98. протоиерей Георгий Крылов, клирик г. Москвы 99. протоиерей Игорь Кропочев, клирик Новокузнецкой епархии 100. протоиерей Александр Лебедев, секретарь по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви 101. протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета 102. протоиерей Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии Московского Патриархата по взаимодействию со старообрядчеством 103. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии 104. протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии 105. протоиерей Александр Мякинин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии 106. протоиерей Андрей Новиков, клирик г. Москвы 107. протоиерей Александр Пелин, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии 108. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 109. протоиерей Сергий Привалов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами 110. протоиерей Иоанн Пристинский, клирик Симферопольской епархии 111. протоиерей Михаил Прокопенко, член Епархиального совета г. Москвы 112. протоиерей Игорь Пчелинцев, клирик Русской духовной миссии в Иерусалиме 113. протоиерей Владислав Свешников, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 114. протоиерей Павел Сердюк, клирик Минской епархии 115. протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства 116. протоиерей Николай Соколов, профессор, клирик г. Москвы 117. протоиерей Александр Сорокин, председатель Информационного отдела Санкт-Петербургской епархии 118. протоиерей Александр Степанов, главный редактор радиостанции «Град Петров» 119. протоиерей Андрей Ткачев, клирик г. Москвы 120. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 121. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5303371...

καταστφω — увенчивать, покрывать. 90 καταπαυσις — прекращение, отдохновение — у LXX и в Н.З.; дат. п. орудия (­причины). 91 соотв. «Церковь», имеется в виду Пс. 131:8, что служит и первым припевом для стиховных стихир, где и см. объяснение. 92 φαπλω ( π на † πλου ς простой) — распростирать над чем-л.; др. поэт, слово, в прозе поздн. 93 χωρω — давать место, уходить, идти, вмещать; прич. наст. общ. з. с отрицанием μ . 94 греч. «благословенным (украшается и благословением)». 95 στολζω (от στολς платье) — снаряжать, вооружать, одевать; поэт. поздн. 96 χοροστατω — быть управляющим в хоре (Филон I в., пс. Афанасий V в. и поздн.). 97 περιδες ( περ около, со всех сторон † δος страх, откуда δεδω боюсь) — весьма робкий. 98 νατενζω — смотреть пристально, у LXX и поздн. редко. 99 πιλανθανομαι — забывать. В виду высокой чести и смерти. 100 συγγενς — родной. 101 οκειτης — родство, дружба. 102 λφωτος — весь в свете; у Германа VIII в. и поздн. 103 Во всем чистота. 104 В псалме, написанном по поводу, должно быть, перенесения ковчега завета в храм при освящении последнего, слова эти составляют прошение ко Господу, чтобы Он, вместе и под видом Своей величайшей святыни — ковчега завета, поднявшись (ср. Числ. 10:35) с места временного пребывания своего (напр. Кириафиарима, IIc 131:6; ср. 1 Цар. 6:21, 7, где ковчег стоял лет 20, забытый во времена Саула 1 Цар. 13:3), избрал местом своего постоянного пребывания, «покоя», Сион. Если ковчег завета прообразовал собою Пресв. Богородицу, то слова эти, особенно образом выражения, очень подходят к преставлению Богоматери на небо по Ее воскресении, следовавшем за воскресением Спасителя. 105 Пс. 44:15,16. 106 В греч. артикль, не переданный в слав.; следовало бы «Яже от Семене Давидова». 107 Контраст и соотв. теме стихиры; ср. «Христу Богу» выше и «Слово Отца» в 1-й стихире. 108 В псалме эти слова говорят о клятвенном обещании Бога Давиду за построение храма сохранить на веки престол за потомством царя. В приложении к Пресвятой Богородице и Ее успению слова эти продолжают мысль предыдущего стиха «Воскресни, Господи»: за упокоение Богоматери у Бога ручается клятва Божия Давиду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

§ 78. Происхождение от Адамы и Евы всего рода человеческого. § 79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ. § 80. Состав человека. § 81. Свойства человеческой души. § 82. Образ и подобие Божие в человеке. 3.2. О назначении и первобытном состоянии человека. § 83. Назначение человека. § 84. Способность первозданного человека к своему назначению, или совершенство. § 85. Особенное содействие Божие первозданному человеку в достижении его предназначения. § 86. Заповедь, данная Богом первому человеку, ее необходимость и значение. § 87. Блаженство первозданного человека. 3.3. О самовольном падении и следствиях падения человека. § 88. Образ падения наших прародителей. § 89. Тяжесть греха наших прародителей. § 90. Следствия падения наших прародителей. § 91. Переход греха прародителей на род человеческий: предварительные замечания. § 92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. § 93. Следствия прародительского греха в нас. § 94. Нравственное приложение догмата. Глава 2. О Боге, как промыслителе. § 95. Учение Церкви и состав настоящей главы. 1. О Промысле Божием вообще. § 96. Понятие о Промысле Божием, его действия и виды, и обзор ложных мнений о догмате. § 97. Действительность Промысла Божия. § 98. Действительность каждого из действий Промысла Божия. § 99. Действительность обоих видов Промысла Божия. § 100. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Про­мысла. § 101. Отношение Промысла Божия к свободе нравственных существ и злу, существующему в мире. § 102. Нравственное приложение догмата. 2. О Промысле Божием по отношению к главным видам творений Божиих. 2.1. К миру духовному. § 103. Связь с предыдущим и точки зрения на предмет. § 104. Бог содействует ангелам добрым. § 105. Бог управляет ангелами добрыми в служение их Богу. § 106. Бог управляет ангелами добрыми в служении людям вообще. § 107. Ангелы-хранители человеческих обществ. § 108. Ангелы-хранители частных лиц. § 109. Бог только попускает деятельность ангелов злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вот опыт любви преподобного к своей обители и иночеству. – Инок Феодосий, лежавший расслабленным три года, обратился с молитвой слёзной к блаж. Иакову: «отче Иакове, говорил он в душе, ты много подаёшь исцелений у гроба твоего; помоги и мне в тяжкой моей болезни». Внезапно, в тиши ночной, явился ему преподобный и сказал: «дай Богу обещание пребывать в обители моей до смерти и будь у гроба моего». Расслабленный сказал о том братии; по приказанию игумена принесли его к гробу, отпели молебен, и больной сам приложился к гробу и стал здоров. «Пока жив буду, не выйду из обители», сказал он с восторгом, и выполнил обещание. Из трёх опытов исцеления слепых святым особенно замечателен один. Ослепшая Фотиния, привлечённая слухом о чудесах Иакова, просила отслужить молебен и внезапно прозрела. Игумен велел ей пребыть в чистоте 40 дней. Она не исполнила заповеди, и опять закрылись глаза её. В раскаянии пришла она вместе с мужем просить себе прощения при гробе Иакова, и снова прозрела. Чудеса преподобного привлекали в его обитель многих Богомольцев и многих благотворителей. Последние доставили ей небедные средства к содержанию 102 . † Преподобного Евфимия и Харитона Сянжемских Блаженный Варсонофий родился в 1495 г., в гор. Серпухове 104 от иерея Василия и в св. крещении наречён был Василием 105 . Отцу его не было довольно времени обучать сына грамоте, и он отдан был для обучения благоговейному учителю. Юный Василий одарён был отличными способностями ума, «бе глубок ум имея», потому скоро изучил псалтирь, которая, по словам св. Василия, содержит в себе всё полезное; Василий научился и церковному пению так хорошо, что мог и сам петь правильно и управлять другими. В 1512 г. сыновья хана Менгли-Гирея опустошили берега Оки и захватили многих в плен 106 ; в том числе взят был в плен и Василий. Горько было положение пленника; но слёзы, какие проливал он в тяжком плену, были то же для сердца его, что поливка для дерева. Зная на память псалмы Давидовы, он взывал к Богу отцов своих: «Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего ( Пс.88:27 ); избави мя от руки чуждих» ( Пс.143:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Григория Богослова. Т. I. С. 175. 82 Григория Богослова надгробное слово Василию Великому/Твор. Григория. Т. IV. С. 75—77; Стихотворение Григория о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 13. 83 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 152. 84 Шлоссер. Всемирная история. Т. IV. С. 354. 85 Письмо Василия Великого к Либанию/Твор. Василия Великого. Т. VII. С. 339. 86 Это свидетельство св. Иустина Философа/Иустин. Разговор с Трифоном, гл. 2. 87 Слова Синезия/Остроумов. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. С. 182. 88 Блаж. Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 3. 89 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 153. 90 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 9, 13. 91 Блаж. Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 30. 92 Евсевий. Церков. история. Кн. V, гл. 20. 93 Там же. Кн. VI, гл. 3. 94 Gregorii Neocaesariensis Oratio panegyrica in Origenem, cap. 16. 95 dementis. Stromatum. Lib. I, cap. 1. 96 Василий Великий. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями/Творения его. Т. IV. С. 345. 97 Там же. С. 356. 98 Там же. С. 349. 99 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 100 Евсевий. Церков. история. Кн. VI, гл. 2. 101 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Там же. С. 79. 102 Там же. С. 76. 103 Sievers. Das Leben des Libanius. Berlin, 1868. S. 24—25. 104 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. Т. I. С. 174. 105 Августин. Исповедь. Кн. 1, гл. 13. 106 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. С. 175. 107 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 16. 108 Там же, гл. 16. 109 Там же, гл. 13. 110 Василий Великий. К юношам..»: 111 Блаж. Иероним. Письмо к Евстохии/Творения его в рус. пер. Т. I. С 131—132. 112 Март. Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи. Рус. перев. Москва, 1880. С. 226—229. 113 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 114 Там же. 115 Григорий Богослов. Стихотворение о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 9. 116 Василий Великий. Толкование на пророка Исайю/Твор. его. Т. II. С. 123. 117 Григорий Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Иссушение смоковницы 96. Ответ на вопрос первосвященников о власти Иисуса Христа, делать то, что он делает, и притчи к ним 97. Разрешение хитрых запросов Иродиан, Саддукеев, Законника, и вопрос о том, чей Сын Христос 98. Обличение Фарисеев и книжников, укоризны Иерусалиму, и похвала усердию вдовицы 99. Предсказание о разрушении Иерусалима, о кончине мира, и о страшном суде 100. Заговор Синедриона и предательство Иуды. Приготовление к Пасхе Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел третий III. Евангелие о последних днях Христа-Искупителя и восшествие Его на небо, к Отцу 101. Четвертая Пасха. – Тайная Вечеря 102. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками, и первосвященническая молитва Его 103. Иисус Христос в саду Гефсиманском 104. Иисус Христос на суде Каиафы. Отречение Петра, и погибели Иуды 105. Иисус Христос на суде Пилата 106. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа 107. Погребение Господа Иисуса Христа 108. Воскресение Христово и явление Воскресшего в первый и в осьмый день 109. Явление Христа воскресшего на море Тивериадском и на одной из гор Галилейских 110. Вознесение Господне     Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Ин.6:12, 63 . Словом Божьим все сотворено, и все сотворенное держится силою Слова Божия. Для человека слово Божие есть нетленное семя, от которого он возрождается из естественной в благодатную жизнь; есть хлеб, которым он духовно живет, и вода, которою утоляет, духовную жажду; есть светильник, сияющий в темном месте, пока придет рассвет, и заря взойдет в сердце, и есть самый дневной свет, то есть живое и блаженное познание Бога и чудес его во времени и в вечности. Без слова Божия человек мрачен, гладен, жаждущ и мертв, духовно. (Возглашение к Христолюбивым читателям, напечатанное при первом издании Евангелия на Русском языке). Предисловие Лет семь тому назад изданное мною, Сравнительное Обозрение Четвероевангелия, в хронологическом порядке, как пособие к изучению Евангельской Истории, по самому священному Писанию, без помощи учебника, было, можно сказать, предначертание труда, предлагаемого ныне благочестивому вниманию любителей слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Как видите, еретика, по слову апостола, надо отвращаться, потому что он может заразить и твою душу тем еретическим лжеучением, в котором находится сам. А св. Иоанн Богослов, этот проповедник любви, говоря о еретиках, строго предостерегает истинно верующих не иметь с ними никакого общения, особенно домашнего, давая истинным христианам такое наставление: „смотрите, кто приходит к вам и не приносит сего учения (истинного, т. е. православного), того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его” 100 , (т. е. общением с ним разделяет его еретичество). Смотри же, православный христианин, слушай евангелиста и всячески берегись этих духовных развратителей 101 , которые могут незаметно твою душу предать духовной смерти и лишить как лично тебя, так и твоих семейных вечной жизни. Смотри, никогда не верь их наружной показной святости, это делается для приманки тебя. О таких людях Апостол писал Коринфским христианам, предостерегая их такими словами: „ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света” 102 . В другом месте тот же апостол предостерегает христиан всячески беречься таких соблазнителей, говоря: „умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” 103 . Но ещё лучше тот же св. Апостол, в послании к Фессалоникийцам, упрашивает христиан никак не касаться духовных развратителей, дав им такое повеление: „Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас” 104 . Из всех вышеприведённых слов видно, и притом, очень ясно, как св. апостолы оберегали истинно верующих от различных лжеучителей, говоря: „берегитесь злых делателей 105 , „пустословов и обманщиков” 106 , опасаясь, как бы истинные христиане не заразились их еретическим, душепагубным лжеучением, подобно тому, как незаметно заражаются прилипчивой заразной болезнью. Разница только в том, что там заражается тело, а здесь душа, которая дороже тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Наиболее веские аргументы касаются словаря, т.е. наличия hapax legomena и других, нетипичных для ап. Павла терминов, а также оценки богословского содержания, т.е. использования ап. Павлом нехарактерных для него оборотов при выражении богословских идей. Подробное изложение дискуссии об этом отрывке приведено здесь для того, чтобы продемонстрировать интерес к этому вопросу в западной науке и многообразие выдвигаемых аргументов. 2.2. Ничто «не может отлучить нас от любви Божией» (Рим 8:31–39) Глава 8 заканчивается в ст. 31–39 прославлением Божественной любви, которая проявилась в служении Сына Божия. От любви Христовой верующего не в состоянии отлучить никакое страдание и никакая тварь. При таком понимании глава 8 оказывается кульминационной в послании к Римлянам, особенно в его догматическом учении 102 , а возвышенный стиль этого отрывка – с риторическими вопросами, изобилием относительных местоимений и необычным словарем – предполагает, что ап. Павел может здесь ссылаться на литургическую традицию 103 . И хотя «интонация изложения материала в этом отрывке освобождается от поучений и аргументации и принимает риторико-гимнический характер, переходя в харизматическую речь, пронизанную элементами обличительного памфлета» 104 , и «гимнический стиль и тенденция к формулировке исповедания веры абсолютно очевидны» 105 , нельзя со всей уверенностью определить, является ли этот отрывок ранее существовавшим церковным гимном, который цитирует св. ап. Павел. Ритмическая структура отрывка выявляется естественным течением мысли, которое представлено моделью вопроса и ответа, что в свою очередь позволяет выделить естественные разделения: 31а – типичный вводный вопрос и 31–32b – первый диалоговый ответ, также 33–34b и 35–37 – третий, а в ст. 38–39 содержится утверждение, являющееся победным завершающим кличем, образующим концовку всего отрывка в целом. Естественно, что такая игра вопросов и ответов, возражений и их отклонений может навести на мысль, что перед нами христианская диатриба, однако по содержанию отрывок «скорее соответствует гимну, чем диатрибической аргументации» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

Наряду с божественными и исключительными дарами мудрости и пророчества, наряду с чудесным счастьем, испытываемым в Раю изобилия, Адам имел и невыразимую радость общаться со своим Создателем и быть «слышателем Божественного гласа», ибо великодаровитый Бог говорил на том же языке, что и человек! 102 В Раю изобилия царила незапятнанная чистота. Первозданные плавали в море духовной радости и блаженства. В то же время они черпали благословение и милость из вечного небесного источника нетварных энергий Божественной благодати. Они были безмятежны, исполнены света, безгрешны. Они были совершенным выражением царственного благородства человеческой природы и своего небесного происхождения. Они ощущали присутствие своего милосердного Владыки и благоволительного Создателя, «оную неизреченную сладость Рая, те неописанные доброты и красоты цветов райских, ту беспечальную и беструдную жизнь и сообщение с Ангелами». 103 Однако, к сожалению, эта беспечальная жизнь была непродолжительной, ибо в мир устремился грех , результатом которого была смерть. «Пришедши бо смерти, сия вся потребишася», – поет преподобный Иоанн Дамаскин 104 , гармоничнейшая кифара Утешителя. Смерть связана с проблемой нашей свободы Смерть была неведома первозданному человеку. «Возлюбив своего Благодетеля», он жил в Раю беспечальной, блаженной жизнью, без зла, в простоте и прямоте сердечной. Он был полон «мудрости и разума» 105  и обладал истинным богопознанием. Он имел то же достоинство, что и Ангелы, был «сотрапезником» Архангелов и слышателем Божественного гласа. 106 Слова книги Бытия о том, что первозданные услышали ... голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня ( Быт.3:8 ), позволяют понять, что Бог и человек находились в непосредственном личном общении. И тогда «Ангелы трепетали, Херувимы и Серафимы не осмеливались даже поглядеть прямо, а он (Адам) беседовал, как бы друг с другом, с Богом». 107 Все это было не иначе как «знамения бессмертия», ибо «в начале» Бог благоизволил создать человека бессмертным. 108

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

«Первым историческим документом, подробно сообщающим нам о том, как была найдена «Казанская икона Божией Матери…». - С.88. Острый угол: Диакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента). Фанатики как источник жизни, или размышления о демографии миссионерстве. Фото Павла Смертина, Вячеслава Лагуткина, Павла Кузнецова//Фома. - – ноябрь 2005. – С.89-91. – (рубрика « Острый угол »). Галерея: История с «Диафильмом» . (Заметки о студии «Диафильм», которой 1 декабря 2005 года исполняется75 лет)/Автор - Марина Нефёдова //Фома. - – ноябрь 2005. – С.92-97. – (рубрика « Галерея »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С.98-105. Чтение: Сергей Щербаков . Встречи. Расска з/Рисунки Веры Маханьковой//Фома. - – ноябрь 2005. – С.98-101. – (рубрика « Чтение »). Имеется биографическая справка « Сергей Антонович Щербаков …» (С.99). Строфы: Светлана Кекова. Истоки и последствия любви . Подборка стихотворений/Автор вступительной заметки Павел Крючков, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир»; Иллюстрация – Екатерина Гаврилова «Небо над Питером» (2004 г.)//Фома. - – ноябрь 2005. – С.102-103. – (рубрика « Строфы »). Что читать: Предлагаются развернутые аннотации на книги: « Всенощное бдение и Литургия »; Борис Ширяев « Неугасимая Лампада »; Протоирей Константин Островский « Умереть нам не удастся»/ Автор информации Юрий Максимов //Фома. - – ноябрь 2005. – С.104-105. – (рубрика « Что читать »). Священник Александр Шантаев « Асина память »/Автор аннотации Виталий Каплан //Фома. - – ноябрь 2005. – С.105. – (рубрика « Что читать »). Большой детский молтвослов /Автор аннотации Ксения Мельникова //Фома. - – ноябрь 2005. – С.105. – (рубрика « Что читать »). Путеводитель: С.106-107. Объявления и реклама: С.108-113. Отклики: На статью С. Лукьяненко о книге Дэна Брауна «Код да Винчи» (Фома, 2005, с.86-88)/Михаил, Нижний Новгород//Фома. - – ноябрь 2005. – С.114. – (рубрика « Отклики »).   На новый дизайн журнала «Фома» - 2005 - «серьезно меня расстроил»)/ Александр , Тула; Тут же ответ редакции //Фома. - – ноябрь 2005. – С.114. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-31-n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010