Беседа с будущими журналистами. Фотослужба РАНХиГС — Есть педагоги, благодаря которым их студенты пришли к Богу. Вы бы желали, чтобы о Вас сказали: Юрий Павлович Вяземский не только сообщил нам о философии культуры, о литературе, но и стал для нас проводником в мир веры? — Мне, конечно, искренне хочется иногда помочь человеку найти путь к Богу, потому что жить с верой в Него просто намного радостнее, намного свободнее, намного богаче. Повторюсь, каждый человек живет с верой, только веры бывают разные: иногда разрушительные, иногда очень глупые и так далее. Меня всегда убивают поверхностные атеисты, которые пытаются забрать у людей Бога — а что они вместо этого дадут?! Я не считаю себя миссионером, при этом у меня есть орден святителя Иннокентия первой степени за миссионерскую работу, и я понимаю, что мне этот орден надо отрабатывать. Сегодня многие люди просто не доходят до «девятой комнаты» — А у Вас нет ощущения, что сегодня у студентов духовной жажды особенно-то и нет? По крайней мере, такой, какая была, к примеру, у поколения, пришедшего к вере на волне празднования 1000-летия Крещения Руси и т. д.? — Человек по большому счету никогда особенно не меняется, просто в зависимости от того, как меняются тенденции, меняются и вопросы, которые молодежь ставит на первый план. 1990-е годы были особым временем, когда двери храмов вдруг оказались открыты — и, естественно, многих туда сразу потянуло. А сейчас тот голод в вере не так силен, потому что все уже стало доступно, книги на религиозную тему свободно продаются, кино снимается, есть даже несколько телевизионных каналов, на которых выступают священники. Но сейчас основной вопрос для молодежи — это как стать успешным. Хотя тот же самый вопрос задает себе и любой верующий человек: как стать успешным, как успеть выбраться из греха, из грязи, чтобы спастись? Однако сегодня этот ракурс сместился, и вопрос звучит так: как стать успешным «несмотря ни на что»? Сейчас не то чтобы снижается планка… Мне легче это объяснить в рамках той системы, о которой я рассказываю своим студентам: я считаю, что человек состоит как бы из трех этажей — экономического, политического и духовного. Вот сегодня чаще всего молодые люди стараются жить на экономическом этаже, на котором задаются соответствующие вопросы: как мне быстрее заработать деньги, как мне получить долг, который мне должны вернуть? Человек запрограммирован на то, что ему нужны деньги. Но хотелось бы, конечно, чтобы его вопросы доходили до третьего этажа и именно до «девятой комнаты», где основной вопрос — о Боге, о бессмертии, о спасении от греха.

http://foma.ru/yuriy-vyazemskiy-taynaya-...

Сегодня открываются гораздо более широкие возможности для международного сотрудничества в области книгопечатания, что подтвердили Московская и Франкфуртская (ФРГ) Международные книжные ярмарки. Издательский отдел впервые был представлен на ярмарке в Москве, где его экспозиция вызвала огромный интерес как общесоюзной, так и зарубежной издательской общественности, и впервые вошел в состав советской делегации Госкомиздата СССР, работавшей во Франкфурте, где стенд Издательского отдела привлек благожелательное внимание прессы, телевидения, зарубежных книгоиздательских фирм и обществ, а также многочисленных посетителей. Поступило много предложений о совместной работе, но, не имея соответствующих юридических условий и поддержки регламентирующих органов, мы не можем в полной мере воспользоваться открывшимися возможностями. Тем не менее одним из результатов наших выставочных контактов явилась договоренность с издательством «Современник» на переиздание «Настольной книги священнослужителя», что и будет осуществлено с учетом всех замечаний и дополнений, которые могут быть сделаны до июня 1990 года. Подытоживая, повторяю, что для решения основной задачи сегодняшнего дня: выпуска церковной литературы в необходимом количестве, а не символическими тиражами – надо идти путем создания своей полиграфической базы, путем кооперации с зарубежными и советскими издательствами, с помощью крупных международных фондов, и прежде всего фонда «За выживание и развитие человечества», одной из задач которого является способствование развитию всякой культурной и благородной инициативы, чему и служит церковное книгоиздательство. Такое сотрудничество должно иметь постоянный характер. Информационная работа Издательского отдела Московского Патриархата На протяжении последних 25 лет Издательский отдел Московского Патриархата ведет новую для нас, как и для всей Церкви, интенсивную международную информационную работу. Наиболее ответственным и сложным участком этой деятельности является работа с прессой. Эта работа особенно активизировалась в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси. 1 июля 1986 года при Издательском отделе по благословению Святейшего Патриарха Пимена организован Информационный центр Московской Патриархии. Основной задачей этого центра является оперативное предоставление информации о жизни Русской Православной Церкви, других Церквей, религий и религиозных объединений в СССР средствам массовой информации, советским и зарубежным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В сотрудничестве с этим фондом и при его поддержке мы надеемся развивать церковно-издательское дело. В частности, на принципах создания совместного предприятия разрабатывается проект типографии в Москве и других местах. У нас значительно расширился контакт с представителями светских организаций и учебных заведений. Сотрудники отдела выступали с лекциями на встречах со студентами и общественностью в МГИМО, МЭИ, в обществе «Знание», в ВПШ, в Центральной Школе Комсомольского Движения, в Институте печати при ВПШ, в ВООПИКе, Доме ученых, Доме литераторов, Доме композиторов и др. Даны благотворительные концерты духовной поэзии и музыки в ЦДЛ и в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Средства от продажи билетов переданы на оказание помощи пострадавшим от землетрясения в Армении, в Фонд ветеранов Афганистана, в Фонд милосердия. Регулярным стало сотрудничество в передачах Гостелерадио и телевидения на Советский Союз и участие в зарубежных программах. Издательский отдел проявил инициативу по созданию объединения воинов-инвалидов, возвращенных из Афганистана, с целью их физической и психологической реабилитации. Как один из первых шагов в направлении душепопечительной работы сотрудники Издательского отдела навещают больных в больнице 15 г. Москвы. Летом 1989 года впервые сотрудник отдела в священном сане посетил заключенных в Бутырской тюрьме. Группа сотрудников отдела ведет постоянную работу в области милосердия. Работа в направлении благотворительности и милосердия становится регулярной не только для сотрудников Издательского отдела, но и через них в кругах церковной общественности. Сотрудниками Издательского отдела в священном сане в период 1988–1989 годов проведен опыт регулярных катехизических бесед в приходе храма Воскресения словущего на Успенском Вражке и начаты регулярные катехизические занятия с детьми по субботам и воскресеньям. Приведу несколько цифр. В 1988 году на помощь пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф перечислено 70 тыс. руб., на восстановление переданных Русской Православной Церкви храмов и монастырей – 500 тыс. руб. Более 80 тыс. руб. Издательский отдел передал на строительство храма-памятника 1000-летия Крещения Руси. Значительные суммы выделялись различным советским фондам, синодальным отделам Московской Патриархии и Духовным школам. Только за 1988 год общая сумма наших пожертвований составила 1 754 000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Просфорник отец Довмонт – 60 рублей в то время – серьезные деньги… – Да. И когда я ее покупал, продавщица в магазине в Калинине говорит: «Эх, а мы, бывало, ее возьмем, полистаем. Божественная книга-то, а ты теперь у нас ее забираешь». А потом мне уже отец Александр подарил мой первый молитвослов. Скончалась одна монахиня, после нее осталась эта книга, и он подарил мне ее: очень хороший молитвослов издания Киево-Печерской Лавры. Здесь все полностью и каноны, и полуночница, и часослов, и месяцеслов. Причем очень интересные гравюры. Киево-Печерские издания всегда очень хорошо оформлялись. Месть «товарищей» Написал заявление о выходе из комсомола, так как я христианин. И что тут началось! – Хорошее получилось у вас студенческое время, несмотря на общую разруху! – Очень хорошее! Тогда, правда, мне в училище досталось «на орехи». Из-за прямоты своей. Точнее, думаю, из-за логичности поведения: я же приехал из колхоза и написал заявление об исключении меня из комсомола. Ведь я был в комсомоле. – Несмотря на то, что был 1987 год, когда СССР доживал последние дни? – Ну и что – 1987 год? Целых четыре года еще оставалось. Тогда никто и не думал, что Советского Союза не будет, никто и не знал. Это было еще до 1000-летия Крещения Руси. Год-то был такой… В общем, я написал заявление, что так как я являюсь членом Православной Церкви, то дальнейшее пребывание в рядах Ленинского Союза молодежи считаю нецелесообразным. Отдал заявление нашему комсоргу – товарищ Гурина такая у нас была, преподавала акварель и живопись на первом курсе. Ну и все, тут и начались мои мытарства. Она сказала мне: «Если бы ты не писал ничего, мы бы закрыли глаза, и ты бы ходил куда хочешь, а раз ты написал, теперь будут разбираться». Это все дошло до обкома партии, с обкома партии им дали по шапке, так как художественное училище считалось идеологическим заведением. И мне потом они довольно жестоко отомстили. Но Господь совершил чудо, защитил. Клевета – Каким образом отомстили эти идеологические структуры? – А вот как. Параллельно со мной учился один молодой человек – Леша Редькин, у него была любовь с девушкой – Наташа Рогожина ее звали, – и она его бросила. Это первая его любовь была, в 17 лет. А он был сыном заведующего областной больницей. Единственный сын врача. По тем временам завбольницей – пост значимый. И вот Леша покончил жизнь самоубийством: повесился. Но я никак не думал, что это каким–то образом может меня коснуться. Он просто пропал сначала, исчез.

http://pravoslavie.ru/116601.html

Недаром в особенно торжественные дни в храмах наших громогласно поется: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся (не нам покоряйтесь. а Богу) яко с нами Бог». Прот. Александр Киселев Девятый съезд православной русской общественности 179 С 30 августа по 2 сентября текущего года в имении «Отрада» под Нью-Йорком проходил девятый съезд православной русской общественности. За последние девять лет такие съезды стали уже традиционными. Они посвящены подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. С приближением этой даты естественно увеличивается интенсивность и насыщенность работы съездов. Появляется опыт в их проведении. Девятый съезд был приурочен к 800-летнему юбилею «Слова о полку Игореве». Общей темой стал «Надвременный смысл «Слова о полку Игореве». 11851985». В связи с этим одним из центральных вопросов, обсуждавшихся на съезде, стал вопрос о сущности православной культуры. Все затронутые проблемы рассматривались именно под этим углом зрения. Православная культура – понятие сложное, глубокое и многозначное. Чисто религиозные аспекты органически сливаются в нем с проблемами исторического, философского и художественного плана. Можно сказать, что определению понятия «православная культура», а также рассмотрению условий ее возникновения и развития на русской почве и была в основном посвящена работа съезда. Девятый съезд, как и предыдущие, был открыт молебном. Историческому фону «Слова» был посвящен первый доклад. Его прочитал В. К. Завалишин, заменивший профессора С.А. Зеньковского , который по состоянию здоровья не мог приехать на съезд. В мелком историческом эпизоде (поход князя Игоря Новгород-Северского на половцев) выразилось и закрепилось в художественном произведении огромного масштаба бытие и нравственное сознание древнерусского человека. Автор «Слова», по мысли докладчика, уже не только обладает значительной исторической перспективой, но является носителем ярко выраженной этнической нормы. Эта норма дает ему возможность здраво оценивать и как бы судить своих современников, давая многим из них развернутую нравственно-психологическую характеристику. Изучение исторических условий, использованных автором «Слова» дает нам возможность как бы воочию увидеть древнерусского человека в процессе борьбы за свое историческое бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сразу сели на самолет, и в тот же день были в Риге. На что, конечно, не рассчитывали. Однажды при жизни батюшки я был у него в храме на Пасху. Прихожан мало, большинство приезжих паломников. Зато около храма большое количество хулиганов по кустам сидело. А в другой раз приезжал в начале 80-х, до 1000-летия Крещения Руси. В обществе еще не произошло существенных изменений, но никаких хулиганов уже не было в помине, будто все неожиданно выросли, не было уже ни беспорядков, ни шума. Народу гораздо больше, много местных. Тогда священником служил пожилой отец Виктор, контуженный, у него матушка монахиней стала. Оба они уже умерли. Я так понял, что при жизни отца Амвросия ему надо было понести это поругание. Притом, что его ценили и приезжали к нему, случалось и безобразие. Старца везут на тележке, местные смеются, пальцем показывают. Это больно было все видеть, слышать. После же его смерти там такое благолепие установилось, столько народу пришло, столько причастников. Конечно, и приезжие, но не так много, как при жизни отца Амвросия. Тогда были преимущественно приезжие, хотя местные тоже, но как-то не отличались благочестием. А вот после его смерти – совсем иная картина. И это за такой короткий промежуток времени, что никак не могло естественным путем произойти. Какое-то беснование творилось вокруг, и – вдруг совершенно прекратилось без всякого человеческого участия. По словам батюшкиных чад (схимонахини Софии, инокини Веры и других), его любимой песней была «Житейское море», не раз он пел ее вместе с ними.   Житейское море Играет волнами: То радость, то горе Всегда перед нами. Никто не узнает, Никто не ручится, Что завтра с ним станет, Что может случиться. Сегодня ты весел И жизнью доволен, Раздолья круг тесен, А завтра ты болен. И может быть, завтра Сырая могила Возьмет безвозвратно Кипучие силы. Хоть счастье пригрело, Но ты не гордися, Нельзя сказать смело: Ешь, пей, веселися. Богат ты сегодня, Пируешь роскошно, Но волю Господню Узнать невозможно. И может быть, завтра Больной и с сумою Пойдешь ты скитаться С горючей слезою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

28 июня - 3 июля 1995 года состоялся первый официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Швейцарию, осуществленный по приглашению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и приуроченный к 50-летию ООН. В рамках этого визита я имел общение с прихожанами русских православных общин города Женевы, одна из которых находится в юрисдикции Русской Православной Церкви, а другая - в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Тогда же я посетил штаб-квартиры Всемирного Совета Церквей и встретился с руководством других международных христианских организаций. В период с 8 по 10 июля того же года я пребывал в Тверской епархии в связи с перенесением мощей преподобного Нила Столобенского из Вознесенского храма города Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер. Свидетельством духовного единства народов России и Белоруссии, крещенных в общей купели Православия, стал Первосвятительский визит в Белорусский Экзархат, состоявшийся 22-26 июля 1995 года и приуроченный к 50-летию Победы братских народов в Великой Отечественной войне. Программа визита включала посещение Минской, Новогрудской, Гродненской и Брестской епархий, ознакомление с церковной жизнью, встречи с Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, представителями органов государственной власти, общественностью. Безграничное кубанское радушие и сердечная широта казаков сопутствовали мне во время посещения Краснодарской епархии с 11 по 15 августа 1995 года. 9-10 сентября того же года я совершил поездку по Владимирской епархии, ставшую уже четвертым посещением Владимирской земли. Во время визита, связанного с празднованием владимирцами 1000-летия основания своего города, я принял участие в юбилейных торжествах, имел встречу с епархиальным духовенством. В ходе этой встречи, в частности, поднимался вопрос о необходимости уврачевания раскола, порожденного на Владимирской земле неканоническими действиями так называемого Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Кроме того, на встрече с общественностью города Суздаля обсуждались проблемы взаимоотношения Церкви и музейных работников, достижения ими согласия в решении общей задачи - сохранения русских национальных святынь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Образована постановлением Священного Синода 11 апреля 1989 года согласно решению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 г. . Её деятельности предшествовала работа историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Комиссия является координирующим научно-исследовательским органом, занимающимся подготовкой материалов к канонизации подвижников веры и представлением их Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Комиссия привлекает к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви. Большое внимание уделяется научной деятельности: были выработаны критерии канонизации подвижников веры, определены подходы к канонизации новомучеников и исповедников Российских в связи с церковными разделениями XX в. Члены Комиссии находятся в постоянном контакте с церковными и государственными архивами, хранящими документы Церкви. Основным результатом деятельности Комиссии явилась подготовка канонизации «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века» на Архиерейском Соборе 2000 г. (были прославлены поименно 1097 человек). 12 марта 2013 года, при изменении состава комиссии, в неё были введены председатели канонизационных комиссий Украинской , Белорусской и Молдавской Церквей, а также Казахстанского митрополичьего оруга . Статистика Председатели Члены комиссии Использованные материалы Редакция текста от: 06.12.2023 18:38:24 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/23366.html

Одним из первых государственных актов Императрицы Анны Иоанновны после ее коронации в 1730-м году был указ о перелитии осколков Григорьевского Царя-Колокола в новый колокол с добавкой 2000 пудов, доведя вес нового Царя-Колокола до 12000 пудов. Труд этот был поручен мастеру Ивану Моторину. После пяти лет подготовительных работ и первой неудачной попытки отлить колокол в 1734-м году, Иван Моторин умер и завершить этот труд выпало его сыну Михаилу. Михаил прекрасно справился с организацией работ для второй попытки, и в 1735-м году с первого раза отлил колокол. Интересно отметить то, что сама отливка двухсоттонного исполина заняла 36 минут, т. е. металл тек в жерло формы со скоростью почти шесть тонн в минуту. Такое достижение трудно превзойти даже в наши дни. Последний Царь-Колокол остался непревзойденным шедевром русского колокололитейного искусства не только по размерам, но и по красоте исполнения художественного литья. Но и он пал жертвой. Во время большого пожара загорелись леса над колоколом, еще находившимся в литейной яме. Горящие доски и бревна обрушились в яму и тушители пожара стали лить воду прямо на раскалившийся колокол, чтобы его спасти. Результат оказался прямо противоположный: раскаленный металл от быстрого охлаждения растрескался, и большой кусок колокола отвалился. После ста лет лежания в яме колокол был с большими трудностями из нее поднят и поставлен на постамент как памятник, поражающий всех и размерами, и красотой. Но можно предполагать, что даже останься он неповрежденным, Царь-Колокол был бы жертвой своего собственного веса: его не только почти невозможно было подвесить, но в него почти невозможно было бы и звонить. Если звук его предшественника, по свидетельству очевидцев, был подобен грому и вызывал вибрации грунта, подобные землетрясению, то последний Царь-Колокол, возможно, сотрясал бы окружающие его здания вплоть до разрушения. По современным подсчетам звук последнего Царя-Колокола был бы где-то на октаву ниже самой низкой ноты на рояле, т. е. это был бы уже не столько музыкальный тон, а какое-то урчание, может быть и красивое» (Юбилейный сборник в память 1000-летия Крещения Руси. 988–1988. Джорданвилль. 1988. С. 534–536).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но не только святое крещение принимает князь Владимир от посланников Константинополя и духовенства Корсуни. Как мы помним из летописей, в поисках силы, красоты, истины киевский князь еще прежде анализировал и оценивал различные духовные традиции и сформировавшиеся на их основе культуры. Для своего народа, для укрепляющейся Руси он выбирает высокие идеалы византийской государственности и книжности. В ту историческую эпоху не было более развитой культуры и государства, чем в Византии. Стремление уподобиться этой образованнейшей христианской стране на века вперед определило путь развития и нашего Отечества. Таким образом, религиозный выбор русского правителя был еще и выбором христианского уклада, общественной жизни, стиля культуры и образа мышления, выбором некоего цивилизационного кода, отличающегося тем, что на основе христианских ценностей создалось такое общественное устройство и сформировались такие общественные отношения, которые в равной степени открыли возможности для человека любой религии и любых взглядов жить вместе с большинством народа, не чувствуя своей ущербности и не подвергаясь дискриминации. Замечательно, что эти принципы, которые, конечно, как в семени, были заложены во времена князя Владимира, и сегодня процветают, давая возможность существования и мирного развития нашей страны. Таким образом, благодаря принесенному на Русскую землю христианскому учению, а также эстетике, появились шедевры, такие как творения Рублева, Дионисия, уникальные ансамбли русских монастырей и кремлей, лиризм русской православной молитвы и церковных песнопений. Церковный же пласт культуры в свою очередь стал основой для культуры светской, подарившей миру плоды трудов Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, Рахманинова и многих-многих других, которых перечислить невозможно. Православные идеалы верности, доблести, жертвенности, любви к Родине и Церкви, укрепляли наших славных предков на протяжении тысячелетия в их стоянии за родную землю в многочисленных войнах и потрясениях.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010