На «Господи, воззвах…» . Стихиры на 10: Триоди – 4 (1-я повторяется), мучеников – 6; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. Прокимен великий («Не отврати Лица Твоего…» или «Дал еси достояние…»). Паремии мучеников – 3. «Сподоби, Господи…» (на практике поется). Переоблачения в черные одежды не бывает (по причине праздника). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Богородице ты еси Лоза…». «Ныне отпущаеши…» (можно спеть). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (полный праздничный отпуст с поминанием святого храма и празднуемого святого). Хор: «Великаго господина...». 3) Если праздник случится в четверг (любой седмицы, кроме 5-й), а также в пятницу 5-й седмицы, то вечерня накануне праздника совершается в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. В этом случае особенности касаются только пения стихир на «Господи, воззвах…» и чтения паремий. Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…» стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен дважды, мученичен и 3 стихиры «подобны»), Минеи – 4; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Прокимены Триоди. Паремий 5: Триоди – 2 и мучеников – 3. Далее последование литургии по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святителя Григория Двоеслова , святого храма и мучеников. Особенности повечерия Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следующие особенности: 1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и без пения. По Трисвятом : тропарь мучеников, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

п. Заметим, что воскресные песнопения в указанные в заглавии недели поются по порядку гласов: в неделю Мироносиц – гл. 2, в неделю Разслабленного – гл. 3, в неделю Самаряныни – гл. 4 и в неделю Слепого – гл. 5. 3) Восточны. Это – то же воскресные песнопения, напечатанны в Октоихе и перепечатанные в Триоди Цветной. С этим наименованием указываются стихиры на Господи, воззвах и хвалитные. 4) Настоящие недели, т. е. такие, какие усвоены той или другой неделе. Они составляют принадлежность Цветной Триоди, в которой одной и напечатаны. Кроме общего: «настоящия недели», Типикон усвояет им частные названия, соответствующие недельным воспоминаниям, т. е. называет их песнопениями Мироносиц (л. 364), Разслабленного (л. 367), Самаряныни (л. 369 на об.), Слепого (л. 371). К этим же самым песнопениям иногда прилагается название Триоди и дне, напр., говорится «седален Триоди» (л. 365), «блаженна Триоди» (л. 365 на об.), «седален дне» (л. 367). 5) Сверх перечисленных, в неделю Самаряныни употребляются еще песнопения Преполовения, пот. что в эту неделю празднуется попразднство сего праздника. Этого рода песнопения напечатаны в Цветной Триоди частью в последовании 5 недели, напр., тропарь: Преполовившуся празднику..., канон: языцы, восплещите, частию в последовании праздника Преполовения, а в послед. 5 нед. указываются только начальными словами (см., напр., стихиры на Господи, воззвах). Им усвояется наименование песнопений Преполовения праздника (просто) или же праздника Преполовения, напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Преполовения», «тропарь праздника», «тропарь праздника Преполовения» Начало всенощного бдения такое же, какое указано выше накануне недели Антипасхи (Тип., л. 364 на об.). На нем, как и всегда под воскресенье, полагается вся 1 кафизма (см. посл. нед. 3, л. 364 на об.; нед. 4, л. 367; нед. 6 л. 371). В стихирах на Господи, воззвах богородичном всегда служить воскресный догматик настоящего гласа: в неделю Мироносиц – 2 гл. Прейде сень законная..., в неделю Разслабленного – 3-го: Како не дивимся, в неделю Самаряныни – 4-го, в неделю Слепого – 5-го, хотя, напр., в нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

774 Прим. 1. Так как в пяток канон кресту поется и в том случае, если в среду 4 седм. не будет праздника Благовещения (Тр. Постн., послед. в пяток средния седмицы на утрени, л. 253); то это указание Типикона можно понять только так: если Благовещение случится в среду 4 седм., то канон креста поется или два раза, как обыкновенно, только не в среду и пяток, а в понед. и пяток, или же только один раз в пяток. Прим. 2. О каноне для повечерия накануне понедельника чит. ниже (ч. 2, глава 31). 775 Т. е. стихиры и славники на вечерню пред понедельником, а канон на утреню понедельника; если же канон на утреню понедельника не перенесен, то надобно перенести по крайней мере стихиры и славянки на вечерню пред пятком; канон креста: Древу святому.., в этом случае останется не пропетым, потому что пяток имеет свой крестный канон. 776 Если Благовещение случится в пяток 4 седм., то должно быть выполнено предписание Типикона: „по отпусте часов бывает поклонение честному кресту, поющим нем стихиры самогласны... и взимается иереем честный крест, и относится во святый олтарь“ (л. 326 на об.). 778 Сначала надобно пропеть стихиры на Господи, воззвах Триоди, напечатанные в последов. понедельника вечера, потом петь стихиры (по алфавиту) вел. канона. 779 Состав стихир на Господи, воззвах пред литургией преждеосв. даров во вторник будет уже не тот, какой мы показали на предыдущей странице, а именно: самогласен Триоди 2, подобны Триоди 3 и праздника 5. 780 Возглашения: „Премудрость. Благослови. Сый благословен. Утверди, Боже“, в составе утреннего богослужения в Великий четверток указываются в москов. издании Службы во свят. и Великий четверг., л. 20 на об., и несомненно указываются на основании общего устава вседневной утрени, поемой не во дни поста (Тип., гл. 9, л. 18); но в Типиконе они не поименованы ни в последов. Великого четверг. (л. 339 на об.), ни в 15 мр. гл. о празднике Благовещения, аще случится в Вел. четверток (л. 212 на об. и 213). 781 В Послед. св. спасит. страстей сказано, что в это время иерей или диакон кадит и что каждение повторяется и на следующих седальнах (до 50 пс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Стих 2: Господь воцарися, в лепоту облечеся,/облечеся Господь в силу и препоясася. Припев: Молитвами святых Твоих: Стих 3: Ибо утверди вселенную,/яже не подвижится. Припев: Молитвами святых Твоих: Стих 4: Свидения Твоя уверишася зело:/дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Припев: Молитвами святых Твоих: Слава, и ныне: Единородный Сыне: Ектения малая. Антифон 3-й Стих 1: Приидите, возрадуемся Господеви,/воскликнем Богу, Спасителю нашему. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия. Стих 2: Предварим лице Его во исповедании,/и во псалмех воскликнем Ему. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 3: Яко Бог велий Господь/и Царь велий по всей земли. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 4: Яко в руце Его вси концы земли/и высоты гор Того суть. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 5: Яко Того есть море, и Той сотвори е,/и сушу руце Его создасте. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: По входе же Евангелия поем входное: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия. (Тропари и кондаки же поем по уставу) Краткий устав-схема субботней службы (Аще Бог Господь) В пяток вечера Чтец: Приидите, поклонимся: трижды. Предначинательный псалом (см. выше) Великая ектения: Миром Господу помолимся: Господи воззвах: поем во глас Минеи, и поставим стихов 6. (Аще беззакония назриши: ) [Если святой Минеи имеет 6 стихир, то все стихиры – из Минеи. Если же Святому в Минее только 3 стихиры, то поем прежде ему, а затем – из Октоиха, 3 первые стихиры на Господи воззвах:] Слава: Святому, аще есть. И ныне: догматик текущаго гласа. Вход не бывает. Свете тихий: Прокимен дне: Боже, Заступник мой еси Ты,/и милость Твоя предварит мя. Таже Сподоби, Господи: Просительная ектения: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви: Стихиры на стиховне Октоиха, мученичны [помещены в цикле стихир на Господи воззвах: под стихами: Яко у Господа милость Его: Хвалите Господа вси языцы: Яко утвердися милость Его на нас: ] Поются с обычными стихами стиховных стихир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Девятый час читаем по обычному чину, начиная его, как и все службы в последующие дни, с Трисвятого. НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На «Господи воззвах:» стихиры Праздника на 4, глас 6 Господь вознесся на небеса: Господи, вознесению Твоему: Созерцая на горах святых: Господи, исполнив таинство Твоего промысла: Слава, и ныне, глас 6: Господи, когда Апостолы Тебя увидели: (Смотри эти стихиры на великой вечерне.) «Свет отрадный:» и прокимен дня. На стиховне стихиры, глас 1 Взойдя на небеса: Стих: Все народы, рукоплещите,/воскликните Богу гласом радости. Пс 46:2 Взошел Ты, Христе, к безначальному Отцу Твоему: Стих: Взошел Бог при восклицании,/Господь – при звуке трубном. Пс 46:6 Ангелы Твои, Господи: Слава, и ныне, глас 2: Родился Ты, как Сам восхотел: (Смотри на великой вечерне.) Тропарь праздника, глас 4 Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш: (смотри на великой вечерне) Ектения сугубая и отпуст.   НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На «Господи воззвах» стихиры на 10, глас 6 Господь вознесся на небеса,/чтобы послать Утешителя миру./Небеса приготовили престол Ему,/облака – восхождение Его./Ангелы удивляются,/видя Человека выше себя./Отец ожидает Того,/Кого от века имеет в Своих недрах;/Дух Святой повелевает всем Ангелам Его:/«Поднимите, князья, врата ваши;/все народы, рукоплещите,/ибо взошел Христос туда,/где был прежде!» (2) Господи, вознесению Твоему изумились Херувимы,/видя Тебя, Бога, на них восседающего/восходящим на облаках;/и мы славим Тебя, ибо блага милость Твоя,/слава Тебе! (2) Созерцая на горах святых/вознесение Твое, Христе,/сияние славы Отчей,/воспеваем светоподобный образ лица Твоего,/поклоняемся Твоим страданиям,/почитаем воскресение,/прославляя славное вознесение. Помилуй нас! (2) Господи, когда Апостолы Тебя увидели,/Податель жизни Христе,/на облаках поднимающимся,/со слезными сетованиями, печалью исполняясь,/в скорби возглашали:/«Владыка, не оставь нас, рабов Твоих, сиротами,/ тех, кого из сострадания Ты возлюбил, как Милосердный;/но пошли, как обещал нам, Всесвятого Духа Твоего,/просвещающего души наши!» (2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

333 Выбор богородична во 2-м приложении определяется не только гласом, но и днем седмицы, в который совершается данное богослужение. При этом на «Господи воззвах...» и на стиховне вечерни на «И ныне» поются богородичны, обозначенные «в неделю вечера»; " в понедельник вечера» и т. д., а на «Хвалите...» и на стиховне утрени в те же дни поются другие богородичны, которые обозначены «в понедельник утра», «во вторник утра» и т. д. 334 В некоторые дни (например, 6 ноября, 11 ноября и др.) Устав назначает петь после стихир Октоиха (то есть перед стихирой «Славы») еще одну (очень редко – 2) стихиру святому с ее особым припевом. 335 Экзапостиларий Октоиха и его богородичен находятся в той части приложения Октоиха, которая озаглавлена " Экзапостиларии седмичнии». 336 Иногда после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» добавляются стихиры святому из Минеи с их припевами (см., например, 1 ноября, 17 декабря и др.). 337 В некоторые дни после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 11 ноября, 22 января и др.). 338 При соединении отдельных служб 2-м непразднуемым святым на «И ныне» можно прочитать любой из 2-х богородичных: или из службы первому святому, или из службы второму святому). 339 В некоторые дни сразу после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 3 ноября,11 ноября и т.д.) 340 Следует отметить, что это единственный признак «шестеричности» службы данным святым. Во всем остальном эти службы совпадают со службой двум малым святым в седмичный день. 341 Исключение составляет служба святому апостолу Тимофею (22 января), которому Устав назначает петь Блаженны 342 Дело в том, что 2-я и 3-я стиховные стихиры Октоиха – заупокойные, и они поются лишь в том случае, если совершается заупокойная служба. Если . же совершается служба с пением «Бог Господь...» на утрени, то следует петь или все 3 стихиры на «Господи воззвах...», или можно спеть 1-ю стиховную стихиру и 2 стихиры на «Господи воззвах...».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

VII. Господи, воззвах и стихиры Пс. 140 . Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи! †. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! Услыши мя, когда взыщу помощи Твоея в борьбе с грехом, когда начну вступать на тесный, тернистый путь заповедей Твоих. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. †. Да направится молитва моя, да вознесется пред Тобою, как фимиам кадильный, – да не тяготеет к земле душа моя, к земным заботам и удовольствиям. Приими молитвенное воздеяние рук моих, как жертву вечернюю. Читается: Положи, Господи, хранение устам моим и проч. стихи 140 и 141 псалмов. Пение стихов и стихир Псл.141:7. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Душа моя в заботах земных, в скорбях, в страстях греховных, как в темнице пребывает; освободи меня от них, чтобы чистым сердцем Тебе славити. И поется стихира первая. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Меня примут праведники, когда воздашь мне благодать Твою, когда соделаешь меня носителем Духа Твоего Святаго. † Стихира вторая. Пс.129:1 . Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. †. Стихира третья. Пс.129:2 Да будут уши Твои, внемлющие гласу моления моего.†. Стихира четвертая. Пс.129:3,4 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. Яко у Тебе очищение есть. Если беззакония наши отмечать, то кто устоит правым пред Тобою? Только у милосердия Твоего наше очищение, прощение грехов. †. Стихира пятая. Пс.129:5 . Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Ради имени Твоего Святаго претерплю все скорби, лишения, бедствия сей жизни, – ради того, чтобы сохранить имя – звание христианина. †. Стихира шестая. Пс.129:6 . От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. От раннего утра до глубокой нощи, от первого часа до последнего, весь день, всю жизнь да уповает народ Божий на Господа. Утверди нас! †. Стихира седьмая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По славяно-русскому Студийскому уставу редакции патриарха Константинопольского Алексия (рукоп. XI – XIII в.в.) предпразднство начиналось с 22 дек.; трипеснцы не указаны; стихиры в большинстве случаев не такие, как ныне. 24 дек. на вечерни на Господи воззвах стихиры только предпразднства: тропарь «Готовися Вифлееме» каноны предпразднства «Христос раждается», другой «Поим Господеви» и мц. Евгении; катавасия – ирмосы Богоявления; по 3 песни ипакои гл. 3 «Сопль (свирелей) пастырских»; на хвалитех стихиры мученицы; часы не поются и поклонов не бывает в этот день. В сочельник праздничная вечерня начинается в 9 ч.; на Господи воззвах стихиры на 6, Слава «Что ти принесем» и все прочее как ныне; если в сочельник поста нет, то на трапезе после литургии сочиво, хлеб и вино по 1 чаше, а после вечерни рыба, по 3 чаши вина; на вечерне тропарь праздника не поется; повечерия вместе не поют, но каждый в своей келье. На праздничной утрене по 1 каф. ипакои гл. 8 «Неизреченными твоим рождеством», Слава и ныне «О тебе радуется»; по 2 каф. ипакои гл. 5 «Свидетельством твари», Слава и ныне богород. «Страшное Девы таинство»; если воскресение, степенны и Всякое дыхание приключившагося гласа; на каноне «уставляют стихов 12 и поются по дважды и стихи и ирмосы их; по 3 песни седален «Приидите, видим верний»; на хвалитех Слава «Отец (благо) изволил есть», и ныне тоже; на стиховне гл. 6, «Ангельская предидите, и ина два подобна тому: Трубный глас, Родила есть, Слава и ныне глас той же, подобен: «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы» 1142 . По Рукописям XIV – XV в. ныне действующего Иерусалимского устава не указаны трипеснцы в предпразднство, тропарь на вечерне указывается только в позднейших рукописях; повечерие начинается в 1-м часу ночи (7 ч. в.); не упоминается «Ныне отпущаеши» в конце повечерия 1143 . По греческой Минее особенности Р. X. и его предпразднства, в сравнении с нашей Минеей, таковы. 20 дек., на стиховне первою поставлена нынешняя вторая: «Вифлееме земле Иудова», 3-я – «Доме Евфрафов», а нынешняя первая – на И ныне. На повечерии трипеснец только «Непроходимое». Не указано, как петь трипеснцы на повечерии. На утрени по одному седальну по каждом стихословии (что ныне – на С. и Н.) Хвалитныя стихиры преп. Романа имеют действительное алфавитное расположение (в наших современных Минеях они переставлены).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Недели ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (осб. кн. 1-й седм.). Прокимен дня. Прокимен дня или: Прокимен паремии Аллилуия, на субботы: (Тип.), на педели: 1, 2, мясо пустную и пред 3, 4, 5-ю – прокимен Пятидесятницей. великий, на Неделю ваий – прокимен дне. (В седм. дни) Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение, Вонмем. Чтение парем. (кн. Притчей). В е л и к а я Отдельно от утрени В соединении с утренею, т. е. на бдении [В Неделю вечера На Неделю (воскресение) вся 1-я кафизма. стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17) и см. далее таблицу о стихословии псалтири]. При стихословии: При стихословии: Слава и ныне, и: Аллилуиа, Слава и ныне, и: трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения малая одна, если один антифон; если же Ектения малая. три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас. Яко Твоя держава. По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи, воззвах. Господи, воззвах. Стихиры на «Господи Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь на 10-ть. воззвах», на6-ть и на Слава и ныне. Слава и ныне. Богородичен или Богородичен или стихира. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). вонмем (Тип., гл. 2 и Прокимен дне. Прокимен дне. Премудрость. Премудрость. (Того-то) чтение. (Того-то) чтение. Вонмем. Вонмем. Чтение паремии. Чтение паремии. Ектения: Рцем вси. Ектения: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. человеколюбец. В с е д н е в н а я В дни года, кроме В дни Великой Великой Четыредесятницы Четыредесятницы Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Ектения: Исполним Ектения: Исполним вечернюю молитву. вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и Возгл.: Яко благ и человеколюбец. человеколюбец. Мир всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Всякое дыхание... и хвалитные псалмы. Стихиры на хвалитех: Святого на 4. Слава–святого. И ныне, богородичен по гласу святого 264 . 11 янв.: стихиры на хвалитех святого на 4. Слава – святого. И ныне – праздника. 21 декабря: стихиры на хвалитех на 8: предпразднства 4 и святого 4 – с особыми припевами. Слава – святого. И ныне – предпразднства. Славословие великое, которое поется, а не читается. Так же. По трисвятом – тропарь святого. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Типик., гл. 52, л. 386: «ведомо же буди и о сем». 11 янв.: тропарь святого. Слава, и ныне – праздника. 21 декабря: тропарь святого. Слава, и ныне – предпразднства. Типик., гл. 52, 387 на об. Ектении и пр. Так же. И отпуст великий. Во дни предпразднств так же; об отпустах во дни попразднств чит. ниже (ч. 1, гл. 47). Так же. Час 1-й в притворе. На нем отпуст малый. Так же. Часы и литургия Златоустого. Об изменяемых частях часов и литургии чит. ниже (ч. 1. отд. 4, гл. 40, 41, 42, 44 и 45). Чит. там же. Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком Накануне, после малой вечери, отправляется всенощное бдение. На всенощном бдении: После предначинательного псалма и ектении рядовой кафизмы нет, но стихословится «Блажен муж» 1-й антифон (26 сент.) 266 . Стихиры на Господи, воззвах святого на 8. Слава – святого. И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы (26 сент. и 30 янв.). Вход. Прокимен дня. Чтения, т.е. паремии святого из Минеи 3 с обычными предшествующими им возглашениями. Ектения: Рцем вси... Сподоби, Господи... Ектения: Исполним утреннюю молитву... Священник: Мир всем и т.д. На литии стихира храма, литийные стихиры святого. Слава литийных стихир святого. И ныне, богородичен, указанный в литийных стихирах. (См. примечание в конце). Обычные литийные молитвы. Стихиры на стиховне святого из Минеи с его припевами. Слава –святого. И ныне, богородичен во глас Славы святого 267 . После Ныне отпущаеши... и трисвятого – тропарь святого 2-жды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010