Сильвестр, архиепископ Астраханский и Кавказский (Лебединский) Родился в семье пономаря Полтавской губернии. По окончании курса Киевской духовной академии вызван в Астрахань в качестве учителя духовной семинарии, там же и пострижен в монашество. В 1791 году назначен архимандритом Астраханского Спасо-Преображенского монастыря и ректором Астраханской духовной семинарии. 27 мая 1794 года перемещен ректором Казанской духовной семинарии и настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря. С 25 июля 1797 года – ректор Казанской духовной академии и учитель богословия. 25 сентября 1799 года хиротонисан во епископа Малороссийского и Переяславского, викария Киевской епархии. С 17 декабря 1803 года – епископ Полтавский и Переяславский. 25 января 1807 года переведен в Астрахань с возведением в сан архиепископа. 10 января 1808 года уволен на покой; 1 сентября того же года получил в управление Глуховский Петропавловский монастырь, но в пути заболел и 5 ноября 1808 года скончался в слободе Ровенках Острожского уезда Воронежской губернии. Погребен в той же слободе. Духовный писатель. Труды: Нетленная пиша, или Душеспасительные размышления. – М., 1799, 1794 и 1843. Приточник Евангельский. – М., 1876, 1808, 1822 и СПб., 1894. Истолкование притчи по стихам. – 1799, 1808. Литература: Пархоменко В. Сильвестр Лебединский , первый епископ Полтавской епархии. – Полтава, 1908. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 80. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 292–293, 314, 927. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 180. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 397.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Крайский) Происходил из Малороссии. Обучался в Киевской духовной академии, когда в ней не было высших классов (после разорения академии в 1655–1657 годах). В 1665 году уезжал в Западную Европу для продолжения образования и окончил там Римскую духовную академию. По возвращении на родину занял место учителя в Киевской духовной академии. В 1701 году вызван в Московскую духовную академию для преобразования ее по образцу Киевской. С 1704 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря в сане архимандрита. 11 марта 1705 года хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского. В том же году 18 сентября возведен в сан архиепископа. С сентября 1707 года – митрополит Смоленский и Дорогобужский. Скончался 5 июня 1712 года в Смоленске. Погребен в особой усыпальнице в Троицком Смоленском монастыре. Митрополит Сильвестр принадлежал к числу ученейших людей своего времени, знал несколько древних языков и итальянский. Любил заниматься математическими, астрономическими и естественными науками. В 1709 году митрополитом Сильвестром переведена с итальянского языка «Краткая Космография», вероятно, для Смоленских училищ. Уделял много внимания храмозданию. Чистая и святая его жизнь служит примером и для последующих поколений. Наряду со святителями Смоленскими Сильвестром I. Дорофеем и Симеоном, чтится местным населением как поборник Православия. У его гроба совершаются панихиды. Литература: Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск. 1898. вып. 1. – С. 14. 37. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 4. – С. 20. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 158, 591, 813. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1394, 1415. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 771.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симеон, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский В 1295 году (по другим источникам, в 1297 году) хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского митрополитом Киевским и всея Руси Максимом († 1305). В 1299 году митрополит Максим из-за частых набегов татар вынужден был оставить Киев и переселиться во Владимир со всем своим клиром. Здесь он, подобно предшественнику своему, сам сел на стол во Владимире, а епископа Владимирского Симеона посадил в Ростове. Это было только личное переселение митрополита Максима во Владимир, совершенно похожее на бывшее ранее переселение митрополита Кирилла († 1281), а не перенесение самой митрополичьей кафедры, которая по-прежнему оставалась в Киеве. С 1299 года – епископ Ростовский, Ярославский и Угличский. В 1300 году сопровождал митрополита Максима в Новгород, где 29 июня участвовал с ним в рукоположении Феоктиста в архиепископа Новгородского († 1310; память 23 декабря/5 января, 23 января/5 февраля). В 1311 году уволен на покой. В 1314 году скончался в городе Суздале. Литература: Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. – Ярославль, 1861. – С. 15. Нил (Исакович) , архиепископ. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. – С. 81. Титов А. А. Ростовская иерархия (материалы для истории Русской Церкви). – М., 1890. – С. 32–33. Титов А. А. Суздальская иерархия (материалы для истории Русской Церкви). – М., 1892, вып. 4. – С. 26–27. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 14, 111. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1853, 1859. – С. 346–348, 674–679. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 330, 653. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИКИЙ [Патрик; лат. Patricius; др.-ирл. Pátraic(c); новоирл. Pádraig] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах. Источники Патрикий [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах Патрикий [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах Сохранились 2 произведения, написанные самим П.: «Исповедь» (BHL, N 6492) и «Послание к Коротику» (BHL, N 6493) (изд.: St. Patrick. Confession et Lettre a Coroticus/Ed. R. P. C. Hanson. P., 1978. (SC; 249); далее Conf.). Возможно, записями высказываний святого являются фразы, сохранившиеся в «Книге из Арма» и известные как «Речения Патрика» (Dicta Patricii - CPL, N 1104) (изд.: Liber Ardmachanus: The Book of Armagh/Ed. J. Gwynn. Dublin, 1913. P. 17). Текст «Исповеди» сохранился в 7 манускриптах, в основном созданных на континенте и в Англии; среди этих рукописей ирл. происхождение имеет только «Книга из Арма». В 5 из 7 содержится также «Послание к Коротику». Континентальные рукописи сочинений П. (традиция, обозначенная Л. Билером как Ц) предположительно восходят к архетипу, привезенному в Галлию из Ирландии в 30-40-х гг. VII в. св. Фурсой и его братом Фойланом (Фаэланом). Обширная агиографическая традиция включает прозаические и стихотворные тексты, написанные гл. обр. на латыни и ирл. языке. К кон. VII в. относят 2 наиболее ранних сохранившихся Жития П.: Vita Patricii, его автор - Мурьху мокку Махтени (BHL, N 6497, 6498, изд .: Muirchu Maccumachtheni. Vita Sancti Patricii/Ed. R. P. E. Hoagan//AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 531-585; далее Muirch ú) и сочинение Тирехана, к-рое известно так же, как «Материалы к биографии» П. (BHL, N 6496, изд.: Tirechani collectania de Sancto Patricio//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 35-68; далее T í rech á n). Согласно т. н. Трехчастному Житию П., среди авторов сочинений о П. были «Колум Килле, сын Федельмида... Ултан мокку Конхобайр, Адомнан Уа Тинне, Айлеран Премудрый, Киаран из Белах-Дауна, епископ Айрмедах из Клохура, Колман Уамах, пресвитер Коллайт из Друим-Ройглеха», однако предположения об авторстве этих писателей в отношении сохранившихся текстов или фрагментов сочинений остаются гипотетическими.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (IX в.), свт. (пам. греч. 29 дек.), еп. Никомидийский. Был диаконом и хартофилаком храма Св. Софии в К-поле. Современник и друг патриарха К-польского свт. Фотия ; сохранилась их переписка (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 2. N 549). В 860 г. был рукоположен во епископа. Через нек-рое время оставил кафедру и отправился в ссылку вместе со свт. Фотием. Время кончины Г. неизвестно. В Синаксаре К-польской ц. память Г. отмечена под 29, 30, 31 дек. Г.- автор церковных песнопений, служб и ок. 170 гомилий: на Великие пятницу и субботу, Косме и Дамиану (изд.: PG. 100. Col. 1336-1528). Особенно выделяются богородичные темы, к-рым посвящен цикл различных Слов: на прав. Анну, 3 Слова на Зачатие Богородицы, на Рождество Богоматери, 4 Слова на Введение во храм Пресв. Богородицы (по всей видимости, Г. активно участвовал в распространении праздника - см.: Bouvy E. La fête de l " Εσοδος ou de la Présentation de la Vierge au Temple dans l " Église grecque//Bessarione. R., 1896/1897. Vol. 1. P. 555-562), на Благовещение, на прав. Иосифа и Богоматерь, на Сретение, на стояние Богоматери у Креста (в рукописях сохр. древний слав. перевод) и на Успение. Ему же, видимо, следует приписывать авторство повествования о ризе Богоматери с описанием избавления К-поля от «варварской» (рус.) угрозы в 864 г. и энкомий ризе и поясу Богоматери. Множество энкомиев посвящено различным святым (см.: BHG. T. 3. P. 254). Г. считается автором Жития прп. Саввы и энкомия свт. Николаю (изд.: Anrich G. Hagios Nikolaos. Lpz., 1913. Bd. 1. S. 92-96; 1917. Bd. 2. S. 162-163, 356-358). В рукописной традиции творения Г. часто усваивают др. известным авторам, напр. свт. Афанасию Великому, прп. Андрею Критскому. Изобилующие риторикой творения Г., по оценке С. Пападопулоса, не имеют высокого лит. достоинства. Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины) Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины) С Г., с большой долей вероятности, следует отождествить автора различных гимнографических произведений: самогласнов , кондаков , канонов и ирмосов , надписанных именем Георгий. Нек-рые из них затрагивают темы гомилий Г. Самогласны Г. включают 3 литийные стихиры на праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, 21 нояб. (они же повторяются в предпразднство и попразднство Введения; 2-я - также на Собор арх. Михаила, 8 нояб.); хвалитную стихиру отцам I Вселенского Собора, в Неделю 7-ю по Пасхе (стихира повторяется в др. последованиях Вселенским Соборам: по греч. книгам - в неделю от 13 до 19 июля, по слав. книгам - в неделю, ближайшую к 16 июля, и 11 окт.); 3 литийные стихиры свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб.; возможно, также стиховную стихиру вмц. Христине, 24 июля.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь. Николо-Корельский монастырь Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1935 Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Николаевский Корельский монастырь, 3 класса, на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, в 34 верстах от Архангельска. Основан в начале XV века иноком Евфимием (просветителем корелов, который скончался в 1435 году и покоится в соборном храме). Разоренный в 1419 году шведами монастырь был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот монастырь был сослан Новгородский архиепископ Феодосии Яновский и Ростовский митрополит Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К монастырю приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на острове Новая Земля, учрежденный в 1882 году и открытый в 1889 году; при нем школа для самоедских детей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди " морских " монастырей Севера. Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем - " Преподобного Евфимия " . Этот монах жил сред " корельских детей " на Летнем берегу и " просвещал " их, то есть обращал в христианство. Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.

http://sobory.ru/article/?object=08140

Выкса. Выксунский Иверский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии На фотографии подпись: «Архитектор Пётр Ал. Виноградов. 1899 г.». Фото из книги «Иверский-Выксунский женский монастырь: Исторический очерк». 4-е изд., испр. и доп. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, Собственная типография, 1900 г. Елена Григорьева 1 июня 1899 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Троицкий собор, заложенный в 1897 году на месте монастырской площади с восточной стороны от Иверского храма, стал наиболее крупным и значительным сооружением монастыря. С окончанием его строительства в 1902 году завершилось, в основном, формирование всего архитектурного комплекса монастыря. Основной объем храма представлял собой почти квадрат в плане площадью более 1400 кв.м, увенчивался пятью главами. Центральный барабан с 12 окнами являлся световым, высота до креста составляла 53 м. Автору проекта П. А. Виноградову удалось создать грандиозное величественное сооружение. Внутренние отделочные работы в соборе продолжались еще довольно долго, и это притом, что внутри его не было росписей. Главный престол во имя Святой Троицы был освящен лишь в 1909 году. Два других престола: во имя Вознесения Господня и Всех Святых – в 1912 году. Отделка металлического каркасного иконостаса закончилась только в 1913 году. Собор был летний, не отапливался. Он мог вместить до 4000 человек молящихся. Важно отметить, что различные металлические литые и кованые детали, ажурные ограды, решетки на окнах, железные плиты на полах, являлись неотъемлемой частью в архитектурном облике монастырских построек, так как и в самой Выксе, и в округе размещались богатые традициями и умельцами железоделательные заводы. Закрыт вместе с монастырем в 1919-м, взорван в 1927 году. http://vm1864.ru/History/history3.s.htm К середине 1890-х годов Выксунский Иверский женский монастырь приобрел широкую известность далеко за пределами самой Выксы благодаря, в основном, деятельности его основателя иеромонаха Гефсиманского скита, расположенного близ Троице-Сергиевой лавры, о. Варнавы. Существовавшие в обители Иверский соборный храм и Успенская больничная церковь, как отмечалось в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в это время уже не удовлетворяли «духовным потребностям монастыря и окружающего его населения». Встал вопрос об устройстве еще одного, более вместительного, соборного храма. Средства для его строительства были изысканы по инициативе все того же о. Варнавы. Жертвователями на новый храм стали, в основном, представители московского и тульского купечества (сам о. Варнава, в миру Василий Ильич Меркулов, происходил из семьи крестьян Тульской губернии).

http://sobory.ru/article/?object=14898

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856, Самара - 1.10.1926, Москва), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества . Род. в семье протоиерея. Учился в Самарской ДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1880 г. со степенью канд. богословия. В 1880-1883 гг. преподавал греч. язык в Подольской ДС. В 1883 г. рукоположен во иерея, служил в тюремной церкви Самары, одновременно преподавал греч. язык в Самарской ДС и Закон Божий в жен. гимназии. 5 июня 1884 г. назначен настоятелем Казанского собора Самары. В 1885 г. защитил в МДА магист. дис. «Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством» (изд.: Самара, 1885). Диссертация Б. представляет собой популярно изложенное введение в богословскую проблематику ислама с христ. апологетической т. зр., много места уделено в ней сравнению христианства с исламом. В 1887 г. Б. был утвержден магистром богословия. В 1892 г. возведен в сан протоиерея. Н. И. Боголюбский. Фотография. Нач. ХХ в. Н. И. Боголюбский. Фотография. Нач. ХХ в. В 1897-1902 гг. Б. являлся ректором Самарской ДС и главным редактором «Самарских епархиальных ведомостей» , в к-рых регулярно публиковал проповеди и статьи. В 1902 г. участвовал в публичных общеобразовательных чтениях для рабочих в Московском историческом музее. В 1902-1909 гг. состоял профессором богословия в Московском сельскохозяйственном ин-те. В 1903 г. вышли в свет брошюры Б. «О свойствах сердца Божия» и «Дело искупления рода человеческого, совершенное Иисусом Христом», написанные под сильным влиянием «юридической теории» спасения. В 1907 г. для ж. «Богословский вестник» Б. написал ст. «Об административно-воспитательном строе в духовных семинариях», к-рая была основана на личных наблюдениях и отличалась критическим отношением к духовному воспитанию в семинариях. С 1907 г. Б. являлся членом Московского духовного цензурного комитета, в 1909-1911 гг.- профессором богословия Московского коммерческого ин-та. Участвовал в собраниях Златоустовского кружка при ц. свт. Николая Явленного. В 1911-1918 гг. ординарный профессор богословия Московского ун-та, последний настоятель университетского храма во имя мц. Татианы перед его закрытием. В 1913 г. Б. издал курс лекций «Богословие в апологетических чтениях», основной целью к-рого была критика господствовавших в то время материализма и рационализма. Недостатки сочинения заключаются в схоластическом изложении правосл. вероучения, редком обращении к святоотеческому наследию.

http://pravenc.ru/text/149503.html

М.Н. Боголюбов Приложение 4 Освящение придела в храме Пекинского подворья 1 декабря 1913 г. «1-го декабря 1913 г., в присутствии почетного председателя Комитета по постройке храма при подворье, гофмейстера Двора Его Величества Б. В. Штюрмера, всего состава Комитета, во главе с председателем П. А. Фроловым, товарищем председателя И. И. Барановым, благочинным монастырей архимандритом Макарием в сослужении братии подворья – совершено освящение правого придела, в честь Казанской иконы Божией Матери, в верхнем храме подворья. Освященный придел, стараниями г-жи И. С. Беляевой и других богомольцев, снабжен хорошей утварью и богослужебными принадлежностями; иконостас поставлен постоянный с иконами, по рисункам и плану, одобренным Преосвященным начальником Миссии. Освящение состоялось при торжественной обстановке и огромном стечении молящегося народа. Накануне в главном приделе было совершено всенощное бдение архимандритом Макарием соборне с братией подворья; служение началось в 6 часов вечера и закончилось в 9 1/2 час. В день освящения престола – утреня, которая началась, обычно, по-праздничному, в 5 часов утра, с водосвятным молебном Царице Небесной, была отслужена в нижней церкви, а ранняя литургия, вслед за утреней и молебствием, при всенародном пении, в главном приделе верхнего храма. Чин освящения престола начался в 9 1/2 утра, причем антиминс, освященный еще для прежней деревянной церкви, в честь Казанской иконы Божией Матери, и, по нарушении престола в ней, оставленный на хранении при подворье впредь до освящения одноименного престола, в положенное время, был торжественно изнесен с престола главного придела на дискосе архимандритом Макарием; крестный ход, пройдя по церкви, вышел на паперть верхней церкви при колокольном звоне, и, войдя вновь в церковь правым боковым входом, остановился перед завесой, и по совершении положенных молитвословий, при пении «Кто есть сей Царь славы» прошел, имея во главе архимандрита, несущего св. антиминс на дискосе на главе своей во вновь освященный алтарь. По совершении Божественной литургии был отслужен молебен Царице Небесной пред местночтимой иконой Ее Казанской и провозглашено многолетие государю императору, царствующему Дому, Преосвященному начальнику Миссии епископу Иннокентию, членам Комитета, Пекинскому подворью с насельниками. По окончании служения членам Комитета и почетным богомольцам в архиерейских покоях был предложен чай с просфорой». Заведующий подворьем иеромонах Леонид. Китайский благовестник. 1914. Вып. 5–6. 15 марта. С. 17–18. Читать далее Источник: СПб.: Изд-во СПбГу, 1996. – 187 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Глава XXX. О сущности, природе и форме; об индивиде, лице и ипостаси Языческие философы, как уже было сказано, различали субстанцию ( ουσια) и природу ( φυσις). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же – субстанцию, определенную ее существенными разностями и соединявшую с бытием вообще качественную определенность бытия: разумную или неразумную, смертную или бессмертную, или, как сказали мы, неизменное и непреложное начало, причину, силу, вложенную в каждый вид Творцом для движения: ангелам – для разумения и сообщения друг другу своих мыслей, без помощи произносимого слова; людям – для разумения, размышления и сообщения друг другу, при помощи произносимого слова, своих внутренних мыслей; у неразумных животных – силу жизни, ощущения и дыхания; у растений – способность питания, произрастания и рождения; у камней – способность нагреваться и охлаждаться, а также свойственное неодушевленным предметам перемещение с места на место, под действием другого движения. Это они назвали природой, т.е. самые низшие виды ( τα ειδικωτατα ειδη), например, ангела, человека, лошадь, собаку, вола и т.п., – которые отличаются большею общностью, чем ипостаси, и обнимают их, заключаясь в каждой обнимаемой ими ипостаси равным и неизменимым образом. Таким образом, ипостасью они назвали более частное; более же общее и обнимающее ипостаси они назвали природой; наконец, существование вообще они назвали субстанцией. Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т.е. низший вид назвали субстанцией ( ουσιαν), природой ( φυσιν) и формой ( μορφην), – например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ουσια – субстанция – происходит от (глагола) ειναι, а φυσις – природа – от глагола πεφυκεναι, но ειναι и πεφυκεναι означают одно и то же – быть, существовать. Равным образом слова ειδος – вид и μορφη – форма – имеют значение одинаковое со словом phusis – природа. Единичное же ( μερικον) они назвали индивидом ( ατομον), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (νεργε). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это – акциденции, характеризующие ипостась. «Главы из Аристотеля. Существует ли что-либо; что существует; каким оно существует; по причинам чего существует?» Читать далее Источник: Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина : Пер. с греч. - Т. 1-. - Санкт-Петербург : Изд. Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913./Т. 1. - 1913. - XXIV, 442 с./Философские главы. 47-121 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010