь правовые последствия не только в области внешней, но и в области внутренней подсудности (кан. 130). 553 См. по даному вопросу: W. Aymans, Das synodale Element in der Kirchenverfassung, Munchen 1970, сс. 159_171; G. Nedungatt, Synodalitat in den katholischen Ostkirchen nach dem neuen Kodex des kanonischen Rechts, в: Concilium 28 (1992), сс. 396_408, здесь сс. 398_401. 554 Например, должность судьи в судебной коллегии может занимать и мирянин. См. кан. 1421 § 2/CIC и кан. 1087 § 2/ССЕО. 555 См. E. Corecco, L " inseparabilima tra contratto matrimoniale e sacrameto alla luce del principio «Gratia perficit, non destruit naturam», в: Communio 16 (1974), сс. 1010_1023. 556 См. J. Basdevant, Des rapport de l " Eglise et de l " Etat dans la legislation du mariage du Concil de Trente au Code Civil, Paris 1900; H. Dombois, Kirche und Eherecht. Studien und Abhandlungen 1953_1972, Stuttgart 1974. 558 Синтез католической теологии брака см. в: W. Kasper, Zur Theologie der christlichen Ehe, Mainz 1981 (2-е изд.). 560 В этом отношении было, однако, замечено, что Второй Ватиканский собор уже не говорит о первостепенной (procreatio) и второстепенной (mutuum adiutorium) целях, как это делает канон 1013 § 1 CIC/1917. 562 Из различных работ, опубликованных в последнее время по этой тематике, см. J. Eder, Der Begriff des «foedus matrimoniale» im Eherecht des CIC, St. Ottilien 1989; N. Ludecke, Eheschliessung als Bund. Genese und Exegese der Ehelehre der Konzilskonstitution «Gaudium et spes» in kanonistischer Auswertung, Wurzburg 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

—445— идее довольно бессодержательной, потому что в единстве нет различий, атрибутов, многообразия. Попытки сконцентрировать своё познание и свою любовь на абсолютном трудно отличимом от нуля, если они успешны, разрешаются экстатическим припадком (халь). Состояние блаженства в нём аналогично с опьянением, почему песни суфийских поэтов воспевающих вино и восторги любви и толкуют мистически, как прикровенно говорящих о восторгах познания и получаемых в стадии усовершения суфия, носящей имя ма’ рифат (познание). Суфий познаёт здесь, что лишь существует Бог, что Он есть единство, что мир призрачен, что все религии равны (все они – лучи Солнца), нет разницы между добром и злом, нравственным и безнравственным. Суфий познаёт отсутствие различий, потому что узнаёт, что существует лишь безразличное единство. Он становится познавшим (ариф). Познавши истину на ступени ма’ рифат, суфий однако остаётся нетожественным с истиной. Немногие достигают этой последней ступени хакикат (истины), в которой чувствуют своё совершенное тожество с Божеством. Коран учит о существовании непереходимой бездны между Богом и человеком, а суфизм стремится уничтожить всякое различие между тварью и Творцом. Коран таким образом уничтожается суфизмом, и однако в истории ислама суфиты обыкновенно являлись защитниками правоверия и многие, из них почитаются святыми ислама. Это понятно, по внешности они являлись подвижниками, а подвижничество всегда подкупает к себе. Рекомендуя мирянам шариат, они тем самым в глазах общества являлись защитниками правоверия. Только когда они сами уже слишком явно эмансипировались не только от требования шариата, но вообще от признания над собой каких бы то ни было законов и провозглашали: я – истина, я – Бог, их преследовали и даже казнили (сожжением, голодной смертью) и то, как видно из существующих преданий, с сохранением к ним должного уважения. Но суфизм дал не только святых ислама, он дал ещё учёных защитников ислама. Самым замечательным в ряду их является причисленный к числу мусульманских святых Гацаль или Альгацаль (1038–1111 гг.). Его

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но немедленно снисхождение Господа помогло, и течение крови, которое было у нее, прошло и никогда больше к ней не возвращалось. И в ней исполнилось то: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе» 1111 . 16 . Известно, что как-то к Цезарию пришли четыре или пять епископов и он с ними пришел в храм Святого Стефана на вечерню. И когда служба была закончена и он дал благословение народу, некая женщина в зале для приемов бросилась навстречу им, выходящим. Она подверглась такой страшной болезни, что непрерывно и днем и ночью ее руки били друг друга, словно она вращала что-то. И она слезно просила: «Господин Цезарий, сжалься над несчастной. Вымоли, чтобы мои руки вернулись ко мне». И как было по его обыкновению, он с другими епископами простерся. И когда каждый из них поднялся, Цезарий, склонив голову, сказал одному из святых епископов: «Я приказываю и прошу, окрести руки этой женщины». Тот покорнейше подчинился, но тем не менее руки вращались по-прежнему. Женщина закричала громче: «Господин Цезарий, взываю к тебе и прошу, окрести сам». Цезарий еще раз погрузился в молитву, а встав, обозначил крест над больными руками, которые тотчас прекратили вращаться. Женщина же, воздавая благодарность Господу и святому мужу, стала здоровой. 17 . Когда каждый год приходил в баптистерий ради освящения масла для новообращенных, возвращаясь оттуда, присел на апсиду для благословения новообращенных 1112 , туда прибежали наперегонки маленькие мальчики и девочки, отосланные своими родителями, принося небольшие сосуды с водой или с маслом, чтобы Цезарий благословил эти сосуды. Они, перенося небольшие кувшины и бутылки с острым горлышком, сталкивались друг с другом при большом стечении народа, и тогда все это видели и слышали звук бьющегося стекла. Однако же те стеклянные сосуды, которые были наполнены с благословением раба Божьего, ни разу не разбивались. 18 . Как-то, пока обходили диоцез, в одном укрепленном месте, которое называется Ле-Люк, была некая почтенная женщина по имени Евкирия, и она, показывая свою рабыню, простерлась к ногам Цезария и слезно упрашивала его, чтобы тот помолился за рабыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010