Шатобриан Франсуа Рене де (1768–1848) – фр. писатель Шафарик Павел Иосеф (1795–1861) – филолог, историк, деятель словацкого и чешского нац. движения Шебуев Василий Косьмич (1777–1855) – рус. живописец Шеллей (Шелле) Анри Давид (1751–1823) – швейц. проповедник и публицист Шелли Перси Биши (1792–1822) – англ. поэт-романтик Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) – нем. философ Шиллер Иоганн Фридрих (1759–1805) – нем. поэт, драматург Шлецер Август Людвиг (1735–1809) – нем. историк и филолог Шлоссер Фридрих Кристоф (1776–1861) – нем. историк Шталь (Сталь) Фридрих Юлиус (1802–1861) – нем. лютеранский филолог и публицист Штирнер Макс (наст. имя и фамилия Каспар Шмидт; 1806–1856) нем. философ-младогегельянец Штраус Давид-Фридрих (1808–1874) – нем. философ, историк, теолог и публицист Эвальд Генри (1803–1875) – нем. ориенталист, библеист Эдуард I (1239–1307) – англ. король с 1272 из династии Плантагенетов Эраст Фома (XVII в.) – основатель в Англии секты, отрицавшей Церковь Эрманарих (? – 373) – король остготов Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) – др.-гр. поэт-драматург Юм Давид (1711–1776) – англ. философ, историк, экономист Юстиниан I (482 или 483–565) визант. император с 527 Юшер (Ушер) Джеймс (1581–1656) – англ. архиепископ в Ирландии, проповедник кальвинизма Яворский Стефан (1658–1722) – рус. церк. деятель, писатель, в 1700–21 местоблюститель патриаршего престола Ягер – см. Жегер Языков Николай Михайлович (1803–1846/47) – поэт Янсен (Жансен) Корнелий (1585–1638) – гол. теолог, давший имя движению янсенизму Яо – китайский император Ярослав Мудрый (ок. 978–1054) – великий князь Киевский (1019) 716 Впервые: Соч., II, 399–407·, кроме < " Отрывка о церковных и административных вопросах " > . Два отрывка ( < " Построение жизни Спасителя " > и < " Заметки для исследования о подлинности Евангелия от Матфея " > ) нами опущены. Нуждающиеся в основательном и кропотливом научном исследовании, к чему не имеется здесь возможности, – они совершенно темны. Отрывок «О Св. Троице» не был включен в это издание вследствие сомнений Самарина в принадлежности его Хомякову (опубл.: ПСС, II, 512–513; латинский подлинник без перевода; там же, 430–431, – < " Отрывок о церковных и административных вопросах " > ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Это противоборство, в котором Юрий опирался на вспомогательные силы половцев, союз с Галичем и благожелательный нейтралитет Византии, имело последствия и для церковной жизни: будучи киевским князем, Юрий сместил митрополита Клима Смолятича, вместо которого по просьбе Юрия из Византии был прислан Константин I. Ярополк Святославич, старший сын Святослава Игоревича, князь киевский в 972–980 гг., убит по приказу своего брата Владимира I. В 973 г. посольство Прополка побывало при дворе германского императора Оттона I. Сведения о крещении “rex Rusciae” Прополка папскими миссионерами сомнительны, так как входят в число позднейших интерполяций в хронике Адемара Шабаннского (988–1034). Ярослав (Георгий) Владимирович (Мудрый), сын Владимира I Святославича, родился в 978 г., умер 20 февраля 1054 г. Благодаря поддержке новгородцев и наемных варяжских дружин, преодолев внутренние неурядицы, в 1019 г. Ярослав окончательно овладел киевским столом, а после смерти в 1036 г. своего брата Мстислава, князя черниговского и тмутараканского, стал “самовластием” всей Руси. Правление Ярослава характеризуется интенсивной политической деятельностью, как внутренней, так и внешней, подкрепленной политическими и матримониальными связями со многими европейскими дворами. Попыткой вмешаться во внутренние дела Византии явился поход 1043 г.: русские войска должны были поддержать претендента на императорский трон Георгия Маниака, но морская экспедиция не удалась, так как Маниак к тому времени уже погиб. Ярослав контролировал церковные дела благодаря своему праву инвеституры епископов, не побоявшись даже, с согласия поместного собора, назначить киевского митрополита (Илариона). Ярослав проводил политику поддержки церкви, укрепления христианства в стране, щедро субсидировал церкви и монастыри, заложил множество новых каменных храмов, в том числе и монументальный Софийский собор в Киеве. Все это снискало ему похвалу и уважение со стороны духовенства. Ярослав (Михаил?) Владимирович, сын Владимира Мстиславича, правнук Владимира Мономаха , родился приблизительно около 1155 г., умер после 1207 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юдита, ж. нортумберлендского ярла Тости(га), затем – баварского герц. Вельфа IV (ум. в 1094 г.) III, VII Юдита, ж. гройчского гр. Випрехта II, д. чешского кор. Братислава II (ум. в 1108 г.) VI, 220 Юдита, ж. швабского герц. Фридриха II Штауфена, д. баварского герц. Генриха IX Черного (ум. в 1130/1 г.) III Юдита, вторая ж. чешского кор. Владислава II, д. тюрингенского лгр. Людвига I (ум. после 1174 г.) VI Юдита (Ютта), ж. тюрингенского лгр. Людвига II Железного, д. германского кор. Конрада III (ум. в 1191 г.) II, 342 Юдита, ж. саксонского герц. Бернхарда III, д. польского кн. Мешка III Старого (ум. ранее 1202 г.) IV, 309 Юла, венгерский гр. (кон. XI в.) 362 Юлиан, венгерский доминиканец, автор записки о завоеваниях монголов (30-е гг. XIII в.) 354 Юлий I, п. римский (337–352) 100, 103, 103 Юрий Владимирович Долгорукий, кн. ростово-суздальский, затем – киевский (1149–1151, 1154–1157) IXa, IXb, 183, 206, 264, 315, 371 Юрик, конюший чешского кн. Владислава II (уб. в 1148 г.) 264 Юрик, с. предыдущего 264 Юстин, древнеримский историограф (III в.) 45, 45, 298, 303, 306–307 Юстиция, ж. вольфратсхаузенского и дисенского гр. Оттона II, д. киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха (?) III, IXb Якоб (Яков), см. Анунд Якоб Яник, см. Иоанн (Яник) Янин В. Л. 113, 198, 273 Яромар I, князь руян (ок. 1170 – ок. 1217/8) IV, 309 Яромир, кн. чешский (1003–1012, с перерывом, ум. в 1035 г.) VI, 99 Яромир, еп. пражский, см. Гебхард (Яромир) Ярополк Владимирович, кн. киевский (1132–1139) IXb, 368 Ярополк Изяславич, кн. волынский и туровский (1078–1086/7) IXa, 112–114, 120, 231–233 Ярополк Изяславич, кн. бужский (ум. в 1168 г.) IXb Ярополк Святославич, кн. киевский (972–978) IXa, 92, 117, 164, 190 Ярослав, кн. опольский, затем еп. вроцлавский (ум. в 1201 г.) IV, 320, 320 Ярослав Владимирович Мудрый, кн. киевский (1016–1018, 1019–1054) V, VII, IXa, 58, 71–72, 74, 76–82, 79, 83, 98–99, 102, 102–104, 118, 132, 132–133, 135–137, 136, 139, 157, 168–171, 173–174, 176, 178, 196, 201, 224, 229, 229, 298, 300–301, 321, 345, 352, 355, 357, 365

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«И поча жити ту (в пещерке), моля Бога, ядый хлеб сух, и тоже (и то только) через день и воды в меру вкушая, копая печеру, и не да себе упокоя день и нощь, в трудех пребывая, в бденьи и в молитвах». Вскоре узнали про Антония добрые люди и начали приходить к нему, принося потребное и прося благословения. Ко времени смерти Ярослава (1054) он уже прославился как подвижник, так что преемник Ярославов Изяслав приходил к нему с дружиной 1014 (вероятно, тотчас после вступления на престол) просить у него благословения и молитвы. К Антонию начала собираться братия для совокупного с ним подвизания и жительства в пещере; всех приходивших он принимал и постригал 1015 и по том или другом непродолжительном времени составилось в пещере братство из 12 человек 1016 . В числе этих первых, пришедших к Антонию были: Никон пресвитер, т. е. пришедший к нему именно уже пресвитером, если вместе и не монахом, бывший по своему сану, нет сомнения, духовником братства, следовательно, лицом важнейшим после самого Антония, и может быть поэтому называемый великим («великий Никон» – у Нестора в житии Феодосия),– впоследствии второй преемник Феодосия на игуменстве в монастыре 1017 , преподобный Феодосий, Варлаам сын знатного Киевского боярина Иоанна,– первый игумен монастыря главный каженик или евнух великого князя Изяслава Ефрем, после епископ Переяславский 1018 . Преподобный Феодосий (мирское имя которого так же, как и Антония не известно) 1019 родился в Киевском Василеве, нынешнем Василькове, от одного служилого великокняжеского человека, не особенно, кажется, знатного, но до некоторой степени родовитого 1020 . Детство и юность до пострижения в монашество провёл в Черниговском Курске, куда отец его (вскоре после его рождения) был переведён на службу. В Курске во времена детства Феодосиева уже появилось учение грамоте, т. е. уже открыты были многие или, по крайней мере, весьма немногие частные училища грамотности,– и он, наделённый особенной остротой ума и особенной жаждой знания, заставил своих родителей, чтобы отдали его в учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

13 ...великий Ярославъ... – Ярослав Мудрый, сын Владимира I Святославича от Рогнеды. Княжил в Новгороде, выступил против Святополка, убившего братьев Бориса и Глеба; победив Святополка в битве на реке Альте в 1019 г., занял киевский стол и княжил до 1054 г. Его правление ознаменовалось укреплением государственного и политического положения Киевской Руси, расцветом культуры. 15 ...постави церковъ Воздвижение Честнаго Креста Христова и сотвори монастырь. – Крестовоздвиженский монастырь был расположен на берегу реки Городни. По преданию, в нем с семи лет обучался грамоте Иосиф Санин. Монастырь возобновлен в 1659 г., приписан к Иосифо-Волоколамскому монастырю в 1693 г., упразднен в 1761 г. 17 «Азъ есмь боговидець пророкъ Илья»... – История жизни и деятельности пророка Илии излагается в 3-й и 4-й книгах Царств. Во время преображения Господня Илия вместе с пророком Моисеем был свидетелем этого чуда, за что прозван «Боговидцем». 18 ...и внутрь града соборную церковь Воскресение Господа нашего Исуса Христа. – Собор был построен московскими мастерами из белого камня при князе Борисе Васильевиче в 1480 г. В 1693 г. «за ветхостью» перестроен. Сильно пострадал во время осады города польским королем Сигизмундом III в 1613 г. В храме три придела: Сретенский, Никольский и в честь Иосифа Волоцкого . 19 И дасть... тамгу со всего: и помрно, и явку з животины, и пятно... – Тамга – внутренняя таможенная пошлина, взимавшаяся со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами, а также товарами. С местных жителей тамга взималась в меньшем размере, чем с приезжих и иностранцев. Померное – пошлина за пользование казенной мерой при продаже и покупке сыпучих товаров. Явка – пошлина с являемых на продажу товаров. Пятно – пошлина, взимавшаяся с клеймения лошадей при их продаже. 20 И пребыша до князя Бориса Васильевича... – Борис Васильевич, князь Волоцкий (1462–1494), сын Василия Васильевича Темного, родился в Москве в 1449 г. По смерти отца получил в удел Волоколамск, Ржев, Рузу. Вместе с Иваном III ходил в поход на Новгород (1471–1478), воевал против хана Ахмата, осадившего Алексин (1472), «стоял на Угре» (1480), «ходил на Тверь» (1485–1486). В 1491 г. по требованию великого князя «высылал воевод» на помощь крымскому хану Менгли-Гирею, воевавшему против ханов Золотой Орды. Неоднократно вступал в конфликт с Иваном III и даже «отъезжал» от него, ища защиты у Литвы, Пскова, Углича. Умер в Рузе в 1494 г., погребен в московском Архангельском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сын о. Димитрия и его матушки Софии Наркисовны – Николай (род. 7 октября 1903) был в 1921–1922 студентом Петроградского Богословского института. Дочь о. Димитрия – Вера – вышла замуж за сына протоиерея Николая Чукова – Николая. О. Николай Чуков записал, что 12 сентября 1924 года Николай и Вера «венчались в Никольском соборе. Венчал я сам. Пели свои [...] прекрасно. В церкви вообще прошло все очень торжественно, красиво и с настроением. Затем у нас. Поздравили шампанским; затем закуска и ужин, чай. Около 10 человек немного потанцевали и пели. [...] В первом часу все разошлись. Прошло все очень прилично, непринужденно, весело». (Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.–СПб. 1994. С. 582). См.: Бовкало А. А. Протоиерей Димитрий (Душан) Якшич.//Третьи Димитриевские чтения. Материалы конференции 1997 года. СПб. 1999. С. 95–102; Шилов Л.А. Якшич Д.Н.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 656–657. 263 Янышев Иоанн Леонтьевич; (14 апреля 1826 – 13 июня 1910). Окончил Калужскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1849), оставлен при Академии баккалавром физико-математических наук, в 1850 утвержден в степени магистра. 30 декабря 1851 рукоположен во священника к церкви в Висбадене, с марта 1856 профессор богословия и философии С.-Петербургского университета. С 1858 протоиерей. С 1868 с 1858 служил в Берлине, с 1859 в Висбадене, в 1864 приглашен в Копенгаген законоучителем принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Федоровны). С 28 ноября 1866 ректор С.-Петербургской ДА, с 19 октября 1883 протопресвитер Большого Зимнего и Московского Благовещенского соборов, заведующий придворным духовенством. 1899 доктор богословия... 2 ноября 1905 назначен членом Св. Синода. С 4 октября 1906 за штатом. 304 Ярослав Мудрый; (ок. 978 – 20 февраля 1054) – вел. кн. Киевский с 1019. 64 Ярушевич Дорофей Филофеевич; (2 декабря 1860 – 22 сентября 1930). Окончил Литовскую ДС (1883) и С.-Петербургскую ДА (1887), к. б. С 22 декабря 1887 – священник г. Брянска Бельского у. Гродненской губ., с 16 декабря 1887 – настоятель Александро-Невского собора г. Ковно, 14 апреля 1891 возведен в сан протоиерея. С 3 августа 1908 – настоятель церкви и законоучитель Введенской гимназии, с 4 февраля 1909 – церкви Всех Скорбящих Радости при Ксениинском институте в С.-Петербурге. Был архивариусом Главархива. Впоследствии служил в Киевском подворье в Ленинграде. Отец митрополита Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

287 Но кроме того, апокрифические сказания могли удобно переходить к нам из Византии в разных сочинениях греческой письменности, которые начали переводиться с первых времен христианства в России. Уже о Ярославе I (1019–1054) летописец замечает, что он собирал книги и велел не переведенные переводить с греческого языка на славянский. 288 С греческими митрополитами и епископами постоянно приходили греки и приносили сочинения греческой письменности. Потом и сами русские весьма часто отправлялись в Грецию и на Афон и живя там по нескольку лет занимались списыванием и переводом книг. При отсутствии в древней России научного образования, которое помогало бы отличать истинное сказание от ложного, апокрифы, естественно, должны были находить в ней самый благосклонный прием. Из посланий того же князя Курбского, написанных к одному православному старцу по тому поводу, что этот старец прислал к нему для прочтения апокрифическое Евангелие Никодима, мы видим, что как в России так и в Литовской земле апокрифы до того были распространены и увлекали грамотных людей, что им предпочитали отеческие писания. «А повесть ону, говорит здесь Курбский, прочтох глаголему Никодимову... Довольно, мню, четырем (Евангелиям): не надобе пятое.., воистину ложь есть сие писание и неправда и от некоего неискусна и неправа написана. А се лжеплетение и прежде аз видах польским языком написано... Противлюся лжесловесником, преобразующимся во истовыя учители, и пишут повесть сопротив евангельским словесем, и имена своя скрывше, да не обличени будут, и подписуют их на святых имена, да удобно их писание приимется простыми и неучеными.... Не дивно врагом нашим: искони бо им обычай межю чистыя пшеницы плевелы сеяти – дивно православным, паче же искуснейшим в чинах, вместо пшеницы, плевелы услажатися, а всегда имеюще пророческая словеса пред очами лежаща... Али не слышал еси, какову беду от таковых в литовской земли церковь Божия приемлет?... апостольская словеса превращающи, развращение толкуют, на святых хулу возлагают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Интересующую нас тему затрагивают труды отечественных дореволюционных исследователей Ф. А. Смирнова 4 , М. Н. Скабаллановича 5 и свящ. Корнилия Кекелидзе 6 . Они писали с учетом иностранной библиографии и древних источников, однако к настоящему времени их работы в значительной степени устарели. В течение XX в. история праздников Рождества и Крещения была существенно дополнена и предстала в новом свете, в частности благодаря работам выдающегося ориенталиста М. ван Эсбрука, а также в специальных исследованиях Х. Форстера, С. К. Ролл, М. Меррас 7 и др. Помимо ряда более или менее убедительных гипотез и реконструкций в научный оборот введен богатый материал по истории праздников, который ждет еще дополнительного осмысления. Отправной точкой для написания данной статьи стало первое обличительное слово против армян прп. Никиты Стифата (ΧΙ в.), впервые опубликованное на страницах 7-го тома «Богословского вестника» 8 . В этом слове Стифат опровергает учение армян о единой сложной природе Христа через указание на неправильный с его точки зрения литургический обычай – праздновать Рождество и Крещение в один день 6 января. Как уже было отмечено во вступительной статье к указанной публикации, антиармянские слова скорее всего были написаны ок. 1050 г. 9 во время четырехлетнего пребывания армянского католикоса Петроса I Гетадарца (1019–1054/8?) в Константинополе с 1049 по 1052 г. В «Хронографии» Матфея Эдесского описана мирная встреча католикоса с императором и патриархом 10 , но ничего не сказано о полемике, хотя столкновение на богословском поприще между византийцами и учеными армянами из свиты Петроса представляется вероятным. На первый взгляд может даже показаться, что полемика велась в одностороннем порядке со стороны византийцев в лице Никиты Стифата . Однако после изучения, недавно изданного по древнеармянским рукописям «Слова против диофизитов», написанного современником Стифата вардапетом Ананией Санахнеци 11 , позиции полемистов могут быть представлены более отчетливо. Хотя Анания не состоял в свите католикоса и едва ли у него была возможность когда-либо встретиться со Стифатом, он написал свое полемическое слово по просьбе Петроса Гетадарца и обсуждал, как будет видно далее, в том числе и вопрос о времени празднования Рождества и Крещения. 1. Праздник Богоявления в Древней Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Наиболее аргументированным на наст. момент можно считать взгляд, что СС возникло не позднее 1072 г. (в нем не упоминается о происшедшем в том году торжественном перенесении мощей Б. и Г.), но вряд ли при Ярославе Мудром († 1054), вероятнее всего в киевское княжение Изяслава Ярославича , при подготовке торжеств 1072 г. Изяслав был наречен в Крещении в честь вмч. Димитрия Солунского - в СС Б. и Г., как заступники Русской земли, сравниваются со св. Димитрием Солунским, а Вышгород, где покоились мощи св. страстотерпцев,- со «вторым Селунем» ( Абрамович. Жития. С. 50). Это помогает датировать и летописную повесть. Во-первых, бесспорно, что из 2 редакций, в к-рых она сохранилась,- в ПВЛ и в НПЛ младшего извода, к СС ближе последняя, т. е. редакция, содержавшаяся в предшествовавшем ПВЛ т. н. Начальном своде 90-х гг. XI в. Во-вторых, несмотря на то что в науке не раз высказывалось мнение о зависимости летописной повести о событиях 1015-1019 гг. от значительно более пространного СС (митр. Макарий (Булгаков), Е. Е. Голубинский, Н. Н. Ильин, О. Кралик, А. Поппе), более обоснованным выглядит обратный тезис - что СС явилось расширенной житийной переработкой летописного рассказа (А. И. Соболевский, А. А. Шахматов, Н. И. Серебрянский, С. А. Бугославский, Л. Мюллер и др.). В летописи, в частности, более исправно переданы заимствования из слав. перевода греч. хроники Георгия Амартола (вернее, «Хронографа по великому изложению»). Тем самым первоначальную летописную повесть о Б. и Г. нужно отнести к киево-печерскому летописанию 60-х - нач. 70-х гг. XI в. По-видимому, в повести отразились достаточно ранние устные предания, иначе трудно было бы объяснить мн. сообщаемые ею детали, напр. имена убийц Б. (Путьша, Талец, Елович, Ляшко) и Г. (Горясер, повар Торчин). В то же время едва ли подлежит сомнению, что в Вышгороде с началом чудотворений от мощей св. страстотерпцев уже при Ярославе Мудром стали вестись записи, к-рые отразились прежде всего в СЧ и ЧН. Высказывалась также гипотеза о существовании созданного будто бы уже в 30-х гг. XI в. житийного сочинения о Б. и Г., может быть на греч. языке (Д. В. Айналов, Мюллер).

http://pravenc.ru/text/153171.html

3) признает избрание в священный сан, делаемое мирскими начальниками, недействительным, a Лаодикийский собор (прав. 12) воспрещает имеющих произвестися во священство избирать сборищу народа. У нас со времени введения христианства по примеру Восточной церкви, в которой в то время к восприятию священства подготовлялись при епископских кафедрах, церковная и государственная власть постоянно стремились к основанию с этою целию училищ. Сюда относятся: сказание летописей об основании великим князем Ярославом (1019–1054 г.) училища для детей пресвитеров и старейшин в Новгороде, постановления об учреждении в духовном ведомстве школ Московских соборов 1551 г. (ст. 26) и 1667 г. (Полн. Собр. Зак. т. I, 412, ст. 29), предложения Петра Великого в духовном регламенте об основании при всех архиерейских кафедрах духовных школ и семинарий, а также академий, с тем, чтобы единых в школе архиерейской наставленных, когда уже за помощию Божию довольное число их покажется, производить на священство (Полн. Собр. 1721 г. янв. 25, 3718 дел., епис. ст. 10), и наконец после многократных мер, в прошлом столетии к осуществлению мысли Петра I принятых, положившее прочное основание нынешним духовно-учебным заведениям начертание правил об образовании духовных училищ и о содержании духовенства 28 июня 1808 г. (Полн. Собр. Зак. 23122), которыми было предположено, между прочим, ко всем приходам определять священников не иначе, как по классам их учения (ст. 139). Между тем духовные школы, по недостатку материальных средств, а еще более учебных сил, до того медленно развивались, что даже в 1764 г. было только 26 заведений с 6000 учащихся на стотысячный состав церковного клира. Необходимо было для комплектования последнего обращаться к рукоположению во священство грамотных людей, вовсе неизвестных епископам, что само собою указывало на необходимость в принятии мер удостоверения в благонадежности лиц, ищущих священства. С этою целию еще Владимирский собор, созванный в 1274 г. Всероссийским митрополитом Кириллом, установил требовать от ставленников, чтобы их соседи и знакомые засвидетельствовали их честность и добрые склонности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010