Кладбищенская ц. Св. Троицы (2-я пол. XIX в.) была закрыта в 30-х гг. XX в. и использовалась как склад хозяйственного инвентаря. С 1947 г. открыта, начаты реставрационные работы. В 1976 г. полностью сгорела, в 1979 г. возобновлена. Ц. св. Варвары при военном госпитале (1888) возведена при содействии российского имп. Александра III. Освящена в 1906 г. В 1996 г. при сносе госпиталя было построено новое здание церкви и 7 апр. 1997 г. освящено. Ц. св. Нины при духовной гимназии им. Андрея Первозванного (1994) построена по инициативе свящ. Давида Шиолашвили. Кладбищенская ц. св. Георгия (1994) была возведена семьей Бибилеишвили-Глонти в память об умершем сыне Мерабе. В 1995 г. при храме св. Георгия был открыт Ферийский жен. мон-рь. Построены также: ц. святых Иоакима и Анны во дворе епископской резиденции (1998); ц. прор. Илии при епархиальном детском саде (2000); ц. Св. Троицы на горе Св. Троицы. Ц. св. Тамары на одноименной горе, где сохранились развалины древней крепости, возведена батумскими меценатами Д. и Т. Комахидзе в 2001 г. Монастыри епархии Схалтский действующий (с 1990) муж. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (XII в.) находится в 100 км от Батуми, на округлой террасе высокой горы между р. Схалта и ее притоком. Его базилика выполнена из серовато-белого камня и богато орнаментирована, алтарь сделан в виде семигранника, с зап. и юж. сторон храма сохранились развалины более поздних пристроек. В 1997 г., во время реставрационных работ под рук. Г. Чеишвили, в алтаре, на арке и на зап. стене были обнаружены фрески, к-рые относятся к палеологовскому стилю живописи XIV-XV вв. Сохранились также фрагменты древней околомонастырской стены и части фундамента малой часовни X-XI вв., по описанию источников, над ней возвышалась колокольня. В мон-ре 3 послушника, настоятель - прот. Петр (Абжандадзе). Чехеданский (Цхрафонский) мон-рь во имя св. Георгия (1-я четв. XVII в., в юрисдикции Иерусалимского Патриархата) основан гурийским кн. Мамией Гуриели в одной из самых богатых и благоустроенных деревень Грузии, Чехедане, в память об умершем сыне. Позже здесь была похоронена и мать мальчика, царица Тинатин. В книге пожертвований, переданной кн. Мамией Иерусалимскому Патриарху Феофану, подробно описано строительство церкви на том месте, к-рое определил сам Патриарх, Гуриели пожертвовал храму всю необходимую церковную утварь. В чехеданской церкви Патриарх Феофан рукоположил митр. Аланского Гавриила. Возобновлен мон-рь в 1999 г., настоятель - иерей Ефрем (Алелишвили).

http://pravenc.ru/text/77678.html

Николай (Пачуашвили). Мон-ри: Пока, св. Нины (ставропигиальный) (с. Пока, Ахалкалакский р-н, жен., основан в 1992 при ц. св. Нины); Пока, св. Нины (ставропигиальный) (в 1,5 км от с. Пока, Ахалкалакский р-н, муж., основан в 1989); Ахалкалакский, Св. Троицы (г. Ахалкалаки, жен., основан в 1998); Ниноцминдский, св. Нины (г. Ниноцминда, жен., основан в 2002); Сагамо, св. царицы Тамары (с. Сагамо, Ниноцминдский р-н, жен., основан в 2004); Баралети, св. Нины (с. Баралети, Ахалкалакский р-н, жен., основан в 2005). Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазская, митр. Феодор (Чуадзе). Мон-ри: Зарзма, Успения Пресв. Богородицы (с. Зарзма, Адигенский р-н, муж., основан в IX в. прп. Серапионом Зарзмским, возобновлен в 1989); Зеда-Вардзиа, Успения Пресв. Богородицы (в 30 км от г. Аспиндза, жен., основан в 1-й пол. XI в. Липаритом Багваши, возобновлен в 1997); Вардзиа, Успения Пресв. Богородицы (в 30 км от г. Аспиндза, муж., основан в XII в. груз. царем Георгием III и св. блгв. царицей Тамарой, закрыт в 1938, возобновлен в 1998); Сафара (Сапара), Успения Пресв. Богородицы (Уравельское ущелье, в 10 км от г. Ахалцихе, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 1989); Чуле, св. Георгия (Кваблианское ущелье, в 5 км от пос. Адигени, муж., основан во 2-й пол. XIV в., возобновлен в окт. 1999); Рабатский, св. Марины (г. Ахалцихе, жен., основан в 90-х гг. XX в. при ц. св. Марины; хранятся мощи св. Марины); Абастуманский, св. Пантелеимона (г. Абастумани, Адигенский р-н, жен., основан в 1995 на месте резиденции царей Романовых, построенной имп. Николаем II в кон. XIX в.; хранится частица черепа св. Пантелеимона); Ахалцихский, Успения Пресв. Богородицы (г. Ахалцихе, жен., основан в 1996; хранятся частицы мощей (пальцы) св. Евстафия Мцхетского и мощи Гареджийских преподобномучеников); Абастуманский, св. Георгия (г. Абастумани, Адигенский р-н, муж., основан в 2005). Батумско-Схалтская, архиеп. Димитрий (Шиолашвили). Мон-ри: Хино, св. Иоанна Крестителя (с. Хино, Кобулетский р-н, Аджария, муж., основан в X-XI вв.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Арх.: ГААО. Ф. 57. Оп. 3. 162; Ф. 4097. Оп. 1. 49; Ф. 32. Оп. 1. 677. Л. 195-195об.; Ф. 1936. Оп. 9. 135; Копийная книга мон-ря, XVII в. (БАН. Арханг. 1192). Ист.: АИ. 1841. Т. 3. С. 64-66, 178-179, 370-371, 375-376; Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949; Двинской летописец//ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33; Архангельская платяная книга XVII века: [Михайло-Архангельского мон-ря]/Сост. А. В. Волынская. Архангельск, 1989; Летопись города Архангельска, 1584-1989. Архангельск, 1990. С. 6, 10, 91, 130; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 283-284, 298-299. Лит.: Крестинин В. Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792. С. 1, 2, 6, 99-100, 153; Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест. СПб., 1813. С. 71-72; Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2: Архангельская губ. С. 24, 26; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник. СПб., 1886. С. 82-83; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и первой пол. XVIII в. Архангельск, 1894; он же. К истории Михаило-Архангельского мон-ря в Архангельске: Опись мон-ря 1683 г. Архангельск, 1895; Новая святыня Михайло-Архангельского мон-ря в Архангельске//Архангельские ЕВ. 1895. 9. С. 225-227; Шашков А. А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске. Архангельск, 1895; Никанор (Каменский), еп. Синодик двинского Михаило-Архангельского мон-ря. СПб., 1896; То же//Архангельские ЕВ. 1897. 3. С. 78-89; 6. С. 177-189; Акты Архангельского Михайловского мон-ря// Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах, XV в. СПб., 1903. Ч. 2. С. 59-87; Зверинский. Т. 2. С. 63-64; Денисов. Православные мон-ри. С. 1-4; Кириллов А. , свящ. Мон-рь св. Архистратига Михаила в Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914; Колокола в переливку//Волна. 1926. 21 авг.; [О брошенных музейных ценностях Михайловского мон-ря]//Там же. 26 мая; Амосов А. А. Актовые книги Михайло-Архангельского монастыря//Мат-лы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1973. Вып. 3. С. 227-234; Андреев В. Ф. О дате основания Михайловского Архангельского мон-ря//Культура Русского Севера. Л., 1988. C. 67-70; Гемп К. П. Порядные записи крестьян Михайло-Архангельского мон-ря//Полярная звезда. 1997. 1. С. 61-68; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998. Т. 2. Примеч. 47; Попова Л. Д. Михаило-Архангельский мон-рь в Архангельске//Тр. XI съезда РГО. СПб., 2000. Т. 7. С. 231-239.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕДА-ВАРДЗИА Зеда-Вардзиа [груз. - Верхняя Вардзиа], в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен близ одноименного села (Аспиндзский р-н) к северо-западу от пещерного монастырского комплекса Вардзиа , в 30 км от г. Аспиндза. Упоминается в «Истории и восхвалении венценосцев» (XIII в.). Автор, описывая царствование в Грузии блгв. Тамары , указывает, что, «заменив Верхнюю Вардзию Нижнею, она взялась строить местопребывание для помогавшей ей в походах Преблагословенной Вардзийской Богоматери» (История и восхваление венценосцев. 1954. С. 281-282; Гаприндашвили. 1960. С. 49). Т. о., по всей вероятности, именно в это время мон-рь из З.-В. был переведен на новое место. Из документа XVI в. известно, что с. Зеда-Вардзиа, равно как и близлежащие селения (Гиоргицминда, Вардзиа, Чачкари, Ванис-Квабеби, Тмогви, Цунда и др.), уплачивало налоги ( Джикия. 1941. Т. 2. С. 16). В 1847-1848 гг., во время путешествия по Самцхе-Джавахети, М. И. Броссе посетил З.-В., описал мон-рь и опубликовал надпись, высеченную на архитраве юж. ворот ( Brosset. 1850. Vol. 2. Р. 159). В 1875 г. Д. Бакрадзе кратко описал храм и ту же надпись; по его свидетельству, заселившие местность курды использовали церковь во 2-й пол. XIX в. как стойло для скота ( Бакрадзе. 1875. Вып. 1. С. 71). Краткое описание церкви было опубликовано в ж. «Мцкемси» (Пастырь. 1886. 11) и в газ. «Иверия» (1891. 239). В 1945 г. церковь изучали архитекторы К. Мелитаури, Т. Карумидзе, Ц. Габашвили и Р. Гвердцители. Восстановительные работы были выполнены в 1975-1978 гг., авторы проекта - Р. Гвердцители и Т. Немсадзе ( Габашвили. 1985). В 1997 г. монашеская жизнь в З.-В. была возобновлена, церковь освящена архиеп. Ахалцихским Николаем (Пачуашвили; с 2002 митрополит Ахалкалакско-Кумурдойский). По проектам архит. Д. Сванидзе в З.-В. были выстроены 3 монастырских дома (2001-2002) и колокольня из базальта (сент. 2002). Настоятель - игум. Антоний (Мачарашвили), в 2005 г. проживали 20 монахинь и послушниц.

http://pravenc.ru/text/199693.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИЕРЕМИЯ архиеп. Картли (Мцхетский), предстоятель Грузинской Православной Церкви (Мцхетского Католикосата) ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) ИЛОРИ церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XX  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья ЗВЕРИНЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, связанный происхождением с киевским Зверинецким во имя арх. Михаила мон-рем ЗДОРОВЬЕ оценочная категория, обозначающая соответствие комплекса природных свойств организма человека его реальному состоянию в границах морфологической и физиологической нормы ЗЕВИН прп. Сирийский (пам. 23 февр.) - см. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей и Дамиан, преподобные Сирийские ЗЕВС в Древней Греции религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ библейское наименование земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам - народу Израиля, которую они получили после исхода из Египта ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688 (по др. сведениям, 1686) - 1743), архит., градостроитель, художник-график, один из первых зодчих С.-Петербурга ЗЕНА МАРКОС (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), святой Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тахсаса (29/30 нояб.)) ЗЕНИН Никифор Дмитриевич (1869- 1922), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию ЗЕНОБИЯ [Зеновия] (ок. 240 - после 274), Юлия Аврелия, 2-я жена царя Пальмиры Публия Септимия Одената (ок. 250-266/7), царица Пальмиры (до 272)

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕРБИЦА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви ИАКОВ († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию») ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_25.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ЗАТВОРНИЧЕСТВО особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_110.htm...

В К.-П. л. почитается список одного из древнейших в обители образов - Печерской иконы Божией Матери (ок. 1288, ГТГ) с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Список был сделан во 2-й пол. XIX в. При закрытии обители в 1-й пол. XX в. икону удалось спрятать, а позже передать лаврскому насельнику архим. Спиридону (Лукичу; в схиме Дионисий). В 1991 г. он завещал образ К.-П. л.; его установили на горнем месте в алтаре ц. Всех святых Киево-Печерских (с 2002 - в киоте за левым клиросом). В Иоанно-Богословском приделе Успенского собора находилась Игоревская икона Божией Матери. Согласно «Повести о убиении блаженного Игоря» ( Бережков. 1893. С. 37-38), перед этим образом молился перед кончиной блгв. вел. кн. Киевский Игорь (Георгий) Ольгович , убитый киевлянами в 1147 г. Икона, вывезенная в 1941-1943 гг. в Германию, по одной из версий, сгорела в февр. 1945 г. в имении Вильденхоф возле Кёнигсберга (ныне Калининград) ( Полюшко. 2012. С. 22-25). Серебряные риза чудотворной иконы 1-й пол. XVIII в. и рама работы ювелира А. С. Стрельбицкого 1833 г., найденные после 1943 г. при разборке руин Успенского собора, хранятся в НКПИКЗ. В Крестовоздвиженской ц. находятся киевская Барская икона Божией Матери , переданная в лавру в 1992 г. В Зачатиевском храме хранятся чтимые Иверская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XVIII в.), переданные в лавру в 1988 г. Ранее иконы находились в семье сына прот. А. Глаголева, настоятеля ц. Николы Доброго на Подоле. В К.-П. л. находятся также чтимые иконы, возвращенные или пожертвованные обители в XX в., после возобновления монашеской жизни. Крест прп. Марка Гробокопателя. Медь. 1090 г. Древней святыней К.-П. л. является крест прп. Марка Гробокопателя, изготовленный во 2-й пол. XI в. в Византии (НКПИКЗ). На лицевой стороне (утрачена) медного креста-энколпиона размещалось изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Крестителем, вверху - прп. Марка ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1831. С. 320). Сохранилась оборотная часть креста с изображением Спасителя в центре, 12 апостолов на горизонтальной ветви (по 6 с каждой стороны), св. Феодора вверху и вмч. Георгия Победоносца внизу. Крест, полый внутри, по преданию, служил прп. Марку сосудом для питья. Позднее богомольцам позволялось пить из него воду. В 1701 г. московский свящ. Иоанн Лукьянов писал: «И ходихом по пещере… И пихом воду с Маркового креста, что на себе нашивал преподобный» ( Лукьянов И., свящ. Путешествие в св. землю//РА. 1863. Вып. 1. Стб. 40-44). В 1621 г. было отмечено исцеление теряющего зрение кн. Павла Курцевича, который, вняв совету братии лавры, омыл глаза водой из креста на мощах прп. Марка (Дива печер лаврських. 1997. С. 76-77). К 1830 г. крест хранился при мощах прп. Марка, а к 1868 г.- в ризнице Успенского собора. В кон. XIX в. крест предлагался для целования на выходе из пещерной Введенской ц.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Асмус Валентин, протоиерей. О монархии и нашем к ней отношении//Радонеж. 1997, 2(46). Закатов А. Монархисты в современной России//Радонеж. 1997, 2(46). Иоффе Генрих. К 80-летию февральской революции. Последний " редут " монархии//Русская мысль. 27.02.1997, 4163. Молчанов В. " Милый, чем же это кончится? " Страсть всей жизни супругов Романовых//Неделя. 1997, февраль, 6. Фадеева Н. Стоящие у трона...//Завтра. 1997, февраль, 9. Евсютин Виктор, священник. С нами Царь!//Жизнь вечная. 1996, декабрь (фактический выход номера в феврале 1997 г.) Сопельняк Борис. Февраль семнадцатого//Mip новостей. 03.03.1997. Накануне//Век. 04.03.1997, 7 (224). Решающие дни//Век. 04.03.1997, 7 (224). Сироткин Владлен. Русский " дурной сон " . Первая " бархатная революция " ХХ века//Век. 04.03.1997, 7 (224). Постскриптум//Век. 04.03.1997, 7 (224). Бесславные последние часы...//Советская Россия. 06.03.1997. Долгишев Виктор. Реформы в России должны опережать революции... (интервью с историком Bлaдuмipoм Булдаковым)//Красная звезда. 06.03.1997. Это было недавно, это было давно. 80 лет Февральской революции в России//Общая газета. 06.03.1997. Календарь//Московские новости. 09.03.1997. Львова Валентина, Попов Роман. Репинского " Николая II " , вероятно, оставят в стране!//Комсомольская правда. 12.03.1997. Шевцов Никита. " Романовы: империя, семья " . Рассказ о необычной выставке в Брюсселе//Труд. 12.03.1997. Агония//Вечерний клуб. 13.03.1997. " Человек больше императора "http://Вечерний клуб. 13.03.1997. Гуллер Юрий. Отречение//Вечерний клуб. 13.03.1997. Бычков Сергей. Легенда об отрезанной голове (беседа с Bлaдuмipoм Соловьевым)//Московский комсомолец. 15.03.1997. Королев Александр. Отречение. 80 лет назад российский император сложил с себя верховную власть//Труд. 15.03.1997. Савельев Олег. Социологическая служба " ВМ " . Россия без царя...//Вечерняя Москва. 15.03.1997. Бычков Сергей. " Кругом измена, трусость и обман! "http://Московский комсомолец. 15.03.1997. Соколов Максим. Материализация послания к Чаадаеву//Koммepcahmъ-daily. 15.03.1997, 31.

http://religare.ru/2_47504.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010