In 812 AD, Sozopol was first conquered for Bulgaria by Khan (or Kanas) Krum, ruler of the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) in 803-814 AD. In the following centuries of medieval wars between the Bulgarian Empire and the Byzantine Empire, Sozopol changed hands numerous times. The last time it was conquered by the Second Bulgarian Empire(1185-1396 AD) was during the reign of Bulgarian Tsar Todor (Teodor) Svetoslav Terter (r. 1300-1322 AD). However, in 1366 AD, during the reign of Bulgarian Tsar Ivan Alexander (r. 1331-1371 AD), Sozopol was conquered by Amadeus IV, Count of Savoy from 1343 to 1383 AD, who sold it to Byzantium. During the period of the invasion of the Ottoman Turks at the end of the 14th century and the beginning of the 15th century AD, Sozopol was one of the last free cities in Southeast Europe. It was conquered by the Ottomans in the spring of 1453 AD, two months before the conquest of Constantinople despite the help of naval forces from Venice and Genoa. In Late Antiquity and the Middle Ages, Sozopol was a major center of (Early) Christianity with a number of large monasteries such as the St. John the Baptist Monastery on St. Ivan Island off the Sozopol coast where in 2010 Bulgarian archaeologist Prof. Kazimir Popkonstantinov made a major discovery by finding relics of St. John the Baptist; the St. Apostles Monastery; the St. Nikolay (St. Nikolaos or St. Nicholas) the Wonderworker Monastery; the Sts. Quriaqos and Julietta Monastery on the St. Cyricus (St. Kirik) Island, the Holy Mother of God Monastery, the St. Anastasia Monastery. During the Ottoman period Sozopol was often raided by Cossack pirates. In 1629, all Christian monasteries and churches in the city were burned down by the Ottoman Turks leading it to lose its regional role. In the Russian-Turkish War of 1828-1829, Sozopol was conquered by the navy of the Russian Empire, and was turned into a temporary military base. After Bulgaria’s National Liberation from the Ottoman Empire in 1878, Sozopol remained a major fishing center. As a result of intergovernmental agreements for exchange of population in the 1920s between the Tsardom of Bulgaria and the Kingdom of Greece, most of the ethnic Greeksstill remaining in Sozopol moved to Greece, and were replaced by ethnic Bulgarians from the Bulgarian-populated regions of Northern Greece.

http://pravoslavie.ru/86701.html

342 Тавр. губ. вед. 1884 г. 92. В мое посещение синагоги, для меня отслу­жен был в ней молебен. 346 12 декабря 1796 г. состоялся Высочайший указ, по которому взыскивалось по 56 р. за каждую мужскую душу с помещиков или с сельских обществ, при­нимавших к себе беглецов, и сумма эта выдавалась помещикам, от которых беглецы бежали, или беглецы были возвращаемы к своим помещикам, либо отда­ваемы в солдаты. Тавр. губ. вед. 1884 г. 85. 350 Изредка перед домами малороссов виднеются садики с яблонями, абрикосами, сливами, вишнями или даже с виноградными лозами, а иногда – цветы и кустарники. 353 Церк. Вести. 1883 г. 11. Болгарское царство основано было в 660 г. Аспарухом; в 1018 г. было подчинено византийской империи; в 1185 г. опять стало самостоятельным, а в 1394 г. покорено было Турцией. Моя книга: «Очерк истории слав. церквей», стр. 113. 357 После переселения греков и армян осталось в Крыму опустевшими 62 де­ревни и 2127 дворов. Тавр. губ. вед. 1884 г. 111 – В рукописном сборнике екатеринославского архиеп. Гавриила, т. 2, 56, помещен список селений, из кото­рых греки с митрополитом Игнатием вышли из Крыма в Мариупольский округ Зап. Од. Общ. VII, 320. 359 Зап. Од. Общ. VI, 604. Указом от 26 июня 1799 г. запрещено было выдавать грекам паспорты для выезда из Крыма в Турцию, за исключением торговых дел. Тавр. губ. вед. 1884 г. 90. 363 Крупа приготовляется так: тесто из пшеничной муки, арнаутки, растворенное на молоке и яйцах, прокисает дня три; потом из него делают небольшие лепешки, которые сушат на солнце и затем растирают руками в крупу. 376 Архиеп. Гавриил Айвазовский родился в Феодосии от бедных родителей. Сблизившись в Карасубазаре с армяно-католическим аббатом Минасу-Медичи, он в 1826 г. был отправлен им в Венецию, где в академии Св. Лазаря при монастыре мехитаристов изучил 12 языков, кроме армянского: еврейский, греческий, латинский, санскритский, арабский, персидский, турецкий, итальянский, французский, английский и русский, а с 1837 г. был профессором в той же академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

были сербские короли. «И вот, как бы Богом подвигнутые, – говорится в написанной им биографии св. Саввы, – прибыли несколько иноков со св. Горы Афона к великому жупану Немани принять от него необходимое в их бедности вспоможение». В числе их был один и из русского монастыря – «русин родом». 1183 Не без участия к русским относились и болгары. Впрочем, последние больше благоволили своей обители – Зографской. Болгария находилась в тесном общении с этой обителью даже в период порабощения греческим владычеством (1018–1080). Когда же болгарское царство было восстановлено, сношения болгар со своими соотечественниками на Афоне приумножились. Преимущественное воспоминание Зографская обитель сохранила о царе Иоанне Асене (1189–1207). От него в Зографе сохранился хрисовул, данный в 1192 г. По словам нашего паломника Барского, видевшего этот хрисовул, он был подписан так: «Иоанн Калиман, во Христа Бога верен царь и самодержец всем болгарам и грекам. Асень». 1184 В нем говорилось об устройстве для Зографского монастыря пирги (башни) и о приписке к нему угодий. 1185 Конец XII в. был ознаменован в истории Афона возникновением второй славянской обители – сербской, называемой Хиландарь, или Хи- лендарь. Ктитором его был родоначальник дома Неманичей, великий жупан Стефан Неманя, в монашестве Симеон. Стефан прибыл на Афон в 1197 г. для сожительства с любимым своим сыном – царевичем Растко, впоследствии знаменитым сербским архиепископом св. Саввою. Царевич Растко, как известно, также оставил в 1186 г. родительский дом и скрылся на Афон, в русский монастырь. Здесь он, презрев «вся красная» мира – отечество, царство, богатство и славу, принял в том же году ангельский образ и с высоты монастырского пирга сбросил посланным за ним в погоню лицам свою мирскую одежду, объявив им о своем пострижении. Из Русика Савва вскоре был перемещен, по воле прота св. Горы, в Ватопед. Сюда-то и пришел для сожительства с ним престарелый отец его – инок Симеон, оставив царство своему второму сыну Стефану. Здесь же у Симеона созрела благая мысль основать для сербских монахов свой, особый монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Симеон во время пребывания заложником в К-поле получил хорошее греч. образование и настолько проникся духом визант. культуры, что современники называли его «полугреком». Став правителем, он попытался военным путем воплотить в жизнь идею «переноса царства» (Translatio imperii) - создания единого гос-ва «болгар и греков» под своей властью. В 919 г. Симеон принимает царский (имп.) титул и провозглашает болг. архиепископа Патриархом. Осуществить эти планы Симеону не удалось, но культурная часть его программы, направленная, в частности, на создание слав. аналога монастырского варианта визант. культуры, трудами болг. книжников была претворена в жизнь (см.: Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XIV вв. Мюнхен, 1991. С. 264-276), послужив позднее основой и моделью для рус. и серб. лит-р. Возможно, что косвенным отражением культурно-политической программы Симеона (в т. ч. и для всей позднейшей средневек. истории Болгарии) является практически полное отсутствие в болг. книжности летописных памятников и житий правителей и церковных иерархов (при наличии значительного числа переводных хроник) - вероятно, история страны не мыслилась образованной частью общества в отрыве от истории Византии (или в противопоставлении ей). На это же указывает скорее всего и включение болг. реалий в эсхатологические сочинения и компиляции (см. в ст. Апокалиптика ). В долгое правление сына и преемника Симеона - царя Петра (927-969), женатого на дочери имп. Романа I Лакапина и не унаследовавшего энергии и политических талантов отца, визант. влияние в Болгарии, по всей видимости, еще более усиливается. После завоевания имп. Иоанном I Цимисхием Вост. Болгарии (970) регион был подчинен в церковном отношении К-польскому Патриархату; такая ситуация сохранялась вплоть до восстания 1185 г. и образования 2-го Болгарского царства. Более сложной была картина болгаро-визант. взаимоотношений в зап. части царства, завоеванного Василием II Болгаробойцей в 1018 г. Здесь была создана автокефальная Охридская архиепископия , в рамках к-рой болг.

http://pravenc.ru/text/372678.html

The Early Byzantine and medieval Bulgarian city of Missionis/Krum’s Fortress is currently beingexcavated by a total of 30 archaeologists and workers with funding totaling BGN 50,000 (app. EUR 26,000) of which BGN 30,000 have been provided by Targovishte Municipality, and the rest – byprivate donors. “This year we haven’t received any government funding. That is why the funding that we are operating with is still rather decent. There are still some people who cherish the archaeological monuments and help us,” Konakliev notes. Another view of the 14th century lead cross reliquary and 10th-11th century lead icon of Virgin Mary found in the medieval Bulgarian city of Missionis/Krum’s Fortress near the city of Targovishte. Photo: Forte Radio      Background Infonotes: The Early Byzantine and medieval Bulgarian fortress of Missionis, also known as Krumovo Kale (Krum’s Fortress) is located 7 km southwest of the northeastern Bulgarian city of Targovishte.The fortress has an area of 25 decares (app. 6 acres), while the medieval city itself covered an area of 150-200 decares (up to 50 acres). The eastern section of the fortress wall has a gate with two towers. The Missionis/Krum’s Fortress was built in the 6th century AD, during the reign of Byzantine Emperor Justinian I the Great (r. 527-565 AD) as part of Byzantium’s fortifications in today’s Northern Bulgaria designed to stop the barbarian invasions of the Slavs, Ancient Bulgars, and Goths. The fortress was destroyed by the barbarians in the 6th century AD. During the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD), in the 9th century AD an Ancient Bulgar settlement emerged on top of its ruins. At the time of the Second Bulgarian Empire (1185-1396 AD), the fortress wall was rebuilt of stones and mortar as part of fortification system defending the then Bulgarian capital Tarnovgrad (today’s Veliko Tarnovo). A lot of information about the medieval city of Missionis/Krum’s Fortress is found in the Tabula Rogeriana, the work of Arab geographer Muhammad Al-Idrisi, completed in the court of Norman King Roger II in Sicily in 1153 AD.

http://pravoslavie.ru/81319.html

Первое Болгарское царство пало под ударами мятежников в северо-западной части Болгарии (восстание было поднято по наущению богомилов в Македонии), а также армий киевского князя Святослава (+ 972) и византийского императора Иоанна I Цимисхия (+ 976). В западной части Болгарии возникло Западно-Болгарское царство (976–1018), царем стал Самуил (+ 1014), который сделал своей столицей Охрид . В 1014 году византийский император Василий II разбил армию Самуила, и через несколько лет Византия полностью овладела Македонией. После восстановления византийского правления и неудачных восстаний македонских славян в 1040–1041 и 1072–1073 (и отчасти успешных восстаний других балканских славян) многие богомилы бежали на север в Рашку, а оттуда – в Боснию. Во время IV Крестового похода (1204–1205) Южная Македония и Салоники перешли во владение Бонифация Монферратского ; Северная Македония была оккупирована новым болгарским , или влахо-болгарским, государством, созданным в 1185 году после успешного восстания против Византии. Однако во второй половине XIII в. Македония вновь отошла к Византии. Средневековый период К концу XIII в. князья династии Неманичей из Рашки ( Сербии ) распространили свою власть на северную и северо-западную Македонию. В начале XIV в. каталонские солдаты (нанятые Византией для войн в Малой Азии против турок и во Фракии против болгар) перешли границу и начали грабить южную Македонию. В годы правления Стефана Душана Неманя (1331-1355) Эпир, Фессалия и вся Македония, за исключением Салоник, вошли в состав Сербии. В 1346 году Скопье стал столицей нового царства – сербо-греческого, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков». После смерти Душана Македония была разделена между десятью сербскими землевладельцами, самыми могущественными из которых были представители рода Мрнявчевичей. Юго-Восточная Македония перешла под власть Йована Углеши Мрнявчевича, а район Призрен – Скопье – Прилеп находился под властью его брата Вукашина . Однако Вукашин и Углеша погибли 26 сентября 1371 года в Марицкой битве с турками (при Черномене). Сын Вукашина, королевич Марко , любимый герой сербских, македонских и западно-болгарских эпических поэм, стал турецким вассалом. К 1394 году вся Македония, за исключением некоторых южных ее частей, оказалась в руках турок.

http://drevo-info.ru/articles/13671484.h...

Крестово-купольный храм сохраняет господство в болгарской церковной архитектуре и в период византийского владычества (с 1018), и в эпоху Второго Болгарского царства (ок. 1185–1396). Знаменитая Боянская церковь во имя святителя Николая была построена в период между X и XII веками: в плане она представляет собой крест, вписанный в квадрат (в 1259 году к церкви был пристроен новый притвор). Активное церковное строительство ведется в XIII веке в столице Болгарского царства Тырново и его окрестностях. К началу этого столетия относится церковь Петра и Павла в Тырнове, представляющая собой выдающийся памятник крестово-купольной архитектуры. Крестово-купольные храмы остаются преобладающими в городской церковной архитектуре Болгарии вплоть до середины XVIII века, когда широкое распространение получает базилика; с середины XIX века преобладает купольная базилика. После освобождения Болгарии от турецкого ига в 1878 году наблюдается новый расцвет церковной архитектуры. Наряду с местными архитекторами в Болгарии трудятся мастера из России, Австрии и других стран. Русские зодчие, в частности, трудились над созданием кафедрального Александро-Невского собора в Софии (1904–1912). Собор представляет собой крестово-купольное сооружение внушительных размеров (высота купола 45 м, площадь 70x52 кв.м, вместимость около 5 тыс. человек). С 1951 года Александро-Невский храм является патриаршим кафедральным собором. Множество памятников византийской архитектуры расположено на территории современной Сербии, включая Косово и Метохию. Одним из наиболее ранних памятников рашской школы церковной архитектуры является церковь Богородицы Эвергетиды в Студенице (1183), основанная королем Стефаном Неманей и спроектированная в форме однонефной купольной базилики. Выдающимся памятником сербской церковной архитектуры является храм монастыря Грачаница (ок. 1315), прямоугольный в плане с вписанным в прямоугольник крестом; храм увенчан пятью главами со шлемовидным завершением; к храму пристроен прямоугольный эксонартекс со своим куполом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Традиция особого почитания вмч. Димитрия в Среме должна была сохраняться и в позднейшие времена, по крайней мере до XIII–XIV вв., поскольку в кон. IX — нач. XI в. эта область входила в состав Первого Болгарского царства и западноболг. державы комитопулов и здесь существовала епископия, упоминаемая в хрисовуле визант. имп. Василия II (1018) Охридской архиепископии (Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 25–26, 56, 62). Во времена венг. владычества в Среме на месте совр. Сремска-Митровицы до 1334 г. под юрисдикцией Константинопольского патриарха существовал правосл. монастырь во имя вмч. Димитрия. (см.: Gyorffy G. Das Gutenverzeichnis des griechischen Klosters zu Szavaszentdemeters (Sremska Mitrovica) aus dem XII Jh.//Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. Bdpst., 1959. T. 5. S. 73–74; Сиркови С. Civitas Sancti Demetrii//Сирмиум — Сремска Митровица. Сремска Митровица, 1969. С. 59–68). В XII в. обители оказывал покровительство бан и палатин (позднее недолгое время великий жупан Рашки) Белош (Кали J. Жупан Белош//ЗРВИ. 1997. Бр. 36. С. 79), давали жалованную грамоту рус. князья — изгои из Галича — внуки Ярослава Осмомысла Василько и Иоанн-Владимир (Gyorffy. Ibid. S. 54–58). Во 2-й трети XIII в. монастырь находился во владениях кн. Ростислава Михайловича (сын св. благ. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского), которому Срем был пожалован венг. королем. Память вмч. Димитрия встречается также в месяцесловах хорват. глаголических богослужебных книг архаической традиции — напр., в Миссале 2-й пол.— кон. XIV в. (Vat. Borg. illir. 4. Fol. 163, см.: Джурова А., Станчев К., Япунджич М. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската библиотека. София, 1985. 73. С. 147–148). Это может быть и отголоском кирилло-мефодиевской традиции и остатком почитания великомученика в визант. Далмации . Болгария В Болгарии почитанию вмч. Димитрия (при том, что письменные свидетельства об этом немногочисленны) несомненно способствовали как наличие христианского населения еще до офиц. крещения страны в IX в., так и близость к главному центру культа великомученика — Фессалонике . Дополнительным фактором в эпоху Первого Болгарского царства являлось существование центра почитания великомученика в Сирмийской епископии . Ситуацию в Болгарии характеризуют события, связанные с началом борьбы против визант. владычества и создания Второго Болгарского царства ( 1185 ).

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Joachim, métropolite de Moldavie et les relations de l " Eglise moldave avec le patriarcat da Pec et l " archevéché d " Achris au XVe s.//Bull. de la Section historique Académie Roumaine. Bucur., 1927. T. 13. P. 1-31; Stiernon L. Notes de titulature et prosopographie byzantines//REB. 1963. Vol. 21. P. 222-243; Р. Tpaдuцuje Приме Jycmuhuahe у титулатури Охридских архиепископа//Старинар. Београд, 1966. 17. С. 61-76; Ταρνανδης Ι. Χ. Η διαμρφωσις το ατοκεφλου τς Βουλγαρικς Εκκλησας (864-1235). Θεσ., 1976; Prinzing G. Entstehung und Rezeption der Justiniana Prima-Theorie im Mittelalter//Bbl. 1978. T. 5. P. 269-287; idem. Wer war der «Bulgarische Bichof Adrian» der Laurentinus-Chronik sub anno 1164?//JGO. 1988. Bd. 36. H. 4. P. 552-557; он же (Принцинг Г.). Kbaзunampujapx у Enupckoj држави: Аутокефални архиеп. «Бугарске» (Охрида) Дuмumpuje Хоматин//ЗРВИ. 2004. 41. С. 165-182; idem. Die autokephale byzant. Kirchenprovinz Bulgarien/Ohrid: Wie unabängig waren ihre Erzbischöfe//Proc. of the 22 Intern. Congress of Byzant. Studies. Sofia, 2011. Vol. 1: Plenary Papers. P. 389-413; Maxim M. Les relations des pays roumains avec l " archevêché d " Ochrid à la lumière de documents turcs inédits//RESEE. 1981. Vol. 19. N 4. P. 653-672; Литаврин Г. Г. България - Византия (XI-XII в.). София, 1987; Събев Т. Самостойна народностна Църква в средновек. България. София, 1987; D ö pmann H.-D. Zur problematic von Justiniana prima//Miscellanea Bulgarica. W., 1987. Bd. 5. S. 221-239; Кръстанов Т. Охридска архиепископия//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 899-903; Тъпкова-Заимова В. Превземането на Преслав в 971 г. и проблемите на Българската църква//1100 години Велики Преслав. Шумен, 1995. Т. 1. С. 172-181; она же. Дюканжов списък//Palaeobulgarica. 2000. Год. 24. 3. С. 21-49; eadem (Tapkova-Zaimova V.). Entre Ochrid et Tirnovo: Problemes de l " Eglise apres 971//Byzantium and the Bulgarians (1018-1185). Athens, 2008. P. 25-38; Петров П. Охридската бълг. архиепископия (1018-1767)//Македонски преглед. 1999.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

In 131 AD, Ahtopol was mentioned as Auleuteichos in the Perlus of the Euxine Sea, a guidebook of the Black Sea towns, by Greco-Roman historian Arrian of Nicomedia, as being located 43.5 km away from Chersonesus (another Ancient Greek city on the Bulgarian Black Sea coast with the same name as theAncient Greek colony on the Crimean (Taurica) Peninsula). In the 6th century AD, a fortress wall was built to defend the city against the barbarian invasions, possibly during the reign of Byzantine Emperor Anastasius I Dicorus (r. 491-518 AD) or Emperor Justin I (r. 518-527 AD). Parts of this Late Antiquity Fortress wall are still preserved up to a height of 3-4 meters; the walls are thick between 1.5 and 2.8 meters. Agathopolis was first conquered by the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD) under Khan Krum (r. 802-813 AD) in 812 AD. It was settled with Slavs under his successor, Khan Omurtag (r. 814-831 AD). Subsequently, during the Middle Ages, the city changed hands between the Bulgaria and the Byzantine Empire numerous times. It was part of Bulgaria until 864 AD, and then again from 894 until 970 AD. Arab geographer Muhammad Al-Idrisi mentioned Agathopolis as a major city in 1150 AD. At the time of the Second Bulgarian Empire (1185-1396 AD), the region of Agathopolis was reconquered by the Bulgarians in the Uprising of Asen and Petar in 1185. It was part of Bulgaria until 1263, and was then reconquered in 1304, in the Battle of Skafida near Poros (Burgos, today’s Burgas). The city changed hands between Bulgaria and Byzantium several more times until the end of the 14th century. Before that, in 1366 AD, the Count of Savoy Amadeus IV (r. 1343-1383) conquered Ahtopoland the other cities on Bulgaria’s southern Black Sea coast for five months. It was ultimately conquered by the Ottoman Turks in 1453, together with the conquest of Constantinople and the othersurviving Byzantine ports in the Mediterranean and the Black Sea. During the period of Ottoman Yoke, i.e. when Bulgaria was part of the Ottoman Empire, Ahtopol remained an important port. Ahtopol was visited in 1663 by Ottoman traveler Evliya Celebi, and was mentioned in his books of travels as “Ahtabolu " . It was liberated by Bulgaria in the Balkan War of 1912.

http://pravoslavie.ru/89762.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010