1017 Ueber die Aechtheit des sogenannten ersten Briefs Pauli an den Timotheus ein Sendschreiben an Gass. Beri. 1807 выработано (по Steffens Was ich erlebte Th. III) при политических смутах 1806 в Галле, в углу Стеффеновой аудитории. Потом Шлейермахеру вполне следует в позднейшее время Т h. Rudow Diss. de argumentis histor., quibus rec. epistolar. pastoral. origo Paulina impugnata est. Gott 1852, который послания к Титу в 2-e к Тимофею признает подлинными, первое же послание к Тимофею считает произведением pia fraus какого-нибудь приверженца Павлова и относит к концу 1-го века. 1018 Как совершенные или относительные Павловы παξ λεγμενα перечисляются напр. из 1-й главы: τεροδιδασαλεν ст.3, πραντος ст. 4, νομοδιδσαλοι ст. 7, νμος εται, πατρολαι, μητρολαι, νδροφνοι ст. 9, ϑμενος ες διαοναν ст. 12, διτης ст. 13, ποδοχ ст. 15, πϑεσϑαι и ναυαγεν ст. 19, παδυειν ст. 20, как заимствованные из двух других пастырских посланий, 1. гл: σωτρ «О Боге», γνησ τν ν πστει, ατ επιταγν ϑεο, μϑοις προσχειν γενεαλογαι, ζητσεις, στοχεν, τρπομαι, διαβεβαιοσϑαι, γιανειν, ποτπωσις ст. 1. 4. 6. 7. 10, 16. 1019 В этом отношении Шлейермахер во всем послании, в содержании и в форме, старается показать несообразность и бессвязность существенное отличие от языка, изложения и образа мыслей ап. Павла кратко – неискусную подделку под чужое писание. 1020 Bemerkungen über den ersten Paulinischen Brief an den Timolbeus, in Beziebung auf das kritische Sendschreiben von Scbleiermacber. Gött. 1808. 1022 Specimen observationum de vocabulis παξ λεγο μνοις et rarioribus dicendi formulis in 1. ep. ad Tim. obviis. Ling. 1810. 1023 Что вообще число выражений παξ λεγμενα (в широком смысле) в 1 Тим. сравнительно с другими посланиями Павла не составляет несоразмерности, это показал Beckhaus. Первое послание к Тимофею содержит их 81,–второе–63, послание к Титу–44, в Филиппийцам–54 к Галатам–57, к Ефесеям и Колоссянам вместе–143 и т. д. 1024 Что касается при этом собственно до места 1Тим. 1, 20 ., в котором, вместе с Шлейермахером, и де Ветте хочет видеть только «не искусную компиляцию из 2Тим. 2, 17 и 4, 14»: то названный здесь именем по всей вероятности, есть тот же самый, который упоминается и во 2Тим. 2,17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

мы недостойны и причислиться к вам, по множеству своих грехов. Впрочем, пока мы еще держимся. Как возлюбленные отвергли [еретическое предложение] и как думающие о себе высоко поступили наоборот? Их нет нужды перечислять. Их и так знает твоя святость. Я прибавил бы: и враги человеку домашние его ( Мф.10:36 ). Авессалом 1017 не одинок: [таких] много. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим.3:13 ). Пещеры полны гонимых, великое таинство благочестия (ср. 1Тим.3:16 ) подвергается осмеянию, издеваются над изображением Христа, Его Матери и слуг. Об этом ли не жалеть и не плакать? Но, священнейший, простри руку в молитве о разгромленной Церкви, дабы Господь, восстав как бы от сна (ср. Мф.8:24 ), запретил мысленной буре и послал тихую миротворящую погоду. Молись и о твоем сыне и также о состоящем при мне брате, приветствующем тебя, чтобы мы спаслись о Господе. 372.К патриции Ирине 1018 Зачем я утруждаю тебя, боголюбивая покровительница монахов? Твои подарки превышают мое достоинство. Достаточно было бы прежних и предыдущих они часты (504) и обильны. К чему же и эти? Ты уподобилась пиявице Соломоновой ( Притч.30:15 ), не знающей пределов в благодеяниях и для напитания других как бы источающей свою кровь. За тобой известно не одно это, но вместе с этим и много других свойств: ревность, пламенность, любовь к Богу. Хотя мы немного поскользнулись, но нужно покаяться и продолжать идти путем Господним. Отложи печаль, воспринимай духовную радость, ибо близок Господь ожидающим Его (ср. Пс.144:9, 18 ), так что, когда мы еще говорим слова молитвы, Он [уже] отвечает: «Вот, Я здесь». Госпоже Ирине, от которой я получил милостыни, да будет мир от Бога. Надеюсь, что она взойдет на высокую ступень монашеского жития, когда Господь превратит бурю в тихий ветерок. 373. К чаду Павлу 1019 Я прочел, чадо, твое письмо и, прочитав его, возблагодарил Господа, узнав о твоем душевном и телесном здравии. Хорошо сделал ты [вообще], написав, особенно сообщив, что твой ум утвержден в вере; да будет таким же и на деле. Поэтому будь внимателен к себе, избегая видеть женщин 1020 , избегая всякой дерзости, как погибели для души. Удаляйся и лукавых помышлений, как пожара и гибели для сердца. Бойся Бога и в страхе работай Ему, по чину совершая псалмопения и бдения. Не оставайся без дела, но пребывай в труде. Не предавайся смеху, но плачь. Не будь празднословом, а говори [лишь] полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

На нем изображена эта чета, в богатых византийских одеждах; Оттон и Феофания стоят каждый на скамейке, и между ними Христос, преставленный больших размеров, чем остальные фигуры, на высоком подножии; отделяя руки от туловища у локтей, Он кладет их на головы венчающейся четы, как бы, благословляя ее. Образ Спасителя не лишен величия, и исполнение барельефа довольно тщательное, но уже несколько угловатое; сочинение всей группы монотонно; фигуры безжизненны и не имеют полноты форм человеческого тела. Употребление латинских и греческих букв, в надписи этого памятника, дает право предположить, что он был произведен в Германии, но греческим мастером, сопровождавшим византийскую принцессу. Слоновокостная скульптура производилась также и среди западных христиан; им приписывают довольно много барельефов из этого материала, которые относят к векам, следовавшим за торжеством церкви. Значительное число подобных памятников принадлежат к периоду карловингов, но эпоху появления их определяют, основываясь, преимущественно, на их стиле. Надписи и другие, столь же положительные, данные позволяют точнее указать время только некоторых из этих произведений искусства. Много западных слоновокостных барельефов, иногда, светского характера, украшают предметы церковного служения и сохраняются теперь в ризницах и сокровищницах церквей и соборов Европы. Вообще, этого рода пластические работы, имеют большое сходство с барельефами мраморных саркофагов, и составляют, как бы, подражание последним. Сюжеты их те же самые, и Христос представлен, так же, молодым человеком в паллиуме. Самый замечательный образчик подобной скульптуры находится в Берлинском музее 1018 : это цилиндрический сосуд, вероятно, служивший дароносицей. В барельефе, с наружной стороны его, изображен Спаситель – юноша; он сидит на красивом троне, окруженный 12-ю апостолами; Петр и Павел сидят у Его ног. Христос держит свиток пергамента в левой руке и складывает пальцы правой, как оратор античного мира, начинающий речь. На противоположной стороне представлено жертвоприношение Исаака Авраамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пойдем­те с Божьей помощью на них и, победив их, подчиним нашей власти страну”. И так как его речь понравилась всем, Хлодвиг, выступив с войском, направился в Пуатье» 1017 , где тогда находил­ся Аларих. Сражение франков с вестготами произошло в доли­не Вогладе (Вуйе), близ Пуатье. Вестготы потерпели пораже­ние, а сам Аларих пал в этой битве. И лишь вмешательство короля остготов Теодориха Великого, на дочери которого был женат павший король, спасло королевство вестготов от уничто­жения. Новым королем вестгтов стал сын Алариха и по матери внук Теодориха Великого, 5-летний Амаларих, которого увезли в Испанию. Ввиду его несовершеннолетия правил государством оруженосец Теодориха Тиудис, которого он назначил опекуном (tutor) своего внука. В Галлии однако с франками продолжал воевать незаконно­рожденный сын Алариха Гезалих, пока он не умер в 511 г. Раз­вивая успех в этой войне, франки оккупировали Аквитанию, по меньшей мере до Гаронны, овладели столицей вестготов Толозой, захватили хранившуюся там королевскую казну, а затем, действуя в союзе со своими недавними противниками бургундами, осадили Арелат. Но Теодорих, решив вмешаться в ход воен­ных действий, направил войска под командованием комита Иббы против франков и бургундов, и тот одержал победу: враги, по, возможно, преувеличенной оценке Иордана, потеряли более 30 тысяч человек убитыми 1018 . Оставшиеся в живых франки и бургун­ды ушли на север. После их поражения не вся старая римская Провинция была возвращена вестготам: ту ее часть, которая расположена к вос­току от Ронны, Теодорих включил в состав своего королевства, но Септимания (Семиградие) с городами Нарбонн, Ним, Кар­кассон, Магалон, Лодев, Агд и Безье была оставлена вестготам. Главный город провинции Нарбонн и стал, после утраты Толозы, захваченной франками, новой столицей Вестготского королев­ства. С этих пор не только территориально, но и по количеству готского населения основную часть королевства составляла уже Испания. Туда уже в массовом порядке переселялись остававши­еся до тех пор в Галлии готы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О. С.- сын областного конунга из Вестфольда Харальда Гренландца, убитого незадолго до его рождения. Воспитывался отчимом Сигурдом Свиньёй, областным конунгом из Упплёнда (Оппланна), отцом кор. Норвегии Харальда III Сурового (1046-1066). При жизни О. С. имел прозвище Толстый (hinn digri). В 12 лет, получив от отчима корабль и снаряжение, участвовал в походах викингов, совершил неск. нападений на земли в Вост. Прибалтике, Швеции и Дании. Стихи скальдов дают основание полагать, что в 1014 г. О. С. возглавлял нападение на Лондон, приведшее к поражению Кнуда I Великого (король Англии в 1016-1035, Дании с 1018 и Норвегии с 1028), правившего там после смерти отца, дат. кор. Свена I Вилобородого (ок. 987-1014), и к восстановлению власти англосаксон. кор. Этельреда II Неразумного (978-1013, 1014-1016). Согласно сагам, в том же 1014 г. О. С., находясь в Нормандии, принял крещение в Руане (в «Истории о древних норвежских королях» мон. Теодорик сообщал, что он крестился в Англии). В следующем году он вернулся в Норвегию, чтобы заявить свои права на власть в стране, где после смерти кор. Олава I Трюггвасона (999/1000) от имени дат. короля правили ярлы Хладира (на территории совр. Тронхейма) Хакон и его дядя Свейн. В случайном столкновении по пути в Норвегию О. С. захватил в плен ярла Хакона, который в обмен на жизнь дал обещание навсегда уехать из Норвегии. При поддержке отчима и др. конунгов из вост. обл. Упплёнд, недовольных датским правлением, на областных тингах (собраниях свободных бондов) О. С. был провозглашен королем Норвегии. 25 марта 1016 г. в морской битве при Несьяре (в Осло-фьорде) он одержал победу над ярлом Свейном, вынудив его бежать в Швецию, и стал т. о. единоличным правителем всей Норвегии. Главной целью О. С. стало объединение Норвегии под своей властью, для чего требовалось подчинить или устранить многочисленных областных конунгов. Важным инструментом в достижении этой цели стало утверждение в стране христианства. На протяжении 1015-1026 гг. О. С. со значительным войском объезжал страну, останавливался в каждой области и на тингах требовал от правителя отказаться от статуса конунга, признать власть короля и принять христ. веру. Сопротивление беспощадно подавлялось, в числе прочих были убиты или ослеплены упплёндские конунги, к-рые оказали О. С. поддержку при его приходе к власти, многие бежали из страны. Свою власть норвеж. король распространил также на Оркнейские о-ва; их ярлы стали его вассалами.

http://pravenc.ru/text/2578275.html

– чтобы диоцезальный администратор имел также право: – сместить секретаря или нотариусов курии (кан. 485); – дать отпускную грамоту (litterae dimissoriae) , т.е. письменное разрешение на принятие рукоположения от другого Епископа кандидатам в священники (кан. 1018, §§ 1–2). Конференция Епископов может постановить о том, чтобы задачи коллегии консультантов были доверены кафедральному капитулу – в тех диоцезах, где он традиционно сохраняет свой престиж (кан. 502, § 3). 4. Капитул каноников (Capitulum canonicorum) В прошлом капитул каноников был авторитетным органом, игравшим важную роль в управлении диоцезом. Однако с выходом в свет нового Кодекса он потерял значительную часть своего веса, сохранив прежде всего литургическую функцию. Определение ему даётся в кан. 503: 503 Капитул каноников – как кафедральный, так и коллегиальный – есть коллегия священников, в обязанности которой входит совершение наиболее торжественных богослужебных обрядов в кафедральном соборе или в коллегиальной церкви; кроме того, кафедральному капитулу надлежит исполнять обязанности, возложенные на него правом или диоцезальным Епископом. В каждом капитуле согласно положениям его устава (необходимого, по кан. 505), должен быть председатель и прочие должностные лица (назначение каноников является прерогативой Епископа). Во всех капитулах должен быть также каноник-пенитенциарий (paenitentiarius canonicus), обладающий ординарными полномочиями, не подлежащими делегированию, на то, чтобы в области таинств освобождать от цензур (т. е. церковных наказаний), освобождение от которых не сохраняется за Апостольским Престолом (кан. 508). 5. Диоцезальный пастырский совет (Consilium pastorale diocesanum) – Сущность, цели и обязанности Пастырский совет является соборным нововведением: Декрет Christus Dominus, 27е [«Христос Господь»] выразил настоятельное пожелание того, чтобы он был учреждён в каждом диоцезе, однако не обязал к этому юридически. Такой же была позиция Motu proprio Ecclesiae Sanctae [«Святой Церкви») от 6 авг. 1966 г., 1,16; ср.: AAS 58 1966 766–767). Синод Епископов 1971 г. подтвердил факультативность этого учреждения (ср. док. Ultimis temporibus [«В последние времена»] 30 ноября 1971 г., II, 3, в AAS 63 1971 920–921), а окружное послание Конгрегации по делам духовенства Omnes chistifideles, [«Все верующие»] от 15 марта 1972 г., § 6, подчеркнуло важность и необходимость этого органа и обязало каждого Епископа учредить пастырский совет в своём диоцезе, предварительно обсудив этот вопрос на конференции Епископов и тщательно рассмотрев его на совете священников. Директива о пастырском служении священников Ecclesia imago [«Образ Церкви»] от 22 февраля 1973 г. (§ 204) настоятельно рекомендовала учреждение этого органа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Вооружаясь против игр и плясок, русские иерархи прежде всего оприались на постановление Номоканона, 62 правило шестого вселенского собора (Трульского) запрещает празднование календ, Вота и Врумалий, пляски, переряживание и проч. при изготовлении вина 1015 . В примечании к этому правилу пояснено, что календы-празднества в первый день каждого месяца, Вота остатки языческого празднества в честь Пана, и Врумалии – остатки празднества в честь Диониса или Вакха, коего одно из прозваний было Вромий. В Номоканоне также имеются постановления против игр и плясок. В 23 правиле Номоканона при Большом Требнике запрещаются пляски на браках и на стогнах (публичные пляски) «или во одежду женскую мужие облачатся, и жены в мужскую: или наличники, якоже в странах латинских зле обыкше творят, различная лица себе притворюще». Здесь говорится о комических масках, которе носились в древней Греции во время празднеств в честь Диониса. Неизвестно, под влиянием какого источника появилось в Номоканоне обличение наличников, «якоже в странах латинских». Тут, очевидно имеются в виду карнавалы 1016 . Следующие два правила возникли, вероятно, под влиянием 62 правила шестого вселенского собора. Полагаем, что они составлены на Руси, «Книга тиктон правило. Эллинских пирований да не творити верным не праздниках стых, женам или мужем, или девицам, и на кулачки не битися. Аще ли то сотворят верни христиане! То 6 лет да запретятся поклонов 100 на день, да 200 молитв.». По мнению Востокова словом «тиктон» переписчик назвал какой-нибудь список Кормчей. Характерно указание на кулачные бои, обычно практиковавшиеся по праздникам, «Правило 61. Аще кто в праздники или в недели, или в стыя вечеры, на игрища ходит или на конское ристание, или личину наденет на себе, 7 лет да запретится, поклонов 100 на день и 200 молитв» 1017 . В рукописи 18 в. Московской Синодальной Типографии (403), в статье «заповеди стых оць опитимиях разных» (л. 38) есть такое место: «грех е приложивши нос или бороду, или голову чью смеху и сраму подобно онии 15 дней поклон 60 на день» (л. 39 об.) 1018 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в практической области нравственная необходимость отличается от психологической так же, как в области теоретической от нее отличается необходимость логическая. Следующие примеры могут показать, насколько идеи французских философов ценны и вместе с тем насколько они недостаточны в деле объяснения нравственного долга. Посредством внушения можно повысить присущую известной идее энергию до такой степени, что ее давление на волю становится непреодолимым и ясно выражается в своего рода чувстве долга. Гюйо рассказывает такой случай. Однажды Дельбёф внушил своей служанке М. идею поцеловать одного из гостей, молодого человека А. В первый день служанка нашла в себе силу противостоять внушению, но на второй день, когда внушение было повторено, М. выполнила его и потом рассказывала: «Когда я открыла дверь, у меня явилась идея поцеловать А; мне казалось, что это было нечто такое, что я должна была непременно сделать, и я это сделала» 1016 . Подобные же факты болезненного влияния воли находим в т. н. импульсивном помешательстве, где власть идеи проявляется помимо каких-либо посторонних мотивов и сказывается сознанию в форме безотчетного, как бы —231— категорического долженствования. Так одна больная, спокойно занимавшаяся шитьем, вдруг встает и объявляет: «Я должна утопиться», после чего бросается в соседний ров 1017 . Случаи эти без сомнения очень важны для объяснения нравственного чувства в том виде, какой оно имеет, находясь еще на степени простого механического импульса или инстинкта. Но эти же случаи как нельзя лучше подчеркивают разницу между простым психическим импульсом и нравственным чувством в строгом значении данного понятия. Мы видим, что тот «долг», о котором идет речь в подобных случаях, есть нечто постороннее для воли и личности, побуждающее ее насильственно и неодолимо. «Я с ума сошла», говорит одна особа, которой было внушено поцеловать череп: «мне хочется поцеловать этот череп. Это нелепо, я хотела бы не идти к нему, но я чувствую, что я не устою» 1018 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

цит. брошюру, стр. 104–108; а также выше, стр. 2–3). 1013 Отрывок, начиная с пр. 2, на стр. 61, составляет Сар. quing, I, 67 (Добротолюбие: Умозрит. и деят. главы, 117, т. III 2 , 259). 1018 Разумеются самые общие созерцания о тварном бытии, о самых общих и необходимых его формах (Quaest. ad Thal. LXIV, 708 В; LXV, 757 С). Пройдя их и возвысившись над ними, мысль приближается уже, так сказать, к границам бытия Божественного, вступает в область сверхъестественного и достигает премысленного и таинственного соединения с Богом. 1020 Мир мысленный собственно находится не под временем, а под веком, как формой своего бытия: Ambigua, PG. 91, 1164 ВС. 1397 АВ. 1022 Предлагаемый Акафист не рассмотрен высшей церковной властью и потому печатается здесь не для чтения при богослужении. Ред. 1023 Читатели писем князя Д. А. Хилкова, напечатанных вами в прошлом году, не могли не обратить внимания на то, что орфография автора писем отличается некоторым своеобразием: так, напр., мы нередко встречаем у него довольно необычное употребление заглавных букв, кавычек, а также замечу точкой других знаков препинания и проч. Тем не менее мы предпочитаем, с этой оговоркой, оставить неприкосновенной орфографию автора, за исключением тех случаев, где сохранение ее слишком резало бы глаза, а иногда могло бы вызвать недоумения и относительно смысла речи. M. Н. 1024 H. В. Ковалев, к которому адресованы печатаемые здесь письма князя Д. А. Хилкова, в настоящее время прапорщик русской армии. Родом крестьянин, H. В-ч окончил курс сельскохозяйственного училища, жил в деревне, занимаясь крестьянской работой: пахал, сеял, ухаживал за скотом; служил на железной дороге и на сахарном заводе; занимался шелководством и садоводством; работал на молочной ферме и т. д. – Еще юношей H. В-ч много читал по религиозным вопросам: Паскаля, Л. Толстого, Вл. Соловьева, Добротолюбие и др. Особенно сильное влияние на H. В-ча оказало религиозное учение Толстого. «Я принял умом непротивление» – говорит он, – «его и можно принять только умом; принятое сердцем, уже будет христианство».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

210 Advers. Магс. lib. IV, 2, (Migne, col. 472)... «siec promissio Spiritus Sancti aliunde probetur exhibita, quam de instrumento Actorum». 211 De pudicitia, cap. XII (Migue, col. 1001): «age mine, vel de apostolico instrumento maculas doceant carnis post baptisma respersae, poenitentia dilui posse». 213 De fuga in persecutione, cap. IX (Migne col. 111): «omnia apostoli secundum Deum utique docuerum... Ubi illos ostendis praeceptum fugiendi de civitate in civitatem restavrasse?» 214 De resurrectione carnis, cap. XXXVIII (Migne, col. 848 et sqq.); cf. cap. XXXIX (Migne, col. 849–850). 216 De resurrectione carnis, cap, 40–62; De pudicitia, cap. 13–18; De fuga in persecutione, cap. IX; Advers. Marc. lib. V, cap. 2–21. 219 De pudicitia, cap. XIX (Migne, col. 1017): «Sed quonam usque de Pavlo, quando etiam Iohanues nescio quid diversse parti suppiaudere videatur». 220 Ibid. (Migne col. 1018): «Denique ea Apocalipsis in posterioribus propudiosos et fornicatores... in stagnum ignis sire illa conditionali damuatione decrevit». 222 Ibid. (Migne col. 1020); «luxta est igitur ut excidisse sibi dicamus Ioannem in prima quidem epistola (I, 8) negantem nos sine delicto esse, nune vero praescribentem non deliqure omnino»... 223 Cf. De fuga in persecutione, cap. IX; De resurrectione carnis, cap. XXXVIII. Advers. Prax. cap. XV, XXV. Advers. Gnosticos Scorp. c. II. 224 Advers. Prax, cap. XV. (Migne, tom. II, col. 172; cf. cap. XX, col. 179; Advers. Marc., lib. IV, c. I. Migne, col. 361). 225 О послании к евреям см. De pudicitia, cap. XX. – Migne, col. 1021; ο 1-м послании ап. Петра. Adver. Gnosticos Scorpiace, cap. XII Migne, col. 146; ο послании Иуды, – De cultu foeminarum, lib. I, cap. 3. Migne, col. 1308; ο книге Эрмы «Пастырь» – De pudicitia, cap. XX. Migne, col. 1021. 226 De pudicitia, c. XX (Migne, col. 1021):«Volo ИашеИИ ex redundantia alicajus etiani comitis apostolorum teatimoninm superduccre, idoneuni coofirmandi de proximo jure disctpUnam magistrorum». В подобном же смысле цитуется у Тертуллиана также послание Иуды. – см. De cultu foeminarum, lib. I, cap. III, Migne, col. 1308.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010