Визант. Жития И. М. неизвестны. Мнение о том, что первоначальное Житие было написано вскоре после кончины святителя его учеником игум. Петром ( Solovjev A. Svedoanstva pravoslavnih izvora o bogumilstvu na Balkanu//Godišnjak Historijskog društva Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 1953. God. 5. S. 10-19; Ангелов Д. Богомилството в България. София, 1969. С. 51-52, 55, 410-413) не находит подтверждения в источниках. В болг. средневековой житийной лит-ре И. М. посвящены краткая проложная повесть о перенесении мощей и пространное Житие. Повесть была составлена, очевидно, во 2-й четв. XIII в. в связи с перенесением мощей святителя в Тырново. Она сохранилась в многочисленных списках болг., серб. и рус. происхождения (см.: Петков Г. Стишният Пролог в старата бълг., сръбска и рус. лит-ра (XIV-XV в.): Археография, текстология и издание на проложните стихове. Пловдив, 2000. С. 110, 112, 116, 121, 149). Особое место в рукописной традиции памятника занимает более пространная, хотя и не содержащая дополнительных исторических сведений версия, изданная Л. Каравеловым по неизвестному ныне списку Пролога (см.: Каравелов Л. Сокол: Сб. от разни списания за прочитане. Букурещ, 1875. Кн. 1. С. 139-140; Иванов. 1970. С. 419-420). Публикатор считал ее первичной, однако датировка рукописи (XIII в.) и точность воспроизведения текста вызывают сомнения (Там же. С. 419). Пространное Житие было составлено в посл. четв. XIV в. Тырновским патриархом Евфимием. Биографическая канва повествования (см. выше) достаточно скудна, источники, к-рыми автор мог пользоваться, неизвестны. Несколько фактов, напр. личное знакомство И. М. с имп. Мануилом и влияние на его религ. политику, вызывают справедливое сомнение исследователей ( Евтимий, патриарх. 1990. С. 262, 266). Главное место в Житии занимает полемика с еретиками - армянами и богумилами, к-рую автор составил при помощи обширных цитат из глав 23-27 трактата Евфимия Зигабена «Догматическое всеоружие православной веры» («Догматики паноплиа»). Памятник достаточно широко представлен в южнослав., славяно-молдав. и рус. (см. ниже) рукописных традициях кон. XIV-XVII в. Вероятно, древнейший список Жития находится в т. н. «Зографском сборнике» 80-х гг. XIV в. (Ath. Zogr. 103 (II. R. 6)), к-рый, по мнению Й. Иванова, принадлежит самому автору либо его ближайшим сотрудникам ( Иванов. 1970. С. 421). Др. из древнейших списков текста (являющийся отрывком из сборника и, вероятно, привезенный В. В. Качановским в 1883 из Болгарии) хранится в Ин-те рукописей НБ Украины в Киеве (Ф. 310. 160) и датируется 70-ми гг. XIV в. ( Гнатенко Л. Слов " янська кирилична рукописна книга XIV ст. з фohдib Ih-my рукопису НБ Ykpaihu iм. В. I. Вернадського. К., 2007. С.114-116. 16). Как полемическое сочинение Житие И. М. включено в «Загребский сборник» Владислава Грамматика (1469 г.; Загреб. Архив ХАЗУ. III. a. 47). Почитание на Руси

http://pravenc.ru/text/389221.html

культуры такой религией может быть только христианство. О взаимосвязи религии и искусства критик также писал в статьях «О религиозном корне русского искусства» (1953), «Искусство как язык религии» (1958) и «Письма об иконе» (1959). По мнению В., источниками художественного творчества являются стихийное мировосприятие художника и религ. мировоззрение. Только через эту двойственность можно понять, в частности, христ. искусство, рождающееся из творческого инстинкта художника и из усвоения им сложившихся культурных форм (напр., архитектура Др. Руси сложилась под влиянием визант. искусства, но древнерус. зодчие придали ей своеобразие). В ст. «Религия и культура» (1965) В. доказывал, что религия является не частью культуры, но ее источником («культура - излучение религии»); культура нередко вступает в противоречие с религией, поскольку культурные ценности не тождественны религиозным. Кн. «Рим: Из бесед о городах Италии» (П., 1967) содержит размышления В. о церковной архитектуре и раннехрист. живописи. В лит. критике В. развивал идеи рус. символизма (Вяч. И. Иванова и др.), критиковал модернизм и формализм в лит-ре и искусстве, считал эстетическим идеалом «петербургскую поэтику» (Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам). Соч.: Знак и символ: Набросок вступления к общей теории знака//ПМ. 1942. Вып. 4. С. 25-40; Перерождение античного искусства//Там же. 1947. Вып. 5. С. 23-47; Крещальная мистерия и раннее христианское искусство//Там же. 1948. Вып. 6. С. 18-36; The Baptism of Art. L., 1950; Памяти о. Сергия Булгакова//ПМ. 1951. Вып. 8. С. 11-16; Вечерний день. Н.-Й., 1952; О религ. корне рус. искусства//Новый журнал. 1953. 33, 35; Задача России. Н.-Й., 1954, 1956; Mozaici veneziani. Mil., 1956; Образ человека в испанском искусстве: (О религ. основе испанского худож. творчества)//ПМ. 1957. Вып. 11. С. 45-61; Искусство как язык религии//ВРСХД. 1958. 50. С. 2-10; Письма об иконе: Письмо 1-е: Образ и символ//Там же. 1959. 55. С. 10-19; Les icones byzantines et russes. Mil., 1962; Религия и культура//ВРСХД.

http://pravenc.ru/text/150033.html

М. вновь не поехал в Москву, что объясняется или пролитовской позицией кн. Бориса Александровича, в т. ч. в церковных вопросах (тем не менее очевидно, что М. не присоединился к унии), или, по Э. Клюгу, тем, что «Борис не хотел, чтобы под московское влияние попал тот человек, которому он доверил столь важную роль на случай регентства при малолетнем княжиче (Михаиле Борисовиче.- М. П.)» ( Клюг. 1994. С. 332). Без участия М. в дек. 1459 г. в Москве состоялся Собор рус. епископов, к-рый отверг претензии Григория на епархии Сев.-Вост. Руси (ПДРКП. 83. С. 627-632; РФА. 2008. 14. С. 108-110). После кончины кн. Бориса Александровича ( 10 февр. 1461) и вокняжения 15 февр. 1461 г. в Твери его несовершеннолетнего сына Михаила Борисовича (род. в 1453) М. вынужден был (очевидно, под давлением боярского окружения нового правителя, в т. ч. братьев С. З. и Б. З. Бороздиных) оставить кафедру и удалиться на покой в Отрочь мон-рь. Это было сделано с целью улучшить отношения с Москвой. 22 марта в Москве (впервые в истории новгородско-тверских церковных отношений) новым архиепископом Тверским и Кашинским свт. Иона поставил Геннадия (Кожина) (1461-1477), младшего брата прп. Макария Калязинского и преемника М. в качестве архимандрита Отроча мон-ря. Геннадий в отличие от М. сразу дал присяжную грамоту о верности московскому митрополиту и непризнании униат. митр. Григория (РФА. 2008. 2. Стб. 82-83; 55. С. 201-202). М. скончался и был погребен в Отроче мон-ре. Согласно писцовой книге П. Д. Норбекова 1626 г., гробница М. (к-рый погребен под спудом) находилась за правым клиросом соборного Успенского храма, на нем имелась крашеная плащаница с образом М. и надписью «Епископ Тверскии Моисеи» ( Чередеев. 1859. С. 49). Ист.: АИ. Т. 1. 271. С. 502; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 496, 497; ПДРКП. 82. Стб. 625-626. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 452; Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 48-49; Первухин Г. П., прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 51-53; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 506-507; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994 (по указ.); Лурье Я. С. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Московского гос-ва. СПб., 1994. С. 137; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 31.

http://pravenc.ru/text/2563984.html

Women, residents of the Central Federal District and Moscow, office employees and respondents aged between 55 and 64 participate or want to participate in parish life more often than other groups, Sreda told Interfax-Religion on Wednesday. 77% of those who identify themselves as Orthodox believers are not involved in community life and 28%, mostly residents of small towns with populations of 50,000 to 250,000, parents of two children and respondents who described themselves as happy, want to participate but cannot for various reasons. Respondents over 65 years of age, residents of large cities except Moscow, parents with one child and citizens with health problems said they do not want to participate in community life. The poll was conducted in 100 cities and villages in 44 regions and involved 1,500 respondents. Patriarch Kirill of Moscow and All Russia said recently that the organization of appropriate and active community life ranks among the main tasks today. interfax-religion.com Другие публикации на портале: Книги «Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии»/Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с. Макграт Алистер Эдгар 10 Книги Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры). Филоненко Александр Семенович 10 Книги Вера и доверие. Дар и прощение/перев. с ит. И. Волковой; под ред У. Рахновской. М.: Никея, 2021. Бьянки Энцо, монах 10 Книги Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023. 10 Книги Византийская философия. Четыре центра синтеза /Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 Каприев Георгий 10 Книги Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария/под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл. Гарднер Иван Алексеевич 10 Книги Врата моря.

http://bogoslov.ru/event/2354187

В. Е. украшено 2 миниатюрами (возможно, утрачена миниатюра с евангелистом Матфеем, находившаяся между листами 28 и 29) с изображениями евангелиста Иоанна в позе писца (Л. 1 об.) и Христа-Еммануила на троне (Л. 76), а также заставками и инициалами старовизант. и тератологического стиля. Миниатюры выполнены в позднекомниновской манере непосредственно на пергамене, без грунтовки, тонировки и использования золота, замененного желтой краской. Изображение Христа-Еммануила - сокращенный вариант (только центральная фигура) композиции «Беседа отрока Иисуса с книжниками в Иерусалимском храме». Обе миниатюры В. Е. чрезвычайно близки, вплоть до деталей орнаментики, к изображениям евангелистов Матфея и Иоанна в греч. рукописи (Parisin. gr. 49. Fol. 1 и 2r), а также к миниатюре «Евангелист Матфей» в греч. рукописи южноитал. происхождения (Athen. Bibl. Nat. At. gr. 74. Fol. 4r) ( 1983. С. 90). Вскоре после создания В. Е. попало на Афон, где хранилось в келлии св. Саввы Сербского в Карее. Обнаружено там в 1859 г. архим. Леонидом (Кавелиным) , в том же году куплено еп. Порфирием (Успенским) ( Д. Каталог рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 10, 19-20, 39), поступило в имп. Публичную б-ку (СПб.) в составе его собрания в 1883 г. Рукопись расплетена и отреставрирована в 1966 г. в ГПБ (ныне РНБ), в наст. время хранится в виде несшитых тетрадей. Изд.: Врана J. Вуканово Београд, 1967. Лит.: Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизв. и неизв. памятниках. СПб., 1867. С. 20-36; Леонид (Кавелин), архим. Славяно-сербские книгохранилища на св. Афонской Горе, в мон-рях Хиландаре и Св. Павле//ЧОИДР. 1875. Кн. 1. С. 28-30; Стасов В. В. Славянский и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1884. Вып. 1. Табл. 16, 1-16; Кульбакин С. М. Заметки о языке и правописании Волканова Евангелия//ИОРЯС. 1898. Т. 3. Кн. 4. С. 1140-1172; Mosin V. Ornament juzhnoslovenskich rukopisa XI-XIII v.//Radovi Nauchnog drustva Bosne i Hercegovine. Br. 7. Odelenje istoriko-filoloskich nauka. Sarajevo, 1957. Knj. 3. S. 53-55. Sl. 53; Nedeljkovic O. Vukanovo Jevandelije i problem punog aprakosa//Slovo. Zagreb, 1969. Br. 18-19. S. 41-90; Д. Вуканово Црне Горе. Титоград, 1970. 1-2. С. 102-107; Врана J. Истина о noдpujemлy Вуканова филолог. Београд, 1970. 28. С. 453-473; П. «Приморски елементи» у орнаментици и мuhujamypu XIII в.//Ucmopuja Црне Горе. Титоград, 1970. 1-2. С. 123-129; Пешикан М. Колико je писара писало Вуканово филолог. 1979. 35. С. 147-158; J. Српске мuhujamюpe. Београд, 1983. С. 25-32, 34, 88-90; Ил. 8-10; СКСРК, XI-XIII, 57, 58; С. Запис старца Симеона на Вукановом Београд, 1994. Бр. 43-44. С. 201-210; Ка почецима српске писмености. Београд, 2001. С. 50-52, 79-82; он же. Запис старца Симеона у Вукановом 2002. 67. Св. 1-4. С. 63-85.

http://pravenc.ru/text/160995.html

Основными вкладчиками и постриженниками Б. м. были донские атаманы (часто ходатайствовавшие перед царями за обитель, напр. Епифан Радилов, Наум Васильев, Корней Яковлев, Фрол Минаев) и казаки. Опираясь на поддержку воронежского воеводы и Войска Донского, настоятели и ктиторы мон-ря часто вступали в конфликты с епархиальными архиереями, а иноки, не оставившие казачьих обычаев, споры с соседями зачастую решали с помощью оружия. 9 февр. 1686 г. Б. м. был приписан к воронежскому архиерейскому дому. Мон-рь продолжал принимать донских казаков, желавших принять постриг, др. людям нельзя было оставаться в мон-ре более 3 дней. Неск. раз Б. м. посещал свт. Митрофан , еп. Воронежский. В 1764 г. обитель была упразднена, Троицкий храм стал приходским. К наст. времени постройки мон-ря не сохранились. Ист.: Вейнберг Л. Б. Мат-лы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1891. Т. 2. С. 227-230; ДАИ. Т. 9. С. 106; Т. 10. С. 47; Донские дела. СПб., 1898. Кн. 4. Стб. 814; Окладныя книги Рязанской митрополии 1676 г. Воронежский и Елецкий у.//Воронежская старина. 1902. Вып. 1. С. 116; Переписные книги Воронежской епархии мон-рям 1702 г.//Там же. 1903. Вып. 2. С. 211; Мат-лы по истории монашества на Дону. I. Обзор грамот Коллегии экономии//Там же. С. 120-149; Мат-лы по истории монашества на Дону//Там же. 1904. Вып. 5. С. 17-20, 26-31. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ. Воронеж, 1800. С. 178-179; Положение мон-рей Воронежской епархии при свт. Митрофане//Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 170-210; Никольский П. В. Монашество на Дону//Там же. 1907. Вып. 6. С. 55-62, 130, 144-151; Олейников Т. М. Воронежский архиерейский дом в кон. XVII и XVIII в.//Там же. 1913. Вып. 12. С. 326, 336-347; Калганов Б. Н. Роль мон-рей в заселении и хозяйственном освоении Воронежского у. XVII века//История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж, 1986. С. 34-46; Глазьев В. И. Страницы ранней церковной и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у.//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. С. 57.

http://pravenc.ru/text/153237.html

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993. Церковь была выстроена по ходатайству и на средства Устюженской купеческой вдовы Елизаветы Яковлевны Белоусовой (урожд. Поздеевой) над могилой ее мужа Николая Павловича Белоусова (скончался 16 марта 1915 г.). Храм-памятник был приписан к Преполовенской кладбищенской церкви, в которой Н.П.Белоусов на протяжении 19 лет был помощником старосты (старостой был отец Е.Я. - Яков Михайлович Поздеев). Обращение Е.Я.Белоусовой в Новгродскую духовную консисторию с описанием обстоятельств стротельства и выбора места для церкви (ГАНО Ф.480, Оп.1, Д.4211) В документах советского периода церковь фигурирует под названием Никольская (что логично, если ее освящали в честь святого-покровителя Н.П. Белоусова). В 1930 г. община верующих сумела добиться постановления ВЦИК (Протокол 14 от 06.10.1930 г.: ГА РФ. Ф. Оп. 44. Д. 55. Л. 43.) об оставлении Никольской церкви в пользовании прихода. Преполовенская церковь к тому моменту уже была закрыта. Однако это решение было опротестовано Ленинградским облисполкомом, и 30 сентября 1931 г. ВЦИК вынес новое постановление (Протокол 9 от 16.09.1931 г.: ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 45а. Д. 22. Л. 181.) : приход ликвидировать, а церковь – снести. Это постановление было доведено до сведения устюжан 25 октября 1931 г. (ЦГА СПБ Ф.1000, Оп.49, Д.86, Л.9-10). Приход был ликвидирован, здание церкви изъято, и 15 мая 1932 г. Устюженский райисполком докладывал, что «к сносу данной церкви приступлено, частично уже снесено»  (ЦГА СПБ Ф.1000, Оп.49, Д.86, Л.7).  Однако стены храма оказались крепче, чем этого ожидали. И 26 июля 1932 г. райисполком сообщил: «Никольская церковь, по размерам являющаяся часовней, ликвидирована, имущество реализовано. Здание церкви частично снесено (верх часовни), а дальше стены не представляется возможным снести, т.к. они сделаны на цементном растворе». К донесению было приложено заключение техника от 20 июня 1932 г., в котором говорилось: «Строение бывшей Никольской церкви расположено в пределах Васильевского кладбища. Стены сложены из кирпича на цементном растворе. При осмотре на месте на предмет разборки строения на материал - кирпич оказалось, что благодаря крепости раствора выборка кирпича является невозможной. И строение возможно снести путем закладки взрывчатых веществ, что, считаю со своей стороны, будет не рационально и потребует больших затрат впоследствии на уборку-вывозку с участка кладбища дробленого кирпича, какового уже имеется в излишке на том же кладбище от ранее разобранной Васильевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11002

По просьбе правосл. русских для совершения треб А. ездил в Калькутту, Бомбей, Бангалор. В 1933 г. А. получил право на владение 1 акром земли ок. сел. Патали, близ Патанапурама, и к 1939 г. выстроил на этой земле хижину и церковь, где совершал богослужения. В 1937 г. по указу митр. Евлогия возведен в сан архимандрита. В 1947 г. А. был приглашен преподавать рус. язык на рус. отд-нии ун-та в Дели. (В 1947 Индия получила независимость, в том же году были установлены дипломатические отношения с СССР, после чего последовало расширение рус. отд-ния ун-та.) А. пробыл в Дели больше года и за это время познакомил своих студентов с основами Православия. В одной из 2 комнат, к-рые он занимал, А. устроил церковь и регулярно совершал там богослужения. В авг. 1948 г. он получил приглашение от еп. Иоанна (Шаховского) приехать в США для продолжения пастырской деятельности и в июле 1949 г. прибыл в Нью-Йорк. Последний период жизни А. провел в США, там он завершил свои записки о жизни в Индии, о к-рых Н. М. Зёрнов писал, что они «рассказывают об одиноком подвиге русского священника, отдавшего себя мало понятной большинству миссионерской работе». Соч.: 18 лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959. Лит.: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. С. 509, 556-562; Зернов Н. Рец. на кн. «18 лет в Индии»//ВСРХД. 1959. 55. С. 38-39; Августин (Никитин), архим. Олонецкая духовная семинария и Индия//Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 20-22; он же. Русский миссионер в Индии: (Архим. Андроник (Елпидинский)//МОб. 1998. 8 (34). С. 19-23; он же. Записки архимандрита Андроника (Елпидинского) - источник по религиозной жизни Индии (1930-1948)//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1999. Вып. 18. С. 25-41. Архим. Августин (Никитин) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии

http://pravenc.ru/text/115398.html

5) святитель Иоанн Златоуст (+ 407) – скончался в ссылке в Команах; 6) священномученик Мартин, папа Римский (+ 655) – скончался в ссылке в Херсонесе; 7) преподобный Максим Исповедник (+ 662) – скончался в ссылке в Мингрелии в Иверии; 8) святитель Стефан, архиепископ Сурожский (+ 750); 9) преподобный Иосиф Песнописец (+ 883) – в 831-842 гг. был в ссылке в Херсонесе; 10) равноапостольные Мефодий (+ 885) и Кирилл (+ 869), учители славянских народов. Все эти и многие другие святые 8 , просиявшие своими подвигами в землях нашего Отечества, почитались нашими предками сразу после принятия Русью христианства, поэтому и ныне в день памяти Всех русских святых наша Церковь молитвенно обращается и к ним, считая их своими святыми 9 . Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси 10 . Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы " упреждая церковную канонизацию " , началось сразу после их убиения ( 23 , 40). Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I " с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира – Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно " ( 10 , кн. 2, 54–55). Примерно в то же время, около 1020–1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности ( 10 , кн. 2, 58, 67; 23 , 40).

http://pravoslavie.ru/2367.html

По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289) По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289) В 1571 г., во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, М. И. м. был сожжен, затем восстановлен, в 1611 г. разорен поляками, в 1613 г. возобновлен. В писцовых книгах 1621 г. значится «монастырь Златоустовской» с каменным Иоанновским храмом, братскими кельями, дворами «стряпчаго» и конюшенным. «Земли внутри монастыря по святыя ворота 54 саж., позади 51, по сторон 55 саж.». Рядом с мон-рем имелись «жилецкие» дворы, в т. ч. двор кн. Андрея Тюменского ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 7). В 1663 г. по инициативе и на средства кн. Федора Никитича Барятинского в М. И. м. был возведен одноглавый собор Нерукотворного образа Спасителя. По описи 1679 г., в обители находились каменный собор свт. Иоанна Златоуста (со 2-м престолом ап. Тимофея) с нижней ц. Покрова Пресв. Богородицы, «под колоколами» - каменная ц. вмч. Феодора Стратилата, храм Нерукотворного образа Спасителя, каменные св. ворота, деревянная ограда, игуменская и ок. 10 братских келий, хлебопекарня, хозяйственные службы. Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г. Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г. На Московский Собор 1666-1667 гг. среди др. настоятелей московских мон-рей был призван златоустовский игум. Ермоген (ДАИ. Т. 5. 102. С. 476). В апр. 1675 г. М. И. м. посетил царь Алексей Михайлович , 25 апр. 1678 г.- вел. кн. Феодор Алексеевич . В 1676 г. игум. Дионисий участвовал в коронации царя Феодора Алексеевича. При венчании на царство великих государей Петра I и Иоанна V Алексеевичей в 1682 г. настоятель М. И. м. вместе с 3 другими служителями нес царскую державу (ДАИ. Т. 10. 15. С. 37-40). Среди пожертвований в М. И. м. известны вклады старицы инокини Марфы Иоанновны (30 р.), царя Алексея Михайловича (1654; напрестольное Евангелие из Приказа Большого дворца), кнг. Анны Григорьевны, жены касимовского царевича Никифора Васильевича («ризы золотой парчи по красной земле»), Конона, Петра, Андреяна и Никиты Апраксиных (700 р.), Ф. Н. Апраксина (1632; напрестольное Евангелие), князей П. И. и И. П. Пронских (1649, 1678, 1679; толковое Евангелие, напрестольное Евангелие, обложенное красным бархатом, серебряный позолоченный потир и др.), Михаила Бахтеярова (1658; напрестольный крест с частицами мощей различных святых), бояр Зюзиных (1661; 570 р., неск. богато украшенных икон), кн. Ф. Н. Барятинского (1666; сосуды и облачения на 920 р.), кнг. Е. В. Пожарской (1696; 100 р.), кнг. А. С. Урусовой (богато украшенное серебром Евангелие) и др.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010