Великий Князь хотел сделать удовольствие Псковитянам и выбрал из них 12 старост, чтобы они вместе с Московскими Наместниками и Тиунами судили в их бывших двенадцати пригородах по изданной им тогда Уставной грамоте. Но сии Старосты не могли обуздывать хищности сановников Великокняжеских, которые именем новых законов отягчали налогами граждан и земледельцев, не внимали справедливым жалобам и казнили за оные, так что несчастные жители толпами бежали в чужие земли, оставляя жен и детей. Пригороды опустели. Иностранцы, купцы, ремесленники, имевшие домы во Пскове, не хотели быть ни жертвою, ни свидетелями насилия, и все выехали оттуда. – «Мы одни остались, – прибавляет летописец: – смотрели на землю: она не расступалась; смотрели на небо: нельзя было лететь вверх без крыльев». Узнав о корыстолюбии Наместников, Государь сменил их и прислал достойнейших, Князей Петра Шуйского и Симеона Курбского, мужей правосудных, человеколюбивых: они успокоили граждан и народ; беглецы возвратились. Псковитяне не преставали жалеть о своих древних уставах, но престали жаловаться. С сего времени они, как и все другие Россияне, должны были посылать войско на службу Государеву. Так Василий употребил первые четыре года своего правления, страхом оружия, без побед, но не без славы умирив Россию, доказав наследственное могущество ее Государей для неприятеля внешнего и непременную волю их быть внутри самодержавными. Глава II. Продолжение государствования Василиева. Г. 1510–1521 Взаимные досады Василиевы и Сигизмундовы. Намерение брата Василиева, Симеона, бежать в Литву. Приезд Царицы Нурсалтан в Москву. Раскаяние Магмет-Аминя. Разрыв с Менгли-Гиреем. Набеги Крымцев. Война с Литвою. Союз с Императором Максимилианом. Мирный договор с Ганзою. Посольство Турецкое. Взятие Смоленска. Измена Глинского. Битва Оршинская. Измена Епископа Смоленского. Приступ Острожского к Смоленску. Набег Крымцев. Вторичное Посольство к Султану. Смерть Менгли-Гирея. Посольство от нового Хана Магмет-Гирея, и наше к нему. Болезнь и Посольство Царя Казанского. Впадение Крымцев. Союз с Королем Датским и с Немецким Орденом. Посольство Императора Максимилиана. Послы Литовские. Приступ Острожского к Опочке. Переговоры о мире. Посольство к Максимилиану. Новые Послы от Императора. Смерть Летифа. Возобновление союза с Крымом. Смерть Магмет-Аминя. Шиг-Алей Царем в Казани. Крымцы опустошают Литву. Посольство к Султану. Сношения с Магистром и с Папою. Магистр в войне с Польшею. Поход Воевод на Литву. Сл Воевоабость Немецкого Ордена. Посольство к Султану. Бунт в Казани. Нападение Магмет-Гирея на Россию. Хабар Симский. Суд Воевод. Стан под Коломною. Посол Солиманов. Посольство Литовское и перемирие. Конец Немецкого Ордена в Пруссии. Новое перемирие с Ливонским Орденом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Эти возобновленные контакты принесли удивительные плоды. В 1976 г. один американский монах-траппист, отец Базиль Пеннингтон (Спенсер, штат Массачусетс), провел четыре месяца в разных греческих и русских монастырях Афона. Его личный дневник этого паломничества являет собой одно из наиболее прекрасных свидетельств о том, как могут смирение, желание «вслушиваться» в другого и поиск «единого на потребу» сближать сердца, невзирая на разделение Церквей и культур . Именно через такие поистине духовные встречи, которые пришлось пережить многим христианам разных традиций (на Горе Афон, а также и в других местах), сближаются сами наши Церкви, и становится ясным, что исихасты выполняют миссию миротворцев. Cf. S. Benedetto e l " Oriente cristiano. Atti del Simposio tenuto all " abbazia della Novalesa (19-23 maggio 1980) A cura di Pio Tamburrino OSB. Novalesa, 1981. Устав преподобного Венедикта. Гл. 73-я: « Что в настоящем уставе не все показаны законы подвижничества и духовной жизни »//Древние иноческие уставы. Собранные еп. Феофаном [ Затвор ­ ником ] . Издание Афонскаго Русскаго Пантелеимонова Монастыря. М., 1892. C. 652-653. Leroy Julien Saint Benoît dans le monde Byzantin//S. Benedetto e l " Oriente cristiano, o.c., P. 169-182. Raquez Olivier L " immagine di San Benedetto nei libri liturgici greci//ibidem, P. 185-202. Rousseau Olivier L " ancien monastère bénédictin du Mont Athos//Revue liturgique et monastique. N 14 (1929). P. 530-547; Pertusi Agostino Monasteri e monaci italiani all " Athos nell " Alto Medioevo//Le Millénaire du Mont Athos, 963-1963. Études et Mélanges. T. I. Chevetogne, 1963. P. 217-251. Beck Hans-Georg Die Benediktinerregel auf dem Athos//Byzantinische Zeitschrift. N 44 (1951). P. 21-24; Leroy Julien S. Athanase l " Athonite et la Règle de S. Benoît//Revue d " Ascétique et de Mystique. N 29 (1953). P. 108-122. Lanne Emmanuel L " interprétation palamite de la vision de saint Benoît//Tradition et Communion des Églises. Louvain, 1997. P. 175-198. Об о. Плакиде де Меестере см.: Misonne Daniel «   de Meester, Raoul, Marie, Joseph François, Léopold, en religion Placide »//Nouvelle Biographie nationale. Académie royale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique. Tome 5. 1999. P. 109-110.

http://bogoslov.ru/article/492319

Ситуация в УПЦ КП имела свою специфику. Митрополит Филарет имел законное рукоположение, но после уклонения в раскол он сначала был лишен сана (в 1992 году), а затем и отлучен от Церкви (в 1997 году). Потому все епископские хиротонии, возглавлявшиеся бывшим митрополитом Филаретом после извержения его из сана, считались незаконными. Иерархи, рукоположенные в УПЦ КП, принимались в общение также через совершение законных хиротоний. И здесь мы вновь видим радикальное отличие от ситуации, сложившейся во взаимоотношениях между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Как показано выше, несмотря на разрыв отношений, стороны не отвергали законности рукоположений друг друга. Архиереи, рукоположенные в РПЦЗ, принимались в Московский Патриархат в сущем сане. За ними признавались те священные степени, которые они получили в РПЦЗ. Потому и в 2007 году восстановление общения произошло без совершения повторных хиротоний. В-третьих, все канонические наказания, наложенные на иерархов и клириков УПЦ КП и УАПЦ Русской Православной Церковью, были признаны во всех Поместных Православных Церквах. Ни УАПЦ, ни УПЦ КП не имели евхаристического общения ни с одной из Поместных Церквей. Ситуация с РПЦЗ была совершенно иной. Канонические прещения, наложенные на зарубежных епископов Священным Синодом во главе с митрополитом Сергием, не были признаны другими Поместными Церквами. Например, Сербский Патриарх Варнава уже в 1934 году прямо писал митрополиту Сергию, что считает эти наказания Потому Зарубежный Синод продолжал действовать в Сремских Карловцах, сохраняя над собой покровительство Сербской Церкви. Архиереи-эмигранты находились в общении и с другими Поместными Церквами. Все это показывает глубокую некорректность аналогий, проводимых между Актом о восстановлении канонического общения 2007 года и проблемой уврачевания церковных расколов в Украине. Потому неудивительно, что уже в 2008 году Священный Синод Украинской Православной Церкви заявил о невозможности рассматривать возобновление общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом в качестве модели для преодоления церковных расколов в

http://patriarchia.ru/db/text/5889683.ht...

В библейской лит. критике XIX - нач. XX в. (см. ст. Библеистика ) декалог не рассматривался как произведение, восходящее к временам Моисея. В качестве обоснования такого подхода выдвигался тезис о том, что удаление текста Д. з. из кн. Исход якобы не влекло утраты смысловой связи между стихами Исх 19. 25 и 20. 18 ( Wright. 1988. Р. 786). Библейская критика объясняет расхождения в версиях Д. з. предположением, что они восходят к разным периодам редакции книг Исход и Второзаконие, однако датировка этих периодов остается предметом разногласий. Ряд зап. исследователей XVIII-XIX вв., разрабатывавших документальную гипотезу (Ю. Велльгаузен , К. Будде и др.), указывали на связь повествования о воссоздании каменных скрижалей (Исх 34. 1-5) вместо разбитых (Исх 32. 19; Втор 9. 17) с изложением постановлений преимущественно ритуального характера (Исх 34. 11-26), к-рые они назвали «культовый декалог» ( Фрезер. 1990. Ч. 4. Гл. 2). По их мнению, этот декалог существовал задолго до декалога из Исх 20 и Втор 5, названного ими «этический декалог». В культовом декалоге выделяется ряд повелений ( Greenberg. 1997): запрет союза с идолопоклонниками - жителями Ханаана (Исх 34. 11-16); запрет на создание литых идолов (Исх 34. 17); соблюдение праздника опресноков (Исх 34. 18); посвящение первенцев Господу (Исх 34. 19-20); соблюдение субботы (Исх 34. 21); совершение праздников седмиц, начатков жатвы пшеницы и сбора плодов (Исх 34. 22); ежегодное 3-кратное собрание народа пред Господом (Исх 34. 23-24); правила жертвы (Исх 34. 25); принесение первых плодов в дом Божий (Исх 34. 26а); запрет варить козленка в молоке его матери (Исх 34. 26б). Выделение культового декалога было обосновано тем, что, согласно Исх 34. 27-28, Господь повелел Моисею записать именно эти слова, к-рыми Он заключает завет с Израилем. Это, однако, противоречит прямому указанию Исх 34. 1, согласно к-рому на возобновленных скрижалях будут написаны те же слова, что и на прежних скрижалях, т. е. Исх 20. К тому же обстоятельства изречения заповедей в Исх 20. 2-17 более соответствуют идее заключения завета Бога с народом Израильским.

http://pravenc.ru/text/171772.html

Фото: izdat-spbda.ru      Беседа с заведующим кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидатом богословия, доцентом протоиереем Димитрием Юревичем, в 2009–2015 гг. — проректором по научно-богословской работе академии и ответственным редактором журнала. Беседа публикуется в сокращении. Полностью ее можно будет прочитать в за 2021 год “Христианского чтения” - Отец Димитрий, согласно сайту-музею “Христианского чтения” , “6 октября 2008 года ректором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии назначен епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Перед редакцией журнала была поставлена задача по вхождению «Христианского чтения» в перечень ВАК”. Насколько быстро после своего появления в академии владыка Амвросий занялся проблемами журнала? - Поскольку данный вопрос касается тех перемен, которые произошли в статусе “Христианского чтения” в период ректорства епископа (ныне — митрополита) Амвросия (Ермакова), целесообразно несколько раздвинуть хронологические границы вопроса для лучшего понимания ситуации. Возобновление издания журнала в 1990 г. под названием “Вестник ЛДА” — и с 1991 г. под своим исконным названием — столкнулось с нехваткой материалов, что можно с легкостью видеть, если посмотреть электронные сканы журналов в интернет-архиве.      Кроме публикаций преподавателей академии в журналах в начале 1990-х годов встречаются перепечатки из дореволюционных и зарубежных эмигрантских изданий. Кроме того, с сегодняшней точки зрения, многие статьи не носили научного характера, часть из них представляли собой синтез материала на заданную тему, некоторые были откровенно популярного уровня, что, впрочем, объясняется спецификой перестроечного времени. Увеличение доли статей научного характера и введение требований к научному аппарату появилось в журнале в период ректорства архиепископа (ныне — митрополита) Константина (Горянова). К сожалению, по-прежнему имела место нехватка материала, поэтому, как это уже сложилось в 1992–1995 гг., когда выходил только один номер журнала в год, в период 1997–2008 гг. также издавалось только по одному-два номера в год. Тем не менее, данный период можно рассматривать как накопление опыта для дальнейшего выведения журнала на новый уровень.

http://pravoslavie.ru/137024.html

Желая сильнее действовать на внутренность города, Россияне построили тайно, верстах в двух за станом, башню, вышиною в шесть сажен; ночью придвинули ее к стенам, к самым Царским воротам; поставили на ней десять больших орудий, пятьдесят средних и дружину искусных стрелков; ждали утра и возвестили оное залпом с раската. Стрелки стояли выше стены и метили в людей на улицах, в домах: Казанцы укрывались в ямах; копали себе землянки под тарасами; подобно змеям, выползали оттуда и сражались неослабно; уже не могли употреблять больших орудий, сбитых нашею пальбою, но без умолку стреляли из ружей, из пищалей затинных, и мы теряли ежедневно немало добрых воинов. – Тщетно Иоанн возобновлял мирные предложения, приказывая к осажденным, что если они не хотят сдаться, то пусть идут куда им угодно с своим Царем беззаконным, со всем имением, с женами и детьми; что мы требуем только города, основанного на земле Болгарской, в древнем достоянии России. Казанцы не слушали ни краем уха, по выражению летописца. Между тем храбрый Князь Михаиле Воротынский подвигал туры ближе и ближе к Арской башне; наконец один ров, шириною в три сажени, а глубиною в семь, отделял их от стены: стрельцы, Козаки, головы с людьми Боярскими стояли за оными, бились до изнурения сил и сменялись. Иногда же, несмотря на близость расстояния, бой пресекался от усталости: те и другие воины отдыхали. Казанцы воспользовались однажды сим временем: видя, что многие из наших сели обедать и что у пушек осталось мало людей, они, числом до десяти тысяч, тихо вылезли из своих нор и под начальством Вельмож, главных царских советников, именуемых Карачами, устремились к турам, смяли Россиян и схватили их пушки. Тут Князь Воротынский сам, а за ним и все знатнейшие чиновники кинулись в сечу. «Не выдадим отцев!» – кричали Россияне и бились мужественно. Воеводы Петр Морозов, Князь Юрий Кашин пали в толпе, опасно уязвленные: их отнесли в стан. Князь Михайло Воротынский, раненный в лицо, не оставлял битвы: крепкий доспех его был иссечен саблями. Многие Головы Стрелецкие лежали мертвые у пушек, и Казанцы еще не уступали нам взятых ими трофеев. Но явились Муромцы, Дети Боярские, стародавние племенем и доблестию ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась. Казанцы давили друг друга, теснясь в воротах и вползая в свои норы. Сие дело было одним из кровопролитнейших. В то же время неприятель нападал и на туры передового полка, однако ж не весьма усильно. Государь видел собственными глазами оба дела: изъявив особенную милость Князю Михайлу Воротынскому и витязям Муромским, он навестил раненых Воевод, благодаря их за усердную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

13. Считать необходимым представление в Синодальную богослужебную комиссию текстов служб новопрославленным святым и вообще всех новых литургических текстов. Полагать полезной публикацию этих текстов в общецерковной печати после одобрения их Священным Синодом. 14. Касаясь полрожения Украинской Православной Церкви, настоящий Архиерейский Собор уполномочил Священный Синод начать двусторонние консультации с Поместными Православными Церквами по вопросу церковной ситуации на Украине и будущего Православной Церкви в этой стране. 15. Отметить положительное развитие системы богословского образования в Русской Православной Церкви. выразившееся прежде всего в умножении числа духовных академий и семинарий. Одобрив работу по обеспечению академий и семинарий качественными учебными пособиями. считать своевременным изыскание необходимых средств для осуществления Учебным комитетом данной программы. Одобрить деятельность Учебного комитета, в особенности связанную с подготовкой концепции новой системы богословского образования. Считать важным переход к практике рукоположения в священный сан только лиц, имеющих законченное семинарское или соответствующее ему богословское образование. Выразить озабоченность сокращением числа рукоположений выпускников духовных учебных заведений и тяжелым материальным состоянием последних. Призвать правящих Преосвященных, в особенности учредивших в своих епархиях духовные школы, приложить максимум усилий для их материальной поддержки. Священному Синоду озаботиться обеспечением долевого финансирования духовных семинарий из общецерковного бюджета. 16. Выразить удовлетворение состоянием религиозного просвещения мирян, включая широкое развитие сети воскресных школ, создание православных высших учебных заведений, гимназий, лицеев, детских садов. Ввиду относительной слабости церковной системы образования, считать-весьма важным направлением просветительной деятельности православное образование и воспитание в государственных школах, высших учебных заведениях, техникумах и детских садах в рамках соблюдения принципа добровольности. Считать весьма полезным налаживающееся сотрудничество Церкви со светскими педагогами и организаторами образовательного, процесса. Высказать сожаление по поводу прекращения выхода в свет радиопрограммы, находившейся в ведении Отдела религиозного образования и катехизации. Изыскать средства для возобновления духовно-просветительных передач на радио. Одобрить деятельность Отдела религиозного образования и катехизации.

http://patriarchia.ru/db/text/5829634.ht...

Крайней степенью прелестного мнения является ересь, которая «может периодически возобновляться как типологически устойчивое пленение ума»/Гаврюшин. 1997, с.25/. В ереси соединяются воедино многие негативные духовно-психические состояния: мнение, самообольщение, гордыня, своеволие и т. д. Состояния прелести, самообольщения, мнения и ереси приводят к духовной и телесной деградации человека: «Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет тело, как неразрывно связанное Творцом с душею»/ Игнатий (Брянчанинов) . Т. 2. 1993, с.229–230/. В состояниях прелести нередко проявляются различные аномальные психофизиологические феномены: деперсонализация, особые ощущения тела – легкость, невесомость, полет и т. д. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит несколько подобных примеров: старец, находящийся в прелести, отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь, и рассказывал всякому, кому угодно было выслушать его, что «отсеченная кисть руки соделалась святыми мощами, что она хранится и чествуется благолепно в Московском Симонове монастыре, что он, старец, находясь в Площанской Пустыне в пятистах верстах от Симонова, чувствует, когда Симоновский архимандрит с братиею прикладываются к руке»/там же, с.237/; Молодой монах, находящийся в прелести, жил в пустыне далеко от скита, за заливом. Однажды вечером, в осеннее время, он посетил старцев скита. Когда он прощался с старцами, они предостерегали: «не вздумай пройти по льду, лед только что встал, и очень тонок». Монах отвечал тихим голосом, с наружной скромностью: «я уже легок стал»/там же, с. 251–252/. Но стал легок он только по своеобразным ощущениям своего тела. Он все-таки пошел по льду, провалился и утонул; Афонский монах, впавший в прелесть, рассказывал еп. Игнатию: «сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афоне!»/там же, с.239/. Духовный опыт свят. Игнатия позволил ему предугадать истиннное состояние монаха. Приведенное выше откровенное высказывание монаха произошло после следующего диалога еп. Игнатия с ним: «При продолжении беседы говорю ему: «смотри, старец! будешь жить в Петербурге, – никак не квартируй в верхнем этаже; квартируй непременно в нижнем». Отчего так? возразил Афонец. «От того, отвечал я, что если вздумается ангелам, внезапно восхитив тебя, перенести из Петербурга в Афон, и они понесут из верхнего этажа, да уронят, то убьешься до смерти; если ж понесут из нижнего, и уронят, то только ушибешься " »/там же, с.239/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В июле 1917 г. в Петрограде состоялась лютеран. конференция, к-рая разработала проект церковной конституции и решила провести в нач. 1918 г. Генеральный синод. Но после Октябрьской революции начался длительный период гонений и преследований. При этом в 1925-1934 гг. в Ленинграде существовала лютеран. семинария. Власти постепенно закрывали лютеран. церкви. В окт. 1939 г. была закрыта последняя действовавшая в Л. о. кирха в приходе Хаапакангас в дер. Юкки. Десятки тысяч финнов, немцев и эстонцев в 30-х - нач. 40-х гг. XX в. были депортированы в отдаленные вост. районы страны, пасторы расстреляны (из них 4 чел.- 15 нояб. 1937). В 1941-1944 гг. на оккупированной территории были возобновлены богослужения в нек-рых финских кирхах. С приходом советских войск все кирхи были вновь закрыты, а немцам и финнам запретили проживать в Л. о. Лишь в 1977 г. открылась фин. кирха в Пушкине, а с кон. 80-х гг. XX в. началось активное возрождение Евангелическо-лютеранской церкви, Л. о. стала главным районом ее деятельности в России. 26-29 сент. 1994 г. в С.-Петербурге состоялся I Генеральный синод Евангелическо-лютеранской церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ), к-рый утвердил переработанный Устав Церкви и выбрал епископа. Канцелярия главы Церкви, которая в наст. время называется Союз Евангелическо-лютеранских церквей, размещается в петербургской Петрикирхе. С 1992 г. в С.-Петербурге выходит печатный орган ЕЛЦ «Der Bote/Вестник», а в апр. 1997 г. в дер. Новосаратовка Всеволожского р-на начала работу Теологическая семинария. В 2015 г. в Л. о. существует 21 лютеран. община (19 приходов принадлежат к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии). Они входят в Западно-Ингерманландское и С.-Петербургское пробства (последнее включает и приходы С.-Петербурга). Приходы Западно-Ингерманландского пробства находятся в пределах исторической области Ингерманландия, и только приход в г. Луга - за ее пределами. Из обл. приходов С.-Петербургского пробства в Ингерманландии находятся только Колтушский в дер.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

В 2004 году в рунете появилось несколько новых интенсивно развивающихся проектов. К числу наиболее интересных можно отнести ресурсы Православие и мир , Милосердие.RU , Библион , Русское православное телевидение , Доброе слово , Благочестие.RU , магазин Сретение , Русская цивилизация , Слово , Правая.RU , Благословение и др. ТЕНДЕНЦИИ РОСТА ПРАВОСЛАВНОГО РУНЕТА В нашем прошлогоднем докладе на интернет-секции Рождественских чтений была приведена кривая, показывающая характер роста числа православных сайтов рунета. Как показывал анализ истории развития православных ресурсов в русском интернете, рост этот носил нелинейный характер. Если в 1997-1999 годах, по данным Виктора Сударикова , число православных сайтов не превышало и 100-150 , то к 2000 году их было уже (по нашим данным) 300 , в 2001 - 500 , в 2003 - 1100 , а в январе 2004 года - не менее 1600 . Экспоненциальный рост числа православных сайтов позволил нам сделать предположение, что к январю 2005 года, если тенденция сохранится, число православных сайтов на русском языке может достигнуть 2500 . Однако, темпы развития православного интернета в прошлом году несколько снизились, и к январю 2005 года, по данным нашего каталога, в православном интернете насчитывается лишь около 2000 действующих православных сайтов. С чем может быть связано такое изменение динамики числа православных русских сайтов? Можно назвать следующие возможные причины этих изменений:   ВРЕМЯ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ С сентября 2000 года, когда открылся наш каталог православных ресурсов, мы ведем подробный мониторинг православного сектора рунета. Ежедневно все сайты, включенные в каталог, автоматически проверяются на доступность. Недоступные ресурсы проходят дополнительную проверку редакторами каталога, и, если сайт временно или окончательно прекратил свое существование, отмечаются в нашей базе данных как закрытые. Часто бывает, что проекты, закрывшись на короткое время, возобновляют свою работу, что немедленно становится известным нашим редакторам благодаря той же системе мониторинга.

http://pravoslavie.ru/4919.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010