§ 66. Гл. VII:10–8, 1–15: ожесточение Фараона и противление его воли, Божией, поддерживаемое Египетскими волхвами. Изложание содержания. – Здесь рассказывается о первых трех чудесах, совершенных Моисеем пред Фараоном в состязании с Египетскими волхвами, из которых два последние чуда были вместе и первыми двумя (из десяти) казнями над Египтом. При этом Моисей является для Фараона вместо Бога (истинного), а Аарон, брат Моисея, как пророк его (7:1–2). Первое чудо, совершенное по требованию Фараона в доказательство полученных Моисеем полномочий от Бога, состояло в том, что Аарон, по слову Моисея, бросил свой жезл «пред Фараоном и рабами его», и жезл обратился в змея. Призванные Фараоном волхвы, Ианний и Иамврий ( 2Тим.3:8 ), сделали тоже; но истинность и превосходство чуда Моисеева пред мнимым чудом волхвов обнаружились тем, что «пожре жезл Ааронов оных жезлы». Однакоже сердце Фараона ожесточилось, и он не послушал Моисея и Аарона ( Исх.7:10–13 ). На другой день Моисей и Аарон, но повелению Господа, опять являются пред Фараоном в то время, когда он шел к реке для религиозных омовений. Аарон по слову Моисея ударяет по водам Нила своим жезлом, и все воды Нила и других водохранилищ обратились в кровь, так что перемерли все рабы в реке и вода от гниения их трупов испарилась. и пить ее было не возможно (ст.14–21). Но и волхвы Египетские сделали «своими чарованиями» нечто подобное, и Фараон опять не послушал посланников Иеговы (ст.22–23). Египтяне же принуждены были копать новые колодези, чтобы только найти воду, годную для питья. Это была первая казнь Божия на языческий Египет. Она продолжалась семь дней (ст. 24–25). После того Моисей и Аарон опять являются пред Фараоном с требованием от имени Иеговы отпустить народ Еврейский для служения Богу и совершают новое чудо. По мановению жезла Ааронова из вод выходят жабы и наполняют все жилища Египтян, начиная от дворца Фараона (8:1–6). И этому чуду подражали в малом виде волхвы, но они не могли уничтожить жаб, почему Фараон и просил молитв Моисея (ст.7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

И второй факт: вопль распятого Иисуса («Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил?», 15:34). Здесь отражена такая степень одиночества и оставленности, которую можно объяснить лишь присутствием тех элементов Страстей, которые лежат за пределами человеческого понимания. Согласно тексту Марка, Страсти как мученический конец трудной дороги на языке богословия именуются «тайной спасения» и не поддаются описанию в какой-либо лингвистической форме. Последнее, высшее и абсолютное событие Страстей – крестная жертвенная смерть Иисуса. Смерть Сына Божьего есть точка, в которой так или иначе сходятся все линии Евангелия от Марка. (А) Как мы уже видели, в начале своего Евангелия Марк уже говорил о замысле фарисеев и иродиан «погубить» Иисуса (3:6). Глагол «погубить» (πολ " εσωσιν) предполагает именно убийство. Впоследствии он будет использован в сходных отрывках: «Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его» (11:18). Тремя главами позже формулировки станут ещё яснее: «И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростыо и убить» (14:1). Глагол ποκτε " ινωσιν недвусмыслен: он означает «убивать, умерщвлять». Речь однозначно идёт об убийстве. (Б) Этот же глагол используется в трёх очень значимых предсказаниях о Страстях: ποκτανθναι (8:31), ποκτενοσιν, ποκτανθε " ισ (9:31) и ποκτενοσιν (10:34). Троякое предсказание из уст Христа прямым текстом указывает на Его казнь в конце страданий. (В) На смерть Иисуса прямо или косвенно намекают и другие перикопы Евангелия от Марка. Один из таких намёков можно усмотреть в описании казни Иоанна Крестителя (6:17–29). Как мы уже отмечали, это событие предвещает смерть самого Иисуса. В разговоре Христа с Иаковом и Иоанном (10:35–40) явно просматривается указание на жертвенный конец. Ещё яснее притча о винограднике (12:1–12), в котором тоже использован глагол ποκτενω, а жертвой убийства становится «возлюбленный сын» (ст. 6). Следует упомянуть и об эпизоде с сосудом мира (14:3–9), где тело Иисуса заранее «помазано» для погребения: здесь снова чувствуется близкое дыхание смерти. И наконец, важнейшие слова на тайной вечери: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (14:24). Эти слова предполагают жертвенную смерть Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

И плачущие – только те блаженны, которые плачут о своей духовной нищете. Потому что плакать можно по-разному. И хотя слезу от слезы не отличишь, но не всякая слеза к утешению. Есть слезы и к смерти, если они о потере земных благ ( 2Кор.7:10 ). Есть «плач и скрежет зубов» ( Мф.24:5 ), когда мы плачем не с молитвой и надеждой, но – терзая себя воплями: «Как мог я так поступить! Как мог я, такой замечательный, так пасть! Нет мне пощады! И я никогда не прощу себя»! Есть и плач просто сочувствия плотскому страданию, как «плакали и рыдали» о Иисусе, шедшем на казнь. «Иисус же, обратившись к» этим плакальщицам, сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». ( Лк.23:27–28 ) Да, вспоминая страдания Господни, надо плакать о себе и своих детях, и даже не тогда, когда они в беде, а когда – успешны, благополучны, счастливы, внимательны к нам, но не хотят знать ни о Боге, ни о вечной жизни, ни о крестной жертве Спасителя. И «алчущие» блаженны лишь те, кто даже среди изобилия всяких благ не насыщаются, но непрестанно ищут то, что «единое на потребу» ( Лк.10:42 ), что одно только может насытить человеческую душу. Таким образом, как всегда «по тщательном исследовании», – но теперь уже исследовав не обстоятельства, а сущность учения Христова, Лука приводит только те из евангельских блаженств, которые имеют фундаментальное значение, которые сами собой способны привлечь Божью благодать, а вместе с нею – и кротость, и милосердие, и чистоту сердца, и дар миротворчества. И если первая и главная ветхозаветная заповедь, это – «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из дома рабства» ( Исх.20:2 ), то первая и главнейшая заповедь Нового Завета, это – «блаженны нищие духом». И – торжество спасения, когда такой нищий, плачущий, взыскующий, наконец, находит своего Бога, Который и Сам уже давно ищет его. Который обогатит, утешит, насытит, выведет из рабства греху и введет в обетованную землю Небесного Царства. Суббота. О том, что легче сказать Лк.5:17–26 1Кор.15:58–16:32 Однажды некоторые люди положили перед Господом Иисусом расслабленного, и Господь, «видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И подняли херувимы крылья свои и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними» , т. е. херувимы покинули Дом Господень (Иез 10:18–19).   Главы 12–19  — это угрожающие предсказания и предостережения и словом, и делом. Здесь темы — и падение Иерусалима, и Слово Господне дому Израилеву, лжепророки и лжепророчицы, которые во множестве восставали в то время, и идолопоклонство старейшин израилевых, и личная ответственность каждого перед Богом. «И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот. И если бы нашлись в ней три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души», — говорит Господь Бог» (Иез 14:12–14), т. е. важно, что если Господь посылает казнь, то, действительно нравственность народа дошла до крайнего предела.   Гл. 15 говорит о неизбежности и необходимости наказания. Главы 20–24  — это последнее возвещение суда. Обратите внимание, что во всей книге тема наказания и тема описания мерзостей повторяются периодически. Если внимательно прочитать первые 10 глав, то становится все понятно. Дальше читать легче, т. к. темы повторяются. Главы 25–32  — темы предсказания о языческих народах. Это предсказание об аммонитянах, моавитянах, едомитянах и филистимлянах (гл. 25). В гл. 26 говорится о царе Тир, царе Сидон (гл. 28) и о египтянах, о тех народах, которые влияли на Израиль, и «благодаря» которым Израиль вступил на путь беззакония, взяв от них те самые мерзости, которые стал сам употреблять. Совершая свое служение, Иезекииль неустанно говорил о чудесном избавлении Израиля. И Дух Божий открыл перед ним страшную картину смерти и Он же показал, как оживают божественным произволением иссохшие костные останки. (Гл. 37:1–11 необходимо знать близко к тексту.) «Дух воскрешает, пусть рана была неисцелима, пусть Израиль стал подобно безжизненным костям, но для Бога нет невозможного, Его дыхание плодотворит и мертвых и отчаявшихся окрылевает надеждой» — говорит один богослов об этих костях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

139 Ср.: в Египте убийцам еврейских младенцев Господь также дал пить кровь (Исх. 7, 20).  См. также комм. на 8, 8. 7 И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои. В греческом оригинале отсутствует слово «другого», и смысл стиха в том, что некий голос говорил от жертвенника. Существует мнение, что это голос убиенных за Слово Божие христиан, ранее просивших у Бога правосудия (см. 6, 10 и комм.). 8 Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. Если после четвертой трубы солнце помрачалось и тускнело, то после четвертой чаши оно, напротив, усиливается и начинает жечь людей. Что это будет: озоновые дыры, вспышки на солнце или превращение солнца в какую-то более горячую звезду, сейчас нет возможности определить. 9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. «хулили имя Бога» – как диавол некогда, впав в гордость, восстал против Бога, так и человечество в конце времен враг приведет к такому же состоянию: гордости, озлобления и бунта против Создателя.   Святые отцы говорят, что Бог посылает испытания и наказания тем, в ком есть способность к исправлению. Гордым же и неисправимым Бог не посылает наказаний, потому что они от них не исправляются, но только начинают хулить Бога. Однако в последние времена гордому и неисправимому человечеству наказания все же будут посланы – уже не как горькое лекарство для исправления, но как заслуженная казнь за грехи, безумие и бунт против Создателя.  Впрочем, Бог и в великом Своем гневе имеет благие цели, и потому даже страшные казни последних времен обернутся для людей, хотя и относительным, но благом, потому что через них они расплатятся хотя бы за часть содеянного зла и таким образом облегчат свой долг и участь в вечности. 10 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, 11 и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Кто не навык молиться духом во всякое время, тот молиться должен как можно чаще молитвой словесной, как учил ангел Господень Антония Великого . Ангелы, как сильные крепостию, всегда видят лице Отца Небесного ( Мф.18:10 ); а мы, как существа слабоумные, легко вдаемся в беспечность и забываем Бога. Почему, как пройдет час другой после молитвы, и ты заметишь, что дух угасает, душа твоя охладевает, спеши скорее на молитву и покаянием оживи себя. Поучись сему из примера пророков: вот Даниил, имея в горнице окно постоянно отверстое к Иерусалиму, три раза каждый день преклонял колена, молился и исповедался пред Богом своим ( Дан.6:10 ). Давид же семикратно днем хвалил Бога и в полуночи исповедовался о судьбах Его правды ( Пс.118:62, 164 ). Если цари и правители огромнейших государств молились так часто каждый день, то мы ли, имея столь много праздного времени, не должны молиться часто, когда можем получить от того великую душе пользу? Ибо не может быть, чтобы человек, часто обращающийся к Богу, впал в какой-либо великий грех , – в эту душевную беду и смертную дремоту. Кто часто переселяется умом на небо и там беседует с Вышним, тот, по самому занятию сему, отстраняется от земных дел и становится выше тревог мира сего. Созидая дом душевного спасения, станем подражать искусным домостроителям: они часто проводят меж камней железные полосы, чтоб постройка была прочна; так и ты в промежутках дел клади пред Богом поклоны, и оградишь себя безопасностью. Тогда «когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» ( Притч.3:24–26 ). Заметь и то, какая у святых была ревность приносить Богу молитвы свои всегда. Даниил на три дня не захотел оставить молитвы своей Богу, хотя и угрожала за то смертная казнь ( Дан.6:7 ). И Павел с Силою, будучи в темнице, и среди полуночи молились и хвалили Бога ( Деян.16:25 ): ни место тесное, неудобное для молитвы, ни самое время, в которое покоятся все сладким сном, не удержали их от обычного славословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

(3) Онемел я, притих, замолчал (даже) о добре, а боль моя взбаламутилась. (4) Разгорячилось сердце мое во мне, в разуме моем разгорелся огонь. (5) Заговорил я языком своим: Объяви мне, Г-споди, конец мой и меру дней моих – какова она, (чтобы)знать мне, когда перестану жить. (6) Вот, (как) пяди, Ты дал мне дни, и жизнь моя как ничто пред Тобой; но все суета, всякий человек, стоящий (твердо). Сэла! (7) Но подобно призраку ходит человек, только суета – шум их; копит, а не знает, кто заберет это. (8) А ныне на что надеяться мне, Г-споди? Надежда моя на Тебя! (9) От всех проступков моих спаси меня, на поругание негодяю не предавай меня. (10) Онемел я, не открываю рта своего, ибо Ты сделал (это). (11) Отврати от меня казнь Твою, от удара руки Твоей пропадаю я. (12) Страданиями наказываешь Ты человека за грех, и заставляешь истаять, как (от) моли, плоть его; лишь суета всякий человек! Сэла! (13) Услышь молитву мою, Г-споди, и воплю моему внемли, не будь глух к слезам моим, ибо чужеземец я у Тебя, пришелец, как все праотцы мои. (14) Отврати от меня (гнев Твой), и я ободрюсь – прежде, чем уйду и не станет меня. 40 (1) Руководителю. Давидов псалом. (2) Твердо надеялся я на Г-спода, и склонился Он ко мне и услышал вопль мой. (3) И Он поднял меня из ямы, полной воды, из липкой грязи, и поставил на скале ноги мои, утвердил стопы мои. (4) И вложил в уста мои песнь новую, хвалу Б-гу нашему. Увидят многие и устрашатся, и полагаться будут на Г-спода. (5) Счастлив муж, который Г-спода сделал опорой своей и не обратился к надменным и к склоняющимся ко лжи. (6) Многое и великое сделал Ты, Г-сподь Б-г мой! Чудеса Твои и помыслы Твои – о нас, нет равного Тебе! Возвестил бы я и говорил бы (о них, но) больше они, чем рассказать можно. (7) Жертв и даров не хочешь, уши Ты открыл мне; всесожжения и жертвы за грех не требуешь. (8) Тогда сказал я: вот, иду, (как) в свитке книжном предписано мне. (9) Исполнить хочу волю Твою, Б-г мой, и Тора Твоя внутри меня. (10) Возвещал я справедливость в собрании большом; вот, не заграждаю уст своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

А что, действительно, казнь фараона оказалась полезною для других, имеем доказательство в Священном Писании . Некогда ковчег Божий был в руках филистимлян, и собрались лжепророки и прорицатели и говорили царям иноплеменников: «да не останется ковчег Бога Израилева у нас, ...руку Его сильную» ( 1Цар. 5:7 ). Не знаете разве, что сотворил Господь египтянам? Зачем нам ожесточать сердца свои, как ожесточил свое фараон ( 1Цар.6:6 )? О, благомыслие язычников! Пусть эти слова иноплеменников пристыдят любителей противоречить! Не сказали иноплеменники: не будем ожесточать сердец своих, как ожесточил Бог сердце фараона. Самому фараону они приписали бесчувственность: зачем нам ожесточать свои сердца, как ожесточил свое фараон? Разве не отпустили египтяне народ Израильский, когда Бог поругался им? Будем же теперь просить Бога о милости. И опять в другом случае, во время войны, при виде ковчега, филистимляне восклицали: «горе нам», это Бог крепкий, поразивший Египет! Горе нам, «кто избавит нас от руки этого сильного Бога»? Мы и без опыта знаем, как вразумил Он фараона ( 1Цар. 4:7–8 ). Вот что говорили иноплеменники – филистимляне. И другая иноплеменница – Раав, некогда блудница, а ныне целомудренная, – эта достопамятная женщина говорит соглядатаям: мы знаем, что сделал Господь египтянам, «мы слышали,... и... ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш» велик: Он – «на небе вверху и на земле внизу» ( Нав. 2:10–11 ). Видишь, не ложно говорит Бог: «для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле»? Заключение апостольского наставления да послужит заключением и наших слов. Говорит Павел: «что же, если Бог , желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» ( Рим.9:22 ). Не сказал просто: навел гнев, но: на достойного гнева. Что именно говорит? «С великим долготерпением щадил сосуды гнева». Вам известно, конечно, прекрасные наставления апостола: «наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» ( Ефес. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010