Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРЬЕВ Константин Григорьевич (1875, Казанская губ.- 1925?), богослов. Род. в семье священника, окончил Казанское ДУ, Казанскую ДС по 1-му разряду, в 1897-1901 гг. обучался на казенный счет в КазДА. Ученик А. Ф. Гусева , под его рук. написал канд. соч. «Христианство и государство по воззрениям графа Л. Н. Толстого и по учению Библии» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1502). В 1901-1902 гг. профессорский стипендиат по кафедре введения в круг богословских наук. С 28 июня 1902 г. исполняющий должность доцента по той же кафедре, с 7 марта 1905 г. доцент. 30 нояб. 1904 г. защитил магист. диссертацию по теме канд. сочинения, 31 янв. 1905 г. утвержден магистром богословия. С 12 июня 1910 г. экстраординарный профессор. С 16 авг. переведен на кафедру основного богословия. С 1905 г. принимал активное участие в церковно-либеральном движении, с 16 дек. 1905 по нояб. 1907 г. совместно с М. А. Машановым и Л. И. Писаревым редактировал казанскую газ. «Церковно-общественная жизнь». В начале 1918/19 уч. года в КазДА не преподавал, дальнейшая судьба неизвестна, скорее всего в первых числах сент. 1918 г. покинул Казань с отступавшими белыми, как и мн. др. профессора. Основные труды Г. были посвящены апологетике, критике взглядов Л. Н. Толстого и полемике с представителями либерального протестант. богословия, исповедующими, по выражению Г., «христианство без Христа» (Э. Ж. Ренан, А. фон Гарнак, Э. Геккель и др.), работа по библейской тематике (Богосознание Спасителя по первым трем Евангелиям) носит полемический характер и доказывает несостоятельность мнений тех библейских критиков, к-рые приписывали учение о богочеловечестве Иисуса Христа только Евангелию от Иоанна, отрицая его наличие у синоптиков. В 1903-1913 гг. Г. опубликовал ряд апологетических статей в ж. «Църковен вестник» (Церковный вестник), офиц. органе Болгарской Православной Церкви. Соч.: Немезий, еп. Эмесский, и его соч. «О природе человека»//ПС. 1900. Март. С. 1-60; Отношение христианства к гос-ву по воззрениям гр. Л. Н. Толстого. СПб., 1902; Сущность христианства: Лекция проф. А. Гарнака//ВиР. 1903. Т. 1. Ч. 1. С. 25-46, 148-172, 241-270, 279-300, 381-404, 431-450 (отд. изд.: Х., 1903); Христианство в его отношении к гос-ву и воззрения гр. Л. Н. Толстого: Полемико-апологетич. исслед.: [Магист. дис.] Каз., 1904; Анархизм гр. Л. Толстого. Каз., 1904; Богосознание Спасителя по первым трем Евангелиям//ВиР. 1911. 1. С. 1-16; 1911. 2. С. 152-168; О монизме Э. Геккеля: Речь... 8 нояб. 1913 г. Каз., 1913. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/168127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙСФЕЛЬДТ [нем. Eissfeldt] Отто (1.09.1887, Нортхайм, Н. Саксония - 23.04.1973, Галле, совр. Галле-ам-дер-Зале), нем. протестант. теолог, ориенталист, текстолог. Образование получил в Гёттингене (1905, 1907) и Берлине (1906). В 1913 г. защитил докт. дис. «Притча в Ветхом Завете» (Der Maschal im Alten Testament//BZAW. 1913. Bd. 24). Профессор по кафедре ВЗ ун-тов Берлина (1913-1920) и Галле (1921-1959). Автор ок. 380 монографий и 900 рецензий во всех областях ВЗ и библеистики. Участвовал вместе с А. Альтом в научных изданиях текста евр. Библии (3-е изд. «Biblia Hebraica» под руководством Р. Киттеля (с 1937) и «Biblia Hebraica Stuttgartensia», для к-рой подготовил материалы к кн. Бытия (1969)). Особое внимание уделял лит. анализу источников Пятикнижия на основе предложенной им версии документальной гипотезы (см. Пятикнижие ) о том, что наряду с Ягвистом (IX или VIII в. до Р. Х.), древним источником Пятикнижия, выделялся еще «светский источник» (Laienquelle) (X в. до Р. Х.). Анализировал источники, вошедшие и в др. книги ВЗ: кн. Судей, 1-ю и 2-ю книги Царств. Автор ставшего классическим «Введения в Ветхий Завет» (Einleitung in das Alte Testament), построенного на принципах литературно-критического и исторического анализа канонических текстов. На основе анализа письменных источников и результатов археологических исследований А. пытался реконструировать религ. и светскую историю Др. Израиля . Издал ряд религиеведческих работ по истории семитских религий финикийско-угаритского ареала, участвовал в дешифровке и лексикографии текстов из Угарита , исследовал возможные взаимовлияния между ханаанской и древнеевр. религией эпохи прор. Моисея , полемизируя с созданной А. Альтом концепцией религии ветхозаветных патриархов, гипотезой М. Нота о том, что до возникновения гос-ва израильские племена были объединены в сакральный союз 12 племен, и идеей девтерономистской историографии (см. Второзаконие ). Соч.: Einleitung in das AT. Tüb., 1934. 19643; Quellen des Richterbuches. Lpz., 1925; Die Komposition der Samuelisbücher. Lpz., 1931; Die Genesis der Genesis. Tüb., 1958; Die Komposition der Sinai-Erzählung. B., 1966; Stammessage und Menschheitserzählungen in der Genesis. B., 1965; Der Gott Bethel. Tüb., 1930; Ibid.//Kleine Schriften. 1962. Bd. 1. S. 206-233; El im ugaritischen Pantheon. B., 1951; Hexateuch-Synopse. Darmstadt, 1962; Kanaanäisch-ugaritische Religion. Leiden; Köln, 1964. S. 76-91. (Handbuch d. Orientalistik; Bd. 8); Wörterbuch der ugaritischen Sprache/Hrsg. v. J. Aistleitner. B., 1963. 19744. Лит.: библиогр. см. Eissfeldt O. Kleine Schriften/Hrsg. v. R. Sellheim, F.Maass. Tüb., 1973. Bd. 5. S. 222-287; 1979. Bd. 6. S. 15-18. А. Ю. Миронов Рубрики: Ключевые слова: АУГУСТИ Иоганн Кристиан Вильгельм (1771/72- 1841), протестантский теолог, гебраист, исследователь раннехристианской археологии

http://pravenc.ru/text/63742.html

Феодосий, архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский (Янковский) Родился в 1696 году в городе Вильно. В 1718 году принял монашество в Виленском Свято-Духовском монастыре и тогда же рукоположен во иеродиакона. В 1720 году из монастыря отправлен в Киев учиться. Два года жил в Киево-Печерском монастыре и обучался в Киевской духовной академии. В 1722 году в сане диакона переведён в приписной к Киево-Печерскому монастырю Змиевский Николаевский монастырь Белгородской епархии. В 1726 году вызван епископом Белгородским Епифанием (Тихорским; 1731) и оставлен при нём архидиаконом. Перед смертью преосвященный Епифаний представлял Феодосия в качестве кандидата на своё место, но Феодосия не назначили на Белгородскую кафедру и лишили звания архидиакона как не полагающегося на Белгородской епархии. С 1737 года – игумен Ахтырского Свято-Троицкого монастыря Белгородской епархии. В 1742 году переведён наместником в Троице-Сергиев монастырь. 10 марта 1745 года хиротонисан во епископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского с возведением в сан архиепископа. Скончался 22 апреля 1750 года. Погребён в Александро-Невском монастыре в Благовещенской церкви у правого клироса. Основное внимание преосвященный Феодосий в епархии уделял строительству и благоукрашению храмов и монастырей. При нём, по указу императрицы Елизаветы, начата постройка Смольного девичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Императрица Елизавета милостиво относилась к преосвященному и часто преподносила ему подарки. Так, преосвященный Феодосий получил от неё наперсный крест с вензелем, усыпанный драгоценными камнями. Литература: Архангельский М. Преосвященный Феодосий, первый архиепископ Санкт-Петербургский//Странник. СПб., 1869, т. 1. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб., 1913, стр. 592–594, Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 72. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. –С. 265. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 72. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. СПб., 1869–1885, т. 5. Труды Киевской духовной академии. – Киев. 1860–1917; 1878, май, стр. 299. Русская старина. СПб., 1870, т. 1, стр. 412. Русская старина. СПб., 1877, т. 18, январь, стр. 76–77. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б.г., 1.2, стр. 2108. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888. –С. 21. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Виксна. Церковь Владимира равноапостольного. Vksnas Svt apustulisk kaza Vladimira pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты В 1904-1906 годах Псковское отделение государственного крестьянского банка выкупило несколько десятков тысяч гектаров земли. Землю разбили на участки и начали продавать крестьянам на льготных условиях. Число переселенцев достигло 3000 хозяйств, а православных храмов поблизости не было. Управляющий банком В.В. Голынский возбудил перед Св. Синодом ходатайство о постройке двух православных храмов в Ругайи и Виксне. 25 июля 1911 года последовало утверждение императором Николаем 2-м доклада управляющего. Св.Синод выделил на постройку двух храмов 5000 рублей и царь пожертвовал своих 3000 рублей. 03.10.1913 года банк передал в собственность каждой из церквей по участку земли. Ругайи - 36.81 гектаров и под школу - 8 гектаров, а в Виксне - под церковь 42.87 гектаров и под школу 5 гектаров. Закладка православных храмов совершена: в Ругайи-21 июня 1913 года, а в Висне 30 июня 1912 года. К осени 1913 года в Виксне православный деревянный храм был вчерне построен, размерами 12.8х4.5х4.35 метров, готова была и школа. Торжественное освящение храма в Виксне совершено 5 июня 1916 года в честь равноапостольного князя Владимира. Первым священником в Виксненский приход был назначен отец И. Носевич. Летом 1914 года из-за отсутствия причта священник переселился в Ругайи, а исполнение обязанностей настоятеля Виксненского прихода возложили на протоиерея Балвского прихода Андрея Мазуру. Только с 01.12.1920 года в Виксненский приход был назначен постоянный настоятель отец Никифор Смородов. В 1921-1922 годах храм был обнесён оградою, а на церковной земле возведены дома длч причта. В 1926 г. храм снаружи обшили досками,подшили внутри потолок. На 01.01.1938 года в приходе числились 1196 прихожан; из них 185 латышей,для которых 1 раз в месяц богослужения проводились на латышском языке. Отец Никифор прослужил в приходе до 1940 года. Источник: " Православные церкви в Латгалии " . С. Сахаров, изд. 1939 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07804

Дамаскин, епископ Костромской и Галичский (Аскоронский Дамиан) Происходил из среды киевского мещанства. Образование получил в Киевской духовной академии. Проходил различные послушания в Киево-Печерской лавре. В 1738 году пострижен в монашество. В 1740 году назначен учителем Новгородской духовной семинарии. С 1741 года – архимандрит Деревяницкого Воскресенского монастыря в Новгороде. В 1744 году перемещен в Рождество-Богородицкий Антониев монастырь. С 1746 года – ректор Новгородской духовной семинарии. 11 января 1748 года освобожден от ректорства и переведен в Хутынский монастырь. 7 января 1751 года назначен архимандритом Иверского Валдайского монастыря. 21 мая 1758 года хиротонисан во епископа Костромского. В 1759 году открыл в Костромской епархии шесть духовных правлений: в Костроме, Любиме, Нерехте, Плесе, Судиславле и Солигаличе, а при каждом из правлений в 1760 году основал малые училища для начального обучения детей; учредил во всех соборах протоиереев и установил десятоначальников и благочинных надзирателей; устроил для семинарии новые здания и церковь и обновил в ней преподавательский состав выпускниками Киевской духовной академии. Епископ Дамаскин привлекался к суду по делу митрополита Арсения (Мацеевича) , которому он рецензировал толкование псалмов. Разбор дела подтвердил неправоту преосвященного Дамаскина, и Святейшим Синодом ему был вынесен выговор. В 1764 году епископ Дамаскин тяжело заболел «подагрою и хирагрою» (хирагра – заболевание суставов рук – прим. ред.). Болезнь переносил терпеливо. В июне 1769 года он подал прошение об увольнении на покой, но прежде чем его прошение было удовлетворено, епископ Дамаскин 16 июля 1769 года скончался. Погребен он был в основанном им храме праведного Лазаря в Костромском Ипатьевском монастыре. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 51, 53, 59, 73, 849. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 96. Костромской Ипатьевский монастырь. Очерк. – Кострома, 1913. – С. 44. Русская старина. – 1876, апрель. – С. 737, 741, 747. – 1879, сентябрь. – С. 3–5, 20–21. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 64. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 50–51. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дмитриевка. Церковь Димитрия Ростовского. Димитриевская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село Димитриевское. Церковь в селе деревянная, построена прихожанами в 1870 г. В ней один престол во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого. В приходе находятся деревни: Старо-Першина (2 в.), Баженова (½ в.), Богданова (½ в.). Всего в приходе 267 дворов, прихожан муж. пола 1069, женск. пола 1058. Церковной земли имеется: усадебной 3 дес., пахотной 87 дес., сенокосной 9 дес. Церковный капитал 489 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Священник получает жалованья 300 руб., диакон 150 руб., псаломщик 100 руб. Кружечных доходов получается в год причтом до 300 руб. Дома для причта общественные, построены прихожанами. В селе имеется школа Минист. Внутр. Дел, в дер. Старо-Першиной - школа Минист. Народ. Просвещения. Ближайшая церковь в с. Мостовском (5 вер.). Расстояние от Консистории 400 вер., от благочинного 60 вер., от уездного города 85 вер. Адрес: ст. Лебяжья, Сиб. жел. дор. Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года/Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913. В 1863 г. жители деревень Димитриевской, Баженовой и Богдановой, прихода Знаменской церкви села Мостовского обратились в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о постройке деревянной на каменном фундаменте церкви в деревне Димитриевской во имя Святого Димитрия Митрополита Ростовского с образованием самостоятельного прихода. В марте 1864 г. выдана храмозданная грамота. Закладка нового храма состоялась 8 июля этого же года. В 1864 г. к новому приходу строящейся Димитриевской церкви отошла деревня Старая Першина, ранее находящаяся в приходе Знаменской церкви села Мостовского. Подрядчиком строительства выступил крестьянин села Утечьего Василий Лебедев. Иконостас выполнил курганский мещанин Степан Крутов. 24 марта 1870 г. исправляющим обязанности благочинного, священником села Мокроусовского Михаилом Першуковым состоялось освящение Димитриевской церкви. В 1913 г. в приход Димитриевской церкви села Димитриевского состоял из деревень: Баженова, Богданова, Старо-Першино. Храм закрыт в 1938 г. на основании постановления Челябинского облисполкома. В помещении церкви разместили клуб. Источник: сайт " Зауральская генеалогия " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50253

Иосиф, епископ Балтский, викарий Подольской епархии (Баженов Иван Гаврилович) Родился в слободе Александрова Острожского уезда Воронежской губернии. Первоначально учился в Воронежской духовной семинарии. В 1849 году поступил в Петербургскую духовную академию. 5 декабря 1853 года определен помощником ректора в Псковскую духовную семинарию. 12 июля 1855 года удостоен звания магистра. 11 марта 1856 года пострижен в монашество; 28 марта рукоположен во иеродиакона, а 29 марта – во иеромонаха. В 1857 году перемещен в Петербургскую духовную семинарию преподавателем. В октябре 1859 года назначен инспектором Петербургской духовной семинарии. С 29 марта 1862 года – ректор Костромской духовной семинарии. С 10 июня 1871 года – настоятель Лихвинского Покровского Доброго (Добренского) монастыря Калужской епархии. С 18 декабря 1873 года – член Петербургского духовного цензурного комитета. 11 октября 1881 года назначен настоятелем Московского Заиконоспасского училищного монастыря. 30 декабря 1884 года хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. Скончался 23 января 1886 года. Преосвященный Иосиф отличался замечательным проповедническим талантом, он проповедовал за каждой службой, красноречиво и глубокомысленно обсуждая современные общественные вопросы. Труды: Крестные ходы в Пскове и его окрестностях. – 1858. Историческая достоверность сказания Степенной книги о первоначальной святыне г. Пскова. Описание Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Утешение умирающим о Господе. Программа народной проповеди . Избранные слова, беседы и речи. – М., 1885. Поучения на Великие праздники Православной Церкви и на первую неделю Великого Поста. – 1881. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 131. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 188–190. Надеждин А. Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. – СПб., 1885. – С. 316. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-Церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1408. Церковный вестник. – СПб., 1886, 5, 7, 16. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 480–481. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 334. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 68. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Аарон, архиепископ Архангелогородский и Холмогорский Родился в 1688 году. Известен архимандритом Ярославского Спасского монастыря. В 1734 году назначен настоятелем Московского Чудова монастыря. Состоял членом Святейшего Синода. 23 декабря 1735 года хиротонисан во епископа Архангелогородского и Холмогорского с возведением в сан архиепископа. После хиротонии оставлен на год в Санкт-Петербурге для присутствия в Синоде. Затем отправлен был в епархию, где святительствовал два года и четыре месяца. Скончался 7 мая 1738 года. Погребен в Холмогорском Преображенском соборе. В Святейшем Синоде присутствовал в 1736 году с прочими членами Синода при допросах и присяге архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского) и чудовского архимандрита Евфимия (Калети). Литература: Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 9. Архив Святейшего Синода. – 1735, дело 117, (рукопись). Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В.В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 1–2. Русская старина. – СПб., 1886, февраль. – С. 273. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 570. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 47. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 814. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 10, 238. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 1089. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 3. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 59. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексий, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Новоселов Александр Александрович) Родился 17 ноября 1813 года в семье диакона Тверской епархии. С 1829 по 1837 год учился в Тверской духовной семинарии. В 1841 году окончил курс Киевской духовной академии и 27 августа назначен учителем Полтавской духовной семинарии. 18 декабря 1842 года ему присвоена степень магистра богословия. 30 сентября 1846 года переведен преподавателем в Тверскую духовную семинарию. 25 апреля 1848 года принял монашество и 4-го июля рукоположен во иеромонаха. С 22 апреля 1849 года – инспектор Подольской духовной семинарии. 9 августа 1853 года возведен в сан архимандрита. 29 октября 1856 года назначен ректором Подольской духовной семинарии и настоятелем Каменецкого Свято-Троицкого первоклассного монастыря. С 10 мая 1860 года – ректор Владимирской духовной семинарии. 17 января 1867 года хиротонисан во епископа Томского. С 21 августа 1868 года – епископ Екатеринославский. 23 июня 1871 года, по болезни, уволен от управления епархией и назначен членом Московской синодальной конторы. Скончался 26 февраля 1880 года в Донском монастыре. Погребен в приделе во имя преподобного Сергия в Малом соборе Донского монастыря. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 400. Известия по Казанской епархии. – 1869, 4. – С. 98. – 1870, 3. – С. 72. – 1873, 16. – С. 492–493. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 10. – С. 214–215. Православное обозрение. – 1868, декабрь. – С. 186–187. – 1873, январь. – С. 66. Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 729. Русский архив. – 1903, кн. 1, 2. – С. 248. 1912. 1. – С. 153. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 165, 557. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1415. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 400. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 359. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 852; т. 2. – С. 2170. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 20. Н. Д[урново] Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 65. 74. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Аполлос, епископ Слободско-Украинский и Харьковский (Терешкевич) Родился в Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию и назначен учителем в Новгородскую духовную семинарию. В 1780 году пострижен в монашество. В 1786 году определен игуменом Александро-Ошевенского монастыря Олонецкой епархии. В 1787 и 1788 годах состоял священником российского флота в иностранных государствах, имея под начальством флотских священнослужителей. С 1790 года – ректор Архангельской духовной семинарии и архимандрит Сийского Антониева монастыря. 9 марта 1803 года перемещен настоятелем Курского Знаменского монастыря. 14 октября 1813 года хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. Скончался 20 января 1817 года. Задолго до смерти преосвященный Аполлос почти совершенно потерял зрение. Окружающий мир он мало видел телесными очами. Но, отличаясь строгой и благочестивой жизнью, он зорко видел духовными очами. После смерти довольно богатая библиотека его была передана в Ростовскую духовную семинарию. Литература: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 704. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 326. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 215. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 638, 821, 965, 996. Список украинских писателей Кеппена в материалах П. Ефремова. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 2. – С. 914; т. 5. – С. 427; т. 6. – С. 189. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 71. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – М., 1852–1858, 1852, отд. 1. – С. 48. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 215. Православный собеседник. – Казань, 1899, январь. – С. 107. Харьковские епархиальные ведомости. – 1869, 1 и 6. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 2. – С. 2271. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 237–238. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010