Антитринитарии Антитринитарии, или Монархиане,– еретики II и III в., признававшие только единого Бога, Который именуется Отцом, а Второе и Третье Лицо Св. Троицы почитали или божественными силами (динамисты), или только формами единого Божества (модалисты). По лжеучению их, сей единый Бог во Христе стал человеком, был распят, страдал и умер, отчего еретики эти называются еще патрипассианами (допускавшими воплощение и страдания Бога Отца). Самым видным представителем антитринитариев первого рода был Павел Самосатский (из сирийского города Самосаты), второго – Савелий, пресвитер Птолемаидский (в Египте). Павел Самосатский, проводя в своем учении строгий еврейский монотеизм 1 утверждал, что Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог, что в Нем от рождения обитала в высшей степени, чем в ветхозаветных пророках, божественная мудрость или божественный разум и что только в нравственном смысле Он может быть назван Сыном Божиим. Согласно с этим своим лжеучением, Павел запретил в церкви антиохийской, епископом которой он был, петь стихи в честь Иисуса Христа, как Бога, и крестить во имя Его. Последователи Павла Самосатского, называвшиеся павлианами, существовали до IV в. Савелий Птолемаидский, утверждавший, что Бог есть одно Лицо, что Он как Отец – на небе, как Сын – на земле, как Святой Дух – в тварях, первый ввел в круг Своего созерцания Третье Лицо Святой Троицы, Святого Духа, и тем дал полное развитие системы монархиан-модалистов. Его лжеучение было осуждено на соборе Александрийском (261 г.) и Римском (262 г.). Ересь антитринитариев представляла собой только первые слабые попытки разума низвести откровенное учение на степень обыкновенного умозрения, а потому вообще не имела большого вредного влияния на ход церковной жизни. 1 Монотеизм (от греч. monos – единственный, единый; theos – бог) – религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму – многобожию.– Прим. сост. Читать далее Источник: Настольная книга для Священно-Церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)/С.В. Булгаков. - Изд. 3-е испр. и доп. - Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913. - 1772, с./VII. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч. [Справочник по ересям, сектам и расколам]. 1592-1745 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Муньга (Муньгское). Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:1742. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Вашкинский район, урочище Муньга (Муньгское) Координаты: 60.226375, 38.008667 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1913 Карта и ближайшие объекты В устье реки Муньги, впадающей в Белое озеро с востока, до создания Волго-Балтийской водной системы находилось большое село Муньга. Согласно актам XV века, Муньга в это время была поделена на две части - " половину Муньги, Знаменскую сторону " и " половину Муньги, Ильинскую сторону " . Это разделение, впервые зафиксированное в духовной грамоте Насона Захарьина 1455-1475 годов, прослеживается и по позднейшим документам, включая материалы генерального межевания, и является косвенным указанием на существование двух церквей - Знамения и Ильи Пророка - на двух берегах реки Муньги. Местоположение Ильинской церкви определяется по выходам битого кирпича на левом берегу реки рядом с нефтебазой. Местность представляет собой повышение береговой террасы с горизонтальной площадкой размером 50 х 70 метров, покрытой ямами и буграми, образовавшимися, вероятно, при сносе церкви и кладбища. В заложенных здесь шурфах зафиксированы кости из разрушенных погребений и контуры могильных ям, а также культурный слой с лепной средневековой керамикой, верхняя дата которой, очевидно, не выходит за рамки рубежа X-XI веков. Два других средневековых поселения, открытых на том же левом берегу реки Муньги, судя по присутствию круговой древнерусской керамики, имеют более позднюю дату - XI-XIII века. Таким образом, церковь Ильи Пророка была возведена не позднее третьей четверти XV века на месте древнейшего поселения муньгского гнезда. Достоинством этого участка безусловно можно считать значительную (на фоне окружающей низменности) высоту террасы, недостатком - отсутствие выгодного обзора со стороны Белого озера, от которого церковь была удалена на 300-400 метров. http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2197 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=38805

Речь на юбилейном торжестве по поводу 30-летия службы профессора Казанской Духовной Академии П.А. Юнгерова Источник 5 ноября 1909 года. Дорогой Павел Александрович! Корпорация Казанской Духовной Академии сердечно поздравляет Вас с исполнившимся 30-летием вашей профессорской и ученой деятельности. В жизни каждого общественного деятеля есть такие, так сказать, кульминационные пункты, с которых весьма удобно обозревать деятельность его, чтобы определить ея основной характер и открыть те незримые мотивы, которыми она направляется. В жизни профессора такими пунктами служат его юбилейные годы: 25-летие, 30-летие и проч. В самом деле, что такое, например, 30-летний юбилей профессора? Это итог усиленных в продолжение 30 лет лучшей поры в жизни, занятий профессора своей наукой, забот о разработке ея, о лучшей учебной ея постановке и проч., это 30 лет самого интимного «содружества» профессора с наукой. Подвести этот итог это значит указать, чем человек жил в продолжение 30 лет, что его радовало, волновало и проч. Что-же открывается нам с высоты вашего 30-летия на горизонте вашей жизни? Нечто в высшей степени отрадное и поучительное. Никогда еще богословская наука не знала такого полного, живого «содружества» между внутренним миром профессора и преподаваемой им наукой, какое существует между Вами и любимой Вами Библией . Не нужно долго изучать вашу жизнь, дорогой Павел Александрович, чтобы сказать, что Вы являете собой живой пример библейских добродетелей: чистой, детски-невинной веры в Бога ветхозаветных патриархов, ревности о славе имени Божия благочестивых еврейских царей и религиозного святого вдохновения боговдохновенных пророков. Как Вы воспитали в себе эти высокия добродетели – это тайна Вашей души. Несомненно, что в этом отношении имело большое значение то молитвенное настроение, которое никогда Вас не оставляет. Но как-бы то ни было, достоверно одно, что эти качества Вашего духа делают Ваше преподавание Св. Писания в Академии глубоко-назидательным, жизненным, увлекательным. Здесь заключается и разгадка того, что ваши лекции усердно посешаются студентами и ваши ученые труды с одинаковой любовью читаются и учеными людьми и простыми добрыми христианами. Дай-же Бог , чтобы эти святыя сокровища вашего духа еще долго-долго не оскудевали в Вас и свет ваших христианских добродетелей светил еще многие годы на радость и во славу любящей Вас, вашей родной Казанской Академии. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений : Т. 1-2/Еп. Алексий (Дородницын). - Саратов : [скл. изд. у авт.], 1913 (обл. 1915)-./Т. 2. : Слова и речи. - 1914 (обл. 1915). - 304, IV с./Речь на юбилейном торжестве по поводу 30-летия службы профессора Казанской Духовной Академии П.А. Юнгерова. 96-97 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Содержание Предисловие Теория гомилетики. Сущность и значение предмета гомилетики Что такое проповедь? Проповедь как вид ораторства, или красноречия Проповедь как исполнение церковно-религиозного служения О содержании проповедей. Различные виды проповедей Омилия, или изъяснительная беседа Слово, черпающее содержание из идеи церковного года Катехизическое поучение Проповедь на современные темы (публицистическая) О характере проповедей Церковно-библейский дух, или характер проповеди Популярность проповеди О приготовлении проповедей История проповедничества. Образцы проповедей в священном писании Нового Завета Знаменитые проповедники христианской церкви древнего периода Знаменитые проповедники российской православной церкви     Предисловие Предлагаемое нами «РУКОВОДСТВО ПО ГОМИЛЕТИКЕ» представляет собою конспективно изложенный курс лекций, читанных нами в 1941 году в Белграде на открытых там тогда, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия, Пастырско-Миссионерских Курсах, а затем, в 1951–1959 гг., в Свято-Троицкой Духовной Семинарии при Свято-Троицком монастыре близ селения Джорданвилль в штате Нью-Йорк, США. В основу «Руководства» положен прекрасный труд выдающегося профессора Киевской Духовной Академии и глубоко верующего православного христианина Василия Феодоровича Певницкого под заглавием: «Церковное красноречие и его основные законы» – С.-Петербург, 1908. Этот труд, явившийся плодом изучения всех вышедших до того времени руководств по гомилетике, является последним по времени в нашей дореволюционной гомилетической науке и, как нам кажется, несомненно лучшим и до сего времени непревзойденным трудом, живо и убедительно, в строго православном освещении знакомящим нас с основными законами церковного проповедничества. В этом причина широких заимствований, сделанных нами из этого труда, вплоть до самого метода распределения материала. В значительно меньшей степени использованы нами и другие руководства по гомилетике, а также многополезный «Сборник проповеднических образцов» преподавателя Донской Духовной Семинарии Платона Дударева (С.-Петербург, 1913) и книга проф. В. В. Сиповского: «История русской словесности», ч. 1, вып. 2. Мы будем глубоко благодарны Богу, если этот наш труд окажется полезным для всех готовящихся к принятию высокого сана священства, а также и для священнослужителей, ревнующих о том, чтобы проповедь их была действительно живым и действенным словом, а не одним лишь отбыванием формальной повинности, что всегда так губительно отражается на успехе пастырского служения вообще. Епископ АВЕРКИЙ Читать далее Источник: Руководство по гомилетике/Архиеп. Аверкий (Таушев). - М. : Изд-во Православ. Св.-Тихон. богосл. ин-та, 2001. - 142, с. ISBN 5-7429-0110-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Тарасий, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский Год и место рождения неизвестны. Был архимандритом Ростовского Иоанно-Богословского монастыря. В 1288 году в киевском Софийском соборе митрополит Киевский Максим († 1305; память 6/19 декабря) рукоположил архимандрита Тарасия во епископа Ростовского и Ярославского. В 1290 году освящал соборную церковь Успения Божией Матери в Великом Устюге по поручению ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей. Епископ Тарасий дважды ходил в Орду за ханским ярлыком. В 1295 году епископ Тарасий отправился в Великий Устюг, а вслед за ним поехал и князь ростовский Кирилл, который велел взять под стражу владыку и сопровождавших его лиц. Как долго владыка находился под стражей, летопись не сообщает. Известно, что после этого епископ Тарасий продолжал занимать епископскую кафедру в Ростовском княжестве. В 1299 году ушёл на покой. В 1304 году скончался. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 880. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 117. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 4, прим. 169, 182, 201, 247. Нил (Исакович) , архимандрит. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Изд. 1. – Ярославль, 1862, стр. 81. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 330. Крылов А.П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861, стр. 41, 45. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, стр. 14,176. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей, Киев, 1913, стр. 1417. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 22. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Ярославского епархиального попечительства, 1864, стр. 52. Полное собрание русских летописей: 24 т. Изд. Археографическою комиссией, СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 227; т. 4, стр. 102; т. 6, стр. 128; т. 7, стр. 179, 180, 181, 184. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. М. 1903–1911, 1908, 1916. Кн. 1, доп. стр. 469. Исторический вестник. СПб., 1881, март, стр. 492. Русский биографический словарь; в 25 т., СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 305. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 18, 106, 180, 199, 236, 311. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Георгий, митрополит Киевский и всея Руси Сохранившиеся о митрополите Георгии сведения очень немногочисленны и противоречивы. По происхождению одни считают его греком, другие грузином. Киевской митрополией он управлял примерно с 1062 года (по другим источникам – с 1067 года). В 1072 году он присутствовал при перенесении мощей святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015, память 2/15 мая и 24 июля/6 августа). В 1073 году во время междоусобицы сыновей Ярослава I уезжал в Грецию. Скончался в 1079 году (по другим источникам – в 1077 году). Труды: Стязание с Латиною. Полемическое сочинение// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 2, прилож. 8. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 3. – С.140–309. Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). – М., 1878. – С. 89–91. Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-российской полемики против латинян. – СПб., 1878. – С. 28–58, 191–198, 234–244. Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 1. – С. 286, 436–437, 854. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 64. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 14, 15. Православный собеседник. – Казань, 1858, март. – С. 438. – 1867, март. – С. 208. Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – С. 176–177. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 222–224. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 630. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб.. 1890–1907, т. 8. – С. 420. Русский биографический словарь: в 2 5 т, – СПб.; М.. 1896–1913, т. 5. – С. 432. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кирилл II, митрополит Киевский и всея Руси Имеются сведения, что пришел он в Россию из Греции (из Никеи), где тогда жили Константинопольские патриархи, изгнанные из Царьграда крестоносцами в 1204 году. Однако, как повествует Лаврентьевская летопись, хиротония Кирилла состоялась в России, «в лето 1224 поставлен бысть митрополитом в св. Софье, в Кыеве блаженный Кирилл грьчин, месяца генваря в 6, в праздник Богоявленья». По отзыву той же летописи, он был «учителей зело и хитр ученью Божественных книг». О смерти митрополита Кирилла в 1233 году упоминает Новгородская первая летопись. Митрополит Кирилл пользовался уважением русских князей и несколько раз умирял их ссоры между собой, не допуская разгореться настоящей борьбе. Именование митрополита Кирилла в летописях «блаженным» дает возможность предположить, что это был замечательный митрополит, выдающийся среди других архипастырей. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 605, 803, 808. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 3. – С. 23. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 3. – С. 151, 155, 157. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 94. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1. – С. 789. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884, 49. – С. 46, 47. Православный собеседник. – Казань, 1858, февраль. – С. 280. Исторический вестник. – СПб., 1885, декабрь. – С. 35. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 10. – С. 393. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1304, 1305. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 15 (кн. 29). – С. 120. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 663. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 294. Творогов О. В. Кирилл//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 222–223. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Авраамий, епископ Суздальский На Суздальской кафедре находился с 1431 года. В 1437 году сопровождал на Ферраро-Флорентийский Собор (1438–1439) митрополита Московского Исидора. На Соборе в 1439 году поставил свою подпись под решением Собора, признавшего церковную унию под главенством Римского папы. Первоначально епископ Авраамий отказался подписывать этот документ, за что был посажен на неделю в темницу митрополитом Исидором. По возвращении в Москву в 1441 году отказался от своей подписи и содействовал низложению митрополита Исидора, обвинив его в измене Православию. В 1448 году участвовал в поставлении митрополита всея Руси святителя Ионы. Скончался 15 декабря 1448 года. Труды: Исхождение Авраамия Суждальскаго на осмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791, т. 17. – С. 178–185. Литература: Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 6, 8. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 533–534. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 37. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 218. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т./Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 59. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1 доп. – С. 16. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 43. Журнал Московской Патриархии. – 1951, 10. – С. 39. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 44. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн I, митрополит Киевский О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 года при Ярославе Владимировиче Мудром († 1054), по другим – не позже 1008 года. В 1008 году митрополит Иоанн воздвиг две каменные церкви: одну в Киеве – во имя святых апостолов Петра и Павла на Берестове, а другую в Переяславле – во имя Воздвижения Честного Креста Господня. О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком, но, судя по тому, что он 14 июля 1021 года 2 торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти, есть основание предполагать, что он был русским. По другим соображениям, его считали болгарином. Скончался в 1035 году. Предполагаемый автор Службы святым мученикам Борису и Глебу. Труды: Служба святым мученикам Борису и Глебу//Чтения в историческом обществе Нестора-летописца: в 24 кн. – Киев, 1879–1914; 1900. – Кн. 14, вып. 3. – С. 125–164. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 2. – С. 19, 28. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1, первая половина. – С. 249. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – Т. 1. – С. 79. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 149. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1879. – С. 15. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 113–115. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1102. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 283. Творогов О. В. Иоанн (XI в.)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 206. 2 Согласно другой версии, причисление мучеников Бориса и Глеба к лику святых состоялось в конце княжения Ярослава Мудрого, в 1054 году или в 1072 году, в связи с перенесением мощей. – Прим. ред. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний, митрополит Тобольский и Сибирский (Нарожницкий) Родился в конце XVII века в Малороссии. Точные год и место рождения неизвестны. Образование получил в Киевской духовной академии. С 1739 года иеромонах Антоний был наместником Троице-Сергиевой лавры. 26 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. В 1744 году открыл Тобольскую духовную семинарию и положил основание семинарской библиотеке, пожертвовав для этого свою собственную библиотеку. Скончался 9 октября 1748 года. Преосвященный Антоний имел особую заботу о развитии просвещения в епархии. Он писал об этом в Святейший Синод и давал свои предложения о возможностях изыскания средств для открытия духовных училищ. Митрополит Антоний занимался и делом распространения христианства между язычниками и магометанами Сибири. Труды: Слово. – М., 1741. Слово, сказанное 4 августа 1742 г. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 529–530. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 640. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1415. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 67. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 318. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 318. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 67. Летопись занятий Археографической комиссии. – СПб., 1868, вып. 4 (материалы). – С. 62. Странник. – СПб.. 1867, 12. – С. 74–79. Православный собеседник. – Казань, 1907, ноябрь. – С. 710. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 112. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г.. т. 2. – С. 2167. Журнал Московской Патриархии. – 1954, 6. – С. 42. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 221. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 54. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010