Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма, стихиры святого. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: три стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). §4.5.11. В случае бденного святого или в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности ее можно найти в Типиконе в последованиях 23 апреля (великомученику Георгию Победоносцу) и 8 мая (апостолу Иоанну Богослову). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма, стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды), тропарь праздника (единожды). Глава 2. Повечерие Повечерие – богослужение суточного круга, которое совершается по Уставу после вечерней трапезы (потому и называется повечерием, так как совершается «по вечери»). В православном богослужении различаются два вида повечерия: великое и малое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же святой не имеет стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же святой не имеет стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Если же тропарь святого отсутствует, то поется только тропарь праздника единожды. §3.2.8. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав совершения службы двум святым в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 11 сентября, 23 и 24 ноября, 27 декабря и прочих. Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же святой не имеет стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же святой не имеет стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь первого святого; «Слава»: тропарь второго святого; «И ныне»: тропарь праздника. §4. Великая вечерня §4.1. Определение великой вечерни, дни ее совершения Типикон часто использует термин «великая вечерня» для обозначения той вечерни, которая совершается на всенощном бдении и следует после малой вечерни. Но в Литургике понятие «великая вечерня» значительно шире и обозначает любую праздничную вечерню в отличие от вседневной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вседневная субботняя служба – одна из самых трудных служб в уставном отношении. Церковный Устав различает два типа субботних богослужений: – «Обычная» субботняя служба, когда на утрени поется «Бог Господь...» (12 глава Типикона); – Заупокойная субботняя служба, когда на утрени поется «Аллилуия» (13 глава Типикона). В этом случае на богослужении преобладают заупокойные песнопения; из Минеи же поются только 3 стихиры на «Господи воззвах...» и канон на утрени. В данном пункте мы рассмотрим только 1-й вид вседневного субботнего богослужения, так как особенности субботней заупокойной службы целесообразнее разобрать в отдельной главе, посвященной заупокойным службам. Уставные указания, относящиеся ко вседневной субботней службе, когда поется «Бог Господь...», кроме 12-й главы Типикона, можно найти в 11-й и 52-й главах Типикона, а также в 10-й уставной главе Общей Минеи. Вседневные вечерня и утреня, совершаемые в субботу, имеют следующие особенности. Вечерня Кафизма – 18-я. Стихиры на «Господи воззвах...»: – если празднуется память одного святого (малого или шестеричного) – стихиры святого на 6; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – воскресный догматик уходящего гласа. – двум святым – 3 стихиры первого святого и 3 стихиры второго святого; «Слава» – стихира 1-го святого; «И ныне» – воскресный догматик уходящего гласа. Входа нет. Стихиры на стиховне: Стихиры «мученичны» Октоиха со вседневными припевами вечерни ( " К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...» ); при этом поются те стихиры Октоиха, которые находятся на «Господи воззвах...» 342 , а припевы, так как они отсутствуют в Октоихе на ряду, берутся из Часослова. После стихир Октоиха иногда по Уставу поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября, 6 ноября, 22 января и др.). «Слава» – стихира святого из Минеи; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». (Если нет в Минее стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется богородичен Октоиха). По «Ныне отпущаеши...»: 1) одному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – воскресный богородичен уходящего гласа;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

342 Пение «Господи, воззвах» иногда обозначается одним словом: «воззвах» (κi’kραξα или во множественном числе: τα» κekrαga’rια).Ckaзaho в Типиконе: «Иерей ектении не глаголет, но чтец глаголет «Господи, помилуй» трижды (Тип., гл. 1). 343 Пение «Господи, воззвах» иногда обозначается одним словом: «воззвах» (κi’kραξα или во множественном числе: τα» κekrαga’rια). 344 В Типиконе есть особая глава (27-я) «о канонарсе» (Κανονρχος), в которой указывается, как он должен канонархать стихиры. Канонархом называется в монастырях тот чтец или певец, который каждый стих на «Господи, воззвах» и на стиховне говорит один громким голосом. Обыкновенно за канонархом тот же стих стихиры повторяют певцы одного лика, или клироса; потом канонарх говорит таким образом другую стихиру, и ее поют певцы другого лика. Когда же достигнут стихиры, написанной на последний стих, положенный Уставом (в стихирах на «Господи, воззвах»стихиры на стихах: «Яко утвердися милость Его на нас»), тогда оба лика собираются на средину храма и уже вместе поют каждый стих стихиры, сказываемой канонархом. Пение такого рода Устав обозначает словом: канонархать (Тип., гл. 27). Канонарх также поет – прокимен и аллилуиа на вечерне (Там же), и – «Бог Господь» или «Аллилуиа на утрени (Часосл.). Название же «канонарх» происходит от греческого слова κανν – канон, и ’ρχω – начинаю и означает начинателя, руководителя канона (praefectus canonum). По мнению Гоара и Гретсера, канонарх в Константинопольской церкви подсказывал ясно и раздельно (по коммам, запятым) и тропари канона, сперва правому хору один тропарь канона, потом левому – другой тропарь, не прерывая пения (De officiis magnae ecclesiae Georg. Codini., cum commentar. Jac. Gretseri – cura et opera Jac. Goar. Parisiis. 1648, p. 15, 52; ibid. Corp. Histor. Bisant. vol. XXIII, p. 152 – 3 et p. 14, 52). Такое пение могло в древности быть и от недостатка богослужебных книг. На царских часах пред Рождеством Христовым в Успенском Московском соборе – «поют певчие стихиры на распев, псалмы говорит соборный диакон, а тропари сказывает канархист (Чин священносл. и обрядов, наблюдаемый в Больш. Успенском соборе, лист 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Богородичен 2-й канон Минеи: – ирмос – три тропаря – Богородичен Как же уложиться в 6 ячеек? Сначала поется ирмос 1-го канона Минеи – тут уж никуда не денешься. Дальше – первые два тропаря 1-го канона Минеи читаются два заедино, т. е. не разделяя никаким запевом. Далее читается третий тропарь 1-го канона Минеи. Богородичен 1-го канона Минеи отменяется, как и ирмос 2-го канона Минеи (в этом нет ничего удивительного, срединные ирмосы очень часто отменяются). Первые два тропаря 2-го канона Минеи читаются так же – два заедино. Третий тропарь 2-го канона Минеи и Богородичен 2-го канона Минеи. А дальше – трипеснцы Триоди обычным образом. Никакие тексты, посвященные самим святым (по три тропаря в одном и другом случае) не исчезли. Итак, песни с трипеснцами: ирмос 1-го канона Минеи 1-й и 2-й тропари 1-го канона Минеи заедино 3-й тропарь 1-го канона Минеи 1-й и 2-й тропари 2-го канона Минеи заедино 3-й тропарь 2-го канона Минеи Богородичен 2-го канона Минеи А теперь в начале и в конце допишем обычное: в начале – библейская песнь до метки «на 14» один стих; в конце – 1-й трипеснец Триоди без ирмоса на 4 2-й трипеснец Триоди без ирмоса на 4; дополнительный запев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и дополнительный тропарь. Далее – ирмос 2-го трипеснца Триоди. Остается еще одна проблема: стихиры. Будь y нас обычный день, не постный, то на вечерне мы отменили бы три стихиры Октоиха и спели три стихиры одному святому и три – другому. Здесь так не получается, потому что эти стихиры Триоди поются раз в год, а стихиры Октоиха повторяются каждые восемь дней. Триодные стихиры никогда не отменяются. Поэтому на вечерне на «Господи, воззвах» (на своем месте) поются стихиры только одному святому, а стихиры второму святому (естественно, тоже на «Господи, воззвах») поются на утрени в качестве стихир на «Хвалитех» (на 4). Причем первая поется дважды, поскольку в Минее стихир только 3, а на «Хвалитех» может быть 4,6 или 8 – трех стихир на «Хвалитех» не бывает. Итак, получается, что всякий раз, как только Великим Постом в будний попадают два малых святых, на утрени обязательно будут хвалитные стихиры. Это опровержение того мнения, что хвалитные стихиры – это атрибут исключительно праздничной службы. Ничего подобного. В частности, служба уж совсем не праздничная типа великопостной с двумя святыми и заупокойные службы обязательно имеют хвалитные стихиры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§1.2. Библейские песни Библейские песни являются второй основой нашего православного песнотворчества. Это – гимны, воспетые ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в жизни их и целого Израиля. Эти ветхо- и новозаветные песни вошли в наше богослужение как основа канонов. Структура канона не может быть усвоена без рассмотрения этих песней. Поэтому более подробно их содержание, порядок и исполнение будут объяснены в связи с канонами. §2. Церковная гимнография Песнотворчество церковных авторов дало чрезвычайное богатство богослужебного гимнографического материала, как в смысле его обширности, так и разнообразия форм. §2.1. Стихира Как показывает само название, так именуется песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам. В древности под названием стихира (в греческом языке это слово множественного числа: τα στιχηρ) подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные как поэтические произведения. Возможно, что в древних уставах термином стихира обозначались сами стихи из псалмов, затем же это наименование перешло на песнопения, исполняемые вместе с этими стихами. Современный Церковный Устав знает несколько видов стихир в зависимости от их места в круге суточного богослужения: – стихиры на «Господи, воззвах…»; – литийные стихиры;стихиры на стиховне;стихиры на «Хвалите…». Стихиры на «Господи, воззвах…». Это песнопения, которые припеваются к отдельным стихам вечерних псалмов «Господи, воззвах…» (140, 141, 129 и 116). Уже в VII веке упоминаются песнопения на «Господи, воззвах…», однако стихирами они стали называться намного позднее (изначально они обозначались как тропари). Древние стихиры были короче. Это особенно видно по первым стихирам на «Господи, воззвах…» в Октоихе. Вообще со временем размер отдельных стихир непомерно возрастает, что особенно заметно в наших славянских, в частности русских, произведениях. Современный Устав знает ежедневное употребление стихир на «Господи, воззвах…». Количество их варьируется в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихиры на хвалитех ( εις τους ανους) не необходимы при хвалитных псалмах, а составляют вообще принадлежность утрени полупраздничного типа, появляясь иногда у шестеричных святых (см., например, 6 и 24 сентября, 1 ноября, но 3 октября, 16, 18, 19 января) и отсутствуя в пред- и попразднства и субботы, за некоторыми исключениями; впрочем, хвалитные стихиры допускаются и на будничной утрене, если их нужно сюда перенести с Господи воззвах по недостатку там места (см. Тип., понедельник 1-й Великого поста, утреня). Обычное нормальное количество стихир на хвалитех – 4; так всегда, даже в великие праздники – Пасху, Рождество Христово (в субботу ваий – 6 по особым соображениям), исключая воскресенья, когда их 8 по особым обстоятельствам (см. ниже). Так мало назначено их (можно сказать – минимальное количество для антифонного пения: по 2 каждому лику), может быть, ввиду усталости к концу службы. Воскресные хвалитные стихиры Хвалитные стихиры воскресной утрени выделяются из ряда других своим количеством: их бывает 8, вдвое более, чем для самых великих праздников: 4 называемых прямо «воскресными» и 4 «восточны» (ср. с. 545). Припевами для них служат 6 стихов хвалитных псалмов, начиная с 9-го, последнего, стиха 149 пс, и, кроме того, два псалмических стиха, специально подобранные к событию воскресения и названные в Тип. (гл. 3, 4 и др.) «воскресными припевами» – те же, что служат припевами к седальнам: «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи» ( Пс. 9:33:2 ). Имея для себя специально-праздничные стихи, последние стихиры являются собственно уже не хвалитными, а стиховными, почему для пения их лики соединяются; это схождение делается еще на последним стихе хвалитных псалмов (на «Всякое дыхание»), чтобы стиховных стихир получилось три. По содержанию хвалитные стихиры, особенно восточны, несколько длиннее и сложнее стихир на Господи воззвах и стиховных; они нередко обращаются с упреком к иудеям, хотевшим скрыть воскресение Христово. В отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных, хвалитны, как стихиры заключительные и самые торжественные, имеют свой специально воскресный славник, заимствующий содержание свое из воскресного утреннего Евангелия и потому называемый «евангельскою» или «утреннею стихирою»; как и ексапостилариев, посему евангельских стихир 11. Гласы взяты для 1–8 стихир 1–8, для 9 – 5, 10 – 6 и 11 – 8, т. е. для последних стихир последние гласы, исключая 7-й, как тяжелый (ср. гласы для дней Светлой седмицы, где также опускается этот глас). Евангельские стихиры в воскресенья с особыми памятями заменяются другими и переносятся на конец утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В описании богослужения Пятидесятницы Студийско-Алексиевский Устав (далее – САУ) имеет много общего с Евергетидским Типиконом. Накануне в субботу назначается поминовение усопших по чину мясопустной субботы. В отличие от Евергетидского Устава, на вечерне в пяток вечера вместо прокимна указывается Аллилуиа, и по обычной ектении не поется тропарь в конец вечерни, а диакон произносит Премудрость , и следует отпуст. Паннихис после вечерни САУ не знает. На утрени вместо Бог Господь поется Аллилуиа с тропарем и по 17 кафизме седален мученичен с покоином из Октоиха. Вместо канона дневного святого, служба которого по САУ отменяется, первым поется заупокойный канон Октоиха 6 гласа 81 . Не упоминается о приготовлениях параекклисиарха в усыпальнице после 6 песни, светилен поется нынешний Память совершающе . На хвалитех (в гробнице) 3 мученична Октоиха и 3 подобна с Господи, воззвах , после чего с отдельными стихами поются еще другие стихиры Октоиха; на стиховне к 1й и 3й стихирам Октоиха и 2й – Триоди прибавляются с отдельными стихами иные стихиры (к примеру, нынешний славник стиховен вечерни). После отпустительного тропаря ( Со святыми упокой. .. или Воистинну суета.. . или Помяни, Господи ) диакон произносит заупокойную ектению с 40-кратным Господи, помилуй 82 , после чего следует отпуст. На Литургии 4 песнь канона на Блаженнах . На праздничной вечерне в отличие от Евергетидского Типикона в САУ на Господи, воззвах 9 стихир (1я трижды), на стиховне нынешняя стихира попразднства, глас 7: Параклита имуще , исполняемая трижды с нынешними стихами; панихида отсутствует; на утрени одна кафизма с седальном и чтением Слова на 50-ницу святителя Григория Богослова; в канонах ирмосы и тропари по дважды. На хвалитех, в отличие от нынешнего Устава, на Славу, и ныне : повторяется 3я стихира. На стиховне (великого славословия нет) поются нынешние 1–3 самогласны с Господи, воззвах , на Слава, и ныне : 1й. О часах не упоминается. На Литургии ко 2 антифону припев: Спаси ны, Сыне Божий, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа. Входный стих: Велия слава Его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на Него . На вечерне в день праздника на Господи, воззвах 3 стихиры Некнижныя ученики по дважды, на Слава, и ныне : то же. О коленопреклонных молитвах замечание: «чтет из алтаря на слух всем». Прочее как в Евергетидском Уставе, за исключением указания о повторении стиховен и о каждении на них. Повечерие не упоминается. На утрени все соответствует предписаниям Евергетидского Типикона, только на хвалитех поются 3 хвалитные стихиры праздника (на Слава, и ныне : повторяется 1я), а на стиховне нынешние 1–3 с Господи, воззвах (на Слава, и ныне : повторяется 1я). Предписания о попразднстве в САУ имеют много общего с указаниями Евергетидского Устава. 2. 4. Афоно-Студийский Типикон

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

После 3-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая. После 3-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды. Ектения малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая одна, если один антифон; если же три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас.По 1-й: Яко Твоя держава.По 2-й: Яко благ и человеколюбец.По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи Воззвах Стихиры на «Господи воззвах», на 4 Возглас: Яко Твоя держава.Господи Воззвах Стихиры на «Господи воззвах», на 6 Возглас: Яко Твоя держава. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах», на 6 (в седмичные дни) и на 10 (в недели). Яко Твоя держава. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах», на 6 и на 8. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах» воскресные на 6 и Минеи на 8, или воскресные на 4 и Минеи на 6 (если святой с бдением или полиелеем). В седмичные дни – Минеи на 6 или на 8. Слава и нынеБогородичен или стихира. Слава и нынеБогородичен или стихира.Вход (иногда) Слава и нынеБогородичен или стихира.Вход – в вечер недель (воскресений): 1, 2, 3, 4, 5 седмиц и недели ваий. Слава и нынеБогородичен воскресный по гласу Славы, в субботу – воскресен настоящего гласа или стихира предпразднства или попразднетва. Вход Слава и нынеБогородичен воскресный по гласу Славы, в субботу – воскресен настоящего гласа или стихира предпразднства или попразднетва. Вход Свете тихий Свете тихий Свете тихийВонмем (особ. кн. 1-й седм.) Свете тихийВонмем (Тип., гл. 7).Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). Свете тихийВонмем (Тип., гл. 2).Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). Прокимен дне. Прокимен дне или Аллилуиа в субботы мясопустную и пред Пятидесятницей. Прокимен паремии (Тип.); в 1, 2, 3, 4, 5 –прокимен великий, в неделю ваий – прокимен дне.Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.) Чтение паремии (из книги Бытия). Вонмем.Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение.Вонмем.Чтение паремии (из книги Притчей).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Стихиры – (στιχηρος – стихотворный, στιχηρ –то, что написано стихами). В церковном употреблении так называются песнопения, по своему содержанию, приноровленные к воспоминанию празднуемого события или к прославлению празднуемого святого. Стихиры полагаются только на вечернях и утренях. Чтобы отличить одни стихиры от других, для этого каждому роду стихир дано особое название, а именно: 1) Стихиры на Господи воззвах, они поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 120 и 116; 2) Стихиры стиховны вечерние; они поются в конце, вечерни, после ектений в воскресные и праздничные дни, a в будничные дни между сугубою и просительною, но не всегда с одинаковыми стихами; стихи этих стихир изменяются приноровительно к праздникам; 3) Стихиры хвалитны или на хвалитех; они поются на утрени после псалма, Хвалите Господа с небес пред славословием Великим и поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 149 и 150; 4) Стихиры стиховны утренние, – они поются, когда нет праздника, в конце утрени, и поются не всегда с одинаковыми стихами,стихи этих стихир изменяются в службу субботнюю, в праздники-же на утрени стиховных стихир не полагается, но тогда совершается лития и поются: 5) Стихиры на литии (см. Лития), сии стихиры стихов не имеют. – В каждом исчисленном роде стихир последняя из них есть стихира Богородична, ибо она поется во славу Пресвятой Богородицы, либо содержит в себе моление к Ней. Богородичны стихиры поются не со стихом псалма, а с припевом: и ныне и присно и во веки веков аминь. – В воскресные дни пред стихирою Богородичною на хвалитех поется стихира Евангельская (см. это слово) с припевом: Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу. Кроме того, стихиры называются умилительными, – другие – покойными или мертвенными, иные – мученичными, но этими именами означается только содержание стихир, a не особый род их (Слов. свящ. С. Михайловского). Стихира есть пространная песнь, которая нарочито составлена песнописцем по случаю новозаветного праздника и присовокуплена к стиху. (Нов. Скр. ч. II § 19.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010