Но к чему же тогда, и на каком основании, должны мы обращаться к святым своим с нарочитым молением и просьбой о помощи? – Основная причина и главное объяснение обращений этих нами уже указаны выше, – там, где вели мы речь о Церкви и составе ее. Основа эта – в любви, соединяющей друг с другом членов Христовой Церкви, и особенно с нами, столь немощными и постоянно нуждающимися в высшей поддержке и помощи, небесных друзей наших – в добре и правде утвердившихся угодников Божиих, жизнь которых тем отличалась, что они наиболее усовершились в любви и в Боге-Любви – теперь пребывают. «Любы николиже отпадает» 1005 . Как много творила добра эта Христова Любовь, наполнявшая сердце этих Его преподобных (т. е. именно в жизни и любви Ему подобных), при жизни их – всем, кто соприкасался, в земных своих отношениях, с ними, так еще больше должна она творить его теперь, когда они, как нам с особенною силою оттеняет ап. Павел, лишь полнее живут, соединившись со Христом, и не стеснены в отношениях своих грубой и ограниченной телесной оболочкой 1006 . Неверующим, по какому-то странному ослеплению, все кажется, что в Писании нигде не сказано ни о молитве за наших святых, ни о нашем молитвенном обращении к ним. Но мы уже видели, что такая молитва , как залог и верное средство нашего содействия друг другу в жизни в Боге, постоянно указывается в Писании, и в частности, как молитва апостолов о чадах их во Христе 1007 , то – последних о самих апостолах 1008 и о всех святых 1009 . Знаем и категорическое предписание ап. Иакова: «… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» 1010 . Эти-то молитвы праведных несомненно, возносятся и на небе, где тайнозритель видел ангела с золотою кадильницею, которому «… дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела перед Бога» 1011 . И такое небесное предстательство, и именно отошедших с земли святых за близких им по любви живых, приурочивается в Св. Писании и к определенным историческим личностям.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Но ранее, чем Охозия был найден и убит, совершаются другие события в день, когда Ииуй подступает к Изреелю и убивает царя Иорама и выкидывает труп его на участок Навуфея, между тем, как Охозия спасается бегством. Ииуй после смерти Иорама подступает к городу Изреелю: «И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое, и украсила голову свою, и глядела в окно» (4 Ц. IX, 30). По сравнению со стихами 33 и 36 4 Ц. IX и принимая во внимание тексте 3 Ц. XXI, 23, – пророчество, в котором сказано, что Иезавель будет съедена псами «за стеною Изрееля», – следует полагать, что Иезавель смотрела в окно из башни, находившейся над городскими воротами 1005 . Отсюда она встречает злобными словами вступающего в город Ииуя. По-видимому эта гордая женщина не сомневалась в том, что она будет убита, узнав (как видно из стиха 30 и 31) о том, что сын ее, царь Израильский, уже убит. Она очевидно приготовилась к смерти, надев парадные одежды, нарумянившись (букв, «насурмив глаза») и возложив на голову свою знаки царского достоинства. Может быть, зная о пророчестве Илии, что она будет съедена псами, – она, облекаясь в царская одежды, думает избежать предсказанной ей позорной смерти и умереть по крайней мере, как царица, которую закалывает убийца, но которой смерть остается в памяти народа. Когда Ииуй приблизился к воротам, над которыми она находилась, она бросила ему слова: «мир ли Замврию, убийца государя своего?» Очевидно, она не только напоминает убийство Илы, сына Ваасы, Замврием, но еще напоминает Ииую, что Замврий царствовал только семь дней и погиб, когда Амврий, родоначальник царствующего ныне дома, осадил его в Фирце 1006 . В словах Иезавели есть указание, что Ииуй, как Замврий, истребит царствующий дом, и что она знает, что ее ожидает, но надеется, что и Ииуй погибнет, как Замврий, «убийца государя своего». Но слова Иезавели встречены таким презрением, которого она не ожидала, как она не ожидала той мучительной и позорной смерти, которая постигла ее. «И поднял Ииуй лице свое к окну и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Подтверждение сему находим в Деяниях Апостольских у Апостола Петра 1001 . Мессия называется пророком в том смысле, что Он есть полнейший истолкователь воли Отца Небесного и совершеннейший Учитель рода человеческого. Впрочем, название пророка принадлежит Ему и в буквальном смысле ибо Он предсказал не только свою смерть и тридневное воскресение, но и судьбу своих последователей, судьбу Израильского народа и всего рода человеческого. Уподобляется же пророк Мессия пророку Моисею по следующим обстоятельствам Моисей был вождь и законодатель ветхого Израиля и посредник между им и Иеговою; так и человек Христос-Иисус был единый ходатай Бога и человеков, вождь и законодатель нового завета 1002 . Моисей извел Евреев из рабства египетского в землю обетованную, и Христос Спаситель избавил род человеческий от рабства диавольского, и своих последователей приводит в царство небесное. Моисей был великий чудотворец; но еще в большем количестве творил чудеса Господь 1003 . Моисей был близок к Богу, и беседовал с ним устами к устам, как первый служитель в дому (Церкви) Божием 1004 , Христос же. в дому Божием, как сын в дому своем 1005 . Глава XXVIII. Благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям Общее примечание к главе. Глава сия есть продолжение предыдущей и принадлежит к одним из самых вдохновенных и поэтических мест в Пятокнижии Моисеевом. Она изобилует возвышенными образами и изящными уподоблениями, она увлекает воображение и потрясает душу силою чувства в яркостию картин, изображающих будущую судьбу народа израильского. а.      Благословение исполнителям закона Божия В первой части своей речи вдохновенный пророк рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев, если они будут повиноваться закону Божию. (Ст. 1–14). Счастлив ты будешь, Израиль, во-первых в своей отдельной и личной жизни; ибо будешь благословен при входе твоем, и благословен прп выходе твоем, благословен ты в городе, и благословен на поле и во всех дедах рун своих 1006 . Счастлив ты будешь в семейной жизни, ибо даст тебе Господь изобилие в плоде чрева твоего 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое 1000 время 1001 . И раскаялся Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем» 1002 . Слова, несравненные по силе своей выразительности ни с какими другими, где бы характеризовалось всеобщее падение человеческого рода. Антропологически здесь выражается такая глубина скорби милосердия Бога к человеку, созданному для блаженного единения с Собой 1003 ! Состояние мира было таково, что описать его удаление от правды Божией можно было только указаниями на готовившееся изменение Божественного Промышления о всем роде человеческом. «Раскаяние» Божие является здесь высшим выражением падения мира. Мир пал в такой степени, что само неизменяемое Божество, казалось, готово было изменить навсегда свое милующее отношение к нему 1004 . «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю 1005 ; и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли» 1006 . Милосердие Божие нестощимо, и основная цель Его, данная при творении человека, неуклонно выполняется. Пусть естественное течение жизни прерывает очевидным для всякого образом этот Божественный план. Пусть в обычном порядке жизни господствует богопротивных грех; он все же бессилен нарушить высочайшие, премудрые пути неизмеримо всемогущей благости Божией. Господь Бог назначает человечеству в это время потоп, всемирное потопление грешников. Но и в этом наказании всего мира Он достигает Своей цели, Он и здесь – Премудрый, Всемогущий, творящий чудеса Един. «Я, видя неисцельность язвы их, хочу остановить поток нечестия, пока они не сделались повинными еще большим наказаниям 1007 . Потому и теперь, следуя Своему человеколюбию и умеряя гнев благостию, Я налагаю на них такое наказание, которое будет для них безболезненно и нечувствительно 1008 . Не по великости грехов их судя, не по тому, чего они заслуживают, но, предвидя будущее, Я хочу и на этих людей навести соответственное наказание и последующих избавить от их заразы» 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Что же касается содержания 15-го стиха 38-й главы (и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?), то, по убеждению Олимпиодора, эти слова «нужно понимать, [как сказанное Богом] в отношении и нечестивых людей, и демонов. Ибо [силой Господней] у них отнято знание истины и их сила сокрушена» 1005 . Затем ( Иов. 38:16–18 ) Господь вопрошает Иова: известны ли ему тайны морских глубин, наблюдал ли он бездну преисподней и окидывал ли он своим взором бескрайние просторы вселенной. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это ( Иов. 38:16–18 ). Святитель Григорий Великий предлагает нам достаточно яркое истолкование – в нравственно-аллегорическом ключе – присутствующих в этом библейском фрагменте понятий «море» и «бездна». Он видит в данных словах Господа Божественное свидетельство о Его спасительных и очистительных действиях, совершаемых в глубинах человеческого разума и сердца. Двоеслов пишет: « " Море» – это человеческий разум, и в его глубины входит Бог, когда человек через познание самого себя бросается из своих сокровенных помышлений в слезы раскаяния, когда взывает в память порочность прежней жизни, сотрясая взволнованную смущением душу. Бог «нисходит во глубину моря», когда изменяет и отчаявшиеся сердца. Ибо Он вступает в море, когда смиряет мирское сердце, и «нисходит во глубину моря», когда не пренебрегает посещать разум тех, кто погряз в преступлениях. Потому справедливо прибавлен вопрос: и входил ли в исследование бездны? Что есть «бездна», как не разум человека, который, будучи не в состоянии понять самого себя, подобен мрачной бездне, скрытой от себя во всем, что там есть?..» 1006 Куда более значимым для святоотеческой экзегетической традиции при ее обращении к этой части речи Господа является типологическое истолкование 17-го стиха 38-й главы – одного из важнейших пророческих фрагментов книги Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Является ли это возмездие чисто загробным, относящимся к концу времен, эсхатологическим, как говорят богословы? Не совсем. Бог установил здесь, на земле, институт, которому поручено обуздывать злодеев и ограждать мирных людей. Это государство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:1–4). Государство, в рамках возложенной на него Богом миссии, может прибегать к мечу для обуздания злых, а люди — к защите государства. Это не является местью, потому что государство утверждает неизменный для всех закон, а не мстит за личные обиды. В-третьих, простить — не значит испытывать теплые чувства к обидчику. Если нас ранили, мы можем испытывать боль, и это естественно. Простить — значит, безусловно отказаться от мести. Например, святой апостол Павел говорит: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2 Тим. 4:14). Видимо, святой апостол не испытывает особенно теплых чувств к меднику — но он наотрез отказывается мстить ему, ожидая суда от Бога. В-четвертых, простить — значит не обязательно «восстановить отношения». В идеале это так, но не всегда. Если вы стали жертвой мошенников, вы должны простить их, но не обязаны дальше иметь с ними дело. Прощение лишает обидчиков власти над нами Прощение лишает обидчиков власти над нами; оно дает нам возможность двигаться дальше, не растрачивая свою жизнь на бессильный гнев. Бог Сам разберется с дурными людьми. А мы должны заняться тем, что нам поручено. Рейтинг: 8.7 Голосов: 1006 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/70487.html

Далее, г. Стахович предлагает уголовному закону «карать проступки» совершенные но мотивам «вероисповедным» или религиозным, не обращая внимания на религиозную психику преступника!. Но ведь это было бы равносильно возврату ко временам варварства, когда внутренние мотивы преступления не были известны языческому миру, и закон карал лишь голый факт преступления!.. Не в том ли достоинство христианской юриспруденции – что последняя, при оценке преступления, открыла новый источник его, целый мир – мир внутреннего человека?!. Не об этом ли мире чувств, мире сердца, мире верований говорят лучшие юристы на судах, когда пред лицом судей стоит загадочный преступник?!. Разве справедливо будет, когда уголовный закон станет равно наказывать и того, кто оскорбил другого по чувству мести, и того, кто сделал тоже, но по чувству религиозного фанатизма?!. Прочтите г. Стахович внимательней В. С. Соловьева и вы увидите, что его замогильный голос вопит о том же!.. Вам не нравится ст. 1006-я XVI-ro т.: вы видите в ней «коварство» гражданской власти по отношению к духовной и с целью оправдать себя привели лишь отрывок из этой статьи! А на самом деле здесь не «коварство» и не «власти суетной земной», а искреннее братство и власти Божьей и Руси святой!.. Из полного текста означенной статьи усматривается, что «преследовать за сектаторство», равно и производить предварительное уголовное следствие по этим делам и должно одно только судебное ведомство. Если же «начатие» следствия судебным ведомством зависит от требования духовного начальства, то это потому, что «не может быть речи о начатии уголовного следствия, когда даже приблизительно не решен вопрос, преступно ли самое событие, о котором идет речь», т. е., есть ли в известном случай сектантство. Отсюда, духовное начальство является здесь лишь экспертом, к содействию которого прибегает гражданская власть, и отнюдь не считает себя в положении «коварно» обманутой последней, тем более что и «кары по делам веры» налагает не она, а судебное ведомство и по своему усмотрению! Такой экспертный характер права, предоставленного духовному начальству 1006 ст., подтверждается и следующей 1007 ст., по которой и " начатие», предварительного уголовного следствия по указанным в 1006 ст. делам, не носящим в себе явные следы преступления, как, напр., скопчество, зависит от судебного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Филиграни: Рука под звездой (два варианта) (л. 260–392) – типа Брике, 11172 (1525–1548 гг.), тождественные варианты в Иоасафов-ской летописи 20-х годов XVI в. 237 ; Рука в рукавчике (л. 393–400) – типа Брике, 11404 (1507 г.); Литера Р под цветком (л. 401–424, 441–448)-Брике, 8637 (1514 г.); Литера Р (л. 425–440, 449–453)- Брике, 8536 (1519–1522 гг.). 2) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 1–151) – вторая половина 20-х годов XVI в. Филиграни: Вертушка (л. 1–29, 94–125) – Брике, 13390 (1516–1238 гг.); Единорог в двух вариантах (л. 30–69, 150–174†I) ­­ Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Щит с тремя лилиями под короной, под щитом литера Е (л. 70–93) – Брике, 1818 (1522–1529 гг.); Литера Р под цветком (л. 126–149) – Брике, 8641 (1522 г.). 3) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1 (л. 442–601) – 70–80-е годы XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту-лове литеры OV – Брике, 12784 (1579 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры CM – Лихачев, 4008 (1581 г.). Глава об основании Киржачского монастыря заменена текстом Пятой Пахомиевской редакции. 1) БАН, Вятское собр., 51 (л. 2–277) – 20-е годы XVII в. Вместе с тем на л. 318–326 об. помещена глава «О начале Кержачского монастыря» основного вида Пространной редакции. По первым листам владельческая запись 1628 г. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом лигатура MP – Дианова и Костюхина, 932 (1626 г.). 2) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 1006 (л. 1–204 об.) – вторая половина 30-х годов XVII в. По листам вкладная запись 1642 г. старца Иева Беляницына. Филигрань: Гербовый щит под крестом, обвитым змеей – в опубликованных справочниках отсутствует, но встретилась нам в рукописи РГБ, Муз. 3855 1637 г. и в рукописи Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН 3/69, где корректируется знаком кувшина с двумя ручками под цветком – Гераклитов, 913 (1636–1637 гг.). 3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 427 (л. 66–193) – сер. XVII в. Копия списка Востр. 1006.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

III. В тех случаях, когда какое-либо преступление против веры и нравственности предусматривается Уложением о наказаниях, и за него здесь положено одно лишь уголовное наказание, оно и подлежит юрисдикдии суда уголовнаго. Наложением преступнику такого рода уголовного наказания исчерпывается и вся карательная деятельность суда. Здесь уже не может более идти речи ни о вторичном разборе дела в суде церковном, ни о каком-либо добавочном, церковном наказании преступника: здесь принцип: поп bis in idem остается в полной силе. Но совершенно устраняя церковный суд от непосредственной юстиции по делам такого рода, наше действующее законодательство однако привлекает церковную власть к участию (весьма, впрочем, ограниченному) в уголовном процессе по подобным преступлениям. Так, по делу о совращении предварительное следствие может начинаться не иначе, как по требованию духовного начальства (ст. 1006 Уст. Угол. Суд.). Основания этого были высказаны редакторами Устааа уголовного судопроизводства. «Преследовать за сектаторство, говорят они, можно тогда, когда надлежащая власть признает, что в известном случае есть сектантство; а такою властию здесь может быть только власть духовная. Прежде чем духовная власть не сказала своего слова об известном событии, заключающем в себе признаки совращения, может иметь место только полицейское дознание, или могут быть приняты полицейския меры, предписанные в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений, но не может быть речи о начатии уголовного следствия, именно потому, что даже приблизительно не решен вопрос, преступно-ли самое событие, о котором идет речь. Преступность или не-преступность его зависит оттого, признается-ли духовною властию известное действие, или известное учение противным религии и церкви, или не признается. Иначе преждевременное возбуждение уголовного правосудия может иметь своим последствием один только соблазн для верующих и породить в обществе толки о религиозном преследовании» 1350 . Из правила, изложенного в 1006 ст., изъемлются дела как о распространителях скопческой ереси (Улож. Наказ, ст. 196, по прод. 1890 г. и 1897 г.), так и о совратившихся в скопчество и другия ереси, соединенные с свирепым изуверством и фанатическим посягательством на жизнь свою или других, либо с противонравственными и гнусными целями (Улож. Наказ, ст. 203). По сим делам предварительное следствие начинается и без требования со стороны духовного начальства (ст. 1007 Уст. Угол. Суд.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Если совращение учинено посредством насилия или наказуемой угрозы, то виновный наказывается: поселением». (ст. 338.) «Виновный в произнесении или чтении публично речи или сочинения, а равно в распространении или публичном выставлении сочинения или изображения, возбуждающих к переходу православных в иное вероисповедание или в расколоучение, буде сие учинено с целью совращения оных, наказывается: заточением на срок не свыше трёх лет» (ст. 342). 305 «Дела о совратителях и совращённых из Православия рассматриваются без очереди». T. XVI, ч. 2, законы о судопр. уголовн., ст. 354. «Приговоры по делам о совращении из Православия в другие исповедания, коими виновные, без различия званий, присуждаются к лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу или на поселение в Сибирь, изъятые же из телесного наказания к лишению всех или некоторых лично и по состоянию присвоенных им прав и преимуществ, ссылке на житье в Томскую или Тобольскую губернии, заключению в крепость или тюрьму, равным образом приговоры, коими лица духовного звания присуждаются к лишению сана, с заключением или без оного, или к удалению в Великороссийские губернии прежде приведения в исполнение представляются Министру Внутренних Дел для внесения, через Комитет Министров, на Высочайшее усмотрение». Там же, ст. 535. 306 Т. XVI, ч. 1 Уст. уголовн. судопр. ст. 1006. Буквальный смысл 1006 ст. Уст. Угол. Судопр. показывает, что право возбуждения уголовного преследования по делам о совращении из православия или отступлении от веры христианской предоставлено исключительно власти духовной; только она может и должна разрешить в каждом данном случае, требует ли интерес церкви уголовного преследования, несмотря на то, что факт совращения доказан, или же надлежит ограничиться мерами предупреждения и пресечения преступления, и потому к судебному преследованию светская власть не может приступить без формального требования власти духовной, причём такое требование должно быть выражено уголовным начальством совершенно определённо и точно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010