889. Поместный Собор РПЦ. 1990, июнь. Послание.//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 48–53. 890. Священный Синод РПЦ. Заявление в связи со складывающейся ситуацией в отношениях с Католической Церковью //ХЧ. 1991. 1. С. 5–9. 891. Священный Синод РПЦ. 1990, апр. Заявление...//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 40–48. 892. Цыпин В. , прот. Львовский собор 1946 г. и его последствия//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 261–267. Межправославные и межцерковные отношения См. также: Вселенское Православие и Поместные Православные Церкви 573–649). 893. Его Блаженство патриарх Московский и всея Руси кир Алексий в Патриархии [Константинопольской]//ВРЗЕПЭ. 1960. 36. С. 35–40. 894. Религиозная конференция мира: [ТСЛ, 8–12 мая 1952 г.]//ВРЗЕПЭ. 1952. 12. С. 24. Празднование Тысячелетия Крещения Руси (1988 г.) 895. Владимир (Сабодан), митр. Киевский и Галицкий. [Обращение экзарха по поводу празднования 1000-летия Крещения Руси]/Владимир, митр. Ростовский и Новочеркасский//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 81. 896. Денисенко М. А. Тысячелетие Крещения Руси: [Вступ. слово на Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]/Филарет (Денисенко), митр. Киевский и Галицкий//БТ. 1987. Сб. 28. С. 8–16. 897. Депманн Х. Д. Духовные импульсы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 329–335. 898. Коммюнике [Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]//БТ. 1987. Сб. 28. С. 26–32. 899. Пимен (Извеков), патр. Московский и всея Руси. Приветственное послание [Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]//БТ. 1987. Сб. 28. С 7. 900. Питирим (Нечаев) , митр. Волоколамский и Юрьевский. Приветственное слово [Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]/Архиеп. Питирим//БТ. 1987. Сб. 28. С. 17–20. 901. Священный Синод Русской Православной Церкви. Постановление от 23 декабря 1980 г.: О предстоящей 1000летней годовщине в 1988 г. Крещения Руси//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 209–211.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На это ушли годы, не всё было так просто и быстро. Но, в конце концов, ровно 30 лет назад было принято решение, которое в то время не только потрясло людей верующих, церковных, но и произвело движение умов в обществе нашем, потому что стало ясно: если государство возвращает Церкви монастырь, то что-то меняется в политике государства в отношении Церкви. Затем начались большие работы по воссозданию монастыря, с тем чтобы в течение пяти лет, к 1988 году, к празднованию 1000-летия Крещения Руси, отреставрировать обитель настолько, чтобы здесь можно было провести главные торжества. Я не буду останавливаться на этом периоде времени, потому что здесь у нас два владыки — владыка Пантелеимон, который был вторым наместником Данилова монастыря, и владыка Тихон, третий наместник. Именно в их бытность наместниками совершалась сложная работа по подготовке к 1000-летию Крещения Руси. Я вспоминаю само это торжественное событие. День был пасмурный, но не дождливый, дул сильный ветер, а службу мы решили провести на площади в Даниловом монастыре при участии Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Уже совсем слабый Святейший Патриарх Пимен, у которого не было даже сил взойти на подиум, сидел в кресле в дверях дома наместника и там совершал молитву, оттуда произносил возгласы. Вот при таких внешне неблагоприятных погодных условиях совершалась эта самая главная торжественная Литургия в честь 1000-летия Крещения Руси. Кто-то сетовал, что не повезло, мол, с погодой. Но более мудрые люди говорили: «Погода отражает наши подлинные настроения, состояние нашей души, состояние нашей Церкви, скорбь, которую Церковь несла в течение долгих десятилетий гонений». И это было действительно так. Ветер был сильный, но не настолько, чтобы разогнать собрание, и это тоже было добрым знаком. Наконец, торжественная Литургия была отслужена, и весь народ на площади причащался Святых Христовых Таин. Для всех нас, кто участвовал в Божественной литургии в честь 1000-летия Крещения Руси, это было особым событием, связанным и с открытием Даниловского монастыря. Все было приведено в порядок и отреставрировано, было построено здание Патриаршей и Синодальной резиденции, и конечно, сердца наши наполнялись надеждой. Мы чувствовали, что надвигаются перемены, они уже были как бы в воздухе, и, хотя у Церкви еще не было полной свободы, но в период с 1988-го по 1991 год было сделано очень многое. Открывались монастыри и приходы, начали открываться семинарии, ранее закрытые, — всё это действительно свидетельствовало о приближении другого времени.

http://patriarchia.ru/db/text/3326825.ht...

Святитель Макарий изображён на памятнике у печатного станка, с другой стороны у печатного станка изображён князь Константин Острожский, издатель первой печатной Библии. «Вся композиция “У станка” похожа на сценку Но устаревшее определение сцены — явление. Это явление в группе “У станка” называется книгопечатанием » 7 . По благословению святителя Макария на Руси было положено начало церковного книгопечатания. За князем К. Острожским “с посохом в левой руке стоит святой Гурий первый архиепископ Казанский, основатель христианской епархии в мусульманской Казани. В углублении за Гурием видна голова Тверского архиепископа Варсанофия” 8 . Святитель Макарий за время своего митрополитства рукоположил двадцать одного иерарха и среди них — канонизованный Русской Церковью архиепископ Гурий (†1563; пам. 5 дек.) 9 . Перед святителем Макарием в сидячей позе помещён преподобный Максим Грек (†1555; пам. 21 янв.). Таким образом, Первосвятитель изображён на памятнике в окружении своих святых современников 10 . В описаниях памятника 1000-летия России традиционно подчеркиваются заслуги святителя Макария в области просвещения: собирание Великих Четьих Миней и начало церковного книгопечатания в Московской Руси. О главном детище Первосвятителя как книжника можно сказать следующее: “Сохраняя на своих страницах литературу предшествующего времени, Великие Макарьевские Четьи-Минеи влияли на другие сборники: они использовались, публиковались и изучались в последующее время, вплоть до наших дней, тем самым свидетельствуя и отражая тысячелетнюю традицию русской духовной письменности” 11 . Изображённый на памятнике 1000-летия Руси, святитель Макарий достойно вошёл в русскую историю и был канонизован на Соборе в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Образ святителя Макария на памятнике в Новгороде заложил основы его прославления как просветителя. Учреждённый в Русской Церкви в наши дни орден святителя Макария вручается за заслуги в области просвещения. “Мысль каждого памятника говорит о прошлом, прожитом и замечательном, чтобы побудить к похвальным подвигам на пользу общества каждого его члена” 12 .

http://pravmir.ru/zametki-po-ikonografii...

Наивысшего расцвета его проповедничество достигло тогда, когда он становится Одесским архиереем. А 15 июля 1888 года, во время празднования 900-летия крещения Руси архиеп. Никанор участвовал в торжествах непосредственно в Севастополе. И даже само поучение, которое было им сказано во время празднования, имеет в подзаголовке указание на то, что произнесено оно было «в Херсонесском храме святого Владимира, над самою купелью его крещения». Отвлечемся в сторону от архиеп. Никанора для того, чтобы сказать несколько слов о самом этом событии празднования 900-летия крещения Руси. Как отмечают исследователи: «Мысль о праздновании 900-летия крещения русского народа принадлежала митрополиту киевскому Платону, представившему Святейшему синоду свой проект празднества ещё в 1886 году. . Идея митрополита Платона с 1886 года активно поддерживалась Киевской городской думой и особенно – Санкт-Петербургским благотворительным обществом, возглавляемым министром внутренних дел начала царствования Александра III Николаем Павловичем Игнатьевым. Это общество добилось, чтобы празднование было не только киевским, но и всероссийским. Ещё более границы праздника расширил обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев . Он заявил, что 900-летие Крещения Руси является настолько выдающимся юбилеем, что его следует признать событием не только для православной Руси, но и для всего православного мира, а заодно указать и на то, что “празднество совершалось в пору спокойного течения нашей общественной и политической жизни среди трудов над развитием экономических, общественных и государственных сил страны под охраной единой правящей высочайшей воли, в соответствии с настроением времени”». Киевский же митрополит Платон, благодетель архиепископа Никанора, говорил о том, что 900-летие празднования крещения Руси должно быть предварением 1000-летия. Потому, как сказал старец, «это будет приготовлением к тысячелетию, как повечерие перед литургией». Вернемся же теперь к поучению архиеп. Никанора, которое он произносил в Севастополе на празднествах. Основная идея всего поучения выражена словами архиерея-философа: «Русский народ в Новом Завете есть новый Израиль», – то есть Богоизбранный народ, цель которого – быть примером в вере для остальных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«Считаю благословением Духа Святого и особой честью то, что могу сегодня быть здесь и принести самые искренние братские приветствия от Патриарха Сербского Вашему Святейшеству, и не только от него лично, но и от нашего Синода и всей полноты Сербской Православной Церкви, а также поздравления по прекрасному поводу, каким является торжество 1030-летия Крещения Руси», — сказал епископ Бачский Ириней, глава делегации Сербской Православной Церкви. «Вы, Ваше Святейшество, обратили внимание на то, что русский народ, русское государство в результате чудесного возрождения в купели Днепра создало цивилизацию от Балтики до Тихого океана, от севера до юга, — продолжил сербский иерарх. — Как свидетельствует история, святой князь Владимир заявил, что до крещения был зверем, а после крещения стал человеком. Он стал не просто человеком, а равноапостольным угодником Божиим, просветителем своего народа». Владыка Ириней засвидетельствовал, что Сербская Церковь и сербский народ всегда будут благодарны русскому народу и Русской Православной Церкви за неизменную поддержку, особенно же в тяжелейших обстоятельствах, в которых оказались сербы в конце XX века. Он также с благодарностью упомянул помощь со стороны Московского Патриархата и российского государства в строительстве храма святого Саввы в Белграде. «Сербская Православная Церковь — одна из небольших Церквей, но мы пытаемся и будем пытаться ответить с благодарностью и братской любовью на то, что вы делаете для нас, и оказать поддержку в ваших испытаниях. Так было раньше, когда наши предки дали приют и новый дом тем, кто был вынужден покинуть навсегда свою Родину после октябрьского переворота, так есть и сейчас, вплоть до этого кризиса на Украине. Вы всегда можете рассчитывать на наше участие в его преодолении», — сказал епископ Бачский Ириней. Представляющий на торжествах Кипрскую Православную Церковь митрополит Пафский Георгий, передавший братские благопожелания от Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома, упомянул о том, что имел радость и благословение от Бога принимать участие как в праздновании 1000-летия Крещения Руси, так и в торжествах в честь его 1025-й годовщины, а теперь прибыл в Москву по случаю 1030-летия этого великого события, которое изменило ход истории не только России, но и всего мира.

http://patriarchia.ru/db/text/5244168.ht...

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. — митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке ). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

В 1988 году был увеличен прием абитуриентов в семинарии. В Смоленске в том же году открылось первое межепархиальное духовное училище. Вслед за ним духовные училища были открыты в Кишиневе, Чернигове, Ставрополе, Минске, Новосибирске. В 1989 году открылись новые семинарии: Киевская, Тобольская и Минская. В некоторых приходах начались внебогослужебные катехизические занятия с верующими: появились первые воскресные школы. Церковные деятели получили наконец широкий доступ к средствам массовой информации – в печать, на радио и телевидение: они стали участвовать в общественном диалоге по проблемам, волнующим людей: о нравственном состоянии общества и путях его оздоровления, о культурном наследии, по национальному вопросу, о проблемах сохранения мира. Архипастыри и пастыри встречаются с общественностью в клубах, домах культуры, их приглашают в институты и школы. Важнейшим событием 1988 года явилось празднование 1000-летия Крещения Руси. Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения Христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В предъюбилейное время было проведено три международных научно-богословских конференции: в Киеве (июль 1986 года), Москве (май 1987 года) и Ленинграде (февраль 1988 года), в которых участвовали русские и зарубежные богословы, церковные историки, канонисты, светские ученые: историки, философы, филологи, искусствоведы. С 28 по 31 марта 1988 года в Московском Новодевичьем монастыре заседало Предсоборное Архиерейское Совещание. На нем были рассмотрены программа юбилейного Поместного Собора и проекты его документов. Особое внимание привлек проект Устава об управлении Русской Православной Церкви, архипастыри внесли в него ряд поправок. На Архиерейском Совещании были приняты имена подвижников благочестия для канонизации на Поместном Соборе. Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня. На празднование 1000-летия Крещения Руси в Москву съехались члены Поместного Собора и 517 почетных гостей, среди которых были Патриархи Антиохийский Игнатий IV, Иерусалимский Диодор I, Грузинский Илия II, Болгарский Максим, главы Кипрской Церкви – архиепископ Хризостом, Польской - митрополит Василий, Чехословацкой - митрополит Дорофей, Православной Церкви в Америке - митрополит Феодосии, и высокие инославные гости - кардиналы Агостино Казароли, Йозеф Глемп, архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси, генеральный секретарь Высшего Церковного Совета Эмиль Кастро, Патриарх и Католикос всех армян Вазген I; митрополит Делийский Павел Map Григорий, глава Коптской церкви Патриарх Александрийский Шенуде III. В торжествах участвовали главы и представители нехристианских религиозных общин, общественные и политические деятели со всего мира. 5 июня, в Неделю всех святых, Божественной литургией в Московском Богоявленском Соборе открылись юбилейные торжества.

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Во вступительном слове митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: «Почитание святого князя Владимира, родоначальника Святой Руси, имеет чрезвычайно важное значение для народов России, Украины и Белоруссии в плане сохранения нашей национальной идентичности, основанной на ценностях православной христианской традиции. Оно важно и для укрепления единства нашей восточнославянской цивилизации, сохранения целостности духовного и культурного пространства, сложившегося за 1025 лет, прошедших после Крещения Руси». Владыка напомнил, что в июле прошлого года Святейший Патриарх и Священный Синод в связи с 1025-летием Крещения Руси обратились к чадам Русской Православной Церкви с посланием, в котором, в частности, говорится: «Святая Русь жива до тех пор, пока она верна выбору, сделанному равноапостольным князем Владимиром, пока сохраняет свое духовное единство, пока помнит и молитвенно чтит наших общих святых». «Предстоящее празднование 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира должно стать чередой ярких событий на всей канонической территории нашей Церкви и за ее пределами — везде, где живут ныне наследники святого князя, — уверен митрополит Иларион. — Важно, чтобы празднование затронуло не только столицы, но и регионы. Нужно поддержать общественные инициативы празднования, чтобы праздник стал действительно всенародным». Он обратил внимание участников заседания на то, что разработка общей церковной программы празднований требует согласованной работы различных церковных учреждений, а также тесного взаимодействия с Украинской Православной Церковью и Белорусским экзархатом. Председатель Оргкомитета особо остановился на международном аспекте готовящихся общецерковных торжеств. «Святейший Патриарх Кирилл еще в 2011 году обратился к Президентам России, Украины и Белоруссии с предложением провести в Российской Федерации, Украине и Белоруссии ряда масштабных церковно-государственных и церковно-общественных мероприятий, приуроченных к 1000-летию со дня преставления святого князя Владимира», — рассказал владыка Иларион.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/12/so...

При этом представитель Русской православной церкви не стал прогнозировать, можно ли ожидать столь же массового паломничества к Андреевскому кресту, как во время приноса в Россию в 2011 году пояса Богородицы, которому тогда поклонились более 3,5 миллиона человек. " По поводу того, какое будет паломничество – я не буду выступать в роли пророка, ибо это дело неблагодарное " , – сказал собеседник агентства. Ранее патриарх Кирилл, говоря о значимости принесения креста в РФ в год 1025-летия Крещения Руси, отметил, что апостол Андрей издавна считался и считается покровителем Российского государства, поскольку " был тем апостолом, который направился на север по реке Днепр и по преданию достиг Киевских гор " . Три центра восточного православия Говоря об особенностях празднования 1025-летия Крещения Руси, протоиерей Максим Козлов отметил значимость того факта, что торжественные мероприятия с участием глав и представителей всех Поместных православных церквей пройдут в трех столицах – Москве, Киеве и Минске. В этом году в связи с круглой датой организаторы заявили о совместном праздновании в России, Украине и Белоруссии – " от Камчатки до Ужгорода и далее " . " Само по себе это объединение трех центров русского мира и исторических центров восточного православия, находящихся под омофором Русской православной церкви, видится очень и очень важным. И то, что с этим у нас будут соединены самые разные мероприятия – от народного фестиваля, который планируется 24 июля в Москве, до тех экспозиций о " двух Крещениях Руси " , которые предполагается разместить в московском метро... Все это говорит о том, какой путь прошли наши страны, наша страна за эти 25 лет " , – сказал Козлов. По его словам, в 1988 году праздник 1000-летия Крещения Руси " фактически проходил как праздник церковно-религиозный " , и, хотя и положил начало духовному возрождению, однако " государством отмечался вполне изолированно " . " Сегодня мы видим торжественные мероприятия, которые призваны именно стирать последние грани, которые, может быть, еще существуют у кого-то в сознании, между общественной и церковной жизнью " , – отметил священник.

http://religare.ru/2_101799.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010