Знаменательно, что накануне 1000-летия крещения Руси в советской прессе открыто и, пожалуй, впервые заговорили о «кризисе современного гуманистического сознания», о «духовном вакууме», который объясняет, почему «в СССР так вырос за последнее время интерес к религии» (Вопросы литературы. 1987. 3. С. 31). Д.Гранин на столбцах «Литературной газеты» (1987. 18 апр.) проповедует милосердие, «исчезнувшее из нашего лексикона... и обихода», и напоминает о примере верующих. То, что у Гранина звучит искренно (хотя о «врожденности» чувства милосердия можно и поспорить), в других статьях выявляет преднамеренную тенденцию присваивать социализму чужие и чуждые ему духовные ценности. «Все мое»... даже то, что социализм изгонял и вытравлял десятилетиями: и свободный рынок, и буржуазная мораль, и Гумилев, и даже... «боженька». Двусмысленность отмечает нашумевший роман Айтматова «Плаха», где Бог низведен до благородной, но чисто человеческой идеи, лучшее, что человечество способно было придумать. В свое время Сталин, чтобы успешнее приготовить народ к войне, решил соединить Ленина и Александра Невского. Ныне расшатанный и расшатавший общество социализм хотят подновить и укрепить секуляризированной «духовностью». Не обольщаясь нисколько – от своих разрушительных догм социализм не отказывается – и нисколько не умиляясь, будем все же радоваться, что перестройка сверху, «перестройка-принуждение», приводит, хотя бы временно, к расширению духовной свободы, по которой так истосковалось подневольное и одурманенное население. Будем надеяться, что она, несмотря на свою фиктивность и обреченность, продержится достаточно, чтобы хоть в какой-то мере способствовать раскрепощению и оздоровлению страны. Еще о переменах в советской России Есть нечто глубоко знаменательное в том, что «гласность», то есть слово правды, пробилась в России, чуть ли не впервые после 70 лет существования советского режима, именно накануне 1000-летнего юбилея того дня, когда Россия обратилась всем своим историческим бытием к Солнцу Правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Площадь композиции занимает более 300 кв. м., а на цветочное оформление планируется высадить более 50 тысяч цветов. 8 апреля. ПРАВМИР. Ко Дню Киева цветочные часы будут оформлены в тематике празднования 1025-летия крещения Киевской Руси. Об этом сообщил 8 апреля генеральный директор КО «Киевзеленстрой» Михаил Царенко, сообщается на  сайте киевской мэрии . «Могущество и величие Киевского государства мы пытались символически передать в композиции цветочных часов ко Дню Киева. Время идет и все меняется, но остаются вечные христианские ценности. Стилизованные цвета древности красно-желтого солнца-циферблата достигнуты благодаря колеусу лимонно-желтому и бегонии красной. Обрамление часов в спокойных тонах с очертанием церквей, пышной зеленью и днепровскими волнами сочетает время древности и современности», — отметил он. Площадь композиции занимает более 300 кв. м., а на цветочное оформление планируется высадить более 50 тысяч цветов. Также будет использовано около 1000 кг мраморной крошки. Цветочные часы в Киеве были созданы в 2008 году. В течение этого времени дизайн и оформление композиции меняется каждый сезон по проектам «Киевзеленстроя». Сейчас ведутся наладочные работы, которые закончатся через две недели, а до конца апреля должны раскрыться голубые незабудки, которые были высажены в прошлом году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 апреля, 2020 15 апреля, 2020 4 ноября, 2021 3 ноября, 2021 1 июня, 2020 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 22 апреля, 2020 17 апреля, 2020 16 апреля, 2020 15 апреля, 2020 4 ноября, 2021 3 ноября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/cvetochnye-chasy-v-kie...

Путин отметил, что во многих регионах мира, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке, множатся межконфессиональные трения, ущемляются права религиозных меньшинств, в том числе и христиан, включая православных христиан. «Считаю, что эта острая проблема должна быть предметом пристального внимания всего международного сообщества, — сказал он. — Наша страна и впредь будет проводить активную созидательную линию, направленную на скорейшее решение конфликтных ситуаций. Большое значение в этих усилиях отводим налаживанию межрелигиозного и межкультурного сотрудничества. И, конечно, здесь для нас очень важна деятельная позиция, участие и поддержка Поместных Православных Церквей и ее предстоятелей». Глава Российского государства пожелал своим собеседникам «мира, благоденствия, долголетия, новых свершений в благом подвижническом служении во имя утверждения высоких христианских идеалов добра, милосердия, справедливости, во имя укрепления взаимопонимания и доверия между народами». В свою очередь Патриарх Кирилл поблагодарил В. Путина за возможность встречи. «Нынешнее празднование является очень важным событием в новейшей истории России, и не только потому, что 1025 лет прошло с факта Крещения Руси, но и потому, что 25 лет прошло с начала духовного возрождения нашего народа и Русской Православной Церкви», — отметил он. Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о праздновании 1000-летия Крещения Руси. «В то время никто не знал, как повернется история, что произойдет с нашей страной, но было ясное предчувствие того, что наступил исторический поворот в жизни нашего народа и в жизни Русской Церкви… В 90-е годы и в начале 2000-х мы вырабатывали постепенно модель церковно-государственных отношений… В диалоге, на практике, через прохождение трудностей формировались контуры, очертания этой модели, которая характеризуется взаимным уважением, невмешательством в дела друг друга и одновременно готовностью к сотрудничеству в жизненно важных вопросов для народа нашего и для страны». Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о совершенном накануне с участием предстоятелей и членов делегаций Поместных Православных Церквей богослужении в Храме Христа Спасителя, охарактеризовав его как духовно напряженное и сильное событие.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обер-прокурор прекрасно понимал, что народные массы, разбуженные реформами 18601870-х гг., все более активно выходят на историческую арену, и для воздействия на их сознание нужны все более эффективные инструменты влияния. Одним из важнейших в числе таких инструментов стало для главы духовного ведомства проведение массовых торжеств, прежде всего – церковно-общественных празднеств. В1880начале 1890-х гг. (период наиболее активной деятельности Победоносцева) было проведено 17 таких торжеств. Среди них выделялись торжества, посвященные 1000-летию со дня кончины св. Мефодия (1885); 900-летию крещения Руси (1888); 50-летию воссоединения с православием униатов Северо-Западного края (1889); 500-летию со дня кончины Сергия Радонежского (1892). Подобные мероприятия во многом были делом личного почина Победоносцева. Светские и церковные власти скептически смотрели на организуемые обер-прокурором торжества, опасаясь их массового характера и возможных непредсказуемых последствий спонтанного проявления народных чувств. Так, при подготовке празднества в честь 900-летия крещения Руси киевский генерал-губернатор А.Р. Дрентельн стремился свести его размах к минимуму («опасался до болезненности» манифестаций по славянскому вопросу), а митрополит Киевский Платон откровенно заявил обер-прокурору: «Это ваше дело и дело гражданских властей» 509 . Организовать торжество в подобных условиях удалось лишь благодаря настойчивости Победоносцева. Содержание церковно-общественных торжеств должно было служить отражением излюбленных идей обер-прокурора – необходимости национального единства, единения царя с народом. Для него было особенно важно, что киевское празднество «оказывалось торжеством поистине всенародным», далеко выходящим «за пределы тесных рамок» традиционного церковного празднования. Обер-прокурор подчеркивал важность участия в торжестве делегаций от различных городов России, призывал не бояться спонтанного проявления патриотического чувства (речей, выступлений и др.) и делал особый акцент на участии в праздновании больших масс народа 510 . В случае с празднеством в честь св. Мефодия для обер-прокурора было особенно важно присутствие царя. «Так хорошо, что вы приехали соединиться со всеми в церковном народном торжестве, – писал Победо носцев Александру III. – Вся масса инстинктивно почувствовала, что это значит, и радость была полна… Петербург, конечно, очень давно не видал ничего подобного» 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как пишет о крещении Владимира в «Слове о законе и благодати» митрополит Киевский Иларион, первый митрополит из русских, «воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи»». Князь Владимир прозревает эту суетную ложь — и не только умом своим, но и сердцем, потому что одни лишь мысли не могли бы произвести столь глубокий переворот не только в его душе, но в жизни многих людей. Нужно было, чтобы все естество подчинилось этим мыслям, чтобы этими мыслями было проникнуто сердце. И в таинстве крещения Владимир обретает это единство мыслей и чувств. Он принимает и разумом, и сердцем веру христианскую и становится другим человеком. Преображение личности грозного князя заметили все. Он в корне изменил свою личную жизнь, у него изменилось отношение к окружающим, к народу, он стал милостивым, хотя и строгим правителем. Вокруг него стали объединяться люди, и народ, носитель подлинной мудрости, все это подметил и назвал князя Красным Солнышком. Это, наверное, единственный случай за всю нашу историю, чтобы не кто-то из придворных, не кто-то из элиты, желая угодить правителю, наградил его подобным эпитетом, — из самой глубины народной жизни вышло признание того, что крещение изменило Владимира. После кончины князя Владимира Отечество наше снова погружается в междоусобные брани. Много было пролито невинной крови, — казалось бы, пример князя Владимира не повлиял на людей так, чтобы во мгновение изменилась их жизнь. Действительно, во мгновение такие изменения не происходят, но у нас есть очень яркие исторические свидетельства того, что перемена, произошедшая в князе Владимире, произошла не только в нем, но и в очень многих людях. Примером этой перемены, этого слома старых ценностей и обретения новых, являются дети князя Владимира — Борис и Глеб. Казалось бы, они должны были силой отвоевывать Киевский престол у своего брата или же, зная, что тот способен на братоубийство, мечом защитить себя. Однако они становятся нашими первыми русскими святыми, отказавшись поднять меч на брата, и получают наименование «страстотерпцы». Даже столкнувшись лицом к лицу с посланной против них дружиной, они не обнажают меча, а склоняют в смирении главу перед волей Божией и погибают, свидетельствуя о жизненной силе того духовного и нравственного идеала, который вошел в них и во многих через крещение Владимира, через Крещение Руси.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

1988 год был годом 1000-летия крещения Руси. И это время называют иногда вторым крещением Руси, потому что именно в этот момент произошел резкий поворот в отношениях государства, общества и Церкви. Целыми семьями некрещеные советские люди, как бы что-то вспомнив, потянулись в храмы. Батюшка тогда служил один, помощников еще не было. Он вспоминал потом: «Как исповедовал, один Бог только знает. Тут тебе сразу: туда-сюда повернулся – три часа уже. Прямо тут – двор был весь заросший травой – сели, кто что перекусил. Бом-бом уже. А колоколов тут не было. Колесо от машины и рельса лежала, и буфер висел у входа здесь на дереве. Вот это колокола здесь местные были, когда я пришел. Бом-бом, и пошли Страсти читать. А какая радость была! Здесь досматриваем сейчас – доживает в богадельне старушка из Владимировки. Она пищала на этом клиросе: «Слава Страстей Твоим, Господи,» «Слава долготерпению Твоему, Господи.» «Разбойника» сам пел, все сам пел. Сам крест нес. В общем, отслужишь только обедню, – уже час дня. Зайдешь, Боже мой! В округе церквей нигде нет – крестить. Наверное, десяток-два этих крестин. Пока перекупаешь этих детей. Пока попереносишь их в алтарь. Ой, мама родная. Падаешь с ног. Только покрестил детей, вышел. Тут две машины еще покойников ждут – надо поехать отпеть, просят, плачут. Там еще, еще. Уже бом-бом: надо на вечерню идти. И так колесом. И Господь укреплял». Но самым трудным для отца Савватия было то, что у него на ногах с хроническим рожистым воспалением стали возникать абсцессы. Продукты некроза тканей вызывали высокую температуру, отравляли организм. Однажды у батюшки очень сильно повысилась температура, срочно нужен был врач-хирург. Поблизости от Никольского такого врача не было. Из-за отсутствия телефона нельзя было даже вызвать «скорую помощь». Срочно поехали за специалистом в Донецк. Приехал врач, который делал раньше подобную операцию батюшке в стационаре. Врач сказал, что нужно делать неотложную операцию в Донецке. Но батюшка настоял, чтобы операцию делали прямо в его келье. На его кровати врач вскрыл абсцесс. Духовные чада батюшки молились в это время в храме. После операции батюшке стало легче. Но он был еще очень слаб. И, несмотря на это, он идет на службу в храм, потому что других священнослужителей в Свято-Васильевском храме не было. Нужно было наводить порядок и в управлении приходской жизнью. Первое время мужчин при храме еще не было, поэтому вся работа, порой вовсе не женская, ложилась на женские плечи, как батюшка называл их – «белые платочки».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Значительная часть московской православной интеллигенции была в те годы так или иначе связана с Издательским отделом: кто-то работал в его штате, кто-то сотрудничал с ним как автор, переводчик, исследователь. Многие из этих людей впоследствии приняли священный сан и в этом звании продолжали трудиться на поприще издательского дела, считая себя учениками и воспитанниками Владыки. Владыка поощрял многообразную исследовательскую работу в области изучения и освоения накопленного за века исторического бытия Русской Православной Церкви духовного наследия – православных агиографических памятников, древних рукописей, иконографии. При нем систематически обследовались многие известные хранилища и фонды, велась реконструкция древних церковных распевов. Особую актуальность эта деятельность приобрела в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Митрополит Питирим широко известен как крупный церковный ученый, интересы которого преимущественно сосредотачивались в области истории Церкви и церковного искусства. Им написано и опубликовано множество статей в различных богословских и церковных журналах и сборниках (только в «Журнале Московской Патриархии» и «Богословских трудах» их более восьмидесяти). Он автор нескольких вышедших за рубежом книг, посвященных жизни Русской Православной Церкви и церковному искусству. Митрополит Питирим был доктором богословия Московской Духовной академии, а также доктором богословия honoris causa Богословского факультета в Прешове (Словакия, 1983 год) и Богословского факультета имени Яна Амоса Коменского в Праге (1985 год). Владыка уделял внимание и современной проблематике (экология и т. п.), опубликовав ряд работ в светских изданиях. Он был членом Российской Академии естественных наук, заведовал кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, был профессором кафедры ЮНЕСКО «Золотое наследие Руси». Большое значение митрополит Питирим придавал возрождению и популяризации русского православного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, выступавших с концертными программами в нашей стране и за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

С 6 сентября 1971 года по 25 августа 1972 года временно управлял Калининской епархией. 9 сентября 1971 года возведен в сан архиепископа. С 18 апреля 1973 года — архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший экзарх Средней Европы. В 1974 году избран почетным членом Московской и Ленинградской духовных академий. 15 апреля 1975 года возведен в сан митрополита. 10 октября 1978 года Священным Синодом назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября — Патриаршим экзархом Западной Европы. С 16 ноября 1979 года временно управлял Корсунской епархией. С 1981 по 1988 год был заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению торжеств, посвященных празднованию 1000-летия Крещения Руси, руководителем рабочей группы по участию в праздновании юбилея других Церквей и по общественным проблемам. 14 апреля 1981 года стал председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и по должности — постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. С 26 августа 1981 года — член Центрального комитета Всемирного совета церквей. Являлся председателем международного подготовительного комитета, а затем  председателем Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», состоявшейся в мае 1982 года в Москве. В 1980-е годы был председателем общественной комиссии Советского комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир, являлся вице-президентом Общества «СССР — Греция», вице-президентом Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры», членом правления Общества «СССР — Кипр», входил в состав Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество. 15 декабря 1988 года избран в состав избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР от Движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 года в связи с образованием новых епархий и определением Архиерейского Собора об образовании Белорусского экзархата Московского Патриархата был назначен экзархом Белоруссии с титулом: «Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии».

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В молитве святому князю Владимиру, написанной после 1000-летия Крещения Руси, её автор, обращаясь к святому, писал: «Како похвалим тебе, в земных владыках премужественный, Владимире? ...Виждь люди твоя, како живут, како храними суть Господем, како благоверие хранят по преданию твоему, како славят Христа, како поклоняются Имени Его. Виждь и грады, величеством сияющия, виждь церкви цветущия, виждь христианство растущее». Край Смоленский, имевший в первые десятилетия крещения Руси лишь десятки небольших деревянных храмов, за прошедшее тысячелетие украсился сотнями каменных храмов и десятками монастырей. И хотя десятилетия «безбожной смуты» принесли непоправимый ущерб, на Смоленской земле, как и по всему Отечеству, вновь возрождается Православие. (14) Примечания Иеромонах Даниил (Сычёв) http://www.voskres.ru/history/daniil.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Патриаршее соболезнование клиру и пастве Орловской епархии в связи с кончиной архиепископа Паисия 20 марта 2008 г. 18:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил соболезнования клиру и пастве Орловской епархии , родным и близким в связи с кончиной архиепископа Орловского и Ливенского Паисия . Клиру и пастве Орловской епархии Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Печальное известие о кончине Высокопреосвященного архиепископа Орловского и Ливенского Паисия с глубокой скорбью воспринято Нами. Выражаю искреннее соболезнование клиру, монашествующим и пастве, Губернатору и руководству Орловской области и города, родным и близким почившего. Многообразные и ревностные труды маститого архипастыря нашей Церкви на ниве церковного служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей. Уроженец Ровенской области, с детских лет воспитанный в православном духе, покойный Владыка прошел нелегкий путь служения Церкви и Отечеству. Получив богословское образование в Ленинградских духовных школах, он с 1978 года начал пастырское служение Церкви Христовой. С присущей ему энергией, он служил делу Церкви, с достоинством исполняя все многообразие возлагаемых на него послушаний. В год празднования 1000-летия Крещения Руси им были приняты монашеские обеты, и 21 июля того же года архимандрит Паисий был хиротонисан во епископа Орловского и Брянского. С этого времени началось его архипастырское служение, которое на протяжении почти двадцати лет Владыка совершал с усердием. Годы его архипастырского служения на Орловской земле были ознаменованы возрождением епархиальной жизни, восстановлением и строительством храмов, возрождением монашеской жизни, развитием плодотворного сотрудничества между духовным и светским руководством, диалогом Церкви и общества, социальным служением, образованием и христианским просвещением. Разделяя со всеми вами боль постигшей всех нас утраты, мысленно даю последнее целование почившему собрату и сослужителю Нашему в день его напутствия в путь всея земли и молюсь о упокоении его души в обителях Отца Небесного. Верю, что за свое преданное служение Церкви и Отечеству он услышит от Отца Небесного милостивое призывание: «Рабе благий и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа твоего». Вечная память новопреставленному Высокопреосвященнейшему архиепископу Паисию. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/383387.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010