Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу). Хор: «Великаго Господина...». На практике, если за вечерней следует утреня, то хор поет только протяжное «Аминь». В это время священник входит в алтарь, берет кадило, становится перед престолом и начинает утреню. §3.2. Особенности вседневной вечерни §3.2.1. В случае святого без знака (малого святого) Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб святым без знака (25 сентября, 27 сентября, 2 ноября и так далее). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры Октоиха – 3, стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы» 173 ; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...») 174 . Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира на «Слава», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря (здесь также выбор Богородична определяется гласом и днем седмицы). §3.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого) Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (например, 5 сентября, 6 сентября, 24 сентября и так далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Многочисленные церковные песнопения имеют весьма разнообразные наименования. Одни из этих наименований указывают на содержание церковных песней, другие — на объем их, третьи — на состав, поэтический размер и образ пения, четвертые — на положение поющих и слушающих песнопения, пятые — на время пения их при Богослужении, шестые — на те места Священного Писания, с которыми соединяется пение христианских песней. 11. Наименования песнопений, указывающие на их содержание 12. Наименования, указывающие на объем песнопений 1. Кондак и 2. Икос. Это суть песнопения, выражающие сущность праздника или же «похвалу» святому, но с тем отличием, что кондак (от греч. — краткий , малый ) короче по своему содержанию, а икос (греч. — дом ) — пространнее. Оба песнопения сходны не только по содержанию, но и по изложению: писаны одним размером, поются на один и тот же глас, оканчиваются нередко одними и теми же словами. Кондак представляет из себя как бы тему последования, а икос — развитие этой темы. Посему икос полагается всегда после кондака и никогда без него. 13. Наименования песнопений, указывающие на поэтический размер, образ пения и состав их 1. Стихира (греч. — многостишие , или — то, что написано стихами ). Стихирами называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (в греческом тексте) и большею частью предваряемых стихами Священного Писания. По различию стихов, предваряющих стихиры, эти последние разделяются на три вида: а) стихиры на «Господи воззвах»; они поются на вечерни после пения псалма 140 («Господи воззвах») и предваряются стихами или припевами из псалмов 141, 129 и 116 («Изведи из темницы душу мою…» и проч.); б) стихиры стиховны или на стиховне; так называются стихиры, имеющие пред собою стихи не одного известного псалма (как стихиры на «Господи воззвах и на «Хвалите»), а стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного Писания, соответственно празднику или тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются в конце вечерни, а также и в конце утрени, когда нет великого праздника;

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

18 Но не настолько большие, как в случае с 7АВ4 и строфой [ДрИ, 478:16; R1, 321:9], где соответствие – лишь отдаленное, почему мы выше и назвали ошибочным одно из сделанных в издании 1980 г. отождествлений. Если же все-таки принять во внимание отождествление 7ВА4 со строфой [ДрИ, 478:16], придется учесть еще целый ряд подобных отдаленных соответствий, например: между стихирой 7АУ3 и строфой [ДрИ, 489:33], того же гласа; стихирой 8ВВ2 (в слав. Октоихе: 8ВВ3) и строфой [ДрИ, 434:19], 4-го гласа; и т. д. 19 Переводы из Иадгари и Октоиха сделаны нами, перевод текста Шаракноца взят из: [Шаракан, 1914, 197]. 20 С двумя оговорками: строфа 1 (1ВВ1), отнесенная в Sinait. georg. 18 к 1-му гласу, в других рукописях отнесена ко 2-му; а строфа 12 (2АВ4), обычно усвоенная 2-му гласу, в Sinait. georg. 40 надписана 2-м плагальным (т. е. 6-м) гласом. 21 Переход стихир с «Господи, воззвах» на хвалитные псалмы достаточно часто отмечается в богослужебных книгах византийской традиции, вплоть до позднейших (напр., согласно принятому ныне Типикону, при совершении службы в честь двух святых в дни Великого поста стихиры второго из них переносятся с «Господи, воззвах» на хвалитные псалмы; на Пятидесятницу и на Преображение хвалитные стихиры утрени повторяются на «Господи, воззвах» вечером в сам праздник; и т. д.). Пример такого перехода присутствует уже в самом Иадгари: так, строфа 25 в рукописи Кекел. H 2123 установлена на «Господи, воззвах», но в Sinait. georg. 41 – на хвалитех (а в Sinait. 20, 26, 24 – на Пс 133 в конце вечерни, что примерно соответствует позиции стихир на стиховне в позднейших богослужебных книгах; в Sinait. georg. 18 эта строфа предназначена как для «Господи, воззвах», так и для Пс 133 ). 23 См. обоснование соответствия этого термина грузинскому в: [Taft, 2014, 184–190]. 25 А согласно позднейшим редакциям Служебника, еще и в состав тайных молитв священника после причащения на Божественной литургии; иными словами, так или иначе присутствует в богослужении практически ежедневно (исключение составляют дни, когда Литургия не служится).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Начальный припев    Ввиду исключительного положения, какое занимают на вечерне псалмы «Господи воззвах», им назначается особо торжественное исполнение. Они поются, подобно 103 пс. и некоторым другим, с особыми припевами, именно — сначала с припевом «Услыши мя Господи», выражающим общую мысль псалма и составленным из его слов. Этот припев присоединяется к стихам псалма тем своеобразным способом, каким присоединяются припевы к так называемым «антифонам» на литургии. Именно – к первому стиху псалма припев присоединяется дважды; первый раз к неполному стиху, второй раз к целому, благодаря чему первые слова псалма поются дважды. Ко второму же стиху припев присоединяется однажды в конце стиха. Производится впечатление, что певец от полноты чувства как бы не может выговорить сразу всего стиха, и это делает другой хор, начиная опять тот же стих с начала. Например, в антифонах на Пасху из пс. 65, вместо того чтобы петь 1 стих этого псалма с припевом «Молитвами Богородицы…» следующим образом: «Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас», поется так: «Воскликните Господеви вся земля. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. И опять (второй лик): Воскликните Господеви вся земля, (но уже с добавкой остальных слов стиха пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Таким же образом присоединяется и к пс. 140 его припев «Услыши мя Господи». Поется: «Господи воззвах к Тебе, услыши мя» и припев: «Услыши мя Господи»; затем полностью 1 ст. со спетыми уже первыми словами его: «Господи воззвах к Тебе, услыши мя» и т. д. и припев: «Услыши мя Господи»; затем 2-й стих уже в один прием «Да исправится молитва моя…» и т. д. и припев «Услыши мя Господи». Дальнейшие же стихи псалма, как и дальнейшие псалмы, поются без припева.    Студийско-Алексиевский устав, некоторые списки Иерусалимского устава, например Моск. Синод. библ. 336/388 XVI в., и старообрядческий устав указывают следующие припевы к псалмам «Господи воззвах»: к 140 пс. «Услыши ны Господи» (по ркп. Моск. Синод. библ.: «мя»); к 141: «Возвах Ти услыши» (Студ. по Типогр. еп.), или (Синод. ркп.) «Воззвах к Тебе услыши мя», или «Воззвах к Тебе Господи, спаси мя» (Иерус.), или то же без «Господи» (старообр.); к 129 пс: «Боже Спасе помилуй» (Студ. Типогр.) или «Христе Спасе помилуй нас» (остальные). Второй припев из пс. 140, 1 и представляет усиление первого. Третий припев – переход к стихирам и, может быть, зародыш их (так часто оканчиваются стихиры).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Хор: Те же молитвословия, что и по первой «славе». Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». И псалмы до конца кафизмы. Чтец: «Слава, и ныне», Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе Боже» (3). Диакон: «Паки и паки…» выйдя северной дверью, после ектении заходит южной дверью. Хор: «Господи, помилуй». Священник: «Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Хор: «Господи воззвах… Да исправится молитва моя…» Чтец: Стихи по чину: «Положи, Господи, хранение устом моим…» и т.д. до: «Да будут уши твои внемлюще…» включительно. Следующие стихи: «на 6» «Аще беззакония назриши…» уже поются вместе со стихирами на «Господи воззвах» таким образом: Канонарх говорит первую половину стиха, например: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит», а хор доканчивает вторую половину: «Яко у Тебе очищение есть». После каждого стиха поется одна стихира. Стихир положено 6: При святом без знака: Из Октоиха – 3, из Минеи – 3 («Господи воззвах» поется на глас стихир, в данном случае – текущей недели Октоиха). Хор поет: «Слава, и ныне», поется богородичен, а по средам и пятницам (вечером во вторник и четверг) поется крестобогородичен по гласу «славы», которые находятся на ряду в Минее. С пятницы на субботу поется на «и ныне» догматик гласа истекающей недели (богородичны 1-е). В дни предпразднества и попразднества богородичны заменяются стихирой праздника из Минеи. Иногда у святого имеется стихира на «славу». В таком случае богородичен берется на «и ныне» из приложения Минеи по гласу «славы» и по дню. (2-е приложение). Если предпразднество или попразднество: на «Господи воззвах» стихиры предпразднества или попразднества (3) и святого из Минеи (3). «Слава» святого (если есть), «и ныне», праздника. Если «славы» святого нет, то: «слава, и ныне», праздника. При шестеричном святом стихиры на «Господи воззвах» – из Минеи святого (6), «слава», святого из Минеи, «и ныне», богородичен, а в среду и пяток крестобогородичен по гласу «славы» (богородичен из приложения Минеи, а крестобогородичен на ряду). Если «славы» святому нет, то «слава, и ныне», богородичен или крестобогородичен на ряду в Минее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хор: «Тебе, Господи». Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Боже наш, приклонивый небеса…», а затем возглашает: «Буди держава Царствия Твоего…». Хор: «Аминь» . И поет стихиры на стиховне по Уставу. Хор: «Ныне отпущаеши...». Чтец: Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство…». Хор: «Аминь» и поет тропари по Уставу 187 . Диакон : «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» (поется протяжно, так как в это время священник выходит на амвон). Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу). Хор: «Великаго господина...» . §4.3. Особенности великой вечерни §4.3.1. В случае полиелейного святого (в период пения Октоиха) Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях святым, обозначенных красным крестом (например, 6 и 9 октября, 24 февраля). Также некоторые указания можно найти в 7-й уставной главе Общей Минеи («О святем, имущем полиелей, аще прилучится в седмичные дни»). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 8 или на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы». В субботу поется догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на стиховне: 3 стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. В субботу поется воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа. §4.3.2. В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Богослужебный порядок устава Студийского по триоди цветной так же значительно разнится от современного порядка, как и порядок богослужения того же устава по триоди постной. Пасхальная утреня, по уставу Студийскому, отличается тем, что ей не предшествует полунощница и не бывает пред началом её крестного хода вокруг церкви с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе»... После стихир на хвалитех поется славословие великое «потиху» и в конце возглашается сугубая ектения, в которой после первого прошения поется «Господи помилуй» три раза, а после второго двенадцать раз и непосредственно отпуст. 114 Часы пасхальные, по уставу Студийскому, также имеют вид отличный от часов, отправляемых в тот же день по уставу Иерусалимскому. На них в начале поется: «Христос воскресе» трижды, затем, «Веселитеся небеса», слава «Аще и во гроб» и ныне – «Что Тя наречем», Святый Боже и по Отче наш : Господи помилуй 12 раз; таким образом поется за все четыре часа. 115 Такой же точно вид, но только без тропарей «Аще и во гроб» и «Веселитеся небеса», имела, по уставу Студийскому, и пасхальная повечерница. 116 При изложении порядка литургии в день Пасхи замечено, что вся служба божественной литургии в великую неделю, кроме антифонов, поется от священников внутри алтаря. 117 Особенности богослужебного порядка в пасхальную седмицу заключаются в том, что в день Пасхи на вечерне поются стихиры на «Господи воззвах» на восьмой глас, во вторник те же стихиры на первый и второй гласы, в среду – на четвертый и пятый, а в четверток – на шестой и восьмой; в пятницу, как и в понедельник, на восьмой. 118 Особенности богослужебного порядка в светлую седмицу в отправлении утрени заключаются в том, что пасхальный канон полагается петь только в понедельник, вторник и субботу, а в остальные дни, как канон так и стихиры на хвалитех поются тех воскресных гласов, которых накануне пелись стихиры на «Господи воззвах», – так в среду поются каноны и стихиры на хвалитех воскресные 1 и 2 гласа, в четверток 4 и 5 и в пятницу 6 и 8 гласа. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канон: 1 песнь: «С чинми святых ангел..., Скинию тя, Моисеи..., Не яко пред кивотом древле..., Поють тя, Богородице " …- (в печатной канон тот же. Во 2 стихе 8 песни в печатной, как и в рукописях: «за ны грешные Богу помолися, твоего покрова праздник в российстей земли прославлшыя»). Стихиры на хвалитех: «Тебе припадающе..., Поють тя... Паче Аарона (в печатной те же). И ныне. «Смысл очистивше»... В Синодальной Следованной Псалтири XIV века, которой мы не имеем под руками, канон тот же, что выше, но между стихирами есть, кажется, иные,– см. Описание Синодальных рукописей л. 126 оборот (Ещё известен нам канон Покрову в Академической рукописи из Волоколамска л. 1; он тот же, что выше). Служба св. Владимиру, 15 Июля. По Троицкой Лаврской рукописи представляющей службу в её обширнейшей, известной нам, редакции (см. сноску 772), последняя имеет себя: Стихиры на Господи воззвах: «О преславное чюдо, величавы разумы погубляются» днесь»... «Дивная чюдом пучина, жестосердие Бога не разумеша»... «Радуйся русьская похвало, радуйся верным правителю»... (В печатной эти три стихирына стиховне). Ины стихиры: «Веселится вечно светлосияющая (sic) гора Синайская»... «Яко отец дьхну (духовно?), цесарь же чювьственно русскым бысть, Василие " … «Корень правоверия ты бысть, Василие»... Слава: «Приидете, стецемся вси к честней памети отца»... (В печатной Минее наши иные стихирыстихиры на Господи воззвах, но с лишней на первом месте: «Вторый ты был еси Константин, словом и делом», которая в нашей рукописи – Слава на стиховне). Чтения три,– которые 5 Июля (Память праведного..., Уста праведного..., Праведных души...). Стихиры на стиховне: «Ангелом ревнитель (sic), Владимера преблаженаго»... «Светозарно, святе и благообразно, отче славный Владимире»... «Пресвятая твоя паметь, освещающи мира, ныне приспе»... Слава: «Второй ты Константин бысть бысть словом и делом»... Тропарь: «Уподобивыйся купцю, ищущи доброго бисера»... (в печатной – то же). На утрени: По 1 кафисме седален: «Скоро и твердо стяжал еси тщание»... (в печатной, это – седален по полиелее).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пение каждого стиха антифона сопровождается пением «аллилуиа» по одним распевам (знаменному и греческому) по 1-жды, по другим (киевскому) по 3-жды. После 1 антифона – малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся 32 , и возглас: Яко твоя держава 33 . Лик: Аминь. 2-й антифон полагается петь на глас дня. После него – малая ектения и возглас: Яко благ и человеколюбец... 34 . Лик: Аминь. 3-й антифон полагается петь также на глас дня. Βо время пения 3-го антифона диакон, сделав поклон предстоятелю, вместе с чередным священником входит во св. алтарь; здесь он берет свой стихарь и орарь, принимает от священника благословение, целует у него правую руку, облачается 35 и произносит последнюю малую ектению. Священник говорить возглас: Яко ты еси Бог наш, и тебе славу возсылаем... 36 . Лик: Аминь. Канонах сказывает глас, на который должно петь 140 пс.: Господ, воззвах к тебе...., и именно тот глас, который имеют стихиры Октоиха, в воскресные дни поемые прежде других стихир, также положенных в эти дни 37 . 1-й лик поет: Господи, возвах к тебе, услыши мя, услыши мя, Господи. Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя, Господи. Когда начнут петь Господи, воззвах, тогда иерей или диакон (яко обычай есть: 2 гл. Типик.) кадит 38 . 2-й лик поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою; воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим... и т. д. до конца 140 псалма так, как напечатано в Часослове. За сим так же 141 псалом: Гласом моим ко Господу воззвах... и т. д. до стиха: Изведи из темницы душу мою, над которым в Часослове напечатано: «Стихиры на 10» Стихи 141 псалма: Изведи из темницы душу мою... и Мене ждут праведницы...., а после них стихи 129 и 116 псалмов, также напечатанные в Часослове, поются вместе со стихирами на Господи, воззвах таким образом: канонах сказывает первую половину стиха, говорить, напр.: Изведи из темницы душу мою, а клирики поют вторую, напр.: Исповедатися имени твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

    В четверток 6-я седмицы по пасце, Вознесение Господа Бога нашего Иисуса Христа.    В среду вечера, глаголем час девятый трипсалмный. и до недели 8-я, во всяком церковном пении. На малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры праздника на 4, глас 6: Господь вознесеся на небеса: Слава, и ныне, глас тойже, Господи апостоли яко видеша тя: Прокимен дне. На стиховне стихиры, глас 1: Возшед на небеса: с припевы их. 1-й, Вси языцы восплещите руками: 2-й, Взыде Бог в воскликновении: Слава, и ныне, глас 2: Родился еси: Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое, и по Отче наш: Тропарь, глас 4: Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием святаго духа, извещенным им бывшим благословением: яко ты еси сын Божий, избавитель мира.    Таже, ектениа малая, и отпуст. На Велицей Вечерни, по предначинательном псалме кафисмы не глаголем. На Господи воззвах, ставим стихов 10: и поем стихиры праздника. самогласны 5, повторяюще я, глас 6: Господь вознесеся на небеса: Слава, и ныне, глас тойже, Недр отеческих не разлучься: Вход. Свете тихий: Прокимен дне, и чтения праздника, 3. 1-е, пророчества исаиина: Тако глаголет господь: будет в последняя дни: 2-е, Тогоже пророчества: Тако глаголет господь: поидите и внидите враты моими: 3-е, пророчества захариина: Тако глаголет господь: се день грядет господень: На литии стихиры самогласны праздника, глас 1: Возшед на небеса: Слава, и ныне, глас 4: Господи, таинство еже от веков: На стиховне стихиры самогласны, глас 2: Родился еси яко сам восхотел еси: с припевы, иже писаны на малей вечерни. Слава, и ныне, глас 6: Взыде Бог В воскликновении: Таже, Ныне отпущаеши: и трисвятое. На благословении хлебов тропарь праздника, глас 4: Вознеслся еси во славе: трижды. И чтение великое в деяниих святых апостол. А идеже несть всенощнаго: по Ныне отпущаеши, тропарь праздника, единожды. На повечерии, по Достойно, кондак праздника. Полунощницу поем по обычаю с кафисмою. По 1-м трисвятом, вместо, Се жених: глаголем тропарь праздника. По 2-м трисвятом, вместо, Помяни Господи яко благ: глаголем кондак праздника. Таже, Господи помилуй, 12, и отпуст. молитвы же, Помяни Господи в надежди: не глаголем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010