Ярослав Мудрый (Ярослав Владимирович, в крещении Георгий), ок. 978 – 1054, святой благоверный, ростовский князь, новгородский князь, великий князь Киевский в 1016–1018,1019–1054 гг., сын святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, брат святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Основал города Юрьев (ныне Тарту, Эстония), Ярославль, Новгород-Северский и др. При нем возникли первые русские монастыри – Киево-Печерский в Киеве и Юрьев в Новгороде. Издал свод законов древнерусского государства «Русская Правда» и церковный Устав. В 1051 г. без участия константинопольского патриарха назначил Митрополитом Киевским и всея Руси святителя Илариона. В годы княжения Ярослава проводилась огромная работа по переписыванию и переводу византийских книг на церковнославянский язык 134–136,164 342 Радван М. Римско-католические духовные учебные заведения Санкт- Петербурга в XIX веке (1842–1917 гг.). СПб.: без указ. изд-ва, 1995. С. 6. 343 Жилюк C. I. Pociйcka православна церква на Boлыhi (1793–1917 pp.). Житомир: Журфонд, 1996. С. 80. 346 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: «Гнозис»–Школа «Языки русской культуры», 1995. T. I. Первый век христианства на Руси. С. 7. 347 Иконопись эпохи династии Романовых. Собрание Виктора Бондаренко. М.: КремлинАрт, 2008.460 с.; Традиго А. Иконы православной церкви: Образы. Сюжеты. Символы/Пер. с ит. М.: Омега, 2008. 384 с. и др. 349 Ikahanic Заходняга Палесся XVI–XIX стст./В. Ф. Шматау, Э. I. Вецер, М. П. Meльhikay [i ihш.]. Mihck: Беларус. думка, 2002. С. 318. 351 Музей старажытнабеларускай культуры: Дапам. для habeдabaльhikay/Пад рэд. В. Ф. Шматава. Mihck: Беларус. навука, 1998. С. 165; Пракапцоу У. Беларуская ckapбhiцa культуры//Беларус. ricm. чaconic. 2002. 4. 352 Алпатов М. В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси//Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967. Т. 1. С. 154–211. 353 Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. T. X. С. 681–692.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Руси, так же как и в Европе, брачные союзы составляли важную часть внешней политики. Семейство Ярослава I, названного Мудрым (годы великого княжения: 1015–1054), породнилось со многими королевскими домами Европы. Его сестры и дочери, вступив в брак с европейскими королями, помогали Руси устанавливать дружественные отношения со странами Европы, решать международные проблемы. Да и формирование менталитета будущих государей во многом определялось мировоззрением матери, ее родственными связями с королевскими дворами других государств. Будущие великие князья и будущие королевы европейских государств, вышедшие из семьи Ярослава Мудрого, получили воспитание под надзором матери – Ингигерды (1019–1050). Ее отец – король шведский Олав (или Олаф Шетконунг) – дал в приданое дочери город Альдейгабург и всю Карелию. Скандинавские саги передают подробности женитьбы Ярослава на принцессе Ингигерде и замужества их дочерей. Легенды и мифы, вошедшие в сборник «Круг земной», подтверждают упомянутые исторические события. Несомненно, родственные и дружественные связи великой княгини Ингигерды оказали влияние на брачные союзы дочерей. Королевами европейских стран стали все три дочери Ярослава: Елизавета, Анастасия и Анна. Русская красавица княжна Елизавета покорила сердце норвежского принца Гарольда, в юные годы служившего ее отцу. Чтобы быть достойным Елизаветы Ярославны, Гарольд отправился в дальние страны добывать славу подвигами, о чем поэтически поведал нам А.К. Толстой: Гарольд в боевое садится седло, Покинул он Киев державный, Вздыхает дорогою он тяжело: «Звезда ты моя, Ярославна!» Гарольд Смелый, совершив походы на Константинополь, Сицилию и в Африку, с богатыми дарами вернулся в Киев. Елизавета стала женой героя и королевой Норвегии (во втором замужестве – королевой Дании), а Анастасия Ярославна – королевой Венгрии. Об этих браках было уже известно во Франции, когда княжну Анну Ярославну посватал король Генрих I (он царствовал с 1031 по 1060 г.). Ярослав Мудрый учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), – за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян. Отношения с Польшей закрепила и женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.) Другой сын Ярослава Мудрого, Всеволод, взял в жены заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие из народа плакали при виде такого посрамления идола, но когда на следующий день сделан был призыв их к реке, под страхом считать их мятежниками, то послушный народ рассудил, что если бы предлагаемая перемена религии не была добрым делом, то князь и бояре не приняли бы ее. Последовало общее крещение народа. Некоторые (говорит Нестор) стояли в воде по шею, другие по грудь, держа своих малых детей в руках; священники читали молитвы с берега, наименовывая сразу целые группы крестившихся одним и тем же именем. В стране основаны были епископии, церкви строились по византийскому образцу греческими архитекторами, привозимы были мощи, открывались школы, и дети обязаны были посещать их, хотя, по свидетельству летописца, матери плакали, посылая своих детей в школу, как будто они посылала их на смерть. Введено было затем и св. Писание в славянском переводе св. Кирилла и Мефодия. По смерти Владимира, в 1015 году, разделение его владений между его двенадцатью сыновьями и последовавшие затем кровавые семейные раздоры, задержали распространение христианства. Но Ярослав, сделавшийся наконец единовластным правителем (1019–1054 г.) , уже ревностно продолжал это дело. Он приказал сделать переводы некоторых назидательных греческих книг для блага своих подданных, поощрял составление самостоятельных религиозных сочинений, и даже сам принимал участие в книжных трудах. В качестве устава церковной дисциплины введен был «Номоканон», то есть сборник церковных канонов, сделанный Фотием. Духовенство освобождено было от налогов и гражданских повинностей, но так как дотоле оно находилось в подчинении Константинопольского патриарха, то Ярослав позаботился о том, чтобы поставить церковь на национальную почву, с туземным русским иерархом во главе (1051 г.). 5 . Хотя Богемия считалась уже между христианскими странами, однако же христианство было еще весьма слабо распространено в ней. По смерти князя Радислава, в 925 году, его мать Людмила 3406 приняла на себя попечение о его двух сыновьях, Вячеславе и Болеславе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн I, митрополит Киевский О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 года при Ярославе Владимировиче Мудром († 1054), по другим – не позже 1008 года. В 1008 году митрополит Иоанн воздвиг две каменные церкви: одну в Киеве – во имя святых апостолов Петра и Павла на Берестове, а другую в Переяславле – во имя Воздвижения Честного Креста Господня. О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком, но, судя по тому, что он 14 июля 1021 года 2 торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти, есть основание предполагать, что он был русским. По другим соображениям, его считали болгарином. Скончался в 1035 году. Предполагаемый автор Службы святым мученикам Борису и Глебу. Труды: Служба святым мученикам Борису и Глебу//Чтения в историческом обществе Нестора-летописца: в 24 кн. – Киев, 1879–1914; 1900. – Кн. 14, вып. 3. – С. 125–164. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 2. – С. 19, 28. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1, первая половина. – С. 249. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – Т. 1. – С. 79. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 149. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1879. – С. 15. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 113–115. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1102. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 283. Творогов О. В. Иоанн (XI в.)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 206. 2 Согласно другой версии, причисление мучеников Бориса и Глеба к лику святых состоялось в конце княжения Ярослава Мудрого, в 1054 году или в 1072 году, в связи с перенесением мощей. – Прим. ред. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), митр. Киевский. Биография В источниках о жизни И. сохранились немногочисленные сведения. Согласно «Повести временных лет», И. был священником («бе презвутер») в ц. св. Апостолов в с. Берестове под Киевом, в загородной резиденции киевских князей; вполне вероятно, являлся духовником киевского кн. св. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Из автобиографической записи И. следует, что он был иеромонахом (см. ниже). Согласно летописному сказанию о начале Киево-Печерского монастыря, И. нередко удалялся из Берестова на лесистый холм (место буд. обители, ее «ветхая» часть), где, ископав себе «печерку малу двусажену... отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайне» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). Позднее на этом месте, ископав свою пещеру, поселился вернувшийся с Афона на Русь прп. Антоний Печерский . Поскольку в произведениях И. имеются свидетельства знания им греч. языка, хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приемами риторики, нек-рые исследователи допускали, что святитель получил образование в Византии. Л. Мюллер высказал предположение, что И. приобрел опыт пустынножительства на Афоне, позднее, посетив Францию в составе одного из рус. посольств 1048-1051 гг., связанных с бракосочетанием кор. Генриха I и кнж. Анны Ярославны, познакомился с лат. богослужением ( Мюллер. 2000. С. 94-96). «Муж благ, книжен и постник», И. в 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) был хиротонисан в митрополита Киевского по инициативе кн. Ярослава Владимировича («постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи, собрав епископы» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155) и стал первым русским, занявшим Киевскую кафедру. В рукописи, содержащей сочинения иерарха (ГИМ. Син. 591, посл. треть XV в.), на л. 203 находится запись, где от лица И. говорится: «Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь». Именование киевского князя каганом, свойственное памятникам письменности XI в., свидетельствует о раннем происхождении данного текста.

http://pravenc.ru/text/389115.html

   Иннокентий XIII 1721—1724.    Венедикт XIII 1724—1730. 250. Климент XII 1730—1740.   Венедит XIV 1740—1758.    Климент 1758—1769.    Климент XIV 1769—1774.    Пий VI 1775—1799.    Пий VII 1800—1823.    Лев XII 1823-1820.    Пий VIII 1829—1830.    Григорий XVI 1831—1846. 259. Пий IX 1846— по ныне. Великие князи, цари и императоры, митрополиты и патриархи русские Великие князи     В Новгороде:    Рюрик 862—879.    В Киеве:    Олег 879—912.    Игорь Рюрикович 912—945.    Св. Ольга 945—955.    Святослав Игоревич 955—972.    Ярополк Святославич 972—980.    Св. Владимир I Святославич 980—1015.    Святополк I Ярополкович 1015—1018.    Ярослав I Владимирович 1019—1054.    Изяслав I Ярославич 1054—1073.    Святослав II Ярославич 1043—1076.    Изяслав 1 Ярославич опять 1076—1078.    Всеволод I Ярославич 1078—1093.    Святополк II Изяславич 1093—1113.    Владимир II Всеволодович Мономах 1113—1125.    Св. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125—1132.    Ярополк II Владимирович 1132—1139.    Всеволод Олегович 1139—1146.    Св. Игорь II Олегович 1146 (около недели или двух).    Изяслав II Мстиславич 1146—1154.    Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155—1157.    Изяслав Давидович1157—1159.     В Киеве в Владимире:    Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157—1174.    Св. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159— 1167.    Мстислав II Изяславич в Киеве 1167—1169.    Владимир III Мстиславич в Киеве 1169—1172.    Михаил I Георгиевич во Владимире 1174—1176.    Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176—1212.    Роман Ростиславич в Киеве 1173—1177.    Святослав Всеволодович в Киеве 1177—1195.    Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195—1211.    Георгий II Всеволодович во Владимире 1212—1216.    Всеволод Святославич в Киеве 1212—1214.    Константин Всеволодович во Владимире 1216—1219.    Георгий II Всеволодович опять во Владимире 1219—1238.    Мстислав III Романович в Киеве 1214—1224.    Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224—1240.     Во Владимире, но жили и в других местах:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сие произошло 8 сентября 1380 г. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского Память преподобного Антония празднуется св. Церковью 10-го июля. Преподобный Нестор подвизался в Печерском монастыре еще при жизни преподобного Феодосия. Кроме жития преподобного Феодосия он написал еще житие святых благоверных князей Бориса и Глеба. Помимо того он оставил нам первоначальную историю нашего отечества, или Летопись, где он излагает по годам историю русской земли; за этот труд ему усвоено наименование Летописца. Летопись Нестора доведена до 1111 г. Следует заметить, что, по мнению некоторых ученых, летопись написана не одним Нестором. Весьма вероятно, что в составлении ее принимал участие Сильвестр, игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве (живший в начале XII века). За свои подвижнические труды Нестор причислен св. Церковью к лику святых. Память его празднуется 27 октября. Василев с именем Василькова существует и в настоящее время и представляет собою уездный город Киевской губ.; он находится в 36 верстах к юго-западу от Киева и расположен при реке Стугне, притоке Днепра. — Преподобный Феодосий родился между 1035–1038 г. Причиной, побудившей родителей Феодосия переселиться в Курск, было распоряжение князя о перемещении из Василева отца Феодосия на службу в Курск. В Василеве, как и в Курске, отец Феодосия исполнял, вероятно, обязанность княжеского «тина» или судьи, мирового посредника (по делам не уголовным). См. житие его под 23 марта. Это было в 1055–1056 гг. Ярослав I Владимирович княжил с 1019 по 1054 г. Это было в 1056–1057 гг. См. житие его под 19 ноября. Изяслав I Ярославич княжил с 1054 по 1073 г., затем вторично с 1076 по 1078 г. См. житие его под 28 января. Святой Ефрем путешествовал в Константинополь, где и списал устав Студийского монастыря. Этот устав был составлен преподобным Феодором Студитом, игуменом Студийского монастыря в Константинополе, в начале IX в. В конце XI в. он был введен в руководство русскою Церковью и держался в ней до половины XIV в., когда начинает уступать иерусалимскому (этот устав введен преподобным Саввою Освященным в палестинских монастырях в VI в. — Память св. Саввы празднуется 5 декабря). В основу Студийского устава преподобный Феодор положил общежительные правила монастырского жития святого Василия Великого. Память святого Ефрема совершается Церковью 28 января.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

После смерти князя Владимира в 1015 году между его сыновьями началась борьба за власть: Святополк объявил себя князем Киевским и, дабы избавиться от возможных соперников, умертвил своих родных братьев – Бориса, который княжил в Ростове, и Глеба, княжившего в Муроме. Почитание Бориса и Глеба началось вскоре после их кончины, и уже в 1026 году на месте их погребения митрополитом Киевским Иоанном был освящен храм. Борис и Глеб были первыми святыми, прославленными Русской Церковью: хотя они не были мучениками за Христа, они были прославлены как страстотерпцы, не пожелавшие поднять руку на брата и защитить свою жизнь, но отдавшие ее ради прекращения междоусобицы и водворения мира. Убийца Бориса и Глеба Святополк Окаянный был в 1019 году побежден другим сыном святого князя Владимира, Ярославом Мудрым († 1054), чье долгое правление было ознаменовано дальнейшим распространением христианства. При Ярославе был построен Софийский собор в Киеве, кафедральные соборы в Новгороде и многих других городах, при нем же появились первые монастыри и началась систематическая работа по переводу греческих богослужебных книг на славянский язык, о чем рассказывается в «Повести временных лет»: Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь Святой Богородицы Благовещания на Золотых воротах, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное... Ярослав... любил книги и, много их переписав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к Богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и по местам, поставляя попов и давая им от своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И умножилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

319 Ярослав Мудрый, сын Владимира I Святославича от Рогнеды. Княжил в Новгороде, выступил против Святополка, убившего братьев Бориса и Глеба; победив Святополка в битве на реке Альте в 1019 г., занял киевский стол, где княжил до 1054 г. Его правление ознаменовалось укреплением государственного и политического положения Киевской Руси, расцветом культуры. 321 Крестовоздвиженский монастырь был расположен на берегу реки Городни. По преданию, в нем с семи лет обучался грамоте Иван Санин. Монастырь был возобновлен в 1659 г., приписан к Иосифо-Волоколамскому монастырю в 1693 г., упразднен в 1761 г. Во владении Крестовоздвиженского монастыря находились сельцо Никольское и пустошь Черносвитова. 323 Илья (Илия) – пророк из города Фисвы, жил в период царствования Ахава, когда среди евреев стало распространяться язычество. Был грозным обличителем идолопоклонства. История жизни пророка Ильи излагается в 3 и 4 Книгах Царств Ветхого Завета. Во время преображения Господня Илья вместе с пророком Моисеем был свидетелем этого чуда, за что прозван «Боговидцем». За праведную жизнь пророк Илья был взят на небо и, согласно Писанию, должен явиться перед вторым пришествием Христа на землю ( Откр. 11:3–12 ). 324 Собор был построен московскими мастерами из белого камня при князе Борисе Васильевиче в 1480 г. В 1693 г. «за ветхостью» перестроен. Сильно пострадал во время осады города польским королем Сигизмундом III в 1613 г. В храме три придела: Сретенский, Никольский и в честь Иосифа Волоцкого . В ризнице хранились два воздуха – вклады волоцких князей Бориса Васильевича и Федора Борисовича. 325 Тамга – внутренняя таможенная пошлина, взимавшаяся со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами, а также товарами. С местных жителей тамга взималась в меньшем размере, чем с приезжих и иностранцев. Померное – пошлина за пользование казенной мерой при продаже и покупке сыпучих товаров. Явка – пошлина с являемых на продажу товаров. Пятно – пошлина, взимавшаяся с клеймения лошадей при их продаже. 326

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киев. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Софийский собор относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019—1054 г. г.). Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма, относится к 1037 году. В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037 г.). Заложи Ярославъ городъ великый, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «...заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши». Собор, таким образом, строился в 1017—1037 г. г. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских». Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов. В 1950—1960 годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве. Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав.

http://sobory.ru/article/?object=01028

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010