Европе (с древнейших времен до 1000 г.): Тексты, пер., коммент. М., 1993. С. 117-219 [Сага об Олаве Трюгвасоне]; Сотникова М. П. Древнейшие рус. монеты X-XI вв.: Кат. и исслед. М., 1995. С. 19-96. 1-176; Точный рассказ о том, как был крещен народ россов/Пер. Л. И. Щеголевой//Древнерус. лит-ра: Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996. С. 237-242). Лит.: Соловьев. История. Т. 1; Малышевский И. И. Когда и где впервые установлено празднование памяти св. Владимира 15 июля?//ТКДА. 1882. 1. С. 45-69; Владимирский сб.: В память 900-летия Крещения Руси. К., 1888; Голубинский. История канонизации. С. 63-63; он же. История РЦ. Т. 1/1-2; Завитневич В. З. Владимир Святой как полит. деятель. К., 1888; Соболевский А. И. В каком году крестился св. Владимир?//ЖМНП. 1888. Июнь. Ч. 2. С. 396-403; Матченко И. П. Св. равноап. кн. Владимир - просветитель Руси: 900-летие Крещения Руси//Странник. 1888-1889 (отд. изд.: СПб., 1889); Левитский Н. Важнейшие источники для определения времен Крещения Владимира и Руси и их данные: (По поводу мнения проф. Соболевского)//ХЧ. 1890. Т. 1. 3/4. С. 370-421; 5/6. С. 687-740; Т. 2. 7/8. С. 147-174; 9/10. С. 318-368; Никольский Н. К. К вопросу об источниках летописного сказания о св. Владимире//ХЧ. 1902. Июль. С. 89-106; Шахматов А. А. Один из источников летописного сказания о Крещении Владимира//Сб. ст. по славяноведению, посвящ. проф. М. С. Дринову. Х., 1905. С. 63-74; он же. Корсунская легенда о Крещении Владимира//Сб. ст., посвящ. проф. В. И. Ламанскому по случаю 50-летия его ученой деятельности. СПб., 1906. Т. 2. С. 1029-1153 (отд. отт.: СПб., 1906); он же. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908 (особенно С. 13-28, 133-161); он же. «Повесть временных лет» и ее источники//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 122-149; Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI-X вв. Прил. 4: К вопросу о месте Крещения кн. Владимира. М., 1908. С. 125-137. (Памятники христ. Херсонеса; Вып. 3); Бертье-Делагард А. Л. Как Владимир осаждал Корсунь//ИОРЯС. 1909. Т. 14.

http://pravenc.ru/text/159104.html

В то же время в Киеве, напротив, наблюдается не просто оживление, а очень активная и продуманная работа, хотя на первый взгляд и не производящая серьезного впечатления. Если пару лет назад в моде был украинский ультранационализм под соусом евроцентризма, то сегодня провал идей Майдана очевиден как никогда. Национализм, питавший украинскую идентичность на протяжении 20 упущенных Россией лет, исчерпал себя полностью. Как ранее в самой России исчерпали себя всевозможные истинно сепаратистские, направленные на окончательный развал бывшей Российской империи проекты «Великой Якутии», «Великой Сибири», «Ингерманландии» и прочие. На Украине уже даже после промывания мозгов все труднее верить в то, что древние укры выкопали Черное море, и тому подобную чушь. В этот момент западные политтехнологи, управляющие процессами распада на постсоветском пространстве, придумывают и внедряют гениальную в своей простоте идею, невероятно удачную и опасную. Впервые она была четко высказана после празднования 1000-летия преставления святого князя Владимира и 1027-летия Крещения Руси. Киев решил присвоить себе всю ту часть истории государства Российского, которая относится к Древней Руси. То есть Древняя Русь – это как бы не про Россию, поскольку великокняжеский престол находился в Киеве. Святослав, Ольга, Олег, Владимир, Ярослав и «далее везде» – не русские князья, а…украинские. Первый пробный шар был брошен на самом государственном празднике, который назвали Днем Крещения Киевской Руси – Украины. Петр Порошенко смазал впечатление невнятной речью, мысль которой постоянно уплывала: «Наше государство со времени принятия христианства стало полноправным членом всей христианской Европы, а не только ее восточной части. И сегодня мы вновь возвращаемся к Европе, словно к родному дому. Борьба против российской агрессии – это битва за Украину, и в то же время это война на востоке континента за саму Европу, за ее фундаментальные ценности, за волю, демократию, свободу». Но уже даже детям понятно, что потомков протоукров в Европе никто не ждет, да и не ждал никогда. Да и в России уже тоже.

http://ruskline.ru/opp/2015/avgust/32/no...

Если взять весь период времени в 1025 лет, то о каждом из этапов этого исторического пути можно многое сказать. Но все-таки нам нужно выбрать некий приоритет. Можно, конечно, говорить и обо всем пути, но такое послание не будет иметь яркого фокуса. Поэтому мне кажется, что мы должны сконцентрироваться, в первую очередь, на 25 годах возрождения нашей Церкви и веры. Эти 25 лет, которые начались с 1000-летия Крещения Руси, были ознаменованы радикальными переменами в жизни наших народов и в жизни Церкви, и вообще принципиальными изменениями в отношении к значению христианских ценностей для наших народов. Действительно, за нашими плечами — четверть века возрождения церковной жизни. Большинство из тех, кто здесь присутствует, были участниками тех событий или, по крайней мере, помнят, что произошло 25 лет назад, но уже для многих в нашем обществе 80-е и 90-е годы прошлого века — это история, известная только из книг, лекций, рассказов, фильмов и телепередач. Полагаю, что нам нужно зафиксировать годы церковного возрождения в исторической памяти людей. Хочу сказать, что эти 25 лет, с точки зрения возрождения церковной жизни, — феномен, которому нет равных в мировой истории. Никогда и нигде, ни в одной точке земного шара, за такой короткий промежуток времени не было построено столько храмов, создано столько христианских общин. Никогда не было такого мощного прорыва в церковной и шире, в религиозной жизни, как это произошло на пространствах исторической Руси. Нам нужно помочь людям понять, почему все это стало возможным, какая сила подвигла наши народы к столь грандиозным свершениям. Это уникальный, ярчайший феномен в истории человечества. Нам есть чем гордиться, и нам нужно ясно сказать, почему это стало возможным, что явилось движущей силой. Ответ на этот вопрос поможет нам многое прояснить для самих себя, определить горизонты нашего духовного, культурного, а вместе с ними — экономического, политического и социального развития наших народов. Иногда говорят: нужно развить какую-то часть экономического пространства, чтобы она стала локомотивом развития всей экономики.

http://patriarchia.ru/db/text/2873862.ht...

Сочетая высокое призвание духовного наставника и ученого историка, Вы взращивали не только умы, но и души Ваших подопечных, являя яркий пример непоколебимой верности Православию, пример любви и послушания Русской Православной Церкви. Великое множество студентов писало под Вашим научным руководством курсовые и дипломные работы по русской церковной истории. В картотеку академической библиотеки занесено более ста таких сочинений, - значительно больше, нежели по иным дисциплинам. Такой интерес студентов к церковной истории, несомненно, связан с вашим ревностным отношением к чтению лекций, к ведению семинаров, - отношением, вызывающим невольное уважение и прививающим глубокий интерес подлинный вкус к историческим исследованиям. Пробуждая у учащих интерес к самостоятельным изысканиям, Вы и сами неустанно работали в библиотеках и архивах. Результатом Вашей научной деятельности стало множество научных статей, опубликованных в церковной печати. В их числе нельзя не отметить выдающиеся церковно-исторические сочинения, на основе которых были составлены Ваши доклады на посвященной 1000-летию Крещения Руси Международной церковно-исторической конференции в Киеве в 1986 г. и Международной научной конференции " Богословие и духовность " в Москве в 1987 г. Одна из этих работ представляет безукоризненную по своей обоснованности и доказательности историческую концепцию образования Русской Православной Церкви. Другая - выверенный, строго объективный взгляд на причины и сущность старообрядческого раскола в Русской Церкви в XVII в. Эти работы значительно обогатили международный фонд трудов по славистике и имеют непреходящую научную ценность. Мы знаем, что в Ваших архивах еще множество трудов, которые, надеемся, также увидят свет. Вы внесли существенный вклад в работу Юбилейной комиссии по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси, Комиссии по вопросам христианского единства, редколлегии " Богословских трудов " , Отдела внешних церковных связей, по поручению которого готовили многочисленные доклады и выступления. Никогда не тяготились поручаемым Вам делом, с присущей Вам исполнительностью относились Вы к несению послушания помощника инспектора, куратора студентов, инспектора. Неоднократно Вам приходилось исполнять обязанности ректора. В течение многих лет Вы руководили кафедрой церковной истории.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Сфера применения письменности была гораздо шире. Например, из археологических слоев Новгорода конца X в. мы уже имеем образцы деловой письменности – надписи на деревянных цилиндрах, которыми запечатывали мехи с собранной данью. 7 Вероятно, появление грамотных людей в княжеской дружине относится к периоду еще до крещения, но повсеместным это явление становится только после принятия христианства и, как следствие, славянской книжной культуры. О широком проникновении письменности в городской обиход во второй половине XI в. свидетельствуют берестяные грамоты, найденные теперь почти во всех древнерусских городах, где есть физические условия для их сохранения в земле. Благодаря систематическим раскопкам в Новгороде мы можем представить себе весь путь освоения письменности: от традиционных восковых дощечек, на которых переписывались псалмы, до изобретения собственного массового материала для письма – обработанной бересты. 8 Между обыденной грамотностью и литературной деятельностью лежит определенный рубеж. Между крещением Руси и появлением первого достоверно известного русского писателя, митрополита Киевского Илариона, 9 прошло 40 лет. Как мы увидим дальше, первые произведения, посвященные Владимиру и крещению Руси, появились еще при его жизни. На следы их существования исследователи уже указывали. 10 История крещения Руси и, соответственно, биография св. Владимира привлекали неизменное внимание исследователей, особенно в период подготовки к празднованию 1000-летия крещения Руси. На этом фоне удивительно невнимание к литературным произведениям, ему посвященным. Исключение составляет летописный рассказ, но это всего лишь часть богатой литературой традиции, сложившейся вокруг имени крестителя Руси. Определенную роль в невнимательном отношении к памятникам, посвященным св. Владимиру, сыграло предположение, что его канонизация относится к XIII в., причем, скорее ко второй его половине. 11 Соответственно и все тексты получали позднюю датировку. Единственным исключением был фрагмент из «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха, посвященный биографии князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крещение Руси — спустя тысячу лет Стремительный расцвет древнерусского государства после 988 года произвел огромное впечатление в мире 27 июля, 2014 Стремительный расцвет древнерусского государства после 988 года произвел огромное впечатление в мире Почему Византия? Решая, какую (или какие) из существовавших тогда стран принять за образец, Владимир мог ориентироваться также на мусульманский Восток и католический Запад. В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же — его государственной мудростью… Первая публикация этой статьи появилась примерно за год до празднования 1000-летия крещения Руси, в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом, в августе месяце. Обычно накануне подобных знаменательных дат (800-летие Москвы, 100-летие Ленина) вся советская периодика наводнялась материалами на соответствующую тему. По случаю же предстоящего тысячелетия царило поразительное молчание, только “Комсомольская правда”, пообещав читателям окончательно разгромить церковников к этой дате, начала цикл некомпетентных, невнятного содержания атеистических статей, которые, однако, совсем не касались тысячелетия. Крещение Руси — тысячелетие! Академик Б.В. Раушенбах Молчали крупнейшие писатели страны, молчали ученые-гуманитарии, молчали деятели культуры. Именно в этот момент автору тогда еще не написанной статьи позвонили из редакции журнала “Коммунист» и попросили “откликнуться” на стратегическую оборонную инициативу президента США Рейгана — СОИ, которая будоражила умы политиков и государственных мужей и вызвала своим появлением новый всплеск идеологической борьбы. К тому моменту Борис Викторович уже написал несколько статей по поводу СОИ, поэтому с некоторой досадой ответил сотруднику “Коммуниста”: “Какая все это ерунда, разве это важно? Вот наступает тысячелетие крещения Руси , а вы, странные люди, ничего об этом не пишете!” “А вы что, можете написать? — после секундного замешательства спросил журналист. — Мы пытаемся найти автора и — безуспешно”. — “Конечно, могу…” И статья, которую вы прочтете ниже, была заказана. Причем не просто так (не те тогда были времена!), а автор поставил условие, что прежде изложит на редколлегии, что и как собирается писать, и если встретит поддержку, то согласен взяться за работу. Надо сказать, что в те годы и редакция журнала “Коммунист”, правоверного и вполне официозного органа партийной печати, распадалась на прогрессивную часть, куда входил главный редактор Биккенин, и реакционную — весьма стойкую. Так что предусмотрительность автора будущей статьи, кстати, задуманной очень остро, была нелишней. Реакционная часть делала все, чтобы статья не была опубликована, поэтому процесс ее прохождения был трудным.

http://pravmir.ru/tysyacheletie-kreshhen...

4929. APXIENUCKON Йон Викстрем –доктор богословия “гонорис кауза” Ленинградской Духовной Академии. – 1986, 1, 55. 4930. РЕЧЬ Архиепископа Евангелическо –Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Йона Викстрема при вручении ему диплома доктора богословия “гонорис кауза” в Ленинградской Духовной Академии 14 июня 1985 года. – 1986, 1, 56. 4931. ПРЕБЫВАНИЕ в Ленинграде делегации из Финляндии. – 1986, 7, 64. 4932. БОГОСЛОВСКИЙ семинар в Хельсинки. – 1988, 7, 63. 4933. Приветствие Святейшего Патриарха Пимена участникам семинара, посвященного 1000-летию Крещения Руси. – 1988, 7, 63. ФРГ 4934. ПОЗДРАВЛЕНИЯ (по случаю 75-летия) д-ру Адольфу Вишману. 1984, 1, 68. 4935. К КОНЧИНЕ д-ра Мартина Нимеллера. Телеграммы с соболезнованием от Святейшего Патриарха Пимена и митрополита Минского Филарета. – 1984, 6, 2. 4936. КОММЮНИКЕ семинара преподавателей и студентов Духовных школ РПЦ и богословских факультетов университетов Эрлангена и Гейдельберга. – 1984, 6, 62. 4937. ПОЕЗДКА в ФРГ делегации Духовных школ. – 1984, 10, 56. 4938. ВСТРЕЧА с христианами из Дортмунда. – 1985, 4, 68. 4939. И.Б. Поездка митрополита Минского и Белорусского Филарета в ФРГ. – 1986, 3, 63. 4940. К ИЗБРАНИЮ епископа д-ра Мартина Крузе. Филарет, митр. Поздравительная телеграмма. – 1986, 3, 66. 4941. БЕСЕДА с семинаристами из Штуттгарта. (Хроника). – 1986, 4, 66. 4942. МЕЖДУНАРОДНЫЙ научный симпозиум в Тутцинге 7–10 мая 1987 года. (Симпозиум посвящен 1000-летию Крещения Руси). –!988, 1, 54. 4943. ПРИВЕТСВИЕ Святейшего Патриарха Пимена устроителям и участникам симпозиума. – 1988, 1, 54. 4944. БЕСЕДА с группой из Вестфалии. (Хроника). – 1989, 5, 55. 4945. ВИЗИТ делегации Русской Православной Церкви в ФРГ. – 1989, 8, 60. 4946. ФИЛАРЕТ, митр. Поздравление ( с 60-летием со дня рождения) епископу д-ру Мартину Крузе, председателю СЕЦ в Германии. – 1989, 10, 58. 4947. МЕЖДУНАРОДНЫЙ научный симпозиум в Бад-Александерсбаде. 1990, 1, 63. 4948. ПРИВЕТСТВИЕ Святейшего Патриарха Пимена участникам симпозиума. – 1990, 1, 63. 4949. СЕМИНАР представителей Русской Православной Церкви и молодежи Евангелической Церкви Вестфалии. – 1990, 1, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн В Элисте представлен современный калмыцкий перевод жития равноапостольного князя Владимира 26 марта 2015 г. 15:44 25 марта 2015 года в Национальной библиотеке Республики Калмыкия имени А.М. Амур-Санана состоялась презентация издания жития святого равноапостольного князя Владимира на калмыцком языке. Общественности было представлено переложение со старокалмыцкого письма на современный калмыцкий язык жития Крестителя Руси, изданного в Астрахани в 1888 году к 900-летию Крещения Руси. Труд XIX века был осуществлен православными миссионерами калмыцкой степи Астраханской губернии под редакцией видного отечественного востоковеда, доктора монгольской и калмыцкой словесности Алексея Матвеевича Позднеева. Современный перевод подготовлен отделом религиозного образования и катехизации Элистинской епархии по благословению архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана в память 1000-летия со дня преставления равноапостольного Владимира и в честь 20-летия Элистинской и Калмыцкой епархии . На презентации присутствовали архиепископ Юстиниан, и.о. министра культуры Республики Калмыкия Николай Санджиев, представитель Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Канур-лама, директор Национальной библиотеки Калмыкии Надежда Уластаева, клирики епархии, сотрудники Калмыцкого государственного университета и Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, культурные и общественные деятели республики, представители СМИ. На время презентации был организован телемост с Центральной научной библиотекой Дальневосточного отделения РАН в городе Владивостоке. Открывая мероприятие, архиепископ Юстиниан напомнил собравшимся о значении личности святого равноапостольного князя Владимира в становлении и развитии русской государственности и отечественной культуры. Он отметил, что и дореволюционный, и современный переводы жития Крестителя Руси направлены на культурное сближение русских и калмыков и призваны укрепить межнациональный мир и общественное согласие в регионе. «Чтобы иметь подлинное уважение друг ко другу, нужно глубже знать веру твоего соседа, его культуру, знать его чаяния. И, конечно, христианство легче познавать, когда человек знакомится с конкретными обликами людей», — подчеркнул архиерей. Он также отметил, что переводы на старокалмыцкий и современный калмыцкий языки жития призваны послужить тому «чтобы христианство не было какой-то далекой, абстрактной религией, но чтобы через личность князя Владимира легче было познавать веру православных людей и тем самым легче иметь понимание друг друга и хранить согласие между собой, что было важно и тогда, и сейчас».

http://patriarchia.ru/db/text/4016927.ht...

1 . Домонгольский Киевский период крещения Руси, и становления ее Церкви. Для этого периода характерны высокий престиж Церкви и ее руководителей, духовенства, монахов, моральный да и государственный статус которых гораздо выше, чем у гражданских властей. Это эпоха, когда князья часто обращались за советом к архиереям и своим духовникам, часто монахам Киево-Печерской лавры. Это эпоха, когда монастыри строились в городах, или в непосредственной близости к ним. Еще крепка была вера неофитов в возможность построения подлинно христианского общества, чему свидетельство «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (10511054). 2 . Второй период (XIIIXV века) в основном падает на время татаро-монгольского ига. Это эпоха распада Руси на часто взаимо-враждующие удельные княжества, раздела ее на зоны татарского, польского и литовского влияния, с дальнейшей инкорпорацией почти всех территорий на запад и юго-запад от Москвы Литвой и Польшей (Литва, как известно, сама формально была в вассальной зависимости от Золотой Орды до последних десятилетий XIV века). 3 . Третий период начинается с разрыва Русской Церкви с Константинополем, односторонней ее автокефалии с самостоятельным избранием митрополита в 1448 г., проходит через столетие патриаршего управления, и завершается отменой патриаршества Петром Великим. 4 . Четвертый, синодальный период, завершается революциями 1917 г., и фактическим концом константиновской эры церковно-государственной «симфонии». 5 . Пятый период, уже за пределами «Очерков» Карташева восстановление патриаршества, можно обобщить под названием «постконстантиновская эпоха». В таком случае он относится не только к советской эпохе, но и к посткоммунистическому нынешнему времени. Но можно его назвать просто советским периодом. И в таком случае он заканчивается или в 1988 г. Собором 1000-летия крещения Руси, или в 1990 г. избранием нынешнего патриарха, и принятием закона о свободе совести, или в 1991 г. формальным концом коммунизма. Тогда нынешний период становится шестым, и быть может, первым, действительно, постконстантиновским, так как настоящего отделения Церкви от государства при большевиках не было. Было лишь предельное, а может и беспредельное порабощение Церкви государством, вернее коммунистической партией, которая подчиняла себе и государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. Грачева: Владыка, месяц назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречался с участниками III Летнего богословского института для католических священников. Что это вообще за Летний институт? И что он дает нашим священникам? Есть ли еще где-то в мире подобная практика? Митрополит Иларион: Я не знаю о подобной практике где-то еще в мире, но могу сказать, что идея этого Летнего института родилась несколько лет назад в двусторонних контактах между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Идея заключается в том, чтобы молодые священнослужители из Римско-Католической Церкви, приезжая на две недели в Россию, знакомились с жизнью Русской Православной Церкви, и параллельно изучали русский язык. Конечно, они получают только базовые знания русского языка. Они посещают православные храмы, монастыри, встречаются с руководителями Синодальных отделов, и это мероприятие имеет не односторонний характер, потому что такой же Летний институт в Ватикане проводят представители Римско-Католической Церкви для наших священнослужителей. И не так давно (в мае месяце) в Ватикан ездила группа наших московских священников и студентов духовной академии. Мы надеемся расширять такие двусторонние обмены, потому что они помогают нам лучше узнавать друг друга. И они, конечно, дают представление о Русской Церкви, которое католические священнослужители никогда не получат ни из средств массовой информации, ни каким-либо иным образом. Е. Грачева: Вы говорите, что многие из священников, которые приезжают по обмену, раньше не были в России. О каких наших традициях они задают больше всего вопросов? Митрополит Иларион: Прежде всего, их поражает благочестие нашего народа. Когда они приходят на службы и видят, сколько у нас людей в храмах, сколько молодежи, их это радует и удивляет. Они спрашивают: как это у вас происходит? Когда они знакомятся со статистикой роста нашей Церкви, некоторые даже не верят, что такое возможно. Мы просто называем цифры: неполных 30 лет назад у нас было 6 тысяч приходов, а сейчас — 36 тысяч приходов. Это значит, что мы за это время (мы ведем отсчет с 1988 года, с 1000-летия Крещения Руси) открывали по 1000 храмов в год или по три храма в день.

http://patriarchia.ru/db/text/5026110.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010