Московитяне с любопытством смотрели на своих единоплеменников, уже принявших обычаи иноземные; а Бояре южной России дивились величию Москвы (за сто лет едва известной по имени), красоте ее церквей, святых обителей и пышности двора Василиева, напомнившей им древние предания о блестящем дворе Ярослава Великого. Всего же более дивились они в ней благоустройству гражданскому, необыкновенному в их странах, где троны Владимирова потомства стояли пусты и где Паны Литовские, искажая язык Славянский, давали чуждые законы народу. Великий Князь осыпал пришельцев милостями и к общему удивлению отдал Свидригайлу в Удел не только Переславль. Юрьев, Волок, Ржев и половину Коломны, но даже столицу Владимирскую с селами, доходами и людьми, как сказано в летописи: столь выгодною казалась ему дружба сего Ольгердова сына. Легкомысленный, надменный Свидригайло уверительно говорил о тайных связях своих с Вельможами Литовскими; хвалился завоевать с помощью Москвитян в несколько месяцев всю землю Витовтову; обещал Василию Новгород Северский и склонил его к возобновлению неприятельских действий против тестя. Великий Князь не был легковерен; но мог надеяться, что, имея с собою Ягайлова брата, или подлинно найдет друзей в Литве, или приобретет мир выгодный. В последнем отчасти и не обманулся. Витовт встретил зятя на берегах Угры. Многочисленное войско его состояло, кроме Литвы, из полков Киевских (предводимых Олельком Владимировичем, внуком Ольгердовым), Смоленских и даже из Немцев, присланных к нему Великим Магистром Прусским. Тщетно Свидригайло искал изменников в стане Литовском: самые Россияне, служа Витовту, готовы были мужественно ударить на полки Великокняжеские. Но зять и тесть наблюдали равную осторожность; с обеих сторон действовали только легкими отрядами, избегая главного сражения; наконец, вследствие многих переговоров, согласились в мирных условиях, назначив Угру пределом между Литвою и Московскими владениями в нынешней Калужской Губернии. Города Козельк, Перемышль, Любутск возвратились к России и были с того времени Уделом Владимира Андреевича Храброго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Ситуация в УПЦ КП имела свою специфику. Митрополит Филарет имел законное рукоположение, но после уклонения в раскол он сначала был лишен сана (в 1992 году), а затем и отлучен от Церкви (в 1997 году). Потому все епископские хиротонии, возглавлявшиеся бывшим митрополитом Филаретом после извержения его из сана, считались незаконными. Иерархи, рукоположенные в УПЦ КП, принимались в общение также через совершение законных хиротоний. И здесь мы вновь видим радикальное отличие от ситуации, сложившейся во взаимоотношениях между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Как показано выше, несмотря на разрыв отношений, стороны не отвергали законности рукоположений друг друга. Архиереи, рукоположенные в РПЦЗ, принимались в Московский Патриархат в сущем сане. За ними признавались те священные степени, которые они получили в РПЦЗ. Потому и в 2007 году восстановление общения произошло без совершения повторных хиротоний.      В-третьих, все канонические наказания, наложенные на иерархов и клириков УПЦ КП и УАПЦ Русской Православной Церковью, были признаны во всех Поместных Православных Церквах. Ни УАПЦ, ни УПЦ КП не имели евхаристического общения ни с одной из Поместных Церквей. Ситуация с РПЦЗ была совершенно иной. Канонические прещения, наложенные на зарубежных епископов Священным Синодом во главе с митрополитом Сергием, не были признаны другими Поместными Церквами. Например, Сербский Патриарх Варнава уже в 1934 году прямо писал митрополиту Сергию, что считает эти наказания незаконными . Потому Зарубежный Синод продолжал действовать в Сремских Карловцах, сохраняя над собой покровительство Сербской Церкви. Архиереи-эмигранты находились в общении и с другими Поместными Церквами. Все это показывает глубокую некорректность аналогий, проводимых между Актом о восстановлении канонического общения 2007 года и проблемой уврачевания церковных расколов в Украине. Потому неудивительно, что уже в 2008 году Священный Синод Украинской Православной Церкви заявил о невозможности рассматривать возобновление общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом в качестве модели для преодоления церковных расколов в Украине .

http://pravoslavie.ru/144045.html

2001. Р. 150). В этом последнем разделе истории о Соломоне, состоящем из 4 частей (Ibidem), сообщается о торговле и различных, в основном строительных, проектах Соломона (8. 1-18); о посещении царицы Савской (9. 1-12); о богатстве и славе Соломона (9. 13-28); о завершении его царствования (9. 29-31). Т. о., Соломон изображен величайшим правителем не только Израиля, но и всего мира (2 Пар 9. 26; ср.: 3 Цар 4. 21) ( Hooker. 2001. Р. 158). Иудейское царство при потомках Давида и Соломона (2 Пар 10-36) Данный раздел является иллюстрацией одного из главных богословских тезисов Летописца - за грехом следует немедленное воздаяние. Рассказ о Ровоаме (2 Пар 10-12) - история о трагическом разделении Израиля на Северное и Южное царства. За Северным осталось название Израиль (вариант - Ефрем), а Южное стало называться Иудеей. Израиль, согласно Летописцу,- также имя всего народа Божия, живущего на земле, обещанной Аврааму и дарованной его потомкам Богом через Моисея и Иисуса Навина. Портрет Ровоама у Летописца значительно отличается от его образа в 3 Цар. В традиции Книги Царств Ровоам не только заносчивый, трусливый и глупый правитель (3 Цар 12. 1-20), но и один из самых грешных царей Иудеи (3 Цар 14. 22-24). У Летописца, напротив, Ровоам описан прежде всего как добродетельный царь ( Wright. 1997. P. 167), а его время - как период послушания «слову Господа» ( Japhet. 1993. Р. 660). Гл. 13 посвящена истории царя Авии и по объему она в 3 раза превышает параллельную версию 3 Цар 15. 1-8. Летописец во всех подробностях описал войну между Иеровоамом I и Авией (стихи 3-20), центральным пассажем в его тексте становится длинная речь Авии (стихи 4-12) внутри рассказа о военных событиях. Мн. исследователи полагают, что это повествование восходит к достоверному историческому источнику ( Williamson. 1982. P. 250; Dillard. 1987. Р. 105-106; Japhet. 1993. Р. 688). В главах 14-16 говорится о правлении царя Асы . Летописец расширил в 3 раза историю из 3 Цар 15. 13-24, добавил к ней введение (2 Пар 14. 2-8), эпизоды войны с «Зараем Ефиоплянином» (2 Пар 14. 9-15), описание религ. реформы и сообщение о возобновлении завета с Господом (2 Пар 15. 1-18) и о встрече с прор. Азарией; кроме того, он подробно описал болезнь и похороны Асы (2 Пар 16. 12, 14). По мнению Ю. Велльгаузена, рассказ о войне с Зараем недостоверен и создан самим Летописцем ( Велльгаузен. 1909. С. 181), др. исследователи видели в этом тексте отражение обстоятельств эпохи Летописца ( Curtis, Madsen. 1910. Р. 382). Однако нек-рые детали рассказа могут указывать на традиц. изображение реальных событий времени царя Асы ( Japhet. 1993. Р. 703, 709).

http://pravenc.ru/text/2578974.html

Несколько субботников около Отчина колодца провели московские паломники, участвуя и в последней чистке колодца 26-27 июля 1997 года. Паломниками были расчищены поляна вокруг колодца, фундамент разрушенной часовни, тропа и часть старой дороги к колодцу. Среди паломников и участников в субботниках было много ревнителей русской истории, которые уже более десяти лет ходят по дорогам войны 1812 года. Организационно они группировались в Московском клубе туристов вокруг руководителя Анатолия Георгиевича Серёгина. Вечером у костра один из паломников рассказал остальным о том, как именно здесь сражалась на рубежах обороны 33-я армия в 1941 году. Возможно, что прямоугольный пруд невдалеке от колодца образовался на месте бывшего блиндажа. Летом 1998 года этот пруд очень удачно расчистили Денис Палеев и Павел Борисович Дейнека, под чьим руководством не один раз работала около колодца бригада москвичей. Благодарим также Владимира Михайловича Маглова за очистку русла ручья Окорокова, да ещё за неоценимую его помощь в первый год жизни возобновленного монастыря. Колодец был засыпан не только глиной, но и кирпичами и камнями. На дне оказалась каменная глыба весом не менее центнера, доставать которую пришлось с помощью блоков и ваг усилиями более десяти человек. По форме эта глыба - буквально надгробный памятник. И крест, отломанный от него, поднят также из колодца. Откуда в лесу оказался этот могильный памятник, трудно себе представить. Правда, существует воспоминание одного из местных старожилов – Н.А. Калинкина - о могильном памятнике, который стоял около часовни. Но чья это могила? Когда колодец был окончательно очищен, то выяснилось, что глубиной он более пяти метров и очень интересной конструкции. На глубине пяти метров вода выливается потоком из водоносного горизонта на северной стенке колодца и падает в щель между земляной стенкой и деревянными венцами, которые именно в этом месте поставлены отступающими от земляной стенки колодца сантиментов на 30 во внутреннюю сторону колодца. На дне колодца разложены обожжённые деревянные чурочки. Есть мнение, что они из обожжённой березы и выполняют функцию фильтра. Слой чурочек перекрыт досчатым настилом (видимо, ещё и для того, чтобы они не всплывали, т. к. очень лёгкие). И только через прорезанное в настиле небольшое окошко вода поднимается вверх и заполняет колодец. Венцы колодца, сделанные из осины и бывшие всё это время под водой, сохранились прекрасно. Но грязь с них не смылась окончательно. К тому же, местность вокруг Отчина колодца в настоящее время, можно сказать, заболочена.

http://sobory.ru/article/?object=01858

Эти же раскопки заставили обратить внимание на здешнюю церковную доминанту – крестовидный «храм с ковчегом» найденный К.К. Косцюшко-Валюжиничем в 1897 г., и одноапсидный однонефный храм рядом с ним, который был обнаружен в 1958 г. на месте проскения и скены античного театра. Датировка их вызвала расхождения и остается открытой до сих пор 516 . В 1997 г. работы на участке были возобновлены научным сотрудником Института археологии НАНУ E. А. Паршиной с задачей завершить изучение средневековых слоев, перекрывавших руины театра 517 . При этом удалось зафиксировать отчетливый раннесредневековый слой, датируемый не позднее IX в. 518 . По соседству с этим участком, в сотне метров к западу, к южной оборонительной стене примыкает занимающий около 1600 м2 архитектурный комплекс с огромным водохранилищем, способным вместить свыше 1800 м3 воды. Резервуар представляет собой самостоятельный тип утилитарной постройки, необходимой для сбора запасов воды, издалека поступавшей в город по гончарным трубам, однако с запада к нему примыкала анфилада общественных помещений неясного назначения, предположительно интерпретируемых как термы, a с востока – обширное, не занятое ничем пространство, ограниченное стеной с пилястрами. Раскопки комплекса были начаты в 1885 г., когда он был случайно обнаружен во время работ Военного ведомства 519 , а затем продолжены в 1898 г. Κ. К. Косцюшко-Валюжиничем, который вскрыл его юго-западную часть 520 . В 1958–1977 гг. работы здесь и на прилегающей куртине, башне XII проводились экспедицией Государственного исторического музея во главе со специалистом в области античной археологии, кандидатом исторических наук, научным сотрудником Натальей Валентиновной Пятышевой (1907–1984), которая отнесла сооружение к 30-м гг. IX в. и необоснованно посчитала его дворцом первого стратига фемы Херсон 521 . К сожалению, обнаруженные материалы были поданы в отчетах без должной фиксации, что затрудняет представление о стратиграфии и привязку находок к тому или иному месту. Часть фотографий вещей оказалась не увязана с отчетными записями. Все это в значительной мере обесценило многолетний труд исследователя и не приблизило к разгадке раскапываемого комплекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На премию выдвинуто 130 соискателей из 100 редакций печатных СМи, теле-радиостудий, интернет-изданий. В жюри под председательством протоиерея Владимира Силовьева входят редакторы церковных и общественно-политических изданий, представители духовенства. Премией фестиваля отмечаются лучшие работы церковных и светских журналистов о вере, о любви к Богу и ближним, о жертвенном служении современников. В номинации «Образ любимой России» (о патриотизме и исторических судьбах Родины) премия присуждена редакции газеты «Нижегородские епархиальные ведомости» (Г. Нижний Новгород, гл. редактор протоиерей Игорь Пчелинцев). Газета «Нижегородские епархиальные ведомости» была основана в 1864 году при Нижегородской ДС, закрыта в1917 году и вновь возобновлена в 2001 году. Сегодня она является ведущим периодическим изданием Нижегородской епархии. Тираж газеты за последние 2 года вырос в 4 раза, среди подписчиков – читатели не только из Нижнего Новгорода, но и из Сибири и Западной Европы. В номинации «Призвание» (о миссионерской деятельности и социальном служении Православной Церкви) лауреатом стала редакция интернет-сайта Милосердие.Ru (Москва, руководитель редакции Юлия Данилова). Милосердие.Ru – интернет-журнал комиссии по церковной и социальной деятельности при епархиальном Совете Москвы. Это не просто сайт об истории благотворительности обращенной в прошлое. На нем можно попросить о помощи и найти ее, можно предложить свою помощь. В номинации «Лики Православия» (о замечательных людях Православной Церкви) победителем стала студия «Лествица» (Днепропетровск, Украина, руководитель – протоиерей Игорь Собко). Студия «Лествица» ведет миссионерскую и просветительскую деятельность с 1997 года. Кроме епархиальной воскресной школы и библиотеки, при центре действует телестудия, которая производит детские информационно-аналитические программы миссионерского содержания. Многие из них известны и в России. В номинации «Радость нашей веры» (о евангельских ценностях, святынях и молитвенном делании) премией отмечено информационное агентство «Дорога к храму» (Кемерово, гл. редактор диакон Сергей Веремеев). Информагентство существует пять лет. В архиве более 70 образовательно-просветительских программ («Азбука православия», «Записки паломника», «Храмы-именинники»). Агентство активно сотрудничает с телеканалами Кемеровской области , распространяет видео-уроки для воскресных школ и приходов.

http://pravoslavie.ru/19203.html

Сии истинно Царские угощения продолжались шесть недель: ибо слухи о неприятеле вдруг замолкли; разъезды наши уже не встречали его; тишина Царствовала на берегах Донца, и стражи, нигде не видя пыли, нигде не слыша конского топота, дремали в безмолвии степей. Ложные ли слухи обманули Бориса, или он притворным легковерием обманул Россию, чтобы явить себя Царем не только Москвы, но и всего воинства, воспламенить любовь его к новому Самодержцу, в годину опасности предпочитающему бранный шлем венцу Мономахову, и тем удвоить блеск своего торжественного воцарения? Хитрость достойная Бориса и едва ли сомнительная. – Вместо тучи врагов, явились в южных пределах России мирные Послы Казы-Гиреевы с нашим гонцом: Елецкие Воеводы 18 июня донесли о том Борису, который наградил вестника деньгами и чином. Следственно ополчение беспримерное, стоив великого иждивения и труда, оказалось напрасным? Уверяли, что оно спасло государство, поразив Хана ужасом; что Крымцы шли действительно, но узнав о восстании России, бежали назад. По крайней мере Царь хотел впечатлеть ужас в Послов Ханских, из коих главным был Мурза Алей: они въехали в Россию как в стан воинский; видели на пути блеск мечей и копий, многолюдные дружины всадников, красиво одетых, исправно вооруженных; в лесах, в засеках слышали оклики и пальбу. Их остановили близ Серпухова, в семи верстах от Царских шатров, на лугах Оки, где уже несколько дней сходилась рать отовсюду. Там, 29 июня, еще до рассвета загремело сто пушек, и первые лучи солнца осветили войско несметное, готовое к битве. Велели Крымцам, изумленным сею ужасною стрельбою и сим зрелищем грозным, идти к Царю, сквозь тесные ряды пехоты, вдали окруженной густыми толпами конницы. Введенные в шатер Царский, где все блистало оружием и великолепием – где Борис, вместо короны увенчанный златым шлемом, первенствовал в сонме Царевичей и Князей не столько богатством одежды, сколько видом повелительным – Алей Мурза и товарищи его долго безмолвствовали, не находя слов от удивления и замешательства; наконец сказали, что Казы-Гирей желает вечного союза с Россиею, возобновляя договор, заключенный в Феодорово Царствование: будет в воле Борисовой и готов со всею Ордою идти на врагов Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Ф. 796. Оп. 121. Д. 547). Ангел. Фрагмент композиции «Страшный Суд» Ангел. Фрагмент композиции «Страшный Суд» Для освидетельствования древней росписи в июне 1844 г. во Владимир был командирован Солнцев, датировавший фрески XII в. и определивший их принадлежность к композиции «Страшный Суд». Тогда же им было сделано 9 рисунков Д. с. (на 7 сохранившиеся архитектурные части собора, на 2 раскрытая реставраторами древняя живопись). На 1-м л. он воспроизвел 1 Страшный Суд, 2 Сидящих праотцев в раю», на 2-м - «12 апостолов с небесными силами на Страшном Суде» (РГИА. Ф. 472. Оп. 17 (97/1934). Д. 4. Л. 234-235 об.). По рекомендации Солнцева 27 июля 1844 г. фрески были возобновлены «в прежнем древнем вкусе» Сафоновым. Расчистка древней живописи, подвергшейся повторной реставрации в 90-х гг. XIX в., произведена в 1918 г. Всероссийской реставрационной комиссией под рук. Грабаря: были удалены прописи XIX в., загрязнения и цемент из трещин. Для полноты композиции «Страшный Суд» на нек-рых участках стен фрагменты живописи XIX в. были сохранены. На протяжении 30-х - нач. 50-х гг. XX в. в ходе систематического удаления со стен Д. с. живописи XIX в. производился поиск древнего живописного слоя. В 1937/38 и в 1940 гг. разведки в барабане, парусах, апсиде и на юж. стене над хорами производились Касаткиным и П. И. Юкиным; в юго-зап. части собора Касаткиным был обнаружен (1938) небольшой участок фрескового грунта со слабыми следами древнего орнамента ( Сычёв. 1976. С. 325). Неск. фрагментов древних орнаментов найдено (1952) во время работ под рук. Столетова в сев.-зап. и юго-вост. окнах барабана. Фрагменты подробно описаны Н. П. Сычёвым (Там же. С. 328-330). В 1948-1950 гг. собор был почти полностью освобожден от живописи XIX в. Реставрация (кон. XX - нач. XXI в.) монументальной живописи Д. с. направлена на предотвращение разрушения красочного слоя древних фресок. Результаты технологического исследования росписи подтвердили предположение, что она исполнена на штукатурном основании с добавлением карбонатного наполнителя (дробленый известняк и древесный уголь), а не цемянки, что типично для монументальной живописи Греции, Рима и крымских греч. колоний, в технике фреска а секко. В качестве пигментов использованы известковые белила, натуральный ультрамарин, киноварь, желтая и красная охры, зеленые земли, глауконит ( Балыгина, Цейтлина, Некрасов. 1997. С. 120-127). Состав

http://pravenc.ru/text/178253.html

С обеих сторон говорили с жаром о Христианском братстве; воспоминали судьбу Греции, жертвы бывшего между Европейскими Державами несогласия; хотели вместе унять Хана и противиться Туркам. – Сие обоюдное доброе расположение исчезло как мечта: дела снова запутались, и древняя взаимная ненависть, между нами и Литвою, воспрянула. Виною тому была Ливония. С 1503 года мы не имели с нею ни войны, ни твердого мира; возобновляли только перемирие и довольствовались единственно купеческими связями. С ревностию предприяв возвеличить Россию не только победами, но и внутренним гражданским образованием, дающим новые силы Государству, Иоанн с досадою видел недоброжелательство Ливонского Ордена, который заграждал путь в Москву не только людям искусным в художествах и в ратном деле, но вообще и всем иноземцам. «Уже Россия так опасна, – писали чиновники Орденские к Императору, – что все Христианские соседственные Государи уклоняют главу пред ее Венценосцем, юным, деятельным, властолюбивым, и молят его о мире. Благоразумно ли будет умножать силы природного врага нашего сообщением ему искусств и снарядов воинских? Если откроем свободный путь в Москву для ремесленников и художников, то под сим именем устремится туда множество людей, принадлежащих к злым сектам Анабаптистов, Сакраментистов и других, гонимых в Немецкой земле: они будут самыми ревностными слугами Царя. Нет сомнения, что он замышляет овладеть Ливониею и Балтийским морем, дабы тем удобнее покорить все окрестные земли: Литву, Польшу, Пруссию, Швецию». По крайней мере Иоанн не хотел терпеть, чтобы Ливонцы препятствовали ему в исполнении благодетельных для России намерений, и готовил месть. В 1554 году послы магистра Генрика фон-Галена, Архиепископа Рижского и Епископа Дерптского молили его возобновить перемирие еще на 15 лет. Он соглашался, с условием, чтобы область Юрьевская, или Дерптская, платила ему ежегодно искони уставленную дань. Немцы изъявили удивление: им показали Плеттенбергову договорную грамоту, писанную в 1503 году, где именно упоминалось о сей дани, забытой в течение пятидесяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

С обеих сторон требовали для вида: мы Эстонии, Шведы Иванягорода, Ямы, Копорья, Орешка, Ладоги, Гдова или денег за убытки войны долговременной; но в самом деле Швеция хотела только мира без уступок с ее стороны, а Россия с приобретением Корельской области. Послы с обеих сторон жаловались на упрямство, в досаде снимали шатры и разъезжались, чтобы снова съехаться. Наконец Московские одержали верх, 18 Маия 1595 года подписав следующий договор: «1) быть вечному миру между Швециею и Россиею; 2) первой спокойно владеть Нарвою, Ревелем и всем Чухонским, или Эстонским, Княжеством, 3) России не помогать врагам Швеции, а Швеции врагам России, ни людьми, ни деньгами; 4) пленных освободить без окупа и без размена; 5) Лапландцам Остерботнийским и Варангским платить дань Швеции, а Восточным (Кольским и соседственным с землею Двинскою) России; 6) Шведам торговать свободно в Москве, Новегороде, Пскове и в иных местах: также и Россиянам в Швеции; 7) в кораблекрушении и во всяких бедственных случаях усердно оказывать друг другу взаимную помощь; 8) Послам Московским вольно ездить чрез Шведские владения к Императору, Папе, Королю Испанскому и ко всем великим Государям Европейским или их Послам в Москву: также и людям торговым, воинским, лекарям, художникам, ремесленникам». Сей мир обрадовал ту и другую Державу, избавив Шведов от войны разорительной и надежно утвердив за ними Эстонию с Нарвою, а России возвратив древнюю Новогородскую собственность, где наши братья и церкви тосковали под властию чуждых завоевателей. Феодор вместе с Воеводами Послал в Кексгольм и Святителя, чтобы очистить там православие от следов иноверия. Ослабленный несчастным походом Московским, Хан еще не престал, как видим, усильно действовать против соседственных держав Христианских, чтобы искать добычи, не впасть в презрение у своих хищных Князей и не лишиться власти от гнева Амуратова: ибо Султан осыпал его жестокими укоризнами за малодушное бегство из России, коего стыд падал и на знамена Оттоманские. Желая усыпить Феодора, Казы-Гирей писал к нему о возобновлении дружбы между ими; извинялся легковерием, насказами злых людей, которые хотели их ссорить, и гонец Крымский за тайну объявил Правителю, что Хан, зная мысль Султанову дать иного властителя Тавриде, намерен отстать от Турков, всею душою соединиться с Царем, все Улусы вывести из полуострова, разорить Крым, основать для себя державу и крепость на берегах Днепра, на Кошкине Перевозе, и там служить неодолимою оградою для России, в угрозу ненавистным Оттоманам, или Феодор доставит ему несколько пуд серебра на строение сей крепости; что в удостоверение своего дружества к нам и в задаток будущих великих услуг Казы-Гирей идет снова опустошать Литву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010