Но это еще и намек, что самая совершенная Жертва еще не известна евреям! Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, Он придет через много веков, веков и веков! И вот они не могут сказать определенно, какую же жертву потребует Господь! Исх.10:27 . «И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их». И опять это ожесточение! То есть фараон, казалось бы, активно ведет переговоры, возвращает Моисея назад, немедленно призывает его к себе, но этот человек неисправим, поэтому Господь ожесточает его сердце. Тот выбор, который делает сам фараон, Господь делает частью его судьбы, поэтому ожесточает его сердце. Исх.10:28 . «И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь». Но реально эта встреча состоится еще один раз. То есть фараон не может сдержать никакого слова, даже того, что Моисей его больше не увидит! И на лице фараона, конечно, был страшный испуг в этот момент. Нужно представить его состояние: он все-таки понимает, что теперь придет такое наказание, которое будет много хуже всех предшествовавших, потому что каждая казнь все сильнее бьет по богам Египта и по Египту в целом. Исх.10:29 . «И сказал Моисей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего». Как пророк Моисей мог такое сказать, если встреча все-таки состоится? Наверное, имеется в виду, что после десятой, самой страшной казни, лицо фараона так изменится, что можно будет сказать, что это совсем другой человек. Потому что десятая казнь – это самая страшная казнь: избиение ангелом смерти первенцев Египта, и, конечно, это изменит фараона, это будет уже другой человек! Поэтому Моисей не ошибается, когда говорит: «Так и будет; я не увижу более лица твоего». То есть не увидит даже в таком состоянии – состоянии испуга, потому что будет паника и великая скорбь: этот человек накликал беду сам на себя и, как правитель страны, на свое окружение и на свой народ! Спаси вас, Господь! Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Исх.10:2 . «И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь». Дословно здесь говорится: «Наказывал Я египтян». Буквально, слово «наказывал» можно перевести даже как «издевался» (ивр. хит а лалти), и оно означает действие, которое своей целью имеет опозорить, унизить того, против кого оно направлено. Но не надо думать, что Бог хочет унизить людей! Нет! Господь хотел унизить богов Египта. Поэтому казнь саранчой также связана с теми культами, которые отправлялись в Египте, как и каждая другая казнь. Данная казнь была, в первую очередь, направлена против богов земли, урожая и плодородия. Это Осирис – божество, как считали египтяне, жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира, Птах (Пта) – бог плодородия земли, Апис – символ плодородия, Мин – бог плодородия, производитель урожаев, Нехебкау – бог времени, плодородия и податель пищи. То есть Господь хочет опозорить эти ложные культы, показать их несостоятельность, как бы поиздеваться над ними, потому что Бог ведет войну с суевериями, Он не хочет, чтобы люди оставались в своих языческих заблуждениях, в которых они оказывались вследствие отхода от Божественного откровения. Не надо забывать и о том, что когда-то люди все верили в одного единственного истинного Бога. Но потом эта вера стала вытесняться и подменяться неправильным представлением о том же Боге. И образ Бога представляли в виде животного, скота или в виде полулюдей–полуживотных, то есть то, что происходило в Египте, и Господь, конечно, находится с этим в решительном противостоянии. Итак, второй стих говорит о том, что отцы должны повествовать детям о тех славных событиях, когда Бог вмешивается в ситуацию еврейского народа. И наши русские отцы, наставляя наших русских детей, наверное, должны рассказывать о том, как Господь помог нам на Куликовом поле одолеть мощного врага, какие казни Господь насылал на большевицкое царство так, что оно разрушилось само по себе, и о других каких-то знаковых событиях из нашего прошлого. Это очень важно, когда дети воспитываются с уверенностью, что если и их когда-нибудь коснется угнетение или порабощение, то Бог обязательно придет на помощь. Потому что Господь Своих не забывает, Он всегда помнит и промышляет о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Этот протест, впрочем, выражен в книге Исход: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сём, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним.» ( Исх. 21:28–31 ). Этот текст вместе с тем служит лучшим доказательством того, что Моисей не мог черпать непосредственно из законов Хаммурапи, так как в них установлена вовсе не смертная казнь, а, при наличии предварительного предупреждения, денежное взыскание: «Если бык при своем хождении по улице забодал человека и умертвил его, то это дело не имеет основания для иска. Если бык человека был бодлив, и его квартал сообщил ему, что тот бодлив, но не закутал ему рога, быка своего не спутал, и этот бык забодал и умертвил человека, то тот должен заплатить 1/2 мины серебра». 175 Смертная казнь устанавливалась, надо думать, в древнем первоначальном законе, который послужил образцом и для Моисея, с оговоркой, что если вол забодает несовершеннолетнего сына или дочь, то смертная казнь, как и в трех ранее упомянутых случаях, постигает сына или дочь хозяина быка. Против этого чисто варварского постановления протестует Библия . Обратим ещё наше внимание на две сходные статьи, которые по своему характеру и содержанию, относятся к примерам заимствования. В хеттских законах обращает на себя внимание следующее постановление: «Если кто-нибудь околдует человека и сделает его больным, то он должен за ним ухаживать и дать вместо него человека, и тот должен работать для его дома до тех пор, пока он не поправится; а когда поправится, то околдованный должен дать ему 6 полусиклей серебра, и плату врачу он же должен дать. Если кто проломит голову свободному, то он должен за ним ухаживать, и должен дать вместо него человек, и тот должен работать для его дома, пока он поправится; когда же он поправится, то он должен дать ему 10 полусиклей серебра и должен дать плату врачу – 3 полусикля серебра.» 176

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Неоднократно и разным образом Господь истреблял врагов своего народа, иногда и при посредстве ангелов, как это было в Египте. Так и теперь совершает казнь Божию ангел Господень, может быть верховный вождь небесных Сил, ревностный защитник народа Божия, Архистратиг Михаил ( Дан.10:13,21 ; гл.12:1). 60 Совершив эту казнь над дерзким врагом Божиим, может быть, действием какой-либо стихийной силы, – ударами молнии или силой жгучего и удушающего ветра (ср.гл.30:30–33; 31:8; 33:11–12), – Бог истребил эти сто восемьдесят пять тысяч воинов – большую часть ассирийского войска, которого было под начальством самого царя и Рапсака, конечно, на много больше, так как Сеннахирим хвалился, что ногами своих боевых коней он осушил источники и реки (ст.25). А оставшиеся, вставши утром, увидели мертвые тела погибших и, конечно, пришли в ужас от страшного поражения. Теперь, имея только немногочисленный остаток войска и притом пораженный страхом, Сеннахирим вынужден был поспешно удалиться от святого города Давидова и поселился в своей столице – Ниневии. 38. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него. (И внегда поклонятися ему в дому Насараху отечества начальнику своему, Адрамелех и Сарасар сынове его убиша его мечми, сами же убежаша во Армению, и воцарися Асордан сын его вместо его). Сеннахирим знал, какому Богу служит иудейский царь Езекия, видел над своими войсками страшную казнь Бога Езекии; и, по своей безумной гордости, не преклонился перед Его властью, не исповедал Его могущества... Поэтому Господь поражает Сеннахирима ужасной и позорной смертью – его убивают мечами его родные дети, Адрамелех и Сарасар, точнее Шарецер (что произошло через 14–15 лет по возвращении из Иудеи); а сами, может быть, опасаясь мести третьего брата – Асордана, убежали в Армению (точнее – в горы Араратские, см. Товита гл.1:21). По смерти Сеннахирима воцарился сын его Асардан или Сахердан, который благоволил к народу Еврейскому, как видно из того, что он поставил Ахиахара Анаила, племянника Товита или двоюродного брата Товии, над всей счетной частью царства своего и над всем домоправлением. Ахиахар был и виночерпий, и хранитель перстня – печати, и домоправитель, и казначей; и Сахердан поставил его вторым по себе ( Тов.1:22 ). 61

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Исх.10:16 .  Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; Исх.10:17 .  теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть. В просьбе фараона помолиться сказывается как сознание личного бессилия, так и бессилия своих богов, оказавшихся не в состоянии защитить от саранчи оберегаемые ими, по воззрению египтян, сады и поля. Исх.10:18 .  [Моисей] вышел от фараона и помолился Господу. Исх.10:19 .  И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской. Исх.10:20 .  Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых. С минованием бедствия исчезает в душе фараона чувство смирения, сознание своей виновности ( Исх.10:17 ). Исх.10:21 .  И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Исх.10:22 .  Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; Исх.10:23 .  не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. Описание девятой казни отмечает прежде всего сопровождающее ее символическое действие – поднятие Моисеем рук к небу, чем и вызвано наступление тьмы; затем густоту мрака (осязаемая тьма), доходившую до того, что никто ничем не мог заниматься, трехдневную продолжительность казни и, наконец, чудесное освобождение от нее земли Гесем. По первому и последнему признаку новая казнь является сверхъестественным явлением. Но так как один из ее элементов – густой мрак наблюдается во время юго-западного ветра хамсина, то и всю девятую казнь отождествляют с обычным для Египта явлением. Начало такому пониманию положил текст LXX, говорящий при описании девятой казни о «тьме, мраке и буре», – последняя – постоянный спутник хамсина, и автор книги Премудрости Соломоновой ( Прем. 17 ). Но при сходстве девятой казни с хамсином между ними есть, однако, и существенное различие. Сущность первой полагается в тьме; об удушливом воздухе и раскаленном песке – главных элементах хамсина в Библии нет упоминания. О буре говорит текст LXX, но с масоретским чтением совпадает Вульгата, Таргум Онкелоса, переводы сирский, арабский и самаританский. Затем хотя хамсин дует в течение двух, трех, четырех дней, но не непрерывно. Самое большее он продолжается 12 часов, так как не дует ночью. Следовательно, при хамсине не может быть непрерывной трехдневной тьмы. Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра, бога солнца, подчинившегося теперь воле Всевышнего и оказавшегося не в состоянии дать своим почитателям хотя бы частицу света.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Возлюбленные христиане! Видим наших душевных врагов, которые не временно, но навечно хотят нас погубить, видим и помощь в подвиге против них. Станем же, станем крепко и укрепимся силой Всесильного Иису­са, Спасителя нашего, и не допустим им нами обладать, тогда и венцом победы от Подвигоположника Иисуса увенчаемся! Господи Иису­се, смерти и ада Победителю, помоги нам! Без Тебя ничего не можем, с Тобой все можем. Аминь. Слово двадцать первое. О угрозах Божиих    Видим угрозы, написанные в Святом Пи­сании, через которые Бог временной и вечной казнью грозит нераскаянным грешникам. Ибо как царь, пекущийся о добром состоянии своего государства, издает полезный указ и в указе объявляет, что должны и чего не долж­ны делать его поданные, а в указе и казнь за­конопреступникам полагает, сказано: то и то будет преступившим указ, — так и Царь Не­бесный Господь Бог издал Свой святой и пра­ведный закон всем людям, чтобы они по пра­вилу этого закона жили и себя исправляли, и что Он запрещает, от того уклонялись, а что повелевает, то бы творили. А преступникам закона временную и вечную казнь объявил: «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10). «Боязливых же и не­верных, и скверных и убийц, и любодеев и чаро­деев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр 21:8). «Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смер­ти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс 7:13—14). «Низведет Он на грешников сети: огонь и сера, и дух бурный — их доля из чаши» (Пс 10:6). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не на­следуют» (1 Кор 6:9—10).    Эти и другие угрозы Божии страшны нам, но они великое человеколюбие Божие нам показывают. Потому что ничто так не обра­щает грешника к покаянию, как угрозы каз­ней. Через обещание благ зовет нас Бог к Се­бе и вечному спасению, а через угрозу казни побуждает, понуждает и убеждает. Потому Он грозит грешникам, что не хочет их погубить. Потому и являет гнев Свой, чтобы мы стра­хом этого гнева себя исправляли и избегали бы вечной казни. Ибо если страх пред земным царем от многого зла нас отвращает, то тем более страх пред Небесным Царем силен от­вратить нас от всякого зла и подвигнуть к по­каянию, если часто будем рассуждать о пра­ведном гневе Его против греха и о страшных Его угрозах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  Видим угрозы, написанные в Святом Писании, через которые Бог временной и вечной казнью грозит нераскаянным грешникам. Ибо как царь, пекущийся о добром состоянии своего государства, издает полезный указ и в указе объявляет, что должны и чего не должны делать его поданные, а в указе и казнь законопреступникам полагает, сказано: то и то будет преступившим указ, – так и Царь Небесный Господь Бог издал Свой святой и праведный закон всем людям, чтобы они по правилу этого закона жили и себя исправляли, и что Он запрещает, от того уклонялись, а что повелевает, то бы творили. А преступникам закона временную и вечную казнь объявил: Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф 3:10). Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр 21:8). Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых (Пс 7:13-14). Низведет Он на грешников сети: огонь и сера, и дух бурный – их доля из чаши (Пс 10:6). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют (1 Кор 6:9-10). Эти и другие угрозы Божии страшны нам, но они великое человеколюбие Божие нам показывают. Потому что ничто так не обращает грешника к покаянию, как угрозы казней. Через обещание благ зовет нас Бог к Себе и вечному спасению, а через угрозу казни побуждает, понуждает и убеждает. Потому Он грозит грешникам, что не хочет их погубить. Потому и являет гнев Свой, чтобы мы страхом этого гнева себя исправляли и избегали бы вечной казни. Ибо если страх пред земным царем от многого зла нас отвращает, то тем более страх пред Небесным Царем силен отвратить нас от всякого зла и подвигнуть к покаянию, если часто будем рассуждать о праведном гневе Его против греха и о страшных Его угрозах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Тогда исполняется воля Небесного Отца, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Ибо «на небесах... радость бывает об одном грешнике кающемся», – говорит Христос ( Лк 15:7 ). 6) Бог не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и был жив, как говорит через пророка: «Разве Я хочу смерти грешника, говорит Адонаи Господь, а не того..., чтобы он обратился от пути зла и жив был?» ( Иез.18:21–23 ). Итак, хочет обратившегося помиловать и вечную жизнь подать ему. 7) Бог обещает и грехов кающегося не помянуть, как через того же пророка говорит: «Беззаконник, если обратится от всех беззаконий своих, которые сотворил, и сохранит все заповеди Мои, и сотворит суд и правду и милость, жив будет и не умрет: все согрешения, которые сотворил, не помянутся ему, но в правде своей, которую он сделал, жив будет. ( Иез.18:21–23 )? 8) Бог нехотение Свое, которым не хочет смерти грешника, и клятвой утвердил, чтобы мы не сомневались к Нему с покаянием приходить. «Живу Я, говорит Адонаи Господь, не хочу смерти грешника, но чтобы нечестивый обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ). О, неизреченная милость Бога нашего, Который ради бедного грешника клянется! О блаженство тех, ради которых Бог Великий и Создатель наш клянется! О окаянство тех, которые и клятве этой не верят! 9) Бог в Писании Своем объявил, что Сын Его Иисус Христос будет судить весь мир и воздаст каждому по делам его. Итак, тем самым милостиво предостерегает и поощряет к покаянию, чтобы, покаявшись, страшного осуждения по делам избежали. 10) Бог грозит казнью не желающим каяться. " Если не обратитесь, оружие Свое очистит», и прочее ( Пс.7:13 ). Итак, тем самым хочет кающегося помиловать. 11) Бог и казнь определенную отвращает, если видит кающихся грешников. Так отвратил казнь от ниневитян кающихся. «И увидел Бог дела их, что... обратились от путей своих лукавых; и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» ( Ион.3:10 ). 12) Христос, Сын Божий, ради того на землю пришел, чтобы грешников призвать на покаяние, как Сам объявляет: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк.19:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

А то обстоятельство, что в послании ангелу церкви Смирнской Апокалиптик после речи о вражде к христианам со стороны иудеев говорит сейчас же, по-видимому, о преследовании со стороны языческих властей, указывает на то, что уже во время написания Апокалипсиса можно было предвидеть объединение двух враждебных сторон – иудеев и язычников в общей ненависти к христианам. Это объединение, между прочим, впоследствии для истории ярко засвидетельствовано процессом Поликарпа Смирнского . В упомянутом месте мы читаем: „Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни“ ( Откр.2:9:10 ). Нам указывают, что „темница“ здесь должна быть понимаема символически, как образное обозначение всех тех страданий, которые должны будут претерпеть христиане. Это, будто бы, необходимо потому, что тюрьмы, как особого наказания, у римлян не существовало, а заключение практиковалось только для осужденных на смертную казнь 653 . Но если смертная казнь христиан не практиковалась часто, – или, если угодно, и совсем, – во время написания Апокалипсиса, то о них известно было из прошлого, и кровавое время Нерона, конечно, для писателя не прошло даром. А наконец, здесь говорится о будущем, и ни с какой точки зрения мы не имеем права отрицать у писателя возможности предведения будущего положения церквей в государстве. Ввиду того, что церкви находятся накануне систематического кровавого преследования, „побеждающий“ утешается тем, что он „не потерпит вреда от второй смерти“ ( Откр.2:11 ). На предстоящее тяжелое положение христиан указывается и в послании ангелу церкви Филадельфийской, хотя здесь уже предсказание выражено не совсем в точных терминах, а потому оно может и толковаться в более широком смысле. Но ввиду того, что обещание в Откр.3:10 имеет, по нашему мнению, чисто личностный характер, мы понимаем его в узком историческом смысле, – предстоятелю говорит Господь: „И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010