Митрополиты Киевские Кафедра в Киеве, с 991 года кафедра в Переяславе Имена Сведения Михаил I (первый) свт., управлял 30.09.992 управлял 1007 (1008) управлял с 1019 или с 1008 Митрополиты Киевские и всея Руси Кафедра в Киеве Имена Сведения Феопемт управлял с 1035 (1038) Кирилл I упоминается неизвестно Иларион (Русин) поставлен с 1051 по 1054 упоминается неизвестно Георгий управлял с 1062 (1067) 1079 (1077) Иоанн II рукоположен с 1077 (1080) 31.08.1089 Иоанн III возведён и управлял Ефрем (прп.), епископ (митр.) Переяславский) возможно, выполнял функции первосвятителя с 1097 по 1102 с 1092 по 1097 Николай управлял с 1097 по 1102 вернулся в Грецию; 1104 Никифор I назначен с 18.12.1104 (6.12.1103) январь 1121 Никита управлял с 15.10.1122 19.05 (9.03) 1126 Михаил II рукоположен с 1129 (1127) по 1145 уехал в Грецию; 1145 Онуфрий (епископ Черниговский) управлял митрополией с 1145 по 1147 Климент (Смолятич) рукоположен с 27.06.1147 по 20.03.1155 Удалён; после 1164 Константин I (блж.) рукоположен с 1155 по 1159 Оставил митрополию; 5.06.1159 Феодор управлял с августа 1161 22.08.1163 Иоанн IV возведён 12.05.1166 (1174) Константин II поставлен Никифор II управлял Гавриил упоминается в 1198–1210 неизвестно Дионисий упоминается неизвестно Матфей упоминается 22.08.1220 Кирилл II рукоположен с 06.01.1224 назначен 1240 (возможно убит) Кирилл III рукоположен В 1246–1247 (избран в 1242 (1243) 7.12.1281 рукоположен 6.12.1305 поставлен 21.12.1326 Феогност, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит рукоположен в 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), свт. бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Афанасий епископ Владимиро-Волынский временно управлял Московской митрополией 1363 (1362) в Костроме Герасим, епископ Коломенский временно управлял Московской митрополией с 1378 до 1380 епископ Коломенский; 15.08.1388 Михаил (Митяй) наречённый митрополит с 1378; не рукоположен 2.12.1375 (1376) митрополией не управлял; 1379 Киприан свт. рукоположен 2.12.1375 (1376) (принят с 1380 по 1382)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К разряду королевских саг исследователи относят еще несколько саг, посвященных истории других североевропейских территорий. В кругу памятников древнескандинавской письменности, саги содержат наибольший объем информации о Восточной Европе, и, в частности, о Древней Руси. Это – сведения о политических, торговых и культурных связях Руси и скандинавских стран. Древнерусский материал королевских саг распределяется хронологически весьма неравномерно. Основная его часть соотносится с раннефеодальным периодом русской истории (X – конец XI в.), с временем формирования относительно единого государства. Информация, содержащаяся в королевских сагах, касается княжения двух правителей: это Владимир Святославич, великий князь киевский (978–1015), и Ярослав Владимирович Мудрый, князь новгородский (1010–1016), великий князь киевский (1016–1018, 1019–1054). К более раннему времени относятся сведения саг и скальдических стихов о походах дружин скандинавских викингов по Восточному пути в Восточную Прибалтику и на север, в Беломорье. Небольшая часть сведений приходится на период феодальной раздробленности, на конец XI – вторую половину XIII в. Большей частью, это – включенные в генеалогии датских конунгов сведения о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в XI – первой половине XII в., и некоторые данные о времени правления великого князя Александра Невского (1250–1263). В королевских сагах находят отражение русско-скандинавские политические, матримониальные, торговые и культурные связи; в них содержатся сведения о русско-прибалтийских отношениях, о колонизации Русского Севера, о древнерусских городах и проч. Сведения исландских королевских саг о Восточной Прибалтике, Руси и Русском Севере незначительны, на фоне, содержащейся в этих же источниках, информации по истории Скандинавских стран, и, особенно, Исландии и Норвегии. Но все же, приводимый ниже материал свидетельствует об интенсивности и многообразии контактов Древней Руси со Скандинавскими странами. V.1. «Сага об Инглингах»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказание о посещении ап. Андреем Руси в ПВЛ носит вставной характер. Оно противоречит сообщению летописной статьи 6491 (983) г., что в своей истории Русь не знала апостольской проповеди: «Аще бо и телом апостоли суть зде не были, но учения ихъ яко трубы гласять по вселении» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 70). Об этом говорится и в рассказе о крещении киевлян под 6496 (988) г.: «...яко сде (на Русской земле.- Ю. А.) не суть ученья апостольска» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118). Свт. Иларион , митр. Киевский, в «Слове о законе и благодати» (сер. XI в.) также отрицает присутствие опыта апостольской традиции на Руси ( Молдован. 1984. С. 95), как и прп. Нестор в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (кон. XI - нач. XII в.) ( Бугославский. 2007. С. 574). Время возникновения и включения Сказания в летопись исследователи определяют по-разному. Согласно А. А. Шахматову , Сказание отсутствовало в Начальном своде кон. XI в. и было впервые включено в летопись составителем ПВЛ ( Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 29). По мнению Д. С. Лихачёва и А. Н. Насонова , это произошло в кон. XI или в нач. XII в. в редакции ПВЛ, связанной с семьей блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (ПВЛ. 1996. С. 388-389; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 65), согласно Л. Мюллеру - «не позднее 1116 г.» ( Мюллер. 2000. С. 183-201). О. М. Рапов считал, что оно возникло в результате русско-византийской войны 1116 г. ( Рапов. 1988. С. 64-65). Имея в виду, что поставление митр. св. Илариона главой Русской Церкви (1051/52) было следствием стремления Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054) к большей самостоятельности Киевской митрополии, а также принимая во внимание наречение родившегося в 1030/31 г. сына Ярослава христ. именем Андрей (см. Всеволод (Андрей) Ярославич ), И. С. Чичуров предположил, что предание о хождении ап. Андрея на Русь стало формироваться уже в 30-х гг. XI в. как идейно-политическое обоснование самостоятельности Киевской кафедры по отношению к К-польскому Патриархату ( Чичуров. 1990. С. 15-17). По мнению А. А. Гиппиуса, поддержанному А. М. Введенским, легенда об ап. Андрее была вставлена в летопись составителем 1-й редакции ПВЛ в нач. XII в. ( Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: К истории композиции Повести временных лет//Вереница литер: К 60-летию В. М. Живова. М., 2006. С. 86-87; Введенский А. М. Время внесения в летопись легенды об Андрее Первозванном и ее состав//Rossica Antiqua. СПб., 2012. 2(6). С. 3-23). Т. о., создание Сказания на рус. почве приходится датировать максимально широко: сер.- нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/2459053.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анна Новгородская, прп. - житие Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская (память 10 февраля по старому стилю) Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих. В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату. Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини.

http://pravicon.com/info-1778

государство в Центральной Европе (Венгрия) государство в Центральной Европе (Венгрия) Церковь получила от первого короля богатые земельные пожалования, была установлена десятина, первоначально целиком поступавшая епископу; по всей стране создали сельские приходы, каждые 10 деревень были обязаны построить храм (2-я книга законов Иштвана, 1030). В ранний период гос. право в В. включало в себя и церковное. Кор. Иштван не нуждался в содействии папы, как глава гос-ва он осуществлял инвеституру. Распространению христианства способствовало создание первых мон-рей и деятельность монахов-миссионеров. Еще при кн. Гезе началось строительство бенедиктинского мон-ря в Паннонхальме, посвященного св. Мартину, к-рый, по преданию, род. в Паннонии, в рим. г. Саварии (совр. Сомбатхей). При кор. Иштване мон-рь получил грамоту привилегий. В это же время были основаны бенедиктинские мон-ри в Залаваре (1019), Печвараде, Баконьбеле. При соборах и мон-рях создавались школы (первая - при Печском соборе), где обучали латыни по учебникам, присланным из Германии. Среди первых лат. миссионеров, прибывших в страну ок. 1020 г., был аббат венецианского бенедиктинского мон-ря Сан-Джорджо Маджоре Геллерт (лат. Gerardus), основавший мон-ри, школы, храмы. В 1030 г. он стал епископом Чанадским и, по преданию, Иштван поручил ему воспитание своего наследника Имре. Греч. правосл. Церковь имела особенно много сторонников в Трансильвании, в зап. частях королевства ее влияние было не столь значительно, хотя и там существовали мон-ри по вост. обряду. После раскола 1054 г. греч. Церковь надолго утратила свои позиции в В., ее институты прекратили существование к нач. XIII в., однако Православие сохранилось среди части населения, что послужило базой для его возрождения в связи с усилившейся в XIII в. валашской и серб. миграцией с Балкан. Период, последовавший за смертью кор. Иштвана, называют эпохой языческих восстаний. Бедняки связывали с появлением христианства ухудшение своего социального положения, а их недовольство было использовано князьями в борьбе за трон.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Но победа христианства над язычеством вовсе не была молниеносной. Об этом свидетельствует выступление волхвов в Суздальской земле, которые, одержимые своей лжемудростью, искали виновных в случившемся тогда голоде. Ярослав повелевает казнить их, ссылаясь на непостижимость Бога, “по грехам” насылающего голод, мор или засуху: аргументация, которая впоследствии служит стандартным объяснением любых бедствий, постигающих христиан 1016 . Мудрость Ярослава, обусловившая его прозвище, проявилась также в устройстве церквей и монастырей, в том числе и Софийского собора в Киеве, в покровительстве священникам и монахам и, наконец, в любви к книгам, число и распространение которых в период его княжения сильно выросли. В итоге, начатое отцом сын углубил и упрочил 1017 . Летописный рассказ о начале Киево-Печерского монастыря уже обсуждался нами в качестве одного из источников для очерка истории древнерусского монашества 1018 . Основой для сравнительного анализа его содержания может служить сравнение с 7-м словом Киево-Печерского патерика, также написанным Нестором, хотя и несколько ранее 1019 . В богословском отношении наиболее существенным этапом изложенного здесь процесса развития монашества, по всей вероятности, явилось заимствование реформированного устава Студийского монастыря. Свойственный ему строгий иерархический распорядок (в отличие от скорее библейски-харизматического устава св. Василия с его идеалом монастырской братии как большой семьи) впредь стал характерной чертой русского монашества. Хронологически 1054 год помещается точно посередине между 988 и 1110 гг., что, разумеется, случайно, но по смыслу своему завещание Ярослава сыновьям действительно является внутренним центром летописи, своего рода “Великой хартией” русских князей. Все, чему научил христианскую Русь уже накопленный ею опыт, Ярослав, как испытанный политик и христианин, резюмирует на будущее в виде принципов общего послушания по отношению к старшему брату и солидарности князей между собою. От соблюдения этих принципов будет зависеть и внешняя безопасность, и внутренний мир на Руси 1020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот текст есть в Изборнике Святослава 1073 г., переведенном еще при болгарском царе Симеоне (893–927), но в летописи использован другой перевод, изобилующий ошибками. 485 В Никоновской летописи говорится о сирийском происхождении Михаила, что прямо указывает на синкелла Иерусалимского патриарха (подробнее – в разделе 5). Митрополит Переяславский Леон (1070-е гг.) был автором грекоязычного сочинения против латинского обряда причащения опресноками (гостиями). Антилатинская полемика, хотя и в более резкой форме, присутствует в наставлении Владимиру. Видимо, поэтому летописцы считали современниками крещения Руси то одного, то другого писателя. 486 Авторы остальных антилатинских сочинений, Ефрем (около 1055–1061), Георгий (1061–1073), Иоанн II (1077–1089), были известны по летописям как Киевские митрополиты. Ко временам Ярослава Владимировича (1016–1018, 1019–1054) относились Феопемпт, Иоанн I и Иларион. Поэтому Леон и Михаил были приписаны к эпохе Владимира. Каким же путем возникло ошибочное соотнесение деятельности патриарха св. Фотия, который действительно пытался просветить Русь, с правлением первых князей-христиан из рода Рюриковичей? Во всех византийских хрониках сохранилось недатированное известие о нападении Руси на Константинополь в правление императора Михаила III (842–867). Из двух гомилий патриарха Фотия известно, что это было в 860 г. В Окружном послании 867 г. он сообщал уже о крещении Руси, но патриарх, конечно, выдавал желаемое за действительное. 487 Судя по всему, Фотий развернул активную миссионерскую деятельность от хазарских степей до славянских земель. Большую роль в ней играли создатели славянской азбуки свв. Кирилл и Мефодий. 488 О крещении русов после нападения на Константинополь писал и Продолжатель Феофана, трудившийся во времена самостоятельного правления Константина Багрянородного (945–959). Он рассказал и о крещении болгарского князя Бориса, которое, по его мнению, относилось ко времени малолетства императора Михаила и его совместного правления с матерью Феодорой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник Анастас корсунянин, помогавший князю Владимиру завоевать город Корсунь (Херсонес) , по мнению К. В. Айвазяна, был вероятнее всего армянином-халкидонитом, «который, в отличие от греков, упорно защищавшихся, напротив, был заинтересован в его сдаче, что свидетельствует о его принадлежности к враждебной грекам национальности» . Вместе с царевной Анной в Киев прибыли митрополит (возможно, Феофилакт Севастийский) , епископы и священники, «среди которых находились и армяне-халкидониты, приверженцы греческой Церкви, названные по этой причине греками» , которые помогали строить церкви . Следует отметить, что в Херсонесе, как и других городах Крыма (Судаке и др.), проживало и много армянских представителей, принадлежащих непосредственно Армянской Церкви. Обнаруженные в Крыму археологические материалы говорят об их развитой духовной культуре уже в IX–XII вв. Позже на полуострове возникают армянские колонии в Феодосии, Старом Крыме, Белогорске, Армянске. На территории Крыма были открыты 13 монастырей, 51 церковь и армянские школы . Активно приглашал армянских воинов, мастеров для строительства и украшения храмов как сам князь Владимир, так сын и преемник – князь Ярослав Мудрый (1019–1054) . Подтверждением того, что среди этих мастеров были и армяне, по мнению исследователей, могут служить некоторые формы настенных изображений и декоративного убранства Софийского собора (распространенные в более ранних армянских храмах), иконография фресок свв. Григория Просветителя и Рипсиме, где (а также и на других фресках) сохранились следы надписей на армянском языке, в том числе и на северной стороне крышки саркофага князя Ярослава Мудрого . О русско-армянских контактах этого времени говорит и то, что в Армении (Киликийской) становятся известными некоторые русские произведения, например «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры» митрополита Илариона (поставленном в Киеве князем Ярославом), которые позже повлияли (по жанру и по содержанию) на «Изложение веры Церкви армянской» католикоса Нерсеса Шнорали (1166–1173) , входящее в состав его переписки с византийским императором Мануилом Комнином (1143–1180).

http://bogoslov.ru/article/6192720

побудившей родителей Феодосия переселиться в Курск, было распоряжение князя о перемещении из Василева отца Феодосия на службу в Курск. В Василеве, как и в Курске, отец Феодосия исполнял, вероятно, обязанность княжеского «тина» или судьи, мирового посредника (по делам не уголовным). житие его под 23 марта. было в 1055–1056 гг. Яpocлab I Владимирович княжил с 1019 по 1054 г. было в 1056–1057 гг. житие его под 19 ноября. Ярославич княжил с 1054 по 1073 г., затем вторично с 1076 по 1078 г. житие его под 28 января. Ефрем путешествовал в Константинополь, где и списал устав Студийского монастыря. Этот устав был составлен преподобным Феодором Студитом, игуменом Студийского монастыря в Константинополе, в начале IX b. В конце XI b. он был введен в руководство русскою Церковью и держался в ней до половины XIV b., когда начинает уступать иерусалимскому (этот устав введен преподобным Саввою Освященным в палестинских монастырях в VI b. — Память св. Саввы празднуется 5 декабря). В основу Студийского устава преподобный Феодор положил общежительные правила монастырского жития святого Василия Великого. Память святого Ефрема совершается Церковью 28 января. Никон удалялся на юг России, в Тмутаракань. (от санскрит. griva — шея) — собственно ожерелье, цепочка, обыкновенно золотая, носившаяся на шее в качестве украшения. Обычай носить гривну на шее привился у нас на Руси от татар. Впоследствии наименование гривны стало усвояться слитку золота, определенной величины (от 72-х до 96-ти золотн.), обращавшемуся в качестве монеты. по переводу с греческого значит «данный от Бога»; в переносном смысле: «наделенный дарами от Бога». славнейший из ветхозаветных пророков, грозный обличитель нечестия и идолопоклонства во времена нечестивого царя израильского Ахава и его жены Иезавели. Он был родом из галилейского города Фесвы, почему и называется фесвитянином. За свое ревностное служение имени Божию, Илия был взят живым на небо (4 Цар.2:1–15). История его жизни и деятельности излагается в конце 3 и начале 4 книги Царств. Память его празднуется св. Церковью 20 июля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ряд их после Леона есть следующий: 2 . Иоанн 1, по свидетельствам не совершенно надёжным занявший кафедру не позднее 1008г. 542 , а по свидетельствам совсем надёжным – занимавший её в первые годы правления Ярослава 543 , (который 1019–1054). 3 . Феопемпт, упоминаемый под 1039г. 544 . 4 . Кирилл 1, не упоминаемый летописями, но стоящий в Киево-Софийском помяннике, которым пользовался Копыстенский, и в московских списках митрополитов Никоновской летописи, напечатанном в Летописях Археографической Комиссии и читаемом в Волоколамской рукописи 5 . Иларион, поставленный в 1051г. 6 . Ефрем, упоминаемый под 1055г. 545 . 7 . Георгий, упоминаемый под 1072 и 1073 гг. 546 . 8 . Иоанн 2-й, прибывший, если верить показанию некоторых позднейших источников, перед 1077г. или не позднее этого года 547 и скончавшийся в 1089г. 548 . 9 . Иоанн 3, преемник предшествующего, прибывший в 1089г. или 1090г. 549 и умерший после годичного правления. 10 . Николай, упоминаемый под 1097г. и 1101г. 550 . 11 . Никифор 1, прибывший 6 Декабря 1104г. и умерший в Апреле 1121г. (Лаврентьевской и Ипатской) 551 . 12 . Никита, преемник Никифора, прибывший в 1122г. (Лаврентьевская и Ипатская) и умерший 9 Марта 1126г. (Лаврентьевская, по Ипатской – в 1127г.) 552 . 13 . Михаил, по Ипатской летописи прибывший в 1131г., но вероятнее, что, по крайней мере, не позднее 1129г. 553 , оставивший кафедру и удалившийся в Константинополь в 1145г. (Лаврентьевская). 14 . Клим или Климент, преемник Михаила, поставленный в 1147г., после неоднократного удаления с кафедры окончательно оставивший её в 1155г. и упоминаемый как живой под 1164г. (см. ниже) 554 . 15 . Константин 1, преемник Климента, пришедший в 1156г. после Апреля месяца (Лаврентьевская и Ипатская, cfr Новгородская 1 летописи) 555 , удалившийся с кафедры в 1158г. и умерший в 1159г. (Лаврентьевская и Новгородская 1). 16 . Феодор, преемник Константина, пришедший в Августе 1161г. (Ипатская), сидевший на кафедре или год и 10 месяцев или просто 10 месяцев и умерший в 1162г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010