Иез. 40 :2. В видении Божием повел меня 1016 на землю Израилеву и поставил меня на весьма высокой горе, а на ней были как бы городския постройки, прямо (к полудню) 1017 . Иез. 40 :3. И привел Он меня туда: и вот муж, которого вид был как бы вид блестящей меди, и в руке его была вервь строителей и трость для измерения, и он стоял у ворот. Иез. 40 :4. И (он) 1018 сказал мне: видел-ли ты, сын человеческий? смотри глазами своими и слушай ушами своими, и положи на сердце свое все, что я покажу тебе, ибо за тем ты пришел сюда, чтобы я показал тебе, а ты покажешь все, что видишь, дому Израилеву. Иез. 40 :5. И вот ограда снаружи вокруг храма, а в руке мужа трость измерения в шесть локтей, а локоть в шесть ладоней 1019 . Он измерил ограду 1020 : ширина 1021 (ея) равна мере и вышина ея равна мере 1022 . Иез. 40 :6. И вошел в ворота, обращенныя к востоку, семью ступенями, и измерил комнаты 1023 : шесть 1024 в одну сторону, и шесть в другую, и притвор 1025 у двери равен мере. Иез. 40 :7. И комната 1026 равна мере в длину и равна мере в ширину, а притвор 1027 внутри комнат 1028 -шесть локтей, и комната вторая равна мере в ширину и равна мере в длину, а притвор-пяти локтей. Иез. 40 :8. И третья комната равна мере в длину и равна мере в ширину. Иез. 40 :9. А притвор у ворот, что близ притвора у дверей, осьми локтей. А столбы 1029 двух локтей, и притвор внутри ворот 1030 . Иез. 40 :10. И комнаты при воротах: одна против другой, три с одной стороны и три с другой, и один размер у трех и один размер столбам 1031 с той и другой стороны. Иез. 40 :11. И измерил ширину отверстия 1032 ворот:-десять локтей, а ширина ворот 1033 -тринадцать локтей. Иез. 40 :12. И пред комнатами свод 1034 в один локоть: в один локоть (с одной стороны) и в один локоть (с другой),-(таков) размер 1035 его в ту и другую сторону; а комнаты: шести локтей в одну сторону, и шести локтей в другую сторону 1036 . Иез. 40 :13. И измерил ворота от стены (одной) комнаты до стены (другой) комнаты: в ширину было двадцать пять локтей 1037 , столько было от (одной стороны) ворот до (другой стороны) ворот 1038 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Известно, что священнослужители Господа нашего Иисуса Христа – наместники апостолов, которым было сказано: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19 –20), и: Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф.5:13 ). И там же: Вы – свет мира. He может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме ( Мф.5:14 –15). Значит, если они наместники апостолов и, следовательно, эти слова обращены к ним, чтобы служить на пользу, το они должники перед всеми христианами, разумными и невеждами, как свидетельствует блаженный Павел, говоря: Я должен и елинам и варварам, мудрецам и невеждам ( Рим.1:14 ). Итак, если священнослужители – должники и посланы, чтобы светить всем, кто в доме, они потеряют силу и ни к чему не будут пригодны, о чем они и были предупреждены, и будут выброшены вон и попраны, если не будут подвизаться, как подобает, и разумно рассеивать мрак, окутывающий тайные движения души верных, и не станут наполнять свой ум светом. Делать это повелел избранный сосуд Божий Павел Тимофею, епископу и своему ученику, и ободрял его, говоря: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). И там же: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:12 ). Так что священнослужителям недостаточно жить трезвенно и чисто, но они еще должны быть для всех примером. Надо, чтобы те, кто известен как духовный врачеватель, сумели осмысленно передать божественный закон разумным, а для исцеления невежд использовать отличия в образе жизни, одежде, чтобы те, даже если колеблются, обрели бы спасение своих душ. За таких в Ветхом Завете на площади были положены камни, взятые из Иордана, когда священники держали на плечах ковчег. 1018 Если же кто-то скажет: «Почему же с нашими священниками так не происходит?» – тому следует ответить, что древние под покровом земных событий возвещали духовные тайны, которые пребудут вовек, а священнослужители Нового Завета, отбросив земной покров, открыто говорят всем: Если кто любит мир, в том нет любви Отчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иов. 42 :10. И возрастилъ 1010 Господь Иова, а когда он помолился и о друзьях своих, Он отпустил имъ грехи 1011 ихъ 1012 . И далъ Господь Иову вдвое более того, что он имел прежде. Иов. 42 :11. И услышали все братья его и сестры его о всем, случившемся с ним, и пришли къ нему, (а также) и все, кто знали его прежде, ели и пили у него, утешили его и дивились всему, что навел на него Бог, и каждый дал ему по одной агнице и по четыре золотых без печати 1013 драхмы. Иов. 42 :12. И благословил Господь последние (дни) 1014 Иова более, нежели прежние: и было скота у него, овец четырнадцать тысяч, верблюдов шесть тысяч, волов тысяча пар, ослиц в стаде тысяча. Иов. 42 :13. И родились у него семь сыновей и три дочери. Иов. 42 :14. И назвалъ он первую: День, вторую: Кассия, а третью: Амалфеев рог. Иов. 42 :15. И не находились в поднебесной по красоте подобныя 1015 дочерям Иова. И дал им отец наследство среди братьев их. Иов. 42 :16. И прожилъ Иов после болезни сто семьдесятъ 1016 лет, всех же лет он прожилъ двести сорок восемь 1017 . И видел Иов сынов своих и сыновъ их сынов, даже до четвертаго рода. Иов. 42 :17. И скончался Иов старцем, в полноте дней. Написано 1018 , что он снова возстанет с теми, съ кем Господь возстановит его 1019 . Так изъясняется в сирской книге 1020 . Он жил в земле Авситидийской, на границах Идумеи и Аравии, прежде имя было ему Иовав. Он взял жену Аравитянку и родил сына, по имени Еннон. Онъ имел отцем Зарефа, сына сынов Исава, а мать Восору, так что онъ был (в) пятом (роде) от Авраама. И сии цари, царствовавшие въ Едоме, каковою страною и он обладал: первый Валак, сын Веоров, и имя города его Деннава, а после Валака Иовав, называемый Иовом. А после него Ассом, бывший вождем страны Феманской; после него Арад, сын Варада, изсекший Мадианитян на поле Моавитском, и имя городу его Гефемъ 1021 . Пришедшие же к нему друзья: Елифаз (сын Софана), из сынов Исава, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарскаго) 1022 , Савхейский правитель, Софар, Минейский царь. Псалтирь

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

На этом основании и христианская церковь не включила книгу Товит в канон, хотя и дала ей место в Библии, ради ее назидательности 1048 . После этого, и на пророчества Товитовы, как ни близки они по духу и форме к библейским пророчествам, приходится смотреть не как на богодухновенные прозрения в будущее, а просто, как на святые предчувствия и одушевленные чаяния благочестивого израильтянина, всецело проникнутого вещаниями пророков Божиих, глубоко их изучившего и вполне усвоившего для того, чтобы выражаться в духе и тоне пророков Божих. Впрочем, в самых словах Товита есть указание на несамостоятельность его пророчеств; ибо, пророчествуя, он ссылается на пророков. Так, например, он говорит сыну своему: «отправься в Мидию, сын мой; ибо я уверен, что Ниневия будет разорена, как говорил пророк Иона» 1049 . Или: « дом Божий восстановлен будет... на все роды века, здание величественное, как говорили о нем пророки » 1050 . Или еще: « сын мой, выйди из Ниневии; ибо непременно исполнится то, что говорил пророк Иона » 1051 . б) В наставительной части своего завещания Товит еще раз убеждает сына соблюдать закон Божий, быть любомилостивым и справедливым, и в пример того, как милосердие и благотворительность спасает человека, – приводит своего родственника Ахиахара, который, несмотря на свою славу, богатство и близость к царю, – был весьма добрым и доступным человеком 1052 ; так же, некоего Манассию (личность неизвестная), спасенного от смертной сети за свою милостыню. В пример же того, как губит людей и приводит во тьму неблагодарность и черствость души, Товит приводит некоего Анана (личность тоже неизвестная). После этих наставлений Товит тихо скончался, как праведник, ста пятидесяти восьми лет, и с честью был похоронен сыном. 1018 Ныне существующие еврейские переводы книги Товита явились уже позднее блаж. Иеронима и особенного авторитета не имеют. Один перевод издан Себастианом Мюнстером, а другой – Павлом Фагием. 1046 Впрочем, некоторые Иудеи смотрели на книгу Товит, как на благочестивый и назидательный вымысел, написанный с целью утешить и ободрить пленных Израильтян и дать им надежду на лучшие времена (Библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Наречия «хорошо» и «лучше» – две степени одного качества, и хотя одно предпочитается другому в сравнении, в доброкачественности ему не отказывается. Поэтому некоторые из священников и низших степеней клира женятся, чтобы не являть одно пред Богом, другое пред людьми, потому что те, кто, будучи способен воздерживаться, замарали свой ум вожделением, тем никакой не будет пользы, ибо апостол говорит: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения ( 1Фес.4:3–5 ). И поскольку блуд совершается не только в соитии полов, но и очами, Истина глаголет: Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Поэтому, чтобы устранить саму возможность греха, говорят, что не следует и смотреть на женщин, потому что, если клирик совершит прелюбодеяние и нарушит прежде данный обет, он станет блудником, а блудники и скупцы царства Божия не наследуют. 1035 Поэтому отцы приняли лучшее решение, рассудив, что некоторым лучше войти в жизнь вечную без цвета девства, чем с ложным девством быть вверженным в вечные муки, ибо сказано: Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф.5:29 ). Эти суждения, которые я частично почерпнул из наставлений древних отцов, частично от учителей этого времени, насколько помню, для вас собрал и представил на ваш суд. 1012 Биографических сведений о Леовигильде Кордовском не сохранилось. Непонятно. можно ли его отождествить с одним из мучеников Кордовских. пострадавших от арабов в 852 г. (см.: Wolf К. Christian Martyrs in Muslim Spain. Cambridge, 1988). 1013 Codofier C. (coord.). L.a Hispania visigotica y mozärabe. Dos epocas en su literatura. Madrid. 2011. P.284. 1014  Antolin G. De habitu clericorum//Boletin de la Real Academia de la Historia. Vol.55. H.1909. P.110. 1018  Ср.: ( Нав.3:1 ). Рассказ о том, как священники, несущие ковчег завета, вошли в Иордан и под их ногами расступились воды, так что весь народ мог перейти реку. Камни из-под ног священников были вытащены на берег в память о чуде. Читать далее Источник: Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии: пер. с лат. яз./сост. протоиерей Андрей Кордочкин. - СПб.: Алетейя, 2018. - 608 с., ил. ISBN 978-5-907030-65-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но вот приблизилась и кончина, когда должен был угаснуть «светильник Израилев». Чувствуя приближение смерти, Давид еще раз призвал своего преемника и с своего смертного одра еще раз увещевал его исполнять заповеди Божии и законы Моисеевы, дав ему в то же время несколько мудрых советов касательно приближенных, из которых Соломон одних должен был удалить (и между ними беспокойного Иоава), а других приблизить и наградить 99 . И затем, вознеся последнюю пламенную молитву о благоденствии своего сына-преемника, воспел последнюю боговдохновенную песнь. В ней он называет себя «мужем, поставленным высоко, помазанником Бога Иаковлева и сладким певцом Израилевым», и говорит о своем пророческом даре, как исходящем от Духа Божия. Бог, как скала Израилева, преподал ему урок, что «владычествующей над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием». Такой справедливый правитель есть безоблачный свет утреннего солнца и нужная трава, которая произрастает и блистает под солнечным сиянием после дождя. Он выражает убеждение, что Бог положил с ним завет вечный, твердый и непреложный, так что исполнятся все его желания. Правда, в его роде будут и нечестивые, но они будут как выброшенное терние, которого не берут рукою; «но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигает его на месте» ( 2Цар. 23:1–7 ). «И умер Давид в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славою». Он мирно отошел к вечному упокоению на 71-м году своей жизни, в 1018 году до Р. X., процарствовав сорок лет, из них семь над коленом Иудиным в Хевроне и тридцать три над всеми двенадцатью коленами в новой столице, Иерусалиме. Кончина его земной жизни постигла его уже тогда, когда все дело его жизни было счастливо закончено, прошлое забыто и изглажено, будущее благоразумно предусмотрено и самый характер, подвергавшийся стольким испытаниям от внешних обстоятельств, был очищен страданием. Свидетельство об этом событии трогательно по самой своей простоте. «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» ( 3Цар. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

По мысли Двоеслова, все ветхозаветные праведники могут быть уподоблены блистающим звездам в ночи греха, охватившей собой весь человеческий род после грехопадения прародителей. Именно они в ветхозаветную эпоху отчасти рассеивали своим светом даров богообщения и богопознания властвовавшую в те времена тьму богооставленности. Каждая из этих звезд сияла своим особым светом: Авель – светом невинности, Ной – стойкости в трудцх и в надежде, Авраам – послушания, Исаак – целомудрия в супружеской жизни, Иов – терпения в страдании. «И столь много сияющих звезд зрим мы на [духовном] небосклоне, что нога наша почти что не бывает способна споткнуться в нашем прохождении этого ночного странствия. Итак, поскольку Промысл Господень подал людскому ведению столь многих святых, Он... ниспослал так много звезд на небе над тьмой заблудшего человечества – до восхода Утренней Звезды (Христа), Которая, будучи Вестницей вечного утра, призвана затмить прочие звезды сиянием Собственной Божественности» 1018 . Вслед за этим ( Ион. 38:33–38 ) Господь вопрошает Иова о том, ведомы ли ему тайны бытия небесного свода и способен ли он властвовать над облаками, молниями и прочими происходящими в воздухе явлениями: Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются? ( Иов. 38:33–38 ). По Олимпиодору, Бог тем самым как бы спрашивает Иова: «Можешь ли приказать облаку родиться, и подчинится ли дождь, как живое существо, с трепетом твоему повелению?» 1019 Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Заметь и то, что молнии отвечают [Господу]... «Вот мы!» ...потому, что [вообще] все [творения], словно одушевленные, внемлют Богу» 1020 . Пресвитер Филипп говорит об абсолютной непостижимости замыслов Творца о вселенной: «Совершенно точно, что никто не может описать словами или постичь умом смысл неба или хождение звезд...» Он видит также в этих речениях Господа свидетельство о единстве всех областей мироздания; здесь говорится о неразрывности и ангельского, и материального мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Так, Иуда Маккавей перед трудным сражением видел бывшего иудейского первосвященника, добродетельного Онию, с простертыми руками молившегося за весь народ иудейский, a затем другого мужа, окруженного дивным и необычайным величием, – о котором Ония сказал: «… это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» 1012 . И тому же Иеремии, при жизни его, Господь, когда «устал миловать» упорный в отступничестве народ Свой, сказал, что «… душа Его не приклонится к народу сему», хотя бы даже «… предстали перед Лице Мое Моисей и Самуил» 1013 с ходатайством за него. Очевидно, как при жизни они усердно предстательствовали за жестоковыйный народ свой перед Богом 1014 , так делали они и потом, телесно, но только телесно, разлучившись с ним. То же, несомненно, делал и Авраам, при жизни ходатайствовавший перед Господом даже за перлы нечестия – Содом и Гоморру 1015 . И это, несомненно, – воля Божия, чтобы святые молились о других – в помощь им. Ибо впервые об этом сказал Сам Господь – Авимелеху, чтобы избавился тот молитвою Авраама от наказания бесплодием, поразившим его дом за похищение Сарры: «… пророк есть, и помолится о тебе. и жив будеши» 1016 . Так и друзьям Иова Он же повелел – с жертвою своею идти к Иову и там ее принести: «… и раб Мой Иов помолится за Вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов… И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих» 1017 . Отсюда так естественно, так логически и жизненно – необходимо обращаться и нам с молитвенным призывом к святым своим, тем более – уже прославленным Богом в Царстве Его. Ведь они именно угодники, друзья 1018 Божии, предстоящие на небе перед Агнцем 1019 . Как ослабевший от болезни наш физический глаз пользуется сначала помощью слабых светильников и уже окрепнув, выходит на яркий и полный свет солнца, так и мы, в греховной немощи своей слишком уже недостойными сознаем себя перед Небесною Чистотою и Святостью Божией, и тогда сердце наше просит подобострастных нам, но духовно здоровых, святых – ходатайствовать за нас и умолять, паче – солнца блистающее, величие Царя Небесного за наши немощи, малодушие н ничтожество.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) Титмар, родившийся в 975 г., происходил из знатного восточносаксонского рода графов Вальбек (между Магдебургом и Брауншвайгом), с 990 г. учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, а в 1009 г. занял епископскую кафедру в Мерзебурге, став одним из приближенных германского короля (затем императора) Генриха II. Над «Хроникой» Титмар работал до последних дней жизни (он умер 1 декабря 1018 г.), оставив труд незаконченным. «Хроника» была задумана как история Мерзебургской церкви, но быстро разрослась до общегерманских, и даже более того, масштабов. Охватывая события от начала X столетия (времени восшествия на престол Саксонской династии германских королей в лице Генриха I) до 1018 г., сочинение мерзебургского епископа является главным, а порой и единственным источником по истории Центральной Европы первых двух десятилетий XI в. Географическое положение Мерзебургской епархии и ее преимущественно славянский этнический состав обусловили пристальный интерес хрониста к славянам. Особую ценность представляют детальные сведения современника событий о польско-немецких войнах 1003–1018 гг., а также по древнерусской истории конца княжения Владимира Святославича и времени междоусобия его сыновей, так как в древнерусских источниках этот период отражен скупо и заметно затемнен агиографической стилизацией в связи с рано развившимся церковным почитанием младших сыновей Владимира – свв. Бориса и Глеба. Хронология работы автора над «Хроникой», весьма важная в ряде случаев для правильной оценки содержащихся в ней сведений (в том числе и о Руси), восстанавливается с достаточной определенностью (Kurze 1889. S. 59 ff.; Holtzmann 1935. S. 159–209). Титмар приступил к своему эпохальному труду, вероятно, осенью 1012 г., и к лету 1013 г. в целом были завершены первые три книги. После этого в руки хрониста попал список «Кведлинбургских анналов» (см. 12), который послужил для него источником при работе над IV и последними главами VI книги. Книги IV–V были написаны, насколько можно судить, во второй половине 1013 г., а работа на VI книгой пришлась примерно на первое полугодие 1014 г. Особенно важные для истории Руси книги VII–VIII создавались в течение 1014–1018 гг. непосредственно по следам описываемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

286 Показательно, что киевских князей Владимира Святославича и его сына Ярослава Владимировича Титмар титулует «королями», а польского князя Болеслава I, как и его отца Мешка I, – «князем» («герцогом»). Причина в том, что польского князя Титмар считал вассалом германского императора, а киевский князь не входил в политико-юридическую иерархию Германской империи и был самостоятельным правителем de iure. 288 Все комментаторы уверены, что речь идет о том киевском походе Болеслава I летом 1018 г., в результате которого в Киеве был восстановлен Святополк и о котором Титмар пространно повествует ниже 11/7). Однако текстологический анализ последних двух книг «Хроники» убеждает, что в момент написания главы VII, 65 Титмар еще не мог знать о возвращении польского князя из Киева осенью 1018 г. Таким образом, в данном случае имеется в виду какая-то иная, не известная по другим источникам, военная акция Болеслава I против Ярослава в конце 1017 – начале 1018 г. (ДР. С. 270–274 [IV, введение, 2.4]; Назаренко 2001а. С. 460–470). Вероятно, она была направлена против Берестья, только что захваченного Ярославом, и именно Берестье – западный форпост владений Святополка еще в бытность его на туровским столе – торжественно именуется «престолом», на который польский князь возвел своего русского зятя. 289 Интересно, что, в отличие от первого упоминания имени Владимира (см. примеч. 248), в данном случае в рукописи первоначально стояло, похоже, Wolo- или Walodemirus, впоследствии рукой самого хрониста исправленное на «правильное» Wlodemirus (Назаренко 1993. С. 135. Примеч. l). Таким образом, первоначально один из писцов зафиксировал восточнославянское (древнерусское) произношение информанта – возможно, кого-то из латинского окружения Святополка. Под «несправедливостью» Владимира, как ясно из последующего, хронист имел в виду не его женитьбу на византийской принцессе, обещанной германскому королю (см. примеч. 291) (то была «вина» византийского двора), а заключение Владимиром в темницу епископа Рейнберна (примеч. 301).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010