С нач. 30-х гг. XV в. в певч. книгах об И. К. говорится как об усопшем: напр., в Пападики 1431 г. (Ath. Iver. 1006. Fol. 253: «Этот периссий переложен из «Вержен Адам» (Ριφες Αδμ) для (ες) «Свыше пророцы» блаженной памяти (μακαρτου) кир Иоанном лампадарием; это [произведение] повелел ему написать Святейший патриарх кир Матфей»), в Матиматарии сер. XV в. (Iver. 975. Fol. 375v: «Блаженнейшего (μακαριωττου) кир Иоанна, лампадария Клады, 2-й плагальный [глас] «Учитель глаголет»»), в Пападики 1443 г. (Ath. Cutl. 456. Fol. 463v - 464), в Пападики 1453 г. письма доместика Матфея (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 338v). Вероятно, труды И. К. были отчасти продолжены его дочерью, имя к-рой не сохранилось. В упомянутом Пападики доместика Матфея причастен 4-го гласа «В память вечную будет праведник» надписан следующим образом: «Его же (т. е. Иоанна Клады.- Авт.); некоторые же говорят, что его дочери» (Ibid. Fol. 258v). Если 2-я атрибуция верна, то можно заключить, что у И. К. была семья, а его дочь - одна из 2 известных в наст. время (кроме мон. Кассии ) женщин-мелургов в истории визант. певч. искусства. Творческое наследие И. К. чрезвычайно обширно и многообразно. В посл. время его творчество активно исследуют музыковеды. Произведения мелурга появились в певч. кодексах с кон. XIV в. и переписывались вплоть до XIX в. Еще в нач. XV в. его сочинения характеризовались в рукописях как «новые» (см., напр., Пападики нач. XV в.- Ath. Iver. 973. Fol. 32v - 35: «Великая вечерня, новая, сочинение Иоанна, Клады и лампадария: 4-й плагальный [глас] «Отъимеши дух их»»; Fol. 123v - 131: «Непорочны новые, сочиненные кир Иоанном, лампадарием, глас 2-й σω «Благословен еси, Господи»»). Нек-рые из наиболее характерных сочинений И. К., напр. причастен на литургии Преждеосвященных Даров «Вкусите и видите» на 1-й глас τετρφωνος, проимий (в слав. богослужебных книгах называется кондаком) Акафиста Пресв. Богородице «Взбранной Воеводе» на 4-й плагальный глас и избранные стихи аниксандариев , получили широкое распространение в печатных изданиях; большая часть переведена в нотацию Нового метода , гл. обр. хартофилаксом Хурмузием Гиамалисом.

http://pravenc.ru/text/471305.html

В пределах Грузии оставался центр епархии - Ишхани. В 1006 г. к югу от кафоликона Ишхани, напротив юж. портала, царь Тао Гурген II († 1008), отец царя единой Грузии Баграта III (975-1014), построил малую церковь во имя Богородицы. На архитраве входа письмом асомтаврули была вырезана строительная надпись, в которой указано, что Гурген II «построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей... «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 117. 20.- Авт.). Все входящие, помяните меня в молитве. Кроникон был 226 (1006 г.- Авт.)». Такая же дата, только в арм. летоисчислении (45 г.) и исполненная арм. буквами, помещена на правой стороне надписи, напротив грузинской даты. Исследователи считают, что арм. обозначение даты - дань местному халкидонитскому арм. населению, посещавшему мон-рь. Очевидно, Гурген II построил церковь как свою усыпальницу, и, возможно, был там и похоронен. Двери кафоликона и церкви расположены друг против друга так, что во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Современником царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072) был архиеп. Антоний (I), который в 1014-1027 гг. достроил кафоликон в Ишхани. Сведения об этом были внесены в 2 надписи, на основании которых деятельность архиеп. Антония (I) датируют нач.- 40-ми гг. XI в. В научной лит-ре архиеп. Антоний (I) отождествляется с Антоном Цагерели, фигура которого изображена на чеканной серебряной иконе прп. Симеона Чудотворца, хранившейся в с. Лагами в Сванети (ныне в ГМИГ). Из надписи на иконе становится известно, что Антоний (I), будучи епископом Цагерским, побывал в Ишхани, возродил здесь церковную жизнь, возобновил храм и пожертвовал ему икону прп. Симеона. Исследователи считают, что позже он был переведен на Ишханскую кафедру. Т. о., можно утверждать, что на Лагамской иконе прп. Симеона Столпника сохранилось портретное изображение Антония (I), когда он был еп. Цагерским, согласно датировке Г. Чубинашвили, в 20-х гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Димитрия (Там же. С. 41. Рис. 17). В надписи, выполненной нусхури, некий Иоване просит Пресв. Богородицу о ходатайстве. Две надписи, выполненные мхедрули, относятся к XIV-XV вв.- это обращение к Пресв. Богородице и вмч. Димитрию некоего Кебы-Липарита и неизвестного лица (Там же. Рис. 18). Саргисян отметил также написанную армянскими буквами дату 690 г. (соответствует 1241 г.) - без указания, где она помещалась (Inscriptions géorgiennes... 1864. P. 12). Однонефная церковь во имя Богородицы сохранилась в 3 м к югу от кафоликона. Церковь небольшая (10,35×5,65 м), возведена царем Тао Гургеном II в 1006 г. ( Такаишвили. 1952. Табл. 34, 35). На архитраве портала сев. входа помещена строительная надпись, исполненная асомтаврули: центральная часть, выполненная более крупными буквами, проходит по внешнему полукружию тимпана, следующая высечена концентрично расположенными полукруглыми строками в ее центре, конец надписи (содержащий дату) расположен горизонтально на нижней кромке тимпана. В надписи царя Гургена II сказано: «...построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей. Святая Божья Матерь, будь мне шатром в тот День Суда. «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 117. 20.- Авт.). Все входящие, помяните меня в молитве. Короникон был 226 (1006 г.- Авт.)». С правой стороны надписи, напротив груз. даты, указан тот же год, но в пересчете на арм. летосчисление (45 г.) арм. буквами. Исследователи считают, что арм. обозначение даты - дань местному халкидонитскому арм. населению (Там же. Табл. 37). Считается, что царь возвел церковь как свою буд. усыпальницу: в текст надписи были включены строки погребального характера из Псалтири. То, что церковь использовалась как царская молельня, доказывает также и расположение юж. портала кафоликона и сев. дверей церкви друг против друга: очевидно, это было сделано для того, чтобы во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню. Церковь выстроена из мозаично сложенных чисто тесанных камней желто-розового и красного цветов.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

XX в.-конюшня) Саргисян обнаружил 7-строчную греч. надпись. По расшифровке Броссе, в ней упоминались визант. императоры Василий и Константин, а также стратег Лариссы Григорий. Также надпись содержала год - 6515 (1007), к-рый, по мнению Беридзе, не мог указывать на время постройки главной церкви Экеки. Ученый сравнил церковь с малым храмом Ишхани (1006), украшенным богатой, пластически развитой резьбой и имеющим широкие наличники (на окнах Экеки наличников не было), и пришел к выводу, что в надписи говорилось о постройке скорее всего этой малой церкви. Церковь Экеки была уничтожена в 60-х гг. XX в. по приказу местного знатного человека, выстроившего здесь новую мечеть (Inscriptions géorgiennes… 1864. P. 12-14; Такаишвили. 1952. С. 76-78. Табл. 109-113; Zdan é vitch. 1966. P. 6, 19; Беридзе. 1981. С. 191-192. Рис. 138. Табл. 26-28). В 1,5 км к югу от Экеки расположена 4-угольная однонефная церковь Сохтороти (10,01×6,6 м), также превращенная в мечеть. Храм был выстроен из рваного камня, двери, окна и пилястры выложены из чистоотесанных камней. Вост. и зап. окна имеют полуциркульные наличники с горизонтальными пятами. Двери устроены с запада и юга (ныне заложена). Церковь была расписана. С запада пристроено деревянное здание медресе ( Такаишвили. 1952. С. 79. Таб. 114-4). Ишханский выносной крест. 973 г. (ГМИГ) Наиболее известной и значимой святыней И. е. является памятник груз. культуры - Хахульская икона Божией Матери (т. н. Хахульский триптих; ГМИГ). Ишханский выносной крест (973 г.; ГМИГ) был выполнен по заказу еп. Ишханского Илариона (I) и содержит 2 исторические надписи, исполненные письмом асомтаврули: «Создал (крест.- Авт.) для Ишхани Иларион; будь проклят посягнувший» и «† Столп Животворящий, будь предводителем и хранителем епископу Илариону. Христе, возвеличь царей наших и храни их народ. Короникон был 193 (973 г.- Авт.)». Крест известен и исследуется на протяжении более полутора веков, акад. Г. Чубинашвили назвал его «выдающимся памятником грузинского чеканного мастерства» и определил его исключительное значение и место в развитии груз.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

995 . Есть ли указание на духовные браки в 1Кор. 7, 36–38 и 9, 5//Богослов, вестник. –1903. – Июль – авг. – С. 376–392, 633–655. 996 . Житие и деятельность, а также отрывочный рассказ о некоторых чудесах св. отца нашего архиепископа Климента Болгарского//Богослов, вестник. – 1913. – Июль. – С. 428–454. 997 . Звезда волхвов//Правосл. обозрение. – 1884. – Май. – С. 282–323. 998 . Знание отчасти и самопознание ( 1Кор. 13, 12 )//Богослов, вестник. – 1905. – Февр. – С. 296–310. 999 . Из воспоминаний студента Московской Духовной Академии XXXII курса//Богослов, вестник. – 1914. – Дек. 1000 . Иерусалимский храм Соломона. – М., 1890. – 232 с. – Авт. установлен по оглавлению журн. – Прил. к журн. «Правосл. обозрение». 1001 . Иуда предатель: Его образ по сказанию Евангелистов с защитою сих сказаний//Богослов, вестник. – 1905. – Т. 2. – С. 539–559; Т. 3. – С. 39–68; 1906. – Т. 1. – С. 32–68, 246–262; 1907. – Т. 3. -С. 723–754; 1908, Т. 1, – С. 1–51. 1002 . К вопросу о происхождении и взаимном отношении синоптических Евангелий//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1881. – Ч. 27. – С. 205–241. 1003 . К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе//Богослов, вестник. – 1903. – Сент. – С. 77–87. 1004 . К толкованию текста «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» ( Пс. 103, 4 ). – Сергиев Посад, 1902. 1005 . Критика и критиканство: (Заметки на отзыв о моей книге «Ветхозаветный храм»). – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892. 1006 . Критические заметки на книгу проф. Мищенко: Речи Апостола Петра в Книге Деяний Апостольских: С приложением. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1911. – 78 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1911. 1007 . Логос в сочинениях Филона Александрийского//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – М., 1883. – Ч. 31–32. 1008 . Народоперепись в эпоху рождения Господа//Богослов, вестник. – 1897. – Апр. – С. 92–105. 1009 . Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней»: Актовая речь. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1903. – 92 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

996 . Максим Грек . Историческое исследование//Москвитянин. – 1842. – Кн. 11. – С. 45–96. 997 . Материалы для истории Астраханской епархии: (Из «Обзора русской духовной литературы» архиепископа Филарета). – Астрахань: Тип. Рослякова, аренд. Егоровым, 1898. – 9с. – Отд. отт. из: Астрах, епарх. ведомости. – 1898. – 11. 998 . Несколько слов о книге «Стоглав»//Москвитянин. – 1849. 999 . Новое вино в ветхих мехах//Душеполез. чтение. – 1861. -Март. 1000 . О трудах св. Иоанна Златоустог о по устройству общественного богослужения. – СПб., 1849. – 55 с. 1001 . Обзор русской духовной литературы, 862–1720. -СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1857. – 300 с. – Отд. отт. из: Учен, зап., изд. Вторым отд-нием Имп. Акад. наук. – 1856. – Кн. 3. 1002 . Обзор русской духовной литературы. – Харьков: Унив. тип., 1859–1861. Кн. 1: 862–1720. – 1859. – 448 с. Кн. 2: 1720–1858: (Умерших писателей). – СПб.: Тип. Праца, 1861. – 212с. 1003 . Обзор русской духовной литетратуры: (Умерших писателей). – 2-е изд.. доп. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863. Кн. 2: 1720–1858. – 1863. – 4, VI, 311 с. 1004 . Обзор русской духовной литературы, 862–1863. – 3-е изд., с поправками и доп. авт. – СПб.: Тузов, 1884. Кн. 1:862–1720.–273с. Кн. 2: 1720–1863.– С. 278–511. 1005 . Общий обзор Черниговской епархии. – Чернигов, 1861. – 134 с. 1006 . Объяснение молитвы Господней//Странник. 1864. 1007 . Описание Гамалеевского Харлампиева монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 36 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 4. 1008 . Описание Глуховского Петропавловского монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 10 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 1009 . Описание Думницкого Богородичного монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 18с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 1010 . Описание Каменского Успенского монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 14с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Конокотин Н. [И.] Болховский Троицкий Оптин мон-рь//Орловские ГВ. 1859. Ч. неофиц. 40. С. 293-296; 41. С. 299-303; 42. С. 313-317; Милютин В. А. О недвижимых имуществах духовенства в России//ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 119-272; [И. Л.] Церковно-ист. исследование о древней области вятичей...: 12. Заштатный Болховский Троицкой Оптин мон-рь//Там же. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 83-85; Пясецкий Г. М. О Болховском Оптине Троицком мужеском мон-ре//Орловские ЕВ. 1871. 11. Отд. неофиц. С. 768-774; он же. Ист. очерки г. Болхова и его святыни: 7. Болховский Троицкий Оптин муж. мон-рь//Там же. 1875. 14. С. 877-891; 15. С. 946-956; 16. С. 1006-1018; 17. С. 1097-1113; он же. В Орловскую УАК//Тр. Орловской УАК. 1889. Вып. 5. C. 9; он же. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орёл, 1899. С. 354-366, 373-382; Строев. Списки иерархов. Стб. 915-916; [Патермуфий, архим.]. В Орловскую УАК//Тр. Орловской УАК. 1889. Вып. 5. C. 7-8; Город Болхов и одна из его святынь//Всемирная иллюстрация. СПб., 1893. Т. 50. 1282. С. 130; Рустик [Мартемьянов Т. А.]. Город Болхов Орловской губ.: (Ист.-бытовые очерки). Орёл, 1896; Усов П. С., Ольхин П. М. Южный район Центр. области//Живописная Россия. СПб.; М., 1900. Т. 7. Ч. 1. С. 190-268; Россиев П. А. Город Болхов//Живописная Россия: Журн. СПб., 1901. Т. 1. С. 370-374; Ливанский И. В., свящ. Просветитель Алтая и учитель Болхова архим.-миссионер Макарий Глухарев: К 75-летию основания Алтайской миссии в 1830 г.//Сб. Орловского церк.-археол. комитета. 1905. Т. 1. С. 390-427; Денисов. С. 630; Неделин В. М., Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. Орёл, 1998. Кн. 1. С. 60-61; 2009. Кн. 2. С. 72-73; Прил. [к кн. 2] С. 14-15, 64; Мостепанова Е. Г. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь г. Болхова//Духовные традиции рус. народа - основа нравственного и патриотического воспитания совр. молодежи: Мат-лы Глинской науч.-практ. конф. Орёл, 2002. С. 106-110; Болхов - город церквей: Очерки истории и святыни/Авт.-сост.: диак. А. Берташ. СПб., 2005. С. 227-237; Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери - покровительница г. Болхова: История иконы, акафист. СПб., 2005; Лысенко А. И. Болхов. Колокольное имя твоё... Орёл, 2009; Неделин В. М. Болхов во 2-й пол. XVI - нач. XX в.: Архитектура и градостроительство//Архит. наследство. М., 2010. Вып. 53. С. 107-135; Комова М. А. Экспертное исслед. иконы Богоматери Тихвинской/Болховский Троице-Оптин мон-рь. Орёл, 2011; она же. Иконное наследие Орловского края, XVIII-XIX вв. М., 2012; Венедиктов А. Е. России сердце не забудет. Орёл, 20164. С. 20-22, 263-264.

http://pravenc.ru/text/2581449.html

чинов рукописи Sinait. gr. 1006 несомненно, но из того, что название города, патриархом к-рого становится возводимый, в чине не указано, следует, что в какой-то период чин мог использоваться и в др. регионе. Но все же распространения где-либо помимо Египта и, возможно, Палестины и Кипра александрийские чины не имели. И. (настолование) в Русской Церкви Домонгольский период Будучи архиереями К-польской Церкви, древнерус. митрополиты вступали на Киевскую кафедру с совершением того же чина И., что и др. епископы Вселенского Патриархата. Чин получил название «настолование» или «посажение на стол». «На стол» сажали не только митрополита, но и епископов др. рус. городов. В древнерус. летописях и иных источниках по истории Русской Церкви домонг. времени сохранилось неск. упоминаний о настолованиях митрополитов и епископов, позволяющих определить сроки совершения И. (в частности, митр. Никифор после хиротонии прибыл в Киев 6 дек. 1104, а настолован был 18-го числа того же месяца; еп. Черниговский Феоктист был рукоположен 12 янв. 1112, а «посажен на столе» 19-го числа - и т. д.; см.: Никольский. Древние службы РЦ. С. 3-4; Неселовский. 1906. С. 274), но детали чина И. в этих источниках не описаны. Настолование епископов в XV-XVIII вв. В рукописях чина епископской хиротонии XV в. уже присутствует чин И. новорукоположенного епископа (см.: АИ. Т. 1. 375. С. 472-473). Как и в описываемой блж. Симеоном Солунским визант. практике того времени, настолование епископа происходило не в кафедральном храме его города, но в том храме, где была совершена хиротония. Епископа также усаживали на предстоятельский трон (в данном случае митрополичий), к-рый переносился со своего обычного места к дверям жертвенника; непосредственными совершителями И., имевшей место сразу по окончании Божественной литургии (и хиротонии), были протопоп и проч. священники; сразу после обряда пелись многолетия. Впрочем, было и некоторое отличие от описанной блж. Симеоном Солунским практики - на каждое из трехкратных усаживаний пели не «Аксиос!», а «Ис полла эти, деспота»; кроме того, в чине присутствовало указание о снятии с новорукоположенного и настолованного архиерея литургических одежд и об облачении его в «переманатку (т. е. параман.- Авт.) с источниками», «икону» (т. е. панагию архиерейскую ) и мантию с источниками (см.: Никольский. Древние службы РЦ. С. 4; Неселовский. 1906. С. 281-285). За И. следовала трапеза. Примерно такой же чин описан и в серб. источниках XV-XVI вв. (см., напр.: Требник РНБ. Солов. 1015/1124, XVI в. Л. 104-104 об.).

http://pravenc.ru/text/интронизация.html

1041 Ал. точно: есть вм. других всех: суть . 1042 Ал. и уже вм. др. ктому . Ал. и ти... а аз . Сав. а си . Юр: в мире сем , Ас. в сем мире согл. нек. греч. Добр. Тип. иду , Сав. приду . 1043 Св. Кир. чит. [аттракция к νματι вм. ] согл. больш. автор., вм. ος, как D2, нек. Ит. Вг. Гот. Копт. Эф. Епиф. Но мн. Ит. Злат. Гил. и Сир. син. оп. до конца стиха. Древнесл. «соблюди я о имени Твоем, яже », Ас. Гал. Мир. Ник. в — еже . Кир. якоже мы согл. больш. авт. вм. и мы др. мн. и слав. ОСА Мар. Мир. Г. 1044 Ср. прим. к Ин.1:18. 1045 Слав. приб. в мире [А: в сем, Н: во всем] как мн. и сир. син. Сав. оп. с ними . Слав.: во имя Твое — не соотв. греч. Древнесл. я вм. их, яже [Мир. Ник. е — еже ] читая ος, как одни вм. как другие и Кир. [т.е. в имени, что ... ср. к ст. 2-му]. После сохраних Кир. чит. их , как и Асс. я , Мир. Ник. е . Слова: δδως μοι оп. греч. син. и сир. син. Мн. греч. оп. и пред никтоже . Ал. и ни един же из них погибе , оп. не пред погибе Гал. Мир. др. не погибе . Юр. Добр. у Амф. погибели — точно вм. погибельный др. Ал. да писание исполнится — точно. Юр. Добр. у Амф.: да скончается писание , все др.: да сбудутся книги . Сав.: точию и приду вм. гряду . 1046 То есть со Своей стороны оказал помощь Иуде для спасения его. Вместо διασσαι Пюзей предлагает читать διασσας, но можно и διασσαι ν. 1047 Кир. ν ατος, как в толковании в одном месте согл. многим греч., но в др. месте согл. автор.: αυ;τος — и слав.: в себе . 1048 Древнесл. и Ал. я вм. их поздн. Древнесл. и Аз согл. вар. и Вг., но Ал. без и согл. автор. АГН как обычно приб. весь и всего пред мир и мира . Мир. оп. я и чит. вьзненавидех . Конец стиха с якоже оп. нек. и Сир. син. 1049 Мир. не имеет е [вм. я др.] после возмеши . Ал. и Кут. от лукаваго вм. древн. и теп. от неприязни . 1050 Нек. γ и слав. якоже аз ОСГ Мар. Мир. Н, др. согл. автор. якоже аз . Нек. греч. от мира несмь , как и слав. 1051 Эти слова не чит. в автор., но у св. Кир. они есть и в толковании этого [одно πτε, по-видимому] и в толк. 18—19 ст. Pus. 723, 14—15, Aub. 990. d [также без γιε] и к 25 ст. Pus. 3, 9, 9—10, Aub. 1006. с. [πτε γιε], — они чит. в одном греч. Код. D. у Дид. Сир. пеш. и Перс. [одно πτε].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

1976. P. 187-189). Согласно рукописи Sinait. gr. 974, 1510 г., интронизация Александрийского Патриарха происходила после молитвы «От славы во славу преходяще...» (эта молитва читалась в заключительной части литургии) и имела в целом тот же порядок, что и описанная выше епископская интронизация согласно той же рукописи — только вместо слов «... интронизует брата нашего имярек святейшаго и добродетельнейшаго епископа...» в формуле «Божественная благодать...» читались слова «интронизует на престол святаго апостола и евангелиста Марка, великаго града Александрии, отца нашего имярек святейшаго и добродетельнаго патриарха...»; ектению читал епископ, а не диакон; наконец, многолетия были более пространны, а перед ними новый Патриарх во всеуслышание читал первое зачало Евангелия от Марка (очевидно, в знак того, что он занимает кафедру этого апостола) ( Дмитриевский. 1901. С. 698-700, также с. 901). Таким образом, в этом чине была одна молитва — Despota Pantokratôr kai Kyrie tôn holôn... (Владыко Вседержителю и Господи всех...), общая для епископской и патриаршей интронизаций. Однако в рукописи Sinait. gr. 974 чин интронизации выписан сразу после чина рукоположения Александрийского Патриарха, в котором присутствует целый ряд особых молитв. В другой же рукописи, Sinait. gr. 1006, XV в., многие из тех же точно особых молитв включены не в чин рукоположения, а в чин «возведения в Патриархи», совершаемый (как это видно из текста чинопоследования) над лицом, уже облеченным в архиерейский сан. Можно предположить, что чин интронизации Александрийского Патриарха согласно Sinait. gr. 974 предполагал поставление в Патриархи не-архиерея, тогда как в Sinait. gr. 1006 молитвы, которые иначе входили бы в чин патриаршей хиротонии, перенесены в чин интронизации; таким образом, эти молитвы связывались в традиции Александрийской Церкви только и исключительно с патриаршим служением. Чин здесь начинается с церемонии усаживания на патриарший трон, не описанной подробно (вероятно, она совершалась по полному александрийскому чину), за которой следуют многолетия и целая серия молитв: 1) Despota Pantokratôr, Thee kai Kyrie tou eleous...

http://bogoslov.ru/article/377301

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010