В смысле иносказательном, кедры ливанские (ср. Ис. 2:12–13 ; Зах. 11:1–2 ; также Пс.36:37 по гр.-лат.-слав.), также как и высокие горы ( Ис.2:14 и 17; 40:4), – образ сильных и гордых нечестивцев, враждебных слову евангельской проповеди и противящихся действию божественной благодати; сокрушение и исторжение их – образ грозного суда Божия над гордыми нечестивцами и их погибели ( Иез.31:12 и 16–17; Ис.10:33 ; Авв. 3:6 ); скаканье по гласу Иеговы – изображение покорности Божественному слову и радостно благоговейного последования ему ( Пс.113:4, 6–7 ; Ис.55:11–12 ; ср. Мф.11:17 ). Так Господь в устроении и утверждении новозаветной церкви своей на земле сокрушил все противные силы» (ср. Василий В. 2-я бес. на Пс.и св. Афанасий), то поражая и низлагая гордых и ожесточённых врагов евангелия праведным судом Своим (см. выше объясн. на Пс.2:5 ; ср. св. Кирилла Александрийского Глафира кн. 7-я), то силою Своего слова «смиряя всякое возношение, взимающееся на разум Божий ( 2Кор.10:5 )» и преклоняя в послушание веры надменные и строптивые сердца людей» (Василий В. бес. на Пс.2 -я, также бес. 1-я и в толк. на Ис.2:12 и 13:6; ср. бл. Августина и толк. припис. бл. Иерониму). Слав.-гр.-лат. пер. 6 ст. даёт несколько иной смысл и истнитъ к тельца и возлюбленный к сынъ т. е. Господь, сокрушая кедры ливанские, – образ сильных врагов Израиля, – совершенно сотрет и обратит их в прах с такою же лёгкостью, как поражает пасущихся на том же Ливане тельцов, которые также служили образом сильных противников ( Пс.21:13 ); между тем как при этом истреблении враждебных сил, возлюбленный Божий Израиль пребудет твёрд и непреодолим, как молодой единорог, представляющий собою образ особенной крепости и неодолимой силы (ср. Пс.111:11 ; также Пс.77:69 по слав.-греч.). Оо. и уч. ц. под сокрушением тельца ливанского разумели истребление идолопоклонства, подобно тому, как истёрт был в порошок и истреблен Моисеем золотой телец (Вас. В., бл. Феодорит и Зигабен; также Евсевий и Афанасий), а под подобным единорогу возлюбленным – то самого Христа Спасителя, как возлюбленного Сына Божия, имеющего единую со Отцом всемогущую силу (Вас. В., Августин и Зигабен), то народ, уверовавший в Него, который пребудет непобедим и непреоборим, как освободившийся от многобожия и чествующий единое Божество» (бл. Феодорит; ср. также св. Афанасия).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Связь гимнографии со Священным писанием проявляется в случае канона уже в его структуре: количество песен-од канона (теоретически девять, в подавляющем большинстве канонов восемь) определено числом гимнов, усвоенных богослужением из обоих Заветов (не считая псалмов). Это: 1) песнь Моисея после перехода Чермного моря (Исход, гл. 15, ст. 1–19), 2) предсмертная песнь Моисея (Второзаконие, гл. 32, ст. 1–43), 3) молитва Анны (I кн. Самуила, гл. 2, ст. 1–10), 4) молитва Аввакума (Аввакум, гл. 3, ст. 2–19), 5) молитва Исайи (Исайя, гл. 26, ст. 9–19), 6) молитва Ионы (Иона, гл. 2, ст. 3–10), 7) молитва Азарии (Даниил, гл. 3, ст. 26–45), 8) песнь трёх отроков (Даниил, гл. 3, ст. 52–88) и 9) песнь Богородицы (Лука, гл. 1, ст. 46–55). При исполнении в церкви стихи библейских гимнов перемежались одами канона. И подобно тому, как второй из гимнов Писания – полная мрачных предвидений песнь Моисея из книги Второзакония – вне времени великого поста не исполняется, вторая песня в большинстве канонов (точнее, во всех канонах, не предназначенных для периода великого поста) отсутствует. Следом за первой сразу идет третья песня, так что последняя ода канона всегда называется девятой, даже когда по счёту она восьмая. После каждой песни канона звучит особая строфа – катавасия 22 , а после шестой песни – кондак и икос 23 – две неравные строфы, представляющие собой остаток кондака в том смысле, в каком говорилось о нём выше. Иногда после шестой песни следует целый старый кондак (акафист), т. е. ряд строф-кондаков в паре с икосами. Если канон был посвящён святому, то за шестой песней читалось как составная часть службы житие этого святого 24 . Первая строфа каждой песни канона (по большей части лишь указываемая по первым словам) носит название ирмоса (ερμς), остальные – тропарей (τροπριον). Ирмос всегда более древнего происхождения, чем сам канон, и представляет собой фрагмент какого-либо старого церковного песнопения. Постановкой ирмосов во главе песен канона достигалась двоякая цель. Во-первых, таким путём сохранялась гимнографическая традиция – старый напев, старый размер и старый текст, поскольку ирмос служил образцом формы для последующих строф-тропарей; во-вторых, задачей ирмоса было связать по содержанию оду канона с соответствующим ветхо- или новозаветным гимном (слово «ирмос» по-гречески и означает «сцепление», «связь»), и, значит, наличие ирмоса избавляло автора нового канона от этой задачи, делало его тематически свободным. Ирмосы, каждый со своей музыкально-интонационной нотацией, были вынесены в особую книгу – Ирмологий. Потому творцы канонов могли, не создавая новых, не переписывать и старых ирмосов, а просто в начале од своего произведения указывать тот или иной из них по его первым словам; например: «Вооружена фараона», «Яко по суху», «Утвержий небеса», «Христос мне сила» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Т. 2. Отд. 3. С. 1-34; Макарий [Миролюбов], архим. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева мон-ря. М., 18622. С. 120; Сгибнев А. С. Ист. очерк главнейших событий в Камчатке, 1742-1759 гг.//Морской сб. 1869. Т. 102. 5. Неофиц. отд. С. 55-57, 66; Строев. Списки иерархов. Стб. 39, 159, 173; Григорий [Воинов-Борзецовский], архим. Высокопетровский мон-рь в Москве//Рус. достопамятности. М., 1880. Т. 3. 5-я паг. С. 17; Словцов П. А. Ист. обозрение Сибири. СПб., 1886. Кн. 2. С. 15-17; Ковалёв А. А. Ист. описание ставропигиального 2-кл. Заиконоспасского мон-ря в Москве на Никольской ул. М., 1887. С. 59-60; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киевской акад. К., 1906. Отд. 2. Т. 2. С. 142-143; Рункевич С. Г. Кексгольмские архиереи//ПБЭ. Т. 11. Стб. 373; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1913. Т. 2. C. 265-269, 317-320; Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII в.: Сб. арх. мат-лов. Л., 1935. С. 10, 16, 17, 96-105; Огрызко И. И. Очерки истории сближения коренного и рус. населения Камчатки (кон. XVII - нач. XX в.). Л., 1973. С. 181; Вахрин С. И. Предыстория Камчатской епархии//Краеведческие зап. Петропавловск-Камчатский, 1993. Вып. 8. С. 163-166; Наумова О. Е. Иркутская епархия XVIII - 1-й пол. XIX в. Иркутск, 1996. С. 5, 46, 54, 60, 65, 80, 134, 158-159; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 215-216; Горбачёва В. В. Из истории духовной миссии архим. Иоасафа (Хотунцевского) на Камчатке//Христианский мир: Религия, культура, этнос: Мат-лы науч. конф., дек. 2000 г. СПб., 2000. С. 100-109; Нестор (Анисимов), митр. Православие в Сибири: Ист. очерк//Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 487; Андрушко В. О. Хотунцевський (Хотунцевич), akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст.: Енцикл. видання/Упор.: З. I. Хижняк; ред.: В. С. Брюховецький. К., 2001. С. 574; Дмитриев А. П. История Корельской (Кексгольмской) епархии: Еп. Иоасаф (Хотунцевский; 1858-1859)//Вуокса: Приозерский краевед.

http://pravenc.ru/text/578110.html

Перепеч.: Голубинский Е. Е. О значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 45–51. Голубцов А. П. О значении пр. Сергия Радонежского в истории русского монашества//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1892. Сентябрь. С. 295–339. Гордеева Л. Два покрова преподобного Сергия Радонежского//Новая книга России. Православный иллюстрированный ежемесячный журнал-обозрение. 2000. 10. С. 55–58. Гордеева Н. О датировке иконы «Ростовские чудотворцы и Сергий Радонежский»//Золотой Рожок. Сборник статей о древнерусской культуре и искусстве. Вып. 2. М., 1999. С. 91–102. Горев М. В. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. М., 1920. Горковенко А. Е. «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева. Прочтение XX века//Славянская культура. Традиции и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. Чита, 1995. С. 30–33. Горловский Ал. На холме Маковец//Наука и религия. 1986. 5. С. 36–40; 7. С. 36–39. Горностаев В. Праздник святой Троицы в лавре Сергиевой//Журнал Московской патриархии. 1974. 8. С. 5–6. Горчакова Е. С., кн. Житие преподобного Сергия Радонежского и описание св. Троице-Сергиевой лавры и ее окрестностей. – 2-е изд.: М., 1892. Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII–XVIII вв.//Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 г. (Труды Государственного исторического музея. Вып. 99). М., 1998. С. 227–237. Гусева Э. К. Об иконе преподобного Сергия Радонежского в житии круга Дионисия из Троицкого собора//Искусство древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994. С. 91–116. Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию»)//Искусство средневековой Руси (Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский кремль». Материалы и исследования. Т. XII). М., 1999. С. 120–138. Десятников В. На пути к Троице//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 475–495. Дмитриев Д. С. Пр. Сергий, великий поборник земли русской и его обитель. М., 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14. Какая взаимосвязь естественного и сверхъестественного способа богопознания? 15. Объясните, что такое Священное Писание в контексте взаимосвязи естественного и сверхъестественного способа богопознания. 16. Развивалось ли сверхъестественное Откровение? Обязательно к прочтению: Каллист (Уэр) , епископ Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. 32 с. 2. Михайлов П. Б. Прп. Максим Исповедник о естественном созерцании//Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2013. С. 74–84. Рекомендуемая литература: 1. Богопознание//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 476–486. 2. Естественное и сверхъестественное богословие у св. Григория Нисского //Философия религии: Альманах. Наука. М., 2007. Вып. 1. С. 264–281. 3. Естественная теология в латинской патристике//Философия религии: Альманах. Наука. М., 2007. Вып. 1. С. 282– 301. 4. Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. 466 с. 5. Давыденков Олег , прот. Понятие о богопознании и его границах//Догматическое богословие. М., 2005. С. 59–78. 6. Иларион (Алфеев) , игум. Учение свт. Григория Богослова о Святой Троице//Материалы международной богословско–философской конференции «Пресвятая Троица»//М., 2001. С. 126–155. 7. Иларион (Алфеев) , митр. Вероучение. Гл. 1–2//Православие. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. Т. 1. С. 337–473. 8. Каллист (Уэр) , еп. Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. 32 с. 9. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к авве Фалассию. Вопросы XIII, XIV, XIX//Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 55– 57, 67. 10.Михайлов П. Б. Прп. Максим Исповедник о естественном созерцании//Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2013. С. 74–84. 11.Михайлов П. Б. Эвристические возможности естественной теологии//Категории богословской мысли. М.: ПСТГУ, 2013. С. 48–73. 12.Попов И. В. Естественный нравственный закон. Психологические основы нравственности. Сергиев Посад, 1897. VIII, XIX, 597, III с. 13. Сильвестр (Малеванский) , еп. Истина бытия Божия. О познаваемости Бога при непознаваемости Его существа. О способах богопознания и их значении//Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 1. С. 181–325.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 5129; Ф. 815. Оп. 16. Д. 8084; Ф. 834. Оп. 4. Д. 804; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 9. Д. 239; Оп. 10. Д. 694; Оп. 11. Д. 222; 602; Оп. 15. Д. 181; РНБ ОР. Ф. 29. Аракчеев А. А. 34. Л. 4-20 об. (1831 г.); Ф. 203. Голицын А. Н. 21 (1823 г.); Ф. 608. Помяловский И. В. 203 (1819-1824 гг.). Ист.: Письма к Я. И. Бередникову//Очерк жизни бывш. Коневского строителя и Тихвинского архим. о. Илариона. СПб., 1861. С. 15-22; Письма к Я. И. Бередникову// Мордвинов И. П. Тихвинская старина: Сб. мат-лов к истории г. Тихвина и Нагорного Обонежья. Новгород, 1911. С. 8-9; Бердниковский архив: Письма А. П. Римского-Корсакова к Я. И. Бердникову, 1827-1853//РА. 1916. Кн. 2. 5/6. С. 26-27; Письма к Я. И. Бередникову//ПФА РАН. Ф. 345. Оп. 3. Д. 294; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полн. собр. творений: В 8 т. М., 2007. Т. 7. С. 213-214. Лит.: Бередников Я. И. Ист.-стат. описание 1-кл. Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. СПб., 1859. С. 55-56, 63, 80, 124; Очерк жизни бывш. Коневского строителя и Тихвинского архим. о. Илариона. СПб., 1861; Ист.-стат. описание Рождественского Коневского мон-ря. СПб., 1869. С. 30-34, 38, 49-50, 60-63, 65, 75-77; Строев. Списки иерархов. Стб. 22, 64, 286, 995; Барсуков Н. П. Жизнь и труды П. М. Строева. СПб., 1878. С. 517; Пимен (Гаврилов), архим. Богородице-Рождественский Коневский мон-рь. СПб., 18992. С. 56-62; Иларион (И. А. Кириллов), архим.//РБС. 1914. Т.: Ибак - Ключарев. С. 82; Берташ А. В., Арсений (Хейкинен), иером. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского мон-ря. СПб., 1993. С. 18-20; Житие оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). Козельск, 1994. С. 22-23; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. СПб., 1999. С. 41, 43; Колесникова Л. А. Я. И. Бередников и его труд об истории Тихвинских мон-рей//Ист.-стат. описание Тихвинского Богородицкого мон-ря. СПб., 2004p. Прил. С. 7; История Тихвина в лицах: Библиогр. указ./Сост.: А. А. Титова. Тихвин, 2004. Вып. 1. С. 76; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 125-126; Настоятели Тихвинского Богородичного Успенского муж. мон-ря/Сост.: Г. П. Райков. Тихвин, 2006. С. 20-21.

http://pravenc.ru/text/389185.html

П. стал 1-м предстоятелем ФПЦ, имевшим монашеский постриг. Глубокое внимание уделял монашескому деланию, непрерывно творил Иисусову молитву и учил ей своих духовных чад, строго соблюдал посты. Важным считал ежедневное совершение литургии, в последние годы жизни (после выхода на покой) устроил в своей квартире домовый храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы и служил ежедневно. Стремился к молитвенному уединению: с лета 1964 г. все свободное время проводил на даче - на небольшом острове на озере в 40 км от Куопио. Особое попечение оказывал Нововалаамскому мон-рю; по его инициативе в 1975-1977 гг. был возведен и 5 июня 1977 г. освящен каменный Спасо-Преображенский храм мон-ря (до этого монахи служили в храме, устроенном из 2 деревянных амбаров, ныне - Старый храм, или храм Всех святых, на Валааме просиявших). В торжествах участвовали делегации РПЦ, Православной Церкви в Америке и Православной Церкви Чешских земель и Словакии. По окончании литургии выступил хор под упр. П. (ЖМП. 1977. 10. С. 55-56). В 1987 г. учредил празднование в честь чудотворной Валаамской иконы Божией Матери и написал тропарь и кондак празднику (1-е празднование состоялось в 1988). Награды: медаль Зимней войны (1940, Финляндия), Крест свободы с 4 мечами (1943, Финляндия), Большой крест со звездой ордена Святого Агнца (1960, ФПЦ), орден Белой Розы 1-й степени (1964, Финляндия), Золотой почетный орден вмч. Георгия 1-й степени (июнь 1967, Грузинская Правосл. Церковь - ЖМП. 1967. 8. С. 9), орден св. кн. Владимира 1-й степени (23 июня 1967, РПЦ - Там же. С. 2, 9), большой крест ордена «Феникс» (1972, Греция), большой крест ордена ап. Павла (1972, Элладская Православная Церковь), орден св. равноап. Марии Магдалины 1-й степени (1972, Польская Православная Церковь), большой крест ордена Льва (1979, Финляндия), орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (РПЦ; 3 сент. 1981 - Там же. 1981. 11. С. 6) и др. Воспоминания о П. оставили митр. Амвросий (Яаскеляйнен), архиеп. Лев (Макконен), архим. Сергий (Раяполви), прот. Александр Шмеман, Е. Б. Павинская, Э. Карьялайнен, мон. Христодула (Лампи), Э. Пииройнен, Т. Лайтила и др. Труды

http://pravenc.ru/text/2581925.html

Постройки, в т. ч. храм, кельи, трапезная, отремонтированы, устроена колокольня, возведена ограда (2005). 22 авг. 1999 г. состоялось освящение Благовещенской ц. 15 дек. 2012 г. случился пожар, причинивший значительный ущерб братскому корпусу. По завершении восстановительных работ в жилом корпусе устраивается домовая церковь. 10 нояб. 2011 г. Л. м. посетила делегация из афонского монастыря Ватопед во главе с архим. Ефремом (Куцу), которая передала в дар список иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», выполненный ватопедскими монахами. 19 апр. 2013 г. в обитель был доставлен точный список иконы Божией Матери «Всецарица», созданный также иноками Ватопедского мон-ря. 21 сент. того же года в Л. м. был привезен точный список иконы Божией Матери «Геронтисса». Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 989; Оп. 442. Д. 1084; Ф. 824. Оп. 2. Д. 113, 114, 117, 163; НИА Беларуси. Ф. 1532. Д. 1-2. 1801-1839 гг. Ист.: АВАК. 1889. Т. 16. 59. С. 99; 94. С. 130; 238. С. 563-566; 240. С. 568; 253-254. С. 591; 257. С. 592-593; 281. С. 627-633. Лит.: Зеленский И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Минская губ. СПб., 1864. Т. 15. Ч. 1. С. 563; Николай (Долматов), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 154-157; Зверинский. 1890. Т. 1. 41. С. 86; Богдановский К. Мон-ри Минской епархии с древнейших времен//Минские ЕВ. 1895. 1; Памятная книжка Минской епархии, 1901 г. Минск, 1901. С. 21-22; Товаров А. В. Ист.-стат. справочная книжка Минской епархии. Минск, 1903; Денисов. 1908. 430. С. 376; Квитницкая Е. Д. Мон-ри XVIII в. с безбашенными храмами в Белоруссии//Архит. наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 94-103; Збор ricmopыi i культуры Бeлapyci: Mihckaя вобл. Mihck, 1987. Кн. 1-2; Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Минск, 1993; Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: Сакральная apximэkmypa белорус. Барока. Mihck, 2001; Kyлarih А. М. храмы на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik. Mihck, 2001. С. 118-119; Яpaшэbiч А. А. манастыр Дабравешчання//Pэлiriя i царква на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik/Гал. рэд. Г. П. Mihck, 2001. С. 184; Фонды Нац. ист. архива Беларуси: Справ./Сост.: Г. Е. Акулович, А. Ф. Александрова, О. В. Бобкова и др. Минск, 2006. С. 196, 253; Слюнькова И. Н. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Российской империи. М., 2010; Благовещенский Ляденский муж. мон-рь. Ляды; Минск, 2014; Борун Е. Н. Правосл. мон-ри на территории Беларуси (1839-1917): Структура и социально-культурная деятельность//Вестн. Полоцкого гос. ун-та. 2015. Сер. А. 1. С. 55, 56-63.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

7 Лебедев А. П. Указ. соч. С. 291. Об этом печальном событии см. Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, Х и XI веках. Изд. 2. М., 1902. С. 350–381; Скабаланович М. Разделение Церквей при Патриархе Михаиле Керулларии//Христианское чтение. СПб., 1884. Ноябрь – Декабрь. С. 626–656; Христианское чтение. СПб., 1885. Ч. 1. С. 95–145. 8 Чичуров И. С. Антилатинский трактат Киевского Митрополита Ефрема (ок. 1054/55–1061/62 гг.) в составе греческого канонического сборника Vat. Gr. 828//Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Богословие, философия. М., 2007. 3(19). С. 122. 9 Чичуров И. С. Указ. соч. С. 120. Автор допускает прибытие Митрополита Ефрема в Киев “(самое позднее) летом — осенью 1055 г.” (Там же. С. 121). 10 Чичуров И. С. Схизма 1054 г. и антилатинская полемика в Киеве (середина XI – начала XII в.)//Russia mediaevalis. München. T. 9, 1. С. 49; Чичуров И. С. Избранные труды. К 60-летию Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2007. С. 234. 14 Византийские тексты, посвящённые данной тематике, см. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI–XII веках. Опыт исторического исследования. СПб., 1879. С. 325–405. 16 Турилов А. А.; Флоря Б. Н. Христианская литература у славян в середине Х–середине XI в. и межславянские культурные связи//Христианство в странах восточной, юго-восточной и центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 439. 17 Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. С. 276. 18 ПСРЛ. Т. 43. М., 2004. С. 54–55; ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 122; ПСРЛ. Т. 15. СПб., 1863. Стб. 152; ПСРЛ. Т. 9. М., 2000. С. 91. Некоторые соображения о причинах осуждения иерарха см. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Кн. 1. М., 1901. С. 300. 19 Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в.//История СССР. 1970. 3. С. 121–122. 20 Святые Новгородской земли, или история Святой северной Руси в ликах X–XVIII вв.Т. 1: X–XV вв. Великий Новгород, 2006. С. 41. См. также: Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 80.

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ef...

В нач. 90-х гг. XX в. на территории Акатова во имя свт. Алексия женского мон-ря был устроен некрополь с захоронениями Воронежских архиереев, останки к-рых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Имя А. упоминается на одном из надгробий, однако неизвестно, находится ли здесь его могила. К 2001 г. завершалась подготовка материалов об А. для предоставления в синодальную Комиссию по канонизации : составлены житие, проект службы, написана икона; продолжается запись чудес по молитвам А., уточняется место его погребения. 26 мая 2003 г. А. был причислен к лику местночтимых святых, а в 2008 г. на Архиерейском Соборе прославлен в лике общецерк. святых. Ист.: Письмо обер-прокурора Св. Синода гр. Протасова от 5.02.1840 за 636 архиеп. Воронежскому и Задонскому Антонию (Смирницкому) об отказе его ухода на покой в Киево-Печерскую Лавру//ОР ГБЛ. Ф. 214. К. 55. Л. 60-61 об.; Светозаров Е. , свящ. Надгробная речь, сказанная при отпевании архиеп. Антония (Смирницкого) 26.12.1846//ОР ГБЛ. Ф. 214. К. 214. Л. 44; Письмо [о видении трех святителей: Митрофана, Тихона и Антония Воронежских]//РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. хр. 10253; Письмо [министра Двора гр. Адлерберга обер-гофмаршалу гр. Шувалову] от 24.01.1855//РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Ед. хр. 395. Л. 28-29 об.; Письма [архиеп. Антония (Смирницкого) к архиеп. Нижегородскому Иакову (Вечеркову). Июль]//ОР ГБЛ. Ф. 505. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 122-122 об., 137-137 об.; Рапорт архиеп. Воронежского и Острогожского Иосифа (Орехова) Святейшему Патриарху Алексию о перенесении останков свт. Антония (Смирницкого) в ограду Покровского кафедрального собора г. Воронежа. 760 от 24.10.1953. Ркп.//Арх. канцелярии Воронежского епарх. управления. Соч.: Письмо к отцу о пребывании Имп. Александра I в Киеве//ЧОИДР. 1862. Кн. 1. С. 188-190; Духовное завещание [пастве]/Сообщ. прот. М. И. Некрасов//ДЧ. 1893. Ч. 2. 6. С. 275-281; Проповеди//Полтавские ЕВ. 1883. 19; Слово на освящение новосооруженного храма во имя свт. Митрофана//Воронежский епарх. вестн. Воронеж, 1999. 1 (58). С. 6-12.

http://pravenc.ru/text/116018.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010