13. Разрешить старообрядцам и сектантам для погребения умерших иметь особые кладбища. III. Испросить Высочайшее Его Императорского Величества соизволение: А. На распечатание всех молитвенных домов, закрытых как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших через Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного. Б. На отмену: а) Высочайше утвежденного 4 июля 1894 года положения Комитета Министров о воспрещении последователям секты штундистов молитвенных собраний; б) Высочайшего повеления 31 марта 1898 года о поступлении раскольников в Юнкерские и Военные училища и о производстве их в офицерские чины, – и и) ограничительных указаний, содержащихся в Высочайше утвержденном 13 марта 1903 года положении Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах касательно награждения медалями за храбрость нижних чинов из молокан, духоборов и последователей других сект. IV. Поручить разработать и безотлагательно внести на уважение Государственного Совета, без требуемых статьею 45 Учреждения Государственного Совета сношений с ведомствами, предположения по нижеследующим предметам: 1. Управляющему Министерством Юстиции: о согласовании статей 36–39, 56 и 57 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, статью 1006 Устава уголовного судопроизводства, статьи 298 и пунктов 6 и 8 статьи 725 Общего Учреждения Губернского и статей 807 и 808 Уставов иностр. Испов. с изложенными выше (разд. I настоящего положения) правилами, а равно о порядке изменения актов состояния лиц, переходящих в другое вероисповедание, и регистрации таковых переходов; 2. Министерству Народного Просвещения: на указанных в пункте 9 раздела II настоящего положения основаниях проект закона о старообрядческих и сектантских начальных школах и о преподавании детям старообрядцев и сектантов правил их веры... V. Предоставить Министрам и Главноуправляющим отдельными частями принять меры к отмене административных распоряжений, стесняющих права старообрядцев и сектантов на службу государственную и общественную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видишь ли, как от пьянства происходит блуд, от блуда прелюбодеяние, от прелюбодеяния убийство, или правильнее сказать, нечто хуже убийства, я даже не знаю, как и назвать это, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие. Итак, что же? Не значит ли это, что ты оскорбляешь дар Божий, борешься с Божественными законами, стремишься, как за благословением, за тем, что есть клятва, сокровищницу рождения делаешь сокровищницею убийства, женщину, сотворенную для деторождения, располагаешь к убийству? Ведь, порочная женщина, чтобы всегда быть приятной и привлекательной для своих любовников и выманивать от них больше денег, не отказывается и это сделать и тем собирает великий огонь на твою голову, так как хотя решение на преступление и принадлежит ей, но главною причиною бываешь ты. Минь. Т. IX. С. 626 Творения Т. IX. С. 788, 789, 790 1004. Облачение во Христа чрез подражание Ему Облечемся во Христа и всегда с Ним пребудем, а для этого будем подражать Ему и делам Его. Когда надлежало вкусить пищу, Христос употреблял ячменные хлебы; когда был в пути, не имел у Себя ни коней, ни вьючных животных, но ходил пешком, даже до утомления; когда необходимо было уснуть, ложился вместо возглавия на корме лодки; когда надо было возлежать, приказывал садиться на траве. И одежды Его были недорогие; часто Он ходил один, никого при Себе не имея. Далее, зная все слова и дела Его на Кресте и среди различных поруганий и вообще всю жизнь Его, старайся подражать ей; таким образом ты и облечешься во Христа, если попечений о плоти не будешь простирать до похотей. Минь. Т. IX. С. 627 Творения Т. IX. С. 790, 791 1005. Грех и соблазн Беседа XXV . Не так пагубно самому согрешить, как ввести в грех других; почему, когда мы видим, что другие грешат, не только не станем побуждать их к греху, но постараемся извлечь из бездны порока, чтобы за гибель других нам самим не подвергнуться наказанию. Минь. Т. IX. С. 633 Творения Т. IX. С. 798 1006. Правда земная говорит о правде небесной Если судьи, господа, учители и даже люди необразованные награждают добрых и наказывают злых, то возможно ли, чтобы Бог поступил иначе и доброго сравнял с порочным? Если и ныне люди порочные, ожидая наказания и находясь среди столь великого страха, – страха судей и законов, – не отстают от худых дел, то как же они перестанут совершать злые дела, если по переселении в вечность, избавятся от всякого страха и не только не впадут в геенну, но еще получат царство? Это ли будет человеколюбие, скажи мне, чтобы усиливать порок, награждать зло, удостаивать одной чести целомудренного и распутного, верного и нечестивого? Минь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Падение Адана и Евы 1005 1 . Древо познания добра и зла было таким образом назначено, по намерению Божию, служить лишь к испытанию послушания Адама и Евы, 1006 налагая на того и другого акт подчинения и легкую жертву, лишение плода этого дерева. „Господь, говорит св. Иоанн Златоуст , чтобы, с самого начала, дать человеку понять, что Тот, Кто сотворил все вещи, был также и его Творцом, желал ему показать, наложением на него заповеди легкой для хранения, что Он был его Владыкою. Подобно тому, как великодушный хозяин, дозволяя кому-нибудь пользование великим и прекрасным домом, требует от него не только всей платы, но небольшого оброка, как свидетельства своего права на собственность, и с целью напомнить о своем обязательстве, что он не господин дома, а живет в нем лишь благодаря доброте своего благодетеля. Также и Господь, предоставляя человеку пользование всеми видимыми, вещами, поселив его в раю и предоставив в его распоряжение все, здесь заключающееся, решил воспрепятствовать ему незаметно быть прельщаемым своими собственными мыслями. Дабы он не поверил, что этот видимый мир существует сам собою и не возгордился своим превосходством, Бог запретил ему вкушать плода одного дерева, угрожая, в случае непослушания, тяжким наказанием для того, чтобы дать ему знать, что он имеет над собою господина, щедрости которого он обязан всеми благами, какими он пользовался“. 1007 2 . Бог, предписавши Адаму и Еве запрещение вкушения плода известного дерева, провозгласил тем самым существование нравственного закона и свободы, которую это запрещение необходимо предполагает. 1008 Бесконечное Существо не могло сотворить человека совершенным, но Оно сотворило его усовершаемым, давая ему ту способность выбора между добром и злом, которая позволяет ему, если он сделает из нее доброе употребление, возвышаться в некотором роде над самим собою и приближаться более и более к своему Творцу. К несчастию, Адам и Ева преслушались Бога. Совесть 1009 пробудилась тогда в них и стала для них упреком за их вину. Они были изгнаны из земного рая, смерть была наказанием за их восстание, и мы, их потомки, подвергаемся последствию первобытного греха. Однако, по милосердию к нам, Бог обещал им Искупителя. – Самый рассказ о падении и первая весть о пришествии Иисуса Христа заслуживают более подробного рассмотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Тема, развитию которой посвящено послание, достаточно ясно указывается в самом надписании: „О единстве во Христе тела с Божеством». Послание имеет своею целию раскрыть учение „о единосущном единении» 1002 плоти и Божества во Христе, о таком единении, в силу которого, как выражается Аполлинарий в другом месте, „Бог и плоть составили одну природу» 1003 , или „одну сущность» 1004 . В развитии этой аполлинарианской идеи послание заметным образом распадается на две части, из которых первая содержит в себе ряд тезисов, излагающих воззрения автора на взаимоотношение Божества и плоти во Христе 1005 , а вторая представляет собой анализ некоторых изречений Св. Писания, предпринятый автором в намерении подтвердить ими предложенное в первой части учение 1006 . Первая часть послания открывается заявлением одобрения тем, кто исповедует Господа „и по телу святым от начала рождением», ибо „Он не был зачат во чреве отдельно от Божества, но в единстве с Ним», и Его рождение было „не рождением только от жены, но небесным схождением». В особенности не должно называть тело Господа созданием, во всех отношениях отдельным от Того, чье тело оно составляет; оно, напротив, приобщается наименованию несозданного и Бога, потому что соединяется с Богом в одно 1007 . Но усвояя телу славное от Божества, не должно отрицаться и безславного, как оно свойственно Тому, Кто раждается от жены, именуется человеком и сыном человеческим 1008 . Называющий Его человеком или рабом не должен отрицать Его Божественной сущности, но и говорящий о сшедшем с небеси и небесном человеке не должен отвергать Его тело от земли, соединенное с Божеством. Такое общение свойств и наименований во Христе, по мнению Апполлинария, имеет свою основу не в единстве Его Лица, а в единстве Его природы. „В Нем исповедуется созданное в единстве с несозданным и несозданное в слиянии с созданным», одна природа, состоящая из частей каждого подобно тому, как человек состоит из двух несовершенных частей, образующих одну природу и называемых одним именем» 1009 . В этом учение Аполлинария утверждало его метафизическое положение: „целое есть одно» 1010 . Но целое должно обладать свойствами своих частей. Поэтому, и воплотившийся Господь есть Бог и существует прежде рождения, хотя и рождается от жены 1011 , Он есть Дух, хотя и явился во плоти и т.д. Каждое из этих названий прилагается к целому, хотя и относится к части. Таким образом, Он есть единосущный Богу по духу невидимому, включая и плоть, как соединенную с Словом, единосущным Отцу, и наоборот, Он единосущен и людям, включая и Божество, как соединенное с единосущным нам телом 1012 . В этом единосущном единении и в этом общении в наименовании единосущного не изменяется ни природа плоти, ни природа Божества 1013 . – Вторая половина послания все эти положения и старается подтвердить разбором нескольких текстов из Св. Писания, именно: Рим. 1:3 ; Фил. 2:5, 6 ; Ин. 17:19 ; 1Кор. 1:2 ; Ин. 17:17; 10:33, 36; 18:39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Отсюда слабость диэцезальной системы и развитие комитативы в ущерб викариату. Комиты суть доверенные лица императора. Уже в 316 году 988 они впервые являются нам под именем comites, qui per provincias constituti sunt или comites provinciarum 989 . При Константине они выступают в Испании, Африке 990 , Азии 991 и на востоке 992 . Главной их задачей было представление императору отчета о тех странах, где он не мог быть лично. Хотя они и являются чрезвычайными придворными послами, но имеют различный ранг: Октавиан – прежде corrector, Дионисий и Лоллиан – ex consularibus 993 , Акакий и Стратегий – viri clarissimi, т. е., сенаторы 994 . Напротив Тертуллиан – vir perfectissimus, т. е. всадник 995 . Хотя они по преимуществу принадлежали к всадникам и сенату, но главное для них было доверие императора. Назначались они преимущественно для провинций 996 , но уже тогда было два человека, назначенных для надзора над диэцезом. Это были Тивериан – сначала для Африки, затем для Испании, и Акакий – сначала для Македонии, затем для востока 997 . Comites provinciarum должны были осуществлять надзор за провинциальными начальниками, принимать, конкурируя в этом отношении с префектом претории, жалобы на их действия 998 и представлять их вместе со своим мнением на благоусмотрение императора 999 . Затем они являлись апелляционной инстанцией на суд провинциальных начальников, причем приговор их, как представителей императора (vice sacra judicant) не подлежал обжалованию. Только с 331 г. можно было на них апеллировать к императору 1000 . Этой судебной деятельности соответствует то, что законы гражданского 1001 и уголовного права 1002 направлялись к ним, представляя ответы на реляции комитов 1003 . Кроме того на них возлагались поручения особой важности. Вследствие сильных церковных смут во многих странах, особенно на востоке, было необходимо присутствие представителя императора с чрезвычайным авторитетом 1004 : они должны были заботиться о разрушении языческих капищ и культа 1005 , председательствовать на христианских соборах и вмешиваться в церковные распри 1006 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Дерзый бо и презоривый паче достоинства своего и устроения взыскав с величанием преже времени женет доспети. Силных бо и совршенных есть наедине борствовати з бесы, и мечь, еже есть глагол Божий, на них истрзати; немощнии же и новоначалнии, яко в твердость прибегающе благоговеинства и боязни брани отричущеся, преже времени ратоватися не смеюще, смерти убегают. Сия нам слышаще 1006 сохранятися подобает преже времени в 1007 высокая не продерзати 1008 , да не кто повредився и душу погубит. Но в подобно время и среднею мерою, яко же зрится удобнее есть, проходити; и Писанию сведетельствующе 1009 , яко средний путь не подателен 1010 есть. И подобно убо время еже преже обучатися 1011 , 1012 с человеки. Средний же путь еже с единем, или множае с двема братома житие, якоже 1013 и 1014 Иоанн Лествичник рече 1015 , иже Христу приснее работати хотящим, ключаема места себе 1016 и образы и 1017 седалища 1018 избирати повеле, и в триех устроених иноческаго жителства, рече, доблествено содержание: или уединеное ошельство, или с единем или множае с двема безмолствовати, или общее житие; и от Писания приведе: не уклоняйся на десно или налево,но путем царскым гряди. Средний бо прежде реченных мнозем ключимейши бысть, сииречь с единем или с двема безмолвие 1019 . Единому бо горе, рече: аще впадет в уныние или сон, или разленение, или отчаяние, несть воздвижай его в человецех; и самого Господа глагол приведе, еже рече: идеже еста два или трие о Моем имени 1020 собрани, ту есмь посреде их; инде 1021 : блага, рече Писание, два паче единаго, сиречь благо Отцу с Сыном действием Божественаго Духа к предприятием подвизатися. И помале: иже бес помощи против духовом 1022 начинаяй братися 1023 , уморяется от них. Благыя же нравы некым изчет, рече: сим всяческый человечское сопребывание спротивляется, могуще с наставляющим от безмолвия, яко от пристанища на небо восходити, общежителных молв и соблазнов пребывати не требующим и 1024 неискусным. Душевными же страстми побеждаемым ни касатися безмолвия, паче 1025 же 1026 единственаго, повелеша отци.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

С того момента, как человек принимает призыв Бога и обращается к Нему в покаянии, он живет одновременно в двух планах бытия. Достаточно трудно определить, как они сосуществуют. Тем не менее можно наблюдать, что чем более увеличивается сила покаяния в своей освящающей энергии, тем далее отступает психологический уровень, давая место онтологическому. Так, человек, пребывавший некогда во тьме, совершенно возрождается и становится «светом в Господе» 997 . Однако некоторое участие человека в онтологическом плане непременно наличествует и на первых стадиях после его обращения 998 , так же как и определенный элемент психологического плана остается с человеком до самого конца – из-за немощи плоти 999 и страха смерти 1000 . По этой причине и покаяние на земле не ведает конца, пока человек не предстанет перед Богом в вечности 1001 . Важнейшей предпосылкой для стяжания человеком вечного бытия является тот факт, что изначально человек сотворен Богом «по образу и по подобию» 1002 . Согласно Старцу, Бог является первоначальным Бытием: при создании человека повторяет неким образом Самого Себя 1003 . Он творит природу человека, способную вступить в личную связь с Создателем Богом как с Отцом. Бог есть Сущий. Непрестанное устремление человека к Нему обнаруживает истинный смысл его существования и наделяет его истинным бытийным содержанием 1004 . Человек, будучи сотворен из ничего, когда замыкается и остается в самом себе, отрезает себя от своего источника и становится ничем 1005 . В подобном эгоистическом удалении оказался Адам после своего преслушания. Так прекратилось его общение с Богом лицом к Лицу. Когда же пришла полнота времен, это общение пришел возобновить Христос, направляя падшему человеку призыв к покаянию и возвращению. Проповедь Евангелия начинается и завершается одной и той же заповедью: «Покайтесь» 1006 . Как вначале творящим повелением Бог даровал человеку ипостась 1007 , так и теперь слово Христово предлагает человеку «якорь безопасный и крепкий» 1008 для восстановления в спасительной благодати Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Выделяются и различные духовно-аскетические течения в рамках исихазма: так, в последнее время показаны различия «синаитского» (ветвь преп. Григория Синаита ) и «паламитского» исихазма 1002 . Что же касается собственно учения Паламы, то мы попытаемся вкратце указать лишь на несколько достижений, кажущихся нам важнейшими. Прежде всего, была доказана и убедительно продемонстрирована связь мистического богословия Паламы с его же богословием Таинств 1003 ; определена формула Иисусовой молитвы, упоминаемая св. Григорием 1004 ; раскрыто учение св. Григория об экстазе и умном единстве с Богом 1005 и о том, что весь человек участвует в восприятии Божества и – если он стяжал праведность трудами своими – обоживается после Страшного Суда 1006 . Нам предстоит лишь добавить некоторые уточняющие замечания о близости ряда моментов аскетико-антропологического учения Паламы, запечатлевшихся в гомилиях, предшествовавшей исихастской и гомилетической традиции (что практически одно и то же) 1007 . Человек обоживается благодатию весь; но если душа (силою Божественного Света) – еще в этой жизни, то тело – в будущем веке 1008 . «Бог, – свидетельствует Палама, – [это] Свет Невечерний, истинный и вечный, в котором ныне пребывают духи ( τ πνεματα) праведных; тогда же святые будут [пребывать в нем] и с телами [своими] ( κα μετ σματος)» (348D). Будучи обоженными в теле и с телом, святые станут наследниками Света Божия и вечно длящегося дня; «По завершении века сего праведные с телами своими станут наследниками сего Света, будучи и сынами истинно [сущего] дня. И действительно, день сей, будучи невечерним ( νσπερς τε) и непрерывным, не имеет и не имел зари, потому что нет [у него] и начала» (297С). Эсхатологический финал видится и проповедуется Паламой как желанный исход для всякого христианина (который, чтобы сподобиться его, и должен стать праведным): «Да сподобимся же и мы, – призывает он в славословии одной из проповедей, – ... в тотчас быть созерцателями и причастниками ( θεωρος κα μετχους) оной славы благодатию и человеколюбием Иисуса Христа, дивного во свидетелях Своих» (536А). Перефразируя известные слова известного автора, можно сказать, что в жизни не только всегда есть место подвигу, но и сама жизнь (по крайней мере, жизнь христианина, как ее понимал Палама – будь то монах или мирянин) может и должна стать подвигом. Подвигом, который увенчивает созерцание нетварного Света Божия, являющегося одной из энергий Божиих...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

канона и по 6-ой 1001 : при совпадении с неделей Фоминой, на утрене по 328 (л. 183 об.) слово Григория полагается на полиелее и по 3 п. канона, а на кафизмах – чтение святого, по 456 (л. и об.) П. Т. (л 118), 336 и позднейшим чтение недели Фоминой – слово Григория Богослова – сохраняется на своем месте по 3 п. канона, чтение святого помещается на полиелее, а на кафизмах «чтение дневное», т. е. из рядовой книги триодного периода; при совпадении с неделями мироносиц, расслабленного и слепого, «чтение от деяний и святого, иные же дневные» 1002 ; при совпадении со средой преполовения, на кафизмах – чтения праздника, т. е. преполовения, на полиелее и 3 п. «чтение святого». 1003 . При совпадении 8-го мая с неделями мироносиц, расслабленного, самаряныни, слепого, 328 (л. 154 об. и 158) указывает: на благословении хлебов – чте дниии или днвное или апла и днье ; на утрене: чте пра и в апокалипс , а 456 л. 202), П. Т. (л. 119 об), 336 (л. 209) и другие: «чтение в Деяниях и прочее чтение дню, хождение апостолово»); при совпадении того же праздника со средой преполовения указывается на кафизмах чте дивна сго , на благословении хлебов 328 (л. 155) – чтение в Апокалипсисе, 456 (л. 203) и П. Т. л. 129) – чтение святого; при совпадении со средою пред Вознесением, чтее в апокалипси. ина же чте. хоженье и днь (α περοδοι) бослова. списано прохоромь 1004 : при совпадении с Вознесением, 328 (л. 157): чтее пра сго. въ апокалипсисии , 456 (л. 205 об.), П. Т. (л. 121), N2 336 (л. 211 об.): «чтение праздника, другие же чтения праздника и святого»; при совпадении с неделей св. отец никейских, на благословении хлебов чтение в Апокалипсисе, на кафизмах «деяние и хождение Богослова, яже исписа Прохор» 1005 . – Во всех этих замечаниях можно усмотреть несомненное действие одного общего правила, разделяемого и обоими Константинопольскими Уставами: чтения праздников минеи сохраняются на ряду со чтениями праздников триоди. Основной принцип, которому подчиняются все уставные указания о чтениях, равно как и о самых службах, в Иерусалимском Уставе тот же, что и в Алексеевском и Евергетидском: продолжительность и количество чтений должны быть таковы, чтобы утреня оканчивалась в строго определенное время утра – пред восходом солнца в будние дни и при восходе во дни всенощных бдений: подобаеть же ёклисиарху , замечается при изложении воскресной утрени, имти извство о пний и о чтение ко да слнцю воси въшу бываеть поу оутрени 1006 … подобаеть же и се видти и ко прихом въ иерлм оутренюю во всю седмерицею пус стварт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Особое совещание предлагало также организовать издание специального журнала, адресованного как христианам, так и мусульманам. Этот журнал предполагалось печатать одновременно на татарском и русском языках, и помещать там материалы, посвященные истории ислама и критике его вероучения. 1006 Епископ Алексий (Дородницын) , ректор Казанской духовной академии, считал, что для издания нужна лишь небольшая дотация, поскольку профессора академии будут готовить материалы, не получая гонораров. 1007 Идея журнала обсуждалась и на Казанском съезде, однако программа издания несколько видоизменилась. Теперь речь шла о размещении информации о современных течениях мусульманской мысли. Потенциальными читателями должны были стать не мусульмане, а православные люди, интересующиеся исламом. Идея подобного издания понравилась участникам съезда, однако ее осуществимость вызывала большие сомнения. 1008 Эта идея была реализована лишь отчасти. С декабря 1912 года в качестве приложения к издаваемому Казанской духовной академией «Православному собеседнику» стал выходить журнал «Инородческое обозрение», 1009 в котором печатались этнографические материалы о неславянских народах России. Принципиальной позицией редакции был отказ от полемики и обличения. Помещенные в журнале материалы были достаточно объективными, ими охотно пользовались не только миссионеры, но и государственные чиновники. По словам профессора Казанской духовной академии И.М. Покровского , 1010 благодаря этому журналу Министерство внутренних дел и Ведомство православного исповедания знакомится с движениями магометан, направленными против русского дела вообще и христианского миссионерского – в частности. 1011 9.3.5. Противостояние сильных общин Во время работы Особого совещания и Казанского миссионерского съезда неоднократно высказывалась мысль, что дело миссии следует начинать с самого русского православия. Эта деятельность будет эффективной лишь тогда, когда приходская община сможет успешно конкурировать с общинами иноверцев. Выступая на Казанском съезде, епископ Андрей (Ухтомский) рассказывал, как ямщик-татарин, который его вез, во время каждой остановки собирал вокруг себя людей и учил их мусульманским молитвам, а в деревню, где проживают крещеные инородцы, регулярно приходит пожилая женщина, которая ругает православие и восхваляет ислам. 1012 По мнению епископа Андрея, единственным действенным методом миссии является активизация приходской жизни, при которой миссионером становится каждый прихожанин. Владыка очень высоко оценивал эффективность тех шагов, которые мусульмане предпринимали в борьбе с православием. Он с сочувствием цитировал высказывание выдающегося деятеля мусульманского возрождения И. Гаспринского 1013 о роли мусульманской общины:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010